Научная статья на тему 'Психологические аспекты женского бесплодия в ракурсе экзистенциальной проблематики'

Психологические аспекты женского бесплодия в ракурсе экзистенциальной проблематики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
372
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGY OF HUMAN BEING / SUBJECT OF LIFE / LIMITING EXISTENCE / EXTREME EXISTENCE / VALUE AND MEANINGS CONTRADICTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фоменко Г. Ю.

Сhair of psychology of an individual and general psychology Female infertility problem is studies as a complicated medical and social problem demanding comprehensive approach for its solving. Significance of psychological factors and possible mechanisms of their influence on this disease start have been studies from existential view point, in the aspect f way of existence preferable for an individual. It was supposed that two basic and diametrically opposite modi of existence «limiting» existence and «extreme» existence comprise the foundation of individually diverse type of vital activities of such ill persons. The identified existence modi are analyzed through the system of contradictions of values and meanings of an individual. Interdependence of patient's way of existence and quality of the life was studied. In the light of the author's approach, the criteria for successful psychological supervision of patients with female infertility are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological aspects of female infertility within the perspective of existential problems

Сhair of psychology of an individual and general psychology Female infertility problem is studies as a complicated medical and social problem demanding comprehensive approach for its solving. Significance of psychological factors and possible mechanisms of their influence on this disease start have been studies from existential view point, in the aspect f way of existence preferable for an individual. It was supposed that two basic and diametrically opposite modi of existence «limiting» existence and «extreme» existence comprise the foundation of individually diverse type of vital activities of such ill persons. The identified existence modi are analyzed through the system of contradictions of values and meanings of an individual. Interdependence of patient's way of existence and quality of the life was studied. In the light of the author's approach, the criteria for successful psychological supervision of patients with female infertility are offered.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты женского бесплодия в ракурсе экзистенциальной проблематики»

УДК 618.177-08:159.9

РАЗНОЕ

Г. Ю. ФОМЕНКО

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖЕНСКОГО БЕСПЛОДИЯ В РАКУРСЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ

Кафедра психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета

Бесплодный брак в первую очередь фрустрирует человека в любви и продолжении рода [10, 13]. Женское бесплодие является особо эмоционально значимым, поскольку социальная роль женщины неразрывно связана с материнством.

В психологическом плане бесплодие угрожает также целостности личности и актуализирует проблемы личностной идентичности, прежде всего со стороны «нарушения самостоимости и телесного образа». Чувства личной дефектности, потери сексуальной привлекательности и «социальной незаконченности» и неполноценности часто сопровождают этот диагноз.

L. W. Cox [12], C. A. Morse [14] установили, что «необъяснимое» бесплодие может быть связано с конфликтным детством, различными социальными факторами, неудачными взаимоотношениями в семье, боязнью беременности, материнства, страхом перед родами и послеродовыми психозами, противоречием между стремлением к профессиональной деятельности.

Зарубежными исследователями [3] указывается на сложность отграничения и дифференциации применительно к бесплодию личностных факторов, партнёрских конфликтов и отягощающих жизненных ситуаций, поэтому вместо психогенной или психосоматической невозможности беременности теперь говорят о «функциональной стерильности».

Ф. Александер [1] подчёркивает решающее значение внутреннего конфликта и связанной с ним тревожности. Более того, по его мнению, именно бесплодие спасает этих женщин от осознания своих конфликтов, связанных с деторождением. При ретроспективном исследовании 2000 пар, желающих иметь детей, M. Stauber [15] обнаружил, что сознательно демонстрируемое желание иметь детей не было убедительно обоснованным и представляло собой скорее симптом, в котором проявлялась разрядка конфликта.

Многие зарубежные исследователи склонны объяснять происхождение бесплодия, особенно психосоматического, с точки зрения психоанализа. У этих женщин возможно обнаружение конфликта между сознательным желанием забеременеть и неосознанным отказом от беременности и материнства.

В. Д. Менделевич [6] также подчёркивает, что одним из важных вопросов при диагностике состояния бесплодных пациенток считают оценку их мотивов иметь ребёнка.

Однако и на современном этапе развития науки и практики примерно в 8-10% случаев установить причину бесплодия не представляется возможным [4, 5, 9, 11].

По утверждению ряда авторов [2, 15], в последние годы интерес к проблеме психологических факторов при бесплодии возрос по следующим причинам:

- большие трудности при «неясном» генезе;

- учащение случаев нарушения эмоциональной сферы и сексуальных расстройств при бесплодном браке;

- ухудшение качества жизни каждого супруга из бесплодной пары.

