Межличностные отношения в сфере государственного управления
менная оценка дисгармонии в межличностных отношениях, но и создание программ развития профессиональных и личностных качеств, а также создание научно обоснованной системы отбора и оценки персонала.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М, 1980.
2. Бердяев Н.А. Дух и реальность. М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2003.
3. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений: Руководство по применению. СПб.: Речь, 2006.
4. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999.
5. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А Бодалева. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003.
6. Психология и педагогика профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2001.
Об авторе
Е. В. Романенко — асп., ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы», [email protected]
55
УДК 316.6:342
Л. Д. Сенгаева
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИКТИМНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Излагаются представления о понятиях «виктимология», «виктимность», «виктимизация». Рассматриваются результаты исследований, посвященных психологическим характеристикам отдельных групп виктимных младших школьников, выделяются их общие психологические характеристики. Затрагиваются особенности Я-концепции виктимных младших школьников.
The article focuses on the existing approaches to the concepts of "victim", "victimology", "victimization". The results of the research into psychological characteristics of separate groups of victimized primary school children are analysed. General psychological characteristics of victimized primary school children are described. The peculiarities of "I-concept" of victimized primary school children are observed.
Интерес к изучению виктимных младших школьников возник в связи с тем, что проблема виктимизации, т. е. превращения индивида в жертву неблагоприятных условий социализации, в настоящее время является очень актуальной.
На основе обобщения опыта виктимологии как области криминологического знания А. В. Мудрик предлагает говорить о социально-педагогической виктимологии как области знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии, этнографии. Классификация виктимных детей включает следующие группы: — инвалиды всех категорий;
Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 55 - 58.
56
— сироты и дети, находящиеся на попечении государства;
— дети беженцев и мигрантов (в страну, в регион, местность);
— метисы как представители инонациональных групп, проживающие в местах компактного расселения другого этноса;
— дети из семей с низким экономическим и (или) образовательным уровнем, аморальной и (или) криминогенной атмосферой;
— бездомные, бродяжки и попрошайки;
— дети — алкоголики, наркоманы и токсикоманы;
— дети, используемые в качестве наемной рабочей силы (в том числе занимающиеся проституцией — до 15 лет) и т. д.
Поскольку период детства сензитивен к процессу социализации, младший школьный возраст является таковым для преодоления виктими-зации. По всей видимости, это объясняется следующими причинами.
1. Качества личности ребенка данного возраста, в том числе и отрицательные, еще не стали прочными, поэтому легче поддаются исправлению.
2. Сензитивность возраста заключается в предрасположенности ребенка к воспитанию и обучению.
3. Авторитет педагога у ребенка данного возраста достаточно высок.
4. В организации учебно-воспитательного процесса учащихся начальных классов имеются наиболее благоприятные условия для установления контактов и проведения профилактической работы с семьей ребенка.
В рамках изучаемой проблемы появился замысел выявить и сгруппировать психологические особенности отдельных категорий виктим-ных детей, определить специфические особенности, которые способствуют восприятию ребенком себя как жертвы неблагоприятных условий социализации. Остановимся на характеристиках детей младшего школьного возраста лишь некоторых виктимных групп.
А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, описывая детей-сирот, показывают, что для этой категории детей характерно искаженное представление о своей социальной роли, завышение или занижение своих возможности в решении возникающих у них проблем, что зачастую приводит к неадекватности выбора деятельности, несоответствию их самооценки реальным возможностям, ограниченному кругу общения. Для них характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. И. Ф. Дементьева говорит о том, что «беззаботная жизнь в детском доме на всем готовом культивирует в детях такие качества, как коммуникативная беспомощность, завышенная самооценка, потребленчество». Такие дети не умеют организовывать свой досуг, и это зачастую служит причиной скорого вовлечения их в антиобщественную сферу. Для воспитанников детских домов характерно наличие тревожности, закрытости для воздействия на них взрослых людей. Зачастую они уходят в себя, замыкаются. Дефекты произвольной саморегуляции поведения выражаются в неумении самостоятельно планировать и контролировать свои действия. В трудной ситуации у детей-сирот проявляется тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других. Бросается в глаза их агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т. е. доминирование защитных форм
Психологическая характеристика виктимных младших школьников
поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, неспособность к продуктивному, конструктивному решению конфликта.
Детская виктимность может возникнуть в условиях безработицы родителей, которая провоцирует у детей депрессивное состояние, заниженную самооценку, повышенную тревожность, низкий уровень развития коммуникативных навыков, ухудшение взаимоотношений с родителями, агрессивность. Дети безработных имеют гораздо больше шансов тоже стать безработными, так как имеют худшие условия для сохранения здоровья и получения образования, снижение возможностей для социального старта [5, с. 10].
Крайне травматичной для ребенка является алкогольная семья. Атрибутом большинства алкогольных семей является насилие, совершаемое по отношению к детям и близкому окружению [8; 9, с. 119]. Результатом насилия является нарушение формирования ценностно-смысловой сферы. Такие дети испытывают затруднения в разных сферах: в эмоциональной (подавление своих переживаний, непринятие своих негативных эмоций), в когнитивной (фиксация внимания на одном времени, затруднения в прогнозе ситуации), в поведенческой (сложности в установлении глубоких доверительных отношений, зависимость от внешних оценок), в сфере самосознания (не видят своих достоинств, не принимают себя). Для них характерны ригидность, низкое самоуважение, нервно-психическая неустойчивость, готовность к срывам, тревожность, эмоциональная неустойчивость при неудачах, отгороженность и, как следствие, потребность во лжи и постоянной смене поведения.
Следует подчеркнуть чрезвычайно важный факт: далеко не все дети, объективно оказавшиеся в неблагоприятных условиях социализации, становятся виктимными, т. е. жертвами в полном смысле этого слова. Многие из них остаются вполне адаптированными и нормально развивающимися. Опираясь на психологические факторы, обусловливающие виктимизацию детей, выделяемые А. Б. Серых (индивидуально-психологический, личностный, психолого-педагогический, социально-психологический), следует обратить внимание на то, что виктимного ребенка характеризует утрата чувства безопасности, эмоциональная угнетенность, ощущение враждебности со стороны социального окружения и невозможность конструктивно противостоять сложным обстоятельствам. Виктимность возникает не только в результате внешних обстоятельств, но, прежде всего, как следствие виктими-зации — принятия детьми (чаще всего неосознанного) позиции жертвы, последняя же часто определяет формирование таких качеств, как неспособность ощущать себя и социального окружения как целостности, потеря самостоятельности в действиях, неспособность к осознанию системы отношений между людьми [6].
Ребенок, виктимность которого проявляется на социальном уровне, но не ставший еще таковым на сознательном уровне, в структуре своей личности имеет определенные качества, делающие его при неблагоприятных обстоятельствах жертвой, причем скорее и легче, чем другого, у которого этих качеств личности нет. Дело в том, что виктимность тесно связана с Я-концепцией — системой представлений человека о самом себе. Обнаружено, что с нарастанием противоречий в структуре образа Я нарушается устойчивость, исчезает внутренняя согласован-
57
58
ность элементов модели Я-концепции, происходит «утрата себя», возникает психическая напряженность. Процесс изменения, который идет либо по пути упрощения, либо по пути усложнения содержания Я-концепции, завершается преобразованием всей ее структуры [1].
Таким образом, Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Она выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Содержание Я-концепции — один из наиболее важных результатов процесса социализации ребенка. Трудности многих виктимных детей являются не следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представлений о себе как о неспособных. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Поэтому все мероприятия психологической помощи должны быть направлены на изменение деструктивной Я-концепции.
Список литературы
1. Егоров И. В. Развитие Я-концепции у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2002. № 3. С. 17 — 25.
2. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособ. для студентов. М.: Ин-т практ. психол., 1997.
4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Исследование психического развития младших школьников, воспитытающихся в закрытом детском учреждении / / Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студ. пед. ун-тов и ин-тов / Ред.-сост. В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1991.
5. Саенко Л. А. Социально-педагогическая работа школы с семьями безработных: на материалах Ставропольского края: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2003.
6. Серых А. Б. Психологические основы подготовки педагогов к работе с вик-тимными детьми: Автореф. дис. . д-ра психол. наук. М., 2005.
7. Солнцева Н. В. Особенности психологической структуры личности детей из алкогольных семей // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях: Психология и педагогика в общей практике: Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
8. Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы / / Психологический журнал. Т. 13. 1992. № 2. С. 14—29.
9. Харченко О. В. Виктимологические проблемы предупреждения преступлений против семьи и несовершеннолетних: по материалам Санкт-Петербурга. СПб., 1999.
10. Холл З. Последствия сексуальных и психологических травм детства// Психологический журнал. Т. 13. 1992. № 5. С. 118 — 129.
Об авторе
Л. Д. Сенгаева — асп., Мордовский пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, [email protected]