УДК 378.147
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
© Алексей Витальевич МАЛЁВ
Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доцент кафедры лингвистики и лингводидактики; e-mail: [email protected]
Методическая подготовка составляет обязательный компонент в системе профессиональной подготовки будущего преподавателя иностранного языка и является ведущим средством его профессионально-личностного развития в период обучения в вузе. Рассмотрение сущности и путей профессионально-личностного развития предпринято в статье на основе анализа психологических механизмов и компетентностного подхода в профессиональной методической подготовке будущего преподавателя иностранного языка в вузе. Профессионально-личностное развитие будущего преподавателя иностранного языка в процессе методической подготовки связано с формированием профессионального самосознания как способности к сознательному выбору модели профессионального труда. Ориентация методической подготовки в вузе на профессионально-личностное развитие предполагает реализацию следующих педагогических условий: модернизацию традиционной академической модели и содержания обучения студентов, применение ситуационно-моделирующих, деятельностно-творческих, рефлексивно-оценочных технологий и активных методов профессиональной методической подготовки.
Ключевые слова: профессионально-личностное развитие; методическая подготовка; профессиональное самосознание; методическая компетенция; педагогические условия.
В соответствии с государственной программой развития образования в современном высшем образовании сформировалась дифференцированная двухуровневая система подготовки преподавателей иностранного языка - бакалавриат и магистратура, представляющая разные по характеристикам и объемам образовательные программы. В данной системе реализована одна из ключевых идей модернизации образования в целом и профессионального образования в частности - идея его непрерывности. Общие вопросы теории непрерывного образования и практические пути его осуществления нашли отражение в многочисленных педагогических исследованиях и научных публикациях (С.Я. Батышев, Е.Я. Бутко, Б.С. Гершунский,
Э.Ф. Зеер, Е.В. Ткаченко и др.). Анализ научно-педагогических публикаций свидетельствует о растущем интересе ученых не только к вопросам организации и структуры непрерывного образования, которые в настоящее время нормативно обеспечены, но и к проблемам субъективно-объективной природы профессионального развития личности в условиях непрерывного образования, кото-
рые до настоящего времени не получили исчерпывающей научной разработки.
Методическая подготовка составляет обязательный компонент в системе профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка и признана ее центральным звеном [1-2], обоснована связь личностных качеств и мастерства преподавателя [3]. Это позволяет признать данную подготовку ведущим средством профессионально-личностного развития будущего преподавателя иностранного языка в период обучения в вузе. Однако развивающий потенциал методической подготовки в полной мере не раскрыт как в теоретическом аспекте, так и в практике обучения студентов на разных уровнях их подготовки.
Двухуровневое высшее образование преподавателя иностранного языка в отечественной образовательной практике вузов не имеет длительной истории и прочных традиций, что затрудняет практическое решение задачи профессионально-личностного развития будущего преподавателя в процессе подготовки в вузе. Двухуровневость правомерно рассматривать в русле проблематики непрерывного образования, т. к. она предполагает
определенную организационную последовательность образовательных уровней, качественное усложнение их содержания и результатов, создавая в вузе такую социальную ситуацию, которая детерминирует отношение будущих преподавателей к профессии и разным аспектам подготовки профессиональной деятельности. То есть создает социальную ситуацию профессионального развития личности, положительная динамика которого обусловлена возможностью перехода бакалавра к обучению в магистратуре с целью повышения образовательного уровня и получения более широких возможностей для самореализации в профессии.
