Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
в. в. Никитина, Е. в. Чернега
Трансформация личностных интересов студентов 1Т-специальностей в процессе обучения в вузе
Статья посвящена исследованию мотивации и личностных интересов студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям, связанным с информационными технологиями. На примере студентов 1 и 3 курсов факультета «Информатика и системы управления» МГТУ им. Н.Э. Баумана проведено анкетирование, связанное с вопросами целеполагания; мнением обучающихся о выбранном учебном заведении; об увлечениях студентов, необходимости для них организации дополнительных обучающих и развивающих занятий; о склонности к занятиям научно-исследовательской деятельностью, ее социальной значимости; о представлениях молодежи о престижности профессий и своей будущей профессиональной деятельности; об основных ценностных ориентирах. В результате исследования сделан вывод о том, что можно значительно улучшить качество обучения, используя методы исследовательской и проектной деятельности, возможности и перспективы освоения профессии, подыскивая дополнительные профориентированные занятия, способствующие формированию личности будущего специалиста, тем самым стимулируя интерес учащегося к дальнейшему образованию и освоению профессиональных навыков.
Ключевые слова: процесс обучения, качество образования, мотивация, ценностные ориентации, высококвалифицированный специалист, научно-исследовательская деятельность, информационные технологии
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 78-83. УДК 378
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 25 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 78-83.
V. V. Nikitina, E. V. Chernega
Personal Interests Transformation in Students of IT-Specialties during Educational Process at the University
The article is devoted to investigating the motivation and personal interests in students of higher educational establishments, trained to professions connected with information technology. Based on case study of 1st and 3rd year students of the faculty "Informatics and Operational Systems" at Bauman Moscow State Technical University, the questioning was conducted connected with goal-setting items; trainees' opinion on their selected educational establishment; on students' hobbies, their requirements in organizing any additional training and developing classes; on their tendency towards scientific and research activities and its social importance; on perceptions in young people on occupational prestige and on their future professional activities; on main value orientations. The research resulted in conclusion that the quality of education may be improved using research and development activities, possibilities and prospects of mastering the profession by selecting the additional professionally oriented classes, promoting the personality of future specialist formation, stimulating in such a way the interest in students to their further education and mastering the professional skills.
Key words: training process; quality of education; motivation; value orientations; highly qualified specialist; research and development activities; information technology
_Введение
/Довременное общество все более осно-/ вывается на науке и знаниях, которые не-
V__<- обратимо влияют на нашу жизнь. Таким
образом, подготовка специалистов для высокотехнологичных производств и качество такого образования становится необходимым фактором полноценной жизни и работы в XXI веке.
Ведущей тенденцией мирового цивилизаци-онного процесса в настоящее время является формирование глобального информационного общества, характеризующегося высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий, ростом роли информации и знаний в жизни общества, увеличением доли объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационных продуктов и услуг, формированием глобального информационно-коммуникационного пространства, повышением эффективности информационного взаимодействия людей. Происходит переход от «информатизации управления» к «информатизации жизни» [1, 2].
Успешное развитие информационно-телекоммуникационных систем невозможно без наличия соответствующих высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и фундаментальными знаниями в области проектирования и использования программной и аппаратной составляющих информационно-телекоммуникационных систем, предназначенных для сбора, передачи, обработки информации и сигналов в различных областях применения [3, 4].
На данный период, когда основной задачей высшей школы стала задача повышения качества образования, уже недостаточно только хорошей успеваемости, желательно наличие у молодого человека стремления, потребности, интереса к освоению конкретной профессии, специальности, что позволит ему после окончания вуза развивать свое умение, работать в соответствии с полученным образованием, добиваясь тем самым подготовки высококвалифицированных специалистов, преподавателей, ученых [5].
Содержание образования должно строиться на основе формирования у обучающихся мотивации и мотивов обучения, максимального удовлетворения их индивидуальных потребностей, запросов и интересов. Образовательные учреждения должны помочь осознанному профессиональному выбору.
