house SPb GAPPO, St.-Petersburg, Russian Federation.
6. Sergeyeva, B.V. (2003), Psychological-didactical bases of formation of informative activity of younger school students, publishing house Caro Press, Moscow, Russian Federation.
7. Serova, L.K. (2005), “Psychological classification of sports”, Materials of the 32nd scientific conference (St. Petersburg, on November 29, 2005), pp. 42.
8. Sukhova, L.V. (2000), Development of informative activity in vocational training of future experts (on the example of non-state highest educational institution), dissertation, Tolyatti, Russian Federation
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2013.
УДК 796 (076)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Юрий Юрьевич Жуков, кандидат педагогических наук,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье отображена актуальность исследования психологических факторов учебной познавательной активности студентов, заключающаяся в нахождении средств оказания помощи студентам с низкой познавательной активностью, для чего требуется знание ее факторов. В статье представлен характер влияния внутренних, психологических факторов на особенности учебной познавательной активности студентов-спортсменов. При этом, отражена выраженность, вариативность и внутренние взаимосвязи между психологическими свойствами, выступающими, как факторы познавательной активности студентов вузов физической культуры.
Ключевые слова: познавательная активность, компоненты познавательной активности, мотивация, стили саморегуляции, свойства личности, комплексы компонентов познавательной активности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p53-60
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF THE COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF PHYSICAL CULTURE
Yury Yuryevich Zhukov, the candidate of pedagogical sciences,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article reflects the urgency of the study of the psychological factors of the students' training cognitive activity, which consists from the finding of the means for rendering the aid to students with the low cognitive activity, the knowledge of its factors for which is required. The article presents the nature of the influence of internal, psychological factors on the special features of the training cognitive activity of the student-athletes. At this, the manifestation, variability and internal interrelations between the psychological properties, which come out as the factors of the cognitive activity of the students of physical culture institute of higher education have been reflected.
Keywords: cognitive activity, components of cognitive activity, motivation, styles of selfregulation, properties of personality, complexes of the components of cognitive activity.
С началом обучения в вузе у начинающих студентов учебная познавательная активность (УПА) может изменяться, поскольку давнее желание поступить в вуз реализовано. Кроме того, происходят определенное изменение представлений о выбранной профессии. Зачастую снижается оценка ее ценности, что ведет к снижению мотивации в уче-
бе, и, как следствие, к снижению УПА. При этом, следует признать, что высокая познавательная активность студентов является основным резервом повышения качества профессионального образования в вузах. В вузах физической культуры проблема повышения УПА студентов усложняется еще и тем обстоятельством, что большая часть студентов являются действующими спортсменами, что существенно мешает учебе [2].
Для нахождения средств повышения УПА студентов необходимо не только определить ее характеристики, но и условия ее развития и проявления. У различных студентов, обучающихся в приблизительно одинаковых условиях, УПА может быть совершенно разной - от полной пассивности до высокой активности. От чего это может зависеть? От свойств личности студентов и, что важно, от их сочетания. Других объяснений просто не найти.
Однако всякое предположения требует эмпирического подтверждения, а работ выявляющих внутренние факторы УПА студентов, имеющих столь выраженную специфику (активное занятие спортом), и особенно работ эмпирического характера, выявить не удалось.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза исследования: УПА студентов вузов физической культуры в значительной степени зависит от двух факторов - от пока неизвестных свойств личности студентов и от сочетания этих свойств. Эмпирической проверке гипотезы (включая нахождение состава этих свойств) и посвящена данная работа.
Задача исследования: Для разработки средств эффективного развития УПА у студентов вузов физической культуры выявить психологические факторы их познавательной активности.
Данное эмпирическое исследование является констатирующим.
В исследовании приняли участие 96 студентов 4-го курса НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Выборка испытуемых репрезентативна по возрасту и полу. Спортивная специализация студентов находится в соответствии с классификацией видов спорта по Л.К. Серовой [8]: представителей контактных, рекордных и художественных видов спорта.
Для снижения сложности расчетов и повышения их точности использовалась группировка выборочной совокупности - усреднение данных малых групп (из 3-х человек) [7] путем случайного выбора (рандомизации). Такая группировка дала возможность сократить число п до 32-х человек (пгр=32).
Использовался опросный метод исследования.
Методики исследования. Для определения выраженности компонентов УПА использовалась методика шкального типа Ю.Ю. Жукова [3]. Она стандартизирована и апробирована.
Внутренние, психологические условия учебной деятельности (главным образом -мотивационные, а также волевые, познавательные и коммуникативные) изучались с помощью широко известных в психологии методик.
