Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СВОДНЫХ ОТРЯДОВ ОМОН, ппсм ГОРОДОВ ЮЖНОГО КУЗБАССА, НАПРАВЛЯЕМЫХ В СЛУЖЕБНУЮ КОМАНДИРОВКУ НА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СВОДНЫХ ОТРЯДОВ ОМОН, ппсм ГОРОДОВ ЮЖНОГО КУЗБАССА, НАПРАВЛЯЕМЫХ В СЛУЖЕБНУЮ КОМАНДИРОВКУ НА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
838
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СВОДНЫХ ОТРЯДОВ ОМОН, ппсм ГОРОДОВ ЮЖНОГО КУЗБАССА, НАПРАВЛЯЕМЫХ В СЛУЖЕБНУЮ КОМАНДИРОВКУ НА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ»

В ходе анализа результатов тестирования были получены характеристики шести стилей руководства.

1. Авторитарный— 37,3%- Характеризуется жесткими способами управления, пресечением инициативы подчиненных, единоличным принятием решений. Преобладающие ориентации — на дело, на себя, на официальную субординацию. Отсутствует ориентация на межличностный контакт.

2. Демократический — 27,1%. Характеризуется ориентацией надело и межличностные контакты, способствует возникновению в коллективе деловых и товарищеских отношений, проведению руководящих установок через ядро коллектива. При таком стиле объективно оцениваются подчиненные, стимулирование их труда соответствует их личному вкладу. Применяется коллегиальность в обсуждении и принятии решений, делегирование необходимой доли полномочий заместителям или отдельным лидерам.

3. Инициативный — 20,3%. Характеризуется преобладанием ориентаций на дело и на себя. Такой руководитель способен добиваться хороших результатов в деятельности, но ориентация на чисто деловые отношения с подчиненными оказывает отрицательное воздействие на коллектив. Благоприятный социаль-но-психологический климат возможен, если руководитель переключится и на решение социально-психологических задач, сведет до минимума дистанционное руководство.

4. Исполнительный — 5,1%. Характеризуется сочетанием ориентаций на официальную субординацию и межличностные контакты. Поэтому руководителю недостает инициативности и решительности в применении самостоятельных решений, способности к разумному риску, стремления к дальнейшему росту.

5. Невмешивающийея — 6,8%. Характеризуется слабой ориентацией на дело. В коллективе может быть анархия или скрытая конфронтация. Возможны регулярные конфликтные ситуации. Такой стиль руководства оправдан в редких случаях: при подлинной сплоченности, сотрудничестве и взаимопомощи, сознательной дисциплине, коллегиальности принятия группового решения.

6. Невыраженный— 3,4%. Характеризуется малой выраженностью ориентаций, возможно, из-за низкой личной заинтересованности в своей профессии или должности, отсутствия четкой регламентации деятельности на начальных этапах становления коллектива.

Сведения, полученные в результате обследования руководителей, могут принести значительную пользу при их аттестации по деловым, профессиональным качествам, для успешности профессиональной деятельности в различных, в том числе и экстремальных, условиях, а также при формировании резерва на выдвижение.

Каждый руководитель, сознательно выбирая тактику и стратегию управления коллективом, должен соблюдать следующие каноны оптимального руководства:

— относиться к подчиненным корректно и внимательно, так как человеку свойственно тяжело переносить равнодушие, а тем более — отрицательное отношение к себе руководителя:

— проявлять постоянный интерес к здоровью, настроению, интересам подчиненных;

— поручать по возможности сотруднику ту работу, к которой он имеет склонность;

— обязательно поощрять хорошую работу (материально и морально), поскольку даже критика переносится подчиненными нередко легче, чем неотмеченная прилежность и надежность;

— исключать неразборчивые публичныеразносы, они значительнее, действеннее в форме индивидуальной беседы;

— моральные и материальные поощрения, аттестацию и продвижение по службе ставить в зависимость от объективных показателей работы, а неличных симпатий или антипатий;

— создавать условия для роста мастерства и квалификации сотрудника;

— помнить, что коллектив желает видеть своего руководителя авторитетным, квалифицированным, принципиальным и справедливым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабаченко Т.С. Психология управления. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

2. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях ГПС: Методическое пособие / М.И.Марьин, С.И.Лов-чан, И.В.Иванилина и др. / Под ред. Е.А.Мешалкина. — 2-е изд. — М.: ВНИИПО, 1998.

