од обучения в вузе; дифференцированных программ коррекции поведения и эффективного преодоления стресса с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов.
АННОТАЦИЯ
В статье приводятся результаты исследования особенностей копинг-поведения у будущих психологов с разным профилем латеральной организации. Представленные данные свидетельствуют о возможности разработки индивидуальных программ сопровождения будущих психологов в период обучения в вузе с учетом индивидуально-психологических особенностей студентов.
Ключевые слова: копинг-поведение, ко-пинг, межполушарная асимметрия, индивидуальный профиль латеральной организации, адаптация, стресс.
SUMMARY
The article presents the research results of the coping behavior peculiarities of future psychologists with different profile of lateral organization. The data testify about the possibility of individual programs support of development future psychologists in the period of study at the university, taking into account individual psychological characteristics of students.
Key words: coping-behaviour, coping, interhemispheric asymmetry, individual profile of lateral organization, adaptation, stress.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1. «Copping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27. - № 1. - С. 122-133.
2. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1988.
3. Крюкова Т. Л. Психология совладаю-щего поведения в разные периоды жизни: дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2006.
4. Ложкин Г. В., Волянюк Н. Ю. Стратегии «копинг»-поведения в процессе развития личности спортивного тренера // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. - 2011. - Вып. 2. -С. 543-555.
5. Москвин В. А., Москвина Н. В. Меж-полушарные асимметрии и индивидуальные различия человека. - М.: Смысл, 2011.
6. Нартова-Бочавер С. К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 1997. - № 5. -С. 20-30.
7. Lazarus R. S. Stress. appraisal and coping / R. S. Lazarus. S. Folkman. - N.-Y., 1984.
8. Lazarus R. S., Folkman S. Coping and Adaptation // The Hand Book of Behavioral Medicine / аds. W. D. Gentry. - N.-Y., 1984.
Л. В. Бура
УДК 159.9.072
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н а нынешнем этапе развития образования высшие учебные заведения являются системой, призванной не только обучать, но и создавать условия для становления и всестороннего развития личности. На наш взгляд, хорошо сформированная и успешно функционирующая психологическая служба вуза помогает обеспечивать условия для развития субъектного потенциала личности, адекватного осознания студентом путей своего личностного и профессионального развития в период обучения, повышения психологической устойчивости во время трудностей, неизбежно возникающих в процессе обучения.
Научными предпосылками создания и развития психологической службы вуза явились научно-практические исследования зарубежных ученых (Л. Адлер, Л. Анастази, С. Верх,
A. Бине, Г. Витцлак, Т. Р. Кратохнил, И. Шван-цар, Г. Фигдор и др.) и отечественных психологов (Б. Г. Ананьева, С. М. Глушаковой, И. В. Дубровиной, Ю. М. Забродина, Б. Б. Коссова,
B. А. Лабунской, Л. В. Меньшиковой, В. Н. Мя-сищева, Н Н. Обозова, Н. М. Пейсахова, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Г. Б. Скок и др.) [2].
Анализ и оценка сделанного в практике высшей школы по становлению и развитию психологической службы к настоящему времени позволяет отметить наличие огромного количества, прежде всего, эмпирического материала, авторских концепций, моделей, инновационных проектов психологических служб, но, к сожалению, до сих пор нет единой четкой стратегии функционирования службы в высшем учебном заведении, не решена проблема подготовки кадров, не определены критерии эффективности деятельности и прочее.
Изучение организации и функционирования психологической службы вуза определяет общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи в области практической психологии и механизмы их реализации как фундаментальной составляющей становления, укрепления и прогрессивного развития системы образования. Проведенный анализ определяет приоритетные направления совершенствования и модернизации всех звеньев системы психологической службы вуза в условиях экономических и информационно-технологических преобразований общества, доминирования высокотехнологичной, наукоемкой экономики. Выражает прогностическое видение реальных возможностей повышения социальной эффективности системы психологического сопровождения; включает теоретические положения, обусловливающие перспективное проектирование продуктивных управленческих действий в сфере практической психологии.
На наш взгляд, основная цель функционирования психологической службы - это максимальное раскрытие и эффективное использование в практике образования потен-
циала всех составляющих системы психологического сопровождения: психологической службы образования, психологических факультетов и кафедр, научных, образовательных организаций и учреждений, общественных и общественно-государственных объединений.