Успешная деятельность в области профессиональной подготовки молодежи базируется на интеграции образования, науки, культуры, производства, творчества и требует развития системы, поддерживающей взаимодействие данных составляющих [6].
Целью настоящей статьи является изучение процессов трансформации личностных интере-
сов обучающихся, происходящих в процессе обучения, изменения их мотивации к обучению и профессиональной деятельности.
Исследование трансформации интересов, мотивации и ценностных ориентаций студентов
Работая много лет в МГТУ им. Н.Э. Баумана, преподаватели из года в год задаются рядом вопросов: что происходит с их студентами за первые годы обучения в вузе; почему, поступая на факультет «Информатика и системы управления» с высокими проходными баллами, а значит, имея хорошие умственные способности и неплохую образовательную базу, многие юноши и девушки быстро, иногда уже с первой сессии, теряют интерес к учебе, перестают посещать занятия и превращаются в неуспевающих и, как результат, отчисленных студентов? Когда они, как принято говорить в среде работников деканата, начинают «портиться»?
Нами было принято решение провести исследование студентов-первокурсников и студентов-третьекурсников кафедры «Информационные системы и телекоммуникации».
Для реализации исследования нами была разработана анкета, позволяющая увидеть, какие ведущие интересы имеются у наших студентов, как эти интересы трансформируются в процессе учебы. Также исследование помогло нам определить ценностные ориентации обучающихся, наличие у них склонности к занятию учебной и научной дея-тельностями. В исследовании приняли участие 44 студента 1 курса и 34 студента 3 курса.
Не секрет, что целеполагание является одним из ведущих моментов выстраивания жизненного пути любого человека. И, разумеется, от того, какой ведущей целью руководствуется студент, напрямую зависит и его успеваемость, и эффективность усвоения получаемых им знаний, и успешность в целом.
Интересно, что ведущей целью 61% первокурсников является получение знаний, но к третьему курсу студентов с этой целью осталось всего 38%. (см. Табл. 1). Необходимо отметить смену ведущих целей от 1 курса к 3-му в целом: так, 18% студентов-первокурсников привлекает общественная деятельность, в то время, как студентов 3 курса она уже не интересует совершенно, зато почти 40% третьекурсников озабочены работой и карьерой.
Таблица 1
Цели обучения в МГТУ 1 курс 3 курс
Получение знаний 63% 38%
Приобретение полезных знакомств 2% 21%
Начало карьеры 19% 38%
Занятие общественной деятельностью 14% 0%
Получение диплома 2% 3%
В разработанной нами анкете присутствовало 2 открытых, т.е. предполагающих свободные ответы, вопроса: что Вам нравится в Университете и что Вам не нравится (см. Табл. 2, см. Табл. 3). На вопрос, «что вам нравится», у первокурсников преобладали ответы, говорящие, скорее, об их инфантильности, незрелости, непонимании того, что студенчество - сложный период жизни, связанный, в первую очередь, с трудностями личностного роста, формированием из вчерашнего школьника будущего высококлассного специалиста, профессионала, инженера.
Это первые ответственные ступени взрослой, самостоятельной жизни, а не последние детства. Так, 45% первокурсников больше всего нравится сам учебный процесс, что понятно. Для сегодняшних 17-18-тилетних ребят учебный процесс -большое приключение, подобие компьютерной игры-квеста: их завораживают учебные корпуса, отремонтированные аудитории, лаборатории, оснащенные современным оборудованием; но, вместе с тем, этот же самый учебный процесс 37% первокурсников не нравится: их пугают «взрослые серьезные тети», большие объемы информации, домашних заданий, балльно-рей-тинговая система обучения, отсутствие свободного времени на личные дела, отвлеченные от учебного процесса.
А ведь родители и старшие товарищи говорили им, что студенческие годы - самое прекрасное и веселое время в жизни. Почти 20% студентов 1 курса назвали самым привлекательным в МГТУ им. Н.Э. Баумана организацию питания, столовые и именно поэтому, видимо, 14% первокурсников считают самым неприятным в вузе отсутствие большого перерыва на обед (см. Табл. 2).
