© Б. В. Лашманов ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ОТКЛОНЕНИЯ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН,
Воешю-медащшская академия: кафедра ВЕДУЩИЕ К РАЗВИТИЮ ПОСЛЕРОДОВЫХ
акушерства и гжекологии ^ ^ НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
им. А. Я. Крассовского, Санкт-Петербург
■ В статье представлен обзор литературы, касающийся эмоциональных и поведенческих отклонений у беременных женщин, которые могут вызвать развитие послеродовых невротических расстройств. Особое внимание уделяется психологической готовности женщины
к родам и материнству. Выявление эмоциональных и поведенческих отклонений и своевременная психологическая коррекция способствуют снижению послеродовых невротических расстройств, особенно в первом триместре беременности у женщин до 21 года.
■ Ключевые слова: эмоциональные отклонения; послеродовые невротические расстройства; психологическая неготовность к родам и материнству
Эмоциональный стресс во время беременности является серьезной психологической проблемой для женщины. При чрезмерной интенсивности, длительности и частой повторяемости стрессовых факторов происходит истощение адаптационных резервов организма, что может стать одной из причин развития послеродовых невротических расстройств. Одной из важных задач в проблеме развития стресса у беременных женщин является изучение психотравмирующих факторов, которые вызывают состояние внутреннего напряжения и дискомфорта. Влияние эмоционального стресса на течение беременности и родов, а также на состояние новорожденного изучены недостаточно. Необходимо дальнейшее изучение влияния различных психотравмирующих факторов на течение беременности и родов, а также на состояние матери и ребенка в послеродовом периоде. В современных условиях психологические и социальные проблемы семьи, ожидающей ребенка, демографический кризис в обществе могут выступать в качестве факторов, провоцирующих развитие невротических расстройств у женщины во время беременности. Это всегда сказывается на психологическом состоянии будущего ребенка. Беременность и роды для женщины являются временем значительных физиологических, психологических и социальных изменений. Молодые женщины, до 25 лет, как правило, стоят перед выбором, рожать ребенка или делать профессиональную карьеру. Очень часто у женщин в молодом возрасте этот внутриличностый конфликт является одной из причин развития невротических расстройств во время беременности. Для предупреждения развития этих состояний требуется тесное взаимодействие акушеров и психологов [1, 3-7, 25].
Беременные женщины часто испытывают тревогу из-за перестройки отношений с близкими родственниками. На данном этапе женщинам особенно необходима поддержка близких людей и квалифицированная помощь специалистов. Во второй половине беременности женщины часто испытывают страх перед предстоящими родами. Появляется неуверенность в себе как в будущей матери. На данном этапе необходимо проведение занятий, связанных с освоением женщиной роли матери и повышением чувства ответственности в течение родового процесса. Роды, прошедшие без осложнений, не всегда оказываются таковыми с психологической точки зрения. Если на протяжении беременности женщина в той или иной степени подвергалась воздействию стресса, то это может во многом изменить жизнь женщины, ее отношение к себе и ребенку после родов. Медицинские работники, сопровождающие женщину на протяжении всей беременности и родов, также оказывают влияние на ее психологическое состояние. В связи с этим медицинскому персоналу необходимо уметь взаимодействовать с беременными женщинами [7, 25].
Абрамченко В. В. исследовал социально-психологические характеристики беременных женщин, проживающих в семьях с различной степенью социальной защищенности. Объектом исследования стали две группы женщин. Первая группа 340 беременных, имеющих различные параметры социальной незащищенности, вторая группа контрольная — 1962 беременные женщины, не имеющие параметров социальной незащищенности. Результаты проведенного исследования показали, что 50 % беременных из первой группы осознанно планировали беременность. В контрольной группе 75,5 % беременных планировали беременность [2].