3. Оценка управленческой компетентности руководящих кадров ГПС: Методическое пособие / М.И.Марьин, С.И.Ловчан, И.В.Иванилина и др.— М.:ВНИИПО, 1998.

4. Психология управления: Учеб. пос. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.

5. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций.— М.: ИНФРА-М—Новосибирск, 1997.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СВОДНЫХ ОТРЯДОВ ОМОН, ппем ГОРОДОВ ЮЖНОГО КУЗБАССА, НАПРАВЛЯЕМЫХ В СЛУЖЕБНУЮ КОМАНДИРОВКУ НА СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

И.В. Глумова, инспектор-психолог УВД

г. Новокузнецка

Начиная с февраля 2000 г. по настоящее время группой психологов УВД г. Новокузнецка проводится психологическая подготовка сводных отрядов ОМОН, ППСМ г. Новокузнецка, городов Южного Кузбасса, направляемых в служебную командиров-

ку на Северный Кавказ для выполнения служебно-боевых задач.

Перед планируемой командировкой психологом составляется план морально-психологического сопровождения сотрудников сводных отрядов, убывающих в служебную командировку на Северный Кавказ. В план, утвержденный заместителем начальника УВД, включаются теоретические занятия и практические тренинги. Согласно плану в феврале 2000 г. были проведены занятия, направленные на выработку навыков психологической саморегуляции, мобилизации у сотрудников психофизической активности в сложных условиях несения службы, и тренинги, направленные на психологическое сплочение, слаженные действия отряда, а также тренинг устойчивости к стрессу.

Всего в феврале 2000 г. подготовку прошли 64 человека сводного отряда ОМОН при УВД г. Новокузнецка. К сожалению, вследствие переноса командировки на более ранний срок запланированные мероприятия по психологической подготовке были выполнены не в полном объеме.

Следующая подготовка сводных отрядов городов Южного Кузбасса осуществлялась в мае 2000 г. на базе Учебного центра № 2 ГУВД КО (г. Новокузнецк). Из запланированных 20 часов психологической подготовки группе психологов ОВД г. Новокузнецка было выделено 2 часа на каждый взвод, всего 6 взводов (145 человек). В каждом взводе были проведены:

— контакт-тренинг на психологическое сплочение, слаженные действия отряда (в том числе с элементами «телесного биопсихосинтеза»);

— занятие «Формирование установки на выживание и преодоление страха в экстремальных условиях, выработка навыков психологической саморегуляции и устойчивости к стрессу»; точечный массаж, направленный на снятие болевых ощущений (1-й, 5-й взводы).

Психологи сопровождали сотрудников и вели занятия также в условиях боевых учений.

Согласно плану психологической подготовки проведен социологический опрос среди сотрудников сводных отрядов, выезжающих в Чеченскую Республику в мае 2000 г. Вот некоторые данные анализа опроса:

1. Стаж в ОВД: менее 1 года — 5%, 1 -3 года — 44, 3-5 лет — 21, более 5 лет — 24, более 10 лет — 6%.

2. Количество командировок: первая — 75%, вто-рая-четвертая — 24%, остальные — 5-6-ая.

3. Мотивация: материальная заинтересованность— 25%, самоутверждение — 15; борьба за справедливость — 13, по приказу — 13%. Есть и неразрешенные служебные (5%) и семейные (5%) проблемы и др.

4. На вопрос «Что будет самым трудным в данной командировке?» ответили следующим образом: неизвестность, страх перед неизвестностью — 20%, климат, жара, «зеленка» — 19, расставание с близкими — 10, смерть, выжить, нежелание попасть в плен, вернуться обратно калекой — 6%.

5. Качества, необходимые командиру: забота о личном составе, ответственность — 17%, человечность, понимание — 11, профессионализм, умение руководить — 11, жесткость, строгость — 11, опыт, знания— 10%.

6. Основные качества, необходимые сотруднику, чтобы выжить: сплоченность (дружба, взаимопомощь, доверие) — 23%, выносливость — 8, знание, опыт — 8, боевой дух — 7, спокойствие — 7, дисциплина — 6, осторожность — 5, другое — 20%.

7. За что (кого) особенно переживаете, уезжая в такую командировку: семья (жена, ребенок, родители, неустроенность быта) — 52%, деньги — 29, за свою жизнь, не хочу остаться калекой — 5, за все подразделение, друзей, тех, кто в командировке — 5, нет проблем — 5, разное — 4%.