В связи с этим бесплодие как медицинская и одновременно психологическая и социальная проблема требует комплексного подхода к ее решению с изучением не только клинических аспектов заболевания, но и психологического состояния, семейной ситуации и социальной адаптации бесплодных пациентов [2, 3, 6].

Дискуссионным остаётся вопрос о значении психологических факторов и механизмах их влияния на возникновение этого заболевания.

Продуктивным является обращение к положениям концепции личности В. Н. Мясищева, а также реализованные в его исследованиях и работах его учеников попытки рассмотрения организмических изменений как стороны личностной бытийности на всём протяжении онтогенеза. Концепцию В. Н. Мясищева характеризовало целостное понимание человека как единства организма и личности. Функциональные, организменные состояния формируются как следствие события, происходящего в пространстве психической жизни индивида, события, которое занимает определённое место в иерархии системы ценностей личности. Таким образом, в концепции В. Н. Мясищева отношения-связи организма и личности характеризуются двойной направленностью, взаимными зависимостями [7].

Переосмысливая рассмотренные теоретические посылы и исследовательскую фактологию в рамках формирующегося нового направления психологии - психологии человеческого бытия, можно высказать предположение, что устойчивость и трудность преодоления этих состояний заключены в феноменах сложной взаимосвязи и взаимовлияния особенностей личностного бытия пациентов (предпочитаемых способов существования) и специфики их организмичности. Вероятно, в случае идеопати-ческого бесплодия мы можем рассматривать факт бесплодия как звено в цепи сложных взаимных влияний модуса бытия личности на внутриличностную проблематику и особенности организмических проявлений.

В свете сказанного целесообразно рассмотреть данную проблему в следующем ракурсе: комплексный подход (учёт биологических, психологических, социальных

факторов) - рассмотрение бесплодия в плане психосоматического заболевания и психогении, особенно в случаях необъяснимого (идиопатического) бесплодия - обращение к внутренней картине болезни (ВКБ), последовательно разрабатываемой в отечественной психологии [8] - изучение специфики способов существования пациентов до возникновения заболевания и после его диагностирования.

Как известно, особую значимость в анализе ВКБ приобретает переживание факта болезни самим больным, которое часто выступает в качестве ведущей причины последующих изменений социально-психологического статуса и во многом может определять лечебный и реабилитационный потенциал. Это позволяет продуктивно рассматривать психологию пациентов не только как субъекта болезни, но и как субъекта лечебного процесса, участвующего в нём, переживающего и влияющего на его эффективность. Но не надо забывать, что пациент является субъектом жизни в целом.

Отношение к новым для себя вопросам после вынесения диагноза не формируется изолированно от всего предшествующего «жизненного багажа» и характерологических особенностей пациента, что оказывает влияние на выбор способа существования в данной психотравмирующей ситуации.

Согласно нашим исследованиям, за всеми возможными индивидуальными вариациями реагирования просматриваются два основных предпочитаемых способа существования в условиях психотравмирующих аспектов реальности. Один из них мы назвали «экстремальным»

- в плане поглощённости негативными аспектами происходящего и невозможности выйти за пределы наличных обстоятельств. В его рамках мы имеем различного рода непродуктивные, а часто ущербные, типы жизнедеятельности. Второй, в известной степени оппозиционный первому, назван нами «предельным», поскольку здесь наблюдается стремление преобразовать имеющиеся ограничения в пространство внутренней свободы, трансцен-дировать проблему применительно к жизни в целом и взять на себя ответственность за происходящее. Этот способ существования способствует продуктивному преодолению возникающих проблемных ситуаций.

В зависимости от выбранного способа существования коренным образом будет различаться качество жизни пациентов в случае одинакового диагноза и одного и того же прогноза.

Способ существования является сложной психологической категорией, однако в практических целях удобно его анализировать через выделение и анализ ценностно-смысловых личностных противоречий в различных жизненных сферах. Анализ этих противоречий позволяет выявить проблемные моменты, требующие психокоррекционного вмешательства, и определить направления работы с психологом.

Нами совместно с врачом БАГК КГМУ В. А. Крутовой было обследовано 125 больных с первичной и вторичной формами бесплодия по методике «незаконченные предложения», модифицированной нами применительно к данной категории больных, полученные данные по которой уточнялись в процессе беседы.

