вать и психофармакологические средства успокаивающего, тонизирующего, противоастени-ческого действия.
После выхода из среды, порождающей психологические проблемы, связанные с угрозой для жизни, кровопролитием и прочими негативными факторами, сотрудник сталкивается с не менее серьезными проблемами: востребованности в обществе, материальной обеспеченности, служебной адаптации, непониманием окружающих и др. Так, после вьетнамской войны самоубийством закончили жизнь в три раза больше воевавших там солдат, чем погибли в боях. Именно поэтому на ранних этапах после стрессогенного воздействия необходимы тщательная диагностика психических и соматических нарушений, проведение комплекса лечебных мероприятий, а также динамический медико-психологический контроль за психической адаптацией всех членов семьи.
Практическая реализация системы психопрофилактики будет обеспечивать сохранность профессионального здоровья2, а также профессиональное долголетие сотрудников органов внутренних дел, имеющих ценный опыт несения службы в экстремальных условиях.
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СОТРУДНИКОВ СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД, ПРИБЫВАЮЩИХ ИЗ ЗОНЫ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
Канд. психол. наук И.О.Котенев,
К.Э.Комаров
Академия управления МВД России, г.Москва
Предлагаемая программа предназначена для организации и проведения комплекса мероприятий, нацеленных на психологическую реабилитацию (восстановление нормального психического состояния) сотрудников ОВД после долговременного (более 30 суток) выполнения служебных задач в зоне вооруженного конфликта. Она является частью психологического обеспечения деятельности спецподразделе-ний ОВД в экстремальных условиях.
Программа базируется на следующих принципах:
1. Встроенность в контекст концепции непрерывного психологического обеспечения подразделения.
2. Комплексность, сочетание различных подходов, форм и методов работы в целях получения позитивного результата.
3. Широкое вовлечение ближайшего окружения сотрудников, опора на семью.
4. Добровольность, ненасилие, свобода выбора, воздействие путем убеждения.
При разработке программы за основу была принята идея о том, что прибывшие из командировки сотрудники нуждаются в:
— понимании (состояния, переживаний, проблем и т.д.);
— безусловном принятии (в том числе как людей, выполнивших свой долг);
— признании общественной необходимости того, что они сделали, их заслуг;
— внимании (к ним, их актуальным проблемам, потребностям, нуждам);
— стремлении окружающих узнать о том, что с ними происходило;
— ощущении собственной нужности как человека и как профессионала.
Цели программы:
— минимизировать “стресс возвращения”;
— облегчить и ускорить адаптацию к “новым” условиям несения службы;
— отработать “острые” психологические проблемы.
Задачи психолога подразделения по выполнению целей программы:
срочные:
— организовать встречу прибывающей группы;
— совместно с руководством подразделения определить оптимальный с психологической точки зрения режим адаптации, составить для прибывших четкий рабочий график и т.д.;
— провести в подразделении соответствующие разъяснения относительно психологического состояния сотрудников, прибывших из командировки;
— с семьями прибывших сотрудников провести беседу об их психологическом состоянии и условиях, необходимых для скорейшей реадаптации;
— диагностировать состояние прибывшей группы в целом и каждого сотрудника в отдельности;
— определить основные направления и минимально необходимый комплекс мероприятий как с группой в целом, так и с каждым сотрудником в отдельности;
2 Профессиональное здоровье - свойство организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие успешность несения службы во всех условиях профессиональной деятельности.
— организовать проведение комплекса реабилитационных мероприятий;
— с прибывшими сотрудниками постоянно вести разъяснительную работу с целью активного и добровольного их привлечения к проводимым реабилитационным мероприятиям;
ближайшие:
— совместно с руководством подразделения обеспечить на ближайшее время (до 1 месяца) строгое прогнозирование служебной деятельности прибывших сотрудников;
— совместно с руководством подразделения обеспечить организацию скорейших выплат сотрудникам всех причитающихся денежных средств;
— совместно с руководством подразделения обеспечить полноценный (не менее 10 суток) отдых сотрудников;
— организовать для прибывших сотрудников и членов их семей возможность свободного, конфиденциального получения психологической консультативной и психотерапевтической помощи;
— организовать и провести комплекс реабилитационных мероприятий (от 3 до 10 дней в зависимости от продолжительности и интенсивности командировки) для всей прибывшей группы;
перспективные:
— обеспечить постоянное психологическое сопровождение (до 1 года по прибытии из командировки), включающее наблюдение, психологическое консультирование, коррекцию, в случаях выявления симптомов ПТСР — психотерапевтическое вмешательство;
— организовать консультативную помощь психолога членам семей сотрудников;
— постоянно вести мониторинг психологического климата подразделения и, при необходимости, осуществлять его коррекцию, уделяя при этом особое внимание взаимоотношениям между сотрудниками, выезжавшими в зоны ЧС, и остальными;
— вести психологическое просвещение личного состава подразделения, прививать психологическую культуру.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС реабилитационных мероприятий для личного состава подразделения, прибывшего из зоны боевых действий
1. Общая оценка:
— интенсивности и “событийности” прошедшей командировки;
— психологического состояния группы;
— психологического состояния каждого сотрудника.
