ИА. Гвоздкова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
А.Д. Богомолова СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.А. Чечина И ВОСПИТАНИЯ
Аннотация. В статье обсуждается необходимость развития системы экологического образования и воспитания в России и мире с учетом генетических особенностей восприятия информации экологического содержания и реакции на нее. Рассматриваются перспективы развития экологических дисциплин и, в частности, целесообразность введения в их учебные программы вопросов о неоднозначности усвоения информации в сфере экологии людьми с различными социально-психологическими особенностями. Особое внимание уделяется проблемам экологического образования и воспитания подрастающего поколения и молодежи и использованию в указанном процессе нестандартных подходов. Делается вывод о необходимости интеграции экологических дисциплин во все уровни и направления общего и профессионального образования.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, гены поведения, темперамент, социотипы, экологические дисциплины.
Mna Gvozdkova PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPMENT Alexandra Bogomolova OF THE ENVIRONMENTAL EDUCATION AND TRAINING
Lyubov Chechina Abstract. The article discusses the need for the development of environmental education and train-
ing in Russia and the world, taking into account the genetic characteristics of perception of environmental content and reaction to it. Perspectives of environmental discipline, and in particular, the feasibility of introducing into their curricula questions about ambiguity assimilation of information in the field of ecology people with different social and psychological characteristics. Particular attention is given to environmental education and upbringing of the younger generation and young people and the need to use in the process of innovative. The conclusion about the need of integration of ecological disciplines at all levels and areas of education.
Keywords: environmental education, environmental training, genes behavior, temperament, socio-types, ecological disciplines.
Процесс экологического образования и воспитания является одним из ключевых факторов, формирующих экологическую культуру отдельной личности и общества в целом и обеспечивающих социально-экологическую безопасность. Любая образовательная деятельность и, в частности, экологическое образование будет более эффективной, если то, что воспитывается, и то, что прививается, будет находить отклик у людей на генетическом уровне.
Результаты изучения особенностей поведения и мышления, проведенные в последние десятилетия, указывают на высокую роль наследственных задатков в поступках человека. Установлено, что наш разум в среднем контролирует не более 10 % поступков [1; 2]. Все остальные поведенческие действия управляются инстинктами: совокупностью врожденных тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения, контролируемого определенными генами. Например, в основе любых коллективных отношений лежит социальный инстинкт - древнейшая генетически заданная программа поведения, обуславливающая стремление индивида объединяться в группы.
В современном мире для достижения образовательных целей необходимо обязательно учитывать естественные биологические аспекты поведения человека. Для успешного осуществления образовательной деятельности необходимо формирование благоприятного психологического климата, создание соответствующей положительной обстановки. Важнейшим фактором, который следует учитывать в данном процессе, является мотивация - динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека и определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Известно несколько десятков различных теорий мотиваций, но лишь био-
© Гвоздкова И.А., Богомолова А.Д, Чечина Л.А., 2014
логизаторские теории имеют естественнонаучную основу и опираются на понятие «инстинкты». Впервые такие теории стали появляться во второй половине XIX в. В это время были разработаны теории инстинкта 3. Фрейда и У. Макдугалла, в которых причины поведения людей сводились к врожденным инстинктам [3]. Данные теории выделяют группу инстинктов, которые служат мотивами всех поведенческих действий человека. К ним относятся инстинкты изобретательства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный инстинкт, инстинкт самоутверждения и т.д. В дальнейшем в психологии понятие инстинкта стали использовать реже, заменив его термином «потребность». Было разработано множество теорий мотивации, основанных на потребностях (теории А. Маслоу, Г. Мюррея, А. Ангьяла, К. Левина и др.). Несмотря на это сущность указанных теорий осталась неизменной.