Таблица 2
Нравится в МГТУ 1 курс 3 курс
Учебный процесс 45% 24%
Питание 19% 8%
Расписание 7% 11%
Статус вуза 10% 19%
Преподаватели 11% 12%
Кафедра 6% 14%
Обучение в Технопарке 2% 12%
Таблица 3
Не нравится в МГТУ 1 курс 3 курс
Учебный процесс 29% 22%
Отсутствие большого перерыва на обед 14% 7%
Лифты 16% 8%
Некоторые дисциплины 16% 9%
Некоторые преподаватели 2% 12%
Балльно-рейтинговая система 5% 14%
Расписание 6% 16%
Другое 12% 12%
У студентов 3 курса, уже адаптировавшихся к обучению, ответы на вышеуказанные вопросы несколько другие. Так, учебным процессом довольны уже всего 24% учащихся, а столовые радуют всего 8% студентов, зато из привлекательных моментов 19% третьекурсников отмечают статус вуза, 12% - профессионализм преподавательского состава и возможность получать дополнительное образование, например в «Технопарке информационных технологий», созданным совместно МГТУ им. Н.Э. Баумана и «Mail.ru Group» [7]. Тем не менее, 12% студентов 3 курса недовольны пожилыми преподавателями [8].
Не мог не интересовать нас вопрос об увлечениях наших студентов, дополнительных развивающих и обучающих занятиях, которые они посещают в свободное от учебы время. К сожалению, всего лишь 30-35% первокурсников и третьекурсников посещают какие-либо дополнительные занятия, организованные в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В основном это курсы, предлагаемые «Технопарком» и Научно-образовательными центрами [9], а также спортивные секции, общественная деятельность, кружки художественной самодеятельности и автошколы (см. Табл. 4).
Поскольку факультет «Информатика и системы управления» входит в Научно-учебный комплекс, включающие факультеты, Научно-исследовательские институты и Научно-образовательные центры, нам важно понимать, интересует ли наших студентов занятия научно-исследовательской деятельностью, как особом виде социальной практики, стимулировании научного поиска, возможностях и границах регулирования и инициирования творческих процессов [6].
Анализ полученных результатов показал, что 27% первокурсников занимались наукой еще школьниками в рамках системы довузовской подготовки, и продолжают свои научные изыска-
Таблица 4
Дополнительные обучающие и развивающие занятия 1 курс 3 курс
Обучение в Технопарке 7% 9%
НОЦ 7% 8%
Спорт 5% 5%
Дворец культуры 5% 6%
Студсовет и профком студентов 5% 3%
Автошкола 2% 2%
Курсы иностранных языков 0% 3%
Не посещают 69% 64%
ния в вузе. К 3 курсу процент студентов, интересующихся научной деятельностью, снижается до 18%. Интересно, что четверть всех студентов хотели бы принимать участи в научных конференциях, писать статьи, но не знают, как это сделать, с чего начать. Введение двухуровневой системы обучения показало, что многие студенты, окончившие бакалавриат, поступают в магистратуру, но учеба на втором уровне требует от студента-магистра не столько способностей к обучению, сколько к занятию научно-исследовательской деятельностью, поэтому показатель того, что, в целом, 80% студентов не пробуют свои силы в научной стезе на первой ступени обучения, не может не вызывать огорчения (см. Табл. 5).
Таблица 5
Занятие научно-исследовательской деятельностью 1 курс 3 курс
Занимаются 27% 18%
Хотят заниматься, но не знают как 20% 8%
Возможно, будут заниматься в будущем 41% 11%
Не занимаются и не хотят 12% 19%
Крайне важными, на наш взгляд, являлись вопросы, связанные с привлекательными для молодых людей сегодня профессиями и, как следствие, их представлениями о своей будущей карьере и месте работы [10, 11, 12]. Хорошим показателем можно считать то, что около студентов считают престижными профессию инженера (1Т-разработчика) (Таблица 6). Однако нельзя не отметить удручающий факт: ни один из испытуемых не отметил в числе привлекательных профессий педагогические специальности. А ведь более половины преподавателей высшей школы - это бывшие выпускники своих же вузов. Если профессия преподавателя и дальше будет «терять в весе», то через 30-40 лет некому будет обучать будущих студентов технических вузов и, что особенно важно, передавать им профессиональный, научный и культурно-исторический опыт одного из старейших вузов России. Кроме того, эффективной организацией сегодня, с точки зрения психологии и менеджмента, может считаться та организация, которая самостоятельно воспроизводит свои кадры.
