Научная статья на тему 'Исследование структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов'

Исследование структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3491
419
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / ЛИЧНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / MOTIVE / PERSONALITY / MOTIVATIONAL SPHERE / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ларина Е. А.

Статья посвящена результатам изучения проблемы структуры и динамики мотивационной сферы личности современного студента СГА. Особое внимание уделено динамике элементов мотивационной сферы к концу обучения. Выявлены элементы мотивационной сферы (мотивы), способствующие успешному освоению профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ларина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' PERSONALITY MOTIVATIONAL SPHERE: STRUCTURE AND DYNAMICS INVESTIGATION

This article contains the results of the investigation of a modern MHA student's personality motivational sphere structure and dynamics. Particular attention is paid to the dynamics of the motivational sphere by the end of studying. The author also identifies the elements (motifs) that contribute to the successful development of the profession.

Текст научной работы на тему «Исследование структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов»

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

© 2009 Е. А. Ларина

Современная гуманитарная академия, Москва

Статья поступила в редакцию 20.07.2009

Статья посвящена результатам изучения проблемы структуры и динамики мотивационной сферы личности современного студента СГА. Особое внимание уделено динамике элементов мотивационной сферы к концу обучения. Выявлены элементы мотивационной сферы (мотивы), способствующие успешному освоению профессии.

Ключевые слова: мотив, личность, мотивационная сфера, учебно-профессиональная мотивация, профессиональная мотивация.

Проблема мотивации деятельности - одна из ключевых в психологии личности. Мотивационная сфера личности является психологическим феноменом, который пронизывает все структурные образования личности: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы, состояния и т.д. Изучению мотивационной сферы личности посвящено большое количество научных исследований отечественных (В.Г.Асеев, В.К. Вилюнас, В.И.Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш.Магомед-Эминов, В.С.Мерлин, П.В.Симо-нов, Д.Н.Узнадзе, А.А.Файзуллаев, П.М.Якоб-сон и др.) и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г.Холл, К.Мадсен, А.Маслоу, Х.Хекхаузен).

Мотивационную сферу психологи рассматривают через призму деятельности, отношений, взаимодействий или эмоциональных переживаний (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, В.Г.Асеев, В.И.Ковалев, А.К.Маркова, В.Г.Ле-онтьев, В.К.Вилюнас и др.), но до сих пор вопрос психологической природы данного явления остается дискуссионным и требует глубокой теоретико-методологической проработки.

В настоящее время в психологии не существует единой теории мотивационной сферы личности, в результате чего многие вопросы современной науки и практики, связанные с особенностями успешной реализации возможностей личности студентов, освещены не достаточно. Проблемы исследования структуры и динамики мотивационной сферы личности современного студента определяются задачами выявления структурных компонентов мотивационной сферы, способствующих успешному освоению профессии и рассмотрения динамики структурных компонентов моти-вационной сферы в процессе обучения по конкретной специальности. Изучение этой проблемы сопровождается разрешением ряда противоречий: 1) между наличием различных подходов к изучению мотивационной сферы личности студентов и отсутствием комплексного подхода к исследованию ее динамики и структуры

во время обучения в ВУЗе; 2) между признанием влияния мотивационной сферы на становление личности студентов и недостаточным вниманием к практическим проблемам динамических особенностей их мотивационной сферы; 3) между прагматической стороной мотивационной сферы студентов и профессионально-ориентированным содержанием их учебно-профессиональной деятельности. Итак, анализируя исследования посвященные изучению структуры и динамики мотивационной сферы студентов, мы выявили ряд проблем.

Существует различие в подходах к определению структуры мотивационной сферы: деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Вы-готский,

A.Н.Леонтьев, К.А.Абульханова-Слав-ская,

B.Д.Шадриков и др.) и структурно-лич-ностный подход (К.К.Платонов, Л.И.Ан-цыферова, В.Г.Асеев, Л.И.Божович и др.).

Одни авторы говорят о том, что специфика структуры мотивационной сферы студентов зависит от факультета (В.А.Карнаухов, Л.В.Попова, И.Р.Абрамович, Л.Д.Столяренко и др.)1. Другие авторы утверждают, что в целом для всех факультетов характерна определенная структура мотивационной сферы (Р.И.Цветкова, Р.С.Вай-сман, Т.В.Иванова, Н.Е.Горская и др.)2. В психологической литературе

Ларина Елена Анатольевна, педагог-технолог кафедры общей психологии, факультета психологии Чеховского филиала СГА. E-mail: musmolod@gmail. com

1 Карнаухов В А. особенности мотивационно-смысловой сферы личности студентов-первокурсников педагогических вузов: Ав-тореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Белгород. гос. ун-т. -М.: 1997; Абрамович ИР. Структурно-динамические особенности потребностно-мотивационной сферы студентов педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Мин-во образования и науки Респ. Беларусь, Нац. ин-т образованя. -Минск: 1996; Попова ЛВ. развитие мотивационно-смысловой сферы студентов педвуза в процессе педагогической практики: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Моск. пед. гос. унт им В.И.Ленина. - М.: 1995; Столяренко Л Д. Основы психологии : учебное пособие для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. -Ростов - на/Д: 2001.

