Научная статья на тему 'Психологическая готовность к материнству и особенности психического развития ребенка'

Психологическая готовность к материнству и особенности психического развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3606
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ / ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА / СФОРМИРОВАННОСТЬ МАТЕРИНСКОЙ СФЕРЫ / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD / MENTAL DEVELOPMENT OF CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чижова Валерия Фанильевна

В статье приводятся результаты лонгитюдного исследования, целью которого было выявление взаимосвязи между психологической готовностью женщины к материнству и последующим психическим развитием ее ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological readiness for motherhood and childs mental develop- ment

The author presents results of a longitudinal study on correlations between psychological readiness of women for motherhood and subsequent mental development of their children.

Текст научной работы на тему «Психологическая готовность к материнству и особенности психического развития ребенка»

В. Ф. Чижова

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ И ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В настоящее время проблема психологической готовности женщин к материнству очень актуальна. Актуальность ее обусловлена возрастающим числом женщин, имеющих трудности в формировании материнской сферы и вследствие этого отказывающихся от своих новорожденных детей или от рождения ребенка вовсе, не способных дать ребенку чувство эмоционального комфорта, окружить атмосферой любви и безусловного принятия, необходимой для его полноценного развития.

В концепции С. Ю. Мещеряковой [5] психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъектная ориентация по отношению к еще не родившемуся ребенку. Большинство авторов (О. В. Баженова, Л. Л. Баз, О. А. Копыл [1]; С. Ю. Мещерякова [6]; В. С. Мухина [7]; Г. Г. Филиппова [10]; В. И. Брутман [2], А. Я. Варга, И. Ю. Хамитова), исследующих эту проблему, считают, что готовность к материнству формируется на протяжении всей жизни женщины.

Как было показано во многих исследованиях (О. В. Баженова, Л. Л. Баз, О. А. Копыл, М. И. Лисина [4], С. Ю. Мещерякова, В. С. Мухина, Г. Г. Филиппова, С. С. Саве-нышева [8]), дальнейшее поведение женщины после рождения ребенка, ее способность обеспечить ребенку чувство эмоционального комфорта напрямую связаны с психологической готовностью женщины к материнству. Чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я — Мир» и является необходимым условием его развития. Оно продуцируется положительным эмоциональным отношением матери, активно проявляемым в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого поведения матери (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению психического развития ребенка, причем во всех сферах.

Таким образом, представляется важным рассмотреть возможную взаимосвязь между психологической готовностью женщины к материнству и психическим развитием ее ребенка. В связи с этим было организовано и проведено исследование, целью которого являлось изучение психологической готовности женщин к материнству и особенностей психического развития их детей, а также выявление взаимосвязей между этими параметрами.

Выборку составили 56 беременных женщин в возрасте от 19 лет до 41 года на сроках беременности от 33 до 42 недель, наблюдавшихся в женской консультации. Также проводилось лонгитюдное исследование детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет родивших женщин из исследуемой выборки.

Исследование проводилось в два этапа. На первом исследовались женщины в третьем триместре беременности с помощью следующих методик:

— биографическая анкета (позволяет получить данные о возрасте, образовании, семейном положении, сроке беременности, а также о мероприятиях по сопровождению беременности и особенностях отношения женщины к ней;

© В. Ф. Чижова, 2010

— структурированное интервью, направленное на выявление отношения женщины к беременности, будущему ребенку, а также степень сформированности материнской сферы;

— тест отношений беременной (ТОБ) И. В. Добрякова [11], диагностирующий 5 различных типов психологического компонента гестационной доминанты — оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный, депрессивный);

— тест «Фигуры» [3], позволяющий диагностировать три типа отношения к беременности и будущему ребенку — сформировавшуюся готовность к материнству, тревожное амбивалентное материнское отношение и игнорирующее материнское отношение;

— цветовой тест отношений (ЦТО) М. Эткинда [9] (в исследовании цвета подбирались для следующих понятий: «Я», «ребенок», «муж», «мама», «папа», «беременность», «семья», «роды», «прошлое», «настоящее», «будущее», «моя семья в детстве»);

— анкета, выявляющая установки на воспитание и развитие ребенка;

— анкета «Формирование материнской сферы», позволяющая получить данные об особенностях прохождения женщиной первых трех этапов онтогенеза материнской сферы;

— проективная методика «Рисунок семьи»;

— методика PARI для диагностики установок на воспитание.

На втором этапе исследовались дети родивших женщин. Выявление уровня психического развития детей проводилось при помощи методики диагностики нервнопсихического развития детей второго года жизни (К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной), позволяющей проверить развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. Также были использованы тесты психического развития детей М. Н. Ильиной, с помощью которых проверялись такие показатели развития, как сенсомоторная координация, предметно-манипулятивная деятельность, восприятие формы, сформирован-ность навыков самообслуживания, крупная моторика.

