16. Litvinova N.Yu. Psihologicheskoe soprovozhdenie social'no-psihologicheskih dezadaptacij resursami refleksii, kreativnosti, celepolaganiya. Aktual'nye problemy al'ternativnoj i social'noj pedagogiki, klinicheskoj psihologii, psihiatrii: tradicii i perspektivy mezhdisciplinarnogo vzaimodejstviya: materialy nauch.-prakt. konf. Vladimir: Izdatel'stvo VIGU, 2011: 134 - 143.
17. Zobkov A.V. A.S. Turchin. Samoregulyaciya uchebnoj deyatel'nosti. Vladimir - Ivanovo, 2013.
Статья поступила в редакцию 31.03.18
УДК 159
Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Stavropol Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),
E-mail: nigstav@mail.ru
PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF CHILDREN BY PARENTS DURING THEIR PREPARATION FOR STATE EXAMS. The article substantiates the importance of psychological support of high school students in the period of preparation for state exams, the creation of conditions that contribute to their emotional stability. The main condition for the success of passing Uniform State Exams is rational and correct individual training strategy, the selection of effective and useful techniques that allow getting the highest results for the exams. The parents of the students also need to learn how to behave in the examination period. For the parents, it is important to understand that constant reminding the children how the state exams are difficult does not motivate the children, on the contrary they create emotional barriers, which children when facing them often choose to stop.
Key words: emotional stress, psychological support, psychological preparation for passing exams.
Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф. ГОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
г. Ставрополь, E-mail: nigstav@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЯМИ РЕБЁНКА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ
В статье обосновывается значимость психологической поддержки старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ, создание условий, способствующих их эмоциональной стабильности. Основным условием успешности сдачи Единого Государственного Экзамена является рациональная и правильная индивидуальная стратегия подготовки старшеклассника, подбор эффективных и полезных приёмов, позволяющих реально получить наилучшие результаты на экзаменах. При этом родителей учащихся так же необходимо подготовить как вести себя в экзаменационную пору. Родителям важно понимать, что постоянные напоминания о сложности ЕГЭ не повышают мотивацию ребёнка, наоборот, создают эмоциональные барьеры, перед которыми выпускник начинает пасовать.
Ключевые слова: эмоциональный стресс, психологическая поддержка, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ.
Выпускные экзамены являются важнейшим событием в жизни человека, это целая эпоха, определяющая будущее. Видимо именно такое отношение к ЕГЭ формирует у выпускников и их родителей неоднозначное чувство, повышает субъективную значимость, и, соответственно, уровень тревоги. Кроме того, ЕГЭ - это сразу два экзамена: выпускной и вступительный, что повышает эмоциональную значимость и нагрузку на всю семью будущего абитуриента. В такой ответственный период старшеклассники, несмотря на желание казаться взрослыми, как никогда нуждаются в помощи и поддержке со стороны родителей.
На сегодняшний день стали актуальными исследования затруднений в обучении и подготовке к сдаче единого государственного экзамена, что может приводить к развитию эмоционального стресса, ухудшению психического здоровья старшеклассников [1]. Ряд исследований затрагивает проблему психологической готовности к единому государственному экзамену, включая сформированность психических функций, познавательных процессов, личностных особенностей, стрессоустойчивости, которые обеспечат успешность выпускника при сдаче единого государственного экзамена [1, с. 95]. В связи с этим актуальна проблема анализа стрессогенности обстоятельств проведения ЕГЭ, возможности психологической подготовки к стрессовой жизненной ситуации. Анализируя факторы, способствующие эмоциональному стрессу старшеклассников, следует выделить несоответствие знаний и навыков учащихся предъявляемым требованиям; низкую познавательную активность, учебную мотивацию; неадекватное отношение педагогов к процедуре ЕГЭ, пренебрежение индивидуально-психологическими особенностями школьников. Стрессогенным фактором является сам процесс подготовки и сдачи единого государственного экзамена. Рядом авторов отмечено отрицательное воздействие ЕГЭ на эмоциональное и функциональное состояние школьников, что влияет на протекание познавательных функций, работу мозга, результатом является ригидность мышления и памяти [1; 2].
В процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена школьники испытывают негативные эмоциональные переживания, тревогу, нервно-психическое напряжение, хроническую усталость, ухудшение соматического состояния, снижение познавательной активности, продуктивности учебной деятельности. В отличие от традиционного экзамена, на ЕГЭ
старшекласснику не предлагается перечень тем и вопросов, от него требуют знания всего учебного материала. Это вызывает чрезмерное волнение у выпускников. Порой их пугает большой объём материала, появляется чувство страха дефицита времени, мешает неумение распланировать и рационально распределить учебный материал, определить ежедневную нагрузку. Некоторые родители считают, что их детям для перестраховки нужно сдать как можно большее количество предметов, чтобы повысить шансы выбрать лучший вуз. Сразу следует предостеречь, чрезмерная нагрузка на выпускника и «распыление» его сил практически всегда приводит к снижению результата на ЕГЭ. Сама процедура Единого Государственного Экзамена вызывает психологические трудности у ряда старшеклассников. Подростки со слабым типом нервной системы не могут в течение всего экзамена поддержать требуемый уровень работоспособности, тревожные старшеклассники испытывают повышенный уровень напряжения в условиях ограничения времени. В зависимости от доминирования типа сенсорной системы восприятия, подростки с разной степенью реагируют на визуальные и аудиальные задания: некоторые склонны к восприятию информации на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий. Родителям необходимо учесть индивидуальные особенности своих детей, при возможности проконсультироваться с соответствующими специалистами.
Основным условием успешности сдачи Единого Государственного Экзамена является рациональная и правильная индивидуальная стратегия подготовки старшеклассника, подбор эффективных и полезных приёмов и способов, позволяющих реально получить наилучшие результаты на экзаменах. С этой целью выпускник должен осознать свои сильные и слабые стороны, оценить свой опыт принятия решений, понимать свой стиль учебной деятельности, максимально использовать ресурс долговременной смысловой памяти, опереться на собственные возможности мышления, оценить работоспособность. Тогда появится уверенность в своих силах и установка на высокие достижения и успех.
Несмотря на самостоятельность ребёнка в этот период, он как никогда нуждается в родительском внимании и поддержке, в помощи наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Старшекласснику необходимо сформи-
ровать психологическую готовность к ситуации сдачи жизненно важных экзаменов. Независимо от результата ЕГЭ, ребёнок постигает важнейшую в жизни науку - не сдаться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше. Именно родители в основном внушают уверенность ребёнка в успех, или, наоборот, увеличивают тревожность и предчувствие провала.
Опрос родителей выпускников показал, что они имеют смутные представления о ЕГЭ. Недостаток информации только увеличивают их тревогу, которую они передают своим детям. Одной из задач образовательной организации является расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена. Отмечено, что в практике некоторых общеобразовательных школ родителей знакомят с конкретными заданиями, что позволяет реально родителям оценить ситуацию, снижает их тревогу, что помогает поддержать ребёнка в сложный период. Самих родителей необходимо подготовить, как вести себя в экзаменационную пору, создавать оптимально комфортные условия для подготовки ребёнка, а главное не создавать препятствий, не запугивать, напоминать о сложности и ответственности. Постоянные напоминания о сложности ЕГЭ не повышают мотивацию их ребёнка, наоборот, создают эмоциональные барьеры, перед которыми выпускник начинает пасовать.
Нами было проведено анкетирование студентов первокурсников двух ставропольских вузов. Анализируя ответ на вопрос: сколько предметов сдавали на ЕГЭ и кто посоветовал в выборе предметов, мы выявили, что практически 44 % выбор сделали самостоятельно, остальные прислушались к мнению окружающих - родителей, учителей. По три предмета сдавали 10 %, 4 предмета - 36 %, 5 предметов - 34 %, 6 - 20 %. Стало очевидно, что в подготовке учеников к экзамену именно родители во многом ориентируют на выбор предмета. Свой выбор они объясняют элементарной подстраховкой, расчётом на то, что в этом случае они смогут подать документы на разные специальности в разные ВУЗы. Но не учитывается главное: чем больше экзаменов, тем больше нагрузка и меньше времени для подготовки к каждому из них. Результатом явились низкие баллы за каждый сданный экзамен и, соответственно, низкие шансы поступления в ВУЗ на бюджет.
