ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ РЕАКЦИИ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ
ПРОБНЫХ ЕГЭ
С.И. Волкова1, Э.Ю. Сироткина ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал
С помощью стандартных методов изучены реакции сердечно-сосудистой системы учащихся старших классов на пробные экзамены в форме ЕГЭ по математике и русскому языку. Обследовано 29 школьников 11 класса (10 мальчиков и 19 девочек) и 20 учащихся 10 класса (8 мальчиков и 12 девочек) Гимназии г. Арзамас Нижегородской области. Пробные ЕГЭ оказывают достаточно сильное влияние на психофизиологическое состояние учащихся. Для нивелирования тревожности выпускников во время сдачи ЕГЭ с целью сохранения их здоровья необходима не только предметная, но и психологическая подготовка старшеклассников к ЕГЭ.
Ключевые слова: школьники, стресс, адаптация, сердечно-сосудистая система
Cardio-vascular reactions as one of the indices of adaptation of High school students to the sample State Exam. The paper presents the study of cardio-vascular reactions to sample State Exams (Russian language and mathematics) in high school students. Standard methods were used. There were studied 29 students of the 11th grade (10 boys and 19 girls) and 20 students of the 10th grade (8 boys and 12 girls) from gymnasium in Arzamas, Nizhny Novgorod region. Sample State Exams have a rather strong impact on the psychophysiological state of students. In order to eliminate anxiety during these exams not only preparation in the subject field is neccessary, but psychological training before the exam should take place.
Key words: school students, stress, adaptation, cardio-vascular system.
Жизнь школьников насыщена стрессами и психологическими перегрузками. В исследованиях многих физиологов показано снижение физической и нервно-психической выносливости современных детей и подростков [5; 7]. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. Особенно следует выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в ВУЗ, овладение избранной профессией. Вот уже несколько лет все выпускники Российских школ
Контакты:1 Волкова С.И. - E-mail:<volkovasvetlana65@rambler.ru>
сдают выпускные экзамены в новой форме - ЕГЭ, которые являются одновременно и вступительными экзаменами в ВУЗы. Однако физиологических исследований по адаптации организма учащихся к такой форме выпускных испытаний на сегодняшний день практически нет. Имеются лишь данные некоторых работ психологов в этом направлении [3; 6].
Нами проведено изучение реакций сердечно-сосудистой системы учащихся на пробные экзамены в форме ЕГЭ по математике и русскому языку.
Ранее мы проводили подобные исследования параметров сердечнососудистой системы девятиклассников во время пробных ГИА по тем же предметам [1].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Было обследовано 29 школьников 11 класса (10 мальчиков и 19 девочек), а также 20 учащихся 10 класса (8 мальчиков и 12 девочек) Гимназии г. Арзамас Нижегородской области. Клинически больных детей среди испытуемых не наблюдалось.
У учащихся с помощью электронного тонометра исследовались: частота сердечных сокращений (ЧСС) по пульсу, систолическое и диастолическое артериальное давление (САД, ДАД). Пульсовое давление (ПД) рассчитывалось как разница между САД и ДАД.
Измерения проводились непосредственно перед пробным экзаменом в форме ЕГЭ и сразу же после экзамена.
Результаты исследования были обработаны с помощью пакета компьютерных программ «Биостат». Определялись: средний показатель на группу испытуемых (М), квадратичное отклонение (с), ошибка средней (т). Достоверность различий определялась по 1-критерию Стьюдента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Организм человека способен довольно быстро адаптироваться к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. Но вместе с тем сильные и продолжительные нагрузки могут привести к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям. В качестве индикатора адаптационной деятельности организма чаще всего рассматривают сердечно-сосудистую систему, что объясняется ролью этой системы в обеспечении организма необходимыми для жизнедеятельности элементами, а сердечный ритм, артериальное давление, пульс являются одним из проявлений системной реакции целостного организма на всевозможные воздействия [2].
Результаты проведенного нами исследования представлены в таблицах 1, 2.
Динамика параметров сердечно-сосудистой системы (М±т) до и после пробных ЕГЭ во всей группе испытуемых 11-го класса (29 чел.)
