© Г. Г. Филиппова
Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы, Москва
психологическая диагностика
готовности к родам
УДК: 618.4:616.89
■ Рассматривается проблема психологической диагностики готовности женщины к родам. Предлагается подход к родам с позиции психологической теории деятельности и представлений о психологической готовности к деятельности. Дается характеристика компонентов психологической готовности женщины к родам. Предлагаются методика психологической диагностики всех трех компонентов готовности женщины к родам.
■ Ключевые слова: роды; психологическая готовность к родам; психологическая диагностика.
Успешность протекания родов во многом зависит от психологической готовности женщины к родам. Это неоднократно подчеркивалось в акушерско-гинекологической и психологической литературе, в нашей стране на основе этих представлений еще в середине XX века в женских консультациях была введена психопрофилактическая подготовка к родам [1, 2]. Однако углубленных исследований психологической готовности к родам в отечественной психологии до сих пор нет. Изучались лишь отдельные аспекты этой проблемы: влияние психологической подготовки на общую успешность протекания родов [1, 2, 4, 8, 12]; связь успешности родов с тревожностью женщины [2, 5, 8]; с ее отношением к материнству и своему партнеру [5, 12]; отношение женщины к боли и возможность психологической работы с болью в родах [8, 10]; представления о родах рожавших и не рожавших женщин [7, 9, 14]; мотивационная готовность супружеской пары к партнерским родам [13]. Во второй половине XX века сформировались устойчивые представления о том, что ведение родов должно быть ориентировано на внимательное, мягкое и поддерживающее отношение к роженице. Однако это крайне затруднительно осуществить в условиях «поточного» родовспоможения в родильном доме без участия подготовленного специалиста, который индивидуально сопровождает одну роженицу. Попытки изменить ситуацию (например, технологии «мягких родов» в условиях родильного дома) привели к усредненному представлению о том, что надо женщине для осознанного и конструктивного поведения в родах. В результате появились общие рекомендации как по самому взаимодействию с женщиной в родах, так и по подготовке к родам, без реального учета индивидуальных особенностей и индивидуальных представлений о родах каждой конкретной женщины.
Таким образом, в психологии исследовались только отдельные аспекты представлений женщин о родах и лишь некоторые изолированные факторы, влияющие на процесс родов. До сих пор не выявлена и не описана структура и содержание психологической готовности к родам, в результате нет научно обоснованных представлений о том, что именно надо выявлять при диагностике психологической готовности к родам и по каким направлениям вести психологическую подготовку. Актуальность исследований психологической готовности женщины к родам, разработки диагностических методик и методов психологической подготовки обусловлена тем, что в настоящее время в женских консультациях и родильных домах вводятся должности психологов, однако пока нет необходимого диагностического и методического обеспечения их работы. В данной статье предлагается подход к этой проблеме с позиций психологической теории деятельности [3, 11], что, на наш взгляд, позволит выделить компоненты психологической готовности к родам и сформулировать задачи для разработки психодиагностических методик.
В медицине роды рассматриваются как «родовая деятельность», в первую очередь в аспекте физиологического состояния женщины, рефлекторных механизмов родов и т. п. С психологической точки зрения роды также можно рассматривать как опреде-
оригинальные исследования
149
ленный вид деятельности, направленный на удовлетворение потребности, имеющий последовательные этапы осуществления и регулируемый не только физиологическими, но и психическими механизмами. Для анализа готовности женщины к родам целесообразно воспользоваться имеющимися в психологии представлениями о «психологической готовности к деятельности». В психологическую готовность к деятельности входит: мотивация к осуществлению деятельности, ориентировочная основа деятельности, наличие средств осуществления деятельности. Все эти позиции могут быть использованы для психологической диагностики готовности к родам, на основании которой можно выделить мишени коррек-ционной, формирующей и терапевтической психологической работы. В первую очередь следует охарактеризовать содержание каждого из трех компонентов психологической готовности к родам.
