Федосеева Ольга Игоревна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Нижегородской академии МВД России
Fedoseeva Olga Igorevna
candidate of psychology, associate professor, associate professor of the department of psychology and pedagogy of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia
E-mail: olfedosee\'a 201 l@mail.ru
Психологические аспекты формирования правового сознания в процессе инновационной подготовки сотрудников ОВД
Psychological aspects of the formation of legal consciousness in the process of innovative training of police officers
Аннотация. На основе изучения психологических ас пестов формирования индивидуального правосознания в статье раскрывается его психологическая структура, включающая копнитивный, эмоционально-оценочный, регулятивный (операционный) и рефлексивный компоненты. Автор приходит к выводу о том, что поиск современных инновационных инструментов влияния на процесс формирования правосознания в процессе подготовки сотрудников ОВД невозможен без понимания его психологических механизмов, лежащих в основе профессионального правосознания.
Ключевые слова социальное взаимодействие, правовое сознание, психологическая структура правосознания, профессиональное правосознание.
Annotation. Based on the survey of the formation of individual legal consciousness psychological aspects, the article reveals its psychological structure including cognitive, emotional-evaluative, regulatory (operational) and reflexive components. The author comes to the conclusion that the search for modern innovative tools to influence the process of forming legal awareness in the process of training police Internal Affairs officers is impossible without understanding its psychological mechanisms that underlie professional legal awareness.
Key words: social interaction, legal consciousness, psychological structure of legal consciousness, professional legal consciousness.
Проблема формирования правового сознания может иметь юридический, философский, педагогический и психологический фокус рассмотрения. В ряде работ последнего времени правосознание трактуется как «сфера сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и субъективных правовых компонентов: правовых установок, чувств, эмоций, теорий и идей, связанных с рефлексией правовых норм, прав, свобод и обязанностей, призванных обеспечивать поведение людей в обществе в юридически значимых ситуациях»1. Правосознание, являясь ментальным результатом социального взаимодействия, может характеризовать как отношение к праву всего общества (общественное правосознание), отдельных социальных групп (групповое правосознание), или отдельной личности (индивидуальное правосознание). По мнению И. А. Ильина «человеку невозможно не иметь правосознания, его имеет каждый, кто сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под его руководством»2.
Целью данной публикации является изучение психологических аспектов формирования индивидуального правосознания, систематизация научного знания и поиск эффективных инструментов, обеспечивающих формирование правосознания в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
1 Фролов А. Н. Право и правосознание: диалектика взаимовлияния. // Юридические исследования. — 2017. — № 5. — С. 124 — 132.
2 Ильин И. А. О сущности правосознания II Собр. соч.: в 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 127.
Анализ исследований в указанном контексте показал, что правосознание определяется либо через призму понимания сознания как высшей формы отражения действительности и, соответственно, в его структуре выделяются три компонента: отражение правовой действительности, её познание и отношение к ней человека1; либо авторы обращаются к классической двухкомпонентной структуре: правовой идеологии и правовой психологии2, характеризующей сплав общественного (правовой идеологии) и индивидуального (правовой психологии).
На наш взгляд, структура индивидуального правового сознания может быть конкретизирована с учётом психологических подходов к пониманию единства сознания и деятельности. В структуре правового сознания автор предлагает выделять когнитивный, эмоционально-оценочный, регулятивный (операционный) и рефлексивный компоненты.
Когнитивный компонент правосознания представляет собой систему идей, теорий и концепций, в которых отражается (но не оценивается!) совокупность знаний личности о праве. Эта система знаний может быть сформирована на разных уровнях, в зависимости от степени полноты и осознанности:
— репрезентативном — уровне представлений о правовых нормах и принципах, ответственности, правоотношениях, составляющих основу репродуктивных моделей, образцов поведения субъекта. В зависимости от содержательного (смыслового) наполнения, эти модели у разных людей (здесь мы имеем в виду индивидуальное правосознание) могут быть различными. Одна из форм деформации правосознания — правовой инфантилизм — будет характеризоваться скудным наполнением индивидуальных представлений о правовых нормах и принципах, ответственности;
— интерпретационный уровень — это уровень осмысления, понимания внутреннего содержания и смыслов, установления связей в системе целостного правового знания, включения этих знаний в систему устоявшихся идей, суждений и убеждений. Достижение этого уровня означает правовую осведомлённость, осознанность, подготовленность личности и соответствует профессиональному и научному правосознанию.