1. Мотивы учебной деятельности изучались с помощью методики А. А. Реана и В.А. Якунина, в модификации Н.Ц. Бадмаевой «Методика для диагностики учебной мотивации студентов [1]. С помощью этой методики изучались следующие мотивы: коммуникативные, мотивы избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, социальные и собственно учебно-познавательные мотивы.
2. Мотивация достижения измерялась с использованием «Методики диагностики личности на мотивацию к успеху» Т. Элерса [5].
3. Стиль регуляции собственного поведения определялся с помощью опросника «Стиль саморегуляции поведения» В.В. Моросановой [4]. Изучались следующие стили: планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность и общий уровень саморегуляции.
4. Характерологические свойства личности определялись по методике ОТКЛЭ
Н.И. Рейенвальда [6]. Изучались следующие свойства: организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность и эстетичность.
Таким образом, изучались 20 психологических свойств. Все «сырые» данные были переведены в стандартные баллы (в стэны).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обнаружены относительно низкие значения показателей УПА у студентов вузов физической культуры. Выше других выражены следующие компоненты УПА: самостоятельность в учебе, волевые усилия, ее самоорганизация и удовлетворенность от учебной деятельности. Однако у различных студентов они значительно различаются. Оказалось, что студентов, проявляющих высокую познавательную активность, можно разделить на две большие группы: на тех, кто учится с девизом «интересно» и тех, у кого девиз «так надо» [2].
Обратимся к другому блоку показателей - к результатам диагностики свойств личности студентов-спортсменов.
Учебные мотивы студентов-спортсменов выражены не достаточно сильно. Их выраженность (4,87 стэнов) не достигают среднего значения (5 стэнов). Различные учебные мотивы значительно различаются по их выраженности: размах этих значений равен 4,1 (по 10-балльной системе). Наиболее высоко выраженными у них являются следующие учебные мотивы (по убывающей): мотивы избегания неудач, коммуникативные и профессиональные. Наиболее низко выражены следующие мотивы (по возрастающей): социальные, творческой самореализации и престижа.
Для студентов вузов физической культуры характерны желания:
- сохранить позитивное мнение о себе у окружающих; избежать осуждения за плохую учебу; не оказаться среди отстающих;
- заводить новые знакомства; общаться с интересными людьми; приобретать уверенность в себе;
- прогнозировать интересную в дальнейшем работу; обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности; стать высококвалифицированным специалистом.
Для студентов-спортсменов нехарактерно:
- вера в то, что полученные знания позволят добиться чего-либо или быть материально обеспеченными; мнение, что следует приносить как можно больше пользы обществу; но характерно мнение, что они учатся ради исполнения долга перед родителями;
- стремление заниматься творческой деятельностью; желание дать ответы на проблемы развития общества;
- желание быть в числе лучших студентов; быть на хорошем счету у преподавателей; получить диплом с хорошими оценками (таблица 1).
Получены высокие коэффициенты вариации, в среднем - 25,9%. Это говорит о том, что у различных студентов учебные мотивы значительно различаются. Работа со студентами показывает определенное разделение студентов на группировки внутри многих учебных групп: направленных на учебу, на спорт и не определившихся.
Стили саморегуляции поведения так же различаются по мере выраженности. Наиболее выражены самостоятельность и гибкость поведения. Для первых характерно: придерживаться девиза «Выслушай совет, но сделай по-своему», избегание опеки, сохранение независимости, редкое следование чужим советам; для вторых - склонность к приключениям и рискам, переменам в жизни, смена обстановки и образа жизни, непринужденность в компании.
Наименее выражены планирование, моделирование и программирование, как стили саморегуляции поведения. Все три показателя содержательно близки. Все они предполагают определенную активность на этапе подготовки к деятельности или к реализа-
ции той или иной стратегии поведения. Именно активности на подготовительном этапе деятельности, надситуативной активности и не хватает студентам вузов физической культуры.
