включающий отношение к жизни - все, что помогает понять и объяснить смысл и значение происходящего с субъектом. Социокультурная контекстуали-зация означает постоянное соотнесение получаемых результатов с временными, пространственными и событийными переменными, присущими реальной жизни испытуемых. Следующей нашей задачей выступает разработка системы соотносимых эмпирических референтов социокультурного контекста для конкретных стресс-копинг исследований.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «Контекст» в психологии и педагогике: монография. - М.: Логос, 2010.
2. Гарднер Г. Культура, контекст и развитие // Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. -СПб.: Питер, 2003.
3. Калашников В.Г. Языковая картина мира как психологический контекст // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2010. - Т. 12. - № 5 (2). - С. 426-429.
4. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление / под ред. А.Р Лурия. - М.: Прогресс, 1977. - С. 18-20.
5. Лебедева Н.М., Осипова Е.В. Взаимосвязь социокультурного контекста и мотивации личности с поведением и установками студентов по отношению к здоровью в России и Канаде // Альманах современной науки и образования: Научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля. -Тамбов: Грамота, 2011. - № 5 (48). - С. 97-106.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл; Академия, 2004. - С. 272.
7. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
8. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М., 2001.
9. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Социальный капитал: теория и психологические исследования. -М.: РУДН, 2009.
10. Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. - М.: Форум, 2007.
11. Найссер У. Познание и реальность. - М.: Прогресс, 1981. - С. 77.
12. Белинская Е.П. Совладание как социальнопсихологическая проблема // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2009. - № 1 (3) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// psystudy.ru (дата обращения: 02.09.2012).
13. Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования и их дидактическая интерпретация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// portalus.ru (дата обращения 23.10.2007).
14. Hall E.T. Beyond Culture. - N.Y.: Anchor Books (reissue of 1976 volume), 1981.
15. Kroeber A.L., Kluckhohn C. Culture: a Critical Review of Concepts and Difinitions // Papers peabody Mus. - 1952. - Т. 47. - № 1.- P. 181.
16. Kwiatkowska A. TOZSAMOSC A
KULTURA / W strong podmiotowosci: o
emocjonalnosci, tozsamosci, dobrych uczynkach i pozytkach plyn^cych z bycia porannym / A. Szuster, D. Karwowska (red.). - Warszawa: Wyd.
Uniwersytetu Warszawskiego. 2012.
17. Wong P.T.P., Wong L.C.J. Handbook of Multicultural Perspectives on Stress and Coping. -Springer Science, 2006.
УДК 159.923
Золотова Ирина Александровна
Костромская детская областная больница iazolotova@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО У НЕСОВЛАДАЮЩИХ ЖЕНЩИН
В статье отражены особенности формирования отношения к ребенку у несовпадающих женщин;описывается взаимосвязь между психологическим компонентом гестационной доминанты и эмоциональнымкомпонентом отношений как отражение ценности ребенка.
Ключевые слова: отношение к ребенку, отношение к отцу ребенка, психологический компонент гестационной доминанты, несовладающие женщины.
В современных научных воззрениях положительное эмоциональное отношение со стороны матери к ребенку рассматривается как важный фактор, создающий условия для его психического развития, формирования конструктивной самоидентичности личности, обеспечивающий стартовые условия для становления позитивного субъектного отношения человека к миру и к себе самому (К1ош, 1993; Добряков, Брутман, Мещерякова, 2006).
Новорожденный характеризуется лишь совокупностью генетических и перинатально обусловленных возможностей, которые развиваются в процессе онтогенеза под непосредственным влиянием факторов социальной среды. Главным представителем этой среды на ранних этапах онтогенеза является мать. Она обеспечивает и создает условия для эмоционального, когнитивного и конативного развития младенца, результатом чего является сформированный фенотип организма и фенотип
личности, с присущей только ему потребностно-мотивационной сферой, обуславливающей всю систему ценностей и развивающейся на протяжении всего жизненного пути.
Исходя из этого, именно мать в нашей культуре является основным «производителем» личности ребенка. Это определяется тем, что самым главным и важным психологическим фактором влияния на ребенка в неонатальный и ранний грудной периоды является материнское отношение, которое создает не всегда благоприятную ситуацию для развития (Брутман, 1994; Северный, 1994; Копыл, 1993; Вахромеева, 2010). Материнское отношение может быть положительным или конструктивным, амбвивалентным, отрицательным или деструктивным и даже разрушающим.