Экономика 2% 8%
Юриспруденция 1% 3%
Нет престижных профессий 13% 9%
Еще один ключевой момент в исследовании заключался в анализе вопроса, связанного с тем местом работы, на котором видят себя наши студенты по окончании университета. Около 50% всех студентов, как и ожидалось, хотят посвятить себя программированию и системам администрирования в крупных компаниях, имеющих громкие имена: Yandex, Mail.ru, Google, CISCO и т.п.; в должности инженера видят себя около 10% первокурсников и 20% третьекурсников. Тем не менее, настораживает, что почти четверть всех испытуемых студентов, уже профориенти-рованных, получающих высшее образование до сих пор не задумываются над тем, куда они пойдут, получив диплом (Таблица 7).
Таблица 7
Представление о своей будущей работе 1 курс 3 курс
Программист 46% 53%
Инженер 9% 17%
Индивидуальный предприниматель 5% 4%
Другая область 15% 17%
Нет представления 25% 9%
Интересные результаты были получены при исследовании ведущих личностных качеств, которыми, по мнению наших обучающихся, должен обладать человек, чтобы быть успешным в жизни; а также анализ результатов ответов на вопрос о наличии/отсутствии идеалов у испытуемых.
Так, наиболее значимым личностным качеством более 40% первокурсников считают коммуникативные способности, а почти 60% третьекурсников - умственные способности и сообразительность. Практически никто из студентов не выделил в числе ведущих способность властвовать и совсем небольшой процент студентов - умение зарабатывать деньги. Приятно осознавать, что волна «дельцов» и «руководителей» постепенно сошла на нет, а желание «разделять и властвовать», быть «хозяином жизни» все реже возникает в умах сегодняшней молодежи (Таблица 8).
Таблица 8
Таблица 6
Представление о престижности профессии 1 курс 3 курс
Инженерные специальности, в том числе разработчик в сфере 1Т-технологий 82% 76%
Педагогическая деятельность 1% 1%
Военные специальности 1% 3%
Ценностные ориентации 1 курс 3 курс
Коммуникативность 43% 35%
Острый ум 28% 56%
Деньги 9% 1%
Власть 2% 1%
Другое 9% 1%
Ничего 9% 6%
Заключение
Подводя итоги исследования, можно сказать, что снижение тяги к знаниям и, как следствие, падение успеваемости связано, прежде всего, с потерей интереса к учебе; с тем, что преподаватели не ставят себе основной задачей поддерживать первоначальный интерес пришедших в вуз с «горящими глазами» студентов-первокурсников, развивать его, подыскивая все новые и новые занятия, способствующие формированию личности будущего специалиста. Особенно это заметно в вопросах, связанных с занятием научно-исследовательской работой, уменьшающееся к старшим курсам, вопреки представлению о том, что и стремление, и умение и навыки исследовательской и проектной деятельностью должны развиваться в процессе обучения.
Задача педагога заключается не столько в передаче знаний, сколько в умении это сделать
так, чтобы оставить след в жизни каждого своего ученика, причем, не травмирующий след, а свое продолжение; стать проводником, наставником, значимой фигурой.
Если у студента сформирована мотивация к получению знаний, то, выбрав соответствующую область деятельности, используя методы исследовательской и проектной деятельности, можно значительно улучшить качество обучения, используя возможности и перспективы освоения профессии. Углубление знаний по профильным дисциплинам, погружение в новое информационное поле стимулируют интерес учащегося к дальнейшему образованию и освоению профессиональных навыков.