2. Конкретная оценка:
— психологической значимости отдельных событий;
— психологического состояния каждого сотрудника;
— выделение “проблемных” в психологическом плане сотрудников;
— выделение “проблемных” ситуаций, выяснение роли, поведения, степени включенности сотрудников в них, влияния, оказанного ситуацией на конкретного сотрудника.
Источники информации:
— общие сведения, информационные сводки о событиях в районе дислокации сотрудников подразделения в ходе командировки и характере выполнявшихся ими задач;
— сведения о состоянии здоровья сотрудников;
— ЧП, произошедшие с сотрудниками либо с их участием;
— рассказы сотрудников, их рапорта, доклады о происшествиях;
— интервьюирование командира группы;
— интервьюирование врача группы.
На основе полученной информации, с учетом времени и ресурсов, психолог принимает решение о порядке организации реабилитационных мероприятий с сотрудниками (в день прибытия группы). Для этого:
— определяется минимально необходимый комплекс мероприятий;
— устанавливается очередность выполнения задач;
— выделяются силы и средства, которые можно привлечь, а также порядок взаимодействия с ними.
Рекомендации психологу спецподразделения (кадрового аппарата ОВД) по организации и проведению реабилитационных мероприятий
Выделить три этапа собственно реабилитационных мероприятий:
I этап — первый и второй день по прибытии (личный состав сдает оружие и снаряжение, проводится общий разбор командировки).
Задачи:
— собрать максимум информации о командировке;
— совместно с руководством органа внутренних разработать и довести до личного состава план реабилитационных мероприятий, обосновать его важность и значимость для сотрудников (этот план совмещает в себе как служебные задачи, возлагаемые на сотрудников в ближайшие полтора месяца работы, так и мероприятия психологической реабилитации);1
1 Крайне важно создавать у сотрудников ощущение стабильности, предсказуемости происходящего. Поэтому необходимо прилагать максимум усилий для соблюдения принятого плана.
— провести служебный разбор с сотрудниками (дебрифинг), рассматривая в виде конкретного инцидента командировку в целом;
— обеспечить возможность конфиденциального психологического консультирования сотрудников по актуальным профессиональным и личностным проблемам;
— активно вести разъяснительную работу среди прибывших сотрудников о необходимости реабилитационной работы, ее целях и задачах.
II этап — в течение недели после 10-дневного отдыха сотрудников.
Задачи:
— диагностировать психологическое состояние сотрудников, нацелив исследование на выявление у них признаков острых стрессовых расстройств;
— осуществить комплекс восстановительных мероприятий, включающий в себя:
а) снятие нервно-мышечного напряжения путем использования физиотерапии, пеших прогулок, аутотренинга и трансовых техник, разнообразного творчества и художественной самодеятельности сотрудников;
б) активное включение тела в восстановительный процесс путем использования большого количества спортивных коллективных игр, разнообразных физических упражнений, а также элементов телесно-ориентированной терапии, кинесиологии, различных видов массажа и самомассажа, парной бани;
в) коррекция коммуникативных навыков сотрудников путем использования различных групповых и индивидуальных психологических упражнений, проведения тренинга социальнопсихологических навыков;
г) оптимизация взаимодействия сотрудников, разрешение накопившихся за время командировки коммуникативных конфликтов путем осуществления оргконсультирования, проведения психологических тренингов группового взаимодействия с активным включением в них элементов профессиональной деятельности.
— индивидуальное психологическое консультирование по актуальным личностным проблемам, психокоррекция и психотерапия;
— семейное консультирование и семейная терапия;
— консультативная и обучающия работа с членами семей сотрудников;
— организация работы специалистов различного профиля: врачей, психотерапевтов, социальных работников, юристов и др.
Мероприятия второго этапа могут проводиться как по месту работы с привлечением сотрудников на неполный рабочий день (не более 4-х часов), так и с вывозом сотрудников в загородный реабилитационно-восстановительный
центр. В случае работы в реабилитационно-восстановительном центре целесообразно после 45 дней работы с сотрудниками на 2 дня (обычно в выходные) привлечь к восстановительной работе семьи.
По прибытии семей распорядок дня изменяется таким образом, чтобы сотрудники провели максимальное количество времени с семьями. При этом предусматривается организация семейного консультирования, семейных соревнований и конкурсов, проводится беседа с женами сотрудников, организуется программа для детей.
