УДК 371
В. А. Худик, Н. В. Логинова, П. В. Тимченко
Особенности развития представлений о гражданственности и патриотизме у старшеклассников
В статье обсуждаются вопросы воспитания чувств гражданственности и патриотизма в условиях общеобразовательной средней школы. Рассматривается рефлексивная оценка старшеклассниками гражданской позиции и готовность к самостоятельной учебной и трудовой деятельности. Анализируется роль программы воспитания гражданской позиции и патриотизма у школьников.
In article discuss questions of education of feelings of civilisation and patriotism in the conditions of general educational high school. The reflective estimation by senior pupils of a civic stand and readiness to independent educational is considered and I rub-dovoj activity. The role of psihologo-pedagogical support and the program of education of a civic stand and patriotism at schoolboys is analyzed.
Ключевые слова: учащиеся, воспитание чувств, гражданственность, патриотизм, интересы, готовность к труду, программы воспитания.
Key words: pupils, education of feelings, civilisation, patriotism, interests, readiness for work, program designing.
В условиях современных социально-политических преобразований в обществе вопросы воспитания подрастающего поколения становятся приоритетными среди остальных программ учебновоспитательной работы с детьми. Подготовка молодых людей к самостоятельной жизни немыслима без формирования у них адекватных чувств гражданственности и патриотизма к родному Отечеству, где учебная и трудовая деятельность способствуют дальнейшему личностному развитию молодых людей, в том числе и после завершения учебы в средней школе [1-3, 9, 10].
В истории отечественного и зарубежного образования вопросам патриотического воспитания уделялось особое внимание [2, 7, 9]. Причем проявление гражданственности и патриотизма, как качеств личности, рассматривалось отечественной педагогикой в аспекте морально-физических свойств человека, способности быть защитником завоеваний государства. Взросление личности подрастающего человека понимается в контексте жизненной позиции, которая в
новых меняющихся условиях приобретает следующие черты: преданность делу Отечества; проявление социальной и трудовой активности; этнической толерантности и непримиримости к национальным предрассудкам [6, 7, 10].
С момента принятия государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2010 годы» [5, 8] сделано немало - создана система патриотического воспитания граждан, способная обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.
Программа стала реальной перспективой нравственного возрождения в обществе. Государственные и общественные деятели, ученые, представители религиозных конфессий предлагают пути сплочения российского общества после почти полной девальвации понятия «патриотизм» в 90-х гг. прошлого века, утраты нашим обществом традиционно сильного российского патриотического общественного сознания. В их выступлениях и статьях подчеркивается необходимость укрепления российского государства, признается тот факт, что реформы, проводимые в стране, нуждаются в четком идеологическом обосновании. А оно может базироваться, как правило, на одном из главных факторов - патриотизме.
Как следует из положений программы, «патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время» [5, с. 247-252]. В условиях общеобразовательной школы проблема патриотического воспитания лежит в плоскости создания целевых программ, направленных на формирование у школьников адекватных социальных установок, активной жизненной позиции, готовности к защите завоеваний Отечества. Такими педагогическими технологиями могут выступать реально моделирующиеся условия взаимодействия школы и других социальных институтов - военных частей, милиции, пожарной охраны и др., в деятельности которых отмечается реализация основных принципов профессиональнопатриотического долга перед гражданами России и государством.
Изучение роли воспитательных программ в образовательном процессе школ муниципального района, в частности, воспитания
чувств гражданственности и патриотизма, в связи с приобщением молодых людей к социальной активности и формированием интересов и установок зрелой личности осуществлялось нами [7] в школьных группах, - контрольной и экспериментальной, - где
использовались в практике работы с учащимися традиционные и разработанные муниципальным отделом образования программы воспитания гражданственности и патриотизма. При этом исследуемые группы были выделены по номинальному учебному признаку, т. е. с учетом педагогической классификации лиц старшего школьного возраста. Такое разделение на группы предполагало получить как «срезовые» характеристики по изучаемым параметрам, так и особенности их становления, изменения на различных этапах обучения. По полу во всех исследуемых группах отмечалось примерно равное количество лиц женского и мужского полов.
Большинство обследуемых составили возрастную группу в возрасте 14-15 лет. Причем 64% учащихся экспериментальной группы принимали участие в дальнейших программных мероприятиях, реализуемых в связи с воспитанием чувств гражданственности и патриотизма. Относительно меньшее число учащихся старших возрастных групп (рис. 1), очевидно, свидетельствует об общей тенденции уменьшения учащихся старшеклассников, продолжающих обучение в общеобразовательных учреждениях.
