УДК 323.28(075.8) И.А. Гвоздкова A.A. Гущина А.Ю. Зайцева
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация. В статье анализируется опыт кафедры управления природопользованием и экологической безопасностью (УПиЭБ) Государственного университета управления (ГУУ) по организации и развитию студенческой научно-исследовательской деятельности (НИД) под руководством ведущих ученых научной школы «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем». Представлены наиболее значимые результаты, достигнутые студентами ГУУ совместно с их научными руководителями при исследовании актуальных проблем управления рисками и обеспечением комплексной безопасности. Приведены примеры внедрения в учебный процесс ГУУ эко-лого-ориентированныхразработок студентов.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологизация образования, риски, безопасность, природопользование, ресурсосбережение, научная школа, научно-исследовательская деятельность студентов.
THE DEVELOPMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE FIELD OF RISK MANAGEMENT AND OVERALL SECURITY
Annotation. The article analyzes the experience of the Department of nature management and environmental safety State University of Management on the organization and development of students' research activities under the guidance of leading scientists of the scientific school «Risk Management and safety of socio-economic and socio-political systems». The most significant results achieved by the students of State University of Management with their scientific leaders in the study of topical issues of risk management and overall security are discussed.
Keywords: environmental education, ecology-oriented developments, ecological culture, risks, safety, environmental management, resource conservation, scientific school, research activity of students.
Создание в Государственном университете управления научной школы «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем», основная цель которой - развитие интегрированной междисциплинарной научно-образовательной области, включающей управление экологической безопасностью, управление природопользованием и ресурсосбережением, управление рисками в природно-техногенных системах и другие смежные направления, предполагает вовлечение в научно-исследовательскую деятельность наиболее подготовленных и активных студентов. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является неотъемлемой частью подготовки специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов в ГУУ и входит в число приоритетных задач вуза, решаемых на основе единства учебного и научно-исследовательского процессов. НИРС предполагает осуществление научно-исследовательской, научно-организационной, научно-проектной, координационной, внедренческой и иной деятельности в соответствии с законодательством РФ, Уставом ГУУ, миссией и политикой ГУУ, приказами и распоряжениями ректора ГУУ, а также положениями о Студенческом научном обществе ГУУ и о НИРС.
Организация и развитие НИРС на кафедре УПиЭБ ГУУ осуществляется по всем основным направлениям научной школы «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем», что способствует повышению уровня профес-
© Гвоздкова И.А, Гущина A.A., Зайцева А.Ю., 2015
288
сиональной подготовки обучающихся, формированию у них углубленных знаний, необходимых для продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре, увеличению результативности научной работы на кафедре УПиЭБ и в ГУУ, внедрению в образовательный процесс эколого-ориентированных студенческих разработок, усилению заинтересованности работодателей в молодых кадрах, выпускаемых в Государственном университете управления, пополнению научно-педагогических кадров кафедры и ГУУ, сохранению и восполнению на этой основе интеллектуального потенциала университета, дальнейшему развитию интеграции науки и образования [1]. Основным принципом организации научно-исследовательской деятельности студентов на кафедре УПиЭБ является ее комплексность, основанная на взаимосвязи изучения обучающимися профильных дисциплин кафедры и общеуниверситетских дисциплин и предполагающая интеграцию учебного и научно-исследовательского процессов, а также синтез теоретического и практического обучения в области НИРС с получением конкретных результатов, воплощенных в самостоятельные научные работы, статьи, нестандартные идеи, апробированные технологии и т.д. На кафедре УПиЭБ разработана комплексная методика отбора студентов для участия в научных исследованиях под руководством ведущих ученых научной школы, которая включает анализ результативности:
- выступлений студентов с докладами и сообщениями на практических занятиях по учебным дисциплинам экологической направленности и дисциплинам из области управления рисками и обеспечением безопасности, закрепленным за кафедрой;
- выполнения студентами учебных научно-исследовательских работ во время проведения лабораторных занятий и прохождения полевой, профильной и производственной практик;
- подготовки студентами курсовых работ по профильным дисциплинам и выпускных квалификационных работ;
- участия студентов во внутривузовских студенческих олимпиадах «Экология и природопользование» и «Комплексная безопасность», проводимых в ГУУ преподавателями кафедры УПиЭБ;
- участия студентов в ежегодных мероприятиях «Недели науки» в ГУУ;
- подготовки студентами материалов для выступлений на Всероссийской студенческой конференции «Проблемы управления», ежегодно организуемой ГУУ, и на других научных и научно-практических мероприятиях.
