М. Ф. Гуторова
Психологическая диагностика детей четвертого - пятого года жизни
Уже более 10 лет наш детский сад работает по программе «Развитие». Основной диагностический комплекс, который использует педагог-психолог, обусловлен выбранной образовательной программой. Опыт показывает, что представленные авторами программы диагностические методики адекватны возрасту детей -они легко ими принимаются и являются прогностичными при оценке развития.
ГЛ| Гуторова Мария Федоровна - педагог-психолог центра развития Ш ребенка - детского сада № 1777 (г. Москва).
Традиционно выделяют три сферы диагностики: познавательную, эмоционально-личностную и социальную. Однако проведение диагностического обследования детей четвертого года жизни представляет определенные сложности, поскольку большинство психических функций еще не сформировано, и их количественное исследование сильно затруднено. Для диагностики познавательной сферы авторы программы «Развитие» рекомендуют следующие методики: «Коробка форм», «Мисочки», «Пирамидка», «Разрезные картинки», «Конструирование по образ-цу»1. Поскольку этот возраст сензитивен для развития восприятия, то и методики направлены на изучение представлений детей
0 внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве), а также действий восприятия, которые доступны ребенку. Результаты данных методик представляются в виде уровней развития восприятия - высокого, среднего или низкого.
При проведении диагностики составляется протокол, в котором указываются используемые методики и сложности, с которыми столкнулся ребенок, выполняя задания. Составление психолого-педагогической характеристики ребенка четвертого года жизни включает в себя следующие показатели:
• понимание и развитие речи (вывод делается на основании понимания ребенком инструкции);
1 С методиками можно ознакомиться в книге: Психолог в дошкольномучреждении / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. -М., 2002.
• восприятие формы, цвета, величины и пространственных отношений (вывод делается по результатам выполнения заданий);
• способ выполнения задания (указывается тема деятельности, внимательность ребенка);
• эмоциональное состояние ребенка (указывается эмоциональный фон выполнения ребенком заданий, необходима ли ребенку поддержка при выполнении заданий);
• приводятся рекомендации.
В рекомендациях психолог должен указать, на какие аспекты умственного развития педагогу и родителям необходимо обратить внимание. Например, если дошкольник слабо разбирается в цветах, то постараться в повседневной жизни в игровой форме заняться решением этой проблемы. Мальчики часто увлекаются автомобилями, поэтому родителям несложно спросить у ребенка, какого цвета проезжающая мимо машина. Точно так же можно развивать и другие действия и единицы восприятия (восприятие величины, формы, ориентацию в пространстве).
При проведении диагностики умственного развития ребенка пятого года жизни можно использовать следующие методики: «Включение в ряд», «Разрезные картинки», «Рыбка», «Дорисовывание фигур». Первые две методики направлены на изучение развития восприятия. Методика «Рыбка» ориентирована на диагностику наглядно-образного мышления, а методика «Дорисовывание фигур» - на развитие воображения.
Важно заметить, что методика «Дорисовывание фигур» (О. Н. Дьяченко) может анализироваться как в групповом, так
и в индивидуальном варианте. Обратимся ко второму случаю. Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. В качестве материала используется один комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка определенной формы (поэтому для проведения методики необходимо перерисовать каждую из фигур комплекта на середину сложенного пополам стандартного листа). Перед обследованием психолог говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какая ты захочешь». Карточки с изображением фигур предъявляются по одной. Важно, чтобы ребенок давал название своим рисункам - это позволяет экспериментатору более точно оценить предъявленный графический образ и избежать недопонимания.
Для оценки уровня выполнения задания каждого ребенка подсчитывается количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и засчитывается только одно изображение. Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения (максимальное его значение, соответственно, составляет 10 изображений).
Вторым показателем является разработанность изображения, то есть степень его детализации. В норме каждое изображение ребенка 5 лет должно состоять из 2-3 элементов (например, круг превращается в снеговика, у которого есть туловище, голова и руки).
Третьим показателем является оригинальность изображения, которая оценивается в случае индивидуального проведения диагностики по действиям воображения, которые применяет ребенок для построения образа. Наиболее простым действием является действие
опредмечивания - когда исходный элемент берется за основу при построении образа (например, круг превращается в солнце, аквариум, спасательный круг и т. д.). Вторым действием является действие включения, когда исходная фигура, наоборот, играет роль несущественного компонента в сложном изображении (например, когда круг становится горошиной на платье девочки или люком, из которого вылезает какой-либо персонаж). Хорошим уровнем развития оригинальности воображения считается наличие двух-трех образов, созданных на основе действия включения (вне зависимости от возраста испытуемого)2.