Среди основных задач можно выделить:
- создание целостной системы психологического обеспечения образования на всех уровнях обучения, включающей социально-психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности, в том числе в части влияния образовательной среды на здоровье, развитие и психологическую безопасность обучающихся;
- совершенствование нормативно-правовой базы системы психологического сопровождения образования;
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов для системы образования с учетом современных требований;
- обеспечение качественной психологической помощи всем участникам образовательного процесса на основе разработки и внедрения критериев общественно-государственной оценки психологической практики в системе образования (аттестации, экспертизы и т. д.) и нормативных правовых основ ее применения;
- усиление профилактической направленности в деятельности психологической службы образования как основы ее экономической эффективности, обеспечивающей снижение затрат на преодоление асоциальных явлений и их негативных последствий в молодежной среде;
- совершенствование содержания программ психологического образования, технологий обучения, учебно-методического обеспечения, развитие материально-технической базы для реализации нового профессионального стандарта психолога;
- разработка моделей гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки психологов, включающих новые формы практики, механизмы сетевого взаимодействия органи-
заций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;
- создание эффективной региональной системы осуществления профинформацион-ной и профориентационной работы, профессионального отбора абитуриентов по специальности «Психология»;
- повышение эффективности высших учебных заведений, реализующих программы подготовки психологов, за счет введения совместных программ практической подготовки кадров на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развития магистерских программ для различных категорий абитуриентов; насыщение учебных планов разветвленной системой практик, стажировок;
- разработка и апробация системы независимой профессиональной сертификации психологов, получивших образование в различных программах подготовки, с целью обеспечения системы сопровождения выпускников и развития карьеры психолога; создание общественно-профессиональной системы оценки качества психологических программ.
Решение этих задач позволит повысить эффективное использование научных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов системы психологической службы образования.
Современные требования к качеству психологического образования, выраженные в новых Федеральных государственных образовательных стандартах, и утверждение профессионального стандарта психолога предполагают необходимость изменений в организации, содержании, технологиях и масштабе подготовки практических психологов.
Говоря о Республике Крым, можно констатировать, что система подготовки психологов не менялась многие годы и опиралась на сеть вузов, относительно равномерно распределенную территориально.
В административном отношении Республика Крым состоит из 25 административно-территориальных образований: 14 районов (с преимущественно сельским населением), 11 городов республиканского подчинения, в границах которых с подчиненными им населен-
ными пунктами созданы муниципальные образования - городские округа (с преимущественно городским населением). На 1 января 2016 года в Крыму проживает 2 327 309 постоянных жителей.
Сегодня вместо 94 высших учебных заведений, существовавших на 1 января 2014 года, на территории Республики Крым функционирует 12.
В настоящее время подготовку психологов в Республике Крым ведут пять высших учебных заведений, выпускники которых работают в системе общего и дополнительного образования, в различных государственных и негосударственных учреждениях и организациях, научных центрах, занимаются частной практикой и т. д.
Говоря о проблемах и противоречиях, возникающих при организации работы психологической службы вуза, необходимо отметить комплекс внутренних проблем, требующих развития профессионально-психологического образования в Республике Крым:
1. Проблемы профессиональной подготовки:
а) не вполне удовлетворительное качество подготовки выпускников (устаревшие методы и технологии, отсутствие достаточного количества часов на практику и стажировку, отсутствие деятельностного подхода к подготовке студентов, отсутствие связи между изучением учебных дисциплин и реальными потребностями общества);
б) слабое вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, плохое ресурсное оснащение учебного процесса в психологических программах;
2. Проблемы удержания в профессии:
а) отсутствие прогнозирования потребностей в психологических кадрах по регионам;
б) отсутствие ответственности регионов Республики Крым за невыполнение программы трудоустройства выпускников, низкую эффективность привлечения на должность педагога-психолога способных выпускников;
- отсутствие системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых специалистов, а также отсутствие серьезных карь-
20/6//-
ерных перспектив педагога-психолога в системе образования.
Конкретизация, специфика проявления данных проблем, их функционирование и разрешение связанно с комплексом внутренних противоречий, являющихся механизмом развития психологического образования Республики Крым, к которым относятся:
1. Противоречие между новыми требованиями государства, общества и производства Российской Федерации, предъявленными к профессиональному уровню психологов и возможностями их выполнения существующим корпусом педагогических работников.
Данное противоречие обосновано проблемами перехода на Российские Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), а именно:
- системно-деятельностный и компетент-ностный подходы, положенные в основу новых стандартов, предполагают ориентацию на новый результат профессионального образования - формирование общих и профессиональных компетенций будущих психологов, однако, на сегодняшний момент не разработаны механизмы их формирования и оценивания в системе образования Крымского региона;
- создание условий, прописанных в стандарте, необходимых для реализации основных профессиональных образовательных программ, является затруднительным, особенно для Крымских (периферийных) вузов (например, обеспечение каждому студенту не менее 6 часов в неделю доступа в Интернет потребует значительного увеличения количества компьютеров и расходов на связь, что в настоящее время способны реализовать немногие вузы);
- для реализации ФГОС необходимо в короткие сроки создать новое поколение учебно-методических комплектов для обеспечения учебного процесса в системе психологического образования по всем ступеням и уровням, разработать программы и дидактическое обеспечение практической подготовки обучающихся в системе психологического образования.