Таблица 1
Свойства личности студентов вузов физической культуры (пгр.=32; в стэнах)
Свойства личности М Б V
Учебные мотивы студентов:
Коммуникативные 5,22 1,55 29,7
Мотивы избегания неудач 6,56 1,04 15,8
Достижения успеха 4,77 1,18 24,7
Престижа 4,62 1,35 29,2
профессиональные 5,12 1,47 28,7
Творческой самореализации 3,87 1,38 35,7
Социальные 2,46 0,88 35,8
Учебно-познавательные 5,04 1,22 24,2
Среднее арифметическое: 4,87 1,26 25,9
Стили саморегуляции поведения:
Планирование 4,13 1,29 31,2
Моделирование 4,43 1,18 26,6
Программирование 4,85 1,47 30,3
Оценивание результатов 5,18 1,21 23,4
Гибкость 6,34 1,09 17,3
Самостоятельность 7,03 1,24 17,6
Общий уровень саморегуляции 5,22 1,23 23,6
Черты характера студентов-спортсменов:
Организованность 4,95 1,53 31,0
Трудолюбие 5,44 1,29 23,7
Коллективизм 5,88 1,16 19,7
Любознательность 4,85 1,20 24,7
Эстетичность 5,03 1,23 24,4
Для студентов, занимающихся спортом характерно слабое проявление:
- четких планов деятельности или их реалистичности; представления о последовательность своих действий; размышлений о своем будущем;
- активности в сборе подробной информации об условиях деятельности; наблюдательности в отношении изменения обстоятельств; умения отделить главное от второстепенного;
- строгости в отношении выполнения собственных решений; стремления заставить что-либо переделывать.
Планирование, моделирование и программирование имеют среднее значение -4,47 стэна, в то время как другие три стиля - 6,18 стэнов. Разница очень большая, в 1,71 стэна.
Интересно, что именно по этим трем стилям саморегуляции получены и наиболее высокие коэффициенты вариации (чем меньше выражены, тем меньше однородность). Оказалось, что некоторые из студентов, занимающихся спортом, умеют планировать, моделировать и программировать свою деятельность, а некоторым это совсем не свойственно.
Основные черты характера студентов-спортсменов выражены средне (в сравнении с нормативными значениями). Наибольшее значение принадлежит коллективизму, а наименьшее любознательности и организованности.
И последнее, показатель организованности имеет высокое значение коэффициента вариации.
Все, сказанное выше, показывает определенный резерв разработки технологий,
для составления программ по целенаправленной коррекции некоторых особенностей поведения студентов для повышения их успеваемости. Эти технологии должны быть ориентированы на формирование или развития некоторых мотивов (социальных, творческих, престижа), стратегий саморегуляции (планирования, моделирования, программирования), а также воспитания любознательности и организованности. Такие технологии целесообразно применять, прежде всего, по отношению к той части студентов, у которых эти показатели наиболее низки (по результатам их диагностики).
Сказанное, вероятно справедливо и для реализации других целей - развития и коррекции УПА. Правда, это требует эмпирического подтверждения: если данные свойства личности взаимосвязаны с компонентами УПА. Однако прежде чем анализировать эти взаимосвязи целесообразно определить: как эти свойства связаны между собой, и попытаться найти их группы (комплексы). Это можно сделать с помощью корреляции рангов, что и было сделано.
Показатели доминирующих профессиональных мотивов связаны попарно: достижения - профессиональные (г=0,38; р<0,05); социальные - престижа (г=0,44; р<0,05); коммуникативные - мотивы творческой самореализации (г=0,43; р<0,05).
Установление и анализ внутренних взаимосвязей стилей саморегуляции позволил вскрыть две плеяды при 99-процентной значимости. 1. Планирование, моделирование и программирование взаимосвязаны между собой (все связи при 0,01), а также и на таком же уровне значимости со стилем планирования связан стиль самостоятельности. 2. Стиль самоконтроля (оценивания результатов) связан со стилем гибкости при (р<0,01).
Черты характера между собой связаны слабо. Обнаружена лишь одна взаимосвязь между организованностью и трудолюбием (г=0,38; р<0,05).
Выявлен следующие взаимосвязи свойств личности с одной стороны и компонентов УПА - с другой (таблица 2).
Таблица 2
Взаимосвязи свойств личности и компонентов УПА студентов вузов физической
культуры (пгр.=32; в стэнах; при р<0,05 ^ г=0,35; при р<0,01 г=0,45)
Свойства личности 1 2 3 4 5 6 7
Коммуникативные мотивы 0,38 0,42 0,48
Мотивы избегания неудач 0,40 0,51
Мотивы достижения успеха 0,47 0,61 0,42 0,47
Мотивы престижа 0,46
Профессиональные мотивы 0,49 0,45
Мотивы самореализации 0,39
Социальные мотивы
Познавательные мотивы 0,62 0,44 0,43 0,36
Стиль планирования 0,50 0,66 0,60 0,53
Стиль моделирования 0,40 0,35
Стиль программирования 0,35 0,47 0,51
Стиль оценивание результатов 0,36 0,38
Стиль гибкости 0,41 0,55 0,58
Стиль самостоятельности 0,42 0,72 0,64 0,48
Организованность 0,55 0,56 0,71 0,49
Трудолюбие 0,66 0,38 0,37
Коллективизм 0,37
Любознательность 0,38 0,47 0,36 0,59
Эстетичность 0,39
Пояснение: компоненты УПА - 1. Волевые усилия; 2. Самостоятельность в учебе; 3. Организация процесса учебы; 4. Надситуативная активность; 5. Интерес к учебе; 6. Интегрирование учебного материала; 7. Комфортность учебной деятельности. Коэффициенты, выделенные жирным шрифтом при р<0,01. УПА под №№ 1-4 входят в комплекс «волевой» учебы, остальные - в комплекс учебы «по интересу».
