Психологическая коррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы
■ Е.Ф. ШТЕФАН - преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук
В статье представлен анализ причин, актуализирующих агрессивное поведение осужденных в местах лишения свободы при длительных сроках наказания. Описываются теории, раскрывающие природу агрессивного поведения, его формы и функции. Анализ причин, обусловливающих агрессивное поведение, позволил определить направление психокоррекционного воздействия, которое включает работу с сотрудниками, направленную на оптимизацию их взаимных и иных социальных восприятий, а также мероприятия, цель которых состоит в самосознании осужденным себя как личности и адекватном осознании им индивидуальных особенностей, в развитии самооценки, самоанализа и саморегуляции.
Ключевые слова: агрессия; агрессивность; инструментальная агрессия; ас-сертивное поведение; длительные сроки наказания; фрустрирующие ситуации; мотивация агрессивного поведения; социальный статус в криминальной среде; психокоррекция; саморегуляция.
Проявление агрессии в последнее время становится все более заметным среди различных слоев населения независимо от возраста и рода занятий. В этой связи заметно активизировалось внимание исследователей к проблеме агрессии. Согласно широко принятому определению агрессия - это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения1. Готовность к такому поведению называется агрессивностью.
В психологии существует несколько теорий, раскрывающих природу агрессии, одни из них трактуют ее как врожденное, инстинктивное свойство индивида, а другие - как характеристику способа поведения.
В основе любой агрессивности всегда лежит тот или иной психологический конфликт - осознаваемый или неосознаваемый. Всякая агрессия является проявлением активного деятельного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой2. Современная психология различает позитивную и негативную агрессию. Первая служит жизненным интересам общества, обеспечивая человеку возможность выживания, вторая проявляется в формах жестокости и деструктивности и сопровождается стремлением нанести вред.
Агрессия влияет на все стороны и механизмы общественной жизни, опосредуя специфику и динамику развития преступности. Нестабильная политическая и экономическая обстановка в стране негативно влияет на нравственность и правовые представления в обществе. Рост рецидивной преступности и удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений повлекли за собой интенсивное увеличение численности осужденных к длительным срокам лишения свободы, что в свою очередь изменило сознание и психологические особенности среды лиц, отбывающих
наказание в исправительных учреждениях. При отбывании наказания у осужденных к длительным срокам на фоне физического и нервного истощения происходит накопление негативных эмоциональных переживаний. Для них характерны тревожность, переходящая в депрессивное состояние, уход в себя, когда утрачивается смысл жизни, связанный с отсутствием надежды на ближайшее освобождение. При продолжительном сроке отбывания наказания осужденные все более адаптируются к криминальной субкультуре, одним из проявлений которой является агрессия, являющаяся, по мнению социобиологов, адаптивной реакцией на угрозы выживания. Агрессивность имеет особое значение для мест лишения свободы, где наиболее полно и разнообразно представлены все известные формы и варианты ее проявлений у отбывающих наказание.
В отечественной пенитенциарной науке в разработку проблем агрессивного поведения внесли свой вклад А.Г Абрамова, А.Р. Ратинов,
A.А. Михлин, Е.Г Самовичев, Э.Ф. Побегайло,
B.Н. Кудрявцев и др. Психологический анализ природы мотивационной основы агрессии проводился О.Ю. Михайловой, О.Д. Ситковской, Е.Н. Казаковой. Исследования агрессивности как специфической формы активности осужденных мужского пола осуществлял С.Н. Енико-лопов.
В настоящее время специфика агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы и ее коррекция остаются недостаточно изученными, поэтому проведение исследований, связанных с этой проблемой, является актуальным.
Как показывает практика, большинство осужденных к длительным срокам лишения свободы отбывают наказание в учреждениях строгого и особого режимов. В основном это лица 30-40
Актуальные вопросы психологии, педагогики и социальной работы
61
лет, неоднократно судимые, их характеризуют недоверие, агрессивность, озлобленность, раздражительность. Постоянный надзор делает их неспособными к саморегуляции, и существует переход на эмоционально-импульсивный уровень регуляции. При отбывании длительного срока наказания у осужденного происходят переоценка личностных ценностей и обострение деструктивных качеств. Предоставленный своим мыслям, он нередко, опираясь на тюремный лозунг «Не верь, не бойся, не проси», убежден, что является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), проявляет склонность к насилию, положительно относится к агрессии и воспринимает ее как нормальное явление.