Было выявлено, что преобладающее количество пациенток - 86,4% (108 человек) - предпочитают экст-

ремальный способ существования и только 13,6% (17 человек) - предельный. Указанные способы существования не являются строго фиксированными, возможны их флуктуации и взаимопереходы, что будет влиять на качество жизни этих пациентов.

Рассмотрим в синтетическом виде (без конкретных примеров ввиду ограниченного формата статьи) особенности личностной бытийности пациентов, предпочитающих предельный способ существования.

Женщины воспринимают сообщение о своём бесплодии как выпавшее им испытание, являющееся совместной семейной проблемой, и пытаются убедить себя в его преходящем характере ввиду возможной преодолимости. В то же время уже на первой стадии заболевания ими рассматривается широкий спектр вариантов решения этой проблемы при невозможности самостоятельно родить ребёнка: ЭКО, усыновление, способы организации и упрочения семьи в случае невозможности иметь ребёнка, реализация себя в иных жизненных сферах.

Одновременно эти женщины пытаются осмыслить это сообщение в рамках своей судьбы в целом и женской судьбы в частности. Задумываются о своей ответственности за существующее положение дел, упрекают себя, прежде всего за халатное отношение к своему здоровью и несвоевременное начало лечения. При этом достаточно быстро отдают себе отчёт в том, что несвоевременное начало лечения, а также иные причины в прошлой жизни (например, искусственное прерывание беременности), были их собственным решением, а следовательно, они сами ответственны за то, что ранее ребёнок не вписывался в их жизненные планы (например, считала возможным иметь ребёнка только в случае узаконенных отношений; ребёнок, рождённый вне брака, рассматривался как препятствие для дальнейшей семейной жизни, а также различного рода социально-экономические моменты).

Кроме того, чувство ответственности распространяется как на прошлое, так и на настоящее и будущее, является выстраданным, эмоциональным, а не просто внешне декларируемым рациональным решением. Центральным звеном решения проблемы видят самих себя, мобилизуют свои эмоционально-волевые, интеллектуальные ресурсы. Их убеждённость в благополучном исходе решения проблемы подпитывается широким спектром достижений всего предшествующего жизненного периода, умением преодолевать возникающие трудности. При этом любопытно, что настоящая ситуация не расценивается как безнадёжная и трагическая. Для них характерны чувство состоявшейся жизни и ощущение счастья, которое не может поколебать данное сообщение и необходимость, возможно, длительного лечения.

При этом оптимизм сочетается с трезвой, реалистичной оценкой ситуации на фоне значительных эмоциональных переживаний, которые в наиболее отчётливом виде могут быть проиллюстрированы историей Уш. О. Б. п. 31. «Заболевание ограничивает меня в возможности полностью реализоваться как женщине», п. 41. «В связи с моим заболеванием я столкнулась с проблемой, скорее всего, психологического плана (чувство неполноценности)». Пациентка хорошо осознаёт ожидания и значительное

давление социального окружения (п. 23.

«Хотелось бы мне перестать бояться осуждения со стороны людей»), активно пытается разрешить указанную проблему как самостоятельно, так и с помощью близких людей, прежде всего мужа и матери. Считает, что для повышения уверенности в своих силах ей необходимо обратиться за консультацией к психологу. Её также интересует, как относятся к психологическим аспектам бесплодия другие больные. Проблема рождения ребёнка для этой категории пациентов является приоритетной, но не сверхценной. Она не ограничивает их социальную активность, не сказывается отрицательно на семейной жизни, взаимоотношениях с близкими, карьерных устремлениях. Они не отмечают негативного влияния данного обстоятельства на их характер, а в ряде случаев указывают только на положительное воздействие: «После того как я заболела, мой характер стал более твёрдым и настойчивым» (И. С.). В прошлом эти пациентки ничего не хотят изменить, хотя иногда хотели бы забыть о допущенных ошибках. Дорожат своим настоящим. Активно строят счастливое будущее.

Отмечается гармония в семейных отношениях, восприятие мужа как заботливого, любящего, понимающего. Выявляются также гармоничные отношения в родительской семье, добрые отношения с племянниками, детьми знакомых (без какого-либо эмоционального надрыва).

Эта категория пациенток способна к значительной самоотдаче, они социально активны, не замыкаются на своих проблемах и стремятся помочь окружающим.

