ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ И ЭНЕРГЕТИКЕ
УДК 623.483:338
В.Д. Кухарь, д-р техн. наук, проф., проректор, (4872) 35-18-32, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ), А.А. Маликов, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 35-53-58, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
А.Л. Сабинина, д-р экон. наук, (4872) 35-53-58, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
А.Н. Ивутин, канд. техн. наук, доц., (4872) 33-24-45, alexey.ivutin@g:mail.com (Россия, Тула, ТулГУ)
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ИНТЕРЕСАХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Рассмотрены способы оценки инновационно-креативного потенциала применительно к предприятиям машиностроительного комплекса. Предложено осуществлять такую оценку комплексно на основе экспертной оценки с использованием специальных вопросников и тестирования.
Ключевые слова: инновационно-креативный потенциал, машиностроительный комплекс, экспертная оценка.
Создание современного наукоемкого и конкурентоспособного на мировом рынке вооружения и военной техники невозможно без инновационного развития предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Этот процесс связан с обеспечением высокого инновационно-креативного потенциала предприятия, являющегося основным ресурсом
такого развития [1].
Инновационно-креативный потенциал характеризуется целым рядом параметров, которые можно разделить на следующие группы:
1) параметры, связанные с человеческим капиталом предприятия, позволяющие оценить потенциал его креативной творческой активности;
2) параметры, связанные с наличием на предприятии креативной среды - творческой атмосферы, способствующей формированию инновационных технических и технологических решений;
3) параметры, характеризующие уровень и характер менеджмента, который также должен строиться на креативной основе;
4) параметры, характеризующие уровень материально-технического обеспечения творческой деятельности;
5) параметры, характеризующие уровень информационного обеспечения творческой деятельности;
6) параметры, характеризующие возможности предприятия по инвестированию в инновационную деятельность.
Существуют различные подходы к оценке этого комплекса параметров. В частности, в работе О.Н. Мельникова [2] рассмотрены некоторые методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации и отмечается, что в настоящее время основной социально-экономической задачей бизнеса является создание через свои структуры управления таких условий, которые были бы способны каждому субъекту рыночных отношений обеспечить возможности максимального проявления своего таланта. Талант человека как экономическая категория выражается в максимальных изменениях АМмакс, вносимых им в продукты своего труда, которые он предлагает к
продаже потребителям в минимальное tмин (конкурентоспособное) время
[2]. Таким образом, основным центральным параметром, определяющим экономическую суть интеллектуальных ресурсов организации, является ее способность обеспечивать реализацию проектных задач в конкурентоспособное время. Там же [2] был предложен коэффициент творческой энергии личности, равный отношению АМмакс / tмин, в качестве интегрального показателя инновационной активности личности. Было предложено во всех организациях создавать банк данных об интеллектуальных ресурсах, который включает в себя многоуровневую информацию об интеллектуально-креативных способностях каждого специалиста в самых различных направлениях деятельности организации. При создании такого банка предлагается использование специального тестирования. Подобный метод может быть использован для оценки креативного потенциала, но для комплексной оценки инновационно-креативного потенциала необходимо его дополнение методиками для оценки параметров связанных с материально-техническим оснащением и финансовыми возможностями.
Дальнейшее развитие подход О.Н. Мельникова получил в работе В.Н. Шувалова, где анализировались интеллектуально-креативные ресурсы конкурентоспособности предпринимательской структуры [3]. Были рассмотрены различные уровни состояния инновационной активности предпринимательской структуры, а также введено понятие коэффициента инновационной активности потребителей. Однако коэффициент инновационной активности в большей степени характеризует не потенциал предприятия, а его реализацию, кроме того, не совсем понятно, каким образом оценивать изменения ANмакс.
