Научная статья на тему 'Психологическая коррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы'

Психологическая коррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2208
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / АССЕРТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ НАКАЗАНИЯ / ФРУСТРИРУЮЩИЕ СИТУАЦИИ / МОТИВАЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В КРИМИНАЛЬНОЙ СРЕДЕ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штефан Е. Ф.

В статье представлен анализ причин, актуализирующих агрессивное поведение осужденных в местах лишения свободы при длительных сроках наказания. Описываются теории, раскрывающие природу агрессивного поведения, его формы и функции. Анализ причин, обусловливающих агрессивное поведение, позволил определить направление психокоррекционного воздействия, которое включает работу с сотрудниками, направленную на оптимизацию их взаимных и иных социальных восприятий, а также мероприятия, цель которых состоит в самосознании осужденным себя как личности и адекватном осознании им индивидуальных особенностей, в развитии самооценки, самоанализа и саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Штефан Е. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы»

Психологическая коррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы

■ Е.Ф. ШТЕФАН - преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук

В статье представлен анализ причин, актуализирующих агрессивное поведение осужденных в местах лишения свободы при длительных сроках наказания. Описываются теории, раскрывающие природу агрессивного поведения, его формы и функции. Анализ причин, обусловливающих агрессивное поведение, позволил определить направление психокоррекционного воздействия, которое включает работу с сотрудниками, направленную на оптимизацию их взаимных и иных социальных восприятий, а также мероприятия, цель которых состоит в самосознании осужденным себя как личности и адекватном осознании им индивидуальных особенностей, в развитии самооценки, самоанализа и саморегуляции.

Ключевые слова: агрессия; агрессивность; инструментальная агрессия; ас-сертивное поведение; длительные сроки наказания; фрустрирующие ситуации; мотивация агрессивного поведения; социальный статус в криминальной среде; психокоррекция; саморегуляция.

Проявление агрессии в последнее время становится все более заметным среди различных слоев населения независимо от возраста и рода занятий. В этой связи заметно активизировалось внимание исследователей к проблеме агрессии. Согласно широко принятому определению агрессия - это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения1. Готовность к такому поведению называется агрессивностью.

В психологии существует несколько теорий, раскрывающих природу агрессии, одни из них трактуют ее как врожденное, инстинктивное свойство индивида, а другие - как характеристику способа поведения.

В основе любой агрессивности всегда лежит тот или иной психологический конфликт - осознаваемый или неосознаваемый. Всякая агрессия является проявлением активного деятельного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой2. Современная психология различает позитивную и негативную агрессию. Первая служит жизненным интересам общества, обеспечивая человеку возможность выживания, вторая проявляется в формах жестокости и деструктивности и сопровождается стремлением нанести вред.

Агрессия влияет на все стороны и механизмы общественной жизни, опосредуя специфику и динамику развития преступности. Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране негативно влияет на нравственность и правовые представления в обществе. Рост рецидивной преступности и удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений повлекли за собой интенсивное увеличение численности осужденных к длительным срокам лишения свободы, что в свою очередь изменило сознание и психологические особенности среды лиц, отбывающих

наказание в исправительных учреждениях. При отбывании наказания у осужденных к длительным срокам на фоне физического и нервного истощения происходит накопление негативных эмоциональных переживаний. Для них характерны тревожность, переходящая в депрессивное состояние, уход в себя, когда утрачивается смысл жизни, связанный с отсутствием надежды на ближайшее освобождение. При продолжительном сроке отбывания наказания осужденные все более адаптируются к криминальной субкультуре, одним из проявлений которой является агрессия, являющаяся, по мнению социобиологов, адаптивной реакцией на угрозы выживания. Агрессивность имеет особое значение для мест лишения свободы, где наиболее полно и разнообразно представлены все известные формы и варианты ее проявлений у отбывающих наказание.

В отечественной пенитенциарной науке в разработку проблем агрессивного поведения внесли свой вклад А.Г Абрамова, А.Р. Ратинов,

A.А. Михлин, Е.Г Самовичев, Э.Ф. Побегайло,

B.Н. Кудрявцев и др. Психологический анализ природы мотивационной основы агрессии проводился О.Ю. Михайловой, О.Д. Ситковской, Е.Н. Казаковой. Исследования агрессивности как специфической формы активности осужденных мужского пола осуществлял С.Н. Енико-лопов.

