УДК 14.01.21
Хамрина Лариса Юрьевна
методист кафедры коррекционно-педагогической и специальной педагогики Владимирского института повышения квалификации работников образования [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФИЛАКТИКИ МАРГИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВИКТИМНЫХ ДЕТЕЙ
Khamrina Larisa Yuryevna
Methodologist of the Correctional and Special Education Department, Vladimir Institute for Teachers’ Advanced Training [email protected]
THEORETICAL BASIS FOR CREATING EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR PREVENTION OF THE MARGINAL BEHAVIOR OF THE VICTIMIZED CHILDREN
Аннотация:
Виктимность маргинального поведения характеризует предрасположенность ребенка стать жертвой неблагоприятных обстоятельств. Проблемы, связанные с социальной самоидентификацией, влияют на психологическое состояние индивидов и вызывают чувства неопределенности, повышенной тревожности, дезадаптации, что сказывается на поведении индивидов. В связи с этим вырисовывается социально-психологический портрет маргинала как совокупность социально-психологических характеристик личности, проявляющихся в ее поступках и действиях. Можно предположить, что в зависимости от различных типов маргинальности складываются различные типы маргинальной личности виктимного ребенка, обладающие определенным набором психологических особенностей.
Ключевые слова:
виктимность, маргинальное поведение, ребенок, жертва, виктимогенность.
Summary:
Victimhood of the marginal behaviour describes child’s proneness to become a victim of the unfavourable circumstances. Problems of the social selfidentification affect mental condition and cause uncertainty, excessive anxiety, deadaptation, which determine human behaviour. In such a way a socio-psychological description of the marginal person is presented as a range of socio-psychological features showing themselves in the actions and deeds. The author assumes that depending on the marginality type there develop various types of the marginal personality with a certain range of the psychological features.
Keywords:
victimhood, marginal behaviour, child, victim, vic-timogenic effect.
Виктимность маргинального поведения характеризует предрасположенность ребенка стать жертвой неблагоприятных обстоятельств.
Понятие «маргинальная личность» ввел основатель Чикагской школы социологии Р.Э. Парк, отмечавший, что в результате культурного конфликта возникает человек со специфическими психологическими чертами, такими как: неуверенность, эгоцентричность, агрессивность. Р. Парк пришел к выводу о том, что маргинальная личность воплощает в себе новый тип культурных взаимоотношений, складывающихся на новом уровне цивилизации в результате глобальных этносоциальных процессов [1].
Позже Э. Стоунквист отмечал, что маргинальная личность по происхождению - расовый гибрид, культурная самоидентификация которого объективно не может быть целостной, однозначной [2, с. 213].
Двойственность сути маргинального человека может вызывать у него различные комплексы: как комплекс неполноценности, так и комплекс превосходства. Из этих комплексов возникают различные компенсаторные реакции - от этноцентризма и шовинизма до желания хотя бы как-то реализовать свой опыт. По мнению Стоунквиста, маргинальный человек может ассимилироваться господствующей в данном социуме культурой и также «может влачить существование вечного изгоя, люмпена... разуверившегося в своих силах и перспективах; и, наконец, он может стать воинствующим националистом, стремящимся либо к консервации традиционной культуры, либо к ее радикальной модернизации».
В данной статье маргинальное поведение виктимного ребенка рассматривается как особый тип личности, человек, внутренне разделяющий культуру и традиции различных народов, характеризующийся дуализмом самосознания (двойственностью установок и восприятия), отсутствием четко определенных культурных параметров, неустойчивостью и противоречивостью мнений и действий. Будучи по своей природе постоянно меняющимся, маргинал изменяет свое социальное пространство в соответствии со своим видением мира. Виктимный ребенок с маргинальным поведением обладает относительной свободой, он способен к самотрансцендированию, то есть выходу за собственные пределы, он способен прорываться через сдерживающие трудности. Самотрансценденция как процесс есть деконструкция и сочетает в себе деструкцию как разрушение и конструкцию как восстановление, конструирование на новой основе базовых характеристик человеческого как феномена. Если самотрансценденция прерывается на стадии деструк-
ции, она приводит к тотальному разрушению того, на что была направлена, если процесс не прерывается, то она приводит к сохранению, преумножению человеческого.
