Рисунок 1
Диаграммы уровней личностной и реактивной тревожности Уровни личностной Уровни реактивной
тревожности
тревожности
50
13
52
I:
Низкии
Средний
бьгсокмм
W
I Низкий I Средний Высокий
Таким образом, психологическая безопасность личности детей-сирот характеризуется переживанием ими своей защищенности, умением правильно реагировать на возникающую опасность. Проведенное исследование позволяет сделать выводы об относительно благоприятной психологической атмосфере, отсутствии сильно выраженных угроз для психологической безопасности личности исследуемых групп учащихся. Почти все критерии психологической безопасности по эмоциональному компоненту в исследованных группах находятся в пределах средних значений. В тоже время у подростков -воспитанников интерната относительно школьников и студентов колледжа показатели эмоциональной неустойчивости выше. Присутствуют проблемы в межличностном общении, высокий уровень вербальной и физической агрессии, подозрительности и обиды, повышенный уровень личностной тревоги.
Педагоги и психологи должны обратить внимание на выявленные нарушения в эмоциональной сфере подростков -воспитанников интерната, которые являются последствиями нарушения психологической безопасности, и в дальнейшем могут привести к дезадаптации личности.
The article considers the concept of psychological safety of the person. Allocated the main components and criteria of psychological safety of the person of teenagers.Investigated the results of diagnostics of the senior teenagers in various types of educational institutions, made an analysis psychological safety criteria on the emotional component of personality.
Keywords: psychological security of the person, the criteria for psychological security ofpersonality, emotional sphere, older adolescents.
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012, - № 4
3.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. [Текст] / Л.И. Божович. - Под ред. Д. И. Фель-дштейна. - 2-е изд., стер. - М.: Ин-т практ. Психологии, 1997. - 352 с. - (Психологи Отечества).стр. 22
4. Донцов А.И. Психология безопасности: учебное пособие для академического бакалавриата/ А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова, Е.Б. Перелыгина. - М: Издательство Юрайт, 2015-276 с.
5.Зотова О.Ю. Концептуальные представления о социально-психологической безопасности личности// Ученые записки Российского государственного социального университета - 2010.-№11
6. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход/ Лызь Н.А. // Педагогика. 2006. - № 4
7. Матяш Н.В., Володина Ю.А., Сидорина М.С. Деинституционализация детей-сирот в открытом социокультурном пространстве. - М. «Педобщество России», 2012. - 256с.
8. Рощин С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин // Российский монитор. 1995. - № 6. - С. 133-145.
Об авторах
Кузнецова Е.В. - аспирант кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
Павлова Т.А. - кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и профессиональной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.
УДК 159.9
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ВОЕННЫХ ОДНОГО ГОДА СЛУЖБЫ
М.В. Кулакова, Е.Н. Власова
Представлены результаты анализа исследования влияния методов психокоррекции на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих срочной службы. Результаты исследования показывают, что компоненты адаптационного потенциала личности военных краткосрочной службы подвижны и способны изменяться под воздействием методов психокоррекции, при этом психокоррекционные методы оказывают благоприятное воздействие на компоненты адаптационного потенциала военнослужащих: к завершению срочной службы солдатам становится легче адаптироваться к новым условиям деятельности, входить в новый коллектив и быстро вырабатывать стратегию своего поведения, становится выше поведенческая регуляция и психическая устойчивость. Ключевые слова: военные срочной службы, психокоррекционные методы, адаптационный потенциал личности.
В сложившихся социально-экономических условиях страны постоянно подвергаются реформированию различные сферы человеческой деятельности - здравоохранение, образование, наука и т.д. В этой связи перед специалистами соответствующих направлений возникает ряд проблем, которые требуют скорейшего разрешения. Не составляют исключение и государственные организации РФ, в том числе Вооруженные силы, где проведен ряд мероприятий по реформированию, одним из которых выступает сокращение срока службы до 1 года, вследствие чего военнослужащие по призыву, за более короткое время, должны усвоить прежний объем боевой подготовки. Это условие отрицательно сказывается на процессе адаптации солдат срочной службы.