Одной из причин, обусловивших психологический дискомфорт женщин в период беременности, была тревога за будущего ребенка. Это беспокоило 50,5 % женщин в первой группе и 76,8 % в контрольной группе. Вторая основная причина — это материальное положение. В первой группе материальным положением были неудовлетворены 50,9 %, в контрольной группе — 42,3 %. Третья причина — неудовлетворительные условия проживания. В первой группе условиями проживания были неудовлетворены 27,7 %, в контрольной группе — 26,1 %. На то, что проблема взаимоотношений членов семьи была очень значимой во время беременности, указали 21,4 % женщин в первой группе и 33,5 % в контрольной группе. Ухудшением собственного здоровья в первой группе были обеспокоены 4,3 %, в контрольной группе — 11,6 %. Курили вне беременности 41,7 % опрошенных женщин в первой группе и 39 % в контрольной группе. На вопрос об эпизодическом употреблении спиртных напитков во время беременности положительно ответили 12,1 % беременных первой группы и 7,2 % беременных контрольной группы. В группе социально незащищенных женщин 11,7 % отметили негативное отношение к грудному вскармливанию и 4,5 % негативно отнеслись к совместному пребыванию матери и ребенка в палате. В контрольной группе эти цифры составили 3,4 и 1,1 % соответственно [2].
По результатам данного исследования был сделан вывод о том, что на психологическое состояние беременной женщины влияют ее взаимоотношения с мужем и другими близкими родственниками, состояние материального положения семьи и тревога за состояние здоровья будущего ребенка [2].
Для благоприятного течения беременности и для дальнейших нормальных взаимоотношений между матерью и ребенком также очень важным аспектом является психологическая готовность женщины стать матерью.
Проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из важнейших проблем современного общества. Данная проблема представляет интерес не только для медиков, но и для психологов. До последнего времени изучалась в основном медицинская сторона этой проблемы. Лишь в последние годы стали заниматься изучением психологических аспектов здоровья беременных. По мере появления психологических исследований в этой области возникла потребность во внедрении новых терминов. В качестве одного из них Н. П. Коваленко предложила термин «внутренняя картина беременности». Внутренняя картина беременности — это комплекс ощущений, переживаний и представлений женщины, связанных с формирующимся у нее образом беременности, на основе которого она строит свое поведение, направленное на адаптацию к своему состоянию [5].
Во время беременности у женщины формируется психологическая готовность стать матерью. В связи с этим Я-концепция беременной женщины претерпевает серьезные изменения. Задача психологов в этот период состоит в том, чтобы помочь женщине в формировании эффективной Я-концепции, где ее составляющие, такие как воля, чувства и мысли были бы скоординированы, сбалансированы и направлены на формирование позитивного мысленного, эмоционального и поведенческого аспектов в период формирования психологической готовности стать матерью. Роль матери занимает особое место в жизни женщины. В процессе формирования роли матери изменяются приоритеты ценностей, меняется представление о себе и окружающей жизни, меняются стереотипы поведения. Каждая женщина по-своему реализует эту роль. Многое зависит от традиций семьи, от стремлений и идеалов, приобретенных в процессе воспитания и обучения, а также от ее индивидуальных особенностей.
Для успешного выполнения роли матери необходимо постоянное развитие и самосовершенствование личности женщины и достижение индивидуальных особенностей, способностей, позволяющих сформировать соответствующий потенциал будущего ребенка. Самосовершенствование предполагает концентрацию психической и физической активности женщины для преодоления собственных недостатков, для поиска и реализации внутренних резервов [5].
Роль матери так или иначе зависит от разных функций, которые выполняет женщина и от состояний, в которых она может находиться. Для обеспечения правильного формирования роли матери у женщины должна быть сформирована
адекватная самооценка, также должен быть сформирован мотивационный компонент.
Материнская ответственность начинает зарождаться у женщины при первом шевелении плода. Однако далеко не все женщины в состоянии самостоятельно справиться с задачей, выработать в себе ответственность за своего будущего ребенка. Для того чтобы изменить эту ситуацию, необходимо профессиональное сопровождение молодой семьи в период ожидания и рождения ребенка [25].
В современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины к процессу родов существенным образом влияет на их успешность, субъективное переживание боли во время схваток, а также отражает ее общее отношение к беременности, к будущему ребенку и к своей новой роли матери. Именно отношение к ребенку и к своей роли матери обуславливает отношение к родам.
