24
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
Белова Светлана Николаевна
канд. педагог. наук, доцент кафедры дизайна и методики профессионального обучения ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается традиционный народный костюм как средство формирования исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза. Теоретико-методический ракурс проблемы исследования связан с недостаточным вниманием педагогов-практиков к исследованию историко-педагогической и этнокультурной феноменологии народного костюма, без чего невозможно грамотное его введение в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов-дизайнеров. Практический ракурс отражает тот факт, что использование потенциала традиционного народного костюма в формировании исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза затруднено недостаточной разработанностью педагогических условий формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений в сфере традиционного народного костюма в условиях вуза.
ABSTRACT.
The article examines the potential of traditional folk costume in the formation of research abilities at the future teachers-designers in conditions of high school. Theoretical and methodological aspect of the problem is related to the study, first of all, in practice, the lack of attention of educators practitioners to investigate historical and pedagogical and ethno-cultural phenomenology of folk costume, which is indispensable to its competent introduction to the process of training future teachers-designers. Practical perspective reflects the fact that the use of the potential of the traditional national costume in the formation of research skills of the future teachers-designers in the difficult conditions of high school the insufficient development of pedagogical conditions of formation at the future teachers-designers research skills in traditional folk costume in the conditions of high school.
Ключевые слова: традиционный народный костюм; потенциал; исследовательские умения; будущие педагоги-дизайнеры.
Keywords: traditional folk costume; potential; research skills; future teachers-designers.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в качестве результата освоения основной образовательной программы рассматривает владение будущими специалистами, в частности, педагогами-дизайнерами, общекультурными и профессиональными компетенциями, важным компонентом которых является сформированность у будущих специалистов исследовательских умений. В основу данного документа положен компетентностный подход, именно он актуализирует проблему формирования у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений, развивающих самостоятельность мышления и творческий подход к выполнению заданий. Наиболее важным для педагога-дизайнера является творческий взгляд на сложившиеся каноны, традиции в создании образцов одежды, предметов интерьера и т.д., их интерпретация с позиции современности. В этом проявляется исследовательский подход к делу, в котором умение осуществлять историкокультурный анализ традиционных образцов одежды является необходимой частью профессионализма педагога-дизайнера.
Народный костюм отражает мировоззрение, материальную культуру народа, его художественные и эстетические идеи, поэтому он играет большую роль в профессиональном становлении специалиста в области дизайна, для которого образцом является традиционный костюм в единстве красоты и целесообразности. Чувашский народный костюм входит в семиотическую сферу традиционной национальной культуры и как знак, и как символ художественно-творческого выражения. В его образно-стилистической структуре емко отразились художественно-эстетические представления народа, его менталитет. Это открывает широкие перспективы для
творческого осмысления будущими педагогами-дизайнерами народного костюма, его стилизации в процессе освоения учебных дисциплин «Чувашское декоративно-прикладное искусство» и «Моделирование и конструирование костюма с практикумом». Отсюда на первый план выходит задача ориентации будущих педагогов-дизайнеров на генерирование новых идей, творческую интерпретацию народного костюма в современных проектах. Творческая интерпретация народного костюма невозможна без глубокого и всестороннего его исследования. Это создает необходимость владения студентами исследовательскими умениями. Таким образом, можно утверждать, что изучение традиционного народного костюма при определенных условиях будет способствовать формированию у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений.
Как этнокультурный феномен, традиционный народный костюм представляет собой художественный комплекс декоративно-прикладного искусства, в котором отражены древнейшие слои культурной памяти народа (духовной, материальной, художественной), его история, символика, этноэстетические представления, выработанные многими веками жизнедеятельности этноса. Чувашский костюм - явление вполне самостоятельное и уникальное в России. Формирование национального костюма происходило на протяжении тысячелетий. Отсюда следует, что в процессе обучения студентов необходимо проследить генезис и взаимовлияния элементов костюма.
Структурно-композиционный анализ
первоисточника, каким является традиционный народный костюм, трансформация его в современные решения, способствуют развитию творческого воображения студентов, дает студентам надежную базу для работы над своеобразием стиля [1].
