УДК 340.125:340.142
Груздев Владимир Сергеевич
кандидат юридических наук, председатель правления общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»; старший научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН https://orcid.org/0000-0002-4029-8679
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА П.В. ДЕЛАРОВА
Gruzdev Vladimir Sergeevich
PhD in Law, Chairman of the Board, All-Russian Non-governmental Organization "Association of Lawyers of Russia";
Senior Researcher, Department of Philosophy of Law, History and Theory of State and Law, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences https://orcid.org/0000-0002-4029-8679
PSYCHOLOGICAL CONCEPTION OF LAW BY P.V. DELAROV
Аннотация:
В статье рассматривается эволюция русской юридической мысли во второй половине XIX в., существенным аспектом которой стало появление психологических подходов к праву. Именно в этот период происходит становление психологии как науки. Психологические аргументы и методы исследования быстро осваивают сферу правопо-знания и правопонимания. Автором статьи исследуется сформулированная П.В. Деларовым психологическая концепция права, которая появилась в русской юридической литературе за несколько десятилетий до первых работ Л.И. Петражицкого. При этом, за исключением некоторых упоминаний, научное наследие П.В. Деларова совершенно не изучено. Однако оно не только знаменует одну из первых в общеевропейском контексте психологических теорий права, но и ясно демонстрирует связь правового психологизма как установки познания и принципа трактовки права с его фило-софско-методологическими основаниями.
Ключевые слова:
юмизм, правовой реализм, эмпириокритицизм, субъективный идеализм, психологизм правопо-знания, феноменология
Summary:
The paper deals with the evolution of Russian legal thought in the second half of the 19th century, an essential aspect of which was the emergence of psychological approaches to law. It was during this period that the formation of psychology as a science took place. Psychological arguments and research methods quickly mastered the sphere of legal awareness and legal understanding. The study examines the psychological concept of law formulated by P.V. Delarov. It appeared in the Russian legal literature several decades before the first works of L.I. Petrazhitsky. With the exception of some references to the legal views of P.V. Delarov, his scientific heritage turned out to be completely unexplored. However, it not only marks one of the first psychological theories of law in the pan-European context, but also clearly demonstrates the connection of legal psychologism, as a cognitive attitude and a principle of interpretation of law, with its philosophical and methodological foundations.
Keywords:
humism, legal realism, empirio-criticism, subjective idealism, psychologism of legal knowledge, phenomenology
В истории русской юридической мысли на рубеже XIX-XX вв. отчетливо заявил о себе психологический тип реализма, который признавал реальность психического опыта как основную смысловую единицу правопознания и правопонимания, онтологизируя тем самым реальность субъективного со всеми атрибутами соответствующего гносеологического приема.
Появление психологического реализма в отечественной юридической литературе связывают прежде всего с творчеством Л.И. Петражицкого. Для обоснования психологической концепции права он отрицал объективную реальность права, пытался целиком и полностью уместить его в области реальности субъективного (в соответствии с основным тезисом субъектоцентристской традиции философии, идущей от P. Декарта, о самоочевидности и достоверности только одного сознания, но не внешнего мира). Достоинство этой теории, в сравнении с подходами предшествующих юристов и философов права, виделось ему в снятии всяких ограничений с понятия права (оно вообще объявлялось несущественным), т. к. отныне право рассматривалось лишь как одна из психофизиологических функций человека. Отсюда им признавалась лишь реальность правно-психи-ческих феноменов, правовых эмоций или переживаний [1]. Оставаться последовательным в этом направлении психологического правового реализма (фундированного феноменологией Э. Гуссерля [2]) ему удавалось, правда, с трудом. Право часто оказывалось в роли внешнего фактора, независимого как от индивидуальных правовых эмоций, так и от народной психики.
Однако следует обратить внимание на малоизвестный факт, который оказался совершенно неизученным в рамках истории психологических подходов к праву (за исключением, пожалуй, только работ В.С. Горбаня [3]). Речь идет о работе «Очерки по энциклопедии права» - фундаментальном сочинении конца 1870-х гг., т. е. написанном задолго до первых работ Л.И. Петражицкого.
Его автором является русский юрист Павел Викторович Деларов, член Совета министра путей сообщения, один из крупнейших российских антикваров и коллекционеров рубежа Х1Х-ХХ вв. [4]. Кроме того, его перу принадлежат и другие сочинения юридического профиля [5].
