УДК 159 Ханхатова Н.М., Дарижапова М.Н.
Ханхатова Н.М.
магистрант Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова (г. Улан-Удэ, Россия)
Дарижапова М.Н.
кандидат психологических наук Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова (г. Улан-Удэ, Россия)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И МЕНТОРСТВО: ВЛИЯНИЕ ПОДДЕРЖКИ И НАСТАВНИЧЕСТВА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Аннотация: даже самый опытный специалист в какой-либо сфере в начале своего пути не имел этого опыта. В современном мире число предпринимателей возрастает с каждым годом. Каждому начинающему предпринимателю обязательно нужен наставник, так как человеку с маленьким опытом особенно в сфере предпринимательства достаточно тяжело. Менторство позволяет начинающим предпринимателям ощущать не только фактическую помощь в определенных сферах, но и эмоциональную поддержку. Целью статьи является изучение влияния менторства на психологическое состояние предпринимателя. Проведенное теоретическое исследование позволяет сформулировать определение понятия менторства, раскрыть личностные характеристики ментора/наставника, исследовать существующие виды и типы наставничества, а также модели поддержки и наставничества для предпринимателей, проанализировать взаимосвязь наставничества и психологического состояния предпринимателя.
Выводы: поставленная цель достигнута: изучено влияние менторства на психологическое состояние предпринимателя, поставленные задачи выполнены: сформулировано определение понятия менторства, определены личностные характеристики
ментора/наставника, исследованы существующие модели поддержки и наставничества для предпринимателей, проанализирована взаимосвязь наставничества и психологического состояния предпринимателя.
Ключевые слова: менторство, ментор, поддержка, наставничество, наставник, предпринимательство, предприниматель, бизнес.
В современном мире каждый старается создать свой бизнес, поэтому с каждым годом растет число предпринимателей. Так, согласно результатам исследования проекта «Контур.Фокус», за последние три года в России количество предпринимателей увеличилось на 23,6%. Наиболее значительный рост числа предпринимателей наблюдался в 2023 году. Согласно оценкам специалистов, за тот же период времени число представителей малого и среднего бизнеса возросло на 12,6%, достигнув отметки в 6,4 миллиона субъектов к 2024 году. В то же время количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 23,6%, составив 4,1 миллиона человек.
Каждый начинающий предприниматель, как и любой специалист в различных областях, нуждается в наставнике, в менторстве. Изучив научную и публицистическую литературу по данной теме, мы пришли к следующему определению понятия менторства: менторство - это процесс, когда более опытный и зрелый человек (ментор/наставник) оказывает поддержку, направляет и обучает менее опытного или начинающего (младшего коллегу или ученика). Менторство является важным средством развития профессиональных и личных качеств, а также способствует успеху в разных областях жизни [1, 2, 4, 6].
В широком смысле само понятие наставничества можно определить как метод передачи знаний и навыков от более опытного лица тому, кто только начинает свою деятельность или стремится повысить свой уровень знаний в конкретной области. Существуют разные виды наставничества. Один из них -традиционное наставничество, которое предполагает взаимодействие между двумя людьми, также есть ситуационное наставничество, помогающее оперативно решать проблемы в определенной области, партнерское
наставничество, командное наставничество и другие [2]. Для каждой конкретной ситуации требуется свое наставничество.
Когда речь идет о менторстве или наставничестве, мы должны четко разграничивать эти два понятия с существующими формами поддержки малого и среднего бизнеса, то есть консультационной, образовательной и информационной [3].
Консультативная поддержка включает экспертные консультации тех, кто хочет начать свое дело или уже начал его, по таким вопросам, как подготовка документов, разработка бизнес-плана, маркетинг и так далее. Эта форма поддержки направлена на то, чтобы помочь людям решить возникающие у них вопросы посредством консультаций.
Образовательная форма поддержки связана с созданием образовательных программ. Например, корпорация «МСП» вместе с высшими учебными заведениями и общественными организациями, работающими в области поддержки предпринимательства, разработала две образовательные программы: «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства».
Информационная поддержка малого и среднего бизнеса направлена на предоставление информации о программах поддержки, действующих в России, а также о льготах. Эта форма поддержки охватывает различные виды помощи, включая разъяснение вопросов, связанных с законодательством, процедурами предоставления мер поддержки, лицензированием, а также информирование МСП о другой важной информации.
Таким образом, наставничество включает элементы консультационной, образовательной и информационной поддержки, поскольку наставник курирует своего подопечного, передает ему знания, проверяет их усвоение, консультирует по возникающим вопросам, информирует по отдельным темам и так далее. Наставничество является более широким понятием, которое нельзя заменить другими формами поддержки малого и среднего бизнеса или даже сопоставить с ними.
Понятие ментора или наставника официально не закреплено, но раскроем кем должен являться наставник. Это должен быть человек [2]:
— обладающий опытом длительного ведения предпринимательской деятельности (в качестве индивидуального предпринимателя или руководителя/соучредителя юридического лица),
— готовый посвящать достаточно времени общению с начинающим предпринимателем,
— стремящийся способствовать стабильному развитию бизнеса начинающего предпринимателя и достижению им успеха.
Целесообразно в рамках нашей работы будет выделить виды наставничества [1]:
• формальное наставничество представляет собой официально оформленный процесс, где обязательства каждого участника фиксируются в специальном договоре,
• неформальное наставничество позволяет самостоятельно выбирать наставника исходя из личных и профессиональных предпочтений. Основным критерием этого соглашения являются положительные отношения и взаимная симпатия.
На сегодняшний день исследователи также выделяют три основных типа наставничества, которые описывают роль наставника в отношениях [1]:
• квалификационный тип. Здесь наставник выступает в роли учителя. Он должен корректировать и исправлять работу подопечного, а тот, в свою очередь, должен следовать всем инструкциям и требованиям,
• социальный тип наставничества. Здесь наставник проявляет себя как психолог, медиатор и консультант. Главная его задача - помогать подопечному справляться с трудностями,
• корпоративный тип наставничества. Этот тип допускает участие наставника как индивидуального субъекта, так и группы. Задача наставника в этом случае - сопровождать начинающего специалиста, давать советы и делиться своим опытом.
Изучив виды и типы наставничества, проанализируем его модели. В рамках нашей работы мы выбрали 5 моделей, которые используются чаще всего в современном мире [1, 4]:
традиционное наставничество. В рамках этой модели более опытный специалист закрепляется за начинающим предпринимателем на определенный период времени,
групповое наставничество предполагает работу одного наставника с группой предпринимателей. Обычно такие группы формируют из специалистов примерно одного уровня квалификации,
командное наставничество предусматривает возможность работы одного подопечного с группой опытных специалистов или группы начинающих с группой наставников,
ситуационное наставничество. В этом случае наставник выполняет функцию консультанта, к которому подопечный обращается при возникновении сложностей. Такая модель не предполагает постоянной работы с наставником, а только по мере необходимости,
виртуальное наставничество позволяет выбирать наставника независимо от местоположения, используя информационно-коммуникационные технологии.
Следуя из вышенаписанного, мы приходим к тому, как же все таки влияет на психологическое состояние предпринимателя наставничество.
Для каждого начинающего специалиста в той или иной сфере важна поддержка со стороны знающего человека. Через эту поддержку и руководство начинающий предприниматель получает уверенность в своих действиях: он учится взаимодействовать с людьми, просить помощи, не бояться ошибиться. Правильное наставление начинающего предпринимателя приведет не только к масштабированию его бизнеса, но и к укреплению предпринимательского мышления.
Личный наставник также помогает начинающему предпринимателю экологично для его психики пережить кризис в бизнесе, не сдаться, побороть страхи и сомнения.
Помимо получения поддержки, начинающий предприниматель получает от наставника личностное развитие и получает ответы на многие вопросы, например: через какие ресурсы ему лучше работать, какую дополнительную литературу читать, через какие платформы обучаться и другие.
Таким образом, мы приходим к выводу, что наставничество в бизнесе очень важно для начинающих предпринимателей, так как каждый нуждается в помощи и поддержке, ведь открытие своего бизнеса - это всегда сильные переживания и сомнения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Борисов С. Р., Новикова В. Д., Юргелас А. Л. Наставничество в молодежном МСП в России: особенности и эффективность // Бизнес. Общество. Власть. — 2022. — № 44—45. — С. 211—226;
2. Кларин М. В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // Этап: экономическая теория, анализ, практика. — 2016. — № 5. — С. 92—112;
3. Князькова Е. А., Береза Н. А. Вопросы актуальности института наставничества в молодежных сообществах на местном уровне // Вопросы управления. — 2018. — № 5 (54). — С. 72—78;
4. Назарова Л.И. Особенности применения методов коучинга и наставничества при обучении персонала инновационной организации // Образовательная деятельность вуза в современных условиях, 2016, №2 9 С. 25-27;
5. Прохорова М.В., Овсянникова О.М. Разработка многофакторной методики диагностики мотивации трудовой деятельности // Психологический журнал, 2017, № 1 (38). С. 73-97;
6. Прохорова М.П., Булганина С.В., Спиридонова Д.А., Голованова С.О. Оценка эффективности наставничества в современных организациях // Московский экономический журнал, 2019, № 13 С. 647-653;
7. Шерстнева А. В. Некоторые вопросы и проблемы в развитии молодежного предпринимательства // Евразийский научный журнал. — 2022. — №2 3. — С. 4— 8
Khankhatova N.M., Darizhapova M.N.
Khankhatova N.M.
Buryat State University named after Dorzhi Banzarov (Ulan-Ude, Russia)
Darizhapova M.N.
Buryat State University named after Dorzhi Banzarov (Ulan-Ude, Russia)
PSYCHOLOGICAL SUPPORT AND MENTORING: IMPACT OF SUPPORT AND MENTORING ON PSYCHOLOGICAL STATE OF ENTREPRENEUR
Abstract: even the most experienced specialist in any field did not have this experience at the beginning of his career. In the modern world, the number of entrepreneurs is increasing every year. Every aspiring entrepreneur definitely needs a mentor, as it is quite difficult for a person with little experience, especially in the field of entrepreneurship. Mentoring allows aspiring entrepreneurs to feel not only actual help in certain areas, but also emotional support. The purpose of the article is to study the influence of mentoring on the psychological state of an entrepreneur.
Conclusions: the goal has been achieved: the influence of mentoring on the psychological state of an entrepreneur has been studied, the tasks have been completed: the definition of mentoring has been formulated, the personal characteristics of a mentor/mentor have been determined, existing models of support and mentoring for entrepreneurs have been investigated, the relationship between mentoring and the psychological state of an entrepreneur has been analyzed.
Keywords: mentoring, mentor, support, mentoring, mentor, entrepreneurship, entrepreneur,
business.