25
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Как педагогический феномен, традиционный народный костюм, являясь предметом изучения, обладает неисчерпаемым образовательно-воспитательным
потенциалом, который заключается в том, что в процессе изучения народного костюма, его особенностей, у обучающихся - будущих педагогов-дизайнеров - появляется возможность, более того, необходимость в приобретении умений анализировать этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей, рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности, использовать знания колористических и композиционных особенностей костюма, в частности, этнических групп чувашей при проектировании авторских коллекций, разрабатывать презентации, графическое оформление планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представлять костюм, коллекцию в художественном оформлении.
Отмечая воспитательный потенциал народного костюма, необходимо выделить направленность на развитие ассоциативного мышления, понимание непреходящей ценности народной художественной культуры, все то, что вызывает чувство прекрасного, гордости и любви к своему народу. В педагогическом процессе изучение народного костюма, его этнокультурной и педагогической феноменологии осуществляется сквозь призму видения его образовательно-воспитательного потенциала, реализация которого позволяет взглянуть на традиционный народный костюм с позиции его востребованности как эталона красоты и целесообразности в современном дизайне одежды. Различные виды декоративно-прикладного искусства составляют огромный пласт народной культуры и образовательно-воспитательный потенциал. Приобщение студентов - будущих педагогов-дизайнеров - к народному декоративно-прикладному искусству (в частности, к традиционному чувашскому костюму) в системе образования, его эффективное влияние на развитие творческих способностей у обучающихся во многом зависят от реализации педагогических условий, созданных в рамках образовательного процесса. В ходе работы с различными материалами студенты повышают эстетический уровень и художественный вкус, а самое главное - учатся творчески мыслить, комбинировать, разрабатывать авторские коллекции на основе стилизации народного костюма. Чтобы сохранить у студентов познавательный интерес, можно ввести в практику методику, позволяющую выявить навыки конструирования, определения последовательности операций, навыки работы с расходным материалом и его практическим использованием. Это открывает уникальную возможность использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов традиционного костюма, что является основой для развития чувства композиции, а также навыков техники выполнения разновидностей простых и сложных элементов, ручного мастерства каждого студента, реализации творческого потенциала. Именно исследовательская деятельность эмоционально стимулирует мыслительную активность студентов, которая обусловливает продуктивное решение художественно-эстетических задач и стимулирует их понимание специфики средств народного декоративно-прикладного искусства, а также воспитание высоких эстетических качеств, креативного мышления и индивидуального мировоззрения.
Педагогическая ценность традиций чувашского народа заключается в том, что на образцах красоты и
функциональности изделий веками обучали и воспитывали подрастающие поколения. Необходимо понимать, что в современных условиях при сохранении традиций (принципы работы, материалы, этническая специфика - орнамент, узоры, колорит) мастером используются новые технологии, условия применения, новые формы и материалы. В контексте представленной проблемы исследования понятие «потенциал традиционного народного костюма» в развитии исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров определяется как интегративная совокупность народнопедагогических и этнокультурных «методов, средств, запасов, источников», имеющихся в наличии художественно-эстетических традиций народа в целом, и чувашского народного искусства, в частности, которые могут быть интегрированы и приведены в образовательновоспитательное действие, использованы для достижения цели и задач развития поисковой, учебно-проектной и творческой деятельности обучающихся в вузе. Этот формирующий потенциал имеющихся этнокультурных форм, методов, средств, может быть использован также для приобщения студентов - будущих педагогов-дизайнеров - к профессиональной деятельности на основе формирования исследовательских качеств, умений реализовать мировосприятие, взгляды и убеждения в профессиональной деятельности в сфере дизайна. Он весьма специфичен и определяет своеобразие этнических традиций народного декоративно-прикладного искусства и способствует формированию национального самосознания молодежи в соответствии с народным менталитетом и народным идеалом.