Также целесообразным для диагностики умственной сферы детей пятого года жизни представляется использование методики «Десять слов», направленной на изучение кратковременной памяти. Эта методика предназначена для изучения произвольной непосредственной памяти. Методика организована следующим образом: испытуемому называют 10 односложных и двусложных слов, между которыми отсутствует очевидная смысловая связь. Обычно используются следующие слова: дом, лес, кот, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. Ребенка просят воспроизвести эти 10 слов в произвольном порядке. Затем психолог фиксирует на бланке названные ребенком слова (как те, которые входили в первоначальный список, так и те, которые добавил сам испытуемый). Для облегчения процедуры регистрации ответа перед началом проведения методики все слова нумеруются, и рисуется табличка, в которой ставятся отметки. Лишние слова выписываются на нижней части листа. Если дошкольник с первого раза не смог назвать все слова, то процедура повторяется (до 5 раз), причем каждый раз весь список зачитывается заново, и испытуемый должен воспроизвести все десять слов, даже если он называл их в предыдущей серии.
По результатам проведения диагностики строится кривая запоминания, где по оси абсцисс отмечается номер серии, а по оси ординат - количество воспроизведенных испытуемым слов. Очевидно, что кривая запоминания при хорошем состоянии памяти идет вверх. Для детей пятого года жизни достижение уровня в 7 слов считается хорошим результатом. Если же ребенок сначала называет много слов, а затем с каждым разом все меньше
2 Подробнее см. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М., 2008.
и меньше, то в этом случае мы не можем говорить об ограниченном объеме памяти, поскольку здесь выступает на передний план второй процесс, диагностировать который позволяет эта методика - речь идет о внимании. Описанная нами ситуация указывает на высокую степень истощаемости внимания.
Кривая запоминания также может носить пилообразный характер, что говорит о слабой устойчивости внимания. Если ребенок воспроизводит одно и то же количество слов в разных сериях или вместо названных слов употребляет другие слова, это может свидетельствовать о наличии органических дисфункций мозга.
Соответственно, при составлении психолого-педагогической характеристики на ребенка пятого года жизни используются следующие показатели:
• Понимание и развитие речи.
• Восприятие величины и пространственных отношений.
• Наглядно-образное мышление.
• Память.
• Воображение.
• Способ выполнения задания.
• Эмоциональное состояние ребенка.
• Рекомендации.
Для диагностики социальной и эмоционально-личностной сферы начиная с пятого года жизни можно использовать целый ряд широко известных проективных методик: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Три желания» и др. В нашем детском саду для определения эмоционального благополучия детей используется следующая методика, предложенная Т. С. Воробьевой.
Для проведения диагностики необходимы три полоски бумаги (сложенные гармошкой) и восемь цветных карандашей. На первом этапе составляется список группы детей и режимных моментов жизни детского сада для диагностики (в который последним пунктом входит актуальное состояние ребенка). Методика может проводиться индивидуально или в группе детей 4-5 лет.
Ребенку предлагается на первой полоске попробовать каждый карандаш. После этого психолог дает вторую полоску бумаги и инструктирует: «Представь, что сейчас ты пришел в детский сад, ты раздеваешься, вешаешь свои вещи в шкафчик и проходишь в группу. Какое у тебя при этом настроение? Какого оно цвета? Никому не говори, открой глаза, возьми карандаш наиболее подходящего цвета и нарисуй
круг... Теперь загни полоску, ее никто не должен видеть, ведь это секрет, надо его спрятать». Далее процедура повторяется в отношении других режимных моментов и актуального состояния ребенка.
Третья полоска используются для того, чтобы понять наиболее предпочитаемые ребенком цвета: «Найди карандаш, который нравится тебе по цвету больше всех. Нарисуй им квадрат. Отложи карандаш в сторону. Теперь из оставшихся семи карандашей найди самый красивый» и т. д. На этом проведение методики закончено, и психолог приступает к обработке результатов.
На третьей полоске под каждым квадратом расставляются порядковые номера от 1 до 8 слева направо. Затем соответствующие номера цветов переносятся на вторую полоску. При этом считается, что номера 1-3 говорят об эмоциональном благополучии; 4-6 - об эмоционально нейтральном состоянии; 7-8 -о проявлении эмоционального неблагополучия. В случае если актуальное состояние ребенка было обозначено цветами, получившими в порядке предпочтения номера 7-8, следует повторно провести методику, поскольку ее результаты могли быть обусловлены, например, плохим самочувствием ребенка.