Рекомендуемые для проведения в реабилитационно-восстановительный период психологические упражнения и игры для сотрудников:
На сплочение:
Круг — встать в круг с закрытыми глазами.
Счет до десяти.
Лепка с закрытыми глазами “Чего не хватает в этом мире?”
Творческие задания: постановка фильмов, спектаклей.
Общая скульптура.
Общий рисунок.
Общий роман.
Сказка о джунглях.
Подарок группе.
Медитация “Поднятие из пропасти”.
Цирк.
Рисунок своего жизненного пути.
Групповая дискуссия в ролях друг друга.
Волшебный магазин.
Подарок конкретному участнику.
Объявление в службу знакомств.
Встреча через 10 лет.
Твои достоинства (бросая мяч).
Рисунок своей работы.
На невербальные техники коммуникации:
“Крокодильчики”.
“Сказка о королевстве”.
Что у меня там, на спине? (листок со словом, обращение к любому — тот невербально объясняет).
Не дыши в затылок (один спиной к группе, перед ним — трое; один подходит сзади, а трое показывают невербально, кто это).
“Паровозики”.
“Звездные войны”.
На развитие навыков общения, доверия, понимания:
Ответы за соседей.
Игра на передачу информации.
Маятник. Падение с высоты.
Пишущая машинка.
Жизненное пространство.
Кулачок.
Слепой и поводырь.
“Зеркало”.
Кинестетическое знакомство.
“Комплимент”.
Карусель “Что у нас общего? Чему бы я хотел научиться у тебя?”
Рукопожатие вслепую (по рукопожатию диагностировать состояния Родитель-Взрос-лый-Ребенок или Начальники-Подчиненные).
Три ответа (каждый придумывает ситуацию и три варианта своих ответов — агрессивный, уверенный и неуверенный. Нужно угадать, какой это ответ).
“Муха”.
Телесные упражнения:
Синхронное укладывание.
“Дождик”.
Удобная поза.
“Альтруисты”.
“Надувная кукла”.
Прикосновения.
Силачи (упершись руками стол с места).
Большие игры:
“Катастрофа в пустыне”.
“Катастрофа в океане”.
“Подводная лодка (горящее здание)”.
“Спасибо — пожалуйста”.
“Борьба на пальцах”.
“Бип” (один с закрытыми глазами садится на колени по очереди всем, угадать по голосу, у кого сидит).
“Хорошо — плохо”.
“Мозговая атака”.
“Мафия”.
“Барьер” (в виде членов группы, через него нужно прорваться).
“Сыщики” (выполняя какую-либо деятельность, наблюдать за другим и понять, кто наблюдает за тобой).
“Циферблат” (все участники — цифры, заказанное время — хлопками).
“Сказка о короле”.
“Создание танца”.
Ш этап — в течение года после командировки.
Задачи:
— обеспечить постоянное психологическое наблюдение сотрудников;
— осуществлять регулярное профессионально-психологическое и личностно-психологическое консультирование сотрудников;
— при необходимости иметь возможность конфиденциально направлять нуждающихся сотрудников к соответствующим специалистам для психотерапевтического вмешательства;
— обеспечивать постоянную возможность получения сотрудниками и членами их семей квалифицированной психологической помощи;
— вести мониторинг психологического климата подразделения и, при необходимости, осуществлять его коррекцию;
— вести психологическое просвещение личного состава подразделения, прививать психологическую культуру;
— оказывать семейную консультативную помощь.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД, ВВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ -УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Начальник кафедры военной психологии и педагогики В.В.Юдин, преподаватель Н.И.Князева
Северо-Кавказский военный Краснознаменный институт ВВ МВД России г. Владикавказ
Психология, развивающаяся не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность усовершенствования человеческой деятельности с учетом интеллектуальных и эмоциональных резервов — того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или экстремальных условиях. К таким, бесспорно, относятся затянувшиеся боевые действия на Северном Кавказе. Конечно же, это не может не оставить негативного следа для участников этих кровавых событий. По информационным данным, “за последние три года российские Вооруженные Силы добровольно покинули 60-80 тысяч офицеров в возрасте до 30 лет, и это не плановое сокращение военных кадров. По существу, мы лишились нескольких отборных офицерских дивизий. Пусть это относится не к боевым потерям. Моральная гибель соединений не менее страшна и опасна для государства” (4).
Проблема негативных последствий для психики воинов, участвовавших в кровавых “спектаклях”, стала предметом весьма глубоких и интенсивных исследований, данные для которых поставляются из “горячих точек” земного шара. Степень волнения и опасения за жизнь, за успех выполнения боевого приказа во мно-