Список литературы
1. Абрамченко В.В. Перинатальная психология: теория, методология, опыт/В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко// СПб.:СПбГУ, 2001.-348с.
2. Карпенко А.А. Особенности психоэмоционального состояния женщин в период беременности/А.А. Карпенко, Л.С. Немых//Прикладные информационные аспекты медицины.-Воронеж:ВГМА им. Н.Н.Бурденко, 2014.-Вып.17, №1.-С.68-71.
3. Карпенко А.А. Особенности эмоциональных переживаний матерей маловесных детей/А.А. Карпенко// Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи: материалы 5 Междунар. науч.-практ. конф., т.1.-Краснодар, 2014.-С.39-41.
4. Луковцева З.В. Специфика эмоционально-коммуникативного развития недоношенного младенца и его привязанность к матери/З.В. Луковцева//Проблемы младенчества:нейропсихолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция от-клонений:материалы науч.-практ.конф./Институт коррекционной педагогики РАО.-М.:Полиграф сервис, 1999.-С.23-24.
5. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец:психологическое взаимодействие/Р.Ж. Мухамедрахимов.-СПб.:СПбГУ, 2003.-288с.
6. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе/Г.Г. Филиппова//Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва, т.2, вып.3. -М., 1996.-С.133.
7. Яцык Г.В. Выхаживание и ранняя реабилитация детей/Г.В. Яцык, Е.П. Бомбардирова, О.В. Тресорукова//Лечащий врач.-2007.-№7.-С.45-49.
Об авторе
Карпенко А.А. - медицинский психолог БУЗ ВО ВОКБ №1, соискатель кафедры коррекционной психологии и педагогики Воронежского государственного педагогического университета, [email protected]
УДК 159.8
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Е.В. Кузнецова, Т.А. Павлова
В статье рассмотрено понятие психологической безопасности личности. Определены основные компоненты и критерии психологической безопасности личности подростков. Исследованы результаты диагностики старших подростков в различных типах учебных заведений, проведен анализ критериев психологической безопасности по эмоциональному компоненту личности.
Ключевые слова: психологическая безопасность личности, критерии психологической безопасности личности, эмоциональная сфера, старший подростковый возраст.
С каждым годом в стране и мире увеличивается количество кризисных, экстремальных ситуаций, которые затрагивают каждого человека. Растет число людей с психологическими проблемами, деструктивным поведением, алкогольной и наркотической зависимостью. В связи с этим безопасность личности человека становится одной из актуальных проблем психологической науки.
В 1995 году С.К. Рощин и В.А. Соснин вводят термин «психологическая безопасность», как «состояние общественного сознания, в котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан сегодня и дает им основания уверенности в будущем»[8].
В психологии появляется отдельное направление психология безопасности личности, которое изучает закономерности специфических психологических воздействий на личность и способы их адекватного отражения с целью сохранения целостности и стабильности конкретного человека.
В любые времена самой уязвимой категорией граждан являются дети и подростки, особенно дети-сироты, воспитанники интернатных учреждений, которые менее защищены, чаще подвержены различным видам насилия и имеют более слабое психическое здоровье.
Снижение уровня безопасности во всех социальных институтах, где находится ребенок, обусловило актуальность проблемы безопасности личности в педагогической психологии [2].
Психологическую безопасность личности в образовательной среде исследовали И.А. Баева, И.О. Воля, О.И. Ерёмина, О.Н. Истратова Т.И. Колесникова, Л.Д. Лебедева Н.А. Лызь, С.Ю. Малеева, С.Т. Посохова, О.В.Сучкова Е.Н. Чеснокова.
Психологическая безопасность личности трактуется учеными в зависимости от различных социально-психологических интерпретаций личности. Согласно им психологическая безопасность личности рассматривается как процесс, как свойство личности и как состояние.
Согласно концепциям Л.С. Выготского, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна психологическую безопасность можно рассматривать как процесс, возникающий при взаимодействии человека с социальной средой, который может меняться в зависимости от условий социальной среды и окружения.
В тоже время психологическая безопасность личности непосредственно связана с психическими свойствами и с психологическим здоровьем личности, она характеризуется защищенностью личности от деструктивных воздействий и внутренним ресурсом, противостоящим деструктивным воздействиям. В этом случае психологическая безопасность рассматривается как свойство личности [4].