Бесспорным является факт, что адаптация это процесс с определенными стадиями (Селье Г., 1936; Казначеев В.П., 1980; Лебедев В.И., 1989; Медведев В.И., 1998; Маруняк С.В., 2005 и др.), и адаптация военнослужащих рядового состава не уникальна в этом отношении и проходит ряд этапов:
- начальный (дестабилизация) - 3-5 месяцев службы в армии.
- становление адаптации - до 12 месяцев военной службы.
- завершение адаптации - до 18 месяцев службы
- стадия устойчивой адаптации - до конца службы [8].
Данные стадии относятся к солдатам рядового состава двух лет службы. Ситмбетов Д.А. [8] в исследовании функционального состояния организма и заболеваемости солдат срочной службы указал, что военнослужащие достигали стабильного уровня за 9,3+-0,3 месяца. Относительно солдат одного года службы такой точной стадийности не выявлено и стадия дестабилизации затягивается до 9 месяцев службы [8].
Психология уделяет достаточно большое количество внимания процессу адаптации военнослужащих (Попов А.В., 1996; Соловьев И.В.,1999; Бабич А.В., 2003; Белозерова Н.Н., 2005; Хан В.В., 2006; Тузова О.Н., 2006; Фомин А.Ф., 2007; Дорфман Ю.Р., 2008; Романов К.В., 2009; Кислицына А.С., 2010; Ситмбетов Д.А., 2011; Корытков В.А., 2013 и др.), при этом исследуются различные уровни адаптации: психический (переживания), физиологический (соматические и вегетативные механизмы) и поведенческий (мотивированное поведение) [4].
Именно о психологической адаптации личности, как о научном аспекте, позволяет говорить то обстоятельство, что психическая адаптация, являясь естественно природным процессом, исследуется представителями различных научных отраслей и вследствие этого формируются концепции различного профиля, которые пытаются раскрыть и пояснить сущность психической адаптации человека [6].
Современные авторы рассматривают условия срочной службы, в пределах военных частей как экстремальные (Пепе-лева В.В., 2001) или как трудную жизненную ситуацию (Кислицина А.С., 2010) основываясь на том, что к психологической устойчивости военнослужащих предъявляются повышенные требования и на личность солдата воздействуют определенные стресс-факторы (беззащитность; ограничение свободы; напряженная деятельность; дискомфортные условия учебы и проживания и т.д.) [3]. Данные обстоятельства требуют от военнослужащих мобилизации сил организма, как физических, так и психических. Кроме того, для успешного прохождения всех этапов психологической адаптации необходима актуализация адаптационного потенциала личности, который является психологической характеристикой процесса адаптации в целом (богомолов) и представляет собой взаимосвязанные психологические свойства личности [2]: нервно-психическую устойчивость, моральную нормативность, коммуникативные способности личности, самооценку, различные формы агрессии [3;9] и т.д.
Известно, что преодоление трудностей процесса психологической адаптации военных краткосрочной службы возможно путем некоторого вмешательства в условия жизнедеятельности различными способами [7], например, с помощью применения психокоррекционных методов, а так же путем направленного формирования у военнослужащих личностных свойств, в том числе - и адаптационного потенциала, которые, безусловно, способствуют процессу психологической адаптации, т.е. ведут к состоянию адаптированности. Это подтверждает и мнение Богомолова А.М. [1] о том, что адаптационные навыки динамичны, способны развиваться в условиях различных жизненных ситуаций. Стоит отметить, что в научных источниках не достаточно полно освещена проблема исследования и оптимизации процесса психологической адаптации военных, проходящих краткосрочную службу по призыву в течение года. В статье представлены результаты исследования данной проблемы.
Сведения были получены в процессе изучения компонентов адаптационного потенциала военных краткосрочной службы до и после применения психокоррекционной программы.
В исследовании рассматривались следующие предположения:
1. Компоненты адаптационного потенциала личности военнослужащих подвижны и способны изменяться под воздействием условий срочной службы.
2. К завершению краткосрочной службы у военных, подвергшихся воздействию психокоррекционных методов на начальном этапе службы, повышаются такие компоненты адаптационного потенциала, как нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность и т.д., способствующие достижению состояния адаптированности.