Причины, влияющие на развитие материнского отношения, многофакторны, определяются реальной социальной ситуацией, представляют практический интерес и изучаются с позиции психологической готовности к материнству, принятия роли матери (Филиппова, 2002; Авдеева, 1993; Брутман, 1994; Мещерякова, 1993; Подобина, 2005; Захарова, 2011).
В свою очередь, и психологическая готовность к материнству, и ролевая составляющая зависит от своевременно сформированной материнской доминанты (А.С. Батуев, И.В. Добряков, А.Г. Смирнов), качественные характеристики которой и степень выраженности весьма неоднозначны и определяются потребностно-мотивационной и ценностносмысловой сферами матери.
Существует четыре основных типа ценности ребенка, определяющие уровень ценности материнства для женщины (Филиппова, 2004):
1. Эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребенком - положительно-эмоциональные переживания у матери).
2. Повышенно-эмоциональная (эйфорическая или концентрация на ребенке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери).
3. Замена самостоятельной ценности ребенка на ценности из социально комфортной сферы.
4. Полное отсутствие ценности.
В структуре иерархии ценностей женщины материнство может занимать лидирующее положение, занимать одну из верхних позиций, смещаться к срединному или нейтральному месту, замыкать ряд ценностей или вообще отсутствовать, что, несомненно, является определяющим в формировании материнского отношения, а в конечном итоге и поведения в целом.
Эти факты позволили сформулировать проблему нашего исследования: какие особенности отношения к новорожденному определяются у несов-ладающих женщин и как они соотносятся с психо-
логическим компонентом гестационной доминанты у данной категории беременных?
Цель исследования: выявление взаимосвязи между типом психологического компонента геста-ционной доминанты и особенностями формирования отношения к новорожденному у несовладаю-щих женщин.
Гипотезы:
1. Существуют различия в типе ПКГД у женщин, не совладающих с ситуацией беременности и женщин, регулярно посещающих женскую консультацию.
2. Отношение к новорожденному и к отцу ребенка определяется типом ПКГД.
3. На формирование материнского отношения оказывает влияние отношение к отцу ребенка.
Задачи исследования:
1. Подобрать выборку беременных адекватную целям и задачам исследования.
2. Изучить и описать психологический компонент гестационной доминанты у несовладающих женщин и женщин контрольной группы.
3. Описать отношение к новорожденному и отцу ребенка у женщин, не встающих на учет по беременности и у женщин контрольной группы путем анализа составляющих ПКГД.
4. Охарактеризовать связь между отношением к новорожденному и отношением к отцу ребенка у женщин экспериментальной и контрольной групп путем описания проективной методики ЦТО.
Предмет исследования: взаимосвязь между типом психологического компонента гестационной доминанты и особенностями формирования отношения к новорожденному у несовладающих женщин.
Объект исследования: психологический компонент гестационной доминанты у не совладающих женщин.
Для исследования психологического компонента гестационной доминанты и его влияния на формирование материнского отношения нами были использованы следующие методики:
1. Тест отношений беременной И.В. Добряко-ва, с целью изучения отношения женщины к новорожденному и отцу ребенка.
2. Проективная методика цветовой тест отношений А.М. Эткиндадля изучения эмоциональных компонентов отношений личности.
Исследование проводилось на базе акушерского корпуса ГУЗ Костромской Областной больницы, школы подготовки к родам МУЗ ГП «Центр психотерапии и практической психологии» г. Костромы. В нем приняли участие всего 120 женщин, из которых была выделена экспериментальная группа в количестве 60 человек в возрасте от 17 до 44 лет.
Ее составили женщины, не встающие на учет по беременности, не прошедшие ни одного исследования, т. е. несовладающие с ситуацией предсто-
Mann-Whitney U Test (Spreadsheet) By variable NewVar13 Marked tests are significant at p <,05000
RankSu m RankSu m U Z p-level Z p-level Va lid N Va lid N 2*1sided
О 2220,000 5040,000 390,000 -7,40058 0,000000 -7,47340 0,000000 60 60 0,000000
Г 4050,000 3210,000 1380,000 2,20443 0,027495 2,36528 0,018017 60 60 0,027312
Э 2674,500 4585,500 844,500 -5,01507 0,000001 -5,17899 0,000000 60 60 0,000000
Т 4938,000 2322,000 492,000 6,86522 0,000000 6,99681 0,000000 60 60 0,000000
Д 5100,000 2160,000 330,000 7,71550 0,000000 8,53911 0,000000 60 60 0,000000
ящего материнства. Контрольная группа в количестве 60 человек представлена женщинами, регулярно посещающими женскую консультацию.