2 Горская НЕ. Особенности и становление личностно-

профессионального самосознания и мотивационной сферы студентов негосударственного вуза в процессе обучения: Автореф. дис. . канд. психол. наук: (19.00.07). - Иркутск: 2004; Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопр. психологии. - 1973. - № 5; Иванова ТВ. Осо-

О

недостаточно ясно представлена связь между особенностями мотивационной сферы студентов и выбранной специальностью.

Существуют разногласия между авторами по поводу динамики мотивационной сферы студентов в процессе обучения в высшей школе (Р.И.Цветкова, Р.С.Вайсман, Т.В.Иванова, Н.Е.Горская, Р.Р.Бибрих, В.Э.Мильман, А.К.Маркова и др.).

Часть авторов отмечает положительную динамику мотивов учения к концу обучения (Т.В.Ива-нова, Л.В.Попова, Р.И.Цветкова и др.), в то время как другие авторы свидетельствуют об отрицательной динамике данных мотивов (И.Р.Аб-рамович, С.А.Гапонова, Е.П.Ильин и др.)3. В исследованиях недостаточно рассмотрено влияние практики на мотивационную сферу студентов (Л.В.Попова).

Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена цель исследования. Цели исследования: выявление структуры и динамики мотивационной сферы и обоснование ее модели. Гипотезы исследования. Мы предполагаем, что: 1) мотивационная сфера студентов реализуется в системе взаимообусловленных и взаимозависимых мотивов, опосредующих их учебно-профессиональную и профессиональную деятельность; 2) динамика основных компонентов структуры мотивационной сферы студентов разных факультетов имеет одинаковую направленность, и только на последних курсах обучения они дифференцируются в профессиональные мотивы, которые обусловлены выбранной специальностью; 3) преобразование структуры мотивационной сферы студентов происходит по схеме: от учебно-профессиональной направленности в профессиональную; 4) в процессе трансформации учебно-профессиональной деятельности в профессиональную происходит изменение направленности коммуникации от учебно-профессиональной к профессиональной.

Для получения первичных данных использовался метод тестирования и экспертных оценок. В процессе исследования применены следующие психодиагностические методики исследования: 1) Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой). 2) Опросник мотивации учебной деятельности студентов (ОМУДС) Т.И.Евме-новой. 3) Мотивация достижения Т.Элерса. 4) Мотивация избегания неудач Т.Элерса. 5) Диагностика мотивационной структуры личности

(В.Э.Мильман). 6) Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан). 7) Методика <^-сор-тировка» (В.Стефансон). 8) Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов). 9) Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина.

В исследовании приняло участие 225 студентов, с первого по четвертый курс по всем направлениям обучения в ВУЗе: менеджмент (45 чел), информатика (35 чел), юриспреденция (55 чел), экономика (50 чел), психология (40 чел). Каждый студент прошел диагностическое исследование по 9 методикам, с помощью которых было измерено 42 показателя. Каждый студент проходил диагностическое исследование 4 раза: в конце 1-го, 2-го, 3-го, 4-го курсов.

Выполненное исследование включает четыре этапа. Первый этап исследования ориентирован на выявление основных критериальных показателей мотиваци-онной сферы личности студентов, обучающихся на разных направлениях обучения в ВУЗе (2004 г.). Вто-

4

рой этап исследования посвящен созданию модели и обоснованию критериев, характеризующих мотиваци-онную сферу личности студентов, на основе оценки экспертов. На третьем этапе проводилось исследование особенностей динамики структуры и характера изменений мотивационной сферы личности студентов разных факультетов от учебно-про-фессиональной к профессиональной; выявление особенностей процесса перехода от учебно-профессиональной в профессиональную деятельность и изменения направленности коммуникации от учебно-профессиональной к профессиональной. Для этого полученные первичные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу. Количественный анализ начинался с описания показателей с выделением уровней выраженности мотивов в группе. Выявление различий в выраженности мотивов у студентов, обучающихся по направлениям: менеджмент, информатика, юриспруденция, экономика, психология, - в процессе обучения с первого по четвертый курсы, производился при помощи метода Пирсон хи-квадрат (С 2). Выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между мотивами в структуре мотивационной сферы личности студентов разных направлений обучения в ВУЗе производилось при помощи ранговой корреляции по Спирмену (Я). Применение кластерного анализа проводилось для анализа критериальных показателей на предмет объединения их в классы, описанные в теоретической модели мотивационной сферы личности. Качественный анализ заключался в выявлении общих закономерно-

бенности становления мотивационно-личностной сферы юношей и девушек - современных студентов технического вуза в процессе обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Н.Новгород: 2006; Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: факторы, условия и средства ее формирования в процессе профессионального становления: Дис... д-ра психол. наук: 19.00.07. - Хабаровск: 2007.

