Научная статья на тему 'Особенность создания психологической безопасности образовательной среды учебного заведения'

Особенность создания психологической безопасности образовательной среды учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
808
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ФАКТОРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СРЕДОВОЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОДЫ / FACTORS OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATION ENVIRONMENT / FACTORS OF PERSONAL SAFETY / THE ENVIRONMENTAL AND THE PERSONAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурьева Дина Халимовна, Руднева Елена Николаевна

Рассматривается проблема выявления факторов психологической безопасности образовательной среды учебного заведения и субъектов образовательного процесса. Актуальность темы раскрывается с позиции происходящих в стране реформ и модернизации всех уровней образования. Проведен анализ научной литературы, который позволил выделить основные подходы к понятию «психологическая безопасность образовательной среды». Раскрыты понятия: личностная безопасность, факторы личностной безопасности; представлены подходы средовой и личностный, которые формируют психологическую безопасность образовательной среды учебного заведения. Целью исследования стало выявление возможных факторов психологической безопасности образовательной среды учебного заведения. В исследовании приняли участие 180 человек, обучающиеся и педагоги медицинского колледжа г. Москвы. Исследование с помощью методик «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (И.А. Баева) и «Диагностика психологической безопасности образовательной среды» (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь) позволило определить у испытуемых степень отношения к образовательной среде учебного заведения; оценить значимость характеристик образовательной среды и уровень удовлетворенности ими; выявить уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. Результаты данного исследования позволяют говорить о важности факторов психологической безопасности образовательной среды и их положительном влиянии на всех участников учебного процесса образовательного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гурьева Дина Халимовна, Руднева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTE

The article is devoted to the issue of finding out the factors of the psychological safety of the educational environment of an educational institute and the subjects of the education process. The relevance of the topic is shown from the point of view of the ongoing reforms and the modernization of all the levels of education. In the article, an analysis of research literature is given which allowed to single out the main approaches to the definition of the term “psychological safety of the educational environment”. The definitions of the terms “personal safety”, “factors of personal safety” were given. Two approaches were presented: the environmental and the personal approach which form the psychological safety of the education environment of an educational institute. The purpose of the research was to find out the possible factors of the psychological safety of the educational environment of an educational institute. 180 people took part in the research, among them the students and the teachers of Moscow medical college. In the research, the methods of “Psychological diagnostics of educational environment safety” (I.A.Bayeva) and “Diagnostics of educational environment psychological safety” (V.V.Kovrov, G.S.Kozhukhar) were used which allowed to define the relation of the respondents to the education environment of the institution, to evaluate the importance of the features of the education environment and how they satisfy the needs of the respondents, and to define the level of imuunity to the psychological violence during interaction. The results of the research allow to state the importance of the factors of the psychological safety of the education environment and their positive effect on all the participants of the education process of the education institute.

Текст научной работы на тему «Особенность создания психологической безопасности образовательной среды учебного заведения»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТЬ СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Д.Х. Гурьева1, Е.Н. Руднева2

1 Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова Минздрава РФ

119991, г. Москва, ул. Трубецкая, 8 E-mail: dinaxalimovna@mail.ru

2 Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: rudneva2005@yandex.ru

Рассматривается проблема выявления факторов психологической безопасности образовательной среды учебного заведения и субъектов образовательного процесса. Актуальность темы раскрывается с позиции происходящих в стране реформ и модернизации всех уровней образования. Проведен анализ научной литературы, который позволил выделить основные подходы к понятию «психологическая безопасность образовательной среды».

Раскрыты понятия: личностная безопасность, факторы личностной безопасности; представлены подходы - средовой и личностный, которые формируют психологическую безопасность образовательной среды учебного заведения.

Целью исследования стало выявление возможных факторов психологической безопасности образовательной среды учебного заведения.

В исследовании приняли участие 180 человек, обучающиеся и педагоги медицинского колледжа г. Москвы. Исследование с помощью методик «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (И.А. Баева) и «Диагностика психологической безопасности образовательной среды» (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь) позволило определить у испытуемых степень отношения к образовательной среде учебного заведения; оценить значимость характеристик образовательной среды и уровень удовлетворенности ими; выявить уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Результаты данного исследования позволяют говорить о важности факторов психологической безопасности образовательной среды и их положительном влиянии на всех участников учебного процесса образовательного заведения.

Ключевые слова: факторы психологической безопасности образовательной среды, факторы безопасности личности, средовой и личностный подходы.

