УДК 159.9: 351.74 © А. В. Гайнуллина, С. В. Прокурова, 2019 DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11007 19.00.06 Юридическая психология
Психологические аспекты взаимодействия в деятельности сотрудников ОВД
Гайнуллина Айгуль Вильевна ',
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД.
E-mail: lswetok@mail.ru
Прокурова Софья Витальевна 2,
кандидат психологических наук, доцент кафедры криминалистики. E-mail: sofia.prokurova@mail.ru
1 Уфимский юридический институт МВД России, Республика Башкортостан, Уфа, 450103, Россия 2 Волгоградская академия МВД России, Волгоград, 400089, Россия
Аннотация
Введение. Актуализируется необходимость совершенствования взаимодействия с гражданами в целях обеспечения общественного порядка. Возрождается деятельность различных общественных объединений граждан: добровольных народных дружин, казачьих формирований, внештатных подразделений ДПС ГИБДД, советов общественности при участковых пунктах полиции, общественных советов при МВД. Целью являлось выяснение механизмов взаимодействия и взаимопонимания в деятельности сотрудников ОВД.
Материалы и методика. Опрошено 63 сотрудника ОВД из числа слушателей факультета заочного обучения Уфимского юридического института МВД России. Использовались материалы анкетирования, опроса, профилактической беседы о недопустимости правонарушающего поведения.
Результаты и обсуждения. Конкретизировано психологическое содержание понятия взаимодействия в сравнении с такими понятиями, как общение, совместная деятельность, взаимоотношения, деятельность. Раскрыты психологические механизмы ценностно-мотивационной, коммуникативной, перцептивной, поведенческой и эмоционально-волевой сфер взаимодействия сотрудников полиции с гражданами согласно подходу А. И. Шипилова; изложены динамические характеристики и стратегии взаимодействия. На основе проведенного исследования рассмотрены возникающие в практической деятельности сотрудников ОВД проблемы достижения взаимопонимания с гражданами в поддержании правопорядка. Выделены основные направления совершенствования взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами, включая психологическую подготовку и психологическое обеспечение профессиональной деятельности.
Заключение. Вопросы взаимодействия сотрудников полиции с гражданами приобретают особую значимость из-за возрастания интереса граждан к сотрудничеству в поддержании правопорядка. Эффективность психологической подготовки сотрудников ОВД во многом зависит от специфики взаимодействия с гражданами сотрудников различных служб и подразделений.
Ключевые слова: взаимодействие; совместная деятельность; общение; конфликт; сотрудники ОВД; граждане.
Для цитирования: Гайнуллина А. В., Прокурова С. В. Психологические аспекты взаимодействия в деятельности сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 1(76). С. 48-54. DOI 10. 24411/1999-6241-2019-11007
Основные положения:
1. Взаимодействие — это обусловленный пространством и временем личностный контакт двух субъектов, в процессе которого происходит их воздействие друг на друга и формируются взаимоотношения.
2. Учет сотрудниками ОВД психологических механизмов межличностного взаимодействия способствует минимизации формального подхода к гражданам и актуализации соучаствующего отношения в поддержании правопорядка.
3. Совершенствование взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами возможно посредством целенаправленной психологической подготовки и психологического обеспечения профессиональной деятельности.
Введение. На итоговом заседании коллегии Министерства внутренних дел была подчеркнута необходимость совершенствования взаимодействия с гражданами в целях обеспечения общественного порядка '. В настоящее время возрождена деятельность различных
общественных объединений граждан: добровольных народных дружин, казачьих формирований, внештатных подразделений ДПС ГИБДД, советов общественности при участковых пунктах полиции, общественных советов при МВД и т. д. [1, с. 53].
Формы взаимодействия сотрудников ОВД с населением могут быть различными: организационно-правовыми (посредством проведения конференций, информационно-пропагандистских акций, профилактических мероприятий и т. д.), коллективными (сформированными через общественные объединения), индивидуальными (созданными на добровольной основе).
Набирает активность опосредованная форма взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами. Так, через созданный на сайте Госавтоинспекции портал госуслуг в 2017 г. гражданами было направлено более 200 тыс. сообщений о зафиксированных нарушениях Правил дорожного движения 2.