Наиболее актуальным является подход к психологической безопасности как психическому состоянию личности, характеризующемуся переживанием личностью своей защищенности, умением правильно реагировать на возникающую опасность (И.А. Баева, П.И. Беляева). Человек, не имеющий психологической защищенности, способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, не обладающий внутренним ресурсом сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиямтеряет возможность для своего эффективного функционирования [2].
Таким образом, психологическая безопасность личности зависит от внешней среды, большое влияние здесь оказывает институт семьи, социальные институты, ближайшее окружение человека, и от личностных качеств человека, проявляющихся в виде переживаний своей защищенности и незащищенности.
Психологи по разному трактуют структуру психологической безопасности.
Н.А. Лызь выделяет следующие критерии психологической безопасности, неразрывно связанные друг с другом.
Первая группа касается физического здоровья человека и подразумевает отсутствие заболеваний, травм и увечий.
Вторая группа критериев безопасности объединяет характеристики, относящиеся к психическому уровню человека, и зависит от сформированности защитных механизмов личности.
Третья группа критериев относится к личностному уровню человека: уверенностью в будущем, защищенностью интересов, идеалов и ценностей, с которыми субъект отождествляет свою жизнь[6].
О.Ю. Зотова рассматривает структуру психологической безопасности личности как совокупность следующих компонентов: когнитивного, поведенческого, смыслового, коммуникативного, мотивационно-потребностного, ценностного, мотивационно-оценочного [5].
И.А. Баева определяет структуру психологической безопасности во взаимосвязи основных компонентов психических явлений: когнитивного, эмоционального и поведенческого [2].
Опираясь на труды психологов выделим следующие критерии психологической безопасности личности детей-сирот.
Когнитивный компонент психологической безопасности личности отражает готовность личности к обеспечению безопасности, включает в себя знания об источниках опасности и способности им противостоять, способы выхода из сложных жизненных ситуаций, стремление к самопознанию, самореализации и самоактуализации. Психологическая безопасность во многом определяется уровнем гармоничного развития личности: самооценкой личности, четко выраженной Я-концепцией. От этих параметров зависит удовлетворенность человека настоящим, уверенность в будущем, духовно-нравственные ценности, развитый уровень самосознания. Важную роль здесь играет формирование мотивационной сферы личности, которая формирует систему духовно-нравственных ценностей, определяет направленность личности, стремление ее к определенным целям, обуславливает ее интересы, стремления, черты [3].
Ввиду особого характера психического развития детей-сирот, ограниченности познания о мире, жизненного опыта, неблагоприятных условий развития и воспитания, их интеллектуальное развитие зачастую заключается в ослаблении или несформированности, недостаточном развитии познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления, низкой эрудиции. Недостаточное интеллектуальное развитие и ограниченный жизненный опыт подростков-сирот обуславливает снижение критичности, чрезмерную доверчивость, тревожность, склонность к риску, что относит их к группе риска в контексте психологической безопасности.
В этих условиях особую значимость приобретают мотивы долга, самоопределения, самосовершенствования, благополучия, престижности, избегания неприятностей и их устойчивость. Данные мотивы выступают условием успешного планирования и осуществления оградительных мер для самообеспечения психологической безопасности воспитанников.
Педагогам и психологам необходимо уделять особое внимание ознакомлению подростков с понятиями психологической безопасности, формированию способности осознанно действовать, самостоятельно принимать решения, рационально использовать свои умственные способности.
Эмоционально-волевой компонент психологической безопасности характеризуется эмоциональным отношением к опасным ситуациям, эмоциональной устойчивостью к негативным внутренним и внешним воздействиям, эмоциональным переживаниям детей-сирот по поводу межличностного общения.
На любую опасную ситуацию человек реагирует определенным эмоциональным откликом, что является определяющим при выборе способов защиты. Воспитание в условиях интерната, наличие психических деприваций, отягощенная наследственность оказывают влияние на развитие эмоциональной сферы подростков. Низкая способность к саморегуляции поведения, утрата базового доверия к миру и неопределенность отношения самому себе являются факторами риска психологической безопасности. Эмоциональные переживания с преобладанием отрицательно окрашенных эмоций, высокий или, напротив, низкий уровень тревожности, агрессивность, низкая эмоциональная культура определяютпсихологический дискомфорт и являются последствиями нарушения психологической безопасности личности.
Задача педагогов и психологов: научить подростка контролировать собственные эмоциональные переживания и использовать конструктивные стратегии поведения в опасных ситуациях.
