Научная статья на тему 'О некоторых резервах фундаментализации профессиональной подготовки психолога в современном вузе'

О некоторых резервах фундаментализации профессиональной подготовки психолога в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЯ / ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / INTEGRATION OF KNOWLEDGE / HISTORY OF PSYCHOLOGY / COMMUNICATIVE METHODOLOGY / FUNDAMENTALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазилов Владимир Александрович, Слепко Юрий Николаевич

Изложены данные теоретико-методологического анализа проблемы фундаментализации профессиональной подготовки психолога; выявлены её резервы. Показано, что в основе концепции коммуникативной методологии лежит модель соотношения теории и метода в психологии; предложен и описан вспомогательный аппарат этой методологии. Возможна интеграция психологического знания на основе перестройки преподавания истории психологии в направлении идей коммуникативной методологии. Представлена система самостоятельной работы студентов-психологов, изучающих историю психологии и методологические основы психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Reserves of Psychologists’ Professional Training Fundamentalization at a Modern Institution of Higher Education

The article presents data regarding theoretical and methodological analysis of the problem of psychologist’s professional training fundamentalization. The study uncovered reserves of psychologist’s professional training fundamentalization. The model of correlation between theory and method in psychology is the basis of communicative methodology conception. Instrumental apparatus of communicative methodology is proposed and described. Integration of psychological knowledge based on reconstruction of history of psychology teaching through communicative methodology ideas is possible. The study presents the system of individual work of students-psychologists, who study history of psychology and methodological foundations of psychology.

Текст научной работы на тему «О некоторых резервах фундаментализации профессиональной подготовки психолога в современном вузе»

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 159.9:316.6

О НЕКОТОРЫХ РЕЗЕРВАХ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

В. А. Мазилов, Ю. Н. Слепко

Мазилов Владимир Александрович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет, Россия E-mail: v.mazilov@yspu.org

Слепко Юрий Николаевич - кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, декан педагогического факультета, Ярославский государственный педагогический университет, Россия E-mail: slepko@inbox.ru

Изложены данные теоретико-методологического анализа проблемы фундаментализации профессиональной подготовки психолога; выявлены её резервы. Показано, что в основе концепции коммуникативной методологии лежит модель соотношения теории и метода в психологии; предложен и описан вспомогательный аппарат этой методологии. Возможна интеграция психологического знания на основе перестройки преподавания истории психологии в направлении идей коммуникативной методологии. Представлена система самостоятельной работы студентов-психологов, изучающих историю психологии и методологические основы психологии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, интеграция знания, история психологии, коммуникативная методология, фундаментализация.

Введение

Компетентностный подход положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В этой связи нельзя не отметить, что в современных версиях такого подхода в образовании остается еще немало нерешенных вопросов, касающихся и его методологии, и теоретического обоснования, и практической реализации на разных уровнях. Выделим некоторые моменты, подчеркнув, что неразработанность теоретических вопросов может негативно сказаться на результативности образовательного процесса.

Необходимо дополнительное исследование внутренней архитектоники компетенции: в частности, не вполне ясно, как соединяются в структуре конкретной компетенции знания, умения, способности, личностные качества. Очевидно, что разные компетенции включают в себя названные составляющие в разных пропорциях, поэтому необходимо разработать типологию компетенций в зависимости от их конкретного состава. Не изучена архитектоника компетенций разного уровня: специальную исследовательскую задачу составляет разработка их иерархии с учетом конкретного состава. Очевидно, что при формировании той или иной компетенции очень важен вопрос о выборе правильной стратегии её формирования:

© Мазилов В. А, Слепко Ю. П., 2014

какие компоненты должны формироваться в первую очередь, поскольку являются основой для других, и т.д. Решение этих вопросов важно для разработки адекватного инструментария диагностики и измерения компетенций. Не секрет, что наблюдается упрощенное понимание компетенции, при котором она совершенно неправомерно отождествляется с навыком. Использование деятельностного подхода при выявлении номенклатуры компетенций не является гарантией составления полного перечня, так как зачастую при таком подходе упускаются из виду «метадеятельностные» компетенции, которые чрезвычайно важны для формирования бакалавра или магистра: в частности, недостаточный учет таких компетенций может понизить уровень фундаментальной подготовки.

Таким образом, предстоит совершить серьезную и масштабную теоретическую работу, которая во многом будет определять успешность реализации новых образовательных стандартов. Впрочем, несмотря на наличие недостаточно исследованных вопросов, компетентностный подход в настоящее время, безусловно, является и продуктивным, и перспективным.

Резервы фундаментализации образования в современных условиях

В настоящей статье рассмотрим (на примере подготовки психологов) некоторые резервы фундаментализации образования в современных условиях. Не имея возможности анализировать эту проблему в целом, обратим внимание лишь на один, но чрезвычайно важный, по нашему мнению, аспект. Предполагается, что в процессе вузовской подготовки должно быть сформировано профессиональное сознание. Необходимо отметить, что проблема становления профессионального сознания специалиста не исследована пока должным образом. Профессиональное сознание представляет собой крайне сложную структуру, которая формируется в результате взаимодействия целенаправленного вузовского теоретического обучения (складывающегося, как известно, из многих составляющих), производственных и учебных практик, «стихийного» жизненного опыта, общения с другими людьми, информации, почерпнутой из средств массовой информации, литературы и т.д. Профессиональное сознание как сложный продукт этого взаимодействия еще ждет своих исследователей. Формирование профессионального сознания психолога имеет свои специфические особенности: они связаны, в первую очередь, с тем, что в области научной психологии существует множество подходов, научных школ, традиций, что приводит к реальному сосуществованию различных научных теорий и концепций, в про-

цессе вузовского обучения студент-психолог знакомится с этими подходами. Как они будут сосуществовать в профессиональном сознании будущего психолога, в значительной степени зависит от стратегии обучения. Произойдет ли интеграция научного знания или сформируется «мозаичное» профессиональное сознание, или различные концепции будут существовать как независимые и рядоположные? Однозначный ответ на этот вопрос дать чрезвычайно трудно (поскольку нужны специальные исследования), но очевидно, что в значительной степени результат будет зависеть от того, какие установки будут реализованы в ходе профессиональной вузовской подготовки.

Не рассматривая проблемы подготовки специалиста-психолога в вузе в целом, остановимся лишь на одном моменте, выражающем специфику современного научного психологического знания: речь идет о проблеме интеграции психологического знания. На наш взгляд, это одна из важнейших проблем подготовки психолога в вузе, и более или менее эффективное ее решение позволит существенно повысить качество подготовки специалиста в данной области.

Существуют возможности некоторой перестройки преподавания истории психологии на основе идей коммуникативной и интегративной методологии. Чтобы избежать недоразумений, подчеркнем, что и стандарт, и содержание дисциплины остаются традиционными, изменяются лишь акценты в процессе преподавания и учебной деятельности студентов.

История психологии традиционно рассматривается как важная составляющая профессиональной подготовки психолога в университете. Значение истории психологии состоит не только в том, чтобы обеспечить сведениями о «прошлом науки», но, в первую очередь, перефразируя известное высказывание Р. Коллингвуда, -знанием о том, что наука «собой представляет», т.е. каковы ее реальные возможности. К сожалению, приходится констатировать, что история психологии - и отечественная и зарубежная - в значительной степени до сих пор остается описательной наукой, перечислением имен, направлений, событий, теорий. Разумеется, это не означает того, что в данном направлении ничего не делается, в первую очередь, необходимо отметить многолетние исследования М. Г. Ярошевского, в которых получил оформление категориальный анализ в истории психологии, но в целом отмеченная картина довольно характерна. Причина такого положения вещей, на наш взгляд, в значительной степени в том, что при анализе психологических концепций недостаточно используется методологический анализ: это не дает возможности решить важные историко-психологические вопросы, избавиться

Пспхологпя социального развития

45

от многочисленных мифов, бытующих в истории психологической науки. Использование методологического анализа, напротив, позволяет конструктивно рассмотреть многие историко-психологические вопросы.

История психологии для будущих профессиональных психологов должна иметь опору в методологии, так как важность такой подготовки переоценить невозможно: высококлассный психолог-исследователь может сформироваться только в том случае, если будет иметь представление о внутреннем устройстве психологической концепции, о реальных детерминантах выбора методов исследования и т. п. История психологии представляет собой идеальный «полигон» для проведения такой подготовки. Таким образом, история психологии сближается с методологией, представляя собой своего рода историческую методологию науки.

Рассмотрим основные принципы построения и содержание университетского курса «История психологии», акцентирующего методологические проблемы. Инструментом подобного акцентирования выступает концепция коммуникативной методологии, ориентированная на соотнесение различных психологических теорий. В основе этой концепции лежит модель соотношения теории и метода в психологии. Данная модель представляет собой структурный инвариант, поэтому может быть использована в качестве основы для соотнесения психологических концепций [1], в ней предложен и описан вспомогательный аппарат коммуникативной методологии, представлена конкретная технология интеграции психологического знания.

Остановимся несколько подробнее на некоторых характеристиках коммуникативной модели: в ее структуре представлен предмет науки (как опредмеченная проблема). Различные концепции часто представляются несоизмеримыми из-за того, что трактовка предмета в них различна, тем не менее сопоставление различных концепций оказывается возможным, если следовать уровневому пониманию предмета. Поясним это: вряд ли кто-то из психологов-исследователей не согласится с утверждением, что он изучает «психику». Назовем это декларируемым предметом, правда, психику как таковую изучать довольно сложно, поэтому предмет трансформируется обычно либо в «отражение», либо в «регуляцию». Назовем это рационализируемым предметом, но когда происходит реальное исследование (в котором исследуется реальный предмет), ученый ориентируется на те или иные характеристики либо поведения, либо самосознания, причем реальный предмет представляет собой мыслительную конструкцию, изменение которой и будет представлять реальный результат исследовательского процесса. Понятно, что

соотнесение концепций должно происходить с учетом различения данных уровней и осуществляться на уровне реального предмета.

«Опредмеченность» проблемы (латентное присутствие в сопоставительной модели трактовки предмета психологии) «подсказывает» идею метода; дальнейшее уточнение связано с выбором базовой категории. Базовая категория -понятие, которое, в конечном счете, определяет общую ориентацию исследования. В качестве базовых категорий, как показали исследования, выступают понятия «структура», «функция», «процесс», «генезис», «уровень» или их сочетание. Базовая категория определяет тип организующей схемы, которая представляет собой способ организации исследования, оно может быть направлено на раскрытие структуры, функции изучаемого явления или на выявление его процессуальных характеристик и т. д.

Аналогично обстоит дело с такими структурными элементами, как «базовая категория», «моделирующие представления», «метод» и др., включенными в соотносительную схему. Скажем, исследования одних и тех же явлений, исходящие из различных моделирующих представлений, не смогут быть соотнесены и сопоставлены в должной степени, пока не будет осуществлен специальный анализ моделирующих представлений [1]. Таким образом, возникает реальная возможность выявить, в каких моментах сопоставляемые концепции имеют сходство (или совпадают), а в каких различаются и за счет чего это происходит: становится реальностью интеграция психологического знания.

На наш взгляд, на этой основе возможно сопоставление теорий, которые в действительности оказываются соизмеримыми, естественно, речь идет о сопоставлении теорий одного и того же уровня и одного и того же явления. Особая роль в процедуре соотнесения отводится предтеории: дело в том, что предтеория обычно плохо осознается самим исследователем, поэтому ее содержание, как правило, остается имплицитным. В связи с этим предполагается осуществление специальных методологических процедур, эксплицирующих структуру и содержание предтеории. Поэлементное сопоставление содержания предтеорий сопоставляемых концепций и других компонентов, представленных в схеме психологического исследования, позволяет выявить «точки соприкосновения» и «зоны расхождения», что является принципиально важным для соотнесения сравниваемых концепций.

Вернемся к проблеме осуществления интеграции психологического знания в ходе учебного процесса. Представляется, что в решении этой задачи велика роль курса истории психологии. Включение специального спецкурса по комму-

46

Научный отдел

никативной методологии (наряду с преподаванием «Методологических основ психологии», в котором идеи коммуникативной методологии также освещаются) позволяет осуществить интеграционную работу в расширенных масштабах и распространить ее на содержание общей психологии, психологии развития и других психологических дисциплин.

Кроме того, нами разработана система самостоятельной работы студентов-психологов, изучающих историю психологии [2] и методологические основы психологии [3]. Самостоятельная работа студентов предусматривает большое число заданий, требующих от них сопоставления различных подходов, теорий, концепций. Авторы курса полагали необходимым подчеркнуть сходство между разными теориями, поэтому часть заданий для самостоятельной работы направлена именно на обнаружение общих для разных подходов моментов. Поскольку согласованная самостоятельная работа предполагается и при изучении курса методологических основ психологии, студенты на историко-психологи-ческом материале отрабатывают умения и навыки методологического анализа, в частности, выделение структурных элементов того или иного исследовательского подхода; большое внимание уделяется классификации и типоло-гизации исследовательских подходов. Как мы полагаем, такого рода интеграция психологического знания способствует более эффективному формированию профессионального сознания будущего психолога.

Библиографический список

1. Мазилов В. А. Методология психологии. Ярославль, 2007. 356 с.

2. Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Методологические основы психологии» для студентов направления «Психология» (квалификация - бакалавр психологии). Ярославль, 2012. 106 с.

3. Мазилов В. А., Слепко Ю. Н. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История психологии» для студентов направления «Психология» (квалификация - бакалавр психологии). Ярославль, 2012. 78 с.

On Some Reserves of Psychologists' Professional Training Fundamentalization at a Modern Institution of Higher Education

Vladimir A. Mazilov

Yaroslavl State Pedagogical University

108, Respublikanskaya, Yaroslavl, 150000, Russia

E-mail: v.mazilov@yspu.org

Yuriy N. Slepko

Yaroslavl State Pedagogical University

108, Respublikanskaya, Yaroslavl, 150000, Russia

E-mail: slepko@inbox.ru

The article presents data regarding theoretical and methodological analysis of the problem of psychologist's professional training fundamentalization. The study uncovered reserves of psychologist's professional training fundamentalization. The model of correlation between theory and method in psychology is the basis of communicative methodology conception. Instrumental apparatus of communicative methodology is proposed and described. Integration of psychological knowledge based on reconstruction of history of psychology teaching through communicative methodology ideas is possible. The study presents the system of individual work of students-psychologists, who study history of psychology and methodological foundations of psychology. Key words: professional training, integration of knowledge, history of psychology, communicative methodology, fundamentalization.

References

1. Mazilov V. A. Metodologiya psikhologii. (Methodology of psychology). Yaroslavl': International Academy of Psychological Sciences, 2007. 356 p. (in Russian).

2. Mazilov V. A., Slepko Yu. N. Uchebno-metodicheskiy kompleks po distsipline «Metodologicheskie osnovy psikhologii» dlya studentov napravleniya «Psikhologiya»

(kvalifikatsiya - bakalavr psikhologii). (The teaching materials of discipline «Methodological elements of psychology» for students learning on area «Psychology» - bachelors of psychology). Yaroslavl', 2012. 106 p. (in Russian).

3. Mazilov V. A., Slepko Yu. N. Uchebno-metodicheskiy kompleks po uchebnoy distsipline «Istoriya psikhologii» dlya studentov napravleniya «Psikhologiya» (kvalifika-tsiya - bakalavr psikhologii). (The teaching materials of discipline «The history of psychology» for students learning on area «Psychology» - bachelors of psychology). Yaroslavl', 2012. 78 p. (in Russian).

Психология социального развития

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.