психологические аспекты изучения мотивационной сферы курсантов морской академии
Панина Е.А.
В статье определяется психологические аспекты изучения мотивационной сферы моряков. Представлены следующие аспекты изучения деятельности моряков: психологический, социальный, религиозный, аспект неблагоприятных психических состояний, экономический, управленческий и мотивационный. Приведены результаты пилотажного исследования мотивационной сферы курсантов Морской академии.
Ключевые слова: мотивационная сфера курсантов Морской академии, профессиональные мотивы деятельности, динамика мотивационной сферы курсантов-моряков, мотив выбора карьеры, специфичность деятельности моряков.
На сегодняшний день в психологической науке достаточно разработана проблематика мотивации (В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.), основательно представлена учебная мотивация (В.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Вовчик-Блокитная, Ф.М. Рахматуллина, Н.А. Курдюкова и др.). Однако количество научных исследований, отражающих закономерности изменения мотивации в течении обучения курсантов - будущих моряков высших учебных заведений малочисленно, и они посвящены изучению мотивации учебной деятельности курсантов военных или юридических учебных заведений (И.И. Бринько, И.А. Володарская, К.Э. Комаров, А.С. Марков, В.В. Мелетичев и др.). Уже на этапе обучения в Морской академии деятельность курсантов имеет ряд своих специфических особенностей (несение вахты, отбывание нарядов, обязательное построение и т. д.), обусловленных наличием особенной мотивации. Поэтому изучение и анализ мотивации выбора карьеры моряка именно на этапе обучения представляется актуальной задачей. Для полного представления необходимости анализа мотивационной сферы курсантов морской академии рассмотрим следующие аспекты изучения морской деятельности: психофизиологический, социальный, религиозный, неблагоприятных психических состояний, экономический, управленческий и мотивационный.
Изучение морской деятельности в психофизиологическом аспекте предполагает анализ специфичности влияния окружающих условий работы на организм субъекта. Моряки изучаются как представители профессиональной группы, на которую
воздействует много вредных факторов. Среди важнейших факторов - напряженный режим труда в отрыве от дома, физические и химические влияния, связанные с особенностями среды и работой судового оборудования и механизмов, частая смена климатических зон и часовых поясов (А.М. Войтенко, 1976). В этой связи проводились физиологические исследования моряков в условиях рейса и оценивалась их выносливость и выдержка (А.М. Войтенко, 1976; Н.С. Суханова, 2006). Также были проведены физиологические обследования с целью изучения функций организма моряков и их работоспособности (И.А. Сапов, 1980). Исследования посвящены тестированию моряков на уровень артериального давления в рейсе и его влияние на общее самочувствие (Н.С. Суханова, Е.В. Казакевич, 2006), на наличие ишемической болезни сердца (В.И. Винникова, 1979), на динамику распространенности артериальной гипертонии (Е.В. Казакевич, 2007), а также профилактики распространенных хронических заболеваний и реабилитации у моряков (В.А. Лисобей, 1991; Ю.Н. Бондарь, Н.А. Окатьева, Е.О. Пахомова, О.О. Протункевич, 2000).
В социальном аспекте изучения деятельность моряка изучается в связи его пребывания в течении длительного срока в ограниченном пространстве со своими коллегами. Анализ литературы показал, что необходимость пребывать в ограниченном пространстве и в относительной социальной изоляции во время рейса, негативно сказывается на межличностных отношениях людей. Это влияет на психологическое состояние личности и на атмосферу внутри коллектива. В этом контексте исследуются особенности взаимодействия плавсоставов (С.Е. Семыкин),
Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/3 2011 г.
социально-психологические особенности больших морских экипажей (О.А. Истомина, 2007).
Также религиозный аспект изучения деятельности моряка рассматривает духовные позиции субъектов. Находясь в море, встречаясь с природными катаклизмами и непостоянством физико-химической среды, работники флота часто обращаются за поддержкой к религии. Исследование духовной сферы моряков показало наличие в этой сфере религиозного компонента, формирование которого обосновывается исторически сложившейся в России связи флота и Церкви (С.А. Данченко, 2007). Религиозные потребности формируются под влиянием семейных и национальных традиций и развиваются в процессе жизнедеятельности моряка.
В аспекте неблагоприятных состояний деятельность моряка рассматривалась с точки зрения последствий эмоционального стресса (Н.С. Суханова, Е.В. Казакевич, 2006), психолого-акмеологических особенностей сотрудников водного транспорта до и после рейса (С.Е. Семыкин). Результатом исследований явилось то, что профессиональная деятельность работников водного транспорта может вызывать у них стрессовые состояния, высокий уровень тревожности, наличие эмоциональных проблем. Что, в конечном счете, может оказывать влияние на профессиональную деформацию в целом.
Экономический и управленческий аспекты изучения деятельности в море рассматривают объективные предпосылки кризиса, сформировавшегося за последние десять лет (Warsash Maritime Research Centre, 2003; MAIB, 2004). Суть кризиса состоит в наличии большого количества помощников капитанов и матросов и в явной недостаточности управленческого звена: капитанов и старших механиков. Дополнительно мировой финансовый кризис повлиял на снижение зарплат моряков. Профессия моряка на протяжении долгих лет считалась стабильно высокооплачиваемой, в наши дни это утверждение претерпевает изменения, что негативно сказывается на мотивации субъектов работать в море.
Наконец, в мотивационном аспекте изучения деятельности моряка были исследованы психологические особенности учебной мотивации курсантов морской академии (Ю.Ф. Кисляк, 2008); мотивация мужчин, выбравших морскую специальность (Е. Листопад, 2008). В результате определились факторы в качестве мотивации при выборе профессии моряка: экономическая выгода и возможность карьерного роста; эмоциональная привлекательность профессии моряка: интерес к кораблям, к морским путешествиям, морская романтика; престижность профессии; влияние близких людей.
