Научная статья на тему 'Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе'

Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7560
865
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арсентьева М. В.

Проведен анализ психологических факторов, влияющих на успешность обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SUCCESSFUL TRAINING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the analysis of the psychological factors influencing success of training of the student is carried out.

Текст научной работы на тему «Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе»

5. ГОСТ 3.1404-86. Формы и правила оформления документов на технологические процессы и операции обработки резанием. М.: Изд-во стандартов, 2003. 59 с.

G.M. Sheynin, M.N. Bobkov

FORMING OF SOME MANUFACTURING COMPETENCES WHILE STUDYING THE UNIFIED SYSTEM OF TECHNOLOGICAL DOCUMENTATION

It considerates the some standard competences of master of technology, condition of their forming, methodological features of the course "Unified system of technological documentation". It gives the examples of analysis of standard terminology on appraisement quality of regular and manufacturing documentation.

Key words: preparation, master, manufactory, competence, analysis, technological documentation, standard, regular, quality.

Получено 17.10.12

УДК 37.042.2

М.В. Арсентьева, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-18-79, mars [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Проведен анализ психологических факторов, влияющих на успешность обучения студентов.

Ключевые слова: повышение успешности обучения, психологические факторы.

В последние годы в высшей школе наметилась тенденция снижения уровня школьного образования поступающих, особенно на технические специальности, что естественным образом сказывается и на уровне выпускаемых после окончания вуза специалистов.

Руководители ведущих вузов страны, в том числе ректор МГУ В.А. Садовничий, неоднократно подчеркивали, что знания, демонстрируемые абитуриентами при поступлении в вуз, с каждым годом все слабее и слабее, что указывает на снижение уровня подготовки выпускников школ. В.А. Садовничий также отмечает, что необходимо вводить дополнительные курсы в вузе, например по школьной математике, чтобы подтянуть уровень поступивших для усвоения того высокого стандарта, который университет снижать не собирается. Подобные курсы, называемые курсами адаптации, действуют и в ТулГУ. Однако не каждый студент, обучающийся за счет бюджетных средств, может себе их позволить.

В сложившейся ситуации преподаватель высшей школы вынужден снижать планку требований, предъявляемых к студентам, ориентируясь на так называемого «среднего» студента. Однако возможен и другой подход, требующий, конечно, от преподавателя большего профессионализма

именно как от педагога, способного уделить больше сил и внимания именно индивидуальной работе с каждым конкретным студентом.

На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); плата за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов.

Указанные факторы можно разделить на две группы: внутренние (психологические) и внешние (социальные и педагогические). Причем факторы как одной, так и другой групп оказывают равнозначное влияние на учебно-воспитательный процесс студента. Возможно, изучение именно психологического портрета каждого конкретного студента поможет преподавателю повысить интерес обучаемого к предмету и получаемой специальности в целом и улучшить, прежде всего, успешность его обучения в вузе.

Почему одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, в то время как другие все делают словно из-под палки, а появление даже незначительных препятствий резко снижает их активность вплоть до разрушения учебной деятельности? Такие различия можно наблюдать при одних и тех же внешних условиях учебной деятельности (социально-экономическое положение, организация и методическое обеспечение учебного процесса, квалификация преподавателя и т.п.). При объяснении этого феномена психологи и педагоги чаще всего апеллируют к таким индивидуально-психологическим особенностям обучающихся, как уровень интеллекта (способность усваивать знания, умения, навыки и успешно применять их для решения задач); креативность (способность самому вырабатывать новые знания); учебная мотивация, обеспечивающая сильные положительные переживания при достижении учебных целей; высокая самооценка, приводящая к формированию высокого уровня притязаний, и др. Но ни одного из этих качеств в отдельности, ни даже их сочетания недостаточно для того, чтобы гарантировать формирование установки студента на повседневный, упорный и тяжелый труд по овладению знаниями и профессиональным мастерством в условиях достаточно частых или длительных неудач, которые неизбежны в любой сложной деятельности. Каждый преподаватель может привести примеры из своей педагогической практики, когда очень способный и творческий студент с высокой (а ино-

гда и неадекватно высокой) самооценкой и исходно сильной учебной мотивацией «ломался», сталкиваясь с серьезными трудностями в том или ином виде учебной деятельности, и переставал двигаться вперед, в то время как гораздо менее одаренный его товарищ успешно преодолевал эти трудности и со временем добивался гораздо большего.

Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо хотя бы кратко рассмотреть основные виды психологических и психофизиологических особенностей людей, а также имеющиеся данные об их влиянии на учебную деятельность студентов.

Для выделения психологических факторов существуют различные подходы. Например, И.И. Ильясов [1] выделяет две подгруппы факторов: познавательную и личностную. К подгруппе познавательных факторов, детерминирующих успешность обучения, относят: восприятие, мышление, понимание, воображение, память, речь, внимание, интеллектуальные стили познания. В подгруппу личностных факторов входят мотивационные, волевые, эмоциональные факторы и самосознание (самооценка).

С.Д. Смирнов в своих работах выделяет следующие факторы, влияющие на успешность обучения студентов в высших учебных заведениях [2].

1. Конституция. Немногочисленные исследования в данной области показывают, что студенты с одним типом телосложения быстрее расходуют силы и потому их лучше спрашивать в числе первых и давать вначале более трудные задачи, а позже более простые, им чаще требуется повторение пройденного материала из-за худшей долговременной памяти, студентам с другой конституцией можно давать задачи возрастающей сложности, на экзаменах их лучше спрашивать в числе последних.

2. Нейродинамика. Для людей с разным типом темперамента одни условия являются более благоприятными для успешного обучения, а другие - неблагоприятными, организационные формы обучения в современном вузе более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой, поэтому среди них больше тех, кто хорошо учится, чем среди имеющих слабую и инертную нервную систему.

3. Способности. Утверждение о влиянии способностей на успешность обучения студентов кажется тривиальным, но характер этого влияния, как показывают исследования, оказался не таким однозначным, как представляется на первый взгляд. Многое зависит от того, какое место способности занимают в структуре личности конкретного студента, в системе его жизненных ценностей и как они сказываются на развитии других личностных качеств. Во-первых, в структуре способностей следует выделить такие относительно самостоятельные составляющие, как общий интеллект, социальный интеллект, специальные способности и креативность (способность к творчеству). Однозначно можно сказать о положительной связи с успешностью обучения только относительно специальных способностей. К ним относятся сенсорные способности (фонематический

слух для лингвиста, звуковысотный для музыканта, цветоразличительная чувствительность для художника и т. п.); моторные способности (пластика и тонкая координация движений для спортсменов, танцовщиков, артистов цирка и т.п.); профессиональные способности (техническое мышление, пространственное мышление, математическое и т.п.). Во многих случаях низкий уровень развития профессионально важных специальных способностей делает недоступным успешное обучение в вузе соответствующего профиля. И наоборот, успешное обучение в вузе фактически совпадает с процессом формирования специальных профессиональных способностей.

В последнее время в психологии в качестве относительно самостоятельного вида выделяется социальный интеллект, т.е. комплекс способностей, лежащих в основе коммуникативной компетентности (компетентности в общении), обеспечивающей успешное решение задач по адекватному восприятию человека человеком, установлению и поддержанию контактов с другими людьми, воздействию на других людей, обеспечению совместной деятельности, занятию достойного положения в коллективе и обществе (социальный статус). Есть данные, что высокий уровень социального интеллекта иногда развивается в качестве компенсации низкого уровня развития общего интеллекта и креативности. В то же время формальная успеваемость таких студентов может быть завышена за счет умелого воздействия на преподавателей с целью получения желаемой более высокой оценки.

Во многих исследованиях получены довольно высокие корреляции уровня общего интеллектуального развития с академической успеваемостью студентов. Вместе с тем лишь немного более половины студентов повышают уровень общего интеллекта от первого курса к пятому, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних студентов, а сильные часто выходят из вуза с тем же, с чем и пришли. В этом факте находит свое выражение преимущественная ориентация всей системы нашего образования на среднего (а в каком-то смысле и усредненного) студента. Преподавателям хорошо знаком феномен, когда у весьма способного и «блистающего» на первых курсах студента возникает неадекватно завышенная самооценка, чувство превосходства над другими, он перестает систематически работать и резко снижает успешность обучения. Этот феномен также нашел свое выражение практически во всех типологиях личности студента.

Креативность, как и интеллект, относится к числу общих способностей, но если интеллект представляет собой способность усваивать уже существующие в обществе знания и умения, а также успешно применять их для решения задач, то креативность обеспечивает создание человеком чего-то нового (прежде всего нового для себя, часто являющегося новым и для других).