1 Замахина Т. Закон суров. И он есть. Владимир Путин поставил перед МВД новые задачи. URL: https://rg.ru/2018/02/28/ vladimir-putin-postavil-zadachi-pered-mvd.html (дата обращения: 02.03.2018).
2 Гречанник А. Стукачество или нет? Гаишники получили более 200 тысяч сообщений о нарушениях. URL: http://www.ufa. kp.кu/daily/26763/3795210/ (дата обращения: 02.12.2017).
Теоретические предпосылки
Понятие взаимодействия в психологической науке. В психологической науке, в отличие от юридической, понятие взаимодействия не сводится к его объяснению как исключительно позитивной деятельности двух субъектов, направленной на достижение совместного результата. Если юристы понимают под взаимодействием совместную деятельность в коллективных и организационно-правовых формах, то с точки зрения психологов взаимодействие — это контактирование (обмен действиями, взаимовлияние, взаимовоздействие). Предметом анализа в данной статье служат психологические аспекты индивидуальной формы взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами.
Психологические особенности взаимодействия рассматривали такие ученые, как Н. Н. Обозов, В. Н. Панферов, В. Н. Куницына, Л. А. Петровская, В. А. Горянина, А. И. Шипилов, Е. В. Залюбовская и др. Причем трактовки понятия взаимодействия неоднозначны и среди психологов. Взаимодействие тесно переплетается с категориями общения, деятельности, совместной деятельности и взаимоотношений.
В социальной психологии взаимодействие традиционно выделяется как одна из сторон общения (интерактивная сторона), наряду с обменом информацией (коммуникативная сторона), а также восприятием и пониманием друг друга (перцептивная сторона) [2, с. 100-115].
В то же время Н. Н. Обозов сопоставляет понятия взаимодействия и общения. По его мнению, общение представляется сложнейшей наивысшей формой взаимодействия человека с человеком, межличностное общение — специфическая форма взаимодействия наряду с взаимопониманием, взаимовлиянием и взаимоотношением [3, с. 39-46].
Взаимодействие является более широким понятием, чем общение. Это непосредственный контакт, взаимное или одностороннее физическое воздействие, которое может быть обусловлено общением только в случае значимого друг для друга обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств.
Нередко через понятие взаимодействия раскрывается определение общения и деятельности. Если к общению относится субъект-субъектное взаимодействие, то деятельность имеет его субъект-объектную обусловленность [4], в данном случае взаимодействие может быть представлено как обмен деятельностью.
Как отмечалось выше, понятие взаимодействия часто приравнивается к понятию эффективной совместной деятельности. Вместе с тем «совместная деятельность может продолжительное время осуществляться без четкого осознания ее участниками общих целей, хотя при этом каждый из них хорошо представляет цели индивидуальной деятельности; при отсутствии совместных действий ее участников совместная деятельность интегрируется из относительно не связанных друг с другом индивидуальных деятельностей» [5, с. 98].
Взаимодействие является фундаментом совместной деятельности, однако для того чтобы эта деятельность стала продуктивной, необходим такой уровень взаимодействия, при котором его участники осознавали бы эффективность решения проблем от соединения взаимных усилий партнеров [6, с. 109-112]. Следовательно, взаимодействие не всегда может быть опосредовано совместной деятельностью.
Качественной характеристикой взаимодействия являются взаимоотношения, которые выступают одной из важнейших сторон общения, специфических форм взаимодействия [7, с. 23-27]. Взаимоотношения складываются в процессе общения, взаимодействия и совместной деятельности, выступая одновременно их результатом и условием.
Исходя из изложенного, взаимодействие можно представить как обусловленный пространством и временем личностный контакт двух субъектов, в процессе которого происходит их воздействие друг на друга и формируются взаимоотношения. Данный контакт нередко может быть обусловлен как общением, так и совместной деятельностью.
Структурно-динамическиехарактеристики взаимодействия. Качественный анализ взаимодействия предполагает выделение его структуры. А. И. Шипи-лов в состав взаимодействия включает побудительный, когнитивный и регулятивный компоненты [8, с. 46]. Побудительный компонент определяет ценностно-мотивационный обмен. Когнитивный компонент заключается в осуществлении коммуникации между субъектами и познании ими друг друга (коммуникативная и перцептивная сферы). Регулятивный компонент характеризует управление поведением, деятельностью или общением (поведенческая и эмоционально-волевая сферы).
