УДК 159.9.072.43
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАУЧНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА С ЦЕНТРОМ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ© 2016 Д. В. Беспалов1, М. А. Виниченко2
1 канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
2канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: vinichenkoabsu. edu. ru
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
В статье представлено исследование готовности будущих инженеров в области наноматериалов и нанотехнологий к реализации профессиональной научной деятельности в условиях взаимодействия университета с центром коллективного пользования научным оборудованием. Рассмотрены особенности отношения субъекта к научной деятельности через такие показатели отношения к выбранной профессии, как «удовлетворенность выбранной профессией» и «перспектива дальнейшего трудоустройства», ценностные ориентации.
Ключевые слова: психологическая готовность, научная деятельность, инженерное образование, направленность личности, лидерство, ценностные ориентации.
В современных условиях социально-экономических преобразований, ориентированных преимущественно на промышленное освоение высоких технологий и коммерциализацию результатов передовых научных исследований, все большую значимость приобретает проблема подготовки профессиональных инженерно-технических кадров, одновременно компетентных и как квалифицированных научных сотрудников, способных самостоятельно ставить и решать научные проблемы, возникающие в современном высокотехнологичном производстве.
Современные социотехнические системы отличает постоянный характер организационных изменений, таких как обновление техники, колебание уровней автоматизации производства, изменение требований, предъявляемых к персоналу, и целей системы, постоянная реорганизация и переподготовка кадров, разработка средств, методов, приемов преобразования среды для создания технической структуры и обеспечения ее функционирования.
• Работа поддержана грантом РГНФ №16-36-01019 «Динамика молодежного лидерства в пространстве группового субъекта», грантом РГНФ 14-06-00876 «Социально-психологические условия становления успешных лидеров-организаторов».
Однако разработка новых технических средств и преобразование среды ведет к необходимости приспособления и самого работника к изменившимся, новым условиям и технической составляющей. Этот тезис выражен в закономерности, согласно которой создание новых образцов техники и новых технологических процессов неизбежно сопровождается изменениями требований к человеку как субъекту труда [Ломов 1982].
Чтобы соответствовать социальным ожиданиям, таким инженерно-техническим работникам необходимо постоянно формировать субъектные эталоны профессионального поведения, базирующиеся на совокупности нормативных требований [Мацкайлова 2008.] Очевидно, что формирование подобных эталонов должно закладываться уже на начальных стадиях процесса подготовки таких работников, в частности в процессе обучения в вузе.
Научную направленность процесса подготовки инженерно-технических специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, формирующих профессиональные качества молодых специалистов, которые во многом предопределяют их успешность в будущей профессиональной деятельности, в современных условиях, ориентированных преимущественно на промышленное освоение высоких технологий и коммерциализацию результатов передовых научных исследований, переоценить сложно.
Особую значимость приобретает проблема психологической готовности профессиональных инженерно-технических кадров к научной деятельности. Данное обстоятельство продиктовано объективными причинами: современный инженер в области наноматериалов и нанотехнологий должен быть способным самостоятельно ставить и решать научные проблемы, возникающие в высокотехнологичном производстве. Очевидно, что решение тех или иных научных проблем всегда естественным образом сопровождало инженерную деятельность, но в последнее время, в связи с бурным развитием нанотехнологий, биотехнологий, информационных и компьютерных технологий, значимость научной составляющей при подготовке инженерно-технических кадров возрастает.
Основная задача при подготовке современного инженера в области наноматериалов и нанотехнологий состоит в формировании психологической готовности к выполнению той или иной научной деятельности.
С одной стороны, инженера готовят к решению научных задач, с другой - для решения той или иной научной задачи у специалиста должна быть сформирована психологическая готовность к научной деятельности. Под научной деятельностью мы понимаем специфический вид когнитивной активности, предметом которой является множество любых возможных объектов (эмпирических и теоретических), целью -производство научного знания о свойствах, отношениях и закономерностях этих объектов, средствами - различные методы и процедуры эмпирического и теоретического исследовании [Лебедев 2004].