Художественно-эстетические традиции декоративноприкладного искусства как система этнических ценностей, представлений, творчества народа, передаваемые из поколения в поколение, воссоздаются в творческой, преобразовательной и исследовательской деятельности студентов, что обусловливает их использование в формировании у будущих педагогов-дизайнеров исследовательских умений на основе изучения традиционного народного костюма. Использование образовательно-воспитательного потенциала чувашского народного костюма в развитии исследовательских умений у студентов в вузе выступает необходимым условием формирования умений творчески решать художественнопедагогические задачи в реализации этнокультурного компонента, что определяет его профессиональную готовность к педагогической и дизайнерской деятельности. В раскрытии основных положений необходимо исходить из реальных возможностей этнокультурного потенциала чувашского народного костюма. Этнографические знания помогают будущим педагогам-дизайнерам овладевать умениями выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей, а это важно для того, чтобы в его воссоздании не допускать эклектики.
Разработать новый по форме национальный костюм -означает найти точные характерные черты, присущие только костюму этого народа. Данному процессу способствует разработанный структурно-композиционный анализ чувашского народного костюма, начальными этапами которого являются: выявление силуэта и его геометрических форм (вид спереди, сбоку и сзади и графическая схема форм костюма) (рисунок 1); пропорциональный анализ костюма, выполняющийся в виде схемы с основными соотношениями форм костюма (рисунок 2); ритмический анализ костюма, который
26
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
рекомендуется выполнять в трех силуэтных изображениях, выделяя цветом характерный для костюма ритм (рисунок 3).
Рисунок 1. I этап - структурно-композиционный анализ силуэта и выявление геометрических форм силуэта. Работа Скворцовой С. А.
Рисунок 2. II этап - пропорциональный анализ костюма Рисунок 3. III этап - ритмический анализ костюма
Работа Скворцовой С. А.
Большое значение в композиционном построении костюма имеют колористическое оформление костюма и фактура его материалов, поэтому важным этапом подготовительного к творческой работе исследования является анализ тональной структуры костюма, включающей характеризующие хроматические цвета: цветность и светлотность (рисунок 4), а также анализ
цветовой структуры костюма, выполненный с передачей цветофактурных характеристик элементов костюма и выведенный в диаграмму пропорциональных цветовых отношений (рисунок 5).
27
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рисунок 4. IV этап - анализ тональной структуры костюма
Рисунок 5. V этап - анализ цветовой структуры костюма
Работа Скворцовой С. А.
О большом значении цвета в костюме свидетельствует этнография. Так, одежда из пестряди, появившаяся в XIX веке, служила только для утилитарных целей. В этой одежде люди не допускались до обрядов: «Хамад таханакан вутра дунё, шура таханакан райра пуле» (Носящие пестрядь будут гореть в огне, а белые рубахи -пойдут в рай) [3, с. 165].
Далее при конструировании костюма, студентам следует обратить внимание на декоративное решение костюма накладного и навесного декора, выделяя их образные характеристики (рисунок 6). Декор является одним
из основных способов достижения художественной выразительности костюма. Здесь силуэтные изображения костюма проявляются декоративными акцентами, согласованностью декора в целостной композиции костюма. На этом этапе необходимо выделить образные характеристики костюма, которые с особой силой проявляются в декоративном решении, которое создается накладным (вышивкой, шитьем бисером, аппликацией и т.д.) и навесным декором (нашейными, наплечными украшениями, декоративными поясами), наличием ювелирных украшений.
Рисунок 6. VI этап - выделение образной характеристики костюма. Работа Скворцовой С. А.
Общность декоративного решения и орнамента позволяет объединить различные части костюма в единый неповторимый комплекс. При определенных обстоятельствах монистами украшались и мужчины: не только невеста, но и жених украшался монетами и платком с вышивкой [2]. Изучение историко-культурных истоков чувашского народного костюма позволяет будущим педагогам-дизайнерам приобретать умение анализировать
этнографическую литературу, выявлять особенное и общее в костюме этнических групп чувашей; рассматривать традиционный костюм сквозь призму аутентичности и современности; использовать знания об этнокультурных параллелях и особенностях (колористических, композиционных и др.) народного костюма при проектировании авторских коллекций; формировать умение разрабатывать презентации, графическое оформление
28
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 11 (20), 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
планшетного ряда народного костюма с его аннотированным текстовым изложением, представлять костюм, коллекцию в художественном оформлении; развивать ассоциативное мышление; понимать непреходящую ценность народной художественной культуры, все то, что вызывает чувство прекрасного, гордости и любви к своему народу.