В свете нашего исследования мы говорим об отношении к новорожденному, как отражении ценности ребенка для несовладающих женщин.
Под совпадающим поведением в период беременности мы понимаем, основанные на осознаваемых изменяющихся условиях реальной действительности, конкретные действия для регуляции поведения. В литературе описаны три базовых стиля совладания: проблемно ориентированный, эмоционально ориентированный и избегающий.
Беременные, демонстрирующие стиль избегания в виде отказа от наблюдения специалистами, обследования, медицинского контроля, за здоровьем формирующегося плода, представлены нами в экспериментальной группе несовладающих женщин.
Напомним, что в современной психологии образование доминанты материнства, обуславливающей формирование отношения, рассматривается как системный процесс, обеспечивающий необходимое функционирование всех физиологических и психических функций для реализации репродуктивной задачи.
Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психологической саморегуляции, включающихся у женщины при возникновении беременности, направленных на сохранение гестации и создания условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы (Добряков, Маркова, 2010).
Предварительно нами были описаны социальнодемографические характеристики беременных, выявленные путем полуструктурированного интервью.
98% этих женщин не состоят в браке, 7% не имеют определенного места жительства, ведут кочующий образ жизни, 68% являются жительницами сельской местности, 80% не работают по разным причинам, практически не имеют средств существования. Основная масса женщин - 82% имеют среднее, незаконченное среднее, начальное об-
разование. 7% не учились вообще.
В 100% случаев наступившая беременность была не запланированной, в 87% - нежеланной, 15% женщин скрывали свою беременность от окружающих, 20% женщин в последующем отказались от своего ребенка.
Это позволяет нам сделать вывод о том, что у несовладающих женщин, ситуация беременности, сама по себе являющаяся сильным эмоциогенным фактором, осложняется влиянием хронических стрессоров в виде деструктивных отношений и социальных проблем, которые лишь усугубляются в период беременности.
Это находит отражение в специфике гестаци-онной доминанты, представленной тревожно-депрессивным типом психологического компонента.
У женщин контрольной группы преобладает оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты. Значимость различий выраженности типов гестационной доминанты нами подтверждена с помощью критерия Манна Уитни.
При детальном анализе теста отношений беременной нами была установлена следующая закономерность: отношение к новорожденному коррелирует с отношением к отцу ребенка следующим образом: оптимальный тип ПКГД в отношении к ребенку демонстрируют 2% несовладающих женщин и 36% женщин контрольной группы; оптимальный тип ПКГД в отношении к мужу выявлен так же у 2% несовладающих женщин и у 50% представительниц контрольной группы; тревожный тип ПКГД демонстрирует 35% женщин экспериментальной группы в отношении к ребенку и 33% в отношении к мужу; 16% женщин контрольной группы в отношении к ребенку и 6% в отношении к мужу. Данные представлены на диаграммах.
При интерпретации цветового теста отношений, который служит отражением существенных характеристик невербальных, эмоциональных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе, с помощью цветовых ассоциаций, мы получили следующие результаты.
При сопоставлении цветов, ассоциируемых испытуемыми с определенными лицами, в частности
Рис. 1. ПКГД, отражающий отношение к ребенку и отцу ребенка у несовладающих женщин (ряд 1 - отношение к ребенку; ряд 2 - отношение к отцу ребенка)
Рис. 2. ПКГД, отражающий отношение к ребенку и отцу ребенка у женщин контрольной группы (ряд 1 - отношение к ребенку; ряд 2 - отношение к мужу)
Рис. 3. Результаты теста ЦТО у несовладающих женщин
положительное индиферентное отрицательное отношение отношение отношение
■ отношение к ребенку
■ отношение к отцу ребенка
Рис. 4. Результаты теста ЦТО у женщин контрольной группы
Рис. 5. ПКГД с преобладанием тревожно-депрессивного профиля
с ребенком и отцом ребенка, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по Люшеру, наблюдается совпадение цветовых предпочтений.
Негативное отношение к отцу ребенка (6-8 место карточек) отмечается у 82% женщин экспериментальной группы. Они же дублируют негативное отношение к ребенку в 87%. 11,3% несовлада-ющих женщин демонстрируют нейтральное или равнодушное отношение к ребенку (4-5 место карточек) и 13,5% к отцу ребенка. 1,7% представительниц этой группы демонстрируют положительное отношение к ребенку и 4,5% положительное отношение к отцу ребенка.