Для реализации непосредственно научной деятельности будущий инженер должен помимо практического опыта обладать и психологической готовностью к данному виду деятельности.
В зависимости от определения психологической готовности, различными авторами выделяются её структура, главные составляющие, строятся пути его формирования.
В отечественной и зарубежной психологии постоянно разработана проблема социально-психологической готовности человека к труду, имеется определенный потенциал теоретических и практических исследований конкретных форм готовности: установки (Д.Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович и др.), предстартовому состоянию в спорте
(А.И. Пуни, Ф. Генов и др.), готовности к выполнению боевой задачи (М.И. Дьяченко и др.), состоянию бдительности оператора (Л.С. Нерсесян и др.). Большинство авторов объясняли готовность к труду через совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности, общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей.
Затрагивая вопрос оценки психологической готовности к научной деятельности, можно отметить, что выявление ценностно-смысловых образований и уровня предметно-теоретической готовности не вызывает трудностей и разногласий в методическом плане, в то время как в вопросе структуры феномена готовности единого мнения в науке нет, что свидетельствует о сложности этого личностного образования.
Вслед за В.Ф. Жуковой [2012] в качестве компонентов готовности мы рассматриваем психологическую установку, мотивы деятельности, знания о предмете и способах внедрения, а также профессионально важные качества личности и профессиональное самосознание, отношение субъекта к научной деятельности.
Правомерно в качестве системообразующего признака личностной структуры выделять многообразие отношений субъекта к условиям его деятельности, имея в виду рассмотрение этих отношений как определенной системы, как целостности.
Данный подход был сформулирован в принципе А.Н. Леонтьева относительно личностной значимости или личностного смысла объективных значений внешних стимуляторов (обстоятельств) деятельности, согласно которому «смысл порождается не значениями, а отношением между мотивом действия и тем, на что действие направлено как на свой прямой результат, т.е. его целью» (см.: [Мацкайлова 2008]). Человек реагирует на обстоятельства деятельности в соответствии с тем, каковы его потребности и какую цель он преследует в этой деятельности. А.Н. Леонтьев исследовал также механизмы преобразования цели действия во внутреннее осознанное побуждение, в мотив.
Л.И. Божович, а затем М.С. Неймарк экспериментально показали, что в мотивации деятельности обнаруживаются доминирующие тенденции, которые Л.И. Божович рассматривает как «внутреннюю позицию личности» или ее направленность, а М.С. Неймарк уточняет, что эта направленность есть «постоянное доминирование определенных мотивов, ...создающих не только целенаправленность поведения, но и целенаправленность всей жизни субъекта» [Неймарк 1973].
Эта направленность мотивации личности формируется в определенных социальных условиях, является продуктом ее онтогенеза, индивидуального и социального опыта, в результате которого формируется психологическая готовность к той или иной деятельности, в нашем случае - к научной деятельности в профессиональной сфере.
В соответствии с двухуровневой системой образования, в государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Наноматериалы» и «Материаловедение» (квалификация - бакалавр) прописано, что выпускники по данной специальности, среди прочих, должны обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
• владеть основами методов исследования, анализа, диагностики и моделирования свойств наноматериалов и наносистем неорганической и органической природы в твердом, жидком, гелеобразном, аэрозольном состоянии, включая нанопленки и наноструктурированные покрытия, внутренние и внешние границы раздела фаз, а также физических и химических процессов в них или с их участием;
• уметь использовать на практике современные представления наук о свойствах веществ и материалов при переходе их в наноразмерное состояние (ноль,
одно и двухмерное), о влиянии размера на свойства веществ и материалов, взаимодействии наноматериалов и наносистем с окружающей средой;
• владеть навыками использования (под руководством) методов моделирования, оценки, прогнозирования и оптимизации технологических процессов и свойств наноматериалов, стандартизации и сертификации материалов и процессов.