3. К завершению краткосрочной службы у военных, подвергшихся воздействию психокоррекционных методов на начальном этапе службы, снижаются такие компоненты адаптационного потенциала, как подозрительность, негативизм, обида, раздражение, различные виды агрессии и т.д., препятствующие достижению состояния адаптированности.
В практическом исследовании участвовали 50 респондентов - группа военнослужащих, проходящих краткосрочную службу в течение года, имеющих полное среднее, среднеспециальное или среднетехническое образование; не зарегистрированные в официальном браке и не имеющие детей. Средний возраст испытуемых составил 22,6 года. Исследование осуществлялось на базе войсковой части г.Абакана, Республики Хакасия.
Важная сторона работы с военнослужащими срочной службы по проблеме исследования и оптимизации процесса психологической адаптации - психологическая диагностика, т.е. в данном случае получение информации об актуальном состоянии адаптационного потенциала солдат. Для достижения данной цели был использован следующий пакет психодиагностических методов:
- многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) Маклакова А.Г. и Чермянина С.В., предназначенный для оценки адаптивных способностей личности [5].
- опросник состояния агрессии Басса А. - Дарки А., направленный на изучение свойств личности, характеризующихся наличием деструктивных тенденций.
- опросник Бойко В.В., направленный на определение деструктивных установок в межличностных отношениях.
- тест Лири Т., направленный на изучение особенностей межличностных отношений, степень адаптированности поведения человека в группе. Позволяет использовать полученные результаты для психологической коррекции.
Опрос проводился на начальном этапе службы (первый месяц службы) и на завершающем этапе службы (одиннадцатый месяц службы, после проведения комплекса психокоррекционных мероприятий) в форме групповой беседы с последующим заполнением бланков.
При проведении комплекса мероприятий с целью оптимизации процесса психологической адаптации военнослужащих срочной службы посредством методов психокоррекции были соблюдены основные профессионально-этические принципы: добровольности, конфиденциальности, безоценочного отношения.
В процессе эмпирического исследования в группе военнослужащих краткосрочной службы проводилась работа по апробации психокоррекционной программы, ориентированной на развитие компонентов адаптационного потенциала, необходимых для достижения состояния адаптированности к условиям краткосрочной военной службы в пределах воинской части. Принимая к сведению жесткий режим краткосрочной военной службы, данный этап проводился в течение полутора месяцев (май-июнь 2011 года) 1 раз в неделю (всего 10 часов). Ожидаемый результат применения разработанной программы - оптимизация процесса психологической адаптации военных краткосрочной службы в течение года, посредством развития компонентов адаптационного потенциала, перечисленных ранее и выступающих качествами, необходимыми для успешной адаптации в условиях краткосрочной военной службы.
В психокоррекционную программу по оптимизации процесса психологической адаптации военнослужащих по призыву были включены следующие групповые психокоррекционные методы:
1. Групповая дискуссия - основным элементом данного метода является обсуждение истории жизни членов группы, конкретной темы и взаимодействия между участниками группы. Следовательно можно выделить три базисных направления группового обсуждения: биографическое, тематическое и интеракционное.
2. Психогимнастика - метод, относящийся к невербальным способам психокоррекции. В котором участники пытаются выразить свои эмоции, переживания и состояния с помощью мимики, пантомимики и жестов. Двигательная экспрессия выступает основным способом общения в группе. Такой вид психогимнастики ориентирован на умение устанавливать контакты, снижение эмоционального напряжения и т.д.
3. Психодрама - групповой метод, в процессе которого с целью изменения и изучения эмоционального состояния членов группы используется ролевая импровизация, т.е. стихийное выражение тех чувств и эмоций которые затрагивают наиболее актуальную проблематику участников группы [7].
4. Музыкотерапия - древнейший прием оптимизации состояния человека. Эмпирическим путем было доказано, что при прослушивании музыки улучшается функционирование различных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой и т.д.). Вероятно, музыкальные воздействия помогают отсрочить (или даже предотвратить) накопление негативных эмоций, возникающих часто как реакция на трудную ситуацию или на длительную монотонную работу.