Все обследуемые принимали участие в поперечном исследовании, в котором использовался заранее подготовленный методический материал для изучения рефлексии понятий, отражающих представления молодых людей о гражданственности и патриотизме, как свойствах личности, готовой к социальной активности и самореализации, в целях организации дальнейшей практики педагогического взаимодействия коллектива школы и других общественных и неформальных организаций по реализации разработанной муниципальным отделом образования системы воспитания учащихся.
Более 17 лет
0ЭГ ИКГ
14—15 лет
16—17 лет
—
%
0
10
20
30
40
50
60
70
Рис. 1. Данные об исследуемых группах учащихся по возрасту
Методический материал состоял из следующих специально направленных методов:
1) анкета для изучения особенностей представленности у старших школьников гражданской позиции в сфере интересов и социальной активности;
2) методика шкалирования интересов учащихся в сфере социальных установок личности;
3) анализ рефлексии понятий гражданственности и патриотизма в текстах сочинений.
Учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы, воспринимая и усваивая технологии педагогического воздействия, которые несут в себе тематику воспитания гражданственности и патриотизма, обретают стиль жизненных ориентиров профессионально-педагогической деятельности, интегрируются в своей непосредственной учебной деятельности, которая становится для них и профессиональным интересом, и мотивационным побуждением к усвоению знаний как основой для профессии в будущей трудовой деятельности. Условия образовательной среды оказывают существенное влияние на организацию учебной деятельности учащихся, а навыки учебной деятельности служат детерминантами успешной адаптации и обучаемости школьников в связи с определением гражданской и военно-патриотической позиции в обществе.
Учитывая «сквозной» принцип участия школьников в военнопатриотических и гражданских мероприятиях, организуемых администрацией Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, старшеклассники имеют постоянную возможность не толь-
ко приобретать определенные знания и практический опыт, но и сверять, проверять собственные концептуальные образовательные и воспитательные модели по их эффективности при их реализации в жизни.
Настоящее положение было взято за основу при разработке методических приемов изучения эффективности воспитательной программы в целях формирования эмпирического опыта, когда учащиеся имели возможность изложить свои представления (текстуально) о роли образовательных и воспитательных программ в жизни школы в связи с подготовкой молодых людей к проявлению социальной активности и отношения к Отчизне. Изучив особенности становления чувств гражданственности и патриотизма у старшеклассников на различных этапах их обучения в школе, мы сможем скорректировать технические приемы обучения и воспитания, определить значимость тех или иных программ, конкретных воспитательных мероприятий.
Естественно, что проектирование программы воспитания гражданственности и патриотизма для школьников должно быть основано на предшествующем опыте их включения в военнопатриотическую и гражданскую активность в начальных и средних классах, то есть поэтапном усвоении конкретных знаний и умений, опыта социальной активности, что должно обеспечиваться системностью, мировоззрением и стилем обретаемого гражданского опыта поведения и деятельности. Следовательно, предварительно необходимо рассмотреть особенности построения системы обучения и воспитания школьников в целом, определив при этом приоритетную роль получения знаний и опыта, относящихся к формирующимся чувствам гражданственности и патриотизма. Далее необходимо остановиться на анализе самой программы воспитания гражданственности и патриотизма, как системы воспитательных мероприятий в структуре образовательной среды школы. В частности, особое внимание должно быть отведено раскрытию программы, ее содержанию, методам и средствам реализации в образовательном процессе школы и во внеурочное время.
Таким образом, организация учебно-воспитательного процесса при усвоении учащимися опыта социализации личности предусматривает поиск путей так называемой «обратной связи», когда педагоги школы имеют возможность не просто проанализировать уровень
включения учащихся в социальные сферы жизни школы или района, но и выявить проблемы собственно педагогического характера -особенности взаимодействия педагогов и учащихся в связи воспитательным воздействием проводимых мероприятий администрацией районного муниципального образования. Именно посредством спроектированных педагогических технологий оба субъекта педагогического взаимодействия - и учащийся, и педагог школы, молодежной организации - получают необходимую информацию о структуре собственной деятельности и поведении, а также совместного взаимодействия и общения. Очевидно, это положение должно быть взято за основу формирующихся принципов при организации и проведении психолого-педагогического исследования, направленного на изучение роли педагогических приемов воспитания гражданственности и патриотизма, как ценностных ориентиров и чувств, свидетельствующих об уровне социальной зрелости личности подрастающего человека, готовности к социальной гражданской активности.