Положительное отношение к отцу ребенка демонстрирует 92% женщин, 82% женщин ориентированы на эмоционально положительное отношение к ребенку. 16% индифферентно относятся к ребенку, и у 6% прослеживается индифферентное отношение к отцу ребенка. У 2% женщин негативное отношение к ребенку совпадает с негативным отношением к мужу.
Таким образом, результаты ЦТО позволяют нам говорить о влиянии на формирование отношения к новорожденному ребенку отношения к отцу ребенка, что служит подтверждением одной из гипотез.
В качестве иллюстрации приведем пример жизненной ситуации О.А.А.
32 года, русская, жительница области, образование среднее, временно не работает, не замужем. Имеет сына 7 лет. Мальчик страдает эпилепсией, находится на индивидуальном обучении. Отец первого ребенка мальчиком не интересуется.
Беременность 3, не запланированная, но желанная. На учете по беременности не стояла по причине отсутствия времени. Регулярно в выходные ездила к гражданскому мужу в областной центр (преодолевая расстояние 104 км), чтобы приготовить и убрать квартиру. Отец настоящего ребенка -40 лет, армянин, работает по найму, живет на съемной квартире со своим братом.
Роды 2, преждевременные; срок гестации 32 недели. Родился недоношенный мальчик с оценкой
по шкале Апгар 3/4 балла, в тяжелом состоянии. Сразу после родов, ребенок переведен в реанимационное отделение, на аппарат ИВЛ.
Демонстрирует тревожный тип ПКГД в отношении к беременности, в отношении к родам, к грудному вскармливанию. Депрессивный тип ПКГД в отношении образа жизни, в отношении к отцу ребенка, в отношении ребенка. Гипогестог-нозический тип ПКГД в отношении к себе матери, к близким. Оптимальный тип в отношении к посторонним.
По данным ЦТО, женщина ассоциировала ребенка и отца ребенка с цветом, расположенным на 6 позиции ряда цветовых предпочтений, что отражает отрицательное отношение.
Полученные данные позволяет нам говорить о влиянии отношения к отцу ребенка на формирование отрицательного отношения к новорожденному.
Выводы.
1. У несовладающих женщин отмечается преимущественно тревожно-депрессивный профиль ПКГД.
2. При анализе составляющих ПКГД выявлена корреляция между характеристиками, отражающими отношение к ребенку и отношение к отцу ребенка.
3. Эмоциональный компонент отношений, исследованный с помощью ЦТО, подтверждает гипотезу о влиянии отношения к отцу ребенка на формирование отношения к новорожденному.
4. У несовладающих женщин в раннем периоде новорожденности выявляется преимуществен-
но индифферентное, отрицательное или негативное отношение к ребенку.
5. Имеющиеся особенности эмоционального компонента формирующегося отношения к новорожденному, в виде безразличного или отрицательного, позволяют говорить об отсутствии ценности ребенка для матери.
Библиографический список
1. Добряков И.В. Перинатальная психология в родовспоможении. - СПб., 1997.
2. Филиппова Г.Г. Психология материнства. -М., 2002.
3. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 3-12.
4. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. - 1993. - № 4. - С. 35-42.
5. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 1994. - Вып. 2. - С. 85-102.
6. Подобина О.Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005.
7. Золотова И.А. Совладающее поведение женщин во время беременности // Психология совла-дающего поведения: Материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф. - Кострома, 2010. - С. 254-256.
8. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 80 с.
УДК 159.923
Хазова Светлана Абдурахмановна
кандидат психологических наук, доцент
Ряжева Марина Владимировна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
kaf_sozpsi@ksu. edu.ru
ДИНАМИКА СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье рассматривается совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья не менее четырех лет (п=38). Отмечается динамика совладающего поведения, связанная со снижением проблемно-ориентированных усилий и усилением избегающих и конфронтативных стратегий. Анализируется изменение эмоционального состояния родителей в процессе воспитания, проявляющееся в возникновении депрессивной симптоматики.
Ключевые слова: совладающее поведение, экстремальный стресс, пролонгированный (хронический) стресс, родители, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Жизненные ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, обычно описываются как жизненные трудности, экстремальные ситуации, негативные, стрессовые жизненные события и т.п. В таких ситуаци-
ях субъект использует особый вид социального поведения - совладающее поведение, которое характеризуется осознанностью, целенаправленностью и является индивидуальным способом взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его пси-