Научная статья на тему 'Исследование готовности будущих бакалавров психологии к развитию копинг-поведения'

Исследование готовности будущих бакалавров психологии к развитию копинг-поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЕ / BACHELOR / TEACHER-PSYCHOLOGIST / PSYCHO-PEDAGOGICAL READINESS / COPING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плужникова Дарья Олеговна

В статье анализируется проблема формирования готовности будущих бакалавров психологии к профессиональной деятельности, которая является ключевой в процессе перехода на двухуровневую систему обучения. В частности, рассматривается готовность к копинг-поведению как необходимое условие в рамках современного развития общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of readiness of future bachelors of psychology to develop coping behavior

The article analyzes the problem of development of future psychology bachelors’ readiness for to the professional activity, which is the key one in the process of transition to the two-level system of education. In particular, the readiness for coping behavior as a necessary condition of personal development in modern society is studied

Текст научной работы на тему «Исследование готовности будущих бакалавров психологии к развитию копинг-поведения»

Д. О. Плужникова

(Саратов)

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГИИ К РАЗВИТИЮ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ

В статье анализируется проблема формирования готовности будущих бакалавров психологии к профессиональной деятельности, которая является ключевой в процессе перехода на двухуровневую систему обучения. В частности, рассматривается готовность к копинг-поведению как необходимое условие в рамках современного развития общества

В современном обществе накоплен значительный опыт реализации системы многоуровневого высшего образования в практике работы вузов. Основным фактором, призванным улучшить функционирование международной образовательной системы, является Болонский процесс, предусматривающий введение двухуровневой системы обучения, расширение мобильности (межвузовское сотрудничество и обмен студентами], более тщательный контроль качества образования, введение кредитно-образовательной системы и решение вопроса о трудоустройстве выпускников.

Именно поэтому достижением Концепции модернизации российского образования является установка на обеспечение современного качества профессионального обучения с ориентацией на международные стандарты. Таким образом, бакалавриат - это полноценное высшее образование первой ступени, охватывающее подготовку квалифицированного сотрудника, способного к беспрерывному профессиональному росту, эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов [1].

Следовательно, одной из актуальных проблем на современном этапе развития системы образования в России остается подготовка будущих бакалавров педагогики и психологии, что закреплено на законодательном уровне. Новая система подготовки студентов высшего профессионального образования устанавливает новые требования к квалификационной характеристике выпускника, которая акцентируется на качественно новом содержании общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального самоопределения [2].

В практике высшего учебного заведения пока отсутствует система продуктивного профессионально-личностного развития студента и преобладают репродуктивные методы его обучения, обеспечивающие «наполнение» знаниями. Поэтому основной причиной недостаточной готовности практических педагогов-психологов к профессиональной деятельности считается несоответствие традиционной парадигмы вузовского обучения этих специалистов современным требованиям, что приводит к недостаточной практикоориентированной подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности. Все это подтверждает наличие противоречия между социальным заказом общества на педагогов-психологов, способных решать сложные профессиональные задачи в современных образовательных условиях, и недостаточно изученными психолого-педа-гогическими механизмами эффективной профессионализации [3].

Таким образом, одной из важных проблем высшей психолого-педагогической школы является подготовка студентов к осуществлению работы с различными типами личности и, в частности, формирование готовности будущих бакалавров психологии к развитию копинг-поведения. В соответствии с этим необходимо уточнить содержание понятия «готовность»: это психическое состояние, обеспечивающее высокую дееспособность [4], возникло в отечественной психологии в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Особое внимание было уделено конкретным формам готовности, таким как установка (Д. Н. Узнадзе и др.], готовность к трудовой деятельности (К. К. Платонов, Л. А. Кандыбо-вич и др.], готовность к обучению (Н. В. Нижегородцева], готовность детей к учебному

процессу (Т. М. Краснянская], готовность студентов к педагогической деятельности (М. А. Краснова, Е. Н. Францева и др.].

Несмотря на широкую распространенность, понятие «готовность» к выполнению какой-либо деятельности трактуется не однозначно. Одни авторы (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Г. Ковалев, В. А. Крутец-кий, В. В. Сериков и др.] рассматривают готовность на личностном уровне, при котором данное явление выступает как устойчивая характеристика личности. По мнению Л. А. Кандыбович, «готовность - это определенный уровень развития личности, включающий целостно-структурированную систему когнитивных, эмоционально-волевых, ценностно-ориентированных и операционно-поведенческих качеств личности, которые обеспечивают ее оптимальное функционирование» [5, с. 56].