С.Д. Смирновым [2] на слушателях факультета повышения квалификации МГУ в 1995-1997 гг. было проведено исследование вариантов сочетаемости уровней развития интеллекта и креативности. Полученные результаты соответствовали данным о существенных различиях в показателях интеллекта и креативности у разных людей (высокий уровень того и другого, высокий уровень креативности и низкий уровень интеллекта, низкий уровень креативности и высокий уровень интеллекта, низкий уровень того и другого).

4. Учебная мотивация. Существует прямая корреляционная связь между направленностью на приобретение знаний и успешностью обучения. Однако в ряде исследований доказано, что некоторые студенты, направленные на получение профессии, часто проявляют избирательность, деля дисциплины на «нужные» и «ненужные» для их профессионального становления, что может сказываться на академической успеваемости. Установка на получение диплома делает студента еще менее разборчивым в выборе средств на пути к его получению (нерегулярные занятия, «штурмовщина», шпаргалки и т.п.). Также были выявлены существенные различия в мотивации учебной деятельности студентов коммерческих отделений или вузов по сравнению с «бюджетниками». Для студентов второй группы более значимы мотивы «получить диплом», «приобрести профессию», «вести научные исследования», «пожить студенческой жизнью», а для первых - «добиться материального благополучия», «свободно владеть иностранными языками», «стать культурным человеком», «получить возможность обучения за границей», «освоить теорию и практику предпринимательства», «добиться уважения в кругу знакомых», «продолжить семейную традицию». Тем не менее, успешность обучения «коммерческих» студентов существенно хуже, чем студентов «бюджетников», особенно в престижных вузах, где высокий конкурс обеспечивает отбор наиболее сильных и подготовленных абитуриентов.

5. Волевые качества. Сам по себе факт связи успешности обучения с волевыми качествами личности ни у кого из преподавателей не вызывает сомнений, но большая проблема состоит в таком построении учебного процесса, чтобы студенту приходилось как можно реже преодолевать себя, силой заставлять себя включаться в учебную деятельность. Полностью исключить необходимость апелляции к волевым качествам студента, по-видимому, нельзя, но и сваливать все проблемы и недоработки в организации учебного процесса на лень и безволие студентов тоже недопустимо. Мотив обучения должен лежать внутри самой учебной деятельности или как можно ближе к ее процессу. Достичь этого можно двумя путями. Самый важный - сделать процесс обучения максимально интересным для студента, приносящим ему удовлетворение и даже удовольствие; помочь студенту сформировать такие мотивы и установки, которые позволят ему испытывать удовлетворение от преодоления внутренних и внешних препятствий в учебной деятельности.

6. Акцентуации характера. В отличие от темперамента он определяет не энергетическую (силовую и скоростную) сторону деятельности, а выбор тех или иных типичных для данного человека приемов, способов достижения цели, можно сказать, «блоков» поведения. Как и темперамент, характер не влияет прямо на успешность обучения, но может создавать трудности или благоприятствовать обучению в зависимости от организационных форм, методов преподавания, стиля педагогического общения преподавателя. Прежде всего, это касается людей с так называемыми акцентуациями характера, создающими «острые углы», «проблемные зоны», затрудняющие для их обладателей построение адекватных взаимоотношений с другими людьми, в том числе в учебной деятельности.

И.Л. Соломин отмечает, что «успешность учебной деятельности зависит не только от уровня и структуры интеллекта, не только от степени выраженности черт личности, но и от содержания потребностей» [1].

В своих работах А.Д. Ишков приводит три уровня психологических черт профиля личности, влияющих на успешность обучения студента: конституциональные, социально-ролевые и личностные [1].