Организация НИРС на кафедре выстраивается последовательно с постепенным усложнением выполняемых научных работ в соответствии с логикой учебного процесса, предполагающей рост знаний и профессиональной подготовки студентов от курса к курсу. Особенно важно активизировать такую деятельность на старших курсах при изучении профильных дисциплин. Студенты кафедры, обучающиеся по специальности 02.08.02 «Природопользование» и по направлению подготовки бакалавров 05.03.06 (02.20.00) «Экология и природопользование», регулярно участвуют в различных научных и научно-практических конференциях, в студенческих олимпиадах, в выполнении грантов, финансируемых из средств федерального бюджета, на проведение научно-исследовательских работ, в «Неделе науки», в конкурсах на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу, в подготовке публикаций по результатам проведенных НИР под руководством ученых научной школы «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем», в Парламентских слушаниях и Круглых столах, проводимых Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы РФ. Одним из научных мероприятий, организуемых учеными научной школы для студентов, является секция «Управление природопользованием и экологической безопасностью» ежегодной Всероссийской студенческой конференции «Проблемы управления».
В таблице представлены сведения о наиболее значимых научных разработках студентов кафедры УПиЭБ в области управления рисками, природопользованием, ресурсосбережением, обеспечением комплексной безопасности за последние пять лет.
Таблица
Научные разработки студентов кафедры УПиЭБ ГУУ (2010-2014 гг.)
ФИО студентов Научное мероприятие Тематика научных разработок и результат Научные руководители
Кузякова М.И. Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов, направленных на социально- экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия», г. Москва, 2010 «Разработка проекта по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ЖКХ (на примере экспериментального жилого дома в подмосковном Лыткарино)», диплом призера Канд. экон. наук, доцент O.E. Астафьева
Фоменко К.В. Конкурс студенческих грантов, ГУУ, г. Москва, 2011 «Научно-методическое обеспечение эколого-ориентированной научно-исследовательской деятельности студентов», победитель конкурса Канд. экон. наук, доцент A.A. Ав-раменко
Павлова М.А. Конкурс студенческих грантов, ГУУ, г. Москва, 2011 «Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики с учетом природного капитала», победитель конкурса Д-р экон. наук, профессор А.Л. Новоселов
Крысанов С.П. Конкурс студенческих грантов «Развитие студенческой научной деятельности в вузе», ГУУ, г. Москва, 2012 «Разработка предложений по формированию научной школы вуза «Экологизация научно-технических программ», победитель конкурса Канд. экон. наук, доцент A.A. Ав-раменко
Павлова М.А. ХУ-й Всероссийский конкурс научных работ молодежи «Экономический рост России», Вольное экономическое общество России, 2012 «Оценка прошлого экологического ущерба на примере о. Гофмана архипелага Земля Франца Иосифа», поощрительная премия и диплом лауреата Д-р экон. наук, профессор А.Л. Новоселов
Весела Н., Баймуканов Ч.М., Богомолова А.Д., Коскина А.О., Фролова Н.В., Чечина Л. А., Ефимов Д.С., Прозоров A.C., Пивинь М.А. Конкурс школьников,студентов, аспирантов, молодых преподавателей и молодых выпускников московских вузов «Природа и современный мир глазами молодых», Общество восстановления и охраны природы (ОВОП) г. Москвы, Фонд «Юность Отчизны», редакция журнала «Экологический вестник России» при содействии кафедры УПиЭБ ГУУ, 2013 «Анализ эколого-экономических аспектов предпроектной и проектной стадий строительства», «Перспективные направления развития экологического образования и воспитания в РФ», «Проблемы модернизации системы экологического страхования в РФ», «Техногенные системы и экологический риск», дипломы победителей и призеров Д-р техн. наук, профессор Я.Д. Вишняков, канд. физ.-мат. наук, доцент И.А. Гвоздкова, канд. физ.-мат. наук, доц. C.B. Рыков, д-р экон. наук, проф. К. А. Кирсанов
Окончание таблицы
ФИО студентов Научное мероприятие Тематика научных разработок и результат Научные руководители