По результатам опроса, в ходе занятий проводились психологами информационные сообщения для командиров сводных отрядов.

В соответствии с приказом МВД России № 432 от 24.04.2000 г., Указанием МВД России № 1/5979 от 24.03.2000 г., Методическими указаниями ГУВД КО (исх. № 350 от 01.08.2000 г.), приказом УВД г. Новокузнецка № 333 от 02.08.2000 г. для обеспечения мо-рально-психологического сопровождения личного состава ОВД Южного Кузбасса, направляемого в составе сводных отрядов ППСМ для выполнения слу-жебно-боевых задач в регионах Северного Кавказа, создана группа психологов УВД г.Новокузнецка.

Подготовка проводилась на базе Учебного центра № 2 ГУВД КО (г. Новокузнецк) согласно плану психологической подготовки из расчета 20 часов на каждый взвод (156 человек).

Подготовлены и проведены следующие мероприятия:

— Тренинги, направленные на психологическое сплочение бойцов отряда, слаженные действия в экстремальных ситуациях (по 4 часа — в каждом взводе ОБППСМ УВД г. Новокузнецка; 6 часов — в сводном отряде ППСМ ОВД г. Осинники, Мыски, Таш-тагол).

— Тренинги, направленные на выработку специальных профессионально-психологических навыков и соблюдение норм личной безопасности в процессе служебной деятельности, на развитие профессиональной памяти и внимания, отработку приемов безопасной и профессионально грамотной проверки документов (1,5 часа в каждом взводе).

— Лекция «Посттравматические стрессовые расстройства. Симптомы, профилактика, пути преодоления» (по 1 часу).

Практическое занятие по обучению личного состава приемам саморегуляции психологического состояния: дыхательные упражнения, мышечная релаксация, самогипноз. Ознакомление с приемами мобилизации психической активности, преодоления страха, снятия болевых ощущений с помощью точечного массажа (1 час в четырех взводах).

В процессе подготовки личного состава психологи рабочей группы осуществляли целенаправленное психологическое наблюдение с целью изучения микроклимата в коллективах, выявления лидеров. Наблюдение производилось как на занятиях по психологической подготовке, так и при посещении занятий преподавателей УЦ № 2 в ходе тактических полевых учений на полигоне.

По результатам наблюдения и использования социометрического метода изучения коллектива сделан анализ межличностных отношений в каждом отдельном взводе, с которым ознакомлены командиры отряда и взводов, руководство УВД г. Новокузнецка. Даны необходимые рекомендации по психологическим аспектам управления отрядом и взаимодействия с отдельными сотрудниками.

Психологическое наблюдение за сотрудниками сводного отряда ППСМ, анкетирование по поводу мотивации и ожиданий от предстоящей командировки, социометрический опрос в коллективе позволяют сделать следующие выводы. Уровень профессиональной и боевой готовности командируемых в зону ЧП сотрудников определяется, в первую очередь, стажем работы в ОВД и наличием (или отсутствием) опыта службы в условиях локальных вооруженных конфликтов. По этим параметрам все опрошенные сотрудники сводного отряда (87% от общей численности) могут быть распределены следующим образом:

Стаж службы в ОВД от 7 до 10 лет — 10%, от 5 до 7 лет — 31, от 3 до 5 лет — 34, до 3 лет — 25%.

Наличие опыта командировок в зону ЧП: командируются впервые — 55% (большая часть), во второй раз — 28, в третий и более раз — 17%.

В качестве основных мотивов для поездки в командировку были названы: материальные причины — 48%, желание самоутвердиться — 33% (характерно в большей степени для молодых сотрудников, не имеющих подобного жизненного и профессионального опыта).

Среди предполагаемых трудностей, которые будут для них более значимыми в командировке, отмечались чаще других: ностальгия, тоска по семье — 50%, сложности, обусловленные продолжительным сроком командировки, особенно в последние ее дни — 37%.

По мнению опрошенных сотрудников, наиболее полезными для эффективной и безопасной деятельности в условиях командировки являются: волевые качества — 37%, опыт, знания, подготовка (моральная и физическая) — 20, коммуникативность — 17%.

От командира ожидается более всего (30%) способность к пониманию другого человека, уважение к другим, авторитет, умение командовать, твердость, ответственность за решения — 19%.

На вопрос «За что вы будете особенно переживать, отправляясь в командировку?» получены ответы: за дом, семью, родителей — 83%. Указанные данные доказывают необходимость активной работы с близкими сотрудников, командируемых в зону ЧП.