Мотивационная готовность к родам состоит в адекватном представлении женщины о результате родов и осознанной направленности на его достижение. Объективно таким результатом является рождение здорового ребенка. Однако на практике тревоги и страхи, связанные с процессом родов, нередко стимулируют ориентацию на избегание неприятностей в родах, а в некоторых случаях фиксацию на самом процессе родов, а не на его результате. Имеющиеся исследования [7, 9, 14] показали, что на первом месте у нерожавших и не беременных женщин стоит страх боли в родах, а беременных больше пугает неизвестность, невозможность контролировать себя и ситуацию, некорректное поведение медицинского персонала. В последнее время появились представления о родах как о самостоятельной ценности для женщины: необходимый для ее женской идентичности опыт, возможность пережить необыкновенные чувства («сладостные» и даже «оргазмические» роды). В этих случаях мотивация с результата родов (рождение здорового ребенка и здоровье матери) переносится на процесс родов, в результате женщины больше озабочены своими ощущениями, не учитывая состояние ребенка и рекомендации персонала роддома. Нередко такое отношение становится причиной сопротивления необходимым медицинским вмешательствам. С другой стороны, женщины, имеющие эйфорический настрой на роды, оказываются совершенно не готовыми к реальным переживаниям в родах, что также ведет к нарушениям процесса родов. В исследовании Е. Ю. Левильен [10] при использовании методики психологической подготовки к переживанию боли в родах не смогли ей воспользоваться только женщины с эйфорическим отношением (им пришлось воспользоваться медикаментозным обезболиванием).
Ориентировочная основа деятельности состоит в адекватном представлении о процессе родов, своих ощущениях, действиях медицинского персонала и
взаимодействии с ним. В этом отношении также существует множество страхов и мифов. Представление о родах формируется у женщин под воздействием рассказов других рожавших женщин, сведений из СМИ, литературных источников и т. п. Эти сведения чаще всего оказываются искаженными, содержащими фиксации на наиболее неблагоприятных моментах. Известно, что отрицательная информация лучше запоминается, особенно если она совпадает с собственными страхами и тревогами. К сожалению, доступный материал на этой тему (особенно в Интернете) чрезвычайно редко содержит рассказы женщин о положительном опыте родов. Исключение составляют сайты о домашних родах, но наряду с информацией о благополучных родах в домашних условиях, на них представлены «убедительные» доказательства неблагоприятной ситуации в родильном доме. При этом реальных сведений о самом процессе родов с позиции роженицы, ее ощущениях и переживаниях, возможности конструктивного взаимодействия с медицинским персоналом почти нет. Все это искажает ориентировочную основу деятельности в родах для женщины, стимулирует развитие тревог и страхов, нередко конфликтной позиции по отношению к действиям медицинского персонала.
Средствами осуществления данной деятельности являются знания и навыки женщины по поведению в родах, способы дыхания и расслабления, позы во время схваток, поведение на потугах и в послеродовом периоде. Именно этому чаще всего посвящены курсы подготовки к родам. Однако обсуждение с женщинами этих вопросов в процессе консультирования и данные наших диагностических исследований показывают, что беременные не всегда правильно понимают предлагаемые рекомендации, периодически не могут достаточно эффективно использовать показанные им способы поведения. В данном случае целью диагностики является выявление представлений женщин об этапах родов, поведении персонала, возможностях и способах конструктивного взаимодействия с другими участниками родов. Особое значение имеет диагностика готовности супружеской пары к совместным родам: представления о роли каждого из них, освоение способов взаимодействия на каждом этапе родов, потребность женщины в помощи и поддержке и умение партнера их оказать.
Психологическая диагностика готовности к родам направлена на выявление содержания всех трех компонентов и определения мишеней психологической подготовки женщины к родам. Особенность такой психологической диагностики состоит в том, что для большинства из описанных выше характеристик не существует стандартизированных психологических методик, которые можно было бы предложить в форме анкет или опросников. Попытки использовать принятый в психологии вариант — выбор определенных высказываний или оценок — чаще всего
ведет к появлению социально желательных или выученных в процессе занятий по подготовке к родам ответов. Наиболее оптимальный вариант — это использование комплекта из прямых (опросники, анкеты) и проективных (рисуночные и графические) методик. Для практической психологической работы набор таких методик должен быть небольшой и интерпретация материалов этих методик должна быть достаточно быстрой и эвристичной. Особенно это важно при непосредственной консультативной работе с беременными женщинами. Нередко такую диагностику приходится проводить непосредственно перед родами, когда нет возможности длительной обработки результатов методик.