3 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: Мастера психологии. - СПб.:

стей структуры и динамики мотивационной сферы личности студентов, в зависимости от направления обучения в ВУЗе. На четвертом этапе проведен анализ результатов исследования мотивационной сферы у студентов и сделаны выводы о соответствии теорети-

4 Митина ОВ. Структурное моделирование: состояние и перспективы // Вестник Пермского государственного педагогиче-

2000.

ского университета, 2005. Серия 1: Психология. - 2. - С. 3 1219

15.

ческой модели практическим результатам и согласованности результатов с выдвинутой гипотезой.

Надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивалась последовательным соотнесением теоретических положений с результатами экспериментального исследования; планированием эксперимента; достаточным объемом выборки испытуемых; использованием различных статистических методов, адекватных задачам исследования. Полученные в ходе психодиагностики эмпирические данные были обработаны с помощью методов матема-тико-статистического анализа. Для количественной обработки данных использовался пакет прикладных программ Statistica 7.0. и SPSS 17.0. для среды Windows.

В связи с существованием множества критериев оценки мотивационной сферы личности, в большинстве работ не отражены особенности структуры и динамики мотивационной сферы студентов в сочетании с

динамикой деятельности и коммуникативных навыков. В основном мотивационная сфера личности студентов рассматривается в отрыве от эффективности деятельности обучения и профессионализации, не делается акцента на динамику профессиональной направленности деятельности и коммуникативных навыков при изучении мотивационной сферы личности.

Для разрешения вышеописанных противоречий нами была составлена модель динамики структуры мотивационной сферы личности студентов, которая в дальнейшем была проверена в ходе исследования в интересах подтверждения выдвинутой гипотезы. Мы выделили 16 критериальных показателей, которые, по нашему мнению характеризуют мотивационную сферу личности студентов. Однако всего мы измерили 42 показателя мотивационной сферы. Это было сделано для обеспечения достоверности и полноты исследования. Представим модель мотивационной сферы личности студентов в виде схемы на рис. 1.

Учебно-профеесшшальная мотив а и ия Динамика мотивационной сферы Профессиональная мотивация

I курс ____ Мотивация общения ^ Процесс общения А.-..... EV курс

Учебно-профессиональная деятельность Динамика деятельности Профессиональная деятельность

Рис. 1. Динамическая модель структуры мотивационной сферы личности студентов

Отметим, что критериальные показатели для профессионального, учебно-профессионального и коммуникативного критериев мотивационной сферы личности студентов были сформированы нами на основании экспертной оценки. В качестве экспертов выступали студенты факультета психологии 4 курса и преподаватели факультета психологии, общее количество экспертов составило 50 человек. Им предлагалось про-ранжировать показатели мотивационной сферы по этим трем критериям. Показатели для ранжирования были взяты на основе теоретического анализа исследований, касающихся структуры и динамики мотиваци-онной сферы личности студентов. Общее число показателей составило 42 мотива. Все мотивы были включены в дальнейшем в экспериментальное исследование. Каждый критериальный показатель был описан по уровням выраженности мотива: высокий, средний, низкий. Уровень мотива характеризует уровень его влияния на эффективность деятельности.

Выявив характеристики деятельности, в которых проявляется учебно-профессиональная, профессиональная и коммуникативная мотивация студентов, мы с помощью экспертов, которыми являлись студенты 4 курса и преподаватели всех направлений вуза, выявили процент участия студентов в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Для того, чтобы проследить влияние мотивов на деятельность студентов в ВУЗе, мы выделили основные характеристики проявления критериальных показателей (мотивов) в деятельности и представили эти характеристики в таб. 1. Преобладающая часть студентов (57%) активно участвует в учебно-профес-сиональной и профессиональной деятельности, однако (32%) студентов относятся к этим видам деятельности достаточно пассивно, а (11%) не имеет четкой профессиональной направленности деятельности.

Таб. 1. Структура мотивационной сферы деятельности студентов

Основные структурные компоненты мотивационной сферы Критериальные показатели Характеристика деятельности

Профессиональные критерии мотивационной сферы личности студентов 1. Уровень мотива познания 2. Уровень мотива достижения успеха 3. Уровень мотива избегания неудач 4. Уровень мотива социальной идентификации в профессии 5. Уровень мотива прагматического 1. Прохождение учебных и производственных практик 2. Работа по специальности 3. Участие в кружках и клубах занимающихся реализацией полученных знаний на практике 4. Участие в операционных играх

6. Уровень мотива самоактуализации 7. Уровень мотива общественной полезности 8. Уровень мотива карьерного роста 5. Ведение проектов связанных с осуществлением профессиональных навыков

Учебно- профессиональный критерий мотивацион-ной сферы личности студентов 1. Учебно-познавательный мотив 2. Научно-познавательный мотив 3. Профессиональный мотив 4. Мотив социальной идентификации 1. Участие в открытых семинарах с докладом 2. Ведение научной работы 3. Участие в научных конференциях 4. Публикация статей в научных журналах 5. Участие в обучающих студенческих сообществах 6. Участие в ролевых играх 7. Участие в круглых столах

Коммуникативный критерий мотивацион-ной сферы личности студентов 1. Мотив общения 2. Мотив взаимопомощи 3. Мотив конформизм-нонконформизм 4. Мотив идентификации в коммуникации 1. Участие в дискуссионных клубах 2. Активное выступление на мероприятиях и участие в студенческой жизни 3. Создание и участие в студенческих сообществах

Проведенное нами теоретическое и практическое исследование дает нам возможность говорить о том, что при достаточном многообразии показателей моти-вационной сферы личности, мы отразили основные структурные и динамические особенности мотиваци-онной сферы студентов в сочетании с динамикой деятельности и коммуникативных навыков. Мотивацион-ная сфера личности студентов рассматривалась нами в совокупности с эффективностью деятельности обучения и профессионализации, был сделан акцент на динамику профессиональной направленности деятельности и коммуникативных навыков при изучении моти-вационной сферы личности.