По результатам психологического сопровождения психологами сделаны выводы о том, сложился или нет как единый коллектив сводный отряд; описываются взаимоотношения в коллективе, лидеры интеллектуальные, в организационной сфере, эмоциональной сфере; выявлены достаточно авторитетные работники, взаимные выборы.

Информацию о взаимоотношениях в коллективе рекомендуется использовать при распределении обязанностей, формировании экипажей и назначении напарников для несения службы, следует использовать возможности неформальных лидеров в управлении

коллективом, разумеется, в случае их позитивной направленности.

На момент окончания подготовки в Учебном центре среди личного состава сводного отряда было проведено анкетирование с целью выявить самооценку и оценку своего взвода. Получены следующие данные.

Во взводе, составленном из сотрудников ОБППСМ, определилась средняя степень удовлетворенности сплоченностью коллектива, настроением во взводе, собственным настроением (при этом у 17% настроение оценено ниже среднего уровня, что может быть ситуативным результатом, а также отражать тревогу перед поездкой), собственным положением, личным статусом в коллективе, своим командиром. Ниже всего оценен уровень боеготовности своего взвода.

По запросам сотрудников, направленных в спецкомандировки, проводилось индивидуальное консультирование.

Следующая подготовка проводилась на базе Учебного центра № 2 ГУВД КО (г. Новокузнецк) с 30 октября по 12 ноября 2000 г. согласно приказу ГУВД КО № 485 от 24.10.2000 г. На основании приказа УВД г. Новокузнецка №405 от 31.10.2000 г. для обеспечения морально-психологического сопровождения личного состава ОМОН при УВД г. Новокузнецка и ОБППСМ УВД г. Прокопьевска, направляемого в регион Северного Кавказа, в ноябре 2000 г. была создана рабочая группа психологов, деятельность которой определялась планом медико-психологическо-го сопровождения ОВД городов Южного Кузбасса, выезжающих в Чеченскую Республику.

Однако запланированные мероприятия небыли проведены в полном объеме, поскольку психологам было предоставлено лишь по 2,5 часа работы с каждым взводом. Были проведены:

— тренинги на психологическое сплочение, слаженные действия отряда в экстремальных ситуациях (1,5 часа в каждом взводе ОМОН при УВД г.Новокузнецка);

—лекция «ПТСР: причины, симптомы, профилактика» (0,5 часа в каждом взводе ОБППСМ УВД г. Прокопьевска, ОМОН при УВД г. Новокузнецка);

— практическое занятие по обучению личного состава приемам саморегуляции психического состояния: дыхательные упражнения, мышечная релаксация. Ознакомление с приемами мобилизации психической активности, снятие болевых ощущений с помощью точечного массажа (по 1 часу в каждом взводе ОБППСМ УВД г. Прокопьевска).

Проводилось индивидуальное консультирование сотрудников, направляемых в спецкомандировку, обеспечение их аудиозаписями сеансов саморегуляции по запросам.

В начале занятий также было проведено анкетирование по аналогичной схеме (результаты получены примерно такие же, как в других выводах), выведена справка по личному составу ОМОН при УВД г. Новокузнецка: образование среднее — 75%, высшее— 11%; семейное положение: холостые — 31%, женатые — 64%, средний возраст — 27 лет.

Общее количество сотрудников, прошедших подготовку перед командировкой в ноябре 2000 г., составляет 143 человека.

В январе 2001 г. планировалось отправление ОМОН при УВД г. Новокузнецка (36 человек), поэтому данные сотрудники прошли подготовку на базе Учебного центра № 2 с 25 декабря 2000 г. по 03 января 2001 г. Согласно приказу № 46В от 29.12.2000 г. УВД г. Новокузнецка создана рабочая группа психологов УВД г. Новокузнецка.

Проведены следующие мероприятия: формирование рабочей психотерапевтической группы, занятие «ПТСР», установка на выживание, навыки саморегуляции, сеанс релаксации, видеотренинг на отработку навыков зрительной памяти, наблюдательности, тренинговые упражнения, направленные на преодоление страха в экстремальных ситуациях, основные понятия о невербальных признаках общения, тренинги на отработку невербальных признаков общения, выявление невербальных признаков лжи.

Каждый сотрудник был в составе тренинговой группы, цель которой —личностный рост и формирование части личности, ответственной за выживание в командировке.