5. Проективный рисунок - метод психокоррекции, направленный на получение дополнительных представлений о проблемах участников группы, способствующий выявлению и осознанию трудновербализуемых переживаний.
С целью анализа эмпирических данных и проверки гипотезы использовался критерий достоверности различий (t-критерий Стьюдента). Статистическая обработка полученного материала и последующие расчеты проводились в рамках программы SPSS (версия 20.0).
В ходе эмпирического исследования процесса психологической адаптации военнослужащих, проходящих срочную службу в течение года, были проанализированы двадцать пять компонентов личностного адаптационного потенциала и выявлены статистически значимые различия в некоторых из них до и после применения психокоррекционной программы.
Так, к завершению срочной военной службы, по результатам многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) Маклакова А.Г. и Чермянина С.В., было обнаружено статистически значимое повышение следующих компонентов адаптационного потенциала: «адаптивные способности» (значимость 2-стороння составила 0,021 (уровень значимости p < 0,05*) для величины экспериментального значения t = - 2,377, что превышает величину критического значения для t; знак «-» величины экспериментального значения свидетельствует о повышении данного параметра к завершению службы) и «нервно-психическая устойчивость» (значимость 2-стороння составила 0,005 (уровень значимости p < 0,01**) для величины экспериментального значения t = - 2,918, что превышает величину критического значения для t; знак «-» величины экспериментального значения свидетельствует о повышении данного параметра к завершению службы) (см. табл.1).
Таблица 1.
Различия показателей компонентов адаптационного потенциала военных краткосрочной службы на начальном
и завершающем этапах службы («Адаптивность» (МЛО-АМ) Маклакова А.Г. и Чермянина С.В.)
Компоненты адаптационного потенциала Средние значения Значимость (2-сторонняя) Величина экспери ментального значения (t)
Военнослужащие на начальном этапе службы Военнослужащие на завершающем этапе службы
Адаптивные способности 2,9400 1 3,9600 1 0,021* -2,377
Нервно-психическая устойчивость 3,9800 2 5,3800 2 0,005** -2,918
Коммуникативные способности 4,3400 4,7800 0,096 -1,699
Моральная нормативность 4,3800 4,8200 0,141 -1,495
'p < 0,05*; 2p < 0,01**;
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что военнослужащим, подвергшимся воздействию психокоррекционных методов, к завершению срочной службы становится легче адаптироваться к новым условиям деятельности, входить в новый коллектив и быстро вырабатывать стратегию своего поведения. А так же у данных испытуемых становится выше поведенческая регуляция и психическая устойчивость.
Исследование компонентов адаптационного потенциала с помощью опросника состояния агрессии Басса А. - Дарки А. показало снижение у военных к завершению срочной службы всех видов агрессии, а так же раздражения, негативизма,
обиды, подозрительности, но при этом наблюдается некоторое повышение показателя «чувство вины». Достоверно значимые различия обнаружены по показателям «физическая агрессия» (значимость 2-стороння составила 0,042 (уровень значимости р < 0,05*) для величины экспериментального значения t = 2,092, что превышает величину критического значения для ^ знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы) и «раздражение» (значимость 2-стороння составила 0,046 (уровень значимости р < 0,05*) для величины экспериментального значения t = 2,047, что превышает величину критического значения для ^ знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы) (см. табл.2).
Таблица 2.
Различия показателей компонентов адаптационного потенциала военных краткосрочной службы на начальном и _завершающем этапах службы (Опросник состояния агрессии Басса А. - Дарки А.)_
Компоненты адаптационного потенциала Средние значения Значимость (2-сторон-няя) Величина экспериментального значения
Военнослужащие на начальном этапе службы Военнослужащие на завершающем этапе службы
Физическая агрессия 5,8000' 5,0800! 0,042* 2,092
Косвенная агрессия 4,4600 3,8400 0,092 1,716
Раздражение 5,06002 3,98002 0,046* 2,047
Негативизм 2,6800 2,4200 0,350 0,945
Обида 3,2800 2,8200 0,194 1,318
Подозрительность 5,7400 5,4200 0,390 0,868
Вербальная агрессия 7,1400 7,0600 0,880 0,152
Чувство вины 5,2200 5,4200 0,630 -0,485
'р < 0,05*; 2р < 0,05*;
Следовательно, к завершению срочной службы солдаты рядового состава менее склонны применять физическую силу против другого лица, а так же вспыльчивость и грубость, т.е. проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении. Подобные результаты могут свидетельствовать о положительном влиянии психокоррекционных методов на формирование компонентов адаптационного потенциала военных срочной службы, а, следовательно, и на процесс адаптации данной категории лиц.