Согласно плану исследования, мы проследили динамику общих показателей и критериальных показателей мотивационной сферы личности студентов, обучающихся на разных направлениях обучения в ВУЗе. Данный анализ мы произвели при помощи критерия хи-квадрат Пирсона, который позволяет сопоставить два, три или более эмпирических распределений одного и того же признака. В итоге нами было сопоставлено 42 показателя, сопоставление проходило в соответствии с планом исследования: 1 - 2 курс, 2 - 3 курс, 3 -4 курс и 1 - 4 курс по каждому факультету. Для студентов всех факультетов характерно изменение преобладания определенных уровней показателей от 1-го курса к 4-му.

1. Динамика мотивов для факультета менеджмент. Ряд мотивов изменились в группе менеджеров к концу 4-го курса, от преобладания средних значений показателей к высоким. При этом часть мотивов претерпело существенное изменение к концу 3-го курса: материальное положение в профессии, коммуникативный мотив, профессиональный мотив, учебно-познавательный мотив. Другие мотивы существенно изменились к концу 4-го курса: эмпатия, творческая активность, креативность в профессии, мотив творческой самореализации. Часть мотивов изменились к концу четвертого курса, от преобладания высоких значений показателей к средним по группе. При этом часть мотивов претерпело существенное изменение к концу 3-го курса: мотив к успеху, социальный статус, мотив избегания неудач, собственный престиж в профессии, достижения в профессии, достижения в обучении, мотив избегания, мотив достижения, страх отвержения. Мотивы общей активности изменился при переходе студентов к 4-му курсу. Ряд мотивов измени-

лись к концу четвертого курса, от преобладания низких значений показателей к средним по группе. При этом часть мотивов претерпело существенное изменение к концу третьего курса: поддержание жизнеобеспечения, а также духовное удовлетворение в профессии. К четвертому курсу изменился познавательный мотив, от преобладания низкого уровня значений к высокому. Изменения на протяжении 4 лет происходили плавно без скачков.

2. Динамика мотивов для факультета информатика. Ряд мотивов изменилось к концу четвертого курса от преобладания низких значений к средним по группе: эмпатия, развитие себя в обучении, мотив переживания. Существенное изменение также претерпели к концу третьего курса следующие мотивы: мотив к успеху, общая активность, развитие себя в профессии, контакты в профессии, собственный престиж в профессии, собственный престиж обучении, мотив достижения, мотив общения, общительность. К концу 4-го курса мотивы: поддержание жизнеобеспечения, духовное удовлетворение в профессии, духовное удовлетворение в обучении, социальный мотив. Ряд мотивов изменились к концу четвертого курса от преобладания средних значений к высоким по группе: творческая активность, креативность в профессии. К концу 3-го курса изменились мотивы: мотив престижа, достижения в профессии, познавательный мотив, волевой мотив. К концу четвертого курса изменились мотивы: комфорт, мотив престижа в обучении.

3. Динамика мотивов для факультета юриспруденция. Ряд мотивов изменились к концу четвертого курса от преобладания низких значений к высоким по группе: поддержание жизнеобеспечения, социальный мотив. Ряд мотивов изменились к концу четвертого курса от преобладания средних значений к высоким по группе: материальное положение в профессии. К концу третьего курса также существенно изменились мотивы: общественная полезность, мотив к успеху, достижения в профессии. К концу четвертого курса изменились мотивы: эмпатия, мотив престижа. Часть мотивов к концу четвертого курса изменяется от преобладания низкого уровня к среднему по группе. При этом существенное изменение происходит к концу третьего курса: развитие себя в профессии, контакты в профессии, достижения в обучении, социальные контакты в обучении, профессиональный мотив, мотив творческой самореализации, учебно-познавательный мотив,

волевой мотив, познавательный мотив, принятие борьбы. Изменяются к четвертому курсу мотивы: социальный статус, мотив избегания неудач, собственный престиж в профессии, мотив общения. При этом существенное их изменение происходит к концу третьего курса.