В 6-й раз рабочая группа психологов УВД г. Новокузнецка для психологического сопровождения личного состава сводных отрядов ОМОН и ППС.М городов Южного Кузбасса, направляемых в спецкомандировку, была создана приказом УВД г. Новокузнецка № 82 от 02.02.2001 г.

Занятия проводились на базе Учебного центра № 2 ГУВД КО (г. Новокузнецк) с 22 января по 2 февраля 2001 г., общее количество сотрудников — 120 человек (4 взвода — Прокопьевск, Междуреченск, Мыски, Киселевск).

Лекционное занятие с элементами практических упражнений «Посттравматическое стрессовое расстройство, принципы, профилактика. Саморегуляция, аутотренинг» проводилось с целым взводом (во всех четырех взводах).

Последующие тренинговые занятия проводились с каждым взводом, разделенным на две подгруппы (примерно по 15-18 человек). Только в таких небольших подгруппах можно добиться наибольшего результата.

Проведены следующие тренинговые занятия:

— «Страх, его виды. Способы преодоления страха» (1-4-й взводы в 2-х подгруппах);

— тренинги, направленные на преодоление препятствий, трудностей сотрудниками отряда (3-й взвод в 2-х подгруппах);

— с целым взводом проведено тренинговое занятие, направленное на сплочение, слаженное действие отряда (1-4-й взводы), а также в 1-3-м взводах проведено дополнительное занятие на сплочение отряда.

Данные занятия проводились при непосредственном консультировании сотрудниками кафедры психотерапии, медицинской психологии, наркологии Новокузнецкого ГИДУ Ва. Инспектор-психолог, являясь клиническим ординатором на данной кафедре, использует в работе методы нейролингвистического программирования, гештальт-терапии. По запросу сотрудников сводных отрядов были проведены индивидуальные психокоррекционные, психотерапевтические приемы сотрудников сводных отрядов 10 чело-

век (15 часов), оформлено 5 аудиоматериалов, 1 видеоматериал. Для проведения занятия «Точечный массаж, методы саморегуляции в условиях боевых действий» был приглашен преподаватель психологии Новокузнецкого Государственного педагогического института.

В качестве дополнительного мероприятия (по обращению сотрудников сводных отрядов) проведены индивидуальные и групповые занятия для снайперов сводного отряда ОМОН при УВД г. Прокопьевска (4 человека) на следующие темы: Построение части личности, ответственной в командировке за выживание (индивидуально); способы снижения напряжения глаз. Проведены также индивидуально-психотерапевтические консультации.

Руководителем группы психологов проведено индивидуальное консультирование командиров взводов.

Занятия, групповые тренинги фиксировались на видеокассету и были также освещены в средствах массовой информации.

Таким образом, в течение 2000-2001гг. прошли спецподготовку 664 сотрудника органов внутренних дел г. Новокузнецка и других городов Южного Кузбасса (10 сводных отрядов ОМОН, ППСМ), которые выполняли и выполняют в настоящее время слу-жебно-боевые задачи на территории Чеченской Республики. Только по линии психологической службы УВД г. Новокузнецка с ними отработано 1760 часов (лекции, занятия, тренинги).

Получена и обратная связь от сотрудников, прошедших спецподготовку: они считают психологическую подготовку одним из важных разделов, необходимо увеличить количество часов на данный раздел.

Дополнительно перед спецподготовкой в сводном отряде в каждом отделе внутренних дел города психолог составляет отдельный план индивидуальной работы с сотрудником (сотрудниками), убывающими в служебную командировку на Северный Кавказ: направляет в ЦПД, в рамках индивидуальной работы проводит диагностическое обследование по стандартизированным и проективным методикам (на усмотрение психолога), индивидуально консультирует. В рамках психологической подготовки проводит: формирование мотивационной готовности, беседу «Национальные особенности народов Северного Кавказа» (с теми, кто едет в первый раз), вручение памятки: тренинг устойчивости к стрессу, тренинг специальных профессионально-психологических навыков, тренинг личной безопасности, обучение навыкам саморегуляции.

Все сотрудники, выезжающие в служебную командировку на территорию Северного Кавказа, направляются для обследования в ЦПД и на медицинские осмотры. На взгляд специалиста, в ЦПД ГУВД КО г. Новокузнецка нет методов обследования, которые позволяли бы выявить признаки ПТСР или определить пригодность к командировке сотрудника.

