ББК 88.4 УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА УЛЬЯНИНА,
кандидат социологических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология
E-mail: lelia34@mail.ru; МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ДАШКО, кандидат психологических наук, заместитель начальника УОМПО, начальник отдела организации воспитательной работы ДГСК МВД России
E-mail: m.n.dashko@gmail.com Рецензент: доктор психологических наук М.И. Марьин
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются организационные и содержательные аспекты психологической работы в образовательных организациях МВД России. Обосновывается актуальность и специфика психологического сопровождения учебной и служебной деятельности курсантов. Описываются цели, задачи и основные направления деятельности подразделений психологической работы в образовательных организациях МВД России.
Ключевые слова: психологическая работа, образовательные организации МВД России, психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, тренинги.
Annotation. In the article the organizational and content aspects of psychological work in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered. The urgency and specificity of the psychological accompaniment of the cadets' training and service activity are substantiated. Describes the goals, objectives and main lines of activity of the psychological work units in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: psychological work, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, prevention, diagnosis, correction, psychological counseling, training.
На современном этапе модернизации профессионального образования и реформирования системы МВД России, особую значимость приобретает поиск новых психолого-педагогических ресурсов, позволяющих качественно влиять на подготовку компетентных специалистов правоохранительной деятельности. В этой связи особую значимость приобретает комплексное, системное психологическое сопровождение учебной и служебной деятельности будущих специалистов.
Психологическая работа в образовательных организациях МВД России, выступает как один из компонентов системы образования, главной целью которой являются «содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии» [1]. Соответственно психологическая работа в образовательных организация направлена на полноценное
гармоничное формирование личности специалистов на всех этапах обучения, позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития, профилактики условий возникновения подобных нарушений.
Организационной структурой, в рамках которой реализовывается психологическое сопровождение курсантов, выступает подразделение психологической работы (отдел, отделение, группа). В состав данной организационной структуры входят специалисты психологи, полиграфологи, функциональные кабинеты Центра психологической работы [1]. Обладая необходимым уровнем профессиональной квалификации, специалисты подразделения психологической работы несут персональную ответственность за содержание и научное обеспечение мероприятий психологической работы, а также за качество, обоснованность и достоверность психологических рекомендаций. В их обя-
занности входит осуществление мероприятий, предполагающих применение специальных психологических процедур и методов, а также оказание методической помощи иным должностным лицам.
Целью психологической работы в образовательных организациях МВД России является формирование у курсантов и сотрудников профессионально значимых психологических качеств личности, психологической устойчивости и готовности к эффективному выполнению оперативно-служебных задач.
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
♦ изучение кандидатов на учебу, службу, сотрудников при перемещении по службе, включению в резерв на выдвижение;
♦ адаптация курсантов 1-х курсов и молодых сотрудников к служебной деятельности, развитие у них необходимых личных и деловых качеств;
♦ оказание психологической помощи курсантам, слушателям, сотрудникам академии;
♦ профессионально-психологическая подготовка курсантов, слушателей и сотрудников академии к эффективному выполнению служебных задач, в том числе в условиях ЧП и ЧС;
♦ психологическая поддержка реализации лич-ностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании курсантов и слушателей образовательных организаций;
♦ психопрофилактика чрезвычайных происшествий, нарушения служебной дисциплины и законности среди личного состава;
♦ формирование благоприятного социально-психологического климата в учебных и служебных коллективах для повышения эффективности учебной и служебной деятельности личного состава образовательных организаций.
Цели и задачи системы психологической работы обусловливают ее функциональное назначение. Анализ современной психопрактики в МВД России позволяет выделить основные функции психологического обеспечения учебной и служебной деятельности образовательных организаций МВД России. В их числе следующие [2]:
1. Обучающе-развивающая функция реализуется посредством формирования у курсантов, слушателей и сотрудников образовательной организации системы необходимых психологических знаний, выработки соответствующих умений и навыков, развития
профессионально важных качеств сотрудников, создания условий для их полноценного личностного становления и самоопределения на каждом этапе обучения и прохождения службы. Направления психологической работы:
♦ занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава;
♦ разновидности социально-психологического тренинга, направленного на развитие профессиональных компетенций, познавательных возможностей, коммуникативной компетентности, навыков саморегуляции эмоционального состояния, сплочение учебных, служебных коллективов и т.д.;
♦ повышение психолого-педагогической компетентности руководящего состава органов, организаций, подразделений МВД России;
♦ специальная психологическая подготовка курсантов к деятельности в экстремальных условиях;
♦ психологическое просвещение личного состава, повышение психологической культуры, пропаганда психологического знания;
♦ психологическое информирование соответствующих должностных лиц по вопросам совершенствования организации работы с личным составом;
♦ психологическая поддержка профориентацион-ной работы.
2. Гностическая функция направлена на информационное обеспечение образовательного процесса путем сбора, обработки, анализа и интерпретации психологически значимых сведений внутреннего и внешнего характера. Реализуется через изучение психологических основ профессиональной деятельности (в частности через оценку негативных психологических факторов); психологический анализ проблемных профессиональных ситуаций; изучение индивидуально-психологических особенностей личности; мониторинг социально-психологических явлений и процессов, протекающих в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава [3]. Направления психологической работы:
♦ психологические обследования, специальные психофизиологические исследования с применением полиграфа, направленные на изучение, анализ и оценку индивидуально-психологических особенностей личности кандидатов на службу, обучение стажеров, сотрудников, перемещаемых по службе на другие должности в образовательной организации МВД России;
268
Вестник Московского университета МВД России
№ 4 / 2017
♦ психологическая диагностика — углубленное социально-психологическое изучение курсантов, слушателей, сотрудников на протяжении всего периода обучения и служебной деятельности, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации [4];
♦ изучение различных аспектов социально-психологического климата в служебных коллективах, определение степени авторитетности руководителей, социометрического статуса сотрудников и их морально-психологического состояния;
♦ оценка перспектив профессионального роста личности курсантов, слушателей и сотрудников.
3. Профилактическая функция предполагает предупреждение возникновения явлений дезадаптации, негативных психо-эмоциональных состояний, постстрессовых реакций курсантов и сотрудников в образовательных организациях МВД России; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Направления психологической работы:
♦ поддержание и восстановление психологического здоровья курсантов, слушателей и сотрудников;
♦ психопрофилактика кризисных состояний суицидально направленного поведения, «эмоционального выгорания», профессиональной деформации личности и девиации поведения;
♦ оказание помощи первокурскикам, сотрудникам, впервые принятым на службу в процессе их адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.
4. Коррекционная функция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [6]. Данная функция находит отражение в поддержании и восстановлении психологического здоровья курсантов, слушателей, сотрудников; психологической коррекции негативных личностных черт и девиантного поведения; оказании психологической помощи личному составу, семьям сотрудников; повышении эффективности групповой деятельности. Направления психологической работы:
♦ психологическая коррекция с курсантами, сотрудниками, имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления;
♦ психологическая работа с лицами, нуждающимися в повышенном психологическом внимании;
♦ психологическая коррекция негативных личностных черт, уровня самооценки, неуверенности, де-виантного поведения;
♦ повышение эффективности групповой деятельности, коррекция группового поведения, профилактика и разрешение конфликтов в учебных, служебных коллективах.
5. Консультативная — оказание помощи курсантам, слушателям, курсовым офицерам, руководителям подразделений, педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения. В процессе консультирования выявляется психологическая проблема, которая в последующем анализируется и вырабатывается алгоритм по разрешению проблемы, при необходимости, осуществляется психологическая поддержка в выполнении необходимых действий.
6. Методическая — обеспечивает качественное выполнение задач, стоящих перед образовательными организациями МВД России, путем применения в профессиональной деятельности психологически обоснованных форм и методов работы, приемов и технологий. Осуществляется через разработку рекомендаций для субъектов образовательного процесса по использованию психологически эффективных приемов и методов в работе с личным составом, управлении учебными, служебными коллективами, реализации профессиональных задач. Направления психологической работы:
♦ разработка рекомендаций на основании результатов психологического сопровождения личного состава в целях оптимизации учебной, служебной деятельности;
♦ разработка профессионально-психологических требований к личности курсантов образовательных организаций по всем направлениям обучения, конструирование так называемой модели личности успешного сотрудника;
♦ обоснование методического инструментария, применяемого в ходе психологического сопровождения учебной, служебной деятельности личного состава;
♦ психологическая поддержка профориента-ционной работы (методический аспект), работы по
формированию позитивного имиджа органов внутренних дел [5].
Вышеприведенный перечень направлений психологической работы не является исчерпывающим. Разнообразие психологических мероприятий, с одной стороны, указывает на весьма широкие возможности системы психологического обеспечения в решении задач, стоящих перед МВД России, а с другой — обусловливает существование обширной психологической практики.
Литература
1. Приказ Минобразования РФ от 22 октября 1999 г. № 636 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» // URL: http ://-www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94957/
2. Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» // URL: http://-base.garant.ru/70675376/
3. Битянова Н.Р., Копылова Т.К. О модели деятельности практического психолога в органах внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 2 (6). С. 106—113.
4. Марьин М.И., Петров В.Е., Ульянина О.А. Особенности психологического обеспечения в подготовке специалистов в образовательных организациях МВД России // Труды академии управления МВД России. 2016. №1 (37). С. 85—90.
5. Петрова А. С., Шелепова М.А. Совершенствование системы профессиональной ориентации на
учебу и службу в органы внутренних дел // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2014. № 3. С. 104—109.
6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2006.
References
1. Prikaz Minobrazovaniia RF ot 22 oktiabria 1999 g. № 636 «Ob utverzhdenii Polozheniia o sluzhbe prakticheskoi psikhologii v sisteme Ministerstva obra-zovaniia Rossiiskoi Federatsii» // URL: http://www.-consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94957/
2. Prikaz MVD Rossii ot 2 sentiabria 2013 g. № 660 «Ob utverzhdenii Polozheniia ob osnovakh organizatsii psikhologicheskoi raboty v organakh vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii» // URL: http://base.garant.ru/-70675376/
3. Bitianova N.R., Kopylova T.K. O modeli deia-telnosti prakticheskogo psikhologa v organakh vnutrennikh del // Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh. 1997. № 2 (6). S. 106—113.
4. Marin M.I., Petrov V.E., Ulianina O.A. Osoben-nosti psikhologicheskogo obespecheniia v podgotovke spetsialistov v obrazovatelnykh organizatsiiakh MVD Rossii // Trudy akademii upravleniia MVD Rossii. 2016. №1 (37). S. 85—90.
5. Petrova A.S., Shelepova M.A. Sovershenstvovanie sistemy professionalnoi orientatsii na uchebu i sluzhbu v organy vnutrennikh del // Vestnik Tiumenskogo instituta povysheniia kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossii. 2014. № 3. S. 104—109.
6. Psikhoterapevticheskaia entsiklopediia / Pod red. B.D. Karvasarskogo. SPb.: Piter, 2006.
270
Вестник Московского университета МВД России
№ 4 I 2017