Нами была отмечена основная причина создавшейся ситуации - отсутствие профориентационной работы и сознательного выбора будущей профессии. Понятно, что это один из сложнейших вопросов в жизни каждого человека. Многие взрослые не могут определиться с профессией, что уж говорить о детях! Этот непростой выбор легче сделать тем, у кого есть цель в жизни. Среди школьников таких очень мало - по результатам нашего опроса их оказалось всего лишь 5%. Остальные не знают, чего
Библиографический список
хотят, тянут с выбором, теряют время. Встал вопрос - зачем более 60 % детей истязали себя таким количеством экзаменов? На это дал ответ второй вопрос анкеты: когда точно был определён вуз, выбрана специальность? 40 % указали конец весны, май-июнь, 40 % - июль, 20 % - весенние месяцы и ни одного не было ответа - год назад, или два года. Тогда встаёт проблема профориентации и мотивации профессии. На вопрос: прислушались ли дети к мнению родителей, - примерно 50% ответили утвердительно. В ответе на вопрос: В чём была помощь родителей при подготовке к ЕГЭ, только одна студентка написала, что мама садилась со мной и решала вместе со мной задания. Остальные указали: репетиторство (82%); советы (12%); моральная поддержка (46 %).
На вопрос анкеты: Что бы вы пожелали родителям сегодняшних одиннадцатиклассников, - были ответы: терпения, спокойствия (52 %); доверять своим детям (46 %); всегда поддержать своего ребёнка, независимо от результата (60 %); входить в положение своего ребёнка и не дергать его (80 %); не показывать своего волнения, так как оно передаётся ребёнку (88%). На педагогическом форуме мы ознакомили родителей с ответами детей, что позволило им задуматься над проблемой оказания помощи своему ребёнку. Одной из волнующих проблем подготовки к ЕГЭ является проблема, сможет ли ребёнок подготовиться к ЕГЭ самостоятельно, или ему нужна помощь. Многими родителями старшеклассников это решается наймом репетиторов, записью на различные курсы по подготовке к ЕГЭ. Многие из этих курсов не приводят к необходимым результатам. Ошибки допускаются при выборе репетиторов. Родители приглашают работников ВУЗов, считая их лучшими репетиторами. Как правило, преподаватели вуза далеки от школьных программ, преподают по усложнённой вузовской программе, дают массу лишних знаний, которые на ЕГЭ не проверяются.
Но нам хотелось бы затронуть другую проблему, психологическую. Стоит ли создавать иллюзию, что репетитор чудесным образом подготовит любого школьника к успешной сдаче ЕГЭ? Получение и закрепление нужных знаний возможно при посещении факультативов, подготовке к олимпиаде, участии в школьных конференциях. Программа общеобразовательной школы по силам всем ребятам, а развивать надо волю и самодисциплину. Часто учащиеся, особенно при пробелах в знаниях, не могут заставить себя учиться, тогда репетитор будет полезен. Но если старшеклассник способен работать самостоятельно, то он может подготовиться успешно без помощи репетитора.
Но, в любом случае, влияние учителя, как на школьников, так и на их родителей, огромно. И во многом успешность сдачи ЕГЭ учащимися класса зависит от психологического настроя, который создаёт учитель.
1. Асриян О.Б., Корнилова Д.С., Черемискина И.И. Отношение старшеклассников к итоговым государственным испытаниям. Современные проблемы науки и образования. 2015; 1-1.
2. Кузнецова Л.Э., Косинова Д.С. Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации. Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017: 42 - 49.
3. Медведева Н.И., Боев И.В. Деструктивное воздействие стрессовых факторов социальной среды на психологическое здоровье человека. Вестник Ставропольского государственного университета. 2011; 6-2: 96 - 99.