Конституциональные (организмические, генотипические) черты. Прогнозировать поведение человека в предельно широком диапазоне ситуаций позволяет знание наиболее общих индивидуально-типологических особенностей его психики, описываемых через свойства нервной системы, тип темперамента, тип познавательной деятельности и др. На этом уровне деление черт на «хорошие-плохие» не имеет смысла. Это та психофизиологическая основа, которую человек получил от природы, и его задача -использовать свои природные особенности максимально эффективно. Именно использовать и развивать, но не бороться, «не рубить тот сук, на котором сидишь». Организмические черты наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими параметрами профиля личности и не поддаются кардинальным изменениям. Однако в результате длительной тренировки можно несколько расширить, сдвинуть в ту или иную сторону диапазон их проявления. Генотипические особенности полезно знать для того, чтобы выбирать те виды и способы деятельности, в которых возможности психики реализуются наиболее эффективно: максимально используются ее сильные стороны и минимизируется влияние слабых. Конституциональные черты обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широкого класса ситуаций. Они являются тем фундаментом, на котором возводится «здание» характера. Каким будет это здание, конечно же, задается фундаментом. Однако на одном и том же фундаменте архитектор может возвести различные сооружения: как по внешнему виду, так и по назначению. В деле построения личности таким

архитектором является сам человек и те конкретные условия, в которых протекает его жизнь.

Социально-ролевые (индивидные, социальные) черты. К более узким классам ситуаций относятся социально-ролевые черты человека, определяемые его опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях. Взаимодействуя с людьми, каждый человек «играет» определенные роли: мужчины или женщины, ребенка или взрослого, начальника или подчиненного, продавца или покупателя и т.д. Находясь в ролевой позиции, индивид проявляет черты, предопределенные социальной и предметно-профессиональной средой его развития (способы наказаний или поощрения в семье, жесткий контроль или либерализм социального окружения в учебной или профессиональной деятельности, опыт решения практических или теоретических задач и т. п.). На этом уровне человек формируется как субъект труда, как полезный член общества, а выделяемые здесь черты имеют более широкий спектр и характеризуют соответствие поведения человека принятым (в зависимости от его статуса и позиции в обществе) нормам. Количество освоенных человеком ролей определяет его способность менять их в зависимости от ситуации и поставленной цели.

Личностные (индивидуально -личностные, рефлексивно -ситуационные). Поведение человека в конкретной ситуации в значительной степени зависит не только от его конституциональных особенностей и социально-нормативного опыта, но и от собственной субъективной активности, особенностей целеполагания, рефлексии, самооценки, актуализируемых в данной ситуации личностных смыслов и т.д. Появление у человека индивидуальных, неповторимых черт - это всегда результат его личной внутренней работы по анализу и проектированию собственного поведения, работы, базирующейся, прежде всего, на рефлексии.

Поскольку конституциональный уровень описания дает наиболее «глубинную», минимально подверженную изменениям характеристику человека, то именно организмические черты составляют каркас (скелет) психологического портрета личности, который затем «обрастает» социально-ролевыми и личностными чертами. В качестве базовых конституциональных параметров психики чаще всего рассматривают особенности темперамента человека.

Возможно, рассмотренные индивидуальные психологические и психофизиологические особенности студентов, а также их влияние на успешность обучения помогут преподавателям лучше понимать студента, находить с ним общий язык при решении важных для обеих сторон вопросов повышения эффективности учебной деятельности и уровня профессиональной подготовки.

Список литературы

1. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: Изд-во АСВ, 2004. 224 с.

2. Смирнов С.Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза. URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/smirnov/students.html

M. V. Arsentieva

PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SUCCESSFUL TRAINING OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article the analysis of the psychological factors influencing success of training of the student is carried out.

Key words: increase of success of training, psychological factors.

Получено 17.10.12

УДК 372.862

А.А. Акимов, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-05-50 (Россия, Тула, ТулГУ), М.С. Воротилин, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-05-50, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ), И.Н. Кирюшкин, д-р техн. наук, доц., (4872) 35-05-50 (Россия, Тула, ТулГУ),

О.В. Чукова, канд. техн. наук, доц., (4872) 33-24-88 (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНУТРИБАЛЛИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВЫСТРЕЛА

Представлен программно-методический комплекс для решения основной задачи внутренней баллистики при подготовке специалистов по специальности 170100 «Боеприпасы и взрыватели».

Ключевые слова: внутренняя баллистика, программно-методический комплекс.

Реализация учебного плана подготовки студентов по специальности 170100 «Боеприпасы и взрыватели» в рамках дисциплины «Основы баллистики и аэродинамики» (раздел «Внутренняя баллистика») предусматривает изучение следующих разделов:

- методы расчета внутрикамерных процессов в ствольном баллистическом двигателе (СБД);

- система уравнений внутренней баллистики СБД, зависимость выходных баллистических характеристик от основных проектных параметров;

- алгоритм решения задач внутренней баллистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.