Результаты исследования по методике И. В. Добрякова свидетельствуют о значительном преобладании оптимального типа психологического компонента гестационной доминанты у женщин (76,8 %) над остальными. Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, отношения в семье гармоничны, беременность желанна для обоих супругов. Реже встречаются оптимально эйфорический (8,9%) и эйфорический (14,3%) типы.

Данные, полученные с помощью проективного теста «Фигуры», позволяют сделать вывод о том, что у большинства женщин преобладает тревожное, амбивалентное материнское отношение (58,9%). При этом также у достаточно большого количества женщин (30,4%) проявилась сформировавшаяся готовность к материнству, и лишь у небольшой части женщин (8,9%) обнаружилось игнорирующее материнское отношение.

Данные, полученные с помощью анкеты, направленной на выявление особенностей онтогенеза материнской сферы, говорят о недостаточной сформированности материнской сферы (табл. 1).

Результаты интервью говорят о том, что материнская сфера у беременных женщин в целом достаточно сформирована. Отношение к ребенку в большей степени позитивное. Свою беременность женщины воспринимают скорее положительно. Отношениями с

Таблица 1

Особенности формирования материнской сферы у женщин (анкета «Онтогенез материнской сферы»)

Этапы онтогенеза Меап вісі. Беу

Взаимодействие с матерью в детстве 18,1 3,38

Игровой этап и взаимодействие со сверстниками 6,9 2,94

Этап няньчания 5,8 3,31

окружающими людьми (мужем, матерью, другими родственниками) большинство женщин удовлетворены (табл. 2).

Таблица 2

Особенности системы отношений беременных женщин (интервью)

Параметры интервью Меап вісі. Беу.

Отношение к ребенку 5,4 1,09

Отношение к беременности 4,4 1,41

Формирование материнской сферы 4,9 1,12

Отношения с окружающими 1,6 0,65

Данные, полученные с помощью методики ЦТО, свидетельствуют о том, что беременные женщины наиболее положительно относятся к себе, позитивно относятся к своей беременности и будущему ребенку, имеют хорошие отношения с близкими людьми, достаточно оптимистично настроены на будущее и позитивно воспринимают настоящее. При этом можно отметить несколько негативное отношение к прошлому (табл. 3).

Таблица 3 Особенности системы отношений беременных женщин (ЦТО)

Параметры ЦТО Меап вісі. Беу.

Я 1,90 1,52

Ребенок 2,4 1,65

Муж 3,8 1,96

Мама 3,3 1,89

Папа 4,9 2,01

Семья 2,5 1,56

Беременность 2,5 1,56

Роды 4,4 1,99

Прошлое 4,7 2,34

Настоящее 2,5 1,95

Будущее 2,3 1,67

Моя семья в детстве 3,3 1,88

По результатам анализа рисунков семьи можно сказать, что эмоциональный контакт с мужем (2,5) у женщин выражен в большей степени, чем с будущим ребенком (1,7). Уровень тревожности (1,8) и конфликтности (1,5) не очень высок (табл. 4).

Таблица 4

Особенности установок женщин на воспитание

Показатели Меап вісі. Беу.

Направленность на укрепление физического здоровья ребенка 2,8 0,97

Направленность на развитие ребенка 1,9 1,71

Отношение к ребенку 6,9 2,36

Направленность на соблюдение режима 4,8 2,17

Результаты анкеты, предназначенной для выявления установок на воспитание, говорят о том, что женщины, скорее, склонны придерживаться четкого режима, направленность на развитие ребенка у них не выражена. Отношение к ребенку, скорее, нейтральное, нет четко выраженной субъект-субъектной ориентации, что свидетельствует о недостаточной сформированности материнской сферы (см. табл. 4).

Изучение установок на воспитание и отношения к семейной роли с помощью опросника PARI показало, что наиболее выраженными установками, касающимися отношения женщин к семейной роли, являются «сверхавторитет родителей» и «несамостоятельность матери». Это говорит о том, что большинству женщин свойственна ориентация на помощь родных, в частности родителей, в воспитании ребенка. Наиболее выраженными установками, касающимися отношения родителей к ребенку, являются «вербализация», «опасение обидеть», «развитие активности», «уравнительные отношения» и «оптимальный эмоциональный контакт». Эти данные могут говорить об уважении чувств и мыслей своего ребенка, стремлении к оптимальному эмоциональному контакту с ним.

На втором этапе исследование психического развития детей в возрасте 1—1,5 лет женщин исследуемой выборки показало следующее.