В настоящее время специфика агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы и ее коррекция остаются недостаточно изученными, поэтому проведение исследований, связанных с этой проблемой, является актуальным.

Как показывает практика, большинство осужденных к длительным срокам лишения свободы отбывают наказание в учреждениях строгого и особого режимов. В основном это лица 30-40

Актуальные вопросы психологии, педагогики и социальной работы

61

лет, неоднократно судимые, их характеризуют недоверие, агрессивность, озлобленность, раздражительность. Постоянный надзор делает их неспособными к саморегуляции, и существует переход на эмоционально-импульсивный уровень регуляции. При отбывании длительного срока наказания у осужденного происходят переоценка личностных ценностей и обострение деструктивных качеств. Предоставленный своим мыслям, он нередко, опираясь на тюремный лозунг «Не верь, не бойся, не проси», убежден, что является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), проявляет склонность к насилию, положительно относится к агрессии и воспринимает ее как нормальное явление.

Одной из форм агрессивного поведения, наиболее ярко проявляющей деструктивный характер, является физическая агрессия. Причинами, обусловливающими ее возникновение, могут быть как фрустрирующие ситуации, так и индивидуально-психологические особенности. К первым можно отнести страх, возникающий в среде себе подобных за собственную безопасность, тревогу из-за возможности потерять поддержку на свободе, ограничение прав и свобод, постоянные усилия на поддержание определенного общественного статуса, потерю смысла жизни, обеспокоенность за свое здоровье, крах надежд, неуверенность в дальнейшей жизни после освобождения, а также адекватные реакции на неправильные действия администрации. Зачастую осужденные воспринимаются сотрудниками лишь в «образе врага», в итоге это приводит к тому, что в учреждениях устанавливается, с одной стороны, психологическая атмосфера враждебности и конфронтации, а с другой - среди сотрудников культивируется особая профессиональная мораль, оправдывающая в отношении осужденных жесткий стиль общения и воздействий. Мышление же, подчиненное психологии враждебности, глухо нравственным критериям, эмпатии и ограничивает возможности рационального и контролируемого поведе-ния3.

При длительной групповой изоляции, сопровождающейся скученностью, постоянным пребыванием на виду друг у друга, монотонностью существования и постоянным вмешательством в личную жизнь со стороны администрации, у осужденного возникает чувство тревожности, скрытности, мнительности, что также влияет на возникновение агрессии. Кроме того, у осужденных могут появиться и другие способы реагирования на фрустрацию. Однако если такие ситуации постоянны, то альтернативные тенденции будут ослабевать, а агрессивные - усиливаться, вероятность открытой агрессии будет повышаться4.

Изучение личности осужденных к длительным срокам лишения свободы показало, что большинство из них неоднократно судимы, как правило, воспитывались в неблагополучных

семьях, не получали достаточного родительского внимания и любви и имели викарный опыт негативного отношения к правовым нормам, что в свою очередь влечет за собой актуализацию агрессивного мотива поведения.

Ю.М. Антонян, анализируя гендерные различия в агрессивном поведении преступников, отмечает, что у мужчин в преступном поведении выделяется логичность, то есть у них развивается тип агрессивной мотивации, в основе которой лежат мотивы, связанные с местью либо корыстью5.

Исследования акцентуаций характера у взрослых осужденных мужского пола выявили, что 60% лиц от общего числа обследованных составляют группу с эпиллептоидными, шизоидными, гипертимными и паранойяльными типами. Представители этой группы совершают наиболее тяжкие и злостные преступления, отличаются упорным рецидивным поведением, они склонны к возникновению злобного настроения, внутренней раздраженности, тревоге6. С особенностями конкретных типов акцентуации характера необходимо считаться при разработке психокоррекционных программ и их реализации в разных видах учреждений.

Профилактика насилия в местах лишения свободы представляет собой часть профилактических усилий в масштабах всего общества. Чем выше уровень агрессии в стране, чем больше жестокости присутствует в конфликтах между людьми и социальными группами, тем выше и опаснее этот уровень в исправительных учреждениях.

Для изменения социально-психологических установок и ценностных ориентаций осужденного, обучения его приемам и способам саморегуляции и саморазвития, повышения устойчивости к неблагоприятным воздействиям необходима психологическая коррекция.