Поведенческий компонент структуры психологической безопасности отражает способность осуществлять оградительные меры для обеспечения психологической безопасности, характеризуется социально-ориентированной направленностью поведения, владением навыками межличностного взаимодействия, умением выстаивать безопасные стратегии защитного поведения.
Здесь кроме индивидуальных особенностей личности воспитанников интерната большое значение имеет фактор среды. Неэффективная педагогическая тактика, высокий уровень психических травм, опыт нахождения в экстремальных ситуациях оказывает негативное влияние на личность подростка, формирует высокий уровень виктимного поведения, обуславливает отсутствие социально-психологической компетенции.
Важной задачей психологов является помощь в формировании правильных механизмов психологической защиты личности ребенка, выработке правильного алгоритма поведения, помогающего противостоять угрозам окружающего мира, стрессам конфликтам, трудным жизненным ситуациям.
Все компоненты и критерии психологической безопасности личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Нами проведено экспериментальное исследование подростков, учащихся различных типов учебных учреждения: учащиеся 9, 10 класса общеобразовательных школ Брянска - 63 человека, учреждений среднего специального образования-22 человека, учащиеся 9, 10 классов школы - интернат - 33 человека,
Для исследования был выбран эмоциональный компонент структуры психологической безопасности личности по критериям: агрессивность, тревожность, склонность к депрессии. Исследование проводилось по следующим методикам: Опросник детской депрессии (M.Kovacs CDI), Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, Методика Баса-Дарки для диагностики агрессивности.
Таблица 1.
Опросник детской депрессии (M.Kovacs CDI)
^^^ Группы Уровни " Воспитанники интерната, % Школьники , % Студенты колледжа, %
Высокий (группа риска) 12,5 9,5 4,5
Выше среднего 15 19 13,5
Средний 60 55,5 59
Низкий 12,5 16 23
Из данных таблицы 1 мы видим, что процентная группа высокого риска с выраженными симптомами депрессии оказалось самой большой среди подростков из интерната (12,5%), показатели выше среднего уровня тоже высоки (15%) . У них же наблюдаются крайне высокие результаты. На втором месте по группе риска - дети из общеобразовательной школы (9,5%) , хотя и у них выявлен большой процент (19%) показателей выше среднего. Наиболее благополучная ситуация у студентов колледжа: 4,5 % и 13,5% соответственно.
Таблица 2.
Опросник детской депрессии (M.Kovacs CDI)
----^^^^ Группы Средний балл Воспитанники интерната Школьники Студенты колледжа
Негативное настроение 52 50 45
Межличностные проблемы 57 60 52
Неэффективность 53 49 49
Ангедония 47,5 42 39
Негативная самооценка 52 52 47
Общий показатель депрессии 53 51 46,5
У всех обследованных испытуемых выявлены межличностные проблемы, у воспитанников интерната и школьников - повышенные показатели (табл. 2). Общий показатель депрессии в средних баллах в пределах нормы у всех обследуемых групп, у воспитанников интерната наблюдается более высокий средний результат. У них же наблюдаются отдельные высокие показатели.
Таблица 3.
Опросник Басса-Дарки Сравнение уровня агрессивности и враждебности , в баллах
Группы Средний Воспитанники интерната Школьники Студенты колледжа
Физическая агрессия 5 4 4
Вербальная агрессия 8 4 6
Косвенная агрессия 4 3 4
Негативизм 2 3,5 4
Раздражение 4 3 6
Подозрительность 7 3 5
Обида 6 3 3
Индекс агрессивности 17 11 12
Индекс враждебности 13 6 8
По результатам анализа диагностики агрессивности (табл. 3) индексы агрессивности по всем обследуемым группам относятся к среднему результату, хотя наиболее высокий индекс агрессивности наблюдается у подростков из интерната. Самые низкие показатели у учащихся общеобразовательной школы. У воспитанников интерната выявлен высокий показатель индекса враждебности, повышены показатели по шкалам вербальной агрессии, подозрительности и обиды. У школьников и студентов - показатели в пределах нормы.
Таблица 4
_Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина_
'—■—Группы Средний балл ' '—■—___ Воспитанники интерната Школьники Студенты колледжа
Реактивная тревожность 38 35 22,4
Личностная тревожность 43,5 40 39
Из таблицы 4 мы видим, что средние показатели тревожности у всех обследуемых групп - в пределах нормы, наиболее высокие - у воспитанников интерната, наиболее низкие - у студентов колледжа.