Название дисциплины Показатель У всей группы
До экзамена После экзамена
Математика САД 122 ,9±3 , 5 131±3,9
ДАД 75 ,3±1,6 75,1±1,7
ЧСС 83 ,2±2,7 66**±1,6
ПД 47,8±2, 9 54,5±3,53
Русский язык САД 119±2 ,1 113,5*±1,7
ДАД 74 ,9±1,6 71,8±1,4
ЧСС 82±2 70,7**±1,9
ПД 44,2±1,4 41,9±1,4
Примечание: * р < 0, 05; ** р < 0, 01 (достоверность различий показателей до и после экзамена)
Таблица 2
Динамика параметров сердечно-сосудистой системы (М±т) до и после пробных ЕГЭ у девочек и мальчиков 11-го класса (количество испытуемых: 19 девочек и 10 мальчиков)
Название дисциплины Показатель У девочек У мальчиков
До экзамена После экзамена До экзамена После экзамена
Математика САД 116±2,2 124,6±4,2 135,9**±8,1 143,2**±6,6
ДАД 72±1,6 73,2±1,8 81,5**±2,6 78,7±3,5
ЧСС 85,8±3 68,8±1,7 78,3±5,1 60,7**±2,9
ПД 43,9±2 47,7±2,6 55,1*±7,1 67,2**±7,9
Русский язык САД 115,6±2, 5 109,8±1,5 125,8*±2,8 120,9**±2,8
ДАД 72,6±1,5 70,3±1,3 79,2*±3,3 74,6±3,2
ЧСС 84,3±2,5 71,2±2,3 77,6±3,1 69,7±3,7
ПД 42,9±1,8 39,58±1 46,6±2,2 46,3*±3,1
Примечание: * - р < 0,; ** р < 0, 01 (достоверность различий показателей мальчиков и девочек)
Как показали результаты исследования, перед экзаменом функциональное состояние учащихся характеризовалось повышенным возбуждением. Так, во всей группе испытуемых ЧСС перед обоими экзаменами была достоверно выше, чем после них, такая же тенденция наблюдалась и для такого параметра, как САД, перед экзаменом по русскому языку.
При этом реакции девочек и мальчиков несколько различались. Во-первых, САД, ДАД и ПД у мальчиков перед экзаменами были выше, чем у девочек, а ЧСС, напротив, меньше. Во-вторых, волнение мальчиков было, на наш взгляд, выражено сильнее. Возможно, это связано с большим усердием девочек при подготовке к экзаменам (а, следовательно, и с большей их уверенностью в положительном исходе экзамена), а также с разным отношением девочек и мальчиков к учебе в целом.
Кроме того, нами были обследованы учащиеся более младшего возраста (10 класс), только начинающие готовиться к сдаче ЕГЭ и также сдающие пробные экзамены в форме ЕГЭ, но без самой сложной части в КИМах (без части С). На экзаменах у 10-классников не присутствовали представители руководства школы, как это было в 11 классе. Данные этой части эксперимента представлены нами в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Динамика параметров сердечно-сосудистой системы (М±т) до и после пробных ЕГЭ во всей группе испытуемых 10-го класса (20 чел.)