Отечественная пенитенциарная психология, опираясь на уже существующие подходы, определяет психологическую коррекцию как целенаправленный процесс изменения определенной совокупности психологических свойств личности с помощью специальных методов воздействия, приводящих к устойчивому изменению некоторых характеристик социального поведения индивида7.

Психокоррекционная работа с агрессивными осужденными проводилась на основе методик педагогического аутотренинга (А.С. Новоселова) и тренинга ассертивности (Е.Н. Казакова), направленных на снижение уровня тревожности, формирование позитивных установок и навыков просоциального взаимодействия.

Исследования показали, что в ходе коррек-ционной работы необходимо сформировать у осужденного осознание и понимание причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и агрессивным поведением. Как отмечал американский психолог Леонард Берковиц, «мы становимся злыми, когда нам

ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ

плохо», то есть исследование агрессии в местах лишения свободы взаимосвязано с анализом причин, условий и механизмов развития доминирующей мотивации. При проведении психологической коррекции агрессивного поведения нельзя не учитывать такие факторы, влияющие на ее механизм, как личностные и профессиональные характеристики психолога, свойства личности осужденного, причины возникновения агрессии, а также принцип единства коррекции и диагностики.

Ученые отмечают, что личностная мотиваци-онная направленность, предопределяющая долговременную активность осужденных, помогает решить проблемы самоопределения, ценностных ориентаций и установок, конфликтов в общении. Ее формирование актуально только для лиц молодежного возраста, а в более позднем возрасте переориентация жизненных планов осложняется.

Для снижения напряженности, вызванной феноменом публичности, необходимо использовать внутренние силы осужденного, то есть преодолеть социально-негативные последствия постоянных запретов.

В основе устойчивости к фрустрационным ситуациям, ведущим к агрессии, лежат способности осужденного к адекватной оценке этой ситуации и поиску смысла жизни. Как подчеркивал В. Франкл, «страдание перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл».

Необходимо отметить, что осужденные, проявляющие агрессивное поведение, образуют неоднородную группу, и этим объясняется разнообразие целей коррекции. Например, тот, кто применяет агрессию инструментально, обнаруживает иные проблемы, нежели те, у кого агрессия первично опосредована гневом. По отношению к первым можно применить стратегию изменения представлений и ожиданий исхода, поддерживающих применение агрессии. Что касается последних, то необходимо влиять на контроль и саморегуляцию8. Эти концептуальные различия поддерживают индивидуальный и дифференцированный подходы к оценке личности осужденного.

Для проведения более эффективной пси-хокоррекционной работы в условиях отечест-

венной пенитенциарной системы разработано множество методик. Наибольшее значение имеют программа нравственного самовоспитания с элементами аутотренинга А.С. Новоселовой, социально-психологический тренинг для осужденных М.Г Дебольского «Мои жизненные планы», методика А.Н. Пастушени по выявлению внутриличностного конфликта «Формирующая беседа», психотехники индивидуального психологического консультирования, разработанные

B.М. Поздняковым и М.Б. Шевелевым, и др.

Для снижения уровня агрессии в местах

лишения свободы необходимо осуществлять психологическую работу и с сотрудниками учреждений, при этом одной из целей является оптимизация их взаимных и иных социальных восприятий.

В условиях реформирования УИС встает необходимость пересмотра старых методов исправительного воздействия на осужденных. Психологическая помощь осужденным, отбывающим наказание, базируясь на экзистенциально-гуманитарной парадигме, направлена на самосознание осужденным себя как личности, на адекватное осознание им индивидуальных особенностей, на развитие самооценки, самоанализа и саморегуляции. В этой связи первоочередными задачами деятельности УИС остается совершенствование ведомственной нормативной базы и процесса управления.

■ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. С. 26.

2 См.: Психология человеческой деструктивности: Хрестоматия. Минск, 1999. С. 4.

3 См.: Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. М., 2003. С. 275.

4 См.: Побегайло Э.Ф. Психологические детерминанты криминальной агрессии // Уголовное право. 2002. № 1.

C. 101-107.

5 См.: Казакова Е.Н. Психология агрессивного поведения женщин в условиях лишения свободы: Моногр. Вологда, 2001. С. 35.

6 См.: Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. С. 239.

7 См.: Стуканов В.Г. Особенности исправительной психологической коррекции личности корыстных преступников в условиях лишения свободы: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Минск, 1999.

8 См.: Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004. С. 448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.