Существуют различные мнения по поводу того, какое отношение к родам принимать за «оптимальное». В литературе описываются различные варианты отношения к родам: «сладостные роды», «роды без боли», «роды как второе рождение женщины», «роды как путь самореализации», «роды как активный творческий процесс». Однако исследований, в которых были бы проанализированы настрой женщины на определенное переживание родов, ее отношение к родам и их связь с успешностью материнства, проведено мало. В то же время некоторые авторы считают, что наиболее оптимальным вариантом является отношение к родам, которое можно выразить формулой: «роды — творческая работа». Большинство специалистов, работающих с беременными, готовят женщину к родам как к конечной цели, а не к тому, что роды это хоть и очень важный, но все-таки начальный этап во взаимоотношениях матери и ребенка. В результате такой позиции не дифференцируется отношение женщины к самим родам, к ребенку и к себе как к матери в целом [1, 5].
В этом случае женщина настроена на длительную работу, готова к переживанию боли, осознает, что в родах необходима ее активность, однако главным считает не сам процесс, а его результат — рождение ребенка. Чаще всего такое переживание родов в целом соответствует предварительным ожиданиям женщины. Именно этот вариант отношения к родам соответствует адекватному стилю переживания беременности и высокому уровню эмоционального благополучия ребенка. В этих случаях риск развития серьезных осложнений значительно снижается.
Вариантами отрицательного отношения к родам считаются отклоняющиеся от адекватного стиля переживания беременности и материнского отношения к родам. Эти варианты могут быть выражены следующими формулами: «незаслуженное наказание» (при эйфорическом настрое на роды); «страшная кара за грехи» (при тревожном отношении к беременности, низкой самооценке); «роды как искупление вины» (при амбивалентном отношении к беременности и ребенку); «недостаточно суровое наказание» (характерно для женщин, отказывающихся от ребенка); «кошмар и позор, которые необходимо забыть» (при настрое на роды, как способ самореализации); «рядовое, малозначительное событие» (при игнорирующем отношении к беременности и к ребенку). В этих случаях чаще всего обнаруживается несоответствие ожиданий и реальных переживаний в родах. На практике, как правило, встречаются различные сочетания данных вариантов отношения женщины к родам. Тем не менее, тенденция к определенному виду всегда будет присутствовать. Задача психологов заключается в том, чтобы вовремя выявить ту или иную модель поведения женщины для определения правильного направления коррекционной работы [7].
На психический статус беременных большое влияние оказывают социально-психологические и индивидуально-психологические факторы. Изучение закономерных связей психических и соматических факторов в формировании тех или иных психологических состояний у беременных женщин является одной из главных задач психологов, работающих в этой области.
С целью оценки психосоматического статуса были обследованы 92 беременные с патологическим прелиминарным периодом. Из них 67 первородящие и 25 повторнородящие женщины. Возрастная группа женщин была от 18 до 38 лет. Женщины не имели бытовых и профессиональных вредностей. Экстрагенитальные заболевания были выявлены более чем у половины обследуемых женщин. Определялся уровень психоэмоционального напряжения в период третьего триместра беременности и непосредственно при развитии патологических прелиминарных схваток. Из наиболее часто встречающихся проявлений астеновегетативного характера отмечались раздражительность, апатия, плаксивость, тревога за предстоящие роды, нарушение сна, повышенная утомляемость, снижение памяти и внимания.
Таким образом, можно сделать вывод, что у пациенток с патологическим прелиминарным периодом изначально повышен уровень психоэмоционального напряжения и его коррекция является одним из путей снижения патологии в родах [7].
Рождение первого ребенка является кризисным периодом в семейной жизни для обоих супругов. Появление нового члена семьи влечет за собой перераспределение обязанностей, изменение личностных ориентаций и предпочтений. Острее воспринимаются материально-бытовые проблемы, чаще возникают конфликты между супругами и их родителями. Молодые родители часто бывают плохо подготовленными к рождению первенца: женщины не готовы принять на себя новую роль матери, а зачастую просто не умеют ухаживать за новорожденным, а отцы не в состоянии помогать своим женам и оказывать морально-психологическую поддержку. Как показывает практика беременные, ожидающие рождение первенца, в течение первого года после родов нуждаются в социально-психологической помощи [25].