Зайцева А.Ю., Гущина A.A., Орешкин К. А., Ефимов Д.С., Фель С.Ю., Дангадзе А.Д., Чечина Л. А., Богомолова А.Д., Бороден-ко A.B. Конкурс школьников,студентов, аспирантов, молодых преподавателей и молодых выпускников московских вузов «Природа и современный мир глазами молодых», Общество восстановления и охраны природы (ОВОП) г. Москвы, Фонд «Юность Отчизны», редакция журнала «Экологический вестник России» при содействии кафедры УПиЭБ ГУУ, 2014 «Рекомендации к механизму обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО», «Социально-экологические проблемы обеспечения геополитической безопасности», «Поселение будущего», «Перспективы использования возобновляемых источников энергии с точки зрения экологической безопасности», «Нужны ли городу опавшие листья», «Генетические аспекты в управлении охраной окружающей среды», дипломы победителей и призеров канд. физ.-мат. наук, доцент И.А. Гвоздкова, канд. физ.-мат. наук, доц. C.B. Рыков, канд. экон. наук, доцент С.А. Попова
Зайцева А.Ю., Гущина A.A., Орешкин К. А., Ефи-мов Д.С., Богомолова А.Д., Боро-денко A.B. Конкурс студенческих грантов на выполнение темы «Развитие студенческой научной деятельности в вузе», ГУУ, Минобрнауки РФ, г. Москва, 2014 «Разработка учебно-методического обеспечения экологизации управленческого образования», победители конкурса канд. физ.-мат. наук, доцент И.А. Гвоздкова
Деятельность ученых научной школы по руководству студенческими научными работами неоднократно отмечалась различными поощрениями: благодарностями организационного комитета Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов «Моя страна - моя Россия» (канд. экон. наук, доцент Астафьева O.E. (2010, 2012)), грамотами ОВОП г. Москвы и Фонда «Юность Отчизны» за активную, творческую и плодотворную работу по эколого-техническому и эколого -патриотическому воспитанию (канд. физ.-мат. наук, доцент Гвоздкова И.А. (2013, 2014); канд. экон. наук, доцент Попова С.А. (2014)).
Под руководством педагогов школы студенты с большим интересом изучают проблемы фор -мирования и развития экологической культуры у подрастающего поколения и молодежи, разрабатывая перспективные оригинальные подходы, основанные на использовании в данном процессе наиболее популярных у молодых людей видов искусства, с помощью которых можно в своеобразной и нестандартной форме пропагандировать эколого-ориентированные идеи и взгляды [2]. С участием студентов на кафедре УПиЭБ ГУУ ведутся разработки перспективных учебных программы экологического образования и воспитания, основывающихся на индивидуальном восприятии информации людьми в зависимости от их социально-психологических особенностей [3], а также исследуются способы и методы повышения эффективности отечественной системы экологического страхования, основанные на анализе факторов природных и техногенных рисков для жизни и здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в различных регионах РФ (переход от компенсационных выплат государством к выплатам страховыми компаниями, фиксированный процент выплат от утраченного имущества пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, совершенствование системы льгот пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и др.) [4]. Студенты кафедры принимали активное участие в разработке рекомендаций для механизма обеспечения продовольственной безопасности генетически модифициро-
ванных продуктов питания, который включает политический, законодательный, экономический, научно-технологический, образовательно-воспитательный и информационный уровни [5; 6].
Результаты коллективной студенческой научной работы «Разработка учебно-методического обеспечения экологизации управленческого образования», выполненной в ГУУ в 2014 г. в рамках студенческого гранта, в виде материалов к лекциям, деловых игр, электронных тестов по темам «Генетические аспекты развития экологического образования и воспитания», «Выявление социально-экологических особенностей обследуемого коллектива и управления им на основе генно-соционических и тендерных аспектов», «Механизм обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО», «Социально-экологические аспекты обеспечения геополитической безопасности в современном мире» внедрены в учебный процесс кафедры УПиЭБ по дисциплинам «Общая экология», «Экология», «Социальная экология», «Экология человека», «Химия окружающей среды» [7; 8; 9; 10].
