Ю.П. Поваренков
Психологическая концепция непрерывного педагогического образования
Поваренков Юрий Павлович, доцент кафедры психологии ЯГПУ, кандидат психологических наук
Необходимость обращения к теоретическим основам непрерывного педагогического образования (НПО) вызвана по крайней мере тремя группами причин. Во-первых, большой практической значимостью данной проблемы; дело в том, что вне системы НПО невозможно подготовить высококвалифицированного педагога - профессионала и поддержать его уровень профессионализма на высоком уровне в течение нескольких десятилетий трудовой жизни.
Во-вторых, несмотря на практическую значимость, в науке отсутствует общепринятая концепция НПО, хотя активные поиски в данном направлении ведутся и психологами, и педагогами, и представителями других научных дисциплин.
В-третьих, из-за отсутствия глубоких теоретических исследований проблемы НПО в последнее время в науке и на практике наметилась тенденция к вульгаризации самой идеи непрерывного образования, сведение его либо к номинальному определению, либо к организационно-техническим мероприятиям.
Мы исходим из того, что любая система НПО, в том числе и регионального уровня, будет эффективней, если в ней определены и четко зафиксированы следующие ведущие компоненты.
Прежде всего необходимо определить конечные и промежуточные цели НПО, в качестве которых, чаще всего, выступают общие и парциальные модели педагога. Содержание модели зависит от теоретической позиции автора системы НПО. Тем не менее конечная и промежуточные цели педобразования должны быть четко согла-
сованы между собой, причем промежуточные цели следует рассматривать как последовательные этапы на пути движения к цели конечной. Говоря другими словами, наиболее эффективной для системы НПО является динамическая модель педагога.
В полном соответствии с целями НПО выделяются качественно своеобразные стадии, периоды и фазы профессионального становления педагога. Эти стадии могут пересекаться с этапами профессиональной социализации личности, вместе с тем они обладают и своими индивидуально-своеобразными основаниями для выделения. Периодизация профессионального развития и реализации педагога определяется, таким образом, целями НПО и индивидуальными возможностями педагога по их принятию и реализации.
Следующий компонент системы НПО -средства достижения соответствующих образовательных целей: методы, методики, приемы, технологии, программы формирования квалифицированного педагога и его последующего сопровождения. Средства, названные выше, будут эффективны, если они соответствуют образовательным задачам, адекватны возможностям педагогов, находящихся на разных этапах профессионального пути, если между ними существует преемственность и по содержанию, и по форме.
Система НПО не может существовать без четкого определения критериев оценки уровня профессионального развития педагога и разработки специальных средств их диагностики. Критерии могут быть объективными и субъективными, общими и специальными, качественными и количественными, процессуальными и результативными. Одним из ведущих требований к критериям профессионализации является соответствие содержанию конечной цели и задачам профессионального развития педагога на различных этапах профессионального пути.
Наконец, последний компонент системы НПО - модуль обратной связи. Его функция состоит прежде всего в обеспечении контроля за процессом профессионального развития педаго-
га и эффективностью его профессиональной деятельности. Другая важная задача модуля обратной связи заключается в коррекции целевой функции системы НПО, если она вступает в противоречие с социальными требованиями, которые общество предъявляет к образованию и, соответственно, к личности учителя. Говоря другими словами, модуль обратной связи обеспечивает регуляцию направленности системы НПО и ее содержание. Данный компонент в соответствии с современной терминологией связывают с процессом мониторинга педагогического образования.
Итак, только наличие всех описанных выше компонентов создает необходимые условия для эффективной деятельности системы НПО. С другой стороны, определение самих компонентов и, фактически, разработка адекватной системы НПО возможна только на основе целостной междисциплинарной теории профессионального развития, которая позволяет систематизировать и учесть весь комплекс факторов, определяющих процессуальные и результативные показатели профессионализации.
Ведущим компонентом данной теории является психолого-педагогическая концепция профессионализации, которая призвана решить две основные задачи. Первая заключается в том, чтобы выявить механизмы превращения индивида в профессионала как в целом, так и применительно к отдельным стадиям его профессионального становления; решение данной задачи позволит создать единый концептуальный аппарат для объяснения и описания процесса профессионализации в целом, начиная с момента ее принятия в качестве формы социализации и заканчивая отказом от активной профессиональной деятельности.