2. Новые общие для всех профессий квалификационные требования, связанные с гуманизацией, интеллектуализацией и информатизацией труда, совмещением его с управленческими, менеджерскими функциями, предпринимательством и бизнесом, творческим подходом к психологической деятельности вступили в противоречие с существующими общими квалификационными требованиями.
Сегодня от профессионала-психолога требуется не столько обладание определенной специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые психологические технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. От молодых специалистов ждут владения ключевыми компетенциями:
- готовности к непрерывному самообразованию и модернизации (осовремениванию) профессиональной квалификации;
- умения и навыков делового общения, в том числе сотрудничества, работы в команде;
- способности к работе с различными источниками информации (ее поиск, обработка, хранение, воспроизведение);
- умения действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях;
- способности к критическому мышлению, самоуправлению деятельности;
- готовности к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях стрессо-генных факторов.
3. Противоречия и проблемы в формах, методах и содержании профессионального образования.
Названное противоречие обуславливает необходимость решения связанных с ним проблем в психологическом образовании: проблемы нового целеполагания; проблемы новой структуры образования; проблемы обновления содержания образования; проблемы обновления организационных форм и методов.
Названные проблемы служат основанием для смены целевых ориентаций, внедрения системы многоуровневого непрерывного пси-
хологического образования в Республике Крым.
Рассмотрим перспективы функционирования психологической службы высшего учебого заведения на конкретном примере психологической службы Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского».
Ожидаемые результаты работы:
1. Создание:
а) эффективной системы психологического сопровождения и психологической адаптации студентов и преподавателей, что, на наш взгляд, является важнейшим моментом в становлении успешного специалиста. Адаптация к условиям образа жизни высшей школы, обучения, досуга, несомненно, связана с резкими изменениями социального положения личности, хотя они менее существенны, чем в случае приспособления к новым условиям труда [1];
б) центра образовательных технологий;
в) центра сопровождения выпускников;
г) новых образовательных курсов и тренингов;
д) кабинета психологической разгрузки;
е) эффективных форм взаимодействия с органами власти, гражданским обществом, учреждениями профессионального образования, научными организациями;
ж) курсов повышения квалификации психологов;
з) летней школы психологии;
и) единой системы оценки компетенций студентов и выпускников;
к) системы образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. Формирование:
а) портфеля программ дополнительного профессионального образования по запросу работодателей региона;
б) комплексной системы довузовской подготовки.
3. Традиционное проведение на базе Академии Международного симпозиума «Тело. Сознание. Творчество», совместных конференций с образовательными учреждениями Республики Крым.
4. Модернизация и развитие научно-исследовательского центра «Глубинная психология», лабораторий «Образовательная мнемотехника» и «Системно-аналитическая арт-терапия».
5. Реализация:
а) сетевых образовательных программ;
б) междисциплинарных исследований и научных проектов в рамках научно-образовательных кластеров.
6. Обновление баз практической подготовки студентов.
Назначение и предпологаемое использование результатов функционирования психологической службы:
- коммерциализация инновационной психологической деятельности позволит развивать и модернизировать психологические центры и лаборатории;
- научные разработки, полученные в ходе реализации поставленных задач, могут быть внедрены в работу вузов и научно-исследовательских центров с целью оптимизации и повышения эффективности работы со студентами и преподавательским составом;
- предоставление услуг населению и коммерческим структурам по повышению психологической грамотности, созданию обучающих семинаров и тренингов с целью обучения персонала, школы осознанного родитель-ства, цикла передач на местном телевидении;
- летняя школа психологии позволит привлечь в регион профессионалов различного уровня и расширить спектр предоставляемых населению услуг;
- разработанная система сетевых образовательных программ предназначается для различных категорий студентов: студентов-инвалидов, студентов, обучающихся дистанционно и т. д.;
- созданный центр образовательных технологий рассчитан на работу со всеми субъектами системы управления образования региона;
- обновленные базы практической подготовки студентов позволят расширить спектр обучения и повышения квалификации студентов и практикующих психологов;
- портфель программ дополнительного профессионального образования по запросу работодателей региона позволит предоставлять услуги по повышению квалификации работников различных категорий, предоставлять услуги по развитию профессиональных навыков, специфических для рекреационно-ку-рортной зоны;
- разработки лаборатории «Образовательная мнемотехника» планируется внедрять в работу пилотных классов школ и групп детских садов с целью мониторинга эффективности предлагаемых программ;
- научно-исследовательские разработки позволят создать систему психологического сопровождения адаптационной зоны развлекательно-игрового комплекса Южного берега Крыма.