При оценке креативной составляющей потенциала возникает также проблема перехода от потенциала отдельных сотрудников, который может быть определен на основе специального тестирования, к потенциалу подразделений и предприятия в целом. В работе [4], где осуществляется разработка метода формирования креативных систем управления промышленными предприятиями на базе создания эффективных команд, подобный переход предлагается производить на основе суммирования творческого потенциала персонала Kпп и дополнительного креативного потенциала
рабочих групп, или команд Kпк, поскольку именно командная работа позволяет получить максимально возможный синергетический эффект
( Kпо = Kпк + Kпп )•
Традиционный многокритериальный способ оценки инновационного потенциала хозяйственной системы рассмотрен в работе [5]. Для этого сформирована система показателей, отражающих научно-технический уровень предприятия [5]:
- технический уровень средств труда;
- технический уровень продукции;
- прогрессивность используемых средств труда;
- прогрессивность применяемых технологических процессов;
- уровень развитая научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы;
- наукоёмкость продукции;
- науковооруженность труда.
Однако в этом перечне отсутствует оценка человеческого капитала, поэтому для оценки инновационно-креативного потенциала необходимо его расширение.
Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия рассмотрены в работе [6], однако предложенный подход может быть использован только для качественной оценки потенциала.
Одна из наиболее полных методик оценки инновационного потенциала представлена в [7], она основана на экспертной оценке по пяти-
балльной системе ряда параметров, распределенных по отдельным модулям. Данная методика была расширена для обеспечения возможности
оценки инновационно-креативного потенциала и основные ее модули приведены в таблице.
Модули оценки инновационно-креативного потенциала предприятия
Характеристика предприятия Балл
Модуль 1
Технических проектов нет, время от времени выполняются отдельные операции для поддержания квалификации оставшихся сотрудников в их узкой специализации 1
Выполняются разовые технические проекты по заданию руководства фирмы, но не существует планирования проектов 2
Существует план НИОКР, но нет приоритетов выполнения отдельных технических проектов 3
Существует детальный план НИОКР с четкими приоритетами выполнения отдельных проектов, но обязанности между сотрудниками по выполнению проектов распределены нечетко 4
Существует детальный план НИОКР с приоритетами выполнения и распределением обязанностей между сотрудниками, предпринимаются усилия по сокращению времени проектирования 5
Модуль 2
Желание и способности генерировать новые технические идеи отсутствуют 1
Есть желание генерировать новые технические идеи, но отсутствует опыт генерирования идей, потенциально приемлемых для коммерческой реализации 2
Есть желание и возможность генерировать идеи, потенциально приемлемые для коммерческой реализации, но отсутствует система оценки их практической значимости 3
Есть желание и возможность генерировать идеи, потенциально приемлемые для коммерческой реализации, создана система оценки их практической значимости с точки зрения возможностей внедрения в производство 4
Существует потребности и способности генерировать новые идеи, создана система оценки практической значимости как с точки зрения их внедрения в производство, так и с точки зрения потребителей; изучается реакция потребителей на нововведения 5
Модуль 3
Понятие о качестве НИОКР отсутствует, делается то, что обычно делалось 1
Продолжение
Характеристика предприятия Балл
Модуль 3
Есть желание улучшить качество НИОКР, отсутствует знание но- 2
вых методов проектирования
Есть желание улучшить качество НИОКР и наличествуют знания
новых методов проектирования, но нет возможности применить их 3
на практике
Есть желание и возможности улучшить качество НИОКР, но внутри 4
отдельных проектов (заданий)
Наличествует стремление улучшить качество НИОКР во всех про-
ектах; определяются общие моменты в отдельных проектах, чтобы 5
сократить число этапов НИОКР
Модуль 4
Система мотивации инновационной деятельности отсутствует, 1
единственный стимул - сохранение рабочего места
Предпринимаются попытки мотивации инновационной деятельно-
сти, но отсутствуют методы оценки результативности персонала и 2
средства для стимулирования
Предпринимаются попытки мотивации инновационной деятельно-