Приобретение таких профессиональных компетенций в процессе подготовки инженерно-технических работников, специализирующихся в области нанотехнологий, объективно требует не только наличия квалифицированных преподавателей, знающих «как и чему учить», но и соответствующей приборной базы («на чем учить»), причем базы не только и не столько учебной, сколько научной. В современных условиях образовательных учреждений часто не существуют аналогов учебного оборудования, которое может обеспечить качественный синтез, исследование или испытание различных наноматериалов с той точностью и полнотой получения информации, которое обеспечивает профессиональное и современное научное оборудование. Проведение таких исследований возможно лишь в режиме коллективного пользования с использованием приборной и научно-методической базы и с привлечением квалифицированного кадрового потенциала центров коллективного пользования (ЦКП) научным оборудованием [Иванов, Виниченко 2013].
Благодаря реализуемой деятельности ЦКП, его доступности в образовательном процессе вуза обеспечивается создание таких условий для профессиональной деятельности будущих инженеров в области наноматериалов и нанотехнологий, которые формируют у студентов и систему отношений к будущей профессии и готовность к реализации профессиональной научной составляющей.
В данной работе мы рассмотрим один из компонентов готовности будущих инженеров в области наноматериалов и нанотехнологий - отношение субъекта к научной деятельности через отношение к выбранной профессии (показатели «удовлетворенность выбранной профессией» и «перспектива дальнейшего трудоустройства») и ценностные ориентации.
Целью нашего исследования является определение готовности к научной деятельности будущих инженеров в области наноматериалов и нанотехнологий при организованном взаимодействии с центром коллективного пользования научным оборудованием при подготовке инженерных кадров.
База исследования - инженерно-физическое направление Института инженерных технологий и естественных наук НИУ «БелГУ», центр коллективного пользования научным оборудованием «Диагностика структуры и свойств наноматериалов» НИУ «БелГУ».
Выборку составили студенты 1-4-го курсов инженерных профилей, обучающиеся на направлениях подготовки «наноматериалы» и «материаловедение» (бакалавры).
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Мы использовали методику М. Рокича «Ценностные ориентации» и результаты мониторинга обучающихся инженерно-физического направления на предмет удовлетворенности выбранной профессией.
В качестве показателей связи «удовлетворенность профессией - перспектива дальнейшего трудоустройства» нами были выбраны следующие объективные характеристики: учебная успеваемость и научная реализация.
Показатель «учебная успеваемость» составляют данные о «качестве знаний» (степень учебной успеваемости по балльной системе) и «наличие именных стипендий»
(суммарный показатель успеваемости и научных достижений, где ведущая роль отводится учебной успеваемости) - стипендии губернатора, Правительства РФ, Президента РФ по приоритетным направлениям науки и др. именные стипендии по специальности.
В показатель «научная реализация» входят такие составляющие, как участие студента в исследовательской работе (гранты, госзаказы, госконтракты), участие в научных конференциях (зарубежных, российских), наличие научных публикаций по специальности (материалы конференций, перечень ВАК, РИНЦ).
Отслеживание динамики связи «удовлетворенность профессией - перспектива дальнейшего трудоустройства» осуществлялось на каждом курсе обучения в начале учебного года и по его завершении. Таким образом, мы можем отследить следующие тенденции.
Обучающиеся (бакалавры) 1-го и 2-го курсов показывают примерно одинаковые результаты в проявлении связи «удовлетворенность профессией - перспектива дальнейшего трудоустройства» (г=0,798, р<0,001). Однако это происходит на фоне общей положительной успеваемости и наименьшего количества предметов спецподготовки в учебном плане. Данный факт позволяет говорить лишь о том, что популярность сферы нанотехнологий создает у обучающихся представление о скором и удачном трудоустройстве.
В пользу данного объяснения свидетельствует и результаты, полученные от обучающихся 3-го курса. Именно с этого периода начинается интенсивная спецподготовка по специальностям и направлениям.