В молодых семьях, где возраст женщины не превышает 25 лет, отмечается наибольшее число незапланированных беременностей. В возрасте до 25 лет происходит социальное утверждение молодых семей: получение образования, овладение профессией, поиск места работы. Девушки и молодые женщины стремятся завоевать устойчивое социально-экономическое положение, независимое положение (в том числе и от отца будущего ребенка) и лишь потом планируют рождение ребенка. Незапланированная беременность при отсутствии психологической готовности к материнству создает в большинстве случаев кризисную ситуацию [8].
Если беременность является основным поводом для вступления в брак или для совместного проживания, то в этом случае возникает целый ряд проблем: материальные, жилищные, бытовые, прекращение учебы, перспектива потери места работы. Также обостряются такие психологические проблемы, как неготовность молодых супругов к рождению ребенка и сложные взаимоотношения с родителями [10, 25].
После рождения ребенка появляются новые проблемы: вынужденное ограничение женщины семейными рамками, материальная зависимость женщины от родителей или от мужа, неопытность в уходе за ребенком, физическая усталость.
Возникшая при беременности гестационная доминанта вызывает не только физиологическую перестройку в организме матери, но и влияет на ее эмоциональное состояние. В результате беременные становятся более ранимыми, чувствительными к стрессовым воздействиям, у них легче развиваются невротические реакции. Особую проблему представляют ситуации, когда сама беременность становится психотравмирующим фактором [9].
Особенного внимания заслуживают беременные женщины в несовершеннолетнем возрасте.
Беременность в этот период связана с большим количеством стрессовых факторов психологического, социального и физиологического характера, нарушающих формирование гестационной доминанты и процесс адаптации. Беременность и роды у таких женщин в условиях их физиологической, психологической и социальной незрелости достаточно часто протекают с большим количеством осложнений и представляют значительный риск как для женщины, так и для ребенка. Поиск эффективных путей профилактики медицинских и психологических проблем у беременных женщин является актуальной задачей данных специалистов. Однако даже самое благополучное течение беременности и исход родов не решают всех проблем, поскольку несовершеннолетние беременные женщины имеют низкий уровень качества жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья. Желанная беременность тоже может сопровождаться рядом психологических проблем. В ряде случаев желание женщины забеременеть обусловлено стремлением исправить нарушенные межличностные взаимоотношения. Как правило, послеродовой период у таких женщин сопровождается тяжелым депрессивным состоянием и вспышками немотивированной агрессии на окружающих и даже иногда на своего ребенка. Безусловно, психологическая подготовка беременных женщин к родам является очень важным этапом, но проводимые с этой целью занятия должны учитывать индивидуальные особенности каждой женщины. Психологическая подготовка должна включать в себя не только групповые, но и индивидуальные занятия. Кроме того, зачастую требуется работать также с членами семьи беременной женщины. Несовершеннолетние женщины нуждаются в специальных занятиях по особому плану, поскольку их базовый уровень знаний по обсуждаемым вопросам находится еще на низком уровне. Помимо общей подготовки к родам, психоэмоциональное состояние юных беременных может потребовать психокоррекции и психотерапии (индивидуальной, групповой или семейной). Также существует проблема нежелания несовершеннолетних посещать занятия по подготовке беременных к родам. Это связано в основном с низким уровнем мотивации и с негативным психоэмоциональным состоянием несовершеннолетних беременных женщин [11, 25].
Однако не только подростки неохотно посещают занятия по подготовке беременных к родам и уходу за ребенком. В результате большинство молодых женщин оказываются неподготовленными к родам и не владеют элементарными навыками
ухода за ребенком. Существующая в настоящее время практика совместного пребывания матери и ребенка после родов при всех своих преимуществах не лишена недостатков. Женщины оказываются изолированными друг от друга и не имеют возможности обмениваться опытом друг с другом, а медицинский персонал в силу нехватки времени не в состоянии в полном объеме информировать всех родильниц о гигиеническом режиме, о поведении и правилах грудного вскармливания [11].