К наиболее перспективным направлениям развития на кафедре УПиЭБ ГУУ научно-исследовательской деятельности студентов в области управления рисками, природопользованием, ресурсосбережением, обеспечением экологической и экономической безопасности следует отнести дальнейшее их участие в научных конференциях, семинарах, симпозиумах, конкурсах, олимпиадах всероссийского и международного уровня; в разработках и внедрениях в образовательный процесс современного учебно-методического обеспечения; в совместных научных исследованиях, проводимых учеными научной школы и представителями организаций-партнеров кафедры, к которым относятся Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной думы РФ, Институт геоэкологии РАН, Московский независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ), ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Совет по изучению производительных сил (СОПС) Минэкономразвития РФ и РАН, Экологический центр ОВОП г. Москвы и др.; в подготовке публикаций по результатам проведенных исследований в рецензируемых научных журналах.
Для более активного участия студентов в деятельности научной школы «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем» целесообразно развивать различные формы стимулирования:
- учет результатов НИРС при оценке текущих знаний обучающихся в семестре и на зачетах и экзаменах по профильным дисциплинам кафедры УПиЭБ;
- включение студентов, получивших наиболее значимые научные результаты, в авторские коллективы научных публикаций школы;
- выдвижение на конкурсной основе студентов, внесших наибольший вклад в развитие НИРС кафедры, на соискание звания «Лучший студент ГУУ» в номинации «За научную деятельность», а также на получение именных и иных стипендий;
- представление лучших студенческих научных работ на конкурсы и конференции различных уровней;
- рекомендации для обучения или стажировки за рубежом;
- рекомендации для обучения в магистратуре и аспирантуре;
- моральное и материальное поощрение студентов с объявлением благодарности, награждением грамотами, дипломами, ценными подарками за высокие результаты в НИРС;
- материальное и моральное поощрение преподавателей, аспирантов и сотрудников кафедры, осуществляющих научное руководство студенческими разработками.
Следует отметить, что все большее значение при анализе эффективности научно-образовательной деятельности отечественных вузов федеральными органами исполнительной власти приобретают показатели научно-исследовательской деятельности студентов. В ежегодных отчетах о кафедральных НИД, в отчетах по самообследованию кафедр и в других отчетных документах требу-
ется представлять подробные сведения о результативности руководства сотрудниками вузов научной работой студентов. В связи с этим опыт кафедры УПиЭБ ГУУ по организации и развитию студенческих научных и научно-практических разработок по всем направлениям научной школы «Управление рисками и обеспечением безопасности социально-экономических и общественно-политических систем» может быть полезным для отечественных вузов.
Библиографический список
1. Вишняков Я. Д. Университеты России в условиях кризиса национальной системы «Кадры-образование» // Экология и промышленность России. - 2011. - № 4. - С. 62-65.
2. Гвоздкова И.А., Коскина А.О., Фролова Н.В. Актуальные проблемы развития перспективных направлений экологического образования и воспитания // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 2. - С. 224-227.
3. Гвоздкова И.А., Богомолова А.Д., Чечина Л.А. Психологические аспекты развития системы экологического образования и воспитания // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2014. - № 2. - С. 220- 223.
4. Гвоздкова И.А., Ефимов Д.С., Прозоров A.C. Экологическое страхование в РФ: история, проблемы и перспективы развития // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 3. -С. 138-142.
5. Гвоздкова И.А., Гущина A.A., Зайцева А.Ю. Проблемы управления генными технологиями обеспечения продовольственной безопасности // Материалы 18-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2013». - 2013. - Вып.4. - С. 170-171.
6. Гвоздкова И.А., Зайцева А.Ю., Гущина A.A., Орешкин К.А. Образовательно-воспитательные аспекты обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО. // Материалы Международного управленческого форума «Управление экономикой в стратегии развития России». - 2014. - Вып. 1. -С. 222-224.
7. Бороденко A.B., Гвоздкова И.А. Генно-соционические и тендерные особенности эколого-ориентированной подготовки управленческих кадров // Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука». - М., 2014. - С. 63-68.
8. Богомолова А.Д., Гвоздкова И.А. Генетические аспекты экологизации управленческого образования. // Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука». - М.: ГУУ, 2014. - С. 58-63.
9. Гвоздкова И.А., Ефимов Д.С. Социально-экологические аспекты обеспечения геополитической безопасности. // Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука». - М.: ГУУ, 2014. - С. 91-95.
10. Гвоздкова И.А., Гущина A.A., Зайцева А.Ю., Орешкин К.А. Механизм обеспечения продовольственной безопасности продуктов питания с ГМО // Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука». - М.: ГУУ, 2014. - С. 95-108.