Одной из форм агрессивного поведения, наиболее ярко проявляющей деструктивный характер, является физическая агрессия. Причинами, обусловливающими ее возникновение, могут быть как фрустрирующие ситуации, так и индивидуально-психологические особенности. К первым можно отнести страх, возникающий в среде себе подобных за собственную безопасность, тревогу из-за возможности потерять поддержку на свободе, ограничение прав и свобод, постоянные усилия на поддержание определенного общественного статуса, потерю смысла жизни, обеспокоенность за свое здоровье, крах надежд, неуверенность в дальнейшей жизни после освобождения, а также адекватные реакции на неправильные действия администрации. Зачастую осужденные воспринимаются сотрудниками лишь в «образе врага», в итоге это приводит к тому, что в учреждениях устанавливается, с одной стороны, психологическая атмосфера враждебности и конфронтации, а с другой - среди сотрудников культивируется особая профессиональная мораль, оправдывающая в отношении осужденных жесткий стиль общения и воздействий. Мышление же, подчиненное психологии враждебности, глухо нравственным критериям, эмпатии и ограничивает возможности рационального и контролируемого поведе-ния3.
При длительной групповой изоляции, сопровождающейся скученностью, постоянным пребыванием на виду друг у друга, монотонностью существования и постоянным вмешательством в личную жизнь со стороны администрации, у осужденного возникает чувство тревожности, скрытности, мнительности, что также влияет на возникновение агрессии. Кроме того, у осужденных могут появиться и другие способы реагирования на фрустрацию. Однако если такие ситуации постоянны, то альтернативные тенденции будут ослабевать, а агрессивные - усиливаться, вероятность открытой агрессии будет повышаться4.
Изучение личности осужденных к длительным срокам лишения свободы показало, что большинство из них неоднократно судимы, как правило, воспитывались в неблагополучных
семьях, не получали достаточного родительского внимания и любви и имели викарный опыт негативного отношения к правовым нормам, что в свою очередь влечет за собой актуализацию агрессивного мотива поведения.
Ю.М. Антонян, анализируя гендерные различия в агрессивном поведении преступников, отмечает, что у мужчин в преступном поведении выделяется логичность, то есть у них развивается тип агрессивной мотивации, в основе которой лежат мотивы, связанные с местью либо корыстью5.
Исследования акцентуаций характера у взрослых осужденных мужского пола выявили, что 60% лиц от общего числа обследованных составляют группу с эпиллептоидными, шизоидными, гипертимными и паранойяльными типами. Представители этой группы совершают наиболее тяжкие и злостные преступления, отличаются упорным рецидивным поведением, они склонны к возникновению злобного настроения, внутренней раздраженности, тревоге6. С особенностями конкретных типов акцентуации характера необходимо считаться при разработке психокоррекционных программ и их реализации в разных видах учреждений.
Профилактика насилия в местах лишения свободы представляет собой часть профилактических усилий в масштабах всего общества. Чем выше уровень агрессии в стране, чем больше жестокости присутствует в конфликтах между людьми и социальными группами, тем выше и опаснее этот уровень в исправительных учреждениях.
Для изменения социально-психологических установок и ценностных ориентаций осужденного, обучения его приемам и способам саморегуляции и саморазвития, повышения устойчивости к неблагоприятным воздействиям необходима психологическая коррекция.
Отечественная пенитенциарная психология, опираясь на уже существующие подходы, определяет психологическую коррекцию как целенаправленный процесс изменения определенной совокупности психологических свойств личности с помощью специальных методов воздействия, приводящих к устойчивому изменению некоторых характеристик социального поведения индивида7.
Психокоррекционная работа с агрессивными осужденными проводилась на основе методик педагогического аутотренинга (А.С. Новоселова) и тренинга ассертивности (Е.Н. Казакова), направленных на снижение уровня тревожности, формирование позитивных установок и навыков просоциального взаимодействия.