Из всех молодых женщин, которые проходили обследование по программе «Гармония материнства», 50 % молодых первобеременных женщин испытывали выраженную тревогу и страх в связи с предстоящими родами. 90 % беременных считают, что занятия по психопрофилактической подготовке к родам целесообразно проводить в родильном доме во время предродовой госпитализации. 95 % женщин выразили желание получить индивидуальную консультацию психолога. Основными принципами программы являются дифференцированный подход к ведению беременности и родов, психопрофилактическая подготовка женщины к родам и адаптация ее к роли матери с учетом ее индивидуальных особенностей, мотивации к деторождению, межличностных взаимоотношений и социально-экономических условий жизни семьи [25].
С наступлением беременности многие женщины отмечают изменения самочувствия, выражающиеся в раздражительности, плаксивости, повышенной утомляемости, изменении аппетита, тошноте, сонливости в течение дня. Также у беременных женщин часто появляются тревожные расстройства. Тревога является фундаментальным эмоциональным состоянием, присущим человеку в ситуации неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом. Тревожное состояние субъективно характеризуется ощущением внутреннего напряжения с активацией реакций вегетативной нервной системы [12].
Определенный уровень тревоги имеет моби-лизирующую функцию, при котором возникающее возбуждение необходимо для выполнения тех или иных задач. В данном случае представляют интерес прежде всего тревожные состояния у беременных, достигающие уровня психопатологических расстройств, имеющие связь с акушерской патологией и требующие срочной коррекции [13].
Для дифференцирования физиологической тревожной напряженности от тревожных расстройств невротического и психотического уровней можно рассмотреть несколько примеров, в которых описываются различные клинические проявления, характерные для каждого из этих
уровней. На физиологическом уровне чувство тревоги оценивается как внутренний дискомфорт, небольшое волнение, успешно подавляемое. В данном случае тревожное состояние возникает время от времени в субъективно значимых ситуациях. Целесообразная деятельность не нарушена.
В случае невротической тревожности во время беседы с беременной женщиной заметно, что она напряжена, насторожена, иногда вздрагивает, оглядывается. Речь несколько сбивчива, с запоминанием или излишней детализацией. Женщина высказывает мысли об опасности, неприятных событиях, ожидающих ее или семью в ближайшем будущем. Отмечается тремор рук, учащается пульс.
При тревожности психотического уровня отмечается резкое двигательное возбуждение, может быть беспорядочное метание, стремление убежать от ситуации. Иногда, наоборот, возникает «общая скованность» или полная обездвиженность (крайний вариант), зрачки расширены, кожные покровы бледные, холодный пот.
В последние десятилетия было выполнено немало работ по изучению уровня тревоги у беременных. Наиболее высокий уровень тревожности отмечается в первом и в третьем триместрах беременности и в послеродовом периоде. Повышение уровня тревожности в первом триместре связано с изменениями самочувствия в рамках астенического состояния в начале беременности (тошнота, рвота, нарушения сна и аппетита). К факторам, влияющим на повышение уровня тревожности в третьем триместре, относится эмоциональное негативное переживание будущих матерей в связи с субъективным ощущением внешней привлекательности, изменением формы тела, страхом перед родами, опасениями за исход беременности. Установлено, что независимо от срока беременности, наиболее интенсивное стрессовое воздействие оказывают тревожные опасения за здоровье ребенка, исход беременности в связи с наличием акушерских осложнений, семейные конфликты, и материально-бытовое неблагополучие [14, 15, 17].
Послеродовый период является временем повышенного риска развития невротических нарушений, в первую очередь, эмоциональных. Появление тревоги наряду с другими невротическими симптомами (депрессии, истерии, неврастении, расстройства ночного сна) формирует клиническую картину неврозов, невротических реакций, психопатии, психосоматических расстройств.
Одним из часто встречающихся нарушений в период беременности являются депрессии. Они различаются по степени выраженности. К невро-
тическому уровню относят реактивные депрессии и депрессивный невроз.
Симптомы невротической депрессии (печаль, расстройства сна, снижение аппетита, подавленность, усталость, раздражительность) проходят быстро. В данном случае эти симптомы вызваны отрицательными жизненными событиями, не носят стойкий длительный характер. Если депрессивные симптомы сильно выражены, длительны и глубоко переживаемы и возникли без видимых причин, то это свидетельствует о депрессии психотического уровня. Невротические депрессии проявляются такими симптомами, как частые смены настроения с тенденцией к снижению к вечеру. Часто снижение настроения сочетается с тревогой, с затруднениями засыпания, сон, как правило, поверхностный. Также отмечаются трудности при сосредоточении внимания, чувство усталости [15, 17, 19].