Социальные установки общества в современный период развития России претерпевают различные изменения, что связано с повышением психологической напряженности из-за нестабильности в политической и экономической жизни страны. Такие периоды в развитии общества приводят к разрушению привычных моделей поведения, сложившегося образа жизни, переосмыслению актуальных ранее стереотипов, что, в свою очередь, приводит к росту деструктивных поведенческих реакций и насилию. Поэтому в период современных социальных изменений для человека очень важным становится удовлетворение потребности в психологической безопасности.

Дина Халимовна Гурьева, магистрант, кафедра управления сестринской деятельностью и социальной работы.

Елена Николаевна Руднева, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.

В настоящий период в стране происходит реформирование и модернизация всех уровней образования - это связано с разработкой новых поколений образовательных стандартов и совершенствованием подготовки профессиональных кадров. Профессиональное образование в силу данных обстоятельств находится на новом этапе формирования и качественного изменения. В России на государственном уровне стоит задача формирования здоровьесберегающей образовательной среды, которая бы обеспечивала защищенность участников образовательного процесса от внешних рисков и угроз[1].

Быстро меняющиеся условия жизни способствуют тому, что человек испытывает потребность в психологической помощи и поддержке. Учебное заведение со своей особой образовательной средой является частью значимого жизненного пространства человека и как социальный институт решает важную задачу воспитания, обучения и формирования всесторонне и гармонично развитой личности. Важной характеристикой образовательной среды учебного заведения является психологическая безопасность образовательного процесса, создание условий для развития личностного потенциала преподавателей и обучающихся.

Особенности исследований психологической безопасности образовательной среды нашли свое отражение в педагогической науке в конце ХХ века. Свой вклад в изучение данной проблемы несли такие ученые, как В.В. Авдеев, В.В. Рубцова, Б.Г. Ананьев, Л.Ф. Бурлачук, И.А. Баева, О.В. Вихристюк, И.В. Дубровина, Ю.М. Забродин, Б. Краус, Б.Ф. Ломов, В.В. Ковров, А.А. Реан, В.И. Слободчиков и другие.

Психологическую безопасность образовательной среды в своей работе мы рассматриваем с позиции здоровьесберегающего направления ее формирования. Свободное от психологического насилия, конструктивное межличностное общение формирует психологически здоровую личность. Поэтому важно в образовательном учреждении организовать такую образовательную среду, которая способствует созданию благоприятных условий для воспитания, обучения, позитивного развития личности обучающихся и развитию профессионального потенциала педагогов.

Грамотно организованная психологическая безопасность в образовательной среде позволяет создать условия для благоприятного эмоционального взаимодействия, открытых доверительных отношений, личностного развития и укрепления психологического здоровья участников образовательного процесса [3]. В этом контексте психологическую безопасность необходимо рассматривать как важнейший ресурс, который может направить вектор образовательной среды учебного заведения на дальнейшее развитие и сформировать состояние психологической защищенности участников учебно-воспитательного процесса.

На сегодняшний день проблеме психологической безопасности образовательной среды и субъектам образовательного процесса посвящено множество исследований (И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Л.А. Гаязова, Б.А. Еремеев, Ю.М. Забродин, А.Г. Ибрагимова, С.П. Иванова, С.Н. Илларионов, О.Н. Истратова, М.Б. Калашникова, В.В. Ковров, Е.Б. Лактионова, Н.А. Лызь, М.С. Мириманова, Н.Т. Оганесян, Т.С. Посохо-ва, Л.А. Регуш, В.В. Рубцов, В.В. Семикин, J. Bluestein, S. Brand, M.R. Randazzo и др.). Однако понятийный аппарат факторов психологической безопасности образовательной среды, связанных с обеспечением психологической безопасности в учебном заведении, находится на стадии становления, что ведет к различному подходу в понимании этих факторов. Неполностью изученным является вопрос воздействия факторов психологической безопасности образовательной среды учебного заведения на личность обучающихся.

На первый план востребованных практических задач учебного заведения выдвигается задача становления такой социально значимой психолого-педагогической об-

разовательной среды, которая будет являться ресурсом для основных субъектов образовательного процесса и способствовать минимизации неблагоприятного воздействия на обучающихся.

Цель проводимого нами исследования - выявить возможные факторы психологической безопасности образовательной среды учебного заведения (на примере медицинского колледжа г. Москвы). Предполагается, что психолого-педагогические риски, характеризующие степень психологической безопасности образовательной среды, нарушают психологическую защищенность личности, межличностные отношения между обучающимися, обучающимися и преподавателями, а также комфортность и удовлетворенность образовательным процессом; способствуют развитию негативного отношения обучающихся к обучению.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

1. На основании анализа имеющейся литературы и обобщения результатов исследования выявить значимые параметры психологической безопасности и психологические риски образовательного процесса в учебном заведении.