При организации и проведении исследования по проектированию и внедрению программы воспитания гражданственности и патриотизма у старших школьников в общеобразовательных учреждениях муниципального района необходимо учитывать ряд принципов, позволяющих с достоверностью судить о рефлексивной оценке учащимися роли данных программ в развитии и становлении социальной зрелости и активности по отношению к родному краю, Отчизне в целом.
Проектирование программы воспитания гражданственности и патриотизма в условиях школ муниципального района предполагает создание базовых центров воспитания, в основе которых могли бы быть сконцентрированы ресурсы учебно-воспитательного воздействия. Учебно-методическая база - работа библиотек, молодежных объединений, центров физического воспитания и оздоровления детей и др. - должна строиться на разработанных для данного региона концепциях культурно-исторического, этнического,
экологического, нравственно-духовного воспитания. Поэтому вопросы программы воспитания гражданственности и патриотизма должны занимать свое определенное место в общей структуре концепции воспитания и реализовываться с учетом мероприятий,
планируемых отделом образования администрации муниципального района.
Задачи, стоящие перед центрами воспитания гражданственности и патриотизма - воспитание чувств гражданина по отношению к Отчизне, бережное хранение культурно-исторических и духовных ценностей, возрождение любви к «малой Родине» и уважение народных традиций края. Деятельность центров ориентирована на широкую поддержку коллективов образовательных учреждений различного уровня, общественные и молодежные организации, чье участие может способствовать проявлению социальной активности, гражданской позиции в отношении нравственно-духовных, социально-экономических и экологических проблемам региона не только учащихся, но и взрослых.
Проектирование программы объективно включает в себя как построение концептуальной модели, включающей общую методологию воспитания, так и выделение конкретных педагогических условий, при которых могли быть эффективно реализованы положения федеральной концепции воспитания гражданственности и патриотизма.
При проектировании программ воспитания учащихся необходимо учитывать особенности успеваемости - уровень когнитивного развития школьников по данным их самооценки об успеваемости. В частности, посредственная учеба не исключала (от 5 до 14 °% опрошенных школьников) низкую эффективность включенности учащихся в воспитательные мероприятия по формированию социальных гражданских позиций. Основной процент опрошенных учащихся лиц контрольной группы (41,09 °%) ориентированы на хорошую учебу по отдельным предметам, связывая мотивацию обучения с дальнейшим предметно-профессиональным образованием, тогда как примерно больше половины опрошенных лиц экспериментальной группы (58,82 %) хорошую и отличную учебу рассматривают в связи с традициями воспитания и обучения, заложенными в семье и школе. Тем не менее, старшеклассники и контрольной, и экспериментальной группы (89,04 °% и 80,88 °% соответственно) в оценивании перспектив обучения в своих планах отмечают необходимость «продолжить учебу по избранной специальности».
Наряду с этим особое значение при проектировании воспитательных программ имеет учет факторов жизнедеятельности школь-
ников в условиях семьи и школы, изучение мотивации выбора интересов и увлечений. Как результат вовлечения школьников в программы воспитания гражданственности и патриотизма, мотивированность предпочтений в проведении досуга, в выборе увлечений становится значимым в организации учебнообразовательной и воспитательной среды школьников различных возрастных групп. Так, общественно значимые события - посещение театров, музеев, занятия спортом, самодеятельность и прочие -отмечает большая часть опрошенных школьников экспериментальной группы.
Следует также учитывать и ту социально-культурную среду, которая способствует формированию интересов и увлечений школьников. Роль общественных и других неформальных организаций в жизни подрастающего поколения существенно возрастает. Однако организация и проведение общественных мероприятий, организуемых школой, формальными и неформальными молодежными движениями всегда затрагивает прямой и косвенный аспекты воспитательного воздействия. Старшеклассники контрольной и экспериментальной групп отмечают важность общественных мероприятий в их жизни, которые квалифицируются ими как молодежные движения, направления молодежной политики, что существенно влияет на выбор интересов и увлечений, времяпрепровождения в течение дня. Общественные мероприятия оцениваются старшеклассниками как значимые детерминанты в формировании интересов и увлечений (рис. 2).