К наиболее часто встречающимся причинам развития невротических депрессий на ранних сроках беременности относятся супружеские и внутриличностные конфликты, связанные с сомнениями относительно целесообразности сохранения беременности, тяжелые утраты, выкидыши. На более поздних сроках беременности первостепенное психотравмирующее значение приобретают преждевременные роды и внутриутробная гибель плода.
Среди психологических факторов развития послеродовых невротических депрессий наибольшее значение имеют первые роды, предменструальный синдром в анамнезе, личностные особенности женщин, отделение ребенка от матери.
Высокая частота невротических расстройств среди первородящих женщин объясняется следующими причинами. Рождение первого ребенка несет огромные перемены в жизни женщины, связанные с целым рядом проблем: ограничением личной свободы ради ухода за ребенком, впервые полученный опыт родовых болей, тревога и ответственность за жизнь новорожденного, кормление, недосыпание. Большинство женщин нуждаются в повышенном внимании и поддержке для адаптации к своей новой роли матери.
Невротические депрессии в послеродовом периоде встречаются у 15-20 % рожениц, длятся в среднем 3-4 недели, и лишь у 5 % женщин отмечаются расстройства настроения длительностью до года. В отличие от депрессий дородового периода в клинической картине невротических депрессий послеродового периода наиболее часто встречаются переживания женщинами собственной ущербности, беспомощности, невозможности справиться с уходом за ребенком, а также опасения о его здоровье, ипохондрические идеи.
Суицидные мысли не отмечаются. Депрессивное состояние матерей неблагоприятно влияет на их взаимоотношения с младенцами. Женщины с депрессивными расстройствами по сравнению со здоровыми женщинами чаще испытывают противоречие или негативные чувства к детям, что затрудняет их общение, не позволяет матерям адекватно воспринимать новорожденных. Безусловно, женщины с послеродовыми невротическими депрессиями нуждаются в психологической помощи. Только здоровая мать может обеспечить чувство безопасности и доверия ребенка к окружающему миру [20].
Послеродовая депрессия чаще всего возникает у женщин с такими личностными чертами, как повышенная тревожность, ранее перенесенная послеродовая депрессия, а также у женщин, у которых в анамнезе имеются самопроизвольные аборты. Семейные дисгармоничные взаимоотношения являются одним из важных факторов, способствующих формированию послеродовых невротических депрессий. Чаще всего женщины жалуются на отсутствие сочувствия со стороны мужа, который «не разделяет ее заботы и проблемы»: «Он не понимает, как мне трудно. Он мне не помогает». Женщины чувствуют себя одинокими, беспомощными, лишенными поддержки. В ряде случаев внутриличностный конфликт может быть причиной семейной неудовлетворенности женщины. Разрешение этого конфликта требует психологической коррекции с участием всей семьи. Среди причин развития послеродовых невротических депрессий также большое значение имеют неблагоприятные социально-экономические условия. Причиной развития послеродовой депрессии у пациенток может стать бессознательное отвержение женской роли или амбивалентное отношение к материнству. Такое отношение возникает в результате воспитания без матери (например, из-за смерти матери, когда девушка еще не достигает подросткового возраста) или воспитание доминирующей, авторитарной, эмоционально холодной матерью.
Целью психокоррекции является помощь пациенткам в осознании своих внутриличностных проблем и их разрешении. В случае невозможности изменения психотравмирующей ситуации проводимое психокоррекционное воздействие позволяет женщинам изменить свое отношение к стрессорному фактору.
Сталкиваясь с психологическими проблемами, акушер, особенно начинающий, как правило, чувствует себя недостаточно подготовленным. Однако зачастую врач имеет больше возможностей психологического воздействия на пациентку, чем он использует [28].