Данные, полученные с помощью опросника определения деструктивных установок в межличностных отношениях Бойко В.В., показали, что к завершению службы у военных, подвергшихся влиянию психокоррекционной программы, становится статистически ниже такой показатель, как «негативный личный опыт общения с окружающими». (Значимость 2-стороння составила 0,019 (уровень значимости р < 0,05*) для величины экспериментального значения t = 2,425, что превышает величину критического значения для ^ знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы) (см. табл.3).
Таблица 3.
Различия показателей компонентов адаптационного потенциала военных краткосрочной службы на начальном и завер-
шающем этапах службы (Опросник определения деструктивных установок в межличностных отношениях Бойко В.В.)
Компоненты адаптационного потенциала Средние значения Значимость (2-сторонняя) Величина экспери ментального значения
Военнослужащие на начальном этапе службы Военнослужащие на завершающем этапе службы
Завуалированная жестокость в отношении к людям, 14,8000 15,3200 0,520 -0,648
Открытая жестокость в отношении к людям 22,5600 26,2000 0,260 -1,925
Обоснованный негативизм в суждениях о людях 2,5000 2,7800 0,257 -1,147
Склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношения с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью 10,9200 9,3400 0,161 1,422
Негативный личный опыт общения с окружающими 5,4400* 4Д4001 0,019 2,425
'р < 0,05*;
Это говорит о том, что представители данной группы военных, к завершению службы менее склонны считать, что им не повезло на ближайший круг партнеров по совместной деятельности.
Так же, для определения влияния психокоррекционных методов на личностный адаптационный потенциал были проанализированы особенности межличностных отношений в исследуемой группе военнослужащих (тест Лири Т.). Результаты показали, что на начальном этапе срочной службы военные отличаются статистически более высокими показателями в таких типах отношения к окружающим, как «авторитарный» (значимость 2-стороння составила 0,007 (уровень значимости р < 0,01**) для величины экспериментального значения t = 2,828, что превышает величину критического значения для ^ знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы), «эгоистичный» (значимость 2-стороння составила 0,005 (уровень значимости р < 0,01**) для величины экспериментального значения t = 2,910, что превышает величину критического значения для ^ знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы), «агрессивный» (значимость 2-стороння составила 0,000 (уровень значимости р < 0,01**) для величины экспериментального значения t = 3,804, что превышает величину критического значения для ^ знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы), «подозрительный» (значимость 2-стороння составила 0,000 (уровень значимости р < 0,01**) для величины экспериментального значения t = 3,984, что превышает величину критического значения для ^ знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы), «подчиняемый» (значимость 2-стороння составила 0,009 (уровень значимости р < 0,01**) для величины экспериментального значения t = 2,726, что превышает величину критического значения для ^ знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы), «зависимый» (значимость 2-стороння составила 0,020 (уровень значимости р < 0,05*) для величины экспериментального значения t = 2,406, что превышает величину критического значения для ^ знак «+» величины экспериментального значения свидетельствует о снижении данного параметра к завершению службы) (см. табл.4).
Таблица 4.