Культурно-массовые мероприятия
Праздники, организуемые школой
I 44 11
54,79
Туризм, физкультурно-оздоровительное движение
45,2
ПЭГ ■ КГ
51,47
Мероприятия по экологическому воспитанию
Военно-патриотическое движение
^^^109^2 22,05
Работа по благоустройству класса, школы
23,28
%
0
10
20
30
40
50
Рис. 2. Оценка значимости и участие в общественных мероприятиях
В понятие «культурно-массовые мероприятия» школьники нередко включают и все другие формы общественной деятельности, а поэтому именно данный показатель оказался наиболее представленным в рефлексивной оценке учащихся опыта их участия в организуемых школой социально-массовых мероприятиях. И в контрольной, и в экспериментальной группах этот показатель достаточно высокий (примерно 1/2 часть опрошенных старшеклассников). Следует отметить, что организуемые школой или отделом образования администрации муниципального района государственные праздники оцениваются 23,5 % опрошенных школьников экспериментальной группы, как мероприятия культурно-массовые, имеющие общественно-воспитательный эффект в формировании интересов и увлечений.
Среди известных праздников, старшеклассники экспериментальной группы отмечали «Новый год» и «День Победы» (77,9 % опрошенных), тогда как другие праздники, в том числе и социальнотрудовой направленности (например, «День работника сельского хозяйства», «Международный день трудящихся» и др.) оценивались ими как менее запоминаемые.
Организуемые школой праздники: «День знаний», «День защитника Отечества» и др. способствовали увеличению числа школьников, отдающих предпочтение изучению истории и памятных дат, формированию собственного мировоззрения. В числе опрошенных лиц экспериментальной группы примерно '/3 школьников связывали данные праздники с организацией своего быта во внеурочное время и при активном участии организуемых администрацией муниципального района молодежных мероприятий: «Автопробег по Зеленому Поясу Славы Ораниенбаумского плацдарма», «По тропам боевой славы Ленинградской области», «День допризывника», «Экологическая тропа Ломоносовского района» и др.
По результатам внедрения программ воспитания гражданственности у школьников экспериментальной группы отмечается незначительное увеличение тенденции к более активной социальной активности в классе и школе в целом, когда мотивированность поручений отличается систематичностью и желанием со стороны школьников 8-10 классов. Так, по обобщенным данным исследуемой экспериментальной группы лиц 27,2 % школьников отмечают наличие систематических школьных поручений и желание их выпол-
нять, а '/3 школьников экспериментальной группы выразили готовность поддержать общественные мероприятия, организуемые школой.
О готовности к трудовой деятельности заявили около половины опрошенных учащихся экспериментальной группы. Причем различные формы общественно-трудовой деятельности (рис. 3) свидетельствуют не только о влиянии регионального компонента (житель города, поселка или деревни), но и определены с учетом отношения к будущему предпринимательству, как форме организации труда. Старшеклассники экспериментальной группы больше ориентированы на трудовую деятельность с учетом социально-экономических преобразований в обществе - они знакомы с трудом в фермерских хозяйствах и с особенностями работы в предпринимательской деятельности малого бизнеса, поскольку программа профессиональной ориентации в аспекте выбора будущей профессии и формирования социальной активности граждан предусматривала знакомство учащихся с различными видами труда и средствами производства, включая и сферу частной собственности в малом и среднем бизнесе. Школьники контрольной группы по-прежнему приоритетными считали занятия, связанные с трудовой активностью в классе, школе и тем самым оказывались ограниченными в вопросах будущей трудовой социализации.
Работа в частном секторе, у предпринимателя
Работа на государственном предприятии во время школьных каникул
Работа в фермерском хозяйстве
Работа на приусадебном участке школы
49
ПЭГ
I КГ
5,88
,36
67,64
54.4!
16,43
Уборка территории школы
Уборка школьных кабинетов, класса
V
%
20
40
60
0
0
Рис. 3. Оценка готовности к различным видам трудовой деятельности
Конечно, трудовому воспитанию в школе уделяется внимание в несколько усеченном виде, то есть в соответствии с требованиями школьной программы. Однако участие старшеклассников в ориентированном предметно-профессиональном виде деятельности в период летних каникул и при ориентированной трудовой деятельности в условиях школы создают адекватные предпосылки для выбора будущей профессии и личностного самоопределения.
Особое значение в эффективности воспитательных мероприятий имеют организуемые школой специально направленные общественные, физкультурно-оздоровительные программы. Суть данных программ сводится к комплексному и всестороннему воздействию на личность учащегося, подготовки его к социальноориентированной деятельности и самоопределению. Занятия и увлечения физической культурой, раскрытие организаторских способностей в сфере различных общественных мероприятий отметили около 44 % опрошенных лиц экспериментальной группы. Мотивация выбора увлечений на основе проводимых воспитательных мероприятий способствовала актуализации нравственноэтической сферы школьников - нравственных идеалов, положительного влияния примеров взрослых и сверстников, положительного примера семьи. Поэтому организуемые администрацией муниципального района программы воспитания школьников на традициях семьи, здорового образа жизни, туризма, экологического воспитания и пр. могут способствовать формированию личностной позиции, мотивированности в выборе занятий и увлечений.