Процесс взаимодействия в своем развитии имеет ряд стадий. Для взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами, протекающего, как правило, в ограниченных временных рамках, динамика взаимодействия может выглядеть, как это представлено на рис. 1.
Рис. 1. Динамика взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами (Fig. 1. Dynamics of Interaction of Law Enforcement Officers with citizens)
Важной динамической стороной взаимодействия являются его стратегии, из них можно выделить сотрудничество, противоборство, уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, однонаправленное противодействие, контрастное взаимодействие, компромиссное взаимодействие [9, с. 29]. Взаимодействию сотрудников ОВД с гражданами характерны такие стратегии, как содействие, бездействие и противодействие.
Сотрудники ОВД обязаны оказывать содействие гражданам в соответствии с функциональными обязанностями, а с противодействием со стороны некоторых граждан они сталкиваются, выявляя и пресекая преступления и административные правонарушения. Сотрудникам ОВД для разрешения служебных задач не обойтись и без содействия самих граждан, например, при привлечении их в качестве свидетелей либо понятых. Бездействие с обеих сторон, особенно в ситуациях, регламентированных законодательством, чревато определенными последствиями: дисциплинарного и уголовного (для сотрудников полиции), а также административного и уголовного порядка (для граждан).
Психологические механизмы взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами. Одним из факторов, определяющих необходимость контактирования граждан и сотрудников полиции, является взаимозависимость друг от друга при достижении индивидуально-личностных целей, с одной стороны, и профессиональных — с другой, т. е. граждан и сотрудников ОВД побуждает вступить в контакт сопряжение их целей и мотивов. Как показывает практика, между сотрудниками полиции и гражданами не всегда складываются доброжелательные взаимоотношения. При возникновении мотивационного барьера прийти к взаимопониманию возможно только установив психологический контакт. Большое значение имеет умение сотрудников ОВД актуализировать у граждан позитивные мотивы сопричастности к обеспечению правопорядка.
В ходе взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами происходит обмен субъективно значимыми мыслями и чувствами. Психологическими механизмами коммуникативного процесса между равными по статусу субъектами являются убеждение, внушение, расположение, информирование, просьба. При взаимодействии между субъектами, один из которых обладает властными полномочиями, существенным становится применение методов принуждения. Последние должны использоваться сотрудниками ОВД только после методов убеждения, путем обращения граждан к их собственному критическому суждению, в целях достижения взаимопонимания в реализации общесоциальных целей оперативно-служебной деятельности.
Сотруднику полиции следует постоянно помнить о том, что все его действия воспринимаются и анализируются окружающими, могут подвергаться фото-и видеосъемке, поэтому он должен стремиться к тому, чтобы его поведение и поступки как представителя власти были юридически и психологически грамотны и понятны окружающим. Сотруднику ОВД необходимо предельно объективно подходить к применению санкций к право-
нарушителю, учитывать субъективные и объективные факторы, способствовавшие его правонарушению.
При взаимодействии сотрудников ОВД с гражданами важен механизм обратной связи, за счет которого происходит взаимопознание. В данном случае оппоненты корректируют собственные действия, ориентируясь на образ, сложившийся в результате восприятия личностных и поведенческих особенностей друг друга. Значимым для сотрудника ОВД умением является обладание навыками активного рефлексивного слушания [10, с. 48]. В то же время в конфликтном взаимодействии, когда обратная связь минимизирована, образ об особенностях партнера подвергается значительному искажению.
В условиях противоборства, когда собеседники пытаются скрыть свои истинные намерения, в результате переживаемого ими эмоционального напряжения «побуждаются как общие, так и индивидуально-личностные стереотипные формы поведения» [11, с. 19]. Следовательно, на точность межличностного познания в конфликте существенную роль оказывает владение сотрудниками ОВД культурой саморегуляции [12, с. 41-45].
В напряженных ситуациях взаимодействия с гражданами улучшение взаимоотношений невозможно без умения сотрудника ОВД видеть себя со стороны, поставить себя на место гражданина, учитывать причины его поведения, подвергать самоанализу тактику своих действий, а при необходимости, извинившись, признать свои ошибки и быть способным принять точку зрения оппонента. Основными психологическими механизмами перцептивного процесса взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами являются рефлексия, идентификация, каузальная атрибуция, децентрация.