сти на основе оценки результативности проектов и степени участия 3
в них отдельных работников, премии по окончании проекта в про-
центах от базовой зарплаты
Существует система мотивации инновационной деятельности на
основе оценки степени участия работников в проекте и коммерче-
ской реализации проекта, премии устанавливаются пропорциональ- 4
но объему полученной дополнительной прибыли от реализации но-
вовведения
Существует система мотивации инновационной деятельности на
основе оценки степени участия работников в проекте и коммерче-
ской реализации проекта, премии устанавливаются пропорциональ-
но объему полученной дополнительной прибыли от реализации но- 5
вовведения. Наиболее продуктивным работникам выделяются
дополнительные ресурсы для повышения их квалификации и рас-
ширяются сферы ответственности внутри новых проектов
Модуль 5
Координация НИОКР и маркетинга отсутствует, перед маркетингом 1
ставятся разовые задачи выпуска на рынок новых продуктов
Существует базовая координация между НИОКР и маркетингом,
маркетинг информирует о желаемых спецификациях и технических 2
характеристиках продуктов
Продолжение
Характеристика предприятия Балл
Модуль 5
Существует координация между НИОКР и маркетингом, маркетинг
информирует о желаемых спецификациях и предельном уровне цен 3
на новую продукцию
Существует тесная координация между НИОКР и маркетингом, но
отсутствует методология эффективного выпуска на рынок новых 4
продуктов
Координация НИОКР и маркетинга под единым руководством (Ди-
ректор по производственным и коммерческим вопросам), сущест- 5
вует периодическая ротация кадров и выполнение техническим пер-
соналом функций сбытовых агентов
Модуль 6
НИОКР не принимает в расчет особенности производства при вы- 1
полнении технических проектов
Технический отдел желает лучшего внедрения технологии, но не
понимает особенностей функционирования производственного про- 2
цесса
Технический отдел в целом понимает специфические требования
для скорейшего внедрения технологии, но существуют разногласия 3
по поводу обязанностей тестирования прототипов и подготовки
технической документации (рецептур, регламентов и т.д.)
Технический отдел в целом понимает специфические требования
для скорейшего внедрения технологии, но авторитет Главного ин- 4
женера невелик, производственный отдел выведен из его непосред-
ственного подчинения
Тесная координация технического и производственного отдела под
единым руководством (Главный инженер), одной из главных задач 5
при разработке технических проектов является простота и удобство
их внедрения в производство
Модуль 7
Связь НИОКР с финансами односторонняя - производится финан-
сирование НИОКР "по остаточному принципу" как часть наклад- 1
ных расходов
Финансирование материальной базы НИОКР как часть общих за-
трат на переоборудование производства, отсутствует учет затрат на 2
НИОКР
Финансирование НИОКР является приоритетным направлением
расходования средств, производится общий учет затрат на НИОКР, 3
но отсутствует учет затрат на отдельные проекты
Окончание
Характеристика предприятия Балл
Модуль 7
Финансирование НИОКР является приоритетным направлением
расходования средств, ведется сквозной учет затрат по всему циклу 4
НИОКР и освоения продукции
Финансирование НИОКР является приоритетным направлением
расходования средств, ведутся сквозной учет затрат по всему циклу 5
НИОКР и освоения продукции, производится оценка экономиче-
ской эффективности основных проектов
Модуль 8
Система бизнес-планирования отсутствует 1
Составляются квартальные и годовые прогнозы, опирающиеся ис-
ключительно на результаты производства и реализации сущест- 2
вующей продукции
Составляются текущие квартальные и годовые планы, а также от-
дельно для потенциального инвестора бизнес-планы развития но- 3
вых производств и выпуска новых видов продукции
Составляются текущие квартальные и годовые планы, а также от-
дельно бизнес-планы развития новых производств и выпуска новых 4
видов продукции в режиме внутренних проектов
Существует единая система бизнес-планирования, в которой интег- 5
рированы планы выпуска новых продуктов
Рассмотренная рейтинговая оценка может быть дополнена оценкой инновационного потенциала на основе методики [8]. В рамках этой методики оцениваются следующие его составляющие.
1. Финансовая составляющая:
доля внутренних затрат на НИОКР и приобретение технологий;
наукоемкость выпускаемой продукции;
доля затрат на приобретение нематериальных активов в бюджете;
доля затрат на образование в бюджете.