4. Динамика мотивов для факультета экономики. Ряд мотивов изменяется к четвертому курсу от преобладания низких значений по группе к высоким: поддержание жизнеобеспечения, социальный мотив. Часть мотивов к концу четвертого курса изменяется от преобладания средних значений к преобладанию высоких по группе: поддержание жизнеобеспечения, мотив престижа. При этом существенное изменение происходит к концу третьего курса для мотивов: комфорт, мотив к успеху, материальное положение в профессии. К концу четвертого курса изменяются от преобладания низких значений к средним, мотивы: общая активность, общественная полезность, развитие себя в профессии, креативность в профессии, социальные контакты в профессии, духовное удовлетворение в обучении, социальные контакты в обучении, волевой мотив. Существенное их изменение происходят к концу третьего курса. Однако к концу четвертого курса ряд мотивов изменяются от высокого уровня к среднему: социальный статус, мотив избегания неудач, собственный престиж в профессии, мотив общения. Существенное их изменение происходят к концу третьего курса. Также, к концу четвертого курса ряд мотивов изменяются от среднего уровня к низкому: творческая активность, собственный престиж обучении, профессиональный мотив. Существенное их изменение происходят к концу третьего курса.

5. Динамика мотивов для факультета психологии. Ряд мотивов изменяются к четвертому курсу от преобладания средних значений к высоким по группе: комфорт, общественная полезность, развитие себя в профессии, сохранение индивидуальности в профессии, коммуникативный мотив в профессии, общительность. Часть мотивов существенно изменяются к концу третьего курса: достижения в профессии, социальные контакты в обучении, профессиональный мотив, социальный мотив, волевой мотив, познавательный мотив, принятие борьбы. А часть мотивов существенно изменяется к четвертому курсу: эмпатия, творческая активность, духовное удовлетворение в профессии, креативность в профессии, мотив творческой самореализации, мотив переживания. К концу четвертого курса, претерпел существенные изменения от низкого уровня значений к среднему мотив материальное положение в профессии. К концу четвертого курса изменяется ряд мотивов от преобладания высокого уровня значений к среднему по группе: общая активность, развитие себя в обучении, мотив избегания, мотив престижа, мотив достижения, при этом существенное изменение происходит к концу третьего курса с мотивом достижения успеха и избегания неудач. К концу четвертого курса происходит изменение мотива зависимость в общении от средних значений по группе к низким.

Мы видим, что преобладают тенденции в динамике от низких показателей к средним, и от средних показателей к высоким. Это подтверждает положение ряда авторов о том, что в процессе обучения, снижается доля низкого уровня и наблюдается рост среднего и высокого уровней учебно-профессиональной мотивации (М.Д.Дво-ряшина, Р.И.Цветкова)5. А практическая деятельность, применение полученных знаний в реальных профессиональных ситуациях, ведет к доминированию в конце обучения профессиональной мотивации (Л.В.Попова)6. К концу третьего курса учебно-профессиональные мотивы изменяются на профессиональные, опосредуя изменения коммуникативных мотивов, а к концу четвертого курса происходит изменение профессиональных мотивов, характерных для отдельных специальностей.

Для выявления структурных взаимосвязей между показателями и критериальными показателями моти-вационной сферы личности студентов, разных направлений обучения в ВУЗе, используем ранговую корреляцию Спирмена (Я). Для начала опишем структуру взаимосвязей характерную для первого курса для всех факультетов обучения в ВУЗе, и данные характеризующие значимые взаимосвязи между показателями мотивационной сферы. Взаимозависимости мотивов на всех факультетах можно наглядно увидеть на рисунке (см. рис. 2).

Итак, мы видим, что для студентов всех факультетов на первом курсе в структуре мотивационной сферы, характерными показателями взаимосвязей являются (при р £ 0.05): мотив избегания неудач, мотив достижения успеха, социальный мотив, мотив комфорта, тенденция к общительности, тенденция к принятию борьбы (конформизм-нонконформизм), мотив установления социальных контактов в обучении, мотив престижа, социального статуса, общественной полезности, собственного престижа обучения и мотив обеспечения высокого материального положения. Однако существуют различия между факультетами по характеру взаимосвязей (при р £ 0.05).

Для факультета менеджмента это значимые положительные связи между показателями: мотив достижения в обучении и мотив избегания неудач (0,55); мотив достижения в обучении и мотив достижения успеха (0,49), мотив достижения и социальные контакты в обучении (0,44); мотив общения и социальные контакты в обучении (0,44); мотив общения и общительность (0,49); мотив избегания неудач и учебно-познавательный мотив (0,35). Мы видим, что для юристов на первом курсе характерны мотивы обучения, обусловливающие процесс общения и мотивы стремления к успеху и избегания неудач в сфере обучения.

5 Бодалев А А, Дворяшина МД., Палей ИМ. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). - Л.: 1976; Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности современного студента:...

6 Попова ЛВ. развитие мотивационно-смысловой сферы студентов педвуза в процессе педагогической практики: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07; Моск. пед. гос. ун-т им В.И.Ленина. - М.: 1995.

Для информатиков характерны значимые отрицательные связи между мотивом избегания неудач и общей активностью (-0,38); социальным мотивом и сохранением индивидуальности в обучении (-0,45). А также присутствуют значимые положительные связи. Принятие борьбы и сохранение индивидуальности в обучении (0,43), социальный мотив и принятие борьбы (0,38); стремление к принятию и принятие борьбы (0,38); стремление к принятию и социальный мотив (0,49); мотив общения и общительность (0,38). Мы видим, что студенты информатики стремятся к сохранению индивидуальности в обучении, избеганию неудач в общении и установлению социальных контактов.