На 3-м курсе обнаруживается следующая особенность: количество студентов, считающих, что они в дальнейшем трудоустроятся, резко снижается (р<0,01). Это связано (г=0,698, р<0,001) с показателем «учебной успеваемости». Группа студентов, которая продолжает демонстрировать наличие положительной связи «удовлетворенность профессией - перспектива дальнейшего трудоустройства», имеет по данному показателю более высокие баллы (р<0,01).
По результатам диагностики ценностных ориентаций выявлены следующие особенности: у группы студентов, имеющих высокие значения по показателю «удовлетворенность профессией» ценностные ориентации представлены инструментальными ценностями (р<0,05), в то время как у группы студентов, имеющих высокие значения по показателю «перспектива дальнейшего трудоустройства» ценностные ориентации представлены терминальными ценностями (р<0,01).
Кроме того, часть студентов (14%) начинает заниматься в Центре коллективного пользования научным оборудованием в той или иной лаборатории под руководством ученых-преподавателей. К концу 3-го курса процент занимающихся исследовательской работой увеличивается с 14% до 33%. И показатель «научной реализации» у 33% обучающихся обретает конкретную форму.
Так, на момент окончания 2-го курса у группы обучающихся с наличием положительной связи «удовлетворенность профессией - перспектива дальнейшего трудоустройства» зафиксированы следующие результаты по показателю «научная реализация»:
• участие студента в исследовательской работе - 14%
• участие в научных конференциях - 86%
• наличие научных публикаций по специальности - 8%
К 3 курсу процент обучающихся, вовлеченных в научную деятельность, увеличивается (р<0,01). И уже к концу 4-го, бакалавриата, мы наблюдаем следующее: при наличии положительной связи «удовлетворенность профессией - перспектива
дальнейшего трудоустройства» по показателю «учебная успеваемость» от общего количества выпускников:
• качество знаний - 84%;
• наличие именных стипендий - 78%;
по показателю «научная реализация» от общего количества выпускников:
• участие студента в исследовательской работе - 39%;
• участие в научных конференциях - 86%;
• наличие научных публикаций по специальности - 21%.
И, на наш взгляд, есть еще один профессиональный показатель, который мы отдельно не выделяли в силу его специфики: к выпускному году обучающиеся имеют достаточно серьезный опыт научной деятельности, что позволяет им участвовать в разработке тех или иных ноу-хау или реализовывать индивидуальные проекты и разработки, которые представляются на выставках, конкурсах и т.д. За этот вид научной деятельности обучающиеся получают патенты, дипломы, сертификаты и охранные документы на право интеллектуальной собственности. Так, от общего количества выпускников за период 2011-2016 гг. их получили 37% обучающихся.
Таким образом, рассматривая содержание положительной связи «удовлетворенность профессией - перспектива дальнейшего трудоустройства» через показатели «учебной успеваемости» и «научной реализации» мы пришли к выводу, что данная связь возможна в условиях благоприятного профессионального обучения студентов выбранной специальности, то есть обучения, в котором тесно связан процесс образовательного и научного взаимодействия с центром коллективного пользования, обеспечивающим образовательный процесс современным и уникальным оборудованием. Таким образом, как мы можем наблюдать, характер связи «удовлетворенность профессией - перспектива дальнейшего трудоустройства» достаточно динамичен, его устойчивая положительная связь достигается благодаря условиям профессиональной научной реализации обучающихся за счет доступности научного оборудования.
Именно взаимодействие с центром коллективного пользования научным оборудованием в процессе обучения в вузе позволяет выпускникам определиться с дальнейшей профессиональной самореализацией [Иванов, Виниченко 2013]: за последние годы увеличилось количество студентов, желающих продолжить свое профессиональное образование обучением в магистратуре, аспирантуре. В 2011 г. в аспирантуру по приоритетным направлениям поступило 46% выпускников, в магистратуру - 24%; в 2013 г. - 67% и 11%, в 2016 г. - 32% и 86% соответственно. Студенты поступают в магистратуру с целью продолжения своей научной деятельности и с перспективой поступления в аспирантуру по приоритетным направлениям науки. Мы наблюдаем увеличение (р<0,05) интереса к научной деятельности, у студентов появляется потребность в реализации своего научного потенциала. Это в большей степени (р<0,01) представители группы студентов с терминальными ценностями.