Исследования показали, что в ходе коррек-ционной работы необходимо сформировать у осужденного осознание и понимание причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и агрессивным поведением. Как отмечал американский психолог Леонард Берковиц, «мы становимся злыми, когда нам
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
плохо», то есть исследование агрессии в местах лишения свободы взаимосвязано с анализом причин, условий и механизмов развития доминирующей мотивации. При проведении психологической коррекции агрессивного поведения нельзя не учитывать такие факторы, влияющие на ее механизм, как личностные и профессиональные характеристики психолога, свойства личности осужденного, причины возникновения агрессии, а также принцип единства коррекции и диагностики.
Ученые отмечают, что личностная мотиваци-онная направленность, предопределяющая долговременную активность осужденных, помогает решить проблемы самоопределения, ценностных ориентаций и установок, конфликтов в общении. Ее формирование актуально только для лиц молодежного возраста, а в более позднем возрасте переориентация жизненных планов осложняется.
Для снижения напряженности, вызванной феноменом публичности, необходимо использовать внутренние силы осужденного, то есть преодолеть социально-негативные последствия постоянных запретов.
В основе устойчивости к фрустрационным ситуациям, ведущим к агрессии, лежат способности осужденного к адекватной оценке этой ситуации и поиску смысла жизни. Как подчеркивал В. Франкл, «страдание перестает быть страданием в тот момент, когда обнаруживается его смысл».
Необходимо отметить, что осужденные, проявляющие агрессивное поведение, образуют неоднородную группу, и этим объясняется разнообразие целей коррекции. Например, тот, кто применяет агрессию инструментально, обнаруживает иные проблемы, нежели те, у кого агрессия первично опосредована гневом. По отношению к первым можно применить стратегию изменения представлений и ожиданий исхода, поддерживающих применение агрессии. Что касается последних, то необходимо влиять на контроль и саморегуляцию8. Эти концептуальные различия поддерживают индивидуальный и дифференцированный подходы к оценке личности осужденного.
Для проведения более эффективной пси-хокоррекционной работы в условиях отечест-
венной пенитенциарной системы разработано множество методик. Наибольшее значение имеют программа нравственного самовоспитания с элементами аутотренинга А.С. Новоселовой, социально-психологический тренинг для осужденных М.Г Дебольского «Мои жизненные планы», методика А.Н. Пастушени по выявлению внутриличностного конфликта «Формирующая беседа», психотехники индивидуального психологического консультирования, разработанные
B.М. Поздняковым и М.Б. Шевелевым, и др.
Для снижения уровня агрессии в местах
лишения свободы необходимо осуществлять психологическую работу и с сотрудниками учреждений, при этом одной из целей является оптимизация их взаимных и иных социальных восприятий.
В условиях реформирования УИС встает необходимость пересмотра старых методов исправительного воздействия на осужденных. Психологическая помощь осужденным, отбывающим наказание, базируясь на экзистенциально-гуманитарной парадигме, направлена на самосознание осужденным себя как личности, на адекватное осознание им индивидуальных особенностей, на развитие самооценки, самоанализа и саморегуляции. В этой связи первоочередными задачами деятельности УИС остается совершенствование ведомственной нормативной базы и процесса управления.
■ ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000. С. 26.
2 См.: Психология человеческой деструктивности: Хрестоматия. Минск, 1999. С. 4.
3 См.: Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. М., 2003. С. 275.
4 См.: Побегайло Э.Ф. Психологические детерминанты криминальной агрессии // Уголовное право. 2002. № 1.
C. 101-107.
5 См.: Казакова Е.Н. Психология агрессивного поведения женщин в условиях лишения свободы: Моногр. Вологда, 2001. С. 35.
6 См.: Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. С. 239.
7 См.: Стуканов В.Г. Особенности исправительной психологической коррекции личности корыстных преступников в условиях лишения свободы: Автореф. дис. ... канд. псих. наук. Минск, 1999.
8 См.: Блэкборн Р. Психология криминального поведения. СПб., 2004. С. 448.