Название дисциплины Показатель У всей группы
До экзамена После экзамена
Математика САД 112,5±1,9 114,9±2,9
ДАД 70,5±1,3 76,6**±1,4
ЧСС 81,3±3,2 69,7**±2,3
ПД 41,9±1,4 38,9±2,4
Русский язык САД 117,1±2,8 116,7±3,2
ДАД 68,8±1,4 72,5±2,4
ЧСС 78,1±1,9 80,7±1,6
ПД 48,3±2,2 44,2±2,2
Примечание:**р < 0, 01 (достоверностьразличий показателей до и после экзамена)
Динамика параметров сердечно-сосудистой системы (М±т) до и после пробных ЕГЭ у девочек и мальчиков 10-го класса (количество испытуемых: 12 девочек и 8 мальчиков)
Название дисци- У девочек У мальчиков
плины Показа- До экза- После До экза- После
тель мена экзамена мена экзамена
Математика САД 109±2,1 111,9±3,2 118±3 120±5,7
ДАД 69,8±1,5 75*±2,1 71,9±2,4 79,3*±1,2
ЧСС 85,8±3,2 72,4**±2,8 73,7±6 65±3,5
ПД 39,6±1,7 36,9±2,2 46±1,6 42,3±5,5
Русский язык САД 110±2,1 115±4,5 128,6±4 119,2±4
ДАД 66,9±1,3 73,1*±3,2 71,9±3 71,5±3,6
ЧСС 81,7±2,1 82,6±2,1 72,3±3,2 77,5±1,8
ПД 43,1±1,6 42±2,7 56,8±3,9 47,8±3,6
Примечание:*р < 0, 05; ** р < 0, 01 (достоверностьразличий показателей до и после экзамена)
В данном случае наблюдалась несколько иная картина: ЧСС достоверно выше была лишь у девочек и только перед экзаменом по математике. Экзамен же по русскому языку не оказал заметного влияния на параметры сердечно-сосудистой системы десятиклассников (в отличие от учащихся 11 класса). И все же оба экзамена даже у них вызвали нервно-эмоциональное напряжение, что проявилось в достоверном повышении ДАД после обоих экзаменов у девочек, а также после экзамена по математике у мальчиков, и в тенденции к снижению ПД в обеих тендерных группах. Большинством исследователей благоприятной реакция на нагрузку признается в том случае, когда после нее происходит умеренное увеличение пульса [4] и систолического артериального давления, и одновременное снижение диастолического давления. Повышение же диастолического давления и снижение пульса связывают со значительными нагрузками и накоплением утомления в условиях учебной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, даже пробные ЕГЭ оказывают достаточно сильное влияние на психофизиологическое состояние и вегетативные системы учащихся. Учащиеся до экзамена, в период сдачи экзамена и после него находятся в состоянии нервного, эмоционального и физического напряжения. Экзаменационный стресс может стать пусковым механизмом реактивной депрессии, нервных срывов, появления глубоких функциональных нарушений и заболеваний. При этом необходимо от-
метить более мягкие условия проведения пробных экзаменов в форме ЕГЭ, чем реальные.
Для нивелирования тревожности выпускников во время сдачи ЕГЭ, с целью сохранения их здоровья, как физического, так и психического, необходима не только предметная, но и психологическая подготовка старшеклассников к ЕГЭ. Следует также научить их способам снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием (саморегуляция, релаксация и др.). Таким образом, готовить выпускников к сдаче ЕГЭ должна команда педагогов, в составе которой нам видятся не только учителя-предметники, но и психологи, а также медицинские работники. Родители при этом должны обеспечить надежный, спокойный, доброжелательный климат для подготовки своих детей к ЕГЭ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова С.И., Сироткина Э.Ю. Влияние пробных экзаменов в форме ГИА на сердечно-сосудистую систему девятиклассников // Международный сборник научных трудов, посвященный году Германии в России «Естественные и гуманитарные науки - устойчивому развитию общества». - М.: ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. - С. 53-56.
2. Безруких М.М. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у подростков 14-16 лет в процессе учебной деятельности // Новые исследования по возрастной физиологии. - 1985. - №2 (25). - С. 58-62.
3. Гапонова С.А., Романова А.И. Психологические факторы, влияющие на успешность сдачи выпускниками школ итоговых экзаменов в форме ЕГЭ // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - №1. -С. 120-123.
4. Голицина И.И. Адаптивные изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы под влиянием физической нагрузки // Адаптации детей школьного возраста к физической нагрузке: Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск, 1981.
5. Макарова В.И. Состояние здоровья детей школьного возраста при экстремальных формах обучения / В.И. Макарова, Г.Н. Дегтева, О.О. Коноплев, Л.И. Кудра, С.Н. Чупрова, Н.Н. Симонова // Гигиена и санитария. - 1997. - № 3. -С. 33-36.
6. Моросанова В.И., Филиппова Е.В. Изучение регуляторных основ психологической успешности учащихся на экзамене // Вестник РУДН, серия Психология и педагогика. - 2009. - № 4. - С. 37-42.
7. Хватова М.В. Физиологические механизмы адаптации школьников к учебной нагрузке в условиях лицея // Альманах. Новые исследования. Материалы международной научной конференции «Физиология развития человека», посв.60-летию института возрастной физиологии. - 2004. - № 1-2. - С. 397.