исследований, проектирование, изготовление и целевое использование СЗПППСО.
Логической основой программирования ЖЦ проведения проверок противопожарного состояния объектов должны быть взаимосвязанные процедуры анализа решаемости задач и интегральные оценки технико-экономической эффективности решения этих задач, исходя из оперативной информации, которая есть в системе программирования этапов проведения проверок противопожарного состояния объектов.
Суть задачи программирования ЖЦ проведения проверок противопожарного состояния объектов заключается в достижении необходимых целевых показателей проведения проверок в среде функционирования при условии оптимального распределения ограниченного ресурса за всеми этапами ЖЦ; достижении необходимой технико-экономической эффективности систем и процессов подготовки, построения, проведения и обеспечения оптимального функционирования этапов проведения проверок противопожарного состояния объектов.
Список использованной литературы
1. Козлачков В.И. Проблемы и методы совершенствования подготовки пожарно-профилактических работников. Комплексный подход / Козлачков В.И. - Минск: "Полымя", 1991. -192 с.
2. Тимченко А.А. Основи системного проектування та системного анаизу складних об'еклв / Тимченко А.А. - К. : Либщь. 2004. - 288с.
О ПРИМЕНЕНИИ ОГНЕВОГО ПОЛИГОНА ПТС «ЛАВА» В ПОЖАРНО-СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС
РОССИИ
С.А. Псарев, преподаватель, С.Ю. Анисимов, к.т.н., доцент Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Пожарно-строевая подготовка (ПСП) является одним из основных видов подготовки личного состава Государственной противопожарной службы МЧС России, направленной на повышение боеготовности пожарных подразделений.
Основными задачами ПСП являются: сознательное и рациональное использование пожарной техники и оборудования, доведение до автоматизма приемов работы с пожарно-техническим вооружением, отработка слаженных действий пожарных расчетов, обучение правилам охраны труда на пожаре [1].
Упражнения по боевому развертыванию направлены на выработку навыков слаженной работы личного состава отделения и караула. Их целью является также воспитание волевых качеств, ловкости, решительности и уверенности в своих силах, необходимых для профессиональной деятельности пожарных, повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Важным условием воспитания этих качеств является правильная организация занятий, выбор соответствующего метода обучения, высокая воинская дисциплина на занятиях, последовательность в обучении и т.д.
На занятиях по боевому развертыванию вначале отрабатываются упражнения без подачи воды (пены или других огнетушащих средств), затем - с их подачей. В дальнейшем усложняют обстановку, изменяя условия подачи стволов и способы прокладки рукавных линий, для чего выбирают более сложные объекты.
Возможность отработки упражнений с подачей огнетушащих веществ и ликвидации очага пожара предоставляет огневой полигон ПТС «ЛАВА».
Огневой полигон предназначен для практической подготовки личного состав к работе в условиях, имитирующих обстановку на пожаре или при возникновении другой чрезвычайной ситуации.
Оснащение полигона обеспечивает проведение следующих видов тренировок:
- одновременная тренировка личного состава в составе звена (отделения);
- создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре или при ликвидации аварий;
- тушение условного пожара с подачей огнетушащего вещества от автоцистерны, внутреннего пожарного крана или иного источника. [2]
Огневой полигон имеет следующие помещения:
Промышленный участок. Предназначен для отработки приемов и способов по тушению различных модулируемых очагов пожара на промышленных объектах, совершенствования профессиональных навыков по спасению пострадавших из опасных зон, контроля расхода огнетушащего вещества на тушение пожара.
Основными элементами промышленного участка являются:
• горящий модуль «Газовые баллоны»;
• горящий модуль «Участок трубопровода»;
• горящий модуль «Лестница»;
• модуль «Электрошкаф»;
• дымогенераторная установка.
Жилая зона. Предназначена для отработки приемов и способов по тушению различных модулируемых очагов пожара в жилом секторе, повышение навыков по ведению спасательных работ в опасных зонах и других ЧС.
Основными элементами жилого участка являются:
• горящий модуль «Дверь»;
• горящий модуль «Кровать»;
• горящий модуль «Телевизор»;
• горящий модуль «Потолочный огонь»;
• дымогенераторная установка.
Пультовой отсек. Тренировочный процесс полностью контролируется руководителем занятий с пульта, установленного в помещении управления, и ведется постоянная видеозапись тренировки, позволяющая проводить анализ по их окончанию. Наряду с этим по окончанию тренировочного процесса возможно определить расход огнетушащего вещества на выполнение поставленной задачи, что в дальнейшем позволит на практике проводить тушение пожара с минимальными затратами ОВ на их ликвидацию.
При возникновении в ходе тренировочного процесса неконтролируемых ситуаций аварийная система позволит заблокировать подачу газа, включить систему вентиляции и освещения, а также отключить все тренажерные функции.
Все виды тренировок выполняются в боевой одежде пожарного и снаряжении, а в отдельных случаях в теплоотражательных (теплозащитных) костюмах.
Применение огневого полигона ПТС «ЛАВА» в проведении упражнений по боевому развертыванию с подачей ОВ дисциплины ПСП позволит научить пожарных умелому преодолению трудностей в обстановке приближенной к реальной, исключив при этом возможность несчастных случаев.
Регулярная отработка данных упражнений, позволит повысить навыки работы и психофизическую подготовленность обучаемых к практической работе.
Список использованной литературы
1. Пожарно-строевая подготовка: учеб. пособие / В.В. Теребнев [и др.]. - М.: Академия ГПС, Калан-Форт, 2004. - 336 с.
2. Учебно-тренировочный комплекс для подготовки пожарных: учеб. пособие / А.В. Гуров [и др.]. - Воронеж: Лио, 2011.
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЕЙ
К.Ю. Родионова, студент Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж
При тактической подготовке руководящих составов необходимо проводить качественную подготовку хороших специалистов, которые умеют