2. Кадровая составляющая:
доля занятых НИОКР в общей численности занятых;
доля специалистов с высшим профессиональным образованием в общей численности занятых;
доля специалистов с ученой степенью или званием в общей численности занятых.
3. Материально-техническая составляющая:
доля основных фондов, занятых в НИОКР в общей структуре ОПФ;
коэффициент обновления ОПФ;
рыночная составляющая;
доля инновационной продукции в общем объеме продукции.
4. Информационная составляющая:
доля затрат на информационное обеспечение инновационной деятельности.
Однако для полной оценки инновационно-креативного потенциала необходимо дополнительное использование тестовых методик, позволяющих оценить способность сотрудников предприятия к конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта, то есть оценить креативную составляющую потенциала. При этом может быть оценен как личный креативный потенциал, так и стиль решения проблем, креативность рабочей среды и в конечном итоге сформирован интегральный показатель оценки креативного потенциала.
Одним из направлений оценки креативного потенциала персонала является методика оценки степени инновационной личности, предложенная П.Н. Машеговым [9]. Инновационность личности не может быть базовым психологическим параметром (таким, например, как темперамент) и выражается в определенном сочетании характерных черт [9]. Оценка ин-новационности личности распадается на две компоненты: статическую и динамическую. Статическая, когда у исследователя нет данных о функционировании человека в среде с определенными «предпосылками инно-вационности» (например, при приеме на работу), которая может быть оценена на основании системы креативных тестов Вильямса, тестов дивиргентного мышления Гилфорда, тестов творческого мышления Торренса, тестов прогностичности Л.А. Регуш), комплексного теста профессиональных способностей Айзенка [9] и др. Развитие методик подобных тестов осуществлено также в работах [10, 11]. Не исключая полезность использования перечисленных тестов, следует отметить, что наибольший эффект они обеспечивают при проверке творческих способностей в период становления личности. Для сформировавшихся специалистов использование подобных тестов может встретить определенное противодействие и даже негативное отношение. Кроме того, результаты тестов должны представляться испытуемым в адаптированной форме, чтобы не оказывать негативного воздействия на персонал, так как получение ими информации о недостаточно высоких результатах тестирования может привести к депрессии и другим подобным явлениям.
Привлекательность диагностики общих, а не специальных способностей состоит в том, что есть возможность решить ряд проблем, поскольку общие способности необходимы для любой деятельности и, по мнению многих исследователей, вносят основной вклад в «детерминацию успеш-
ности». Для овладения любой деятельностью нужен вполне определенный уровень интеллекта. Если интеллект ниже необходимого уровня, индивид не может работать, но исследователями было обнаружено, что превышение интеллекта над необходимым уровнем также не дает прироста продуктивности. Аналогична концепция креативности, авторами которой считаются Д.Гилфорд, Е.П.Торренс [10, 11] и др., а в нашей стране - Д.Б. Богоявленская [12]. Они подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности (способностью, диспозицией, чертой - в терминологии авторы расходятся) и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности. Первоначально Д.Гилфорд включал в структуру креативности помимо дивергентного мышления способность к преобразованиям, точность решения и прочие собственно интеллектуальные параметры. Тем самым постулировалась положительная связь между интеллектом и креативностью. В экспериментах Д.Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативных личностей. В результате исследователям удалось установить, что креативность и общий интеллект являются способностями, определяющими процесс решения мыслительной задачи, но играющими разную роль на различных его этапах.
Однако при оценке инновационно-креативного потенциала необходимо каким-то образом проверять и профессиональную подготовку персонала. Не секрет, что в настоящее время кадры предприятий и организаций с достаточно высоким уровнем заработной платы достаточно часто заполняются по принципу родства и знакомства, и при этом возникает существенная непрофессиональная прослойка, снижающая общий креативный потенциал, и косвенно отрицательно влияющая на креативную часть персонала. Достаточно эффективными являются в настоящее время также системы тестов, включающие взаимную оценку и самооценку креативности и профессиональности специалистов. При этом, обычно, не возникает эффекта противодействия тестироыванию и могут быть получены достаточно объективные результаты.