Служебная деятельность сотрудников ОВД регламентируется нормативными правовыми актами. Если сотрудник полиции, наделенный от имени государства властными юрисдикционными полномочиями, неумело ими пользуется, не считает нужным доходчиво аргументировать гражданам правовые основания своих требований либо стремится подчинить их своей воле, то возможно возникновение так называемого волевого барьера.
В ситуациях взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами принятие тех или иных решений определяют ценностные ориентации, а также установки личности. Наиболее значимыми из них выступают правовые ориентации как интегрированная совокупность правовых установок личности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях [13, с. 79-92].
При взаимодействии сотрудников полиции с гражданами такие механизмы регуляции межличностного поведения, как закон взаимной валентности отношений и механизм компенсации действий [8, с. 53], при которых оппоненты стремятся ответно восполнить ущерб либо оказать услугу, не должны быть ведущими. Сотрудники ОВД не вправе принимать решения в отношении граждан, руководствуясь личными предпочтениями. Однако учитывая данные механизмы, сотрудники полиции, проявляя реальную заботу о гражданах, могут
рассчитывать на позитивную ответную реакцию с их стороны, выражаемую в соучаствующем отношении и законопослушном поведении.
Поскольку «психологический механизм действия права не мыслим вне влияния морали» [14, с. 87], то стратегии поведенческой сферы взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами должны быть направлены на формирование баланса во взаимоотношениях, основанного на морально-правовых нормах. Главным средством регуляции поведенческой сферы взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами должен быть конструктивный диалог в целях достижения взаимопонимания. Именно вследствие нежелания сотрудников ОВД устанавливать психологический контакт с гражданами, учитывать их объяснения, обращать внимание на обратную реакцию рождаются обоснованные жалобы со стороны граждан.
Материалы и методика. Опрошено 63 сотрудника ОВД из числа слушателей факультета заочного обучения Уфимского юридического института МВД России. Использовались материалы анкетирования, опроса, профилактической беседы о недопустимости правона-рушающего поведения.
Результаты и обсуждения. В ситуациях взаимодействия, итог которых ожидаем, эмоции субъекта выражены незначительно. Существенно возрастает эмоциональный аспект в неожиданных ситуациях, например, когда результат превосходит ожидания либо, наоборот, встречается преграда на пути к намеченной цели. Однако даже в случаях, строго предписанных инструкциями, эмоциональный аспект может преобладать над другими. При нарастании противоборства, когда конфликт, обостряясь, переходит от ролевого на межличностный уровень, субъекты взаимодействия часто теряют эмоциональный самоконтроль. В напряженных ситуациях сотруднику ОВД очень важно владеть собой. При проявлении взаимных негативных эмоциональных состояний между сотрудником ОВД и гражданином возникает эмоциональный барьер.
Взаимодействию сотрудников полиции с гражданами свойственны такие механизмы эмоционально-волевой сферы, как эмоциональное заражение (процесс передачи эмоционального состояния), отзеркаливание (взаимный обмен эмоциональными состояниями), поляризация эмоций (проявление полярных по модальности эмоций) и эмпатия (сопереживание другому и стремление к содействию).
Именно эмпатия придает субъектно-соучаствующий характер формальному функционально-ролевому взаимодействию сотрудников полиции с гражданами и способствует повышению доверия к органам правопорядка.
Следует отметить механизмы, касающиеся восприятия и передачи отрицательного эмоционального состояния граждан. Когда сотрудник ОВД реагирует на возбужденное состояние гражданина своим спокойствием, он способствует тому, что его хладнокровное состояние посредством отзеркаливания эмоций через несколько циклов передастся оппоненту. Сотрудник полиции должен помнить и о том, что его эмоциональным состоянием могут заражаться другие, поэтому ему не следует выражать
негативные эмоции, связанные с различными событиями личностного либо служебного характера, при взаимоотношениях с гражданами.
Механизм поляризации эмоций менее характерен взаимодействию сотрудников ОВД с гражданами. Сотрудники ОВД, особенно в ситуациях принуждения, не должны демонстрировать гражданам свое решение о мерах административного воздействия как проявление собственного волеутверждения. Однако данный механизм может иметь и положительные функции. Так, уверенный настрой сотрудников ОВД, подкрепленный юридической и психологической грамотностью, оказывает эффективное психологическое воздействие на правонарушителей.