Для сотрудников, выезжающих в служебную командировку на Северный Кавказ, выпущен специальный номер газеты «Моя милиция» (Новокузнецкая городская газета), в котором также были освещены

вопросы выживания в различных условиях, первая помощь при ранениях и стрессовых ситуациях. Готовится к выпуску Памятка сотруднику, выезжающему в зону вооруженного конфликта.

План психологической подготовки личного состава сводных отрядов г. Новокузнецка и других городов Южного Кузбасса, выезжающих в регион Северного Кавказа в спецкомандировку, выглядит следующим образом:

1) индивидуальная работа психолога ОВД с сотрудником, выезжающим в спецкомандировку, по индивидуальному плану;

2) психодиагностическое обследование в ЦПД (по специальным тестам и методикам — в перспективе);

3) медицинский осмотр;

4) морально-психологическое сопровождение сводных отрядов, убывающих в служебную командировку на Северный Кавказ (рабочая группа психологов), в Учебном центре № 2 ГУВД КО:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Занятие «ПТСР, принципы, проявления. Пути профилактики. Саморегуляция» (2 часа) — взвод.

— Тренинговое занятие: формирование рабочей группы. Тренинг преодоления препятствий, трудностей» (2 часа) — группа 12-15 чел.

— Тренинговое занятие: «Страх, его виды. Способы преодоления страха» (2 часа) — группа 12-15 чел.

— Тренинговоезанятие, направленное на сплочение, слаженное действие отряда, в экстремальной ситуации в том числе (8 часов) — взвод.

— Практическое занятие: «Экспресс-методы саморегуляции в условиях боевых действий. Аутогенная тренировка» (2 часа).

— Практическое занятие: «Невербальные признаки лжи, невербальные признаки общения» (6 часов).

— Индивидуальная работа по формированию части личности, ответственной за выживание в спецкомандировке (2 часа).

— Индивидуальное консультирование командиров сводных отрядов, сотрудников.

— Оформление аудио- видеоматериалов для сотрудников сводных отрядов.

— Проведение социологических опросов личного состава сводных отрядов в начале и в конце спецподготовки.

— Проведение социологических исследований по запросу командиров сводных отрядов с выдачей рекомендаций.

— Выдача памяток, брошюр для сотрудников сводных отрядов, выезжающих в спецкомандировку на территорию Северного Кавказа.

КОНЦЕПЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОМОН И СОБР

Канд. психол. наук В.Н. Смирнов, докторант Академии управления МВД

России

Понятие экстремальности предполагает неопределенность, опасность, внезапность (неожиданность) ситуации, новизну обстановки, повышенный риск в деятельности, ответственность за принимаемые решения. Перечисленные факторы имеют значение только по отношению к человеку, особенностям восприятия им окружающего мира, поэтому экстремальность является психологической категорией.

Профессиональная подготовка сотрудников специальных подразделений к деятельности в экстремальной ситуации по своей сути экстремальна, т.е. содержит элементы экстремальности на протяжении всего процесса. Экстремальность присутствует в целях и задачах подготовки, ее содержании, организационных формах и методах обучения, применяемых методиках и технологиях, используемых орудиях, инструментах, оборудовании,технических и имитационных средствах.

Экстремальная подготовленность сотрудников рассматривается как одна из задач профессионально-психологической и профессионально-педагогичес-кой подготовленности (3,370). Однако для сотрудников спецподразделений она имеет определяющее значение. В связи с этим их экстремальная подготовленность являлась единственной задачей профессионально-психологической подготовки, в чем и состояли ее главная особенность и определяющий признак. Это позволяет классифицировать экстремально-психологическую подготовку сотрудников специальных подразделений как самостоятельный вид психологической подготовки. Для специальных подразделений органов внутренних дел ОМОН и СОБР подготовка к действиям в экстремальных условиях является безальтернативным компонентом.

Концепция экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений органов внутренних дел определяет цели, задачи, принципы, структуру, алгоритм,технологию, факторы и условия этого процесса.

Целью экстремально-психологической подготовки сотрудников специальных подразделений является формирование готовности личного состава к успешному выполнению оперативно-служебных и слу-жебно-боевых задач в экстремальных условиях деятельности. Подготовка направлена на выработку психической устойчивости, решительности, уверенности в своих силах и знаниях, способных действовать в сложной, быстроменяющейся, насыщенной опасностью и критическими ситуациями обстановке, в условиях боевых действий, а также при проведении опе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.