По данным нашего исследования результатом проводимых воспитательных мероприятий выступают сформированные личностно направленные социальные установки, характеризующие расширение сфер активности и проявления гражданской позиции в вопросах отношения к родному краю и Отчизне, в познавательных интересах по изучению истории родного края, участии в походах и туристических маршах, посвященных празднованиям знаменательных исторических дат, в трудовых свершениях по благоустройству территории школы, села, поселка.
Включение воспитательных программ в режим жизнедеятельности школьников способствует их гражданскому становлению, формированию зрелых личностных установок, влияющих на самоопределение, стиль жизни, мировоззрение. В некотором смысле ха-
67
рактер организуемых общественных мероприятий влиял на выбор занятий, учебных и производственных недель, занятость в течение дня, особенности времяпрепровождения в дни летних каникул.
Учитывая цели патриотического воспитания и воспитания чувств гражданственности у старшеклассников, которые сводятся к формированию физических, психологических, моральнополитических и социальных качеств, определяющих осознанное стремление личности к активности, проявлению гражданской позиции и патриотической деятельности, следует разработать критерии эффективности в реализации предложенных нами программ. Комплекс воспитательных мероприятий, представляющих собой содержание процесса формирования чувств гражданственности и патриотического сознания, направлен на обеспечение целостного характера деятельности, в которую вовлечены старшеклассники. Целеполагание в системе воспитания гражданственности и патриотизма предполагало обращение к традиционным приоритетам: любви к Родине, служению сокровенным интересам Отечества, включающим защиту Отчизны, труд на благо Родины, сохранение национальной этнической культуры.
Воспитание чувств гражданственности и патриотизма у старшеклассников продолжалось на основе уже имеющихся представлений и осознания себя частицей общества, познания ценности Отечества. Посредством включения старшеклассников в социальную активность и патриотические действия происходило окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения, формировалось и проявлялось стремление к патриотическому поведению.
Реализация программы воспитания гражданственности и патриотизма у старшеклассников основывалась на проектировании системного подхода к процессу воспитания, учитывающему следующие факторы:
а) целостность объекта воспитания - личности учащегося, воспитание которой осуществляется всесторонне;
б) взаимосвязь всех сфер общественной жизни, требующей преемственности и однозначности направленности воспитания гражданственности и патриотизма в семье, школе, других социальных институтах;
в) единство основных принципов и общих закономерностей воспитания;
г) воспитание гражданственности и патриотизма должно органично вписываться в более общую систему воспитания, конечным итогом которого выступает всестороннее развитие и социальная зрелость личности подрастающего человека.
Как и в любом виде профессионально-педагогической деятельности, эффективность воспитания чувств гражданственности и патриотизма заключается в достижении учащимися определенных результатов в соответствии с поставленными целями и решаемыми задачами методики воспитания. Определение эффективности спроектированной системы воспитания гражданственности и патриотизма можно осуществлять в целом и по отдельно взятым частям на основе качественных и количественных показателей - критериев результативности воспитательного процесса. Показатели мировоззрения и убеждений нередко носят размытый (этико-философский) характер, что затрудняет конкретизацию психолого-педагогического анализа социальной зрелости личности учащегося. Поэтому для целей и задач педагогики среднего образования необходимы более конкретные показатели (критерии), характеризующие эффективность системы воспитания.
Как правило, образовательные учреждения эффективность обучения и воспитания в школе оценивают по результатам выбора дальнейшего образования выпускниками, определения ими дальнейшего жизненного пути. В нашем исследовании не выявлено существенных различий среди опрошенных старшеклассников контрольной и экспериментальной группы - в планах на будущее они отмечают актуальными продолжение учебы по избранной специальности, создание семьи и трудоустройство. Незначительный процент опрошенных лиц экспериментальной группы позитивно высказываются в отношении предстоящей службы в вооруженных силах Российской Федерации (10,2 %) и около 3 % опрошенных вообще не имеют определенных планов на будущее. Однако в динамике исследуемой экспериментальной группы, где представлены обобщенные данные по возрастным подгруппам, число лиц мужского пола, желающих выбрать военную профессию возрастает, а число лиц женского пола, готовых служить в рядах национальной армии и получить военную специальность (около 7 %) свидетельствует о растущем интересе и профессиональной ориентации лиц подросткового возраста.