Особый интерес вызывает объяснение механизма, управляющего ходом межличностного взаимодействия. Одним из таких механизмов является активная роль субъекта, наиболее заинтересованного в кооперировании с другим, заключающаяся как в подстройке к партнеру, так и в демонстрации взаимовыгодности содействия друг другу. Успешность взаимодействия определяется удовлетворенностью партнеров от соотношения взаимных вкладов в общее дело. Таким образом, результат взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами определяется инициативностью самих сотрудников полиции, тем, как они сумеют заинтересовать граждан в проявлении своей гражданской позиции и внесением вклада в обеспечение правопорядка.
Результаты исследования психологических проблем взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами и пути его совершенствования. Как отмечалось выше, взаимодействие сотрудников ОВД с гражданами сопряжено возникновением психологических барьеров. По мнению 63 опрошенных нами сотрудников, данные барьеры чаще всего вызваны негативной настроенностью граждан к контактированию (81%); нежеланием граждан подчиняться законным требованиям (33,3%); недостаточным уровнем правовой осведомленности граждан (33,3%), а также отрицательным эмоциональным состоянием граждан (25,4%) (рис. 2).
Именно мотивационный барьер, выражающийся в отсутствии психологической готовности к взаимодействию со стражем правопорядка, определен опрошенными в качестве ведущего. В связи с этим актуальным
мотивационный интеллектуальный волевой барьер 33,3% эмоциональный барьер 81% барьер 33,3% барьер 25,4%
Рис. 2. Психологические барьеры взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами (Fig. 2. Psychological barriers of interaction of employees of Department of internal Affairs with citizens)
является применение сотрудниками психологических приемов, снимающих первоначальную настороженность граждан, вызывающих их расположение и помогающих достигнуть взаимопонимания. Большое значение имеет умение сотрудников ОВД производить благоприятное впечатление: презентовать себя как отзывчивого, коммуникабельного и компетентного специалиста.
Непременным условием преодоления психологических барьеров взаимодействия является психологический контакт, который обеспечивает «развитие общения в нужном направлении и достижение его целей» [15, с. 113].
Установление психологического контакта сотрудниками ОВД связывается с необходимостью проведения профилактической беседы о недопустимости правона-рушающего поведения — 44,4%; выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений — 28,6; расследования преступлений — 28,6; содействия со стороны граждан — 25,4, а также оказания им помощи в трудных ситуациях — 22,2%.
Респондентов побуждают к установлению психологического контакта убежденность, что без этого нельзя достичь желательной реакции гражданина, необходимой для решения профессиональных задач, — 33,3%; уверенность в том, что, установив психологический контакт, будет легче добиться признания гражданина в совершении правонарушения — 31,7; желание узнать личность гражданина, понять причины его поведения — 30,1; уверенность в том, что только после установления психологического контакта, возможно воздействовать на правосознание и поведение гражданина, его моральные и нравственные убеждения, — 23,8; стремление вызвать доверие гражданина, показать значимость содействия друг другу в целях поддержания правопорядка — 22,2%.
Таким образом, для сотрудников ОВД учет психологических аспектов значим в том случае, если применяемые психотехнологии способствуют успешному разрешению поставленных задач и достижению более высоких показателей в работе. В то же время в целях повышения доверия граждан и престижа службы сотрудникам полиции следует активнее применять психологические приемы, направленные не только на преодоление противодействия граждан, но и на вовлечение их к содействию и дальнейшему сотрудничеству [16, с. 279].
Повышение профессиональной психологической подготовленности сотрудников ОВД к взаимодействию с гражданами возможно в результате самообразования и накопления личного опыта ежедневного контактирования с населением, но наиболее эффективно в рамках целенаправленной профессиональной подготовки со-
трудников ОВД в образовательных организациях МВД России и морально-психологической подготовки в подразделениях.
Психологическая подготовка осуществляется в виде лекционных и практических занятий. На лекционных занятиях сотрудники ОВД знакомятся с социальной сущностью профессиональной деятельности, воздействующей ролью коммуникации на правосознание и поведение граждан, со спецификой межличностного восприятия и эмоционального обмена, психотехнологиями конструктивного разрешения конфликтов и т. д.