4. Глушкова Н.И., Боев И.В. Современная социальная среда и личностная изменчивость учителя (психодиагностика и психологическая помощь). Москва, 2003.
5. Медведева Н.И. Психологические аспекты влияния стиля реагирования учителя общеобразовательной школы на процесс педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2017; Т. 63; № 2: 281 - 282.
References
1. Asriyan O.B., Kornilova D.S., Cheremiskina I.I. Otnoshenie starsheklassnikov k itogovym gosudarstvennym ispytaniyam. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 1-1.
2. Kuznecova L.'E., Kosinova D.S. Teoreticheskij analiz problemy psihologicheskoj gotovnosti starsheklassnikov k edinomu gosudarstvennomu 'ekzamenu kak stressovoj zhiznennoj situacii. Sovremennaya psihologiya: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Kazan', oktyabr' 2017 g.). Kazan': Buk, 2017: 42 - 49.
3. Medvedeva N.I., Boev I.V. Destruktivnoe vozdejstvie stressovyh faktorov social'noj sredy na psihologicheskoe zdorov'e cheloveka. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2011; 6-2: 96 - 99.
4. Glushkova N.I., Boev I.V. Sovremennaya social'naya sreda i lichnostnaya izmenchivost' uchitelya (psihodiagnostika i psihologicheskaya pomosch'). Moskva, 2003.
5. Medvedeva N.I. Psihologicheskie aspekty vliyaniya stilya reagirovaniya uchitelya obscheobrazovatel'noj shkoly na process pedagogicheskoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; T. 63; № 2: 281 - 282.
Статья поступила в редакцию 23.03.18
УДК 159
Nishchitenko S.V., teaching assistant, Department of Practical and Special Psychology, North-Caucasian Federal University
(Stavropol, Russia), Е-mail: nishchitenko@inbox.ru
VIRTUAL REALITY AS A SPECIAL KIND OF LIFE ACTIVITY FOR HIGH SCHOOL STUDENT. The article reveals the specifics of a system "man-virtual reality", defines the main characteristics of virtual communications, their impact on underage users. The article highlights the actual principles of psychological and pedagogical support of high school students participating in virtual communications. The author concludes that the pedagogic-psychological accompaniment of high school students in terms of virtual communication should include activities aimed at increasing the information security of the person. Teens need to know about segment capabilities, risks and threats, which abound in the virtual space, possess psychological resistance to the impacts of the Internet.
Key words: virtual communications, virtual reality, information technology, virtual societies.
С.В. Нищитенко, ассистент каф. практической и специальной психологии, Северо-Кавказский федеральный
университет, г. Ставрополь, Е-mail: nishchitenko@inbox.ru
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ВИД ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА
В статье раскрываются особенности системы «человек - виртуальная реальность», определяются базовые характеристики виртуальных коммуникаций, их влияние на несовершеннолетних пользователей. Статья освещает актуальные принципы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, участвующих в виртуальных коммуникациях. Автор делает вывод о том, что в программу психолого-педагогического сопровождения старшеклассников в условиях виртуальных коммуникаций необходимо включить мероприятия, направленные на повышение информационной безопасности личности. Подростку необходимо знать о криминогенном потенциале, возможных рисках и угрозах, которыми изобилует виртуальное пространство, обладать психологической устойчивостью к воздействиям сети интернет.
Ключевые слова: виртуальные коммуникации, виртуальная реальность, информационные технологии, виртуальные социумы.
Современный стремительный рост информационных технологий, массовое распространение сети интернет, её доступность и повсеместность увеличивают значимость виртуальной психологии, актуализируют экспериментальные исследования системы «человек - виртуальная реальность». Особую остроту приобретают методики, позволяющие изучить психологические характеристики человека в разнообразных виртуальных мирах и кибернетических пространствах, выявить стереотипы и установки людей относительно деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации, а так же оценить эффективность образования и воспитания.
Виртуальная реальность (от латинского слова «virtus» означает «доблесть, необычное качество») появляется благодаря взаимодействию компьютерного устройства и человеческой психики и ограничивается лишь аппаратными возможностями компьютера и психическими возможностями человека.