В результате после обследования психолог получает общую картину эмоционального благополучия детей, представленную в виде следующей таблицы:
а о
IX е
л ^ о .0 н т
^ ш С т я
I ш ю ш о. о X © л V о ^ ни X о. с
X X о. а Завтрак Занятия Прогулк Обед Сон Игра ля ао < о Неблаго цвета
Необходимо отметить эмоционально неблагополучных детей (которые имеют три и более обозначенных режимных момента цветами, получившими номера 7-8 в порядке предпочтения). При этом нужно указать, в какие режимные моменты отмечается эмоциональное неблагополучие у группы в целом и у конкретных детей в частности. Обычно эта информация может быть основанием для продуктивной беседы с педагогом группы. Например, если группа не испытывает эмоционального благопо-
лучия во время занятии, но демонстрирует его в ходе игры, то, возможно, это говорит о том, что педагог недостаточно использует игровую деятельность в ходе образовательного процесса.
В заключение заметим, что одним из основных методов работы психолога выступа-
ет метод наблюдения. Он особенно актуален для диагностики развития детей четвертого и пятого года жизни. На его основе совместно с педагогами заполняется карта психического развития, отражающая динамику становления личности ребенка. ■
Индивидуальная карта развития ребенка, посещающего «Центр развития ребенка - детский сад № 1777 ЦОУ МКО
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ: Фамилия и имя ребенка: Дата рождения:_
Домашний адрес и телефон:
Адаптационный период в ДУ:
1. Эмоциональное состояние ребенка в ДУ:
1 -я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа П одготовительная группа
«С» спокойствие «В» приподнятое настроение «Н» напряженность (нервозность) «П» плаксивость «А» агрессивность
2. Физическое развитие:
1 -я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
ГРУППА ЗДОРОВЬЯ
Координация движений
Бег
Прыжки
Метание
Лазанье
Физическая выносливость
Физическая активность (норм., повыш., замедл.)
3. Игровая деятельность:
1 -я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Предпочитает: - сюжетно-ролевые игры (с/р); - подвижные игры (подв.); - строительные игры (ст.); - театрализованные игры (т.).
В играх с детьми: - быстро включается; - берет ведущие роли; - держится в стороне; - играет один.
Соблюдение правил в игре
Взаимоотношения с другими детьми
4. Речевое развитие и общение:
1 -я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Охотно ли ребенок говорит?
Часто ли задает вопросы?
Умение вести простую беседу
Описание предметов
Сравнение предметов
Рассказывание по картине
Пересказ
Творческий рассказ
Чтение стихов
Выразительность, образность речи
Звуковая культура речи
Фонематическое восприятие
5. Познавательное развитие:
1 -я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Способность понимать словесную конструкцию
Концентрация внимания, устойчивость внимания
Освоение сенсорных эталонов: цвет, форма, величина, пространственное восприятие
Наглядно-образное мышление
Логическое мышление
Познавательный интерес
6. Социальное развитие и поведение:
1 -я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Общение со взрослыми
Общение с детьми
Доброжелательность, сочувствие
Понятие справедливости
Понятие честности
Настойчивость в преодолении трудностей
Каков ребенок в целом: - тихий (т); - шумный (ш); - активный (а); - пассивный (п).
В общении с детьми: - верховодит (в); - подчиняется (п); - замкнут (з); - пытается перехватить инициативу (и).
Отношение к другим детям: - нормальное (н); - боязливое (б); - уверенное (у); - агрессивное (а).; - доброжелательное (д).
Понимание опасности
Понимание боли и огорчения других людей
Проявление терпения
7. Тонкие физические движения:
1 -я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Координация глаз и рук при рисовании
Координация глаз и рук при лепке
Работа с ножницами
Аппликативное выкладывание
Постройка из строительного материала
Конструирование из мелких деталей
8. Самостоятельность и независимость:
1 -я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Прием пищи
Одевание
Пользование туалетом, КГН
Желание помогать взрослым и сверстникам
Выполнение поручений
Организаторские способности
Навыки организованности
Общая динамика развития ребенка:
1 -я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
1. Физическое развитие
2. Игровая деятельность
3. Речевое развитие и общение
4. Познавательное развитие
5. Социальное развитие и поведение
6. Развитие мелкой моторики
7. Развитие навыков самостоятельности
8. Эмоциональное состояние ребенка в ДУ «С» «В» «Н» «П» «А»
Условные обозначения: ^^ навык сформирован
^^ частично сформирован навык не сформирован