ПСИХОЛОГИЯ
Психологическая наука: разработка коммуникативной методологии
В. А. Мазилов
Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант 09-06-00412
В статье представлены основные положения авторской концепции коммуникативной методологии. Разработка основ коммуникативной методологии сделала возможной постановку проблемы интеграции психологического знания, которая в настоящее время является одной из наиболее актуальных в психологии.
Ключевые слова: психология, методология, коммуникативная методология, интеграция научного знания Psychological Science: Working out Communicative Methodology
V. А. Mazilov
In the article the original positions of the designed concept of a communicative methodology are submitted. Producing the fundamentals of a communicative methodology has made possible statement of a problem of integration of psychological knowledge, which is now one of the most actual for Psychology.
Key words: Psychology, methodology, communicative methodology, integration of scientific psychological knowledge.
В 80-90-х гг. ушедшего XX столетия в отечественной психологии отмечалось устойчивое снижение интереса к разработке методологии психологической науки. Предпринимались попытки существенно ограничить роль методологии психологии, что было закономерной реакцией на «предписывающий» характер прежней методологии, ранее существовавшей в нашей стране. Дело доходило до призывов вообще отказаться от методологии на том основании, что методология неправомерно отождествлялась с ее философским уровнем, а последний, в свою очередь, -с марксизмом-ленинизмом. Более «мягкие» варианты редукции методологии были связаны (под явным влиянием американской психологии) со сведением ее к чисто технической дисциплине, трактующей процедуры планирования и проведения экспериментального (или квазиэкспериментального) исследования.
Зарубежная психология традиционно отличалась прагматизмом, в связи с чем широкое распространение получили попытки ограничить методологию важными, но отнюдь не исчерпывающими ее содержание вопросами, к примеру, проблемой объяснения в психологии. Наконец, часто высказывалось мнение, что методологические проблемы должны решаться ученым в ходе проведения конкретного исследования, значит, методология психологии как самостоятельная концепция не нужна.
За последние пять лет ситуация в корне изменилась. В последнее время опубликовано весьма значительное число работ, посвященных методо-
логии психологии, высказано много продуктивных идей. Повышение интереса психологов к разработке методологических проблем налицо. В связи с этим возникает важнейший вопрос: что представляет собой и какой должна быть методология современной психологии? Нужно ли реставрировать (или восстановить в правах) традиционную советскую методологию психологии (освободив ее от очевидно устаревших или идеологизированных положений), или же речь идет о разработке принципиально новой методологии психологической науки?
Мы полагаем, что дискуссии по поводу методологии психологической науки во многом связаны с эмоциональными оценками («методологическими эмоциями», по А. В. Юревичу [4]). Конечно, если идеология пытается подменить собой науку, это совершенно недопустимо. Вместе с тем вряд ли стоит отрицать, что к психологии применимы общие стандарты научного мышления и логики научного познания, поэтому философский и общенаучный уровни методологии, задающие общие правила рассуждения, обоснования, доказательства, несомненно, должны присутствовать в сознании научного психолога.
Но наиболее важными для психологии все же являются собственно психологические методологические представления, собственная методология психологии. Подчеркнем, что крайне опасно полагать, что для психологии безоговорочно подходят разработки, полученные на материале естественных наук. Очень часто делаются обобщения, представляющиеся совершенно неоправ-
данными (ибо за ними не стоит конкретных специальных исследований), согласно которым естественно-научные стандарты распространяются на область всей психологии. Этот уровень собственно психологической методологии (как нам представляется, важнейший среди всего методологического психологического знания) подменялся в советской психологии набором принципов и постулатов. В настоящее время эти положения утратили статус незыблемых принципов и в действительности представляют собой лишь «научные и методические подходы» (В. П. Зин-ченко) [2]. Вместо «проговаривания» принципов методологам психологии стоит, на наш взгляд, обратить более пристальное внимание на разработку конкретных методологических проблем: предмета, метода, объяснения в психологии, интеграции психологического знания и др.