На основе результатов фундаментальных исследований разрабатываются модели и инструменты, являющиеся основой прикладных разработок для корпоративного сектора, региональных и муниципальных властей. Стабильный рост заказов на прикладные работы отражает спрос на предлагаемые идеи и разработки.
Основными заказчиками прикладных исследований программы являются региональные и муниципальные органы власти, учреждения образования, коммерческие структуры, психологические центры, объединения и т. д.
Безусловно, для успешного функционирования психологической службы необходимо наличие удовлетворительного материально-технического оборудования: психологический центр, состоящий из трех кабинетов -рабочего, тренингового и кабинета психологической разгрузки, оборудованных мультимедийной техникой, мягкой мебелью, компьютерными столами, компьютерным оборудованием.
Организация деятельности психологической службы вуза является целостным процессом, соответствующим экономическим особенностям современного общества и ценностными ориентациям в сфере образования. Сама деятельность психологической службы вуза учитывает социальный заказ, а также ценностные ориентации в сфере образования
и в связи с этим направлена на психологическое сопровождение развития личностно-про-фессиональной успешности студента.
Развитие психологической службы в высших учебных заведениях весьма перспективно с точки зрения важнейших целевых направлений: повышения эффективности взаимодействия участников педагогического процесса, расширения возможностей вуза в развитии жизненных компетентностей своих воспитанников, повышения эффективности функционирования психологических служб образовательных структур.
Таким образом, психологическая служба вуза - перспективное направление для взаимодействия и взаимообогащения теории и практики, психологической помощи и сопровождения развития будущего профессионала.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу проблем и перспектив, стоящих перед психологической службой высшего учебного заведения на примере функционирования психологической службы Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского».
Ключевые слова: психологическая служба высшего учебного заведения, Республика Крым, проблемы и перспективы развития.
SUMMARY
The article analyzes the problems and prospects facing psychological service institution of higher educational establishment on the example of the functioning of psychological service of the Academy of the Humanities and Pedagogics (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta.
Key words: psychological service of higher educational establishment, Republic of the Crimea, problems and prospects of development.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бура Л. В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Л. В. Бура, О. А. По-хвалитова, А. С. Чабанюк // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 209.
2. Жидкова В. В. Психологическая служба педагогического института // Развитие личности в образовательных системах Южнороссийского региона: Тезисы докладов VII годичного собрания Южного отделения РАО и XIX региональных психолого-педагогических чтений Юга России. - Часть 1. - Ростов н/Д: Издательство РГПУ, 2000. - С. 52.
М. А. Землякова
УДК 159.923.2-053.6
ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Р
азвитие личности старшеклассников является одной из наиболее важных задач современного общества. Социально-экономические, политические и культурные изменения, стремительно происходящие в нашей стране, оказывают непосредственное влияние на перестройку системы образования. Процесс реформирования образования создает условия для изменения содержания программ обучения, появляется акцент на личностно-ориентированном образовании, на развитии личностных компетенций учащихся. Формируется система образовательных учреждений нового типа, что вызывает интерес общества и требует широкого обсуждения и изучения, поскольку исследование современных условий и влияния новых образовательных возможностей становления личности в подрост-
ковом возрасте является одной из актуальных проблем психологии развития.
Личность подростка развивается в условиях постоянной неопределенности внешних требований и повышенной требовательности к самоопределению. В этой связи становится актуальным поиск таких психологических подходов, которые бы позволили изучать человека как целостную функционирующую систему в ситуации неопределенности, способную не только адаптироваться к социальным условиям, но и преодолевать их, осуществляя целенаправленное самотворение.
Проблема влияния среды на развитие личности не нова для психологии и педагогики. Значение среды в воспитании признавали А. С. Макаренко, М. М. Пистрак, В. Н. Со-рока-Росинский, К. Д. Ушинский и др. Большой вклад в разработку теории педагогической среды внесли Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель, М. Монтессори, Д. Дьюи, С. Т. Шацкий [11].
Вопросам современной образовательной среды и ее влияния на процессы личностного развития школьников посвящены исследования Л. А Головей, М. Ю. Кондратьева, С. В. Кривцовой, И. Ю. Кулагиной, А. М. Прихожан, А. А. Реана, В. С. Собкина, Н. Н. Толстых, И. С. Якиманской и др. [6].
Развитие системы внеурочной деятельности в РФ обусловлено новыми требованиями к уровню образования. В современном мире образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько разносторонним развитием его личности, ориентирующейся в социокультурном пространстве, способностью к активной социальной адаптации в обществе, к самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и саморазвитию.
Исходя из этого, важным является поиск способов, средств и стратегий воспитания и развития личности в современных условиях, где человек должен быть представлен как уникальная личность в социальной среде.
Развитие личности - проблема, рассматриваемая многими учеными на протяжении развития всей истории человечества. Развитие личности в подростковом возрасте явля-