Для юристов характерны значимые отрицательные связи между мотивом достижения успеха и креативностью в обучении (-0,44); мотивом достижения успеха и творческой самореализацией (-0,55); мотивом избегания неудач и творческой самореализацией (-0,47). А также присутствуют значимые положительные связи. Мотив избегания неудач и мотив достижения в обучении (0,48); мотив достижения успеха и мотив достижения в обучении (0,41); социальный мотив и принятие борьбы (0,44); принятие борьбы и стремление к принятию (0,43), социальный мотив и стремление к принятию (0,43). Мы видим, что для юристов характерно стремление к принятию, избегание неудач и стремление к достижениям и творческой самореализации в сфере обучения.

Мы выявили, что для студентов разных факультетов первого курса присущи учебно-профессиональные мотивы и мотивы коммуникации. Опишем структуру взаимосвязей характерную для четвертого курса для всех факультетов обучения в ВУЗе. Рассмотрим данные, характеризующие значимые взаимосвязи между показателями мотивационной сферы.

Для экономистов характерны значимые отрицательные связи. Между мотивом достижения успеха и креативностью в обучении (-0,48); мотивом достижения успеха и творческой самореализацией (-0,49). А также положительные связи между показателями: социальный мотив и принятие борьбы (0,51); принятие борьбы и стремление к принятию (0,38), социальный мотив и стремление к принятию (0,62). Экономисты также как и юристы стремятся к принятию со стороны общества, к успеху в сфере обучения.

Опишем значимые положительные связи в структуре мотивационной сферы психологов первого курса. Между показателями: социальные контакты и мотив достижений в сфере обучения (0,55); мотив достижения успеха и творческой самореализации (0,48), мотив достижения успеха и развитие себя в обучении (0,55); мотив достижения успеха и учебно-познавательный мотив (0,39); мотив избегания неудач и мотив творческой самореализации (0,54); мотив избегания неудач и развитие себя в обучении (0,44). Социальные контакты и мотив общения (0,54); мотив общения и общительность (0,48); мотив избегания и учебно-познавательный мотив (0,38). Мы видим, что для психологов характерны связи показывающие стремление к самореализации, развития себя через обучение, через контакты, вместе с тем присутствует мотив избегания неудач в обучении и мотив стремления к успеху.

Взаимозависимости мотивов на всех факультетах 4-го курса можно наглядно увидеть на рисунке (см. рис. 3). Итак, мы видим, что для факультетов четвертого курса характерными показателями структуры моти-вационной сферы являются: мотив избегания неудач, мотив к успеху, познавательный мотив, волевой мотив, учебно-позна-вательный мотив, профессиональный

Рис. 2. Структура взаимосвязей между мотивами на первом курсе

мотив, мотив творческой самореализации, развития себя через профессию, социальные контакты, тенденции к принятию борьбы и зависимости от группы, общественная полезность, собственный престиж в профессии, достижения в профессии, высокое материальное положение через освоение профессии (при р < 0.05).

Однако существуют различия между факультетами на 4 курсе по характеру взаимосвязей (при р < 0.05). Для факультета менеджмента характерны положительные значимые связи. Между показателями: творческая активность и креативность в профессии (0,42); творческая активность и мотив достижения успеха (0,44); сохранение индивидуальности в профессии и зависимость от группы (0,39); социальные контакты и сохранение индивидуальности в профессии (0,45); социальные контакты в профессии и социальные мотивы (0,58); социальные контакты в профессии и эмпатия (0,45); принятие борьбы и социальные контакты в профессии (0,35). Мы видим, что для факультета менеджменты наблюдаются значимые зависимости, связанные с преобладанием профессиональной мотивации, обуславливающей социальные контакты и профессиональное самовосприятие.

Для факультета информатики характерны как отрицательные, так и положительные значимые связи. Значимые отрицательные связи наблюдаются между

показателями: принятие борьбы и социальные контакты в профессии (-0,54). А также положительные значимые связи между показателями: творческая активность и креативность в профессии (0,39); творческая активность и мотив достижения успеха (0,39). Мы видим, что для факультета информатики важным является успешность в творческой профессиональной активности и наличие социальных контактов. Для факультета юриспруденции важной является положительная связь между социальным мотивом и социальными профессиональными контактами.

Для факультета психологии выявлено несколько положительных значимых связей между показателями: мотив переживания и творческая активность (0,38), творческая активность и духовная удовлетворенность профессией (0,42); творческая активность и мотивация к успеху (0,54); мотив переживания и мотив достижения успеха (0,39); социальные контакты в профессии и эмпатия (0,65). Мы видим, что значимые связи на факультете психологии связаны с творческой активностью, успешностью в профессии, с взаимопомощью и эффективностью установления социальных контактов.

Анализируя структуру взаимосвязей, мы выявили, что существует ряд общих структурных элементов мотивационной сферы личности, характерных как для первого, так и для четвертого курса (см. таб. 2).