Вся концепция «энциклопедии права» П.В. Деларова построена на пафосе торжества психологии. В психологизации права, апелляции к психологическим закономерностям уже более полутора веков усматривается возможность обнаружения нового состояния знаний о природе права. Еще в конце 1870-х гг. П. Деларов убеждал читателей его «энциклопедии права» в том, что вся история философии, построенная на наиболее обобщенном разделении на идеалистическую и реалистическую, может и должна представляться в свете такой современной для его времени науки, как история психологии и психология истории. Наиболее убедительной для П. Деларова была позиция французского философа И. Тэна, утверждавшего, что «законы, управляющие развитием религиозных представлений, литературных произведений, научных открытий известного века и известной нации не что иное, как применение и случай законов, управляющих этим развитием во всякую минуту и у всякого человека. Другими словами, историк изучает прикладную психологию, а психолог изучает общую историю» [6]. Это совершенно справедливо и в отношении права, заключал П. Деларов. Соответственно, писал он, «в продолжение всей новой истории, вплоть до нашего времени, были две психологии, также как были две философии: одна идеалистическая, другая реалистическая» [7].
Взгляды П. Деларова для освещения и анализа проблематики психологического реализма в правопознании представляют, несомненно, существенный интерес (как с хронологической точки зрения, так и по существу).
Во-первых, они построены на том, чтобы преодолеть фундаментальное и, по мнению автора, ошибочное в силу односторонности каждого из направлений противоречие между идеализмом и реализмом, в русле чего и рассматривается вопрос о сущности права и правовых явлений. В основном в традициях юмизма (психологизма в философии) он пытался построить, подражая О. Конту, модель - но только не социологической, а психологической - позитивной философии. Ее частным случаем является юридическая наука (энциклопедия права), в которой, с одной стороны, снимаются вековые противоречия идеализма и реализма в новой модели всеохватывающей психологии (как новой философии) - «психологии позитивной». С другой стороны, в этой новой логике знания о праве осуществляется как бы синтезирование традиционного для идеализма и реализма понятийного и идейного каркаса. В этом смысле следовало отказаться от исторического рассмотрения права и перейти к логическому. Притом к логическому не в кантианском, а в юмистском смысле: когда логическое соединяется с психологическим, а логика рассматривается как ответвление психологии. П. Деларов был одним из первых юристов XIX в., кто стал использовать те методологические принципы, которые легли в основание эмпириокритицизма и так называемого системного (теоретического или феноменологического) метода, отказываясь от «генетического» (причинного) способа объяснения права, притом значительно раньше Р. Штамм-лера [8]. Следует отметить, что, например, в современной отечественной философско-правовой литературе сторонниками системного или феноменологического метода являются В.П. Малахов [9], А.В. Поляков [10] и некоторые другие философы и юристы. Юмистский тип свободного критического анализа как философско-методологической стратегии правопознания в отечественной юридической литературе встречается значительно реже.
Во-вторых, будучи юмистом (юмизм оказал большое влияние на возникновение позитивизма), П. Деларов использует модель позитивной философии (социологии) О. Конта. Его основным упреком в адрес этой философии было то, что французский философ отнес всю «индивидуальную психологию к области биологии» [11], в то время как, по убеждению П. Деларова, «само психическое движение, акт мысли, воли, чувства... его внутреннее содержание, каким оно является нашему сознанию», подлежат «изучению психологии» [12]. Главный посыл его интеллектуальной эстетики при обсуждении права заключается в том, что юридическая наука должна стать на твердую почву психологии. Право, по мнению юриста, являет собой одну из «сфер умственной жизни человека».