Необходимо говорить о ведущей роли инстинктивно-рефлексивной системы во всех аспектах деятельности человека, в том числе и в процессах, связанных с образованием и воспитанием. В связи с этим для эффективного достижения целей в сфере образования и воспитания следует опираться на индивидуальные психические особенности человека, в основе которых лежат сложные схемы врожденных генетических программ. Кроме наследственных задатков людей, нужно учитывать зависимость проявления личностных качеств от условий окружающей среды. Для повышения эффективности образовательного процесса следует определять степень развития психофизиологических особенностей обучающихся. Тогда появится возможность направлять его инстинктивную активность на совершение рациональных действий. Например, важным является вопрос о перенаправлении агрессии, присущей людям. Знаменитый этолог К. Лоренц в своих работах сформулировал вывод о природной потребности человека в агрессии. Люди не обладают достаточными сдерживающими механизмами, которые присущи животным и не позволяют им уничтожать особей своего вида [4]. Также установлено, что проявление чрезмерной агрессивности может обуславливаться генетическими особенностями человека [2; 5; 6; 7,13]. В школе на уроках истории обсуждают ужасные последствия войн, геноцида, революций, репрессий, но, в частности, ни на одном предмете не рассматривается инстинктивность причин убийства человека человеком. Необходимо говорить о природе мотивов человеческих поступков и осознавать важность повышения уровня самоконтроля. «Чем больше мы будем понимать природу нашей потребности в агрессии, тем больше разумных действий сможем осуществить, чтобы перенаправить ее» [8].
Программы биологических потребностей устанавливаются неравномерно. Одни инстинкты могут подавляться другими, что, в свою очередь, оказывает влияние на характер, тип темперамента и социотип человека. Изучение типов темперамента, а именно индивидуальных свойств психики, объясняющих динамику психологической деятельности человека, показало, что они предопределяются генами и люди рождаются с заданными свойствами, которые существенно влияют на поведение человека. Эти типы поведения в единстве с его направленностью либо на себя и свой внутренний мир, называемой интроверсией, либо на окружающих, именуемой экстраверсией, образуют четыре типа темперамента, характеризующих динамику личности: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический [9].
Каждый тип темперамента выражает совокупность психических свойств человека, определяющих формы его поведения: эмоциональность или сдержанность, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность или инертность, активность или пассивность, проявление сильных или слабых чувств. Темперамент влияет на характер, на скорость восприятия информации, на отношения с окружающим миром и представление себя в обществе. Кроме этого, характер человека зависит от процессов психической деятельности, а именно:
1) от скорости возникновения психических процессов и их устойчивости (например, от скорости восприятия, быстроты ума, длительности сосредоточения внимания);
2) от психического ритма и темпа;
3) от интенсивности психических процессов (например, от силы эмоций, от активности воли);
4) от направленности психической деятельности на определенные объекты и процессы (например, на постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, на новые впечатления или обращенность человека к самому себе, к своим идеям и образам).
В последнее время для более подробного изучения типа личности и его динамической стороны психической деятельности стали проводиться исследования соционических аспектов, дающих более подробный социально-психологический портрет личности, что представляет собой развитие учения о темпераменте человека. Непрерывный процесс обмена информацией между индивидом и внешним миром, а также изучение определенного образа восприятия, усвоения и выдачи человеком информации дают возможность распределять людей по соционическим типам и учитывать это в образовательно-воспитательной деятельности, что будет способствовать повышению эффективности усвоения знаний при изучении дисциплин экологической направленности. При этом следует опираться на те черты определенного соционического типа, которые обеспечивают повышение интереса к информации экологического содержания и повышают реакцию на нее, и блокировать черты, понижающие указанные интересы и реакции.
Соционика распределяет всех людей на 16 соционических типов (Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер, Гамлет, Максим Горький, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Джек Лондон, Драйзер, Штирлец, Достоевский, Гексли, Габен), каждый из которых описывается четырьмя параметрами: рациональность или иррациональность, экстраверсия или интроверсия, логика или этика, сенсорика или интуиция [10]. Учитывая данные параметры, можно говорить об уникальных формах экологического мировоззрения, присущих представителям каждого социотипа.