Практические занятия включают психодиагностику, тренинговые упражнения, моделирование ситуаций профессиональной деятельности. При проведении психодиагностики целесообразно применение методик по выявлению мотивации к службе, уровня развития коммуникативных навыков, владения оптимальными стратегиями поведения в конфликте. Для отработки навыков взаимодействия сотрудников ОВД с гражданами необходимо моделирование проблемных ситуаций: конфликтных, экстремальных, отражающих привлечение граждан к содействию, а также оказание им различной помощи, в том числе психологической [17, с. 76-161].
Немаловажное значение имеет консультирование психологом сотрудников ОВД, испытывающих трудности во взаимоотношениях с гражданами, в том числе обладающих, по результатам психодиагностического обследования, недостаточным уровнем общительности, неуверенностью в себе, повышенной конфликтностью и неуравновешенностью.
Социальную направленность деятельности сотрудников полиции необходимо подчеркивать на инструктажах перед заступлением нарядов на службу. Здесь могут обсуждаться способы конструктивного разрешения конфликтов, анализироваться причины обоснованных жалоб граждан на действия сотрудников ОВД и возможные пути их недопущения.
Заключение. Вопросы взаимодействия сотрудников полиции с гражданами приобретают особую значимость из-за возрастания интереса граждан к сотрудничеству в поддержании правопорядка, и благодаря современным психотехнологиям его возможно поднять на более высокий качественный уровень. Эффективность психологической подготовки сотрудников ОВД во многом зависит от специфики взаимодействия с гражданами сотрудников различных служб и подразделений, что можно рассматривать в качестве предмета для дальнейших исследований.
Список литературы
1. Панов С. Л., Тимко С. А., Тимко В. П. Принципы взаимодействия органов внутренних дел и общественных формирований по противодействию правонарушениям // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 4(67). С. 53-56.
2. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник. М., 2008. 352 с.
3. Обозов Н. Н. Психология межличностных взаимодействий : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1979. 380 с.
4. Степанский В. И. Свойство субъектности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 98-103.
5. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности : монография. М., 2005. 640 с.
6. Крысько В. Г. Социальная психология : учебник. М., 2010. 688 с.
7. Панферов В. Н. Общение как предмет социально-психологических исследований : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1983. 43 с.
8. Шипилов А. И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2000. 370 с.
9. Абульханова К. А. Совместная деятельность: методология, теория, практика : монография / под ред. А. Л. Журавлева, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой. М., 1988. 232 с.
10. Панфилова А. П. Теория и практика общения : учеб. пособие. М., 2007. 288 с.
11. Молчанова Н. В. Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 21 с.
12. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Московского университета. Серия 14 : Психология. 1997. № 4. С. 41-45.
13. Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Теория и методология исследования. Красноярск, 1988. 256 с.
14. Лазарев В. В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982. 144 с.
15. Караяни А. Г., Цветков В. Л. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях : учеб. пособие. М., 2011. 247 с.
16. Родин В. Ф., Цветков В. Л. Коммуникативное общение в профессиональной деятельности сотрудников ОВД РФ // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 278-281.
17. Гайнуллина А. В., Смирнов В. Н. Психология конструктивного взаимодействия сотрудников ДПС ГИБДД с участниками дорожного движения : учеб.-метод. пособие. М., 2013. 216 с.
Поступила 14.05.2018
UDC 159.9: 351.74 © A. V. Gainullina, S. V. Prokurova, 2019 DOI 10. 24411 / 1999-6241-2019-11007 19.00.06 Legal Psychology
Psychological Aspects of Interaction in the Law Enforcement Officers Activity
Aigul V. Gaynullina ',
Candidate of Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology in the police officers activity.
E-mail: lswetok@mail.ru
Sofia V. Prokurova 2,
Candidate of Psychology, Associate Professor of the Forensic Department. E-mail: sofya.prokurova@mail.ru
1 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, 450103, Russia 2 Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd, 400089, Russia
Abstract
Introduction. The need to improve interaction with citizens in order to ensure public order is highlighted. The activity of various public associations of citizens is being reviving: voluntary people's teams, Cossack force, off duty units of traffic police, public councils at the local police stations, public councils at the Ministry of Internal Affairs. The goal was to clarify the ways of interaction and understanding in the law enforcement officers activity.
Materials and Methodical Toolkit. 63 employees of the Department of Internal Affairs from the trainees of the correspondence department of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia were interviewed. The materials of the survey, questionnaires, preventive talks about the inadmissibility of delinquent behavior were used.