Таким образом, одной из важных задач подготовки современного специалиста является внедрение новых интеллектуальных технологий в процесс обучения посредством освоения ими в процессе обучения методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развития их творческих способностей, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цибизова Т.Ю., Мешков Н.А. Реализация инновационных форм обучения в информационно-коммуникационном образовательном пространстве // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 12 (79). С. 16-21.
2. Зимин В.Н., Пролетарский А.В., Сергеев Д.А. Подготовка кадров цифровой экономики // Заметки ученого. 2017. № 7 (23). С. 15-20.
3. Брекалов В.Г., Терехова Н.Ю., Кленин А.И. Информационная модель выбора стратегии развития образовательного процесса // European Social Science Journal. 2013. № 9-3 (36). С. 61-68.
4. Зимин В.Н., Цибизова Т.Ю., Чернега Е.В., Сергеев Д.А., Августан О.М. Подготовка инженерных кадров для цифровой экономики России: монография. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. 176 с.
5. Цибизова Т.Ю. Подготовка высококвалифицированных специалистов в системе непрерывного профессионального образования (на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана) // European Social Science Journal. 2011. № 2 (5). С. 154-159.
6. Цибизова Т.Ю. Концептуальные основания исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Институт теории и истории педагогики РАО. М., 2013. 41 с.
7. Чернега Е.В., Августан О.М., Марданов С.А., Сергеев Д.А., Марданова К.В. Дуальное обучение в работе учебно-методического комплекса научно-образовательного центра «Технопарк информационных технологий» МГТУ им. Н.Э. Баумана // Автоматизация. Современные технологии. 2017. Т. 71. № 10. С. 473-475.
8. Буренина В.И., Кочетова Н.Г. Модель развития творческого потенциала преподавателя технического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 270-274.
9. Чернега Е.В., Августан О.М., Марданов С.А., Сергеев Д.А. Методическое обеспечение организации образовательных программ опережающего инженерного образования на базе научно-образовательного центра «Технопарк информационных технологий» МГТУ им. Н.Э. Баумана // Автоматизация. Современные технологии. 2017. Т. 71. № 10. С. 469-472.
10. Никитина В.В. Изучение профориентации абитуриентов при поступлении в вуз по программам целевого обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 406.
11. Цибизова Т.Ю. Формирование профессиональной компетенции школьников в области IT-технологий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 5 (14). С. 27-35.
12. Зимин В.Н., Марданов С.А., Сергеев Д.А. Теоретические и практические основы формирования профессиональной траектории студентов IT-специальностей // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 8. С. 34-38.
REFERENCES
1. Tsibizova T.Yu., Meshkov N.A. Realizatsiya innovatsionnykh form obucheniya v informatsionno-kommunikatsionnom obrazovatel'nom prostranstve [Realization of innovative forms of education in the information and communication educational space]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie - Quality. Innovation.