Еще одной особенностью диагностики психологической готовности к родам является то, что часть тревог и страхов, связанных с родами, женщина может не осознавать, или не связывать с предстоящими родами имеющиеся у нее переживания по поводу ребенка, своего будущего материнства, отношений с близкими. Поскольку основной целью родов является рождение ребенка и переход женщины в материнство, то и сам процесс, с психологической точки зрения, имеет смысл в ориентации на эту цель. Однако далеко не всегда факт беременности является реальным доказательством психологической готовности женщины к материнству. Женщины нередко испытывают много сомнений, тревог, неуверенности по поводу своего материнства, и это накладывает отпечаток на готовность к родам. Опыт нашей исследовательской и клинической работы показал, что психологическими причинами неготовности женщин к родам могут быть: искаженные представления женщины о процессе родов и своих состояниях в родах; неблагоприятный собственный опыт рождения; неблагоприятный жизненный опыт, связанный с родами близких женщин (матери, других родственниц, близких подруг и т. п.); неготовность к материнству (тревоги и страхи, связанные не с самим процессом родов, а с трудностями воспитания ребенка или другими неосознаваемым причинами). Поэтому в используемую нами диагностику психологической готовности к родам входят, помимо непосредственных представлений о своих будущих родах, данные о своем рождении, имеющиеся у женщины сведениях о родах вообще, а также общая готовность к материнству и принятию ребенка.
На протяжении четырех лет в медико-психологической клинике «Семья с плюсом» г. Москвы мы используем скрининговую психологическую диагностику готовности беременных женщин к родам. Беременным выдается для заполнения комплект методик, которые затем обрабатывает психолог. По результатам диагностики дается заключение для лечащего врача и ведущих курсов подготовки к родам. При необходимости психологом проводятся психологические консультации, на которых уточняются
результаты диагностики и осуществляется психологическая помощь. При индивидуальном консультировании по вопросам психологической готовности к родам часть методик проводится непосредственно на консультативном приеме (проективные методики), часть проводится в форме диагностической беседы. Таким образом, получаемые нами в диагностических методиках данные подтверждены результатами клинической работы лечащего врача и психологов с беременными. Рисуночные методики интерпретируются в соответствии с принятыми в психодиагностике правилами. Бланковые методики были разработаны и апробированы в предыдущих наших исследованиях [14, 15, 6].
В комплект методик входят информационный лист (общая инструкция о заполнении методик), два бланковых опросника, два рисунка и графический тест. Для рисунков и заполнения графического теста предлагаются простой карандаш и цветные карандаши. Заполнение всего комплекта занимает у беременной женщины 15-20 минут.
Один из опросников направлен на выявление субъективных представлений женщины о предстоящих родах. При его разработке мы сравнивали представления беременных женщин о родах с их реальными переживаниями в родах (обследование после родов), на основании чего были сформулированы вопросы данного опросника. Опросник содержит прямые закрытые вопросы (выбор из предлагаемых вариантов ответов) и открытые вопросы (ответ в свободной форме). Вопросы направлены на представления о процессе родов, своих переживаниях, предполагаемых трудностях, готовности к использованию навыков поведения в родах (полученных при подготовке к родам на курсах), желаемых и ожидаемых действиях персонала родильного дома, представлениях о целях и результатах процесса родов.
Второй опросник направлен на выявление готовности к послеродовому периоду. Он содержит закрытые вопросы о представлениях о своем самочувствии после родов, готовности к взаимодействию с ребенком и грудному вскармливанию, ожиданию отношения к себе близких и т. п. Этот опросник также разрабатывался на основе обследования готовности женщин к материнству до и после родов. Результаты опросника позволяют выявить проблемы, связанные с послеродовой адаптацией женщины к материнству, и сориентировать психолога на возможные косвенные причины неготовности беременной женщины к родам.
Проективный графический тест выявляет неосознаваемое отношение женщины к родам и его связь с другими аспектами материнства (принятие беременности, ребенка, готовность к материнской роли, отношения с партнером) [15]. В тесте используются геометрические фигуры разных форм (круг, квадрат, треугольник) и размеров, которые надо соотнести со словами (беременность, ребенок, роды и т. д.), а также
используются цветовые ассоциации. Использования женщиной для обозначения значимых слов определенных фигур, их размеров, предпочитаемые цвета фигур интерпретируются в соответствии с принятыми в психодиагностике правилами.