Анализ рассмотренного материала позволяет выделить основания, по которым можно судить о том, что женщина предпочла предельный способ существования в условиях диагностирования бесплодия:

1. Воспринимает ситуацию на уровне экзистенциальных противоречий и их заострения. При этом отмечается попытка выйти за пределы наличного существования, трансцендируя проблему.

2. Умение продуктивно разрешать возникающие противоречия в различных жизненных сферах (бытийных пространствах).

3. Согласованность бытийных пространств, отвечающая субъективным представлениям личности об их приоритетности и соподчинённости

4. Субъектная позиция, согласующаяся с характеристиками истинной субъектности, действенная активность, адекватная сущностным характеристикам личности, а также содержанию и сути актуальной проблемы.

5. Стремление и умение превратить внешние ограничения в пространство внутренней свободы.

6. Гибкое самоопределение в рамках дихотомий «жизнь - смерть», «свобода - детерминизм».

7. Модус служения.

В характеристике группы пациентов с экстремальным способом существования на первый план выступают многочисленные противоречия в различных жизненных сферах. Причём пациентки не вычленяют и не воспринимают их как проблему и оказываются не способными к их продуктивному разрешению.

Разберём характер и содержание этих противоречий последовательно.

С одной стороны, выявляется отвержение самого факта наличия болезни, с другой - постоянные ссылки на заболевание как основу тех или иных жизненных ограничений, неудач, неприятностей и невезения. Семейные отношения конфликтны давно и хронически, хотя сами пациентки субъективно связывают начало семейного разлада с фактом своего заболевания. Они не видят себя в качестве психологической причины семейных деструкций, перекладывая всю вину на мужа. Считают, что для укрепления семьи и оптимизации семейной атмосферы необходимо воздействовать именно на супруга.

По мнению этих пациенток, бесплодие стало причиной изменения характера и эмоционального фона. В то же время практически все эти женщины отвергают необходимость получения квалифицированной психологической помощи.

Отмечаются также разлад в сфере профессиональных отношений, впечатление неудачно выбранной профессиональной ниши, неумение наладить продуктивные отношения с коллегами и руководством.

Пациенты этой группы, как правило, эгоцентричны и считают, что именно окружающие должны подстраиваться под них, подчиняться их желаниям и указаниям.

Перспективы дальнейшей семейной жизни безрадостны и безнадёжны ещё и потому, что, по мнению большинства (80% - 100 человек) этих пациенток, все известные им семьи также несчастны.

Данная категория пациентов не отличается верой в себя, а скорее в чудо, Бога, счастливое стечение обстоятельств.

У них часто (75 человек - 60%) имеются многочисленные страхи перед родами, наркозом и т. п. Некоторые страшатся умереть в родах.

Для многих больных характерны переоценка себя, перфекционизм, подчёркивание своей исключительности и индивидуальности, суждения по типу «всё - или ничего», «чёрное или белое», нежелание и неумение видеть жизнь во всей многогранности, с полутонами, сложностями и противоречиями. При этом любые неудачи, невезение, неприятности приводят к крайностям в эмоциональных способах реагирования.

Заявляя, что рождение ребёнка является наиболее актуальной и острой проблемой, тем не менее, приоритеты жизненных ценностей как в беседе, так и по результатам методики «незаконченные предложения» эти пациентки выстраивают совсем по-другому (работа, карьера, удовольствия, отдых).

У данной категории пациенток отмечается нежелание «ворошить прошлое», связанное с неприятными психотравмирующими моментами, а также со случаями своего ошибочного или недостойного поведения.

Фиксированы на ощущении собственной неполноценности именно из-за невозможности осуществить родительскую функцию.

Таким образом, по отношению к этой категории больных мы имеем дело с невротической ограниченностью бытийности.

Пациентки, предпочитающие экстремальный способ существования, устанавливают причинно-следственную зависимость от заболевания к различного рода

последующим жизненным неприятностям и несчастьям. Пациентки с предельным способом существования пытаются достойно ответить на этот «вызов» судьбы.

Предельное существование по сравнению с экстремальным даёт возможность более гибкого и продуктивного самоопределения в плане экзистенциальных дихотомий «жизнь - смерть», «свобода - детерминизм». На уровне экстремального существования человек либо не поднимается до осмысления данной проблематики, либо осмысляет её неконструктивно.

Резюмируем изложенное.