Результаты диагностики психического развития ребенка с помощью методики К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной свидетельствуют о том, что у детей наиболее развита двигательная сфера (0,9). Показатели развития понимания речи (0,55), активной речи (0,5) и предметной деятельности (0,6) соответствуют возрастной норме. Сенсорное развитие (0,2) и развитие навыков самообслуживания (0,4) находится на более низком уровне развития.

Данные о психическом развитии детей, полученные с помощью методики М. Н. Ильиной, говорят о том, что в большей степени у детей развиты сенсомотор-ная координация (0,9) и двигательная сфера (0,9). Показатели навыков предметно-манипулятивной деятельности (0,5) и навыков самообслуживания (0,4) находятся на среднем уровне. Показатели восприятия формы (0,2) —на более низком уровне развития.

Анализ взаимосвязей между показателями психологической готовности женщин к материнству и показателями психического развития их детей показал, что наибольшее количество взаимосвязей с показателями психологической готовности к материнству имеют такие показатели, как понимание речи, активная речь, предметно-манипулятив-ная деятельность, сенсомоторная координация и развитие навыков самообслуживания.

Развитие понимания речи у ребенка положительно взаимосвязано с такими показателями системы отношений беременной женщины, как отношение к беременности (р < 0,01), отношение к ребенку (р < 0,01), и с такими установками на воспитание, как «вербализация» (р < 0,01), «партнерские отношения» (р < 0,01), «уклонение от конфликтов» (р < 0,01), «оптимальный эмоциональный контакт» (р < 0,01). Развитие понимания речи имеет отрицательную взаимосвязь с такими показателями системы отношений женщины, полученными с помощью методики ЦТО, как «муж» (р < 0,05), «роды» (р < 0,05), «прошлое» (р < 0,05), «настоящее» (р < 0,01), «будущее» (р < 0,01). То есть, чем лучше женщина относится к своей беременности и будущему ребенку, к родам, к своему прошлому, настоящему и будущему, к мужу, чем больше она ориентирована на оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, тем лучше у ребенка развивается понимание речи.

Развитие у ребенка активной речи также положительно коррелирует с отношением женщины к своей беременности (р < 0,05) и отношением к ребенку (р < 0,01). Кроме

того, развитие активной речи имеет положительные взаимосвязи с оптимальным типом гестационной доминанты (р < 0,05) и полноценным прохождением игрового этапа в онтогенезе материнской сферы (р < 0,05). Развитие активной речи имеет отрицательную взаимосвязь с такими показателями системы отношений женщины, полученными с помощью методики ЦТО, как «муж» (р < 0,01), «папа» (р < 0,01), «роды» (р < 0,05), «прошлое» (р < 0,01), «будущее» (р < 0,05), а также с гипогестогнозическим типом гестационной доминанты (р < 0,05). Следовательно, если женщина в детстве предпочитала игры в куклы и дочки-матери, а не подвижные и мальчишеские игры (то есть имело место оптимальное для развития материнства прохождение игрового этапа), положительно относится к беременности и будущему ребенку, к мужу и своему прошлому, позитивно настроена на роды и свое будущее, то у ее ребенка после рождения лучше развивается активная речь.

Развитие у ребенка предметно-манипулятивной деятельности положительно взаимосвязано с отношением женщины к беременности (р < 0,05) и будущему ребенку (р < 0,01), оптимальным прохождением игрового этапа в онтогенезе материнской сферы (р < 0,05) и такими установками на воспитание, как «партнерские отношения» (р < 0,01) и «оптимальный эмоциональный контакт» (р < 0,01). Развитие предметно-манипулятивной деятельности отрицательно коррелирует с гипогестогнозическим типом гестационной доминанты (р < 0,01), а также с отношением женщины к мужу (р < 0,05), к своему будущему (р < 0,05), родам (р < 0,05) и такими установками, как «сверхавторитет родителей» (р < 0,01) и «исключение внесемейных влияний» (р <

0,01). То есть, чем лучше женщина относится к своей беременности и будущему ребенку, к родам, к своему будущему, к мужу, чем больше она ориентирована на оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, тем лучше у ребенка развивается предметно-манипулятивная деятельность.