Получено относительно 48 статистически достоверных взаимосвязей (из 126-ти возможных). 27 из них достигают 99-процентной достоверности. Уже эти цифры говорят о наличии влияния свойств личности на уровень УПА.
К числу факторов УПА, в первую очередь можно отнести: мотивы достижения успеха и познавательные мотивы; стили планирования и программирования; а также организованность, как черту характера.
В наибольшей зависимости от свойств личности студентов находится такой компонент УПА, как самостоятельность в учебе.
Качественный анализ полученных взаимосвязей показывает, что компоненты УПА объединенные в комплекс и названные нами «учебой по воли», находится, во-первых, в большей зависимости от свойств личности, чем компоненты комплекса «учебы по интересу», и во-вторых, они обусловлены различными психологическими свойствами.
Рассматривая взаимосвязи лишь при 99-процентной достоверности можно назвать факторы каждого из компонентов УПА.
Развитие и проявление волевых усилий в процессе учебы зависит от мотивации достижения, стиля саморегуляции - планирования, а также от организованности и трудолюбия.
Самостоятельность в учебе обусловлена: мотивацией достижения, профессиональной и познавательной мотивацией; стилями планирования, программирования и самостоятельности; и организованностью.
Организация процесса учебы зависит от: профессиональной мотивации; стилей планирования, программирования, самостоятельности; и от организованности.
Надситуативная активность (тщательность подготовки к занятиям) находится в зависимости от: мотивации достижения успеха; стилей планирования, самостоятельности; и от организованности.
Интерес к учебе обусловлен мотивами престижа и любознательностью.
Интегрирование учебного материала находится в зависимости от мотивации избегания неудач; и стилем саморегуляции поведения - гибкость.
Комфортность учебной деятельности (удовлетворенность ею) зависит от коммуникативных мотивов; стиля гибкости; и от любознательности.
Мнение о том, что при наличии взаимосвязей между свойствами личности и компонентами УПА первые являются факторами, а вторые - переменными строится на следующих основаниях: свойства личности являются устойчивыми образованиями по сравнению с УПА; УПА образовалось позднее, чем свойства личности (в онтогенетическом плане).
При диагностике свойств личности, являющихся факторами УПА, можно осуществлять прогнозирование последней.
ВЫВОДЫ
1. К числу факторов учебной познавательной активности относятся: мотивация достижения и познания; стили планирования и программирования; и организованность. В наибольшей зависимости от свойств личности студентов находится самостоятельность в учебе.
2. Компоненты учебной познавательной активности объединенные в комплекс учебы «по воли», находится, в большой зависимости от свойств личности. Комплексы учебы «по воли» и учебы «по интересу» обусловлены различными психологическими свойствами.
3. Комплекс компонентов учебной познавательной активности «по воли» обусловлен: мотивацией достижения, профессиональной и познавательной мотивацией; стилями саморегуляции - планирования, программирования и самостоятельности, а также организованностью и трудолюбием.
4. Комплекс компонентов учебной познавательной активности «по интересу» обусловлен: мотивацией престижа, избегания неудач, коммуникации; стилем саморегуляции поведения - гибкостью; и любознательностью.
5. Наиболее высоко у студентов-спортсменов выражены учебные мотивы избегания неудач, коммуникативные и профессиональные. Наиболее низко - социальные мотивы, мотивы творческой самореализации и престижа. У различных студентов учебные мотивы значительно различаются. Основные черты характера студентов-спортсменов выражены средне, при большой вариативности.
6. Наиболее выражены у студентов следующие стили саморегуляции поведения: самостоятельность и гибкость поведения. Наименее выражены три содержательно близких стиля: планирование, моделирование и программирование. Именно активности на подготовительном этапе деятельности часто не хватает студентам в учебе. Однако для части студентов характерна высокая подготовительная (надситуативная) активность, а для другой их части это совсем не свойственно.