Научную базу для понимания механизмов профессионально-личностного развития будущего преподавателя иностранного языка составляют положения С.Л. Рубинштейна о становлении и развитии самосознания личности, который говорит о том, что проблема самосознания есть, прежде всего, проблема определения человеком того или иного способа жизни [4]. Обобщение разработанных им положений позволяет выявить два основных способа жизни, которые определяет для себя человек. Первый - это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек. Второй способ связан с выходом человека «за свои пределы», с ценностно-смысловым пониманием жизни. Положения С.Л. Рубинштейна о двух способах жизни получили развитие в концепции становления профессиональной деятельности Л.М. Митиной [5]. Она рассматривает две модели профессионального труда учителя:
1) адаптивная модель, при которой в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению его профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм, алгоритмов решения профессиональных задач (модель самоприспособле-ния); с точки зрения темы настоящей статьи, данная модель отражает становление преподавателя, который выступает носителем методических знаний, умений и известного социально-профессионального опыта;
2) модель профессионального развития, которая характеризуется способностью личности выйти за пределы повседневных практических ситуаций, рутинной практики и
увидеть свой труд в целом. Этот прорыв позволяет человеку стать полноправным автором собственной профессиональной деятельности, осознающим и созидающим свое настоящее и будущее в профессии. Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста побуждает его к инновациям, поиску, творчеству, создает возможность выбора или создания новых способов и путей решения профессиональных задач. Данная модель соответствует творческому типу деятельности, характеризует преподавателя, владеющего профессиональной деятельностью в целом, способного к проектированию ее результатов и совершенствованию методики обучения иностранному языку.
Таким образом, профессиональное развитие ведет личность к творческому труду и предполагает осознание человеком своего личного участия и ответственности за все, что происходит в его профессиональной жизни, а также способность активно содействовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, преобразуя себя самого для их успешного достижения. Профессионально-личностное развитие будущего преподавателя иностранного языка в процессе методической подготовки связано с формированием профессионального самосознания как способности к сознательному выбору модели профессионального труда.
Движущими силами развития будущего преподавателя иностранного языка являются противоречия между требованиями к качеству и результатам его деятельности, с одной стороны, и индивидуальным стилем, способностями и складывающимся практическим опытом обучения иностранному языку - с другой. Основная движущая сила профессионально-личностного развития - это внут-риличностное противоречие между «Я-дейст-вующим» и «Я-отраженным». Переживание этого противоречия, по обоснованному мнению Л.М. Митиной, побуждает личность к поиску новых способов самоосуществления. Она отмечает, что существующая система образования не стимулирует потребности в развитии, т. к. до настоящего времени представляет собой «механизм консервации и простого воспроизводства системы социальных отношений... а главной функцией обра-
зовательных институтов была и остается адаптация индивидов к существующему порядку вещей.» [5, с. 12]. Подобную мысль высказывает и В.И. Слободчиков, который указывает, что главной задачей образования остается малопродуктивный процесс воспитания определенных полезных черт личности в соответствии с социальным заказом [6]. Преодоление этих ограничений в существующей практике профессиональной методической подготовки студентов связано с современными представлениями о ее качестве.
Проблема качества методической подготовки будущих преподавателей иностранного языка в вузе в настоящее время решается в русле положений компетентностного подхода [7; 8]. Дефиниция ключевых компетенций и содержательные аспекты данного понятия, предложенные И.А. Зимней [9], позволяют выделить в составе методической компетенции три базовых компонента: 1) свойства и качества личности; 2) совокупность знаний, умений и навыков; 3) опыт их практического применения. Различные качества и свойства личности влияют на характер освоения той или иной профессиональной информации, одновременно составляя вариативную часть разных профессиональных компетенций [10].
Стержень компетентной личности преподавателя иностранного языка составляет целостная профессионально-личностная компетенция как структура ее сознания, определяющая способность продуктивно и ответственно осуществлять профессиональнопредметные (лингводидактические) и мета-предметные (проективно-организационные) компетенции в профессиональной деятельности. В круг профессионального труда преподавателя иностранного языка входят многие виды деятельности, определяющие его способность эффективно осуществлять процесс обучения - ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, креатив-но-преобразующая. Соответственно, в процессе методической подготовки у студентов важно сформировать спектр компетенций, относящихся к способности познавать методику обучения иностранному языку, ориентироваться в ее проблемах, осуществлять обучающую коммуникацию и развитие учащихся средствами своей дисциплины. Ком-петентностный подход, по своей сути, дикту-
ет в качестве цели подготовки преподавателя иностранного языка в вузе непрерывное профессионально-личностное развитие посредством формирования компетенций и компетентностей, составляющих базу для самоопределения в профессиональном труде и основание для выхода в «пространство творчества» в профессиональной сфере (в обучении иностранному языку).