Эффективность усвоения информации в сфере экологии зависит от количественного распределения людей по социотипам. Наши исследования показали, что не все социотипы хорошо предрасположены к восприятию экологической информации. Лучше других воспринимают такую информацию следующие социотипы: Достоевский, Есенин, Джек Лондон, Дон Кихот, Гамлет и Дюма. Для них характерно естественное стремление к совершенствованию и сохранению окружающей среды. Представители социотипов Достоевский и Есенин отличаются ярко выраженным чувством жалости и сострадания. Это самые альтруистические типы личности, способные помогать, не ожидая ничего взамен. Нередко среди них встречаются те, кто занимается благотворительной деятельностью, состоят в различных фондах и оказывают помощь по сохранению окружающей среды. Менее приспособлены к восприятию экологической информации такие социотипы, как Жуков, Габен, Бальзак, Штирлиц, Драйзер. Эти социотипы имеют явно выраженную нестабильность в повседневной жизни и направляют свою активность в основном на удовлетворение своих личных потребностей. Например, Габен в соответствии со своими установками ничего бесполезного для себя совершать не станет. Его жизненная позиция во многом подчиняется принципу наименьшего действия [11].
Кроме генетических особенностей, на свойства психики отдельного человека оказывают влияние такие факторы, как воспитание, национальные, семейные и религиозные традиции, состояние здоровья, сознательный самоконтроль, коэффициент интеллекта и др. Учет данных факторов позволяет лучше понимать, при каких условиях достигается наиболее высокий уровень экологической культуры индивида, страны и мира в целом. Не исключено, что в недалеком будущем на основе последних достижений в генетике появится возможность воздействовать на отдельного человека путем коррекции его генов, отвечающих за проявление определенных признаков. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению социально-экологической безопасности общества.
Из всех социальных групп наибольшей направленностью на получение знаний обладает подрастающее поколение и молодежь. Данные возрастные категории лучше других поддаются обуче-
нию. Известный отечественный генетик В.П. Эфроимсон в одной из своих книг пишет о результатах исследования, свидетельствующих, что «20 % будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни ребенка, 50 % - к четырем годам, 80 % - к восьми годам, 92 % - до 13 лет» [12]. Старшее поколение является носителем богатейшего жизненного опыта и ценностных ориентаций общества, однако значительной части данного контингента присущ консерватизм и косность мировоззрения, что затрудняет восприятие инновационных преобразований в сфере экологического образования и воспитания.
Некоторые традиционные формы образования и воспитания устаревают, и параллельно с этим возникают нежелательные тенденции формализации и бюрократизации образовательной системы, совсем не способствующие ее прогрессивному развитию. Возможны различные способы коррекции негативных результатов данных процессов и преобразования образовательной системы в целом. Одним из перспективных направлений развития системы экологического образования и воспитания является интегрирование экологических дисциплин во все уровни и направления общего и профессионального образования. Поэтому следует включить дисциплину «Экология» в состав обязательных учебных предметов, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования.
Библиографический список
1. Владимирский Б.М. Космическая погода и наша жизнь / Б.М. Владимирский, Н.А. Темурьянц, В.С. Мар-тынюк. - Фрязино: Век 2, 2004.
2. Голдберг Э. Управляющий мозг: лобные доли, лидерство и цивилизация / Э. Голдберг. - М.: Смысл, 2003.
3. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2001.
4. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.: Прогресс, Универс, 1994.
5. Гвоздкова И.А. Принцип дополнительности и управление / И.А. Гвоздкова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2005». - М.: ГУУ. - С. 119-123.
6. Гвоздкова И.А. Естественно-научные основы управленческого поведения / И.А. Гвоздкова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2005». - М.: ГУУ. - С. 123-127.
7. Тарантул В.З. Геном человека: энциклопедия, написанная четырьмя буквами / В.З. Тарантул. - М.: НЦ ЭНАС, 2004.
8. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека / Л. Стевенсон, Д. Хаберман. - M.: СЛОВО/SLOVO, 2004.
9. Типы темперамента (Сангвиник, Холерик, Флегматик, Меланхолик) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dmitrysmor.ru/articles/show/227 (дата обращения: 04.12.13).
10. Соционика, ментология и психология личности. - 1996. - № 1-3.
11. Любовь Бескова. Центр прикладной соционики «Терра Соционика». Описание типов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.terra-socionica.m/types.shtml] (дата обращения: 04.12.13).
12. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности / В.П. Эфроимсон. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
13. Богомолова А.Д., Гвоздкова И.А. Роль поведенческих инстинктов в управлении коллективом малой формальной группы // Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2013». - М.: ГУУ, 2013. - С. 161-163.