7. Свойства личности между собой связаны слабо. Однако обнаружены два комплекса стилей саморегуляции: планирование, моделирование и программирование, и стиль самостоятельности; стиль оценивания результатов и стиль гибкости.
Информация о психологических факторах УПА дает основание для разработки педагогической системы ее прогнозирования и развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадмаева, Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография / Н. Ц. Бадмаева. - Улан-Удэ : Изд-во Вост.-Сиб. гос. технол. ун-та, 2004. - 280 с.
2. Жуков, Ю.Ю. Особенности взаимосвязей показателей личностной и учебной познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю.Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 61-66.
3. Жуков, Ю. Ю. Методика исследования признаков познавательной активности студентов вузов физической культуры / Ю. Ю. Жуков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 51-58.
4. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М. : Наука, 2001. -192 с.
5. Основы психологии : практикум / под ред. Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 576 с.
6. Рейнвальд, Н.И. Психология личности / Н.И. Рейнвальд. - М. : Изд-во Рос. гос. ун-та дружбы народов, 1987. - 200 с.
7. Рокицкий, П.Ф. Биологическая статистика / П.Ф. Рокицкий. - Минск : Вышэйшая школа, 1973. - 320 с.
8. Серова, Л. К. Психологическая классификация видов спорта / Л. К. Серова // Психологические основы педагогической деятельности // Материалы 32-й научной конференции (Санкт-Петербург, 29 ноября 2005 г.). - СПб. : [б. и.], 2005. - С. 42.
REFERENCES
1. Badmaeva, N.Ts. (2004), Influence of motivator on development of mental capacities, publishing house “VSGTU”, Ulan-Ude.
2. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Features of correlations of indicators of personal and educational cognitive activity of students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 61-66.
3. Zhukov Yu.Yu. (2013), “Methodology of research of cognitive activity signs among the students of the higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universi-
teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 51-58.
4. Morosanova, V.I. (2001), Individual style of self-control: phenomenon, structure and functions in any activity of the person, publishing house “Science”, Moscow, Russian Federation.
5. Ed. Stolyarenko, L.D. (1999), Fundamentals of Psychology: workshop, publishing house “Fenix”, Roston-on-Don.
6. Reinvald, N.I. (1987), Psychology of personality, publishing house “UDN”, Moscow.
7. Rokitsky, P.F. (1973), Biostatistics, publishing house “Vishaya shkola”, Minsk, Belarus.
8. Serova, L.K. (2005), “Psychological classification of sports”, Materials of the 32nd scientific conference (St. Petersburg, on November 29, 2005), pp. 42.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.07.2013.
УДК 796.075; 796:338.2; 796:658
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОГРАММ РУКОВОДИТЕЛЯ СПОРТИВНОЙ
ШКОЛЫ
Наталья Васильевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент,
Анатолий Петрович Стрижак, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет,
педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)
Аннотация
Политические и социально-экономические изменения в России стимулировали развитие сферы услуг физической культуры и спорта. Реалии сегодня таковы, что спортивные организации должны зарабатывать деньги предпринимательской деятельностью, поскольку бюджетного финансирования недостаточно для полноценного функционирования. Мотив зарабатывания денег стал частью деятельности спортивных организаций, возникла органическая необходимость повышения квалификации руководящих работников по маркетингу и управлению персоналом. Цель исследования - совершенствование технологии маркетинга и управления персона-лом в физкультурноспортивных организациях РФ. Проведенные исследования позволили создать программы повышения уровня профессиональной подготовленности руководящих работников спортивных школ РФ в новых экономический условиях.
Ключевые слова: менеджмент, маркетинг, управление персоналом, спортивная школа, мотивация, руководящие работники, материальное стимулирование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p60-63
FUNDAMENTALS OF MANAGEMENT PROGRAMS OF THE SPORTS SCHOOL
HEAD
Natalia Vasilievna Kandaurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer.
Anatoly Petrovich Strizhak, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Moscow City Teacher Training University
Annotation
The political and socio-economic changes in Russia stimulated the development of the physical culture and sports services sphere. The reality of today is that sports organizations have to make money in business activities because of the budget funding are not enough for the full operation. The motive of making money has become part of the sports organizations; there was an organic necessity in continuous education of the marketing and HR managers. Research objective - improvement of technology of marketing and human resources management in the physical culture and sports organizations of the Russian Federa-