Различия показателей компонентов адаптационного потенциала военных краткосрочной службы на начальном и _ завершающем этапах службы (тест Лири Т.) __
Компоненты адаптационного потенциала (Типы отношения к окружающим) Средние значения Значимость (2-сторонняя) Величина экспериментального значения (t)
Военнослужащие на начальном этапе службы Военнослужащие на завершающем этапе службы
Авторитарный 9,6400' 7,7800' 0,007 2,828
Эгоистичный 7,86003 6,58002 0,005 2,910
Агрессивный 7,24002 5,14003 0,000 3,804
Подозрительный 6,56004 4,22004 0,000 3,984
Подчиняемый 6,38005 4,82005 0,009 2,726
Зависимый 6,88006 5,74006 0,020 2,406
Дружелюбный 8,4200 7,6800 0,184 1,349
Альтруистический 7,9800 7,4400 0,402 0,845
'p < 0,01*; 2p < 0,01*; 3p < 0,01*; 4p < 0,01*; 5p < 0,01*;6p < 0,05*;
Несмотря на полученные статистические различия, практически все типы межличностных отношений находятся в пределах адаптивного поведения, как на начальном, так и на завершающем этапах военной срочной службы. Из этого следует, что представители данной группы, на протяжении всей военной службы, характеризуются уверенностью, настойчивостью в достижении цели, неконформностью, и в то же время склонностью брать на себя чужие обязанности, а так же стремятся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими, имеют развитое чувство ответственности. Исключение составил авторитарный тип отношения к окружающим: на начальном этапе срочной службы военные продемонстрировали такие черты как нетерпимость к критике и переоценка собственных возможностей, на завершающем этапе службы, после применения психокоррекционных методов, по данному показателю выявлены уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором.
Таким образом, можно констатировать, что применение психокоррекционных методов оказывает влияние на адаптационный потенциал солдат срочной службы, повышая компоненты, способствующие состоянию адаптированности и снижая компоненты, препятствующие достижению состояния адаптированности и тем самым положительно влияя на процесс психологической адаптации в целом.
Полученные данные подтверждают мнение отечественных исследователей [1;3;8;9] о том, что адаптационные навыки динамичны. А так же то, что путем специальной психологической подготовки и целенаправленного развития у военнослужащих необходимых личностных свойств возможна психологическая подготовка солдат срочной службы к преодолению психологических трудностей процесса психологической адаптации к условиям краткосрочной службы в армии.
The aim of the study is the analysis of effect of psycho-correctional's methods on adaptational capability of conscripts one-year. The results show that components of the adaptational's capability of the individual soldiers short term service are mobile and able to change under the influence of methods of psycho-correction and methods have a beneficial effect on components of the adaptive capacity of the military: completion of compulsory military service soldiers becomes easier to adapt to the new conditions, to enter a new team and quickly strategize their behavior, becomes higher behavioral regulation and mental stability.
Keywords: conscripts; psycho-correctional's methods; adaptational capability.
Список литературы
1. Богомолов А. М. Структурно-функциональный подход к оценке адаптационного потенциала личности / А. М. Богомолов // Сибирский психологический журнал. - Вып. 28. - Томск, 2008. - С.53-59
2. Величко С.В. Адаптационный потенциал военнослужащих в психологической подготовке к гражданской жизни: дис. ... канд.психологич.наук. / С.В. Величко. - Таганрог, 2004.
3. Кислицына А. С. Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву: дис. ... канд.психологич.наук. / А. С. Кислицина. - Казань, 2010.
4. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дис. ... доктора психологич.наук. - Санкт-Петербург, 1996.
5. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.549-558.
6. Соловьев И. В., Психологическая адаптация военнослужащих войск МВД России к служебно-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта: дис. ... канд.психологич.наук. / И.В. Соловьев. - Москва, 1999.
7. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку: теория и практика / Н.Г. Осухова, И.П. Лотова, А.Ф. Шадура и др.; Под ред. Н.Г. Осуховой, Н.П. Лотовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.-136с.
8. Ситмбетов Д. А. Исследование и оптимизация адаптации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в течение одного года, к условиям военно-профессиональной деятельности: дис. ... канд. мед. наук. - Саратов, 2011.
9. Тузова О. Н. Зависимость успешности адаптации к деятельности в особых условиях от социально-психологических характеристик личности военнослужащих: дис. ... канд.психологич.наук. - Саратов, 2006
Об авторах
Кулакова М.В. - ассистент кафедры психологии, аспирант ХГУ им. Н.Ф. Катанова Медико-психолого-социальный институт, кафедра психологии. [email protected]
Власова Е.Н. - кандидат психологических наук, доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова Медико-психолого-социальный институт, кафедра психологии, [email protected]