Education, 2011, no 12 (79), pp. 16-21. (in Russian)
2. Zimin V.N., Proletarsky A.V., Sergeev D.A. Podgotovka kadrov tsifrovoj ehkonomiki [Personnel training of Digital Economy]. Zametki uchenogo - Notes of the scientist, 2017, no 7 (23), pp. 15-20. (in Russian)
3. Brekalov V.G., Terekhova N.YU., Klenin A.I. Informatsionnaya model' vybora strategii razvitiya obrazovatel'nogo protsessa [Information model of the choice of strategy for the development of the educational process]. European Social Science Journal, 2013, no 9-3 (36), pp. 61-68. (in Russian)
4. Zimin V.N., Tsibizova T.Yu., Chernega E.V., Sergeev D.A., Avgustan O.M. Podgotovka inzhenernykh kadrov dlya tsifrovoj ehkonomiki Rossii [Preparation of engineering personnel for the digital economy of Russia]. Moscow, BMSTU, 2017. 176 p. (in Russian)
5. Tsibizova T.Yu. Podgotovka vysokokvalifitsirovannykh spetsialistov v sisteme nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya (na primere MGTU im. N.E. Baumana) [Preparation of highly qualified specialists in the system of continuous professional education (by the example of Bauman Moscow State Technical University)]. European Social Science Journal, 2011, no 2 (5), pp. 154-159. (in Russian)
6. Tsibizova T.Yu. Kontseptual'nye osnovaniya issledovatel'skoj deyatel'nosti obuchayushhikhsya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Diss. dokt. ped. nauk [Conceptual bases of research activity of students in the system of continuous education. Dr. Pedagogical sci. diss.]. Moscow, 2013. 41 p. (in Russian)
7. Chernega E.V., Avgustan O.M., Mardanov S.A., Sergeev D.A., Mardanova K.V. Dual'noe obuchenie vrabote uchebno-metodicheskogo kompleksa nauchno-obrazovatel'nogo tsentra «Tekhnopark informatsionnykh tekhnologij» MGTU im. N.E. Baumana [Dual training in the work of the educational and methodical complex of the scientific and educational center "Technopark of Information Technologies" BMSTU]. Avtomatizatsiya. Sovremennye tekhnologii
- Automation. Modern technologies, 2017, V.71, no 10, pp. 473-475. (in Russian)
8. Burenina V.l., Kochetova N.G. Model' razvitiya tvorcheskogo potentsiala prepodavatelya tekhnicheskogo vuza [Model of development of creative potential of the teacher of a technical university]. Samarskij nauchnyj vestnik-The Samara scientific bulletin, 2017, V. 6, no 3 (20), pp. 270-274. (in Russian)
9. Chernega E.V., Avgustan O.M., Mardanov S.A., Sergeev D.A. Metodicheskoe obespechenie organizatsii obrazovatel'nykh programm operezhayushhego inzhenernogo obrazovaniya na baze nauchno-obrazovatel'nogo tsentra «Tekhnopark informatsionnykh tekhnologij» MGTU im. N.E. Baumana [Methodical support of the organization of educational programs of advanced engineering education on the basis of the scientific and educational center "Technopark of Information Technologies" BMSTU]. Avtomatizatsiya. Sovremennye tekhnologii
- Automation. Modern technologies, 2017, V. 71, no 10, pp. 469-472. (in Russian)
10. Nikitina V.V. Izuchenie proforientatsii abiturientov pri postuplenii v vuz po programmam tselevogo obucheniya [Study of vocational guidance of applicants for admission to higher education under targeted training programs]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2015, no 3, pp. 406.
11. Tsibizova T.Yu. Formirovanie professional'noj kompetentsii shkol'nikov v oblasti IT-tekhnologij [Formation of professional competence of schoolchildren in the field of IT-technologies]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika - Domestic and foreign pedagogy, 2013, no 5(14), pp. 27-35. (in Russian)
12. Zimin V.N., Mardanov S.A., Sergeev D.A. Teoreticheskie i prakticheskie osnovy formirovaniya professional'noj traektorii studentov IT-spetsial'nostej [Theoretical and practical foundations for the formation of the professional trajectory of students of IT specialties]. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya - International Journal of Experimental Education, 2017, no 8, pp. 34-38. (in Russian)
Информация об авторах Никитина Виктория Викторовна
(Россия, Москва) Старший преподаватель кафедры «Защита информации» Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана) E-mail: [email protected]
Information about the authors
Viktoriya V. Nikitina
(Russia, Moscow) Lecturer
of the department "Information Security" Federal State Budgetary Education Institution
of Higher Education «Bauman Moscow State Technical University» (BMSTU) E-mail: [email protected]
Чернега Елена Владимировна
(Россия, Москва) Директор Научно-образовательного центра «Технопарк информационных технологий» Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана) E-mail: [email protected]
Elena V. Chernega
(Russia, Moscow) Director of the Scientific and Educational Center "Technopark of Information Technologies" Federal State Budgetary Education Institution
of Higher Education «Bauman Moscow State Technical University» (BMSTU) E-mail: [email protected]