В сочинениях учащихся экспериментальной группы нашли отражение все социальные проблемы современного российского общества. Учащиеся с горечью отмечают трудности социальноэкономического характера, которые переживаются на местах - в конкретном регионе (деревне, поселке, городе) - это и проблемы трудоустройства молодежи и взрослых, негативные социальные явления (алкоголизм и наркомания, преступность), это и проблемы сохранения здоровья граждан, и проблемы экологии и чистоты. Причем следует отметить, что учащиеся 9-10 классов, участвовавшие в различных программах воспитания гражданственности, экологического воспитания, патриотизма, с выраженной готовностью берутся за обсуждение этих проблем, пытаются сами на практическом уровне принимать участие в реализации некоторых проектов, касающихся уборки территории, памятников и улиц своего родного уголка, места жительства.
Слова-понятия, относящиеся к характеристикам государства, его функциям, в текстовых сообщениях учащихся 9-10 классов наполнены не только знаниями из области гуманитарных учебных дисциплин, но и переполнены чувствами переживания за свою страну, ее настоящее и будущее. Пессимистические оценки носят констатирующий характер, а оптимизм - связан с преобразованиями и будущим России. Высоко оценивая деятельность Президента и его администрации, учащиеся высказывают уверенность в том, что и другие государственные структуры смогут эффективно наладить свою работу и взаимодействие в рамках вертикали власти, что будет способствовать исполнению законов на местах и развитию демократии в государстве.
Демократические свободы граждан описываются учащимися в контексте предоставляемых Конституцией Российской Федерации прав. В этом смысле учащиеся достаточно адекватно используют понятия «избиратель», «выборы», «голосование», «демократия», «защита прав» и др. Данные сравнительного анализа свидетельствуют о том, что учащиеся экспериментальных групп (рис. 4) все чаще прибегают к данным понятиям при описании своего отношения к гражданскому обществу.
Защита прав, интересов
Выборы, голосвание
Демократия
Свобода, равенство
Права
□ ЭГ (о .д.) ■ КГ
%
10
15
20
25
30
35
0
5
Рис. 4. Слова-понятия, относящиеся к описанию демократического общества (КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа;
ЭГ о.д. - экспериментальная группа, обобщенные данные)
Наряду с данными понятиями, школьники все чаще обращаются к понятиям «личность» и «социальные группы», рассматривая их с позиции ведущих факторов преобразования окружающей среды. Школьники считают, что гражданское общество строится конкретными людьми, состоящими в социальных группах - производственных коллективах, частных и государственных предприятиях.
Таким образом, формирование нравственно-этической направленности личности в старшем школьном возрасте зависит от особенностей организации учебной деятельности учащихся. Педагогу в этом процессе отводится значимая роль, следовательно, своим примером, образцом он способствует развитию у школьников рефлексии познавательной и трудовой деятельности как источника развития личности. Учебная, а в дальнейшем, и трудовая деятельность представляют собой иерархию «ближних» и «дальних» перспектив, реализация которых свидетельствует не только о социальной зрелости личности, ее адаптации, но и об уровне личностного развития субъектов педагогического процесса, как единственного источника и предпосылки гражданской направленности и самореализации личности в юношеском возрасте.
Список литературы
1. Ахаян Т. К. Мировоззрение и гражданская активность школьников // Педагогика школы. - М.: Просвещение, 1977. - С. 74-92.
2. Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: дис. ... д-ра. пед. наук. - Ставрополь, 1997.
3. Воспитание в современном образовательном учреждении: Теория и практика / под ред. С. А. Лисицына, С. В. Тарасова. - СПб., 2005. - 240 с.
4. Гаязов А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: моногр. - Челябинск: Факел, 1995.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг. // Народное образование. - 2001. - № 7. -С. 247-252.
6. Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях / под ред. В.А. Беляевой. - Рязань, 2000.
7. Логинова Н. В., Худик В. А. Представления о гражданской позиции и
чувствах патриотизма у старшеклассников: моногр. - СПб.: Санкт-
Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2007.
8. Лутовинов В. И. Основные мероприятия Государственной программы РФ «О патриотическом воспитании молодежи // Молодежь России. - М.: ИТАР ТАСС, 1995. - № 3. - С. 6-8.
9. Шитикова О. Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. -Шадринск, 2002.
10. Шкробова М. А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 16 с.