Первым этапом в работе с беременной является правильно построенная беседа, которая устанавливает с нею доверительные отношения. Предоставляя женщине время для изложения ее жалоб, переживаний или истории болезни, нужно создать атмосферу для формирования контакта на основе сочувствия, сопереживания и заинтересованности. Следует учитывать, что женщины, даже догадываясь о психогенных причинах своего состояния, могут не высказывать их вслух. Часто они полагают, что врачи интересуются только гинекологическими причинами или считают психологические проблемы признаками слабости. Возможным опасением пациенток может быть страх, что врач не воспринимает жалобы на душевное состояние всерьез: «Доктор скажет, что все мои проблемы идут от моей головы». Все же в большинстве случаев пациентки не склонны связывать наличие акушерской патологии с психологическими факторами [18, 21-23].
Необходимо обращать внимание на мотивации деторождения. Для лечащего врача «сверхценное» желание беременной иметь ребенка («во что бы то ни стало») с настаиванием на медицинских вмешательствах может быть указанием на наличие внутриличностного конфликта. В этих случаях деторождение, как правило, мотивировано не столько желанием реализовать материнское чувство, сколько потребностью исправить нарушенные отношения личности. Такая невротическая заинтересованность в сохранении беременности может сама по себе являться причиной угрозы прерывания беременности или способствовать ей наряду с другими факторами [16, 27].
В случае акушерских осложнений желательно рассказать пациентке о причинах, лечении и прогнозе данной патологии. Разъяснение, данное врачом, снижает уровень тревоги и эмоциональную напряженность, уменьшает масштаб переживаний пациентки, делает отношение женщины к патологии беременности более гармоничным, препятствует «уходу в болезнь». Такая беседа может привести к изменению поведенческих и эмоциональных реакций [24, 26].
Заключение
Беременные женщины нуждаются в квалифицированной помощи не только акушеров, но и психологов. Роль психологов должна заключаться в формировании психологической готовности беременной к родам. Не менее важно помогать женщине в формировании психологической готовности стать матерью. Особенно это касается первородящих женщин моложе 21 года. Заслуживают внимания также женщины, которые в прошлом имели негативный опыт беременности (выкидыш, внематочная беременность, аборт), а также жен-
щины, у которых предыдущие роды проходили с осложнениями. Эти категории женщин нуждаются в психологической помощи на протяжении всей беременности, а также в течение первого года после родов для предотвращения развития послеродовых невротических расстройств (депрессии, агрессии, тревожных состояний). В центрах планирования семьи очень важно оказывать психологическую помощь не только самой женщине, но и ее ближайшим родственникам, что позволит существенно повысить ее эффективность.
Литература
1. АбрамченкоВ. В. О психологической готовности женщины к родам / Абрамченко В. В. // Абрамченко В. В. Готовность организма к родам / Абрамченко В. В. — Л., 1976. — С. 32-35.
2. Абрамченко В. В. Психологическая, социальная и материальная поддержка беременности и родов / Абрамченко В. В., Кабаев Р. С., Чикобаева Ф. Д., Месхи Н. Т., Ма-медова С. К. // Репродуктивное здоровье общества: сб. науч. тр. членов Российской ассоциации перинатальной психологии и медицины. — СПб., 2006. — С. 106-108.
3. Абрамченко В. В. Психосоматическое акушерство / Абрамченко В. В. — СПб.: Сотис, 2001.
4. Абрамченко В. В. Клиническая перинатология / Абрамченко В. В., Шабалов Н. П. — Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. — 424 с.
5. Айламазян Э. К. Акушерство / Айламазян Э. К. — СПб., 2003. — 494 с.
6. Айламазян Э. К. Неотложная помощь в акушерской практике / Айламазян Э. К. — СПб., 2003. — 320 с.
7. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие / Ананьев В. А. — СПб., 1998. — 148 с.
8. Ариас Ф. Беременность и роды высокого риска: пер. с англ. / Ариас Ф. — М.: Медицина, 1989. — 656 с.
9. Архангельский А. Е. Патология нервной системы и беременность: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — СПб.: ВМедА, 1999. — 46 с.
10. Архангельский А. Е. Психопатология беременности, родов и послеродового периода / Архангельский А. Е. — СПб., 2007. — 80 с.