Results of Survey. The psychological content of the concept of interaction has been specified in comparison with such concepts as communication, joint activity, interrelations, activity. Psychological mechanisms of value-motivational, communicative, perceptual, behavioral and emotional-volitional spheres of interaction of police officers with citizens, according to the approach of A. I. Shipilova; the dynamic characteristics and interaction strategies are outlined. On the basis of conducted research, practical activity problems of the law enforcement officers while achieving mutual understanding with citizens in maintaining law and order were considered. The main directions of improving the interaction of law enforcement officers with citizens, including psychological preparation and psychological support of professional activity are highlighted.
Conclusions. Issues of interaction between police officers and citizens are of great importance because of the increasing citizens interest in maintaining law and order in cooperation. The effectiveness of psychological training of law enforcement officers is greatly determined by the specifics of interaction of employees of various services and departments with citizens.
Keywords: interaction; team work; communication; conflict; law enforcement officers; citizens.
Citation: Gainullina A.V., Prokurova S. V. Psychological Aspects of Interaction in the Law Enforcement Officers Activity. Psychopedagogics in Law Enforcement. Vol. 24, No. 1(76). 2019. Pp. 48-54. DOI10.24411 / 1999-6241-2019-11007
References
1. Panov S. L., Timko S. A., Timko V. P. Principles of Interaction between Internal Affairs Agencies and Public Formations in Countering Offenses. Psychopedagogics in Law Enforcement. 2016. No 4(67). Pp. 53-56. (In Russ.)
2. Andreeva G. M. Social Psychology: a textbook. Moscow, 2008. 352 p. (In Russ.)
3. Obozov N. N. Psychology of Interpersonal Interactions: dis. ... Dr. Psychol. sciences. Moscow, 1979. 380 p. (In Russ.)
4. Stepansky V. I. The Property of Subjectivity as a Prerequisite of the Personal Form of Communication. Questions of psychology. 1991. No. 5. Pp. 98-103. (In Russ.)
5. Zhuravlev A. L. Psychology of Joint Activity: monograph. Moscow, 2005. 640 p. (In Russ.)
6. Krysko V. Social Psychology: a textbook. Moscow, 2010. 688 p. (In Russ.)
7. Panferov V. N. Communication as a Subject of Socio-Psychological Research: synopsys dis. .. Dr. Psychol. sciences. Leningrad, 1983. 43 p. (In Russ.)
8. Shipilov A. I. Psychological Foundations of the Iteraction of Officers in Difficult Interpersonal Situations: dis. ... Dr. Psychol. sciences. Moscow, 2000. 370 p. (In Russ.)
9. Abulkhanova K. A. Joint Activity: Methodology, Theory, Practice: monograph / ed. A. L. Zhuravleva, P. N. Shikhireva, E.AT. Rustling. Moscow, 1988. 232 p. (In Russ.)
10. Panfilova A. P. Theory and Practice of Communication: st. manual. Moscow, 2007. 288p. (In Russ.)
11. Molchanova N. V. The Influence of Emotions on Communicative Interaction: synopsys dis. ... Cand. psychol. sciences. Yaroslavl, 2005. 21 p. (In Russ.)
12. Peter L. A. To the Question of the Nature of Conflict Competence. Moscow University Bulletin. Series 14: Psychology. 1997. No. 4. Pp. 41-45. (In Russ.)
13. Ratinov A. R., Efremova G. Kh. Legal Psychology and Criminal Behavior. Theory and Research Methodology. Krasnoyarsk, 1988. 256 p. (In Russ.)
14. Lazarev V. V. Socio-Psychological Aspects of the Law Application. Kazan, 1982. 144 p. (In Russ.)
15. Karayani A. G., Tsvetkov V. L. Psychology of Communication and Negotiation in Extreme Conditions: st. manual. Moscow, 2011. 247 p. (In Russ.)
16. Rodin V. F., Tsvetkov V. L. Communication in the Professional Activities of Law Enforcement Officers of the Russian Federation. Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 5. Pp. 278-281. (In Russ.)
17. Gainullina A. V., Smirnov V. N. Psychology of Constructive Interaction of Traffic Police Officers with traffic law enforcement participants: st. manual. Moscow, 2013. 216 p. (In Russ.)
Submitted 14.05.2018