ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
междисциплинарные подходы к изучению профессионально-карьерного
становления студентов
Берлова Т.Н.
В статье рассматриваются содержания педагогического, социологического и психологического подходов к изучению профессионально-карьерного становления студентов.
Ключевые слова: профессионально-карьерное становление студентов, междисциплинарный подход, карьера, обучение в вузе, профессионализация.
Актуальность исследования междисциплинарных подходов к изучению профессионально-карьерного становления студентов обусловлена рядом факторов: современной социально-экономической ситуацией в России, предъявляющей высокие требования к личности профессионала; сложностью и практической значимостью изучения феномена профессионально-карьерного становления личности на этапе обучения в вузе. Поэтому целью данной статьи выступило рассмотрение содержания педагогического, социологического и психологического подходов к изучению профессионально-карьерного становления студентов.
В рамках педагогического подхода профессионализация, включающая в себя один из этапов обучения и профессионального становления в вузе, рассматривается как один из ведущих процессов развития человека, направленная не столько на усвоение фиксированного объёма ЗУН и способов деятельности, сколько на преобразование самого субъекта деятельности [18].
В центре внимания педагогических исследований по проблемам профессионального образования находится профессиогенез - постоянное, на протяжении всего периода трудовой деятельности, качественное преобразование специалистом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности -творческой самореализации в профессии.
Опыт формирования готовности к профессиоге-незу в условиях вуза в отечественной и зарубежной практиках образования Т.Е. Титовец условно разделяет на три подхода.
1. Мотивационно-ценностный подход - развитие мотивационно-ценностной сферы специалиста, его установки на профессиональный рост и самосовершенствование, формирование ценностного отношения к профессиогенезу.
2. Персонифицированный подход - стимулирование осмысления учебной информации на предмет ее соответствия профессиональным и личностным смыслам, как стратегия самообразования и саморазвития.
3. Рефлексивный подход - организация практики рефлексии собственных мыслей, умственных действий и поведения, с целью выработки программ самокоррекции, как средство профессионально-личностного развития [22].
В социологии профессиональное становление студентов рассматривается как приобретение знаний, приобщение к истории, социальным практикам, навыкам и дискурсам, которые являются частью соответствующей дисциплины или изучаемой профессии [23]. Проводятся исследования институтов, управляющих процессом профессионального и культурного становления студентов [14].
Современный этап изучения профессионально-карьерного становления студентов в психологии связан с расширением круга научных проблем, требующих интеграции знаний, полученных в разных областях психологической науки.
В рамках психологии личности процесс профессиональной подготовки специалистов рассматривается не как формирование профессионального мастерства, профессиональных способностей или профессиональной мотивации, а как формирование личности специалиста в той или иной области человеческой деятельности [21].
Е.А. Соколков выделяет следующие направления в психологических, аналитических исследованиях, посвященных проблематике профессиональной подготовки: исследование механизмов формирования умений и навыков, профессионально важных качеств, знаний; изучение механизмов формирования индивидуального стиля, профессиональных мотивов; исследование проблем переподготовки; определе-
Северо-Кавказский психологический вестник > № 10/3 2012 г.
ние объективных и субъективных факторов оценки обученности (критерии обучения). Наряду с этим существуют обобщающие концепции, в которых предприняты попытки исследовать психологические механизмы профессионального обучения в целом, в тесной связи с другими этапами профессионализации личности. Это исследования И.И. Чесноковой, В.Д. Шадрикова, В.А. Бодрова, Ю.П. Поваренкова и ряда других авторов [21].
Еще один подход изучения профессионализации личности связан с психологией смысла, где процесс смыслообразования рассматривается как основополагающий для объяснения профессионального становления студента [2]. Также в поле внимания психологии личности находятся исследования особенностей формирования профессионального самосознания в процессе получения образования [12].
Понимание учебной деятельности студентов как этапа профессионально-карьерного становления подталкивает исследователей к поиску предикторов будущей производственной карьеры. В рамках данного направления изучена психологическая готовность студентов-выпускников к предпринимательской деятельности [9]. Изучены особенности карьерных идеалов студентов [7, 10]. Карьерные идеалы и идеалы образа жизни студентов выступают в качестве ценностных оснований выбора и реализации профессиональной карьеры студентами в процессе профессионально-карьерного становления [4]. Уделяется внимание направлениям психологического сопровождения в ВУЗе профессиональной карьеры студентов по направлениям информирования, коррекции и консультирования [8]. Изучаются: структура жизненных планов, направленных на реализацию карьеры, у студентов-выпускников [6]; психологические характеристики студентов с разными типами карьерных предпочтений [17]; карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов [11].
В отечественной теории профессионального становления личности выделяются две различные модели профессионализации, которые можно проследить в рамках вузовского образования: модель адаптивного профессионального поведения и модель профессионального развития [15].
В психологии профессиональной деятельности профессиональное обучение рассматривается как направленное на стимулирование у учащихся психологических качеств, необходимых для успешного прохождения этапов профессионализации. Не только вид труда предъявляет требования к специалисту, но и сама личность работника может иметь требования к труду в профессии, в том числе и к насыщенности труда творческим содержанием [13]. А.К. Маркова, В.Д. Шадриков, описывая профессиональное становле-
ние студентов, выделяют мотивационную сферу и затем, на ее основе, операциональную сферу [13, 21 ].