В результате использования вопросников и систем тестов можно получить два показателя инновационно-креативного потенциала Пвопр и
Птест . Тогда общий уровень потенциала может быть определен как
П^= W • П + W • П (1)
у*вопр ±Авопр 1 уутест ±А тест' V /
где Wвопр, wтест - весовые коэффициенты для составляющих оценки потенциала, определенного на основе вопросника и путем тестирования (оп-
ределяются экспертным путем).
Одновременно с оценкой интегрального показателя уровня инновационно-креативного потенциала П^ существенную пользу может принести анализ его отдельных составляющих, который позволяет выявить «узкие места», тормозящие процесс инновационного развития на рассматриваемом предприятии.
Список литературы
1. Сабинина А.Л., Терехова М.Д. Согласование интересов участников интегрированных структур ОПК с учетом флуктуационного характера реализации их инновационно-креативных потенциалов // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Тула.: ТулГУ, 2009. С. 82-87.
2. Мельников О.Н. Методические подходы к экономической оценке интеллектуально-креативного потенциала современной организации // Российское предпринимательство. № 4. 2003.
3. Шувалов В.Н. Интеллектуально-креативные ресурсы конкурентоспособности предпринимательской структуры: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб, 2007. 20 с.
4. Губанова С.Е. Разработка метода формирования креативных систем управления промышленными предприятиями на базе создания эффективных команд: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 25 с.
5. Поповенко Н., Заварная Н. Оценка инновационного потенциала хозяйственной системы/ / Бизнес-Информ. 1998. №3. С. 51-52.
6. Фомченкова Л.В. Формирование и реализация инновационного потенциала промышленного предприятия // Российское предпринимательство. № 8. 2005.
7. Методические рекомендации по организации инновационной деятельности на промышленных предприятиях. М.: Государственный университет «Высшая школа экономики», 1998. 44 с.
8. Фияксель Э.А. Управление инновационным развитием промышленных предприятий на основе венчурного инвестирования: теория и методология: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. 2008. 42 с.
9. Машегов П.Н. Теория и методология управления инновационно-инвестиционными процессами в регионах России на основе институционального подхода: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Орел: Орел ГТУ. 2005. 48 с.
10. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
301
11. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003.
12. Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1971. № 1.
V.D. Kukhar, A.A. Malikov, A.L. Sabinina, A.N. Ivutin
THE PERSPECTIVE DIRECTIONS OF SCIENTIFIC RESEARCHES IN THE INTERESTS OF MACHINE BUILDING MANUFACTURING
The ways of an assessment of innovative and creative potential in relation to the enterprises of a machine building complex are considered. The estimation is proposed to be done on the basis of an expert assessment with use of special questionnaires and testings.
Key words: innovation and creative potencial, machine building complex, expert estimation.
Получено 20.11.12
УДК 658: 623:338
В.Д. Кухарь, д-р техн. наук, проф., проректор, (4872) 35-18-32, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ), А.А. Маликов, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 35-53-58, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
А.Л. Сабинина, д-р экон. наук, (4872) 35-53-58, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ),
А.Н. Ивутин, канд. техн. наук, доц., (4872) 33-24-45, alexey.ivutin@g:mail.com (Россия, Тула, ТулГУ)
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Рассмотрены особенности строения и организации жизненного цикла машиностроительной продукции военного назначения в сравнении с организацией жизненного цикла товаров народного потребления. Определены факторы, влияющие на структуру и состав участников осуществления жизненного цикла военной техники.
Ключевые слова: машиностроительная продукция, организация цикла, военная техника.
В оборонной промышленности создание образцов новой конкурентоспособной продукции представляет собой сложный и длительный процесс, в котором одновременно участвует большое количество предприятий и научных организаций. Поэтому основной целью проведения структурной перестройки в оборонной промышленности является выделение по всей технологической цепочке из предприятий и организаций оптимального со-
302