Личностная тревожность у всех групп выше, чем реактивная. Это свидетельствует о том, что в период обследования подростки находились в благоприятной психологической обстановке. Низкий показатель реактивной тревожности у студентов колледжа может свидетельствовать о низкой мотивации и отсутствии чувства ответственности.
В тоже время средний результат тревожности воспитанников интерната складывается из-за наличия высоких и низких показателей, в то время, как у школьников превалируют средние значения.
Показатели низкой тревожности у воспитанников интерната могут свидетельствовать о вытеснение личности высокой тревоги, повышенные показатели личностной тревоги говорят о восприятии подростками окружающего мира как угрожающего, о наличии невротических конфликтов.
Также можно отметить, что у подростков-воспитанников интерната с девиантным поведением, особенно у мальчиков, показатели уровня депрессивности, тревожности и агрессивности ниже из-за неспособности правильно оценивать свое эмоциональное состояние и из-за проявления защитных механизмов. В тоже время у более благополучных школьниковиз-за большей способности к самоанализу и критическому мышлению показатели получились довольно высокие. Поэтому применение диагностических опросников позволяет лишь ориентировочно выделить группу риска.
Рисунок 1
Диаграммы уровней личностной и реактивной тревожности Уровни личностной Уровни реактивной
тревожности
тревожности
50
13
52
I:
Низкии
Средний
бьгсокмм
W
I Низкий I Средний Высокий
Таким образом, психологическая безопасность личности детей-сирот характеризуется переживанием ими своей защищенности, умением правильно реагировать на возникающую опасность. Проведенное исследование позволяет сделать выводы об относительно благоприятной психологической атмосфере, отсутствии сильно выраженных угроз для психологической безопасности личности исследуемых групп учащихся. Почти все критерии психологической безопасности по эмоциональному компоненту в исследованных группах находятся в пределах средних значений. В тоже время у подростков -воспитанников интерната относительно школьников и студентов колледжа показатели эмоциональной неустойчивости выше. Присутствуют проблемы в межличностном общении, высокий уровень вербальной и физической агрессии, подозрительности и обиды, повышенный уровень личностной тревоги.
Педагоги и психологи должны обратить внимание на выявленные нарушения в эмоциональной сфере подростков -воспитанников интерната, которые являются последствиями нарушения психологической безопасности, и в дальнейшем могут привести к дезадаптации личности.
The article considers the concept of psychological safety of the person. Allocated the main components and criteria of psychological safety of the person of teenagers.Investigated the results of diagnostics of the senior teenagers in various types of educational institutions, made an analysis psychological safety criteria on the emotional component of personality.
Keywords: psychological security of the person, the criteria for psychological security ofpersonality, emotional sphere, older adolescents.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012, - № 4
3.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. [Текст] / Л.И. Божович. - Под ред. Д. И. Фель-дштейна. - 2-е изд., стер. - М.: Ин-т практ. Психологии, 1997. - 352 с. - (Психологи Отечества).стр. 22
4. Донцов А.И. Психология безопасности: учебное пособие для академического бакалавриата/ А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. - М: Издательство Юрайт, 2015-276 с.
5.Зотова О.Ю. Концептуальные представления о социально-психологической безопасности личности// Ученые записки Российского государственного социального университета - 2010.-№11
6. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход/ Лызь Н.А. // Педагогика. 2006. - № 4
7. Матяш Н.В., Володина Ю.А., Сидорина М.С. Деинституционализация детей-сирот в открытом социокультурном пространстве. - М. «Педобщество России», 2012. - 256с.
8. Рощин С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин // Российский монитор. 1995. - № 6. - С. 133-145.
Об авторах
Кузнецова Е.В. - аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Павлова Т.А. - кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
УДК 159.9
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВОЕННЫХ ОДНОГО ГОДА СЛУЖБЫ
М.В. Кулакова, Е.Н. Власова
Представлены результаты анализа исследования влияния методов психокоррекции на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих срочной службы. Результаты исследования показывают, что компоненты адаптационного потенциала личности военных краткосрочной службы подвижны и способны изменяться под воздействием методов психокоррекции, при этом психокоррекционные методы оказывают благоприятное воздействие на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих: к завершению срочной службы солдатам становится легче адаптироваться к новым условиям деятельности, входить в новый коллектив и быстро вырабатывать стратегию своего поведения, становится выше поведенческая регуляция и психическая устойчивость. Ключевые слова: военные срочной службы, психокоррекционные методы, адаптационный потенциал личности.