Схематично основные идеи П.В. Деларова можно представить следующим образом:
- во всех сферах человеческой деятельности «человеческий ум возводит субъективные категории в объективные, психологические в физические, признает за явлениями, совершающимися в нем самом, значение явлений, совершающихся вне его. В сфере права ум придает отдельным человеческим действиям, представляющим те или другие объективное существующие, ингерентные признаки, качества справедливого и несправедливого, но признает эти атрибуты объективно присущими самим человеческим действиям, а не привнесенными в них человеческим умом. Другими словами, качества справедливого и несправедливого существуют только в человеческом уме. но рассматриваются им как качества и свойства самих вещей» [13];
- «.объектом науки права являются отнюдь не сами человеческие действия и не качества им объективно присущие, а лишь то, что человеческий ум им приписывает» [14];
- «.психология есть истинный фундамент науки права и. юристы должны. дать ей более широкое психологическое основание» [15];
- содержание юридических правил сводится, как отмечает сам автор, к «аглебраической формуле»: «известное действие несправедливо и, вследствие этого, не должно быть совершаемо» [16]; «.в такой абстрактной и неопределенной форме, в виде алгебраической формулы, это положение существует только в научной мысли, в теоретическом отвлечении, а в действительности, в юридическом быту, оно является только в виде отдельных, определенных юридических норм, из которых оно и выведено путем научно-индуктивного изучения» [17];
- «...сравнение права с другими сферами умственной жизни человека может показать, что право не есть какой-либо внешний, объективный, вне человеческого духа лежащий порядок вещей и действий, который не создается, а только познается человеческим духом, а, напротив, что право есть психическое явление, необходимость и условия которого лежат в самих свойствах человеческой души, что оно создается самим человеческим духом, является результатом самой умственной деятельности человека» [18];
- «.в идеях справедливого и несправедливого нет ничего объективного, постоянного и вечного, что они "свои" у каждого человека, класса общества, времени и народа, и что юриспруденция не есть, вследствие этого, наука о справедливом., а наука о том, что люди считают справедливым» [19];
- «умственная деятельность синтетическая, образующая общие понятия и положения, не опирается. на непосредственное наблюдение, а основывается исключительно на аналогии, допуская таким образом возможность произвола» [20].
П.В. Деларов усматривал одно из глубочайших противоречий эпохи в дуализме идеализма и реализма. Основную творческую задачу для себя и своих современников он видел в «снятии» противоречий между этими двумя типами философского мышления, что должно привести к какому-нибудь «общему, целостному мировоззрению, которое бы переработало в себе все антиномии нынешней культуры, соединило их не эклектически, а органически» [21]. Юрист признавал, что такое органическое соединение начал идеализма и реализма, столь опасное для цивилиза-ционного развития современного ему общества, происходит в позитивизме - «этой философской системе, опирающейся на строго-научное изучение фактов» [22]. Недостаток позитивизма
0. Конта П. Деларов видел в том, что тот «отнес всю индивидуальную психологию к области биологии» [23], в то время как «само психическое движение, акт мысли, воли, чувства» подлежат изучению со стороны психологии.
Таким образом, психологическая концепция П.В. Деларова имеет большое значение для уточнения и расширения наших представлений об истории психологических подходов к праву, в том числе как значительно более ранняя по сравнению с Л.И. Петражицким попытка обоснования права психологическими аргументами, а также в качестве одной из первых в общеевропейском контексте. Кроме того, она показывает возможность обоснования психологического понимания права не с феноменологических позиций (популярных в наше время), а с позиций правового юмизма или эмпириокритицизма.
Ссылки:
1. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. 606 с.
2. Тимошина Е.В. Теория и социология права Л.И. Петражицкого в контексте классического и постклассического пра-вопонимания: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. 551 с.
3. Горбань В.С. Правовое учение Иеринга и его интерпретации. М., 2018. 353 с.
4. Деларов П.В. Очерки по энциклопедии права. Очерк 1: О праве в ряду других сфер умственной жизни человека. СПб., 1878. 552 с.
5. Его же. Об ответственности железнодорожных предпринимателей и их агентов за причинение вреда лицам и имуществу. Юридическое исследование. СПб., 1874. 260 е.; Его же. Очерк истории личности в древнеримском гражданском праве. Историко-юридический опыт. СПб., 1895. 170 с.
6. Его же. Очерки по энциклопедии права. С. 17-18.
7. Там же. С. 18.
8. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории: в 2 т. СПб., 1907. Т. 1. 412 е.; Т. 2. 419 с.
9. Малахов В.П. Природа, содержание и логика правосознания: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. 502 с.
10. Поляков А.В. Коммуникативная концепция права (генезис и теоретико-правовое обоснование): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002. 93 с.
11. Деларов П.В. Очерки по энциклопедии права. С. 29.
12. Там же.
13. Там же. С. 335.
14. Там же. С. 336.
15. Там же. С. 337.
16. Там же.
17. Там же. С. 338.
18. Там же. С. 12.
19. Там же. С. 12-13.
20. Там же. С. 13.
21. Там же. С. 21.
22. Там же. С. 26.
23. Там же. С. 29.
Редактор, переводчик: Арсентьева Ирина Ильинична