Из всех приведенных аспектов видно, что профессия моряка опасная, экстремальная и непред-
сказуемая, связана с долгими разлуками с близкими людьми, требует высокого уровня подготовленности и квалификации. Зная данные особенности работы в море, молодые люди продолжают выбирать профессию моряка. Между тем, выбирая профессию моряка, субъекты стремятся, таким образом, строить профессиональную и жизненную карьеры. В выборе этой судьбы они реализуют разнокачественные мотивы: жизненные, профессиональные, карьерные. Здесь нужно заметить, что карьера в отличие от профессии - «сознательно выбранный и реализуемый субъектом путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации» [6]. Выбор карьеры - это в различной степени осознанный процесс выработки личностью решения о содержании карьеры, осуществляемый с учетом психологических и непсихологических факторов и актуализируемый под влиянием социально-профессиональной ситуации развитии. На мотивы выбора карьеры влияют такие факторы - «личностные особенности: интересы, личностные типы, ценности работы, уровень способностей, переработка информации, тема жизни, Я-концепция, личностная идентичность, низкая самооценка, тревожность, недостаток профессиональной информации, особенности принятия человеком трудных решений, самоэффективность» [6]. Также следует обратить внимание, что в процессе обучения мотивы выбора карьеры могут менять содержание, осознаваться, переосмысливаться и изменяться, что в итоге отражается на качестве обучения и на желании работать моряком.
Мы проводили пилотажное исследование, направленное на выявление мотивов выбора карьеры у 103 курсантов 1-3 кусов факультета Судовождения и Радиоэлектроники (СВ) и факультета Эксплуатации судовых энергетических установок (ЭСЭУ) Морской академии. Результаты проведенного нами исследования показывают, что содержание мотивов выбора карьеры изменяется от курса к курсу вне зависимости от специализации. По мере профессионального взросления содержание ведущих жизненных, профессиональных мотивов и мотивов выбора карьеры претерпевают изменения на 2 и 3 курсах. Однако наиболее устойчивым декларируемым жизненным мотивом для курсантов независимо от профессиональной специализации и этапа обучения является стремление к материальному достатку. При этом содержание истинного ведущего мотива различно в зависимости от профессиональной специализации. Курсанты СВ стремятся к саморазвитию и поиску истины. Курсанты ЭСЭУ стремятся к получению физиче-
ского и психологического расслабления, не исключая употребления алкогольных и психофармакологических препаратов. Курсанты СВ схожи в стремлении получать деньги за конкретно оговоренные функции, в то время как для курсантов ЭСЭУ важно еще признание их заслуг. Мотивами выбора карьеры для курсантов СВ является реализация их призвания, для курсантов ЭСЭУ - продвижение по службе и выполнение определенной деятельности. Также наше исследование выявило изменение в согласованности жизненных, карьерных и профессиональных мотивов. На первом курсе все мотивы взаимосвязаны. Это свидетельствует о сформированной мотивационной сфере. Далее мы сопоставили результаты исследования особенностей мотивационной сферы курсантов-третьекурсников, которые переходят от теоретического обучения к практической деятельности (результаты этой деятельности непосредственно скажутся на последующей карьерно-профессиональной и жизненной судьбе). В итоге после прохождения практики (2-3 месяца работы матросом) все мотивы рассогласованы. Структура мотивационной сферы курсантов СВ и ЭСЭУ 3 курса не установлена, связи между разнотипными мотивами не выявлены, что может объясняться либо возникновением описанного в психологической литературе кризиса 3 курса, либо изменениями содержания профессиональной деятельности (морская практика).
Учитывая все сложности и особенности данного вида трудовой деятельности, важно установить мотивы выбора карьеры и их динамику на этапах обучения курсантов в Морской академии, что и представляет перспективу нашего дальнейшего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов Р.Б., Лупачев В.В. Состояние психоэмоциональной сферы у моряков, работающих на судах иностранных фирм // Экология человека. -2009. - № 3. - С. 23-28.
2. Винникова В.И. и др. К вопросу о профилактике ишемической болезни сердца у плавсостава морских судов // Сов. Здравоохранение. - 1989. -№ 4. - С. 34-37.
3. Войтенко А.М. Зависимость заболеваемости моряков от некоторых судовых факторов // Материалы VII Междунар. симп. по морской медицине. - М., 1976.
4. Данченко С.А. Религиозная направленность моряков: учебное пособие. - Владивосток: Изд-во Мор. Гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2007. - 61 с.
5. Джанерьян С.Т., Панина Е.А. Особенности мотивационной сферы курсантов-моряков как основа подготовки конкурентоспособного специалиста // Инновационные технологии профессиональной ориентации и подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. Е.Н. Барышникова. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С. 61-64.
6. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов н/Д: изд-во РГУ, 2004.
7. Казакевич Е.В. и др. Динамика распространенности артериальной гипертонии у моряков Северного морского пароходства // Морской мед. журн. - 1997. - № 1. - С. 43-45.
8. Кобзев М.В. Связь жизнестойкости будущих специалистов водного транспорта со стратегиями совладениями и защитными механизмами // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 5. - С. 291-298.
9. Сапов И.А. Солодков А.И. Состояние функций организма и работоспособности моряков. -Л., 1980.
10. Суханова Н.С.. Казакевич Е.В. Психотерапия последствий эмоционального стресса у моряков // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. -С. 155-159.