Очень важно подчеркнуть, что необходимо различать собственно методологию психологии и теорию психологии, причем методология не должна подменять собой теорию. Несомненно также, что те или иные психологические теории могут иметь методологическое значение и выступать в качестве методологии при проведении конкретного психологического исследования. По нашему мнению, должна существовать собственная методология психологической науки в узком смысле, обеспечивающая выполнение определенных функций.
Методология психологической науки, по нашему глубокому убеждению, пока еще не является устоявшейся, сформировавшейся теорией. Напротив, методология психологии представляет собой совокупность идей, понятий, принципов, схем, моделей, концепций и т. д., и в каждый момент времени на первый план выходят те или иные ее аспекты. И если перед психологией встают новые задачи, то и методология должна осуществлять соответствующую проработку, создавая новые методологические модели. Иными словами, методология психологии имеет конкретно-исторический характер.
Методология психологии: современная структура
Приступая к циклу методологических исследований и намечая контуры новой методологии психологической науки, мы отмечали [5], что, вероятно, она должна складываться из трех составляющих в соответствии с основными группами задач, стоящих перед этой областью знания:
1. Когнитивной (познавательной) методологии, описывающей принципы и стратегии исследования психического.
2. Коммуникативной методологии, обеспечивающей соотнесение различных психологических концепций и реальное взаимодействие различных направлений и школ в психологии.
3. Методологии психологической практики (практико-ориентированной психологии).
Когнитивная (познавательная) составляющая - традиционная для классической методологии сфера интересов: проблема предмета психологии, соотношение теории и метода в психологии, структура научного знания в области психологии, структура научной теории в психологии, особенности порождения, функционирования психологических теорий, понятийного аппарата психологической науки, характер объяснения в психологии, структура и операциональный состав методов, применяемых в психологии, условия и критерии научности, соотношение научного и вненаучного знания и т. д. Здесь что ни слово - проблема. Обозначим для примера лишь некоторые.
Предмет науки. В психологии есть достаточные основания предполагать, что предмет имеет непростое строение: можно выделить декларируемый, реальный и рационализированный предмет. Предмет науки и предмет исследования не совпадают, могут быть выделены различные их взаимоотношения. Даже методы психологии, как ни странно, представляют собой «проблему». Если эмпирические методы достаточно хорошо изучены, разработаны интересные классификации, то о теоретических методах этого сказать явно нельзя. Не исследовано должным образом соотношение теории и метода в психологии. В «познавательной» составляющей может быть выделен особый блок, имеющий в настоящее время для нашей психологии чрезвычайную важность. Это своего рода метаметодология. Учитывая то, что в психологии существует множественность понимания предмета психологической науки и множественность объяснения, необходим сравнительно-методологический анализ. Без такого анализа практически невозможно соотнесение теорий, концепций, подходов, ориентаций.
Коммуникативная составляющая представляет собой нетрадиционную сферу методологии психологической науки. Она призвана помочь установлению взаимопонимания как «внутри» научной психологии, так и в психологии в целом. Смысл коммуникативной составляющей методологии - в соотнесении (в первую очередь, в разработке инструментария, аппарата такого соотнесения) теорий разного уровня и разных методологических ориентаций и подходов.
Практическая составляющая - область методологии, которая начинает складываться сейчас на наших глазах. В России идет бурный расцвет практической психологии: в образовании, в медицине, в бизнесе. Востребованность психологических знаний велика. И совершенно ясно, что и по задачам, и по методам, и по содержанию самого психологического знания практическая психология - это особая область. Деятельность психолога-практика, ее методология - важный блок «практической» составляющей.
Принципы разработки различных психотехник и психотехнологий - не менее актуальный «модуль», не получивший пока необходимой разработки. Здесь тоже огромное число нерешенных проблем (подчеркнем - именно методологических проблем). Практическая психология возникает на других основаниях: в отличие от традиционной научной психологии, она имеет «объектную», а не «предметную» ориентацию, она более «антропологична», если воспользоваться терминологией П. Фресса.
Более поздние исследования и развитие отечественной психологической науки в последние годы показали, что избранный путь является верным.
Коммуникативная методология психологической науки как путь интеграции психологического знания
Как хорошо известно, многие видные психологи связывали перспективы развития этой научной дисциплины с процессами интеграции. При этом предполагалась весьма различная интеграция: 1) внутри научной психологии (как установление взаимопонимания между различными школами, течениями, направлениями и подходами в психологии); 2) между психологией и другими научными дисциплинами (как усиление междисциплинарных связей); 3) между научной и практико-ориентированной психологией; 4) между научным психологическим знанием, с одной стороны, и ненаучным и вненаучным - с другой. В этих случаях имеется в виду интеграция психологического знания, являющаяся результатом коммуникации психологов.
Было выявлено, что в развитии психологической науки происходит «стихийная», естественная интеграция. В частности, она выражается в том, что та или иная психологическая концепция выходит за «рамки» научной школы. Это неизбежно, так как постижение психического во всей реальной сложности вступает в противоречие с «узкими» теоретическими установками. На наш взгляд, это один из путей развития психологического знания.
Отметим, что стихийной интеграции явно недостаточно, чтобы обеспечить интеграцию психологического знания в полном объеме. Необходимы специальные усилия психологического сообщества, специальная методология и технология интеграции, чтобы поддержать целенаправленные формы интеграции.
Было показано, что основная трудность на пути интеграции - отсутствие специального аппарата, позволяющего ее осуществлять. Главный вопрос, который предстоит решить, как именно она будет осуществляться. Иными словами, на повестке дня стоит вопрос о разработке методологии, теории и конкретной технологии интеграции. Предложенная нами концепция коммуникативной методологии психологической науки направлена на решение проблемы нахождения взаимопонимания между различными подходами и направлениями в психологии и разработку на этой основе технологии интеграции научного психологического знания.
Необходимость разработки коммуникативной методологии определяется тем, что в современной психологии накоплен богатейший материал: огромное количество фактических данных, гипотез, обобщений, концепций и теорий разного уровня. Вместе с тем (ввиду отсутствия общепринятых универсальных теорий) не складывается общая картина психического, которая удовлетворила бы потребность психологического сообщества в адекватной общей теории. Психологи вынуждены пользоваться совокупностью концепций, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки, поэтому требуется инструмент, позволяющий соотносить различные психологические теории и в перспективе осуществлять интеграцию психологического знания.
Традиционная методология психологии занимается почти исключительно исследованием процедур добывания и обоснования психологического знания. Коммуникативная методология нацелена на сопоставление психологических концепций, на установление взаимопонимания. Подчеркнем специально, что в течение многих десятилетий методология психологии была направлена исключительно на разработку средств, позволяющих осуществлять процесс познания психического (когнитивная функция методологии психологии). Методология психологической науки должна выполнять и коммуникативную функцию, то есть способствовать установлению взаимопонимания между разными направлениями, подходами внутри психологической науки. Для этого необходимо сопоставление научных концептуальных систем, выполнен-
ных в разных научных традициях. Необходима коммуникативная методология, направленная на улучшение взаимопонимания между различными научными школами, между различными традициями. Без этого невозможна реальная интеграция психологического знания.
Цель коммуникативной методологии состоит в разработке теоретической модели, обеспечивающей соотнесение психологических концепций и осуществление на этой основе интеграции психологического знания.
Задачи коммуникативной методологии: 1) разработка конкретной модели соотнесения психологических концепций; 2) разработка вспомогательного методологического аппарата; 3) разработка конкретной технологии интеграции; 4) осуществление конкретной интеграции (на специально выбранных «полигонах»). Перспективной задачей следует считать выход за пределы научной психологии и осуществление интеграции между научным и практико-ориентиро-ванным психологическим знанием, между научным знанием, с одной стороны, и ненаучным (и вненаучным) - с другой.
Теоретическую основу коммуникативной методологии составляют:
1) уровневое понимание предмета психологической науки [2];
2) историко-методологическая концепция эволюции методов психологии [2];
3) концепция соотношения теории и метода в психологии [2; 3].
К коммуникативной методологии предъявляются следующие требования: она должна иметь историческую основу, то есть учитывать исторический путь, пройденный психологией; она должна быть деидеологизированной; плюралистической (не ориентированной на единый универсальный научный стандарт); учитывать возможность появления различных целей получения психологического знания (познавательных или практических); наконец, она должна быть содержательной, то есть рассматривать вопросы реального предмета психологической науки [3].
Важно ясно понимать, каковы на сегодняшний день реальные возможности коммуникативной методологии. Наибольшую трудность, как показывает развитие психологии в XX столетии, являет собой «несоразмерность», «несопоставимость» различных психологических концепций, что подчеркивается многими авторами, которым это препятствие представляется вообще непреодолимым: по их мнению, различные подходы, парадигмы являются несоотносимыми.
По-видимому, дело обстоит не так уж безнадежно, соотнесение все-таки возможно. Назовем основные положения, составляющие фундамент концепции коммуникативной методологии, направленной на реальное соотнесение различных психологических теорий. В данном случае мы ограничимся лишь формулировкой некоторых предварительных соображений.
Во-первых, это представление о предмете психологии как сложном, многоуровневом. Как было показано в предшествующих работах [2], предмет психологии имеет сложное строение: можно говорить о «декларируемом», «рационализированном» и «реальном» уровнях. Различение уровней предмета позволяет избежать многих недоразумений, поскольку соотнесение концепций должно происходить на уровне «реального» предмета. Отметим здесь, что разработка концепции предмета представляет сложнейшую задачу (как ни удивительно, научная разработка этой проблемы еще только началась), но она совершенно необходима, так как является обязательным условием для продвижения в этом магистральном направлении.
Во-вторых, как было показано ранее, многие недоразумения в психологии возникают от неоднозначного понимания терминов. Множественность определений и трактовок была и остается «фирменным» знаком психологии. Покажем это на примере понятия «метод». История психологии имеет массу примеров того, как разные авторы давали противоположные характеристики одним и тем же методам. Парадоксально, но для этого были определенные основания. Разработанный нами подход позволил дать однозначный ответ на этот вопрос. Специальное исследование показало, что метод имеет уровневое строение: можно говорить, по меньшей мере, об идеологическом, предметном и операциональном уровнях метода [2]. Естественно, что характеристики метода на разных уровнях будут существенно различаться. При сопоставлении психологических концепций важно иметь в виду, что на разных уровнях метод выступает существенно по-иному, поэтому необходимо строго учитывать данное обстоятельство. Отметим здесь, что подобного рода проблемы возникают по отношению едва ли не к каждому психологическому понятию, что, несомненно, затрудняет работу по интеграции психологического знания. Выявление подлинного и мнимого спектра значений того или иного понятия - еще одна актуальная задача методологии психологической науки.
В-третьих, при соотнесении должна использоваться рабочая схема, определяющая технологию соотнесения (с помощью которой будут производиться конкретные операции соотнесения). Главная сложность состоит в том, что такая схема должна представлять собой инвариант, характеризующий любую психологическую концепцию. Поскольку многообразие психологических теорий общеизвестно, задача кажется практически невыполнимой. Однако наши предшествующие исследования в области методологии психологической науки показали, что может быть намечен путь решения и этой проблемы. Может быть выделена универсальная проблема, с которой сталкивается любой исследователь-психолог (подчеркнем, вне зависимости от того, осознает он это или действует интуитивно), - проблема соотношения теории и метода. Первоначально на основе историко-методологических исследований мы разработали исходную схему, которая в последующих исследованиях была уточнена и подвергнута проверке на универсальность [2; 3].
Разработанная схема соотношения (Рис. 1) получена на основе историко-методологического анализа развития психологической науки (как концептуальной системы и как деятельности). Эта схема характеризует научную концепцию в ее целостности - от первоначального замысла (предтеория) до получения итогового продукта
(научной теории). Главным достоинством предлагаемой схемы является то, что она, как показали наши исследования [3], представляет собой структурный инвариант и, следовательно, может выступать в качестве основы для сопоставления различных концепций. Схема является
«замкнутой», то есть позволяет понять, каким вания порождают гипотезы, подлежащие прообразом полученные результаты одного исследо- верке в следующем авторском исследовании.
Рис. 1. Модель соотношения теории и метода в психологии
Таким образом, опираясь на разработанную модель соотношения теории и метода в психологии, возможно разработать коммуникативную методологическую модель, позволяющую реально соотносить различные психологические концепции, обнаруживая в них как совпадающие элементы, так и те, в которых сопоставляемые концепции различаются.
Остановимся несколько подробнее (в силу особой важности этого аспекта) на главной характеристике предлагаемой модели - ее универсальности.
Универсальность данной модели обеспечивается тем, что:
- в ней задан предмет психологии. Таким образом (напомним, предмет многоуровнев, исходное понимание максимально широкое - «площадка для сборки») оказываются реально соотносимыми любые психологические концепции (которые действительно являются психологическими - по предмету исследования);
- в ней задан метод. Любая психологическая концепция предполагает использование тех или иных методов (принципиально схема не изменяется даже в случае чисто теоретической концепции, при этом она лишь модифицируется; в данной статье мы не будем специально анализировать подобную ситуацию). Поскольку метод многоуровнев, появляется реальная возможность поуровневого соотнесения различных психологических концепций;
- предтеория является важнейшим понятием в процедуре соотнесения. Моделирующие представления, к примеру, обычно не только не вербализуются исследователем, но и вообще не эксплицируются. Тем не менее, этот элемент является чрезвычайно важным (нами было показано, что различные теории мышления, к примеру, отличаются в первую очередь тем, что используют различные моделирующие представления) (см., например, [2]). Естественно, то же самое можно сказать и о базовой категории, и о других компонентах предтеории;
- создается возможность для реального соотнесения различных типов и способов объяснения.
Мы не будем специально останавливаться на других характеристиках предлагаемой модели. Отметим лишь, что единство теории и метода достигается за счет того, что теория как результат
исследования и метод как средство осуществления исследования имеют общие корни, которые могут быть обнаружены в предтеории (отдельные компоненты предтеории определяют различные уровни метода). Отсюда становится ясно, почему в одном случае используется один вариант метода, тогда как во втором - иной. Становится понятно, почему один и тот же метод может иметь совершенно различные характеристики в глазах разных исследователей. Наличие уровней в структуре метода позволяет по-новому подойти к проблеме его инвариантности и вариативности и т. д.
Предложенная нами схема соотношения теории и метода в психологии является основой для одного из вариантов коммуникативной методологии. Достоинством этой схемы является ее достаточно универсальный характер. Важно подчеркнуть, что она учитывает специфику именно психологического исследования (поскольку предполагает включение реального предмета). Не подлежит сомнению, что задача реального освоения богатства, накопленного психологической наукой, требует практических шагов, направленных на разработку средств и конкретных методологических процедур, которые способствовали бы более эффективной коммуникации психологических концепций. Реальной становится интеграция психологического знания на уровне концептуальных структур. Осуществление такой интеграции представляется одной из первоочередных методологических задач психологии нового века.
Библиографический список
1. Зинченко, В. П. Преходящие и вечные проблемы психологии [Текст] / В. П. Зинченко // Методология психологии: труды Ярославского методологического семинара. - Ярославль, 2003. - С. 98-134.
2. Мазилов, В. А. Теория и метод в психологии [Текст] / В. А. Мазилов. - Ярославль : МАПН, 1998.
3. Мазилов, В. А. Психология на пороге XXI века: методологические проблемы [Текст] / В. А. Мазилов. -Ярославль : МАПН, 2001.
4. Юревич, А. В. Методы интеграции психологического знания [Текст] / А. В. Юревич // Метод психологии : труды Ярославского методологического семинара. - Т. 3. - Ярославль, 2005. - С. 377-397.
5. Mazilov V. A. About Methodology of Russian Psychology of Today // Psychological Pulse of Modern Russia. Moscow; Jaroslavl: International Academy of Psychology, 1997. P. 126-134.