В процессе методической подготовки осуществляется переход студентов от учебно-познавательной к профессиональной деятельности, сопровождающийся развитием профессиональной личности будущего преподавателя иностранного языка. Поэтому сложившаяся характеристика методической компетенции - владение методическими приемами, направленными на введение, закрепление и тренировку языкового материала в определенной последовательности; на формирование умений в различных видах речевой деятельности и контроль уровня их сформированности, на организацию процесса обучения в целом и управление им [11], требует уточнения. С точки зрения профессионально-личностного развития методическая компетенция является его показателем, представляя собой способность будущего преподавателя осуществлять обучение иностранному языку на основе сознательного выбора задач, содержания, средств и способов организации этого процесса. Развивающий эффект методической подготовки состоит в формировании у будущего преподавателя иностранного языка своего собственного профессионального опыта (лингводидактического опыта), становящегося предметом рефлексии, оценки, исследования.
Психолого-педагогический механизм формирования методической компетенции правомерно представить как сложное единство когнитивного, предметно-практического (профессионального) и личностного опыта. По своей сущности он в полной мере соответствует механизму профессионального развития личности и отличается от механизма формирования «академического» знания. Это связано с тем, что подобное знание предназначено для воспроизведения, запоминания или получения другого знания посредством логических операций или «добавления» эмпирического опыта. Знанию можно обучить, тогда как формирование компетен-
ции происходит в процессе деятельности субъекта по поиску, апробации, конструированию моделей поведения и способов действий в своей профессиональной области. Важное значение при этом имеет реализация собственного опыта личности, т. е. развивающий характер процесса формирования методической компетенции у студентов возможен в том случае, если им обеспечен выбор тех моделей и способов деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют их профессиональным и личностным притязаниям, ценностным ориентациям, смысловым приоритетам и т. д. А также -если потребности профессиональной деятельности осознаются будущим преподавателем как важная предпосылка преобразования личностных ценностей, приобретения или изменения личностных качеств.
При таком подходе к методической подготовке будущий преподаватель иностранного языка осваивает новые виды профессионального и жизненного опыта: выявляет и идентифицирует проблемы иноязычного образования, приобретает навыки исследования своей профессиональной сферы деятельности, применяет известные и проектирует новые технологии обучения, оценивает качество своей деятельности и т. д.
Ориентация методической подготовки в вузе на профессионально-личностное развитие предполагает реализацию ряда педагогических условий.
Важнейшим педагогическим условием является модернизация традиционной академической модели методической подготовки в вузе. Она заключается в пересмотре приоритетных видов образовательной деятельности в пользу увеличения доли самостоятельной учебно-исследовательской работы (реферирование, проектирование и др.), в пересмотре содержания подготовки в пользу приоритета отражения целостной профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка взамен компонентного ее представления в содержании (методика формирования речевых навыков, методика обучения диалогу и т. д.). В русле положений компетентност-ного подхода понятие предметной программы по курсу методики обучения иностранному языку приобретает новый смысл: она раскрывает не столько дисциплинарную область, сколько определенную (методиче-
скую) сферу профессиональной деятельности. В структуре методической деятельности будущего преподавателя иностранного языка можно выделить следующие элементы, подлежащие формированию:
- предмет деятельности (обучение иностранному языку) и ее способы (мыслительные, организационные, коммуникативные и др.);
- четкое представление продукта деятельности (компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения иностранному языку);
- набор способов деятельности, апробированных в собственном опыте;
- опыт выполнения деятельности в проблемных ситуациях - при недостаточности традиционных решений и способов, дефиците информации о задаче, неясности причинно-следственных связей и проч.;
- методическая рефлексия, включающая анализ ситуации, собственного поведения, выбранных способов деятельности и их результативности.
Другое существенное педагогическое условие - применение в образовательной практике вуза соответствующих новому содержанию ситуационно-моделирующих, деятельностно-творческих, рефлексивно-оценочных технологий и активных методов профессиональной методической подготовки. В ряду этих технологий приоритетное значение имеют технологии проектирования, развития критического мышления, проблемного обучения, игровые технологии, технология бинарного обучения (иностранный язык - методика обучения, методика обучения иностранному языку - психология, методика обучения иностранному языку - педагогический менеджмент и др.). К активным методам подготовки, направленным на профессионально-личностное развитие, относятся практические семинары, мастер-классы и методические студии, конкурсы профессионального мастерства.