Рис. 3. Структура взаимосвязей между мотивами на четвертом курсе

Сравнительная таблица основных взаимосвязей структурных элементов мотивационной сферы для первого

и четвертого курсов

1 курс 4 курс

мотив избегания неудач, мотив достижения успеха, социальный мотив, мотив комфорта, тенденция к общительности, тенденция к принятию борьбы, мотив установления социальных контактов в обучении, мотив престижа, социального статуса, общественной полезности, собственного престижа обучения и мотив обеспечения высокого материального поло- мотив избегания неудач, мотив к успеху, познавательный мотив, волевой мотив, учебно-познавательный мотив, профессиональный мотив, мотив творческой самореализации, развития себя через профессию, социальные контакты в профессиональной сфере, тенденции к принятию борьбы и зависимости от группы, общественная полезность, собственный престиж в профессии, достижения в профессии, высокое материальное положение через освоение профессии.

Таб. 2.

жения через обучение.

Таким образом, мы установили, что общими в структуре мотивационной сферы являются мотивы к достижению успеха, избеганию неудач, тенденции к принятию борьбы, т.е. к активному социальному взаимодействию, принятию норм и правил, мотив общественной полезности. Эти мотивы являются движущими, для мотивационной сферы личности, что подтверждается результатами исследований и методологическим анализом ряда концепций. Кроме того, мы видим, что мотив установления социальных контактов важен как для сферы обучения, так и для сферы освоения профессии, то есть данный мотив имеет высокий уровень выраженности для всех факультетов, для всех видов деятельности. Также для всех курсов характерно стремление к обретению собственного престижа через получение профессии. Престиж, т. е. мотив одобрения выбранного способа обучения или профессионализации обществом является еще одним ключевым мотивом в структуре мотивационной сферы личности студентов. Такое же место занимает мотив высокого материального положения. Обучение и профессионализация являются важным этапом к обеспечению материального положения, выбранные профессии воспринимаются как перспективные, способствующие обеспечению достойной жизни.

Для студентов первого курса характерно преобладание социальных мотивов, мотивов комфорта, т. е. ощущения «удобности» выбранной профессии, студенты нацелены на установление тесных контактов в процессе обучения, при этом актуальны мотивы престижа и социального статуса. Для студентов четвертого курса характерны познавательные мотивы, мотивы управления процессом профессионализации для достижения максимально эффективного результата, профессиональные мотивы, мотивы саморазвития и творческой самореализации через выбранную профессию, важны высокие достижения в профессиональной сфере.

Последним этапом сравнительного исследования является выделение критериев и иерархии структуры мотивационной сферы личности, что позволяет осуществить кластерный анализ. Объединение мотивов по критериям, описанным в теоретической модели моти-вационной сферы личности, необходимо для практического подтверждения выдвинутых нами теоретических положений и гипотезы. Для осуществления кластерного анализа мы выбрали ряд методов: 1) Объектами для кластеризации являются признаки, измеренные на выборке испытуемых. 2) Мерой различий профилей номинативных переменных является хи-квадрат. 3) Методом кластерного анализа выбран метод средней связи. 4) Результатами процесса кластеризации является дендограмма и таблица последователь-

7

ности агломерации .

7 Наследов АД. Математические методы в психологии: Учеб. пособ. - СПб.: 2004.

Анализ структуры мотивационной сферы для каждого факультета в динамике от 1-го к 4-му курсу позволяет говорить о том, что существует ряд закономерностей, по которым мотивы взаимодействуют в структуре мотивационной сферы студентов первого и четвертого курса.

1. На первом курсе структура мотивационной сферы студентов разных направлений обучения в вузе определяется учебно-профес-сиональной направленностью. В структуре мотивов также преобладают коммуникативные мотивы, связанные с обучением и социальной идентификацией в статусе студентов.

2. На четвертом курсе обучения структура мо-тивационной сферы изменяется. Учебно-профессиональная направленность мотивов и коммуникация изменяется на профессиональную, происходит идентификация себя как профессионала.

3. Для студентов разных факультетов первого курса характерны следующие особенности структуры мотивационной сферы: для менеджеров характерно преобладание учебно-профессиональной мотивации, обусловленной учебной коммуникацией, стремлением к успеху, профессионализации для достижения статуса, общественного положения. У студентов информа-тиков мотивация обусловлена мотивами творческого саморазвития через обучение и стремлением к социальной активности. Юристы ориентированы на активное профессиональное становление через обучение, коммуникацию, взаимопомощь для достижения духовного удовлетворения, социального статуса и положения. Для мотивационной сферы экономистов характерна учебно-профессиональная направленность мотивов, обусловленная мотивацией творческого саморазвития и достижения социального статуса и престижности. Для мотивационной сферы психологов характерно преобладание учебно-профессиональной мотивации обусловленной творческой самореализацией, эмпатией для достижения социального статуса и духовного удовлетворения.