Другие (Г. Г. Голубев, А. А. Деркач, Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.] трактуют готовность на функциональном уровне, как определенное психическое состояние, необходимое для успешной реализации деятельности. В ряде исследований (Ю. А. Веденякин, Ю. В. Янотовская и др.] подчеркивается, что готовность - это не только предпосылка, но и регулятор деятельности. Она действует постоянно, её не нужно каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Сущность готовности в данном случае проявляется в непосредственной связи с развитием и совершенствованием свойств личности, необходимых для успешного выполнения деятельности [6, с. 106].

В современных психолого-педагогических исследованиях в связи со сложившейся в образовательной структуре ситуацией отмечается интерес к проблеме формирования у будущих бакалавров психологии готовности к различным видам деятельности: саморазвитию, самопознанию, самоорганизации, самообразованию, самореализации. Большое внимание уделяется изучению состояния готовности к профессиональной деятельности, которое обуславливает результативность деятельности. Проблема формирования готовности молодых специалистов к психологопедагогической деятельности исследовалась в работах О. А. Абдуллиной, С. И. Ершовой,

В. С. Ильиной, Я. Л. Коломинского, В. А. Сла-стенина, Л. Ф. Спирина и других.

Анализируя проблему готовности к педагогической деятельности, ученые акцентируют внимание на определении тех профессиональных знаний, умений и качеств личности, которые необходимы как для осуществления педагогической деятельности в целом, так и для конкретной психолого-педа-гогической профессии.

Одной из наиболее сложных составляющих готовности к деятельности является психологическая готовность. Исследователи по-разному трактуют это понятие: психологическая готовность к педагогической деятельности (Т. В. Иванова], готовность к решению педагогических задач (Н. В. Кузьмина], профессиональная готовность психики специалиста (В. А. Сластенин]. Существуют различные подходы к дефиниции психологической готовности к деятельности, но многие авторы исходят из общей позиции, что это «сложное синтетическое образование» (Ф. И. Иванищенко], состоящее из комплекса разнообразных, связанных между собой элементов [7].

Таким образом, в структуре готовности к психолого-педагогической деятельности мы можем выделить следующие функциональные уровни, включающие перечень профессионально важных качеств [8]:

1. Информационный уровень - это совокупность знаний и понятий, которые определяют отношение к профессиональной деятельности.

2. Личностно-мотивационный уровень обеспечивает восприятие, переработку и сохранение информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности.

3. Представление о целях профессиональной деятельности обеспечивает выявление потребности в педагогических знаниях и умениях, определяя состав, цели, методы и сроки их достижения.

4. Управление профессиональной деятельностью и принятие решений, которые обеспечивают планирование, контроль и оценку, - это совокупность умений личности выполнять определенные действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности,

Из вышеописанного следует, что «готовность будущего бакалавра психологии» включает в себя потребность в успешном освоении профессиональных психолого-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34] 2013

157

педагогических знаний при высоком уровне сформированности общепрофессиональной компетентности. Необходимой составляющей готовности к профессиональной деятельности у будущих бакалавров психологии является готовность относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или кратковременный

- они ни носили, то есть готовность к копинг-поведению.

Совладание личности с трудными жизненными ситуациями изучается с 50-60 гг. XX в. прежде всего в зарубежной психологии (Lazarus, Folkmann, Parker, Moos, Petrosky, Rutter, F^denberg и другие]. В работах зарубежных авторов поведение личности в трудных, критических ситуациях обозначается как копинг-поведение (от англ. «to cope» -справляться, совладать с чем-либо, прежде всего с трудностями]. Согласно одним библиографическим источникам, термин введен американским психологом Л. Мерфи в 1962 году для описания преодоления детьми кризисов развития [9]. Другие авторы считают, что термин «копинг» впервые употреблён А. Маслоу [10].