В диагностический комплект входят два рисунка: «Мои роды» и «Я и мой ребенок в первый месяц после родов». Рисуночные тесты позволяют психологу получить целостное представление о диагносцируемой проблеме непосредственно при анализе рисунка, не требуют отдельной обработки, однако подразумевают необходимую квалификацию психолога. Рисуночные тесты позволяют выявить неосознаваемые представления женщины о родах и своем материнстве в послеродовом периоде, откорректировать и уточнить данные опросников. В современной психодиагностике разработаны критерии и признаки интерпретации рисуночных тестов, позволяющие с большой долей вероятности определять психологические особенности испытуемого, причем часто гораздо точнее, чем это возможно при использовании вербальных методик, поскольку рисуночные методики практически полностью устраняют возможность получения социально желаемых ответов и защитных реакций.
В заключении следует отметить, что использование описанных методик диагностики психологической готовности женщины к родам предполагает специальное обучение психолога процедуре проведения обследования и интерпретации получаемых результатов. Помимо общих знаний и навыков по психологической диагностике, необходимы знания о психологии репродуктивной сферы (беременности, родов, послеродового периода), психологии материнства и ранних материнско-детских отношений. В этой области в последние годы разработаны критерии интерпретации и диагностические признаки прямых и проективных методик, которые имеют свою специфику по сравнению с таковыми в других областях психологии. Все это свидетельствует о необходимости специальной профессиональной подготовки психологов для работы с беременными женщинами и их семьями в период подготовки к родам и родительству.
Литература
1. Абрамченко В. В. Психосоматическое акушерство. — СПб., 2001. — 320 с.
2. Биосоциальная природа материнства и раннего детства / Батуев А. С. [и др.]; ред. Батуев А. С. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. — 374 с.
3. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 149 с.
■ Адреса авторов для переписки-
Филиппова Галина Григорьевна — доктор психологических наук, профессор, ректор НОУ «Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы». Москва, Зеленоградская ул., д.35, корпус 1. E-mail: [email protected].
4. Добрянская Р. Г., Залевский Г. В., Евтушенко И. Д. Особенности психологической подготовки к родам беременных женщин-«оптимистов» // Перинатальная психология и психология ро-дительства. — 2007. — № 2. — С. 77-85.
5. Захаров А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов // Перинатальная психология в родовспоможении: сб. мат. — СПб., 1997. — С. 54-57.
6. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности / Филиппова Г. Г. [и др.] // Журнал практического психолога. Тематический выпуск: перинатальная психология и психология родительства. — 2003. — № 4-5. — С. 64-83.
7. КоваленкоЕ. С. Страхи перед беременностью и родами у девушек юношеского возраста, не имевших репродуктивного опыта // Перинатальная психология и психология родительства. — 2009. — №4. — С. 64-70.
8. Коваленко Н. П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности и родов (медико-социальные проблемы): дис. ... д-ра психол. наук. — СПб., 2002.
9. Крюкова Т. Л., Гончарова С. А. Страх беременности и родов и совладание с ним у женщин // Перинатальная психология и психология родительства. — 2009. — № 4. — С. 70-75.
10. Левильен Е. Ю. Психологическая работа с болью в родах // Журнал практического психолога. Тематический выпуск: перинатальная психология и психология родительства. — 2003. — № 4-5. — С. 170-199.
11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 576 с.
12. Магилевская Е. В. Влияние типа психологического сопровождения беременных на их отношение к родам и родительству: дис. ... канд. психол. наук. — Ростов н/Д, 2003.
13. Парцалис Е. Эффективность партнерства в родах в связи с мотивацией супругов // Перинатальная психология и психология родительства. — 2009. — №4. — С. 91-93.
14. Филиппова Г. Г. «Психологическая формула родов»: ожидаемые и реальные переживания женщины в родах // Перинатальная психология и медицина: сб. мат. конф.— СПб., 2001. — С. 40-42.
15. Филиппова Г. Г., Румянцева О. А. Особенности восприятия женщинами ситуации беременности при благоприятном и неблагоприятном ее течении // Перинатальная психология и психология родительства. — 2006. — №2. — С. 94-115.
psychological diagnostics of readiness for childbirth
Filippova G. G.
■ Summary: Psychological diagnosis addressed women's willingness to give birth. Proposed approach to parental psychological theory of position and views of psychological preparedness. Describes components of psychological preparedness of women to give birth. Proposed techniques for psychological diagnosis all three components of the willingness of women to give birth.
■ Key words: childbirth; psychological readiness for childbirth; psychological diagnostics.
Filippova Galina Grigorievna — Doctor of Psychological Science, Professor, Rector Institute Perinatal Psychology and the reproductive sphere. Moscow, Zelenogradskaya st., 35, Block 1. E-mail: [email protected].