4. Для студентов разных факультетов четвертого курса характерны следующие особенности структуры мотивационной сферы: для менеджеров характерно преобладание мотивов профессионального саморазвития, познания, достижения успеха в профессии для достижения духовного удовлетворения и социального статуса. Для информатиков характерно преобладание мотивов профессионализации, общения, самоидентификации, эмпатии, для достижения духовного удовлетворения и профессионального успеха. Для юристов характерно преобладание профессиональных мотивов обусловленных социальными мотивами, мотивами карьерного роста и прагматического мотивами для достижения духовного удовлетворения, достижения социального статуса и профессиональной идентификации. Для экономистов характерно преобладание профессиональных мотивов наравне с мотивами собственной профессиональной престижности, развития себя для достижения общественного положения и со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

циального статуса. Для студентов психологов характерны профессиональные мотивы, связанные с мотивами собственной престижности, саморазвития, взаимопомощи, коммуникативными мотивами, духовного удовлетворения. Таким образом, мы можем говорить о том, что мотивационная сфера личности студентов первого и четвертого курса имеет разную структуру.

Рекомендации. 1) Полученные нами результаты могут быть перенесены на всю генеральную совокупность студентов СГА по специальностям: менеджмент, информатика, юриспруденция, экономика и психология. Это позволит преподавателям СГА более плодотворно стимулировать процесс профессионализации исходя из особенностей общей динамики мотивацион-ной сферы, так и особенностей динамики в зависимости от факультета. 2) Для повышения профессиональной мотивации, мы рекомендуем активное включение студентов в учебно-профессиональные и профессиональные формы активности. На наш взгляд, следует активно поощрять и организовывать участие студентов в профессиональных кружках и организациях, где они могут активно проявить себя в роли специалиста. Здесь, немаловажную роль играет процесс обучения и взаимопомощи студентов первых курсов, успешными студентами выпускных курсов. Это позволит повысить успешность идентификации себя с образом профессии, получить уверенность в будущем, заложить основы для карьерного роста и уверенности в материальном благополучии. Для этого, мы рекомендуем вести патронаж в кружках, клубах и профессиональных обществах. 3) Важным аспектом профессионализации является ведение научной деятельности. Это позволяет стимулировать познавательную мотивацию, творческую мотивацию, мотивацию саморазвития. Научные изыскания дают возможность вникнуть в суть изучаемой науки, выявить профессиональные интересы. Что активизирует процесс специализации и профессиональной идентификации. 4) Немаловажным является повышение коммуникативной мотивации, это возможно через организацию занятий, где активно поощряются выступления, высказывание собственного мнения, обсуждения проблем, разбора интересных случаев из практики и т.д. Такая организация занятий позволит

активировать мотивы взаимопомощи, коммуникации, идентификации себя с группой, осуществит принятие групповых, профессиональных норм и правил. 5) Кроме того, для активизации профессиональной мотивации, мы рекомендуем проводить тренинговые занятия, направленные на создание у студентов общего образа профессии, определение профессиональных целей, обучение навыкам успешной коммуникации, стимулирование познавательного профессионального интереса. 6) Учет всех этих рекомендаций позволит повысить уровень профессиональной мотивации и успешной профессионализации студентов вне зависимости от факультета обучения.

Выводы: 1) В ходе исследования было уточнено понятие мотива и мотивационной сферы личности студентов. Выявлены основные психологические характеристики показателей структуры и динамики мо-тивационной сферы личности студентов. 2) Определены особенности динамики критериальных показателей мотивации, заключающиеся в том, что к концу третьего курса учебно-профессиональные мотивы сменяются профессиональными, опосредуя изменения коммуникативных мотивов, а к концу четвертого курса появляются профессиональные мотивы характерные для отдельных специальностей. 3) Показана взаимозависимость таких категорий как: мотивации, деятельности и обучения в процессе профессионализации. 4) Выявлена тенденция в снижении доли показателей низкого уровня, и рост среднего и высокого уровней показателей профессиональной мотивации. Однако, существует тенденция к усреднению показателей по ряду мотивов для всех факультетов, что не рассматривалось другими исследователями. 5) Экспериментально подтверждена разработанная нами структурно-динамическая модель мотивационной сферы личности студентов. 6) Рассмотрена динамика взаимозависимостей основных критериальных показателей с позиции структурного подхода. Это позволило не только объединить показатели выделяемые другими авторами как ведущие в учебно-профессиональной и профессиональной мотивации деятельности, но и показать иерархичность структуры мотивационной сферы в ее динамике.

STUDENTS' PERSONALITY MOTIVATIONAL SPHERE: STRUCTURE AND DYNAMICS INVESTIGATION

© 2009 E.A.Larina°

Modern Humanitarian Academy, Moscow

This article contains the results of the investigation of a modern MHA student's personality motivational sphere structure and dynamics. Particular attention is paid to the dynamics of the motivational sphere by the end of studying. The author also identifies the elements (motifs) that contribute to the successful development of the profession.

Keywords: motive, personality, motivational sphere, educational and professional motivation, professional motivation.

o

Elena Anatolyevna Larina, Educator-Technologist of the General Psychology department, Psychological Faculty of Chekhov branch. E-mail: musmolod@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.