В отечественной психологии копинг-по-ведение изучается с конца 90-х годов, тогда появились первые публикации по проблеме совладания в России (Л. А. Китаев-Смык, К. А. Абульханова-Славская, В. А. Бодров]. В российской психологии в настоящее время чаще используют понятие «совладающее поведение» (Л. И. Анцыферова) или «психологическое преодоление» (С. К. Нартова-Боча-вер], нередко используется и западный вариант термина «копинг» (coping], копинг-пове-дение (coping-behavior) [9].

В настоящее время, по высказыванию С. К. Нартовой-Бочавер, «свободно употребляемое в различных работах определение „копинг“ охватило широкий спектр человеческой активности, включающий как бессознательные психологические защиты, так и целенаправленное преодоление кризисных ситуаций» [11]. При этом проблема стресса и стрессоустойчивого поведения начинает рассматриваться в контексте различных средств, с помощью которых люди достигают (или не достигают] личностного роста и самореализации [12].

Готовность будущего бакалавра психологии к успешным действиям в стрессовой

ситуации определяется его личностными особенностями, уровнем подготовленности, полнотой информации о случившемся, наличием времени и средств для ее ликвидации. Следовательно, необходимо уделять внимание практическим (тренинговым] занятиям, которые позволят увеличить объем и рас-пределяемость внимания, компенсируют недостаток информации, а также подготовят студента к возникновению стрессовой ситуации в профессиональной деятельности. Таким образом, студентам необходимо научиться выбирать и применять определенные стратегии копинг-поведения, подходящие данной конкретной ситуации [13].

Итак, в процессе обучения будущих бакалавров психологии следует:

- проводить диагностическую работу, направленную на выявление копинг-стратегий с целью дальнейшей психокоррекции;

- создавать необходимые условия для развития копинг-ресурсов, таких как ресурсы личности (Я-концепция; интернальный локус контроль; ресурсы когнитивной сферы; эмпатия; ценностная мотивационная структура личности] и ресурсы социальной среды (окружение, в котором живет человек] - помогающие справиться со стрессогенными ситуациями;

- уделять внимание практической работе со студентами, направленной на личностное и профессиональное самосовершенствование (например, в форме семинара-тренинга], а также осознание будущими бакалаврами психологии стилей копинг-поведения с целью их дальнейшей коррекции.

Вступив в Болонский процесс, система высшего образования России постепенно переходит на два уровня обучения - бакалавриата и магистратуры, каждый из которых имеет свою специфику, методы, формы и средства обучения, причем их соответствие целевым установкам способствует развитию индивидуальных стилей учебной деятельности студентов.

Таким образом, успешному формированию готовности будущих бакалавров психологии к профессиональной деятельности будет способствовать работа по созданию модели обучения с учетом современных требований и стандартов подготовки, это необходимо для конкурентоспособности и мобильности выпускников вузов.

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-p.

2. Федеральный закон от 24.10.2007 № 232-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

3. Хаймовская Н. А. Особенности социально-психологической адаптации педагогов-психологов в ОУ // Психологическая наука и образование. - 2003. - №3. - С. 21-24.

4. Платонов Ю. П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения. - Л., 1987. - 189 с.

5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск : БГУ, 1978. - 182 с.

6. Санжаева Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: дис. д-ра психол. наук. -Новосибирск, 1997. - 347 с.

7. Байденко В. И., Оскарсон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста : науч.-методич. сб. - М., 2002. - 253 с.

8. Горовая В. И., Тарасова С. И. Подготовка учителя к исследовательской деятельности. - Ставрополь, 2002. - 115 с.

9. Гуменская О. М., Ярославцева В. Г. Педагогическое обеспечение психологической безопасности ребёнка в преодолении кризисных ситуаций образовательной среды // Образование в современном мире : сб. науч. ст. / под ред. проф. Ю. Г. Голуба. -Саратов : Саратовский источник, 2010. - Вып. 5. - С. 166-176.

10. Попова Т. М. Развитие копинг-ресурсов у подростков с риском алкоголизации : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. - Тамбов, 2006. - 182 с.

11. Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности : психологические механизмы. - СПб.: Знание, 1999. - 172 с.

12. Нартова-Бочавер С. К. “Coping behavior” в системе понятий психологии // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - №5. -

С. 20-30.

13. Муздыбаев К. Р. Стратегии совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии.

- 1998. - Т. 1. - № 2. - С. 6-18.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (34) 2013

159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.