Таким образом, на сегодняшний день традиционный народный костюм как этнокультурный и педагогический феномен обладает неисчерпаемым образовательновоспитательным потенциалом в формировании исследовательских умений у будущих педагогов-дизайнеров в условиях вуза.
Список литературы:
1. Белова, С. Н. Мода и дизайн. Современная одежда и аксессуары 2009 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / С. Н. Белова. - Ростов н / Д., 2009. -
С. 147-153.
2. Сбоев, В. А. Чуваши в бытовом, историческом и
религиозных отношениях / В. А. Сбоев. - М. : Типография С. Орлова, 1865. - 190 с.
3. Ягафова, Е. А. Самарские чуваши (историю-
этнографические очерки). Конец XVII - начала XX вв. / Е. А. Ягафова. - Самара : Поволжье, 1998. - 368 с. : ил.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГА ВУЗОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА
Иванов Станислав Сергеевич
ст.н.с. Центра прогнозирования и проектирования образовательных систем Федерального института развития
образования, Москва
Волкова Ирина Евгеньевна
канд.филолог.наук, Заместитель руководителя Центра прогнозирования и проектирования образовательных систем
Федерального института развития образования, Москва
АННОТАЦИЯ
Реформы высшего образования, проводимые в Евразийском Союзе, предоставляют возможность многомерного ранжирования вузов и образовательных программ, обеспечивая равноправное участие вузов как в национальных и региональных, так и глобальных рейтингах. В отличие от Шанхайского и англосаксонских рейтингов многомерный рейтинг ранжирует вузы по профилю деятельности, что позволяет в каждом профиле определять свои сильные вузы. В этих целях проводится классификация вузов, выделяются в отдельную группу вузы, функционирующие по модели «совершенное качество» и остальные вузы, ориентированные на социально-экономическое развитие национальных экономик стран-членов Евразийского Союза.
ABSTRACT
Reforms of higher education held in the Eurasian Union, give the opportunity to elaborate the multi-dimensional ranking of universities and educational programs, ensuring equal participation of higher education institutions in both national and regional, and global rankings. Unlike the Anglo-Saxon and Shanghai rankings multi-dimensional ranking ranks higher education institutions according to the profile of their activities. In this case, there will be strong higher education institutions in each profile. This requires a classification of higher education institutions, setting apart a separate group of higher education institutions, operating on the «excellence» model, and the rest of the universities focused on socio-economic development of the national economies of member countries of the Eurasian Union.
Ключевые слова: Болонский процесс, качество высшего образования, совершенное качество, независимая аккредитация, университетская автономия, терминология, рейтинги, многомерный рейтинг, принципы ранжирования.
Keywords: the Bologna Process, quality of higher education, excellence, independent accreditation, university autonomy, terminology, rankings, multi-dimensional ranking, principles of ranking
Успешное проведение реформ высшего образования на Украине, Белоруссии, Армении и Казахстане диктуют необходимость создания такого рыночного инструмента развития конкуренции между вузами Евразийского Союза как рейтинг.
Одновременно в этот рейтинг включаются Центрально-азиатские страны: Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Туркменистан, которые с 2013 года занимаются повышением качества образовательных программ в соответствии с европейским проектом «Настройка (Тюнинг)» [8].
Концепция рейтинга вузов и образовательных программ Евразийского Союза (Евразийский Союз является наследником ЕврАзЭС, где в 2013 г. по разработанной нами методологии МИГ «Интерфакс» провел линейное ранжирование вузов стран СНГ, в котором участвовали специально отобранные вузы) определяет принципы,
основные цели и задачи по повышению качества и релевантности вузов на глобальном рынке образовательных услуг за счет углубления межвузовского сотрудничества и ориентации на европейские стандарты.
Концепция является основным документом не только продвижения вузов Евразийского Союза в глобальных рейтингах, но и документом, определяющим меры по сотрудничеству в повышении качества и релевантности национальных систем высшего образования этих стран. Она призвана обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти, вузов и научных учреждений, организаций и общественных объединений в развитии высшего образования и научных исследований.
Настоящая концепция рейтинга основывается на развитии сотрудничества в области реформирования высшего образования, его диверсификации и классификации вузов, обеспечения качества образования и научных исследований,