Когнитивный компонент правосознания формируется на основе мировоззренческой идеологии и специальных юридических знаний. По мнению Е. В. Большакова и Е. В. Федотова «мировоззрение играет решающую роль в формировании морального сознания и правового сознания, которые непосредственно регулируют поведение личности»3.
Однако возникает вопрос: почему наличие правовых знаний, высокий уровень правовой подготовленности не всегда влечёт за собой правовое поведение? В исследованиях А. И. Долговой, А. Р. Рати-нова и Г. X. Ефремова показано, что общий объем правовой осведомленности достаточно высок как у правонарушителей, так и законопослушных граждан, и даже несколько выше у преступников. Это свидетельствует о том, что готовность к социально-правовому поведению складывается не только из знания правовых норм, но и из их субъективных оценок (отношений) личности.
Мотивационно-оценочный компонент правосознания по своим характеристикам соответствует тому, что традиционно именуется правовой психологией. Формирование правового сознания невозможно без четкого представления о том, чем (какими мотивами, целями, нравственными ориентациями, ценностями) руководствуется личность в своих действиях. Это, в свою очередь, влечёт возникновение чувств, эмоций, оценочного отношения личности к правовым явлениям.
Такая оценка носит многоплановый характер и включает
— отношение личности к действующему праву (субъективное отношение к правовым нормам, их справедливости или несправедливости, гуманизма или жестокости, совершенства или несовершенства);
— отношение личности к правовой действительности, поведению людей в процессе социального взаимодействия4 (оценку других людей с позиции соблюдения ими законности, правопорядка);
— отношение личности к своим правам и обязанностям6 (оценку себя и своих действий с позиции правомерности поведения).
Оценочное отношение, по мнению В. А. Рыбакова, имея разную модальность — от глубокого уважения, одобрения до полного неприятия, может быть позитивным (в этом случае оно будет мотивировать личность к совершению правомерных поступков), безразличным (правовой конформизм), и негативным, критическим (правовой нигилизм)6.
1 Рыбаков В. А. Правосознание: к вопросу о понятии// Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2015, № 3 (44). — С. 23 — 28.
2 Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. — Н. Новгород: Нижегородский юридический институт. —1997. — С. 83.
3 Большаков Е. В., Федотов Е. В. Мировоззрение и его роль в формировании морального и правового сознания личности// Среднерусский Вестник общественных наук. — 2013, № 2. — С. 7 — 10.
4 Пискунова С. С. Современное правосознание: понятие, характерные черты и функции // Закон и право. — 2003. — №8.—С. 28.
5 Чуйков Д. Системообразующие принципы правосознания // Юридическое образование и наука. — 2007. — № 3. — С. 40.
6 Рыбаков В. А. Правосознание: к вопросу о понятии// Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2015. — № 3 (44). — С. 23 — 28.
Федосеева О.И. Психологические аспекты формирования правового сознания в процессе..
641
Совокупное отношение личности к правовой действительности формирует правовую установку — сложное образование, складывающееся из знаний личности (когнитивный компонент), эмоциональных оценок (мотивационно-оценочный компонент) и определенного намерения, программы действий (регулятивный компонент). Правовая установка формируется на основании опыта социально-психологического взаимодействия, разворачивается на осознаваемом или неосознаваемом уровне и осуществляет регулятивную (направляет поведение) функцию в отношении поведения индивида.
Регулятивный (операционный) компонент правосознания характеризует степень готовности личности к регуляции собственного поведения в соответствии с нормами права. Мы согласны с утверждением А. Н. Фролова о том, что «правосознание может как подталкивать к нарушению закона, так и к законопослушному поведению»1. Таким образом, правовое сознание выступает средством активного, деятельного, конструктивного регулирования поведения, обеспечивая его нормативность в социально-правовом взаимодействии.