В педагогической психологии профессиональное образование изучается как непрерывный процесс профессионального самосовершенствования студентов, специально организованный, системный, непрерывный процесс делового и личностного саморазвития будущих специалистов как субъектов воспитательного процесса [19]. В центре внимания педагогических психологов оказываются: факторы отношения студентов к учебной деятельности и создание психологических условий для оптимизации этого отношения [3]; психологическое сопровождение профессионального становления студентов [1].
В области социальной психологии при изучении профессионально-карьерного становления студентов делается акцент на фактор группового и индивидуального взаимодействия, общения студентов и их отношений в учебном процессе [4]; социально-психологические ресурсы и проблемы на этапе профессионального обучения [20].
В психологии развития и акмеологии профессиональное становление рассматривается как процесс достижения профессионального акме, путем прохождения определенных этапов развития, в ходе которого личность переживает кризисы профессионального становления, а также приобретает профессионально важные качества, опыт, профессиональные деформации и другие новообразования. Причем от успешности прохождения кризисов зависит возможность раскрытия не только профессионального, но и личностного потенциала человека [16].
Таким образом, профессионально-карьерное становление студентов является сложным феноменом, находящимся под влиянием внешних условий и регламентаций, формирующих личность будущего специалиста и субъекта карьерной стратегии, с одной стороны, и определяется, изменяется, конструируется самой личностью студента с другой, порождая индивидуальные стратегии учебно-профессиональной карьеры и формируя предикторы будущего профессионально-карьерного развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Е.Ю. Психологическое сопровождение профессионального становления государственных и муниципальных служащих в процессе обучения в вузе // Психологические аспекты профессионального становления: материалы Всероссийской межвузовской научной конференции. - М.: РИПО ИГУМНО и ИТ, 2009. - С. 5-13.
2. Басалаева Н.В. Особенности смыслообразова-ния в условиях квазипрофессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2006. - 191 с.
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. Воронина О.А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Киров, 2008. - 229 с.
4. Григорович И.Е. Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2009. - 22 с.
5. Джанерьян С.Т. Ценностные основания выбора и реализации карьеры студентами ЮФУ // Компетентностный подход в образовании -успешная карьера выпускника: материалы Международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: Изд-во Антей, 2009. -С. 104-107.
6. Джанерьян С.Т., Астафьева И.Н. Структура жизненных планов, направленных на реализацию карьеры, у студентов-выпускников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ,
2011. - № 5. - С. 124-130.
7. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Особенности карьерных идеалов студентов: сегодня и 10 лет назад // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования: материалы международной научно-практической конференции. -Ростов н/Д: ЮФУ, 2010. - С. 33-35.
8. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И. Идеалы образа жизни студентов как основа работы вузовского центра карьеры // Проблемы и перспективы образования и молодежного рынка труда на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: Антей, 2010. - С. 46-48.
9. Джанерьян С.Т., Солдатова И.А. Психологическая готовность студентов-выпускников ЮФУ к предпринимательской деятельности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - Ростов н/Д,
2012. - № 2 (21). - С. 7-12.
10. Джанерьян С.Т., Шевелева А.М. Идеалы профессиональной карьеры у будущих психологов // Психол. вестн. РГУ. - 2000. - № 5. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. - С. 214-217.
11. Жданович А.А. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М., 2008. - 22 с.
12. Маленов А.А. Особенности формирования профессионального самосознания в процессе получения психологического образования // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: труды четвертой Международной научной интернет-конференции (март-июнь 2011 г.) / отв. ред. М.Ю. Семенов. -
Омск: Полиграфический центр КАН, 20011. -С. 153-162.
13. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М., 1996. - 308 с.
14. Мартынова М.Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 5-6 (33). - С. 104-106.
15. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С. 32.
16. Могилёвкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: монография. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.
17. Новикова И.А., Полянская Е.Н. Психологические характеристики студентов с разными типами карьерных предпочтений // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: труды третьей Международной научной интернет-конференции (мартиюнь 2009 г.) / отв. ред. М.Ю. Семенов. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. - С. 248-264.
18. Новоселова Л.А. Активизация профессионального становления студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2005. - 12 с.
19. Осипова Т.П. Формирование готовности студентов к профессиональному самосовершенствованию // Ярославский педагогический вестник. -Ярославль, 2011. - С. 150-153.
20. Педанова Е.Ю. Выраженность психологических регуляторов профессионального развития как индикатор социально-психологических ресурсов и проблем на этапе профессионального обучения // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: труды третьей Международной научной интернет-конференции / отв. ред. М.Ю. Семенов. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. - С. 321-341.
21. Соколков Е.А. Профессиональное становление личности специалиста-гуманитария. -М.: Университетская книга, 2009. - 480 с.
22. Титовец Т.Е. Содержание высшего образования как фактор профессиогенеза // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: труды третьей Международной научной интернет-конференции / отв. ред. М.Ю. Семенов. - Омск: Полиграфический центр КАН, 2009. - С. 341-348.
23. Reid A., Dahlgren L.O., Petocz P., & Dahlgran M.A. Identity and engagement for professional formation // Studies in Higher Education. - 2008. -№ 33 (6). - P. 729-742.