Развивающий потенциал указанных технологий связан с присущими им общими качественными характеристиками:
- выводят методическую подготовку из ограниченной сферы учебного процесса вуза в пространство профессиональной деятельности;
- стимулируют практическую деятельность студентов, предоставляя возможность формирования методической компетенции как существенного аспекта профессиональной личности;
- способствуют приобретению опыта соорганизации интеллектуального, эмоционального, личностного, практического и других ресурсов для наилучшего достижения цели профессиональной деятельности;
- позволяют создавать профессионально ориентированную среду методической подготовки, т. е. условия, максимально приближенные к реальной профессиональной практике.
Технология работы со студентами в процессе методической подготовки, ориентированной на профессионально-личностное развитие на каждом образовательном уровне, должна включать следующие компоненты:
- четкое описание признаков и планируемого уровня методической компетенции (для бакалавра или магистра), доведение их до сознания студентов;
- определение оптимального набора методических задач-ситуаций, которые выстроены последовательно, в соответствии с возрастанием полноты и многообразия, новизны, жизнеспособности, практичности, креативности, ценностно-смысловой рефлексии и самооценки, сочетания фундаментального и прикладного знания;
- последовательность предъявления задач-ситуаций разных типов и уровней;
- эвристические схемы и алгоритмы, организующие деятельность студентов и способствующие преодолению затруднений;
- психолого-педагогическое сопровождение, поддержку и консультирование студентов в процессе изучения программного содержания.
Рефлексивно-оценочные технологии, применяемые в процессе методической подготовки будущих преподавателей иностранного языка, имеют целью формирование способности к анализу своей деятельности и ее адекватной оценке. Для этого необходимо создать возможность осмыслить то, что принесло каждому из них участие в конкретном занятии, проекте и т. д.; каковы компоненты успеха; что не удалось или вызвало особые затруднения (непонимание задачи, недостаточность информации или собственного
опыта, завышение и занижение своих возможностей и т. д.). Принципиальное значение в процессе профессионально-личностного развития имеет анализ как положительного, так и недостаточно качественного результата деятельности. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, понимание ошибки, выявление неожиданных последствий деятельности усиливают мотивацию дальнейшей работы над своими личностными и профессиональными качествами, побуждают потребность в новых знаниях и умениях и, в целом, формируют адекватную самооценку и собственную профессиональную методическую позицию.
1. Пассов Е.И. Сорок лет спустя, или сто и одна методическая идея. М., 2006.
2. Соловова Е.Н.Интегративно-рефлексивный подход к формированию методической компетенции преподавателя иностранного языка в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
3. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Кузовлева Н.Е., Царькова В.П. Мастерство и личность учителя. На примере деятельности учителя иностранного языка. М., 2001.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
7. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М., 1994.
8. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентност-ный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 8-15.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004.
10. Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2003. № 3. С. 16-21.
11. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам / под общ. ред. М.К. Кол-ковой. СПб., 2007.
Поступила в редакцию 21.08.2013 г.
UDC 378.147
PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF FUTURE TEACHER OF FOREIGN LANGUAGE VIA METHODOLOGICAL TRAINING
Aleksey Vitalyevich MALYOV, Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Associate Professor of Linguistics and Linguodidactics Department; e-mail: [email protected]
Methodological training is an essential component in the system of professional training of language teachers. It is also an essential means of students’ professional and personal identity formation during the university training. The consideration of the nature and ways of professional and personal development undertaken in an article is based on an analysis of psychological mechanisms and competent approach in professional methodical preparation of future foreign language teacher in high school. Vocational and personal development of future foreign language teacher in the process of methodical preparation is associated with the formation of professional identity as the ability to model the conscious choice of professional work. The process of forming students’ professional and personal identity is based on the competence approach and requires the following conditions: modernization of the traditional academic paradigm, use of situational, creative and reflective approaches and methods of professional methodological training.
Key words: professional and personal development; methodological training; professional identity; methodological competence; pedagogic conditions.