Полученные результаты, на наш взгляд, могут быть интерпретированы в контексте двухфакторной теории удовлетворенности трудом Ф. Херцбергера.
Отдельно хотелось бы особо отметить интересную тенденцию в компоненте вовлеченности в научную деятельность: в ходе многолетних исследований мы обратили внимание на то, что персональный состав участников научно-исследовательской работы практически не меняется и на протяжении всего периода обучения представлен одними и теми же студентами, как мы полагаем, обладателями определенных компетенций, в частности таких, как лидерство, которое, в свою очередь, является важным условием готовности к профессиональной деятельности [Беспалов 2012; Логвинов, Беспалов 2016].
Рассматривая психологическую готовность будущих инженеров к научной деятельности через систему отношений и ценностные ориентации, можно сделать следующие выводы: не у всех студентов, имеющих высокие результаты по научным достижениям, есть внутренняя позиция по отношению к данному виду деятельности. То есть обучение, в котором тесно связан процесс образовательного и научного взаимодействия с центром коллективного пользования научным оборудованием, обеспечивающим образовательный процесс современным и уникальным оборудованием, не может в полной мере гарантировать формирование у студентов положительного отношения и, что более значимо, личностной значимости научной деятельности.
У группы студентов, имеющих высокие значения по показателю «удовлетворенность профессией», ценностные ориентации представлены инструментальными ценностями (p<0,05; у группы студентов, имеющих высокие значения по показателю «перспектива дальнейшего трудоустройства», ценностные ориентации представлены терминальными ценностями (p<0,01).
Положительная связь показателей «удовлетворенность профессией» и «перспектива дальнейшего трудоустройства» имеют определенную зависимость от года обучения студентов: чем старше курс, тем более отчетливо данная связь характерна для группы студентов со стабильно высокой успеваемостью.
Таким образом, можно отметить, что для обеспечения полноценного функционирования столь наукоемкой отрасли, как нанотехнологии, необходимы не просто высококвалифицированные кадры, которые могут оперативно ориентироваться в быстро изменяющейся технологической сфере, но такие специалисты, мотивированные собственно профессиональным становлением, под которым понимается направленность активности личности на ценности осваиваемой профессии, побуждающие личность ставить перед собой определенные цели в сфере профессиональной деятельности и совершать действия по их достижению, а также ее психологическую готовность к выполнению ряда научных задач.
Библиографический список
Беспалов Д.В. Лидеры молодежных общественных объединений как ресурс развития российского общества // Человек в экономических и социальных отношениях: материалы Всероссийской научной конференции / НОУ ВПО Институт мировой экономики и информатизации. М.: Институт мировой экономики и информатизации, 2012. С. 317-319.
Жукова В.Ф. Психолого-педагогический анализ категории «психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета, 2012. Т. 320. № 6. С. 117-121.
Иванов О.Н., Виниченко М.А. Смысложизненные ориентации молодежи в сфере инженерного образования // Акмеология. 2013. № 3. С. 150.
Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М. : Академический Проект, 2004. 320 с.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание // ХУШ Международный психологический конгресс. Симпозиум 13. М., 1966. С. 9.
Логвинов И.Н., Беспалов Д.В. Гендерные особенности динамики лидерства в молодежных группах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 2 (38). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/043-028.pdf (дата обращения: 05.10.2016).
Мацкайлова О.А. Тупиковые варианты и перспективы гуманитаризации учебного процесса в системе среднего профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6. С. 15-19.
Неймарк М.С. Психологическое изучение направленности личности подростка: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1973. 36 с.
Основы инженерной психологии / под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982. С. 39.
Перспективы и проблемы развития ЦКП, созданных при вузах [Электронный ресурс]. URL: http://energoeducation.ru/files/1_ivanov_belgu.ppt#293,1 (дата обращения: 28.08.2013).