Вторая задача данной концепции состоит в разработке эффективных методов взаимодействия, управления, сотрудничества и сопровождения человека в процессе профессионализации, которые были бы адекватны меняющейся ситуации профессионального развития человека; решение данной задачи призвано обеспечить единство и преемственность методов формировании профессионала и его сопровождения на различных этапах профессионального пути.
Таким образом, теоретической основой любой системы НПО является целостная психологическая концепция профессионализации, которая выступает в качестве ведущего ориентира
при разработке основных ее компонентов. Остановимся более подробно на содержании основных подходах к созданию данной концепции.
В отечественной и зарубежной психологии сформировалось несколько подходов к разработке целостной концепции профессионализации. Можно выделить и ряд законченных концепций, посвященных данной проблеме.
К числу наиболее распространенных относится подход с позиций понятия профессиональной пригодности, который берет свое начало с известных работ Ф.Паркинсона. В рамках данного подхода процесс профессионализации рассматривается как формирование или достижение профессиональной пригодности, ведущими критериями которой является профуспеш-ность и удовлетворенность трудом. Наиболее последовательно в отечественной психологии данный подход реализован в трудах Левитова Н.Д., Гуревича К.М., Платонова К.К.
Другой подход, в наибольшей степени характерный для отечественной психологии, связан с понятием "готовность к труду". В рамках данного подхода профессионализация рассматривается как формирование определенной иерархии допрофессиональной и профессиональной готовности к трудовой деятельности. Наиболее последовательно данный подход реализован в трудах А.А.Смирнова и его учеников.
В зарубежной психологии весьма распространенным является психодинамический подход к проблемам профессионализации, в рамках которого профессионализация рассматривается как одна из форм сублимации различных либи-дозных проявлений человека, фиксируемых на стадии детства. Наиболее известными последователями данного подхода являются Moser U, Bordin E S, Roe A.
Можно выделить так называемый типологический подход к профессионализации, который становится все более популярным в отечественной психологии. Суть данного подхода, возникновение которого связывают с именем Шпрангера, состоит в том, что профессионализация рассматривается как поиск и обретение человеком форм профессиональной деятельности, которые адекватны некоторому устойчивому типу индивида. Наиболее извествным представителем данного подхода является Hoolland J.L.
Существенный вклад в развитие общей теории профессионализации сделан в трудах Климова Е.А., Шадрикова В.Д., Марковой А.К.,
каждый из которых развивает свой подход к профессионализации. Не менее важную роль при решении данной проблемы играют исследования, проводимые в рамках акмеологии (Кузьмина Н.В., Деркач М.Н.).
Наконец, необходимо отметить и относительно законченные концепции профессионализации. Это прежде всего концепция профессиональной зрелости Д.Сьюпера и концепция профессионального становления Т.В.Кудрявцева.
Не имея возможности дать глубокий анализ каждого из обозначенных выше подходов, отметим наиболее общие для них моменты, которые, на наш взгляд, требуют дальнейшей разработки и развития.
Во-первых, в рассмотренных подходах неполностью преодолена аналитичность в понимании процесса профессионализации. Это проявляется двояко: а) декларируется необходимость целостного подхода к профессионализации, признается его адекватность, но его положения реализуются лишь для одной из стадий профессионализации - профориентации, профобучения, стадии наивысших достижений и т.д. б) процесс профессионализации рассматривается на всех стадиях, но анализируются отдельные его аспекты, а не их система, например, формирование профсамосознания, влияние социализации и т.д.
Во-вторых, в большинстве подходов реализуется так называемая адаптивная модель профессионального развития, при которой профессионализация рассматривается лишь как приспособление человека к социально-профессиональным требованиям. А это противоречит реальности, так как отсюда становится неясным, за счет чего происходит обогащение нормативного способа деятельности, развитие профессиональной общности.
В-третьих, в исследованиях выделяется категория профессионального развития как особой формы становления профессионала, однако профессиональное развитие жестко привязывается к возрастным периодам жизнедеятельности человека (Сьюпер Д., Эриксон Э., Маркова А.К.). Но это соответствует реальности лишь частично, поскольку стадия "оптации" профессионального обучения и профессиональной адаптации может наблюдаться не только у молодежи,
вступающей в жизнь, но и в более зрелом возрасте, при смене или потере работы.