11. Брехман Г. И. Психологические особенности женщин, прерывающих беременность / Брехман Г. И., Лапочки-на Н. П. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация: материалы Российской конференции. — СПб., Иваново, 2000. — С. 17-20.
12. Брутман В. И. Влияние семейных факторов на формирование девинтного поведения матери / Брутман В. И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. // Психол. журнал. — 2000. — Т. 21, № 2. — С. 79-87.
13. Волков А. Е. Психологические типы отношения к беременности: материалы Всероссийской конф. / Волков А. Е. — Иваново, 2001. — С. 127-129.
14. ГармашеваН. Л. Критические периоды развития центральной нервной системы в раннем онтогенезе / Гармаше-
ва Н. Л. // Архив анат., гистол., эмбриол. — 1988. — № 6. — С. 9-15.
15. Данилов С. А. Психологические особенности женщин с угрозой прерывания беременности / Данилов С. А. // Матер. конф. «Экология земли — экология лона — экология земли». — Иваново, 1998. — С. 50-52.
16. Изучение сознания при родах / Спивак Л. И., Вист-ранд К., Абрамченко В. В. [и др.] // Патология нервной системы у женщин репродуктивного возраста: сб. науч. трудов / ред. А. С. Деев. — Рязань, 1993. — С. 76-78.
17. Каплун И. Б. Психическая травма при беременности / Каплун И. Б. // Актуальные вопросы патологии репродуктивной функции: сб. материалов научно-практической конференции. — СПб., 2006. — С 29-47.
18. Коваленко Н. П. В добрый путь к успешным родам / Коваленко Н. П. — СПб.: ИПТП, 2005. — С. 107-112.
19. Коваленко Н. П. Психологический практикум / Коваленко Н. П. — СПб.: ИПТП, 2005. — С. 8-15.
20. Коваленко Н. П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов / Коваленко Н. П. — СПб.: СПбГУ, 2001. — С. 99-107.
21. Коваленко Н. П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов: перинатальная психология, медико-социальные проблемы / Коваленко Н. П. — СПб., 2001.
22. Коган И. Ю. Оценка функционального состояния плода при беременности и в родах / Коган И. Ю., Полянин А. А.,
Павлова Н. Г. // Ж. акуш. и жен. болезн. — 2003. — Т. I_II,
Вып. 2. — С. 110-115.
23. Пророкова В. К. Клиническая характеристика психозов в раннем послеродовом периоде // Пророкова В. К., Мясникова Г. П., Архангельский А. Е. // Акуш. и гин. — 1980. — № 7. — С. 40-41.
24. Прохоров В. Н. Психоэмоциональное состояние женщин при физиологической и осложненной беременности /
Прохоров В. Н., Абрамченко В. В. // Перинатальная психология и медицина: сб. материалов конференции по перинатальной психологии. — СПб., 2001. — С. 176-178.
25. Психика и роды / ред. Айламазян Э. К. — СПб.: Яблочко СО, 1996 — 120 с.
26. Рыжков В. Д. Профилактика и лечение неврологических расстройств у женщин до и в период беременности / Рыжков В. Д. — СПб.: Знание, 1995. — 32 с.
27. СмоленкоЛ. Ф. К вопросу о послеродовых психозах / Смо-ленко Л. Ф. // Журн. невропатол. и психиатр. — 1974. — Т. 74, № 7. — С. 1025-1029.
28. Skoblo G. V. One depression for two / Skoblo G. V.Baz L. L. // Maternity. — 2000. — Vol. 3/5. — P. 86-88.
Статья представлена О. Н. Аржановой НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отта РАМН,
Санкт-Петербург
EMOTIONAL DEVIATIONS IN PREGNANT WOMEN LEADING TO POST-PARTUM DISORDERS
Lashmanov B. V.
■ Summary: This article review current literature regarding emotional and behavioral deviations in pregnant women which may lead to development of past-partum neurotic disorders. Special attention is paid to the psychological readiness of pregnant woman to the labor and to the maternity. Detection of emotional and behavioral deviations and it is timely psychological correction may aid in reducing of post-partum neurotic disorders, especially in first-bearing women before 21 years old.
■ Key words: emotional deviations; post-partum neurotic disorders; psychological unreadiness to labor and to maternity