По результатам наших исследований относительно психологических оснований женского бесплодия на первый план выступили проблемы бытия личности в аспекте выбираемых ею способов существования как до возникновения заболевания, так и в связи с осознанием факта его наличия

В ситуации сообщения диагноза «бесплодие» пациентке необходимо определиться в дихотомиях: «жизнь - смерть» (продолжение себя, личное бессмертие в детях; необходимость выработки собственной, «личной» религии), а также «свобода - детерминизм» (необходимость определиться со степенью своей личной ответственности за сложившуюся ситуацию и возможность собственного влияния на преодоление внешних и внутренних ограничений).

Критерием успешности психологического сопровождения пациентов с бесплодием можно считать ряд показателей:

- субъективное «принятие» факта заболевания и личностное самоопределение с учётом его наличия при сохранении целостности жизни и без ущерба для её жизнедеятельности;

- способность к продуктивному разрешению противоречий в различных личностных бытийных пространствах;

- ответственность за принятие жизненных решений.

Вероятность выбора предельного способа существования повышается, когда самостоятельно происходит обращение к экзистенциальным дихотомиям и своя проблема вводится в круг более высоких смысловых образований.

Благодаря способу существования, отвечающему по своим параметрам предельному, повышается возможность достижения и сохранения высокого качества жизни, даже в том случае, если в процессе лечения не наступила беременность. Причём повышение степени осознания мотивационных оснований и содержания своего способа существования через анализ и продуктивное разрешение ценностно-смысловых противоречий способствует адекватному самоопределению личности по отношению не только к своему заболеванию, но и к жизни в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. М.: Институт общегуманитарных исследований. 2004. 336 с.

2. Анохин Л. В. Бесплодие в браке. Рязань, 1995. 128 с.

3. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. Г. А. Обухова, А. В. Бруенка. Предисл. В. Г. Остроглазова. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 376 с.

4. Веропотвелян П. Н. Возможности диагностики бесплодного брака в амбулаторно-поликлинических условиях в крупном промышленном центре (женское бесплодие) // Эксперим. и клинич. медицина. 1981. Т. 21, № 2. С. 621-627.

5. Кулаков В. И. Проблемы и перспективы исследований по проблеме «Бесплодный брак» // Акушерство и гинекология. 1989. № 7. С. 3-7.

6. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. М.: «МЕДпресс», 1999. 592 с.

7. Мясищев В. Н. Основы общей и медицинской психологии. Л., 1969. 185 с.

8. Николаева В. В. Влияние хронической болезни на психику. М.: издательство МГУ, 1987. 168 с.

9. Филиппов О. С. Эпидемиологическое изучение индивидуального риска развития бесплодия // Вестн. рос. ассоц. акуше-ров-гинекологов. 1999. № 4. С. 56-59.

10. Шенкер Дж. Стресс и бесплодие // Акушерство и гинекология. 1993. № 2. С. 39-42.

11. Behrman S. J. A rational approach to the evaluation of infertility // Progress in infertility. 1975. P. 1-4.

12. Cox L. W. Infertiliti: a comprehensive programme // Brit. J. Obstet. Gynaecol. 1975. V. 82, № 1. P. 2-6.

13. Menning B. E. The emotional needs of infertile couples // Fertil. Steril. 1980. V. 34, № 3/4. P 313-319.

14. Morse C. A. Psychosocial aspect of infertility: A review of current concept // Psychosom. Obstet. Gynaecol. 1987. V. 6, № 3. P. 157-164.

15. Stauber M. Psychosomstischen Untersuchungen zur sterilen Partnerschaft // Gynaekologie. 1982. V. 15, № 4. P 202-206.

G. YU. FOMENKO

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FEMALE INFERTILITY WITHIN THE PERSPECTIVE OF EXISTENTIAL PROBLEMS

Chair of psychology of an individual and general psychology Female infertility problem is studies as a complicated medical and social problem demanding comprehensive approach for its solving. Significance of psychological factors and possible mechanisms of their influence on this disease start have been studies from existential view point, in the aspectfway ofexistence preferable for an individual. It was supposed that two basic and diametrically opposite modi of existence - «limiting» existence and «extreme» existence comprise the foundation of individually diverse type of vital activities of such ill persons. The identified existence modi are analyzed through the system of contradictions of values and meanings of an individual. Interdependence of patient’s way of existence and quality of the life was studied. In the light of the author’s approach, the criteria for successful psychological supervision of patients with female infertility are offered.

Key words: psychology of human being, subject of life, limiting existence, extreme existence, value and meanings contradictions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.