В-четвертых, в предлагаемых подходах достаточно резко противопоставляются социальные и индивидуальные факторы профессионализации, значительно меньше уделяется места анализу принципиального совпадения интересов индивида и общества в ходе профессионализации. В частности, это совпадение проявляется в том, что только через развитие индивидуальности возможно развитие профессиональной деятельности и профессиональной общности в целом.
В-пятых, характерным для ряда подходов является слабый учет активности индивида и личности в ходе профессионализации. Активность в основном исследуется лишь на уровне деятельности самосознания личности. Практически остаются не изученными вопросы самодетерминации профессионального развития, механизмы формирования профессиональной мотивации, профессиональной одаренности, профессионального опыта личности. В целом прослеживается тенденция рассматривать профессионализацию как пассивный процесс, как накопление некоторых свойств и качеств, для которого не требуется участия личности и субъекта профессионализации.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что наиболее адекватным при разработке концепции профессионального развития является подход, в рамках которого профессионализация рассматривается как процесс формирования личности и деятельности профессионала. При этом требуют уточнения понятия "личность профессионала" и "деятельность профессионала", содержание которых в отечественной психологии раскрывается недостаточно полно. Остановимся более подробно на разработке концепции профессионализации.
1. Личность профессионала - это интегральное системное качество, которое закономерно проявляется на определенном этапе профессионального развития индивида. Данное качество формируется, проявляется и реализуется в рамках суперсистемы, которая включает следующие компоненты: социально-профессиональные требования к человеку, ценности и нормы профессиональной общности, требования человека к содержанию и условиям профессионализации,
потребности и возможности индивида по реализации своих требований, а также социально-профессиональных требований и норм.
В ходе профессионализации данная система предстает перед индивидом в форме социальной ситуации профессионального развития.
2. Предназначение личности профессионала заключается в том, чтобы обеспечивать функционирование и реализацию, развитие и обогащение компонентов суперсистемы, породившей ее. Орудиями или средствами решения этих задач являются профессионально важные и профессионально значимые качества личности. Первые влияют на решение задач профессиональной деятельности (создание потребительных стоимостей) и задач профессионального развития (выбор профессии, профессиональное обучение, построение профессиональной карьеры). Профессионально значимыми следует считать качества, которые удовлетворяются и реализуются в процессе профессионализации.
Личность профессионала - это система, элементами которой являются профессионально важные и профессионально значимые качества, формирующиеся в процессе профессионального развития на основе качеств индивида.
3. В полном соответствии с механизмами детерминации профессионального развития ведущими компонентами личности профессионала являются подструктуры профессионально важных и профессионально значимых качеств, которые обеспечивают необходимый уровень профессиональной продуктивности, профессиональной идентичности и профессиональной зрелости личности. Профессиональная продуктивность свидетельствует об уровне соответствия личности профессионала социально профессиональным требованиям; профессиональная идентичность - о степени принятия личностью данных требований и уровне ее реализованности. Профессиональная зрелость свидетельствует о способности человека находить оптимальное соотношение между социальными и индивидуальными требованиями, о способности к самодетерминации профессионального развития.
4. Критериями развития личности профессионала выступают качественные и количественные, объективные и субъективные показатели функционирования ее ведущих подструктур. Профессиональная продуктивность оценивается на основе объективных критериев (производительность, качество и надежность), ее высшим
проявлением является профессиональное мастерство, а определяющими компонентами - профессиональный опыт и способности.
Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных критериев (удовлетворенность трудом, профсамооценка, реализованность), высшим проявлением которого является профессиональное счастье, а определяющим элементом - профессиональная мотивация.
Профессиональная зрелость оценивается на основе объективных (успешность профессиональной карьеры) и субъективных (построение адекватного стиля профессионализации) показателей, ее определяющим элементом является развитое профессиональное самосознание.
Адекватная оценка уровня развития личности профессионала возможна только на основе комплексного критерия, в рамках которого интегрируются критерии ее ведущих подструктур.
5. Профессиональное становление личности - это процесс, который по форме и содержанию является полисистемным образованием. Сущность данного процесса раскрывается в ходе его анализа, во-первых, как формы профессиональной социализации и индивидуализации, во-вторых, как части жизненного пути индивида, в-третьих, как специфической формы профессионального развития и научения, в-четвертых, как специфической формы проявления активности индивида.