В. Лившиц отмечает развитие новой парадигмы мышления, согласно которой мир очень многообразен и сложен, в отличие от ньютоновской идеи простоты. Актуальный парадигматический подход (виртуалистика) определяет виртуальную реальность как особый тип взаимодействия между разнородными объектами, а так же специфические отношения между ними - порожденности, интерактивности, активности и автономности [1].
Учёный выделяет психологическую виртуальную реальность, которая предполагает отражение в самообразе характера актуализации образа. Когда человек не находится в виртуальном режиме, то есть если образ актуализируется естественно, а деятельность протекает именно так, как она, по его мнению, должна протекать, такой вид функционирования виртуальной реальности носит название консуетал. Другой вид - виртуал - возникает, если мы сталкиваемся с необычным, экстраординарным, соответствующим экстраординарному характеру процесса актуализации образом. Кроме того в состав виртуала входят два типа событий: гратуал и ингратуал. При помощи первого мы характеризуем приятные и привлекательные события. Второй является противоположностью и применяется для описания неприятных, отталкивающих состояний. Необходимым компонентом виртуальной реальности является «ощущение присутствия» в виртуальном мире.
Термин «виртуальная реальность» необходимо рассматривать в двух основных направлениях (Н.А. Носов, 2000). Во-первых, как компьютерную модель, имитацию реального мира при помощи специальных очков, шлемов, устройств. Во вторых, как полноценную среду жизнедеятельности человека, основой которой являются нематериальные понятия - мысли, образы и информация, в ней принимаются и реализуются собственные решения, удовлетворяются потребности, создаются определённые
продукты деятельности и процесс общения трансформируется в виртуальные коммуникации [2].
Ключевыми характеристиками виртуальной коммуникации, согласно М.Б. Бергельсон, выступают опосредованность, дис-тантность, интерактивность, глобальный межкультурный характер, анонимность участников (в большинстве случаев), широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности, отсутствие статусной иерархии, неопределённость и неразвитость социальных норм, маргинализация и карна-вализация коммуникационных процессов [3]. Коммуникационные виртуальные технологии, которые K.J. Gergen называет технологиями «социального насыщения», позволяют удовлетворить потребность в информации, обеспечивают общение на больших расстояниях, в реальном времени и с отсрочкой во времени, расширяют рамки социальных контактов за границы непосредственного социального окружения, выполняют саморепрезентативную функцию. Отношения больше не ограничиваются фактом физического присутствия, могут осуществляться на большом расстоянии и с высокой скоростью, стабильные семейные или дружеские сообщества постепенно исчезают, переносятся в виртуальное пространство. Учёный пишет о мультиплицировании «self», о его изменении в соответствии с изменившимися условиями среды и взаимоотношений, человек перестает выполнять функции, к которым он привык в обыденной жизни, начинает относиться к компьютеру, как к живому существу или же начинает отождествлять себя с компьютером. Происходит смещение грани между живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, между реальностью компьютера и истинной реальностью. Она позволяет развиваться субъективно приятным эмоциональным состояниям, искусственно меняя «настроение духа» [4].
Отечественные и зарубежные учёные (Kelly, Reid, Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина и др.) отмечают, что в виртуальных социумах людей как таковых нет, ситуация «человек в социуме» не возникает, скорее, появляются виртуальные образы, созданные реальными людьми. Анонимность и невидимость, обусловленные отсутствием визуального ряда в виртуальных коммуникациях, позволяют пользователю творить себе виртуальный образ сообразно своим желаниям и возможностям [5; 6; 7].
М.В. Воропаев в своих работах указывает на то, что виртуальные коммуникации «растормаживают» многие запреты, которые ограничивают человека в повседневной жизни, создавая иллюзию анонимности. Кроме того, виртуальность размывает идентичность человека, усиливая диссоциативные силы, угрожающие целостности человеческой личности [8].
Учёный считает, что опыт человека в виртуальной реальности очень похож на тот опыт, который мы приобретаем в мире