Анализ регулятивного компонента правосознания возможен в двух направлениях:
— на уровне поведения личности — через анализ системы действий (структурных единиц деятельности), которые являются результатом отражения правовой действительности, а также анализ целей, порядка их достижения и необходимых для этого средств. По сути, в этом случае можно говорить об ориентировочной основе правового действия. Ориентировочная основа действия направлена: а) на правильное и рациональное построение исполнительной части (правового поведения); б) на выбор одного из возможных исполнений. Исследования П. Я. Гальперина показали, что эффективность ориентировочной основы существенно зависит от полноты и степени осознанности входящих в нее знаний (ориентиров), а также от полноты отражения в них условий, объективно определяющих успешность действия;
— на уровне социального взаимодействия правовое поведение отдельной личности может искажаться (по сути, это тоже вариант регулирования!) влиянием социального окружения, определяемым композицией референтной группы, и, как следствие, возникновением групповых эффектов «социальной фасилитации», «социальной ленности», «деиндивидуализации», «групповой поляризации» или «огрупления мышления». Данный подход подтверждает постулат об определяющей роли общественного сознания при формировании индивидуального правового сознания.
Рефлексивный компонент правосознания характеризует «личностные смыслы» (А.Н. Леонтьев), обращение самосознания на самого себя, умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.
В зависимости от объекта рефлексии (прошлые, настоящие или будущие действия) можно выделить три основных формы:
— ретроспективная рефлексия направлена на понимание и структурирование имеющихся знаний, опыта, служит для анализа осуществлённой деятельности, свершившихся событий, допущенных ошибок, мотивов и причин произошедшего; примером такого вида рефлексии является запоздалое раскаяние правонарушителя;
— ситуативная рефлексия обеспечивает осмысление осуществляемой деятельности, соотнесение собственных действий с правовыми и моральными нормами, координацию, контроль элементов деятельности в соответствии с меняющимися условиями;
— перспективная рефлексия направлена на предстоящую деятельность, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, прогнозирование возможных её результатов. Перспективная рефлексия, по сути, составляет «основу процесса создания нормативного поведения (правового, прежде всего)» и реализуется как «проверка» поведения на соответствие правовой норме (обязанность — правомочие, разрешено — запрещено), а также последующая социальная характеристика такого поведения)»2.
Завершая описание структуры правосознания личности, следует отметить, что рассмотренные компоненты существуют не изолированно, а во взаимосвязи, и обусловливают различные варианты развития индивидуального правосознания.
Процесс профессиональной подготовки сотрудников ОВД характеризуется активным становлением их индивидуального профессионального правосознания. Профессиональное правосознание можно определить как «сложное личностное образование, формирующееся под влиянием профессиональной среды и активного преобразования себя как субъекта профессиональной деятельности»3. К основным характеристикам профессионального самосознания личности будущего юриста Г. В. Сорокоумова относит «высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологиче-
1 Фролов А. Н. Право и правосознание: диалектика взаимовлияния. // Юридические исследования. — 2017. — № 5. — С. 124 — 132.
2 Фролов А. Н. Право и правосознание: диалектика взаимовлияния. // Юридические исследования. — 2017. — № 5. — С. 124 — 132.
3 Сорокоумова Г. В. Некоторые теоретические подходы к определению понятия «профессиональная личность» будущего юриста // Мир политики и социологии. — 2016. — №4. — С. 189 — 193.
ских инвариантов профессионализма; ориентацию на модус профессионального служения как наиболее зримое проявление нравственности сотрудника и его психологической готовности к профессии; профессионально значимые ценностные ориентации, смыслы которых он встраивает в свою профессиональную деятельность; сформированную систему учебно-профессиональных аналитических и прогностических действий, личностно-профессиональную рефлексию, высокий уровень креативности; адекватный уровень притязаний; мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное саморазвитие»1.
Мы убеждены, что поиск современных инновационных инструментов влияния на процесс формирования правосознания в процессе подготовки сотрудников ОВД невозможен без понимания его психологических механизмов, лежащих в основе профессионального правосознания.
1 Сорокоумова Г. В. Некоторые теоретические подходы к определению понятия «профессиональная личность» будущего юриста // Мир политики и социологии. —2016. — № 4. — С. 189-193.
Федосеева О.И. Психологические аспекты формирования правового сознания в процессе...