2. В ходе проведения эмпирического исследования определить факторы, нарушающие психологическую безопасность учебного заведения, влияющие на межличностные отношения, психологическую защищенность, комфортность и удовлетворенность образовательным процессом участников учебно-воспитательного процесса.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоят в следующем:

1. Теоретически обоснованы, определены и эмпирически доказаны критерии психологической безопасности обучающихся, их субъективные и объективные показатели.

2. Установлено, что ведущим фактором психологической безопасности обучающихся является социально-психологический компонент образовательной среды.

3. Расширены представления о психологическом здоровье обучающихся учебного заведения.

Раскрывая понятие психологической безопасности образовательной среды учебного заведения, необходимо определить понятие безопасности личности. Известный американский психолог А. Маслоу потребность в безопасности и защите считает первичной по шкале потребностей. Для каждого человека личная безопасность, а также безопасность его родных и близких является одной их ключевых ценностей. Для личности безопасность определяют три фактора: человеческий фактор, фактор среды и фактор защищенности (рис. 1).

Рис. 1. Факторы безопасность личности

Человеческий фактор - реакции человека на опасность. Среда - это воздействующие на человека демографический, экономический факторы, семья, референтная, профессиональная группа и т. д. Фактор защищенности - это физические и психологические средства, используемые человеком для защиты от тревожных и опасных ситуаций [8].

Понятие «безопасность личности» включает в себя психологическую и физическую составляющие. В нашем исследовании мы рассматриваем психологическую оставляющую безопасности личности. Психологическую безопасность авторы, изучающие данную проблему, определяют следующим образом:

- целостность личности, ее адаптивность;

- сохранность психики человека;

- среда, создающая защищенность для личности, свободная от проявлений психологического насилия, способствующая удовлетворению потребностей в личност-но-доверительном общении, обеспечивающая психическое здоровье включенных в нее участников [5];

- нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз) [7].

Участники образовательной среды учебного заведения и сама образовательная среда являются как субъектами (обеспечивают ее) и объектами (нуждаются в ней) психологической безопасности, так и средствами ее обеспечения [8]. Образовательное учреждение - это социальный институт общества, обеспечивающий создание системы психологической безопасности. Поэтому психологическую безопасность образовательной среды в нашем исследовании мы рассматриваем как прямое продолжение безопасности личности преподавателя, обучающихся, а также как защиту спокойствия и общественного порядка, прав и свобод, духовных ценностей и нормальной деятельности учебных учреждений [5].

Создание психологической безопасности образовательной среды учебного заведения - процесс целенаправленный, систематический и педагогически управляемый, поэтому он является одним из направлений социализации и социального воспитания личности [2]. Для создания психологически безопасной образовательной среды учебного заведения необходим подход, который включает средовой и личностный подход в образовании (рис. 2).

Рис. 2. Подходы в формировании психологической безопасности образовательной среды

Особенности применения средового подхода:

- образовательное учреждение как институт социализации формирует самостоятельную, зрелую, социально активную личность, воспитывая у обучающихся общечеловеческие, общенациональные и государственные ценности и идеалы;

- совершенствование внутренней среды учебного заведения является действующим фактором сохранения и укрепления здоровья субъектов образования, подготовки их к безопасной жизни в социуме.

Средовой подход является основой психологической безопасности образовательной среды учебного заведения, который выполняет следующие функции: адаптивную, формирующую, образовательную.

Личностно-развивающий подход предполагает развитие и саморазвитие социально значимых качеств личности: направленности, общественной активности, творческих способностей, социальных компетентностей, черт характера и пр. [4].

Гуманистический подход построения образовательного процесса обусловлен:

- потребностью обучающегося в эмоциональном контакте, заключающейся в референтной значимости, желании чувствовать себя предметом заинтересованности и симпатии;

- установлением гуманистических взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса и созданием педагогических условий для воспитания гуманных качеств личности в процессе ее разностороннего и гармоничного развития;

- использованием психолого-педагогических методов управления образовательным процессом, направленных на формирование умений и навыков гуманного поведения (уважение чужого мнения, умение признать свою неправоту, показ приемов гуманистической деятельности и пр.);

- свободой в выборе средств, форм и методов обучения и воспитания посредством создания атмосферы доверия, сотрудничества, взаимопомощи [6].

В проводимом нами исследовании по выявлению факторов психологической безопасности образовательной среды учебного заведения приняли участие 180 человек - обучающиеся и педагоги медицинского колледжа г. Москвы.

Методики «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды» (адаптированный вариант, И.А. Баева) и «Диагностика психологической безопасности образовательной среды» (В.В. