Научная статья на тему 'Психологическая коррекция, реабилитация и психотерапия сотрудников ОВД, вв и военнослужащих участников боевых действий на Северном Кавказе'

Психологическая коррекция, реабилитация и психотерапия сотрудников ОВД, вв и военнослужащих участников боевых действий на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2280
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юдин В. В., Князева Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекция, реабилитация и психотерапия сотрудников ОВД, вв и военнослужащих участников боевых действий на Северном Кавказе»

“Зеркало”.

Кинестетическое знакомство.

“Комплимент”.

Карусель “Что у нас общего? Чему бы я хотел научиться у тебя?”

Рукопожатие вслепую (по рукопожатию диагностировать состояния Родитель-Взрос-лый-Ребенок или Начальники-Подчиненные).

Три ответа (каждый придумывает ситуацию и три варианта своих ответов — агрессивный, уверенный и неуверенный. Нужно угадать, какой это ответ).

“Муха”.

Телесные упражнения:

Синхронное укладывание.

“Дождик”.

Удобная поза.

“Альтруисты”.

“Надувная кукла”.

Прикосновения.

Силачи (упершись руками стол с места).

Большие игры:

“Катастрофа в пустыне”.

“Катастрофа в океане”.

“Подводная лодка (горящее здание)”.

“Спасибо — пожалуйста”.

“Борьба на пальцах”.

“Бип” (один с закрытыми глазами садится на колени по очереди всем, угадать по голосу, у кого сидит).

“Хорошо — плохо”.

“Мозговая атака”.

“Мафия”.

“Барьер” (в виде членов группы, через него нужно прорваться).

“Сыщики” (выполняя какую-либо деятельность, наблюдать за другим и понять, кто наблюдает за тобой).

“Циферблат” (все участники — цифры, заказанное время — хлопками).

“Сказка о короле”.

“Создание танца”.

Ш этап — в течение года после командировки.

Задачи:

— обеспечить постоянное психологическое наблюдение сотрудников;

— осуществлять регулярное профессионально-психологическое и личностно-психологическое консультирование сотрудников;

— при необходимости иметь возможность конфиденциально направлять нуждающихся сотрудников к соответствующим специалистам для психотерапевтического вмешательства;

— обеспечивать постоянную возможность получения сотрудниками и членами их семей квалифицированной психологической помощи;

— вести мониторинг психологического климата подразделения и, при необходимости, осуществлять его коррекцию;

— вести психологическое просвещение личного состава подразделения, прививать психологическую культуру;

— оказывать семейную консультативную помощь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД, ВВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ -УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Начальник кафедры военной психологии и педагогики В.В.Юдин, преподаватель Н.И.Князева

Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт ВВ МВД России г. Владикавказ

Психология, развивающаяся не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность усовершенствования человеческой деятельности с учетом интеллектуальных и эмоциональных резервов — того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или экстремальных условиях. К таким, бесспорно, относятся затянувшиеся боевые действия на Северном Кавказе. Конечно же, это не может не оставить негативного следа для участников этих кровавых событий. По информационным данным, “за последние три года российские Вооруженные Силы добровольно покинули 60-80 тысяч офицеров в возрасте до 30 лет, и это не плановое сокращение военных кадров. По существу, мы лишились нескольких отборных офицерских дивизий. Пусть это относится не к боевым потерям. Моральная гибель соединений не менее страшна и опасна для государства” (4).

Проблема негативных последствий для психики воинов, участвовавших в кровавых “спектаклях”, стала предметом весьма глубоких и интенсивных исследований, данные для которых поставляются из “горячих точек” земного шара. Степень волнения и опасения за жизнь, за успех выполнения боевого приказа во мно-

гом определяет и психическое состояние бойца перед выполнением задания. Даже высокопрофессиональный офицер не может порой в нужный момент обуздать свои эмоции, снять излишнее нервное напряжение и успокоиться. В результате — “психический срыв”или стресс. Под влиянием стресс-факторов войны у человека формируется комплекс психических реакций, обеспечивающих его выживание в этих условиях. Такой комплекс реакций является ответом на предъявляемые требования к психике человека на войне. Формирование этих реакций мобилизует весь возможный психофизиологический потенциал. Это позволяет говорить о том, что человек, адаптировавшийся к условиям войны, израсходовал значительное количество адаптационной энергии. Порой эти запасы очень сильно истощены, если не исчерпаны полностью. Возвращаясь к обычной мирной жизни, человек зачастую продолжает оставаться адаптированным к боевой ситуации, сохраняет ту функциональную систему психических реакций, которая была сформирована под влиянием стресс-факторов войны и готова к действию, но уже в отсутствии того объекта, на который это действие было направлено. В результате — немотивированная агрессия в отношении случайных людей, родных, близких, себя самого (нарушение сна, ухудшение настроения, снижение общего жизненного тонуса, необъяснимое чувство вины, уход в себя, злоупотребление алкоголем и наркотиками). Именно так характеризуются постстрессовые состояния, и без реабилитационных мероприятий со стороны специалистов — психологов и психотерапевтов в таких случаях не обойтись.

В настоящее время проблема реабилитации весьма актуальна и должна решаться на профессиональном уровне повсеместно со стопроцентным охватом участников вооруженных конфликтов.

К сожалению, сегодня еще не создана единая система социальной, психологической и медико-психологической реабилитации военнослужащих. Деятельность командиров, офице-ров-воспитателей, медиков должна быть объединена, а их усилия необходимо координировать. Требуется решение проблемы квалифицированных кадров в области психокоррекции и оказания психологической помощи, создание полноценной материальной базы психореабилитационной работы. В настоящее время в частях, соединениях и гарнизонах действуют примерно 13 типов объектов, на базе которых проводится психологическая реабилитация (это 119 комнат психологической разгрузки, 48 центров психологического консультирования, 24 реабилитационных пункта и 3 реабилитационных центра, 7 методических центров и 4 центра

психологической помощи). Их услугами воспользовались около 12 тыс. военнослужащих.

Продолжающиеся боевые действия на Северном Кавказе пополняют ряды нуждающихся в психологической реабилитации, и их количество возросло в несколько раз. Причем подлежат реабилитации как военнослужащие, проходящие службу в Вооруженных Силах, так и уволенные в запас. Поэтому необходимо как можно быстрее создавать комплексные системы (центры) реабилитации, которые решили бы задачи социальной, психологической и медикопсихологической помощи на имеющихся базах органов воспитательной работы и военно-медицинской службы, в военно-врачебных комиссиях и структурах профессионально-психологического отбора военных комиссариатов, а также на базе военных санаториев, домов отдыха, туристических базах, реабилитационных центрах ветеранских организаций.

Рассматривая актуальные проблемы психотерапии, реабилитации и коррекции военнослужащих, сотрудников ОВД и ВВ, следует вскрыть ряд причин, потрясших нашу страну за последние десятки лет. Это глобальные катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные конфликты и локальные войны, бесчеловечные террористические акты, прогрессирующий экономический кризис, поток негативной информации и т.д. Комплекс отдельных или единичных причин порождает ряд психосоматических нарушений личности. Круг явлений, вызывающих подобные и еще более тяжкие нарушения, достаточно широк — от угрозы физическому или психическому здоровью личности до угрозы самой жизни человека или жизни близких. Как правило, они способствуют формированию специфических межличностных отношений, особых жизненных сценариев и влияют на всю дальнейшую жизнь.

Поэтому реабилитация, являющаяся системой государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направлена на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение к полноценной жизни.

Реабилитация психотравмированной личности имеет особенности, которые связаны, в первую очередь, с тем обстоятельством, что при психических расстройствах, как ни при каких других, серьезно нарушаются социальные связи и отношения. Личность в целом, ее социальные связи страдают с самого начала психического расстройства и, как правило, дают соответствующую реакцию.

Основой всех реабилитационных мероприятий, всех методов воздействия является апелляция к личности. Реабилитация имеет свои основные принципы: партнерство, разносторонность усилий, единство психосоциальных и биологических методов воздействия, ступенчатость прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий и этапы: восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле слова. Таким образом, реабилитация представляет собой одновременно цель — восстановление или сохранение статуса личности, процесс, имеющий нейрофизиологические и психологические механизмы, и методы подхода к личности.

Наиболее близка целям реабилитации психотерапия. Целесообразно применять различные ее формы — рациональные, суггестивные, групповые и др.

Можно выделить два вида групповых методов психотерапии и социотерапии в реабилитации.

1. Терапевтические процедуры, направленные на социальное поведение пациента, его коммуникабельность, способность к самореализации, решению педагогических и преодолению социальных конфликтов. Они проводятся, во-первых, в психотерапевтических группах, в которых изменение нарушенных способов поведения и переживания становятся непосредственно предметом обсуждения и сознательной рефлексии. Это группы, фокусированные на конфликтной проблематике (разговорные группы и группы проблемных дискуссий). Во-вторых, в терапевтических группах, в которых взаимодействие между пациентами опосредовано совместной деятельностью и переживанием (занятия художественным творчеством, совместное прослушивание музыки и т.п.). Это группы, использующие тренировочные техники, игровые и творческие формы занятий (психомоторные, коммуникативные, группы арт- и музыкотера-пии). В-третьих, здесь должен быть упомянут бифокальный терапевтический подход, при котором объектом психокоррекционной работы наряду с пациентом становятся члены его семьи (семейная психотерапия).

2. Социально-терапевтические группы, ориентированные на социальную активацию пациентов и их приобщение к жизни в обществе, способствуют тренировке общения и прививают навыки адекватного поведения в семье, на работе, на службе и в обществе. Они обеспечивают корригирующий социальный климат, позволяющий заново пережить межличностные связи.

Разграничение групповых методов носит в известной мере условный характер. Активация и восстановление нарушенного общения пациентов в этих группах, с одной стороны, требу-

ют тренировки и преодоления неуверенности в себе, с другой — выявления и разрешения личностной проблематики, затрудняющей эффективную реализацию функции общения.

С косвенной (невербальной) терапией в условиях совместной деятельности непосредственно смыкается терапия занятостью. Уже в занятия пантомимой могут включаться вербальные компоненты. Такое же промежуточное значение занимает методика психотерапевтического рисунка. С помощью этих методик пациент получает возможность выражения своих переживаний, зачастую трудных для воспроизведения.

Эффективность психотерапевтической помощи достижима лишь тогда, когда в достаточной мере учитываются активность патологического процесса, психологическое состояние пациента, его личность, особенности его непосредственного социального окружения, его доступность санации и индивидуальные жизненные условия, которые в совокупности определяют его реальные возможности. В зависимости от этого должен решаться непростой вопрос о допустимой глубине вмешательства в сферу значимых отношений и о перестройке неэффективных, но сложившихся форм психологической компенсации. Практика дает немало примеров срыва адаптации и обострения болезненного состояния (вплоть до появления суицидальных тенденций) при неразумном вскрытии и обсуждении психологических проблем, имеющих неразрешимый для пациента характер.

Таким образом, психотерапия и социотерапия составляют единый комплекс психосоциальных методов, совместное применение которых является решающей предпосылкой достижения эффективного социального и трудового восстановления военнослужащих и оптимизации их личностного развития. Можно говорить лишь о смещении акцента в сторону психотерапии на различных этапах реабилитации.

Необходимо акцентировать внимание на развитии более совершенных психотерапевтических теорий и методов, критерием которых является их результативность. При этом необходимо учитывать интегративные методы, предполагающие активное отражение и использование в психотерапии достижений смежных наук и, в первую очередь, психиатрии и других клинических дисциплин, психофизиологии, психологии, социальной психологии, педагогики.

В понятии прогресса в психотерапии отражается также взаимосвязь достижений психотерапии и естественный отбор ее методов посредством социального заказа общества, обусловленного его менталитетом и основными тенденциями развития.

На территории бывшего СССР по идеологическим причинам не получило развития ни

одно из современных основных направлений психотерапии. Государство позитивно оценивало, главным образом, гипносуггестивные техники с их преимущественно директивной направленностью. Личностно-ориентированные системы психотерапии до настоящего времени находятся на этапе становления и требуют быстрейшей реализации, тем более теперь, когда в психологической помощи нуждаются тысячи военнослужащих, прошедших горнило войны. Необходимо ускорить процесс реабилитации, используя наиболее эффективные методики, связанные с внедрением в психотерапевтический процесс новейших технических средств, прежде всего — видеотехники, значительно расширяющих границы использования различных методов и создающих необходимые предпосылки для развития интегративных подходов в психотерапии. При этом пациенты получают возможность объективно наблюдать собственное поведение, анализировать скрытые причины своих переживаний и поступков. Специалист с помощью видеотехники может активизировать познавательные процессы пациентов с учетом исходных целей психотерапии, путей их достижения и индивидуальных особенностей личности и, как следствие, более дифференцированно и направленно применять различные методы психотерапевтического воздействия. Видеокомпьютеры

позволят конструировать так называемую третью реальность, в которой наглядно представлены различные ситуации из будущего на основании имеющейся информации, или восстановленной давно утраченной ее части по сохранившимся элементам. Третья реальность или виртуальное пространство — это наглядные картины ожидаемых результатов воздействия на каждого пациента уже в самом начале психотерапии и, следовательно, возможность своевременно произвести в ней необходимые коррективы и проверить ее результативность путем моделирования.

Остается лишь надеяться, что создание полноценных центров реабилитации, разумная дифференциация современных, в том числе и альтернативных методик, активное использование видеотехники и новых информационных технологий ускорят процесс реабилитации нуждающихся в ней.

Литература

1. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия, — СПб.: Питер, 1999. — С.363-366; 458-464;473-477.

2. Петров А. Жизнь продолжается // На боевом посту. — 1999. — № 1. — С.36-38.

3. Соловьев И. Жизнь после войны // Солдат удачи. — 1999. — № 8(59). — С.40-42.

4. Хорешко В. Дивизии, которые мы потеряли // Ориентир. — 1999. — № 2. — С.72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.