Развитие сенсомоторной координации у ребенка положительно коррелирует с такими показателями готовности к материнству у женщины, как оптимальный тип ге-стационной доминанты (р < 0,01), отношение к беременности (р < 0,05) и будущему ребенку (р < 0,05), эмоциональный контакт с ребенком (р < 0,01), с такой установкой на воспитание, как «побуждение словесных проявлений, вербализаций» (р < 0,05), и таким показателем сформированности материнской сферы, как полноценное прохождение этапа няньчания в онтогенезе (р < 0,05). Развитие сенсомоторной координации у ребенка отрицательно взаимосвязано с гипогестогнозическим (р < 0,01) и депрессивным (р < 0,05) типом гестационной доминанты, с такими показателями, полученными с помощью методики ЦТО, как «мама» (р < 0,05), «настоящее» (р < 0,05), «моя семья в детстве» (р < 0,01), а также с такими установками на воспитание, как «подавление воли» (р < 0,01), «опасение обидеть» (р < 0,05), «раздражительность» (р < 0,01), «исключение внесемейных влияний» (р < 0,01), «стремление ускорить развитие ребенка» (р < 0,05), «излишняя дистанция с ребенком» (р < 0,05). То есть, чем лучше отношение женщины к беременности, будущему ребенку и к своей матери, чем более позитивно она воспринимает настоящее и свою семью в детстве, чем больше ориентирована на оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, тем лучше у ребенка развивается сенсомоторная координация.

Развитие навыков самообслуживания у ребенка имеет положительные взаимосвязи с отношением к будущему ребенку (р < 0,05) и с такой установкой на воспитание, как соблюдение режима (р < 0,01), и отрицательные с такими показателями методики ЦТО, как «роды» (р < 0,01), «будущее» (р < 0,01), а также с такими установками на воспитание, как «сверхавторитет родителей» (р < 0,01), «безучастность мужа» (р < 0,01),

«чрезмерная забота» (р < 0,01), «раздражительность» (р < 0,01), «чрезмерное вмешательство» (р < 0,05), «излишняя дистанция» (р < 0,05). Следовательно, если женщина хорошо относится к будущему ребенку, настроена на соблюдение более мягкого для него режима и ориентирована на оптимальный эмоциональный контакт с ребенком, то у него лучше развиваются навыки самообслуживания.

В целом можно сказать, что на показатели психического развития ребенка в наибольшей степени положительно влияют такие показатели психологической готовности к материнству, как оптимальный тип гестационной доминанты, положительное отношение к беременности и будущему ребенку, родам и мужу, такие установки на воспитание, как «вербализация», «партнерские отношения», «оптимальный эмоциональный контакт», а также сформированность материнской сферы в онтогенезе (особенно игровой этап).

На показатели психического развития ребенка в наибольшей степени отрицательно влияют такие показатели психологической готовности к материнству, как гипоге-стогнозический (игнорирующий) тип гестационной доминанты, и такие установки, как «стремление ускорить развитие ребенка», «чрезмерное вмешательство в жизнь ребенка», «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком», «раздражительность».

Таким образом, нами было выявлено влияние показателей психологической готовности женщин к материнству на психическое развитие детей в первые годы жизни.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить следующее.

1. Изучение психологической готовности женщин к материнству показало, что в целом для женщин характерен оптимальный тип отношения к беременности, но их материнская сфера недостаточно хорошо сформирована. Отношение к своей беременности и будущему ребенку у большинства женщин скорее нейтральное, смешанное с тревогой, чем положительное. В отношении к воспитанию у беременных женщин не обнаружилось четкой субъект-субъектной позиции, что также свидетельствует о недостаточной сформированности материнской сферы.

2. Изучение особенностей психического развития детей показало, что в основном их уровень развития соответствует возрастной норме. У большинства детей наиболее развиты показатели понимания речи, предметно-манипулятивной деятельности, сен-сомоторной координации и двигательной сферы, а наиболее низкие показатели — по сенсорному развитию и восприятию формы.

3. Особенности психического развития ребенка в наибольшей степени связаны с такими показателями психологической готовности к материнству, как оптимальный тип гестационной доминанты, положительное отношение к беременности и будущему ребенку, сформированность материнской сферы в онтогенезе, мягкий или партнерский стиль воспитания.

Литература

1. Баженова О. В., Баз Л. Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С. 3542.

2. Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2000. № 2. С. 79-87.

3. Брутман И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Методики изучения психологических состояний женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 110-118.

4. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1978. С. 268-294.

5. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27.

6. Мещерякова С. Ю. Путь к материнству начинается с младенчества // Дошкольное воспитание. 2002. № 11. С. 81-89.

7. Мухина В. С. Психологические проблемы материнства // Перинатальная психология и психотерапия: Сборник материалов конференции по перинатальной психологии. М., 2003. С. 4-15.

8. Савенышева С. С. Отношение к материнству у современных женщин // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 12. 2008. Вып. 4. С. 45-55.

9. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб., 2002. 112 с.

10. Филиппова Г. Г. Психологическая готовность к материнству // Психология беременности, родов и послеродового периода: Хрестоматия по перинатальной психологии / сост. А. Н. Васина. М., 2005. С. 62-65.

11. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2006. 336 с.

Статья поступила в редакцию 6 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.