В ходе полисистемного анализа определяются социальные и индивидуальные детерминанты профессионального развития, личностный смысл профессионализации для индивида, выявляются механизмы преобразования свойств индивида в профессионально важные и профессионально значимые качества, раскрывается система форм профессиональной активности, в рамках которых осуществляется решение задач профессионального развития.
6. Процесс профессионального становления личности - системный процесс. В качестве единиц его анализа выступают этапы различной степени длительности и интегрированности: стадии, периоды (часть стадии), фазы (часть периода). Степень дискретности обобщенности единицы анализа тесно коррелирует с влиянием профессиональной социализации и индивидуализации. Независимо от уровня обобщенности единиц анализа каждая из них характеризуется конкретной ситуацией профессионального развития;
конкретным новообразованием личности, которое является результатом профессиональной активности, адекватной содержанию ситуации развития; конкретной системой профессионально важных и значимых качеств, которые необходимы для реализации данной активности.
7. Профессиональное становление личности - системный процесс. Системообразующим фактором данного процесса является конвергенция индивидуальных (субъектив-ных) и социальных (объективных) факторов, соотношение которых изменяется по мере профессионализации личности. На первых этапах профессионализации ведущая роль отводится профессиональной социализации, а на более поздних - профессиональной индивидуализации. Динамика детерминации профразвития тесно связана и с динамикой форм активности личности: на начальных этапах преобладает адаптивная форма активности, а на более поздних - надситуативная форма, которая собственно и обеспечивает развитие индивидуальности и социально-профессиональ-ной общности.
8. Профессиональное становление личности как системный процесс представляет собой последовательную интеграцию личностных новообразований, соответствующих форм профессиональной активности, профессионально важных и значимых качеств, которые характерны для каждого периода, стадии и фазы профессионализации. С этой точки зрения формирование субъекта профессионализации можно представить как накопление, взаимодействие, объединение различных функциональных систем, обеспечивающих решение конкретных задач профдея-тельности и профразвития. Субъект профессионализации - это иерархия данных функциональных систем, координация которых осуществляется на основе функциональной системы профессионализации в целом. Она состоит из профессионально важных и профессионально значимых качеств личности, которые обеспечивают планирование, исполнение и регуляцию процесса профессионального становления в целом. Формирование данной системы свидетельствует о высоком уровне профессиональной зрелости личности, которая доступна не каждому индивиду, вступающему в процесс профессионализации.
Резюме
Подводя общие итоги обсуждения проблемы теоретических основ НПО, отметим следующие основные моменты.
1. Проведенный анализ показывает, что система НПО будет эффективно функционировать только в том случае, если четко определены ее основные компоненты: конечная и промежуточные цели; средства (методики, технологии, программы) реализации образовательных целей; критерии профессионального развития и методы их оценки; стадии, периоды и фазы профессионально-педагогического развития; модуль обратной связи, ориентированный на регуляцию целевой функции НПО.
2. Определение и характеристика ведущих компонентов НПО возможны только на основе целостной психолого-педагогической концепции профессионального развития, которая и составляет теоретическую основу для разработки любой системы НПО. Данная концепция призвана выявить реальные механизмы превращения индивидов в профессионала, способного не только создавать потребительные стоимости, но и оказывать активное влияние на развитие содержания профессионально-педагогической деятельности, обогащать систему ценностей профессиональной общности.
3. Существует несколько подходов к разработке психолого-педагогической концепции профессионализации как теоретической основы НПО: с позиции категории профессиональной пригодности и готовности к труду, с позиций психодинамического и типологического подхода и ряд других. Выделяются и относительно законченные концепции профессионального развития (Сьюпер Д., Кудрявцев Т.В.). Вместе с тем наиболее адекватным рассматривается подход, в рамках которого процесс профессионализации описывается как становление личности и деятельности профессионала.
4. В статье дается общая характеристика личности профессионала, которая рассматривается как интегральное системное качество, появляющееся на определенном этапе профессионального развития индивида. Ведущими компонентами личности профессионала определяются профессионально важные и профессионально
значимые качества индивида, которые обеспе- тичности и профессиональной зрелости лично-чивают необходимый уровень профессиональ- сти. ной продуктивности, профессиональной иден-