В этом заключается одна из возможностей, предоставляемых виктимному ребенку его маргинальным положением, когда он, трансцендируясь, реализует свой творческий потенциал, подавляемый его социальным окружением [3].
Одной из причин формирования маргинального поведения виктимный личности ребенка является утрата им своей идентичности (социальной, религиозной, этнической и т.д.). Это происходит в результате отчуждения ребенка от самого себя или вследствие процесса деструктуризации социальной жизни общества. В условиях перехода возникает феномен «массовой патологии идентичности»: человек переживает бессилие, отчужденность от всего, в том числе и от самого себя. Поиск «своих» в условиях социокультурного плюрализма осуществляется через «других». Причем «другие» рассматриваются как «чужие», при этом возрастает негативизм по отношению к ним. Когда теряется социальная идентичность, ребенок чувствует апатию, ему присуща социальная безответственность, что может привести к дезорганизации социального организма.
Проблемы, связанные с социальной самоидентификацией, влияют на психологическое состояние индивидов и вызывают чувства неопределенности, повышенной тревожности, дезадаптации, что сказывается на поведении индивидов. В связи с этим вырисовывается социально-психологический портрет маргинала как совокупность социально-психологических характеристик личности, проявляющихся в ее поступках и действиях. Можно предположить, что в зависимости от различных типов маргинальности складываются различные типы маргинальной личности виктимного ребенка, обладающие определенным набором психологических особенностей [4].
Под маргинальным поведением виктимного ребенка мы понимаем определенные поступки, действия маргинального ребенка, являющиеся отражением его социальных установок. Маргинальное поведение есть пограничное поведение, выражающее особое, промежуточное положение человека в социуме, маргинальное поведение - не аномалия, а иные нормы, поскольку может иметь и позитивный характер. Как отмечает С.Н. Мельник, оно имеет широкий спектр проявлений в экономической, политической, бытовой сферах социальной жизни [5].
Маргинальное поведение виктимного ребенка проявляется в тех областях жизни, результаты деятельности в которых сказываются на любого рода процессах в обществе. Можно выделить формы поведения, связанные, например, с потерей или отсутствием работы: избегающее поведение (оно характеризуется тем, что в одних случаях человек старается не замечать возникших проблем, а в других - уходит от предложений и ситуаций, требующих от него определенных усилий); ищущее поведение (характеризуется тем, что человек берется за любую работу, даже понижающую его социальный и профессиональный статус); иждивенческое поведение (при котором человек возлагает ответственность за свое положение на ближних, пользуясь теми средствами, которые они ему предоставляют). Все эти формы поведения можно квалифицировать как неконструктивные [6, с. 221].
К конструктивным формам поведения маргиналов в ситуации безработицы можно отнести следующие: использование межличностных связей (поиск поддержки со стороны семьи, близких людей, единомышленников, сослуживцев); активное использование индивидуальных ресурсов (характеризуется тем, что человек рассчитывает только на свои индивидуальные качества, свои навыки).
Широкий спектр проявлений маргинального поведения виктимного ребенка касается различных сторон детской жизни в обществе. Изолированность, пессимизм маргинала могут проявляться в социальной апатии индивида, например, в его нежелании общаться с другими детьми [7].
Маргинальное поведение виктимного ребенка оказывает влияние на те сферы социальной жизни, которые непосредственно связаны с качеством жизни населения, бытовой благоустроенностью, уровнем комфорта. Бытовая неустроенность жизни населения вызвана снижением уровня социальных ожиданий маргинала, его потребностей, падением общей культуры, увлечением такими иллюзорными средствами компенсации, как алкоголь, наркотики. Конструктивными формами проявления маргинального поведения виктимного ребенка могут быть разного рода организации, чья деятельность связана со стремлением улучшить жизнь детей, например экологическую ситуацию (гринписовцы, например) [8, с. 338].
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Одной из причин формирования маргинального поведения виктимного ребенка является утрата его своей идентичности в результате отчуждения ребенка от самого себя и вследствие процесса дестратификации.
2. Маргинальная личность вбирает в себя всю специфику маргинальности как дуального, по своей природе, явления. Вырисовывается социально-психологический портрет личности, характеризующейся следующими чертами: одиночество, подавленность, чувство изолированности, отчужденности, неопределенности, растерянности.
3. Маргинальное сознание характеризуется неустойчивостью, рассогласованностью норм и ценностей индивида. Для маргинального сознания свойственно чувство моральной дихотомии, раздвоенности и конфликта, когда прежние нормы и ценности отброшены, а новые еще не сформированы. Маргинальное поведение виктимного ребенка тогда можно определить как особое пограничное поведение, выражающее промежуточное положение человека в социуме и отражающее его социальные установки.
При этом маргинальное поведение имеет не только деструктивные формы проявления в виде девиации, но и конструктивные, что позволяет рассматривать его не как аномалию, а как иное нормы.
В современном российском обществе возникла необходимость разработки эффективной системы виктимологической профилактики. Исходя из опубликованных научных работ В.И. Загвязинского,
Е.В. Азаркина, Т. Волковой, М.В. Шакуровой, посвященных проблемам виктимологии, нельзя не признать, что деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе на сегодня уделяется недостаточно внимания. В связи с этим важным направлением социальнопедагогической работы стала разработка методов, средств и способов профилактики процессов виктимизации подростков. Специфика работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, рассмотрена в работах М.А. Галагузовой. В работах В.И. Загвязинского, А.В Мудрика, Ф.А. Мустаевой, М.В. Шакуровой выделены и рассмотрены ключевые понятия виктимологии и специфика социально-педагогической виктимологии. Актуальные вопросы профилактики нашли отражение в работах М.А. Галагузовой, С.А. Беличевой, А.В Мудрика [9].
Ссылки:
1. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. М., 2005.
2. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. Душанбе, 1972.
3. Мельник С.Н. Социологический анализ маргинальности в социальной структуре современного российского общества на примере Приморского края: дис. ... канд. социол. наук. Владивосток, 2003.
4. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. М., 2005.
5. Мельник С.Н. Указ соч.
6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
7. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. М., 2005.
8. Юнацкевич П.И. Основы организации общественной безопасности. М., 2005.
9. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / под ред. Пидкасистого П.И. М., 2010.
References (transliterated):
1. Shakurova M.V. Sotsial'noe vospitanie v shkole. M., 2005.
2. Frank L.V. Viktimologiya i viktimnost'. Dushanbe, 1972.
3. Mel'nik S.N. Sotsiologicheskiy analiz marginal'nosti v sotsial'noy strukture sovremennogo rossiyskogo obshchestva na primere Primorskogo kraya: dis. ... kand. sotsiol. nauk. Vladivostok, 2003.
4. Shakurova M.V. Sotsial'noe vospitanie v shkole. M., 2005.
5. Mel'nik S.N. Op. cit.
6. Mudrik A.V. Vvedenie v sotsial'nuyu pedagogiku. M., 1997.
7. Shakurova M.V. Sotsial'noe vospitanie v shkole. M., 2005.
8. Yunatskevich P.I. Osnovy organizatsii obshchestvennoy bezopasnosti. M., 2005.
9. Zagvyazinskiy V.I., Zaytsev M.P., Kudashov G.N., Selivanova O.A., Strokov Y.P. Osnovy sotsial'noy pedagogiki: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskikh vuzov i kolledzhey / ed. by Pidkasistiy P.I. M., 2010.