СЕКЦИЯ № 4 СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНЫХ КАК ОСНОВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ ПРИ РАБОТЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
А.А. Аджиев, А.В. Гуров, ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России
Психологическая подготовка - одна из важнейших составляющих боевой подготовки личного состава Государственной противопожарной службы МЧС России (далее ГПС). [5]
При тушении пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) пожарным приходится выдерживать значительные, а иногда предельные физические и психологические напряжения. Профессия пожарного связана с постоянным воздействием на психику специфических факторов, начиная с заступления на дежурство: при сигнале «Тревога», в пути следования, при проведении разведки и тушения пожара. Максимально быстрое развертывание средств пожаротушения, спасение людей, эвакуация имущества, работа на высотах, в задымленной среде без изолирующих противогазов и в них, работа в резком контрасте температур, преодоление различных препятствий и действия в ночных условиях требуют, кроме высокого сознания своего профессионального долга, наличия хорошего состояния здоровья, силы, выносливости, хладнокровия и находчивости. Несомненно, что эти качества и навыки формируются и совершенствуются в процессе повседневной боевой подготовки и их боевой работы. [4]
Однако совершенствование необходимых качеств и навыков личного состава наиболее эффективно обеспечивается сочетанием боевых действий со специальными физическими упражнениями и психологической подготовкой.
Но в настоящее время все еще имеется примитивный подход к организации психологической подготовки на местах. Зачастую, психологическая подготовка сводится к регулярным занятиям на огневой полосе психологической подготовки, в то время как требуется целый комплекс мероприятий. Да и сами полосы психологической подготовки недостаточно учитывают особенности гарнизона, его специфические требования к психологической подготовке. [1]
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.
Общая психологическая подготовка личного состава осуществляется в процессе всего периода обучения и несения службы. Общая психологическая подготовка должна воспитывать у личного состава высокую сознательность, чувство долга и ответственности, готовности выполнить боевую задачу в любых условиях, правильное представление об особенностях боевых действий, уверенность в своем мастерстве, в своих силах. Она так же формирует и морально-волевые качества: дисциплинированность, самообладание, смелость, решительность, инициативность и др. [2]
Специальная психологическая подготовка личного состава осуществляется на учебно-тренировочных комплексах, на огневых полосах в теплодымокамерах. В ее основе лежит принцип: моделировать психологические факторы и ситуации, которые бывают в реальной обстановке пожара и при этом выполнять боевую работу. [2]
Труд пожарных сопряжен с большой эмоциональностью, обусловленной особенностью их деятельности:
- непрерывным нервно-психологическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, ограниченной видимости и т.д.), постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы паров и газов отравления ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения), отрицательными эмоциональными воздействиями (вынос раненых и обожженных людей и т.д.)
- необходимостью поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, что бы следить за изменением обстановки на пожаре, держать в поле зрения состояние конструкции, технологических агрегатов и установок в процессе выполнения боевой задачи;
- трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве (в тоннелях, подземных галереях, газопроводных и кабельных коммуникациях), что затрудняет действия;
- высокой ответственностью каждого пожарного при относительной самостоятельности действия и решения по спасению жизни людей, дорогостоящего оборудования и т.д.;
- наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий осложняющих выполнение боевой задачи. [1]
Под психологической подготовкой пожарного следует понимать систему мероприятий, направленных на активизацию способностей и обеспечение состояния психологической готовности пожарного к действиям в боевой обстановке тушения пожара. Психологическая готовность - это способность мобилизировать психику, настроиться на целесообразные действия в конкретной деятельности. [5]
Состояние психологической готовности пожарного к боевой деятельности, как психическое состояние, является сложным целостным проявлением. Оно характеризуется:
- стремлением выполнить свой профессиональный долг;
- убежденностью в необходимости решения боевой задачи;
- уверенностью в своих силах, надежности техники и поддержки товарищей по звену, боевому расчету;
- стремлением активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за правильное и быстрое выполнение боевой задачи;
- высокой помехоустойчивостью при работе в неблагоприятных и угрожающих здоровью и жизни условиях;
- оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, позволяющим контролировать свои мысли, поведение и обеспечивающим высокую эффективность работы на пожаре.
Психическая готовность в сочетании с профессиональными навыками позволяет пожарному умело и быстро выполнять боевые задачи в условиях работы по тушению пожаров или ликвидации последствий ЧС, способствует осуществлению активных, решительных и эффективных действий. [5]
Пути и способы улучшения психологической подготовки:
Основными организационными путями и способами улучшения и совершенствования психологической подготовки личного состава являются:
- разработка плана психологической подготовки, т.е. конкретизация общего содержания ее, чтобы знать, что должно быть выработано у личного состава;
- уточнение этого плана по учебно-тренировочным задачам;
- постановка дополнительных (психологических) учебных целей при проведении занятий, тренировок, учений;
- специальный подбор приемов и методов, оказывающих в ходе занятий, тренировок, учений нужное психологическое воздействие;
- создание и совершенствование материальной базы (средств имитации, площадок, полос, полигонов боевой подготовки);
- разработка методических пособий и инструктажей занятий по вопросам психологической подготовки.
Список использованной литературы:
1. Гуров А.В., Исаев А.А., Коршунов И.В. Учебно-тренировочный комплекс для подготовки пожарных. Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2011. 191 с.
2. Рекомендации по методике проведения занятий по огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию. М., 1998.
3. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ. М., 2003.
4. Грачев В.А., Собурь С.В. Организация газодымозащитной службы на пожаре. М., 2005.
5. Самсонов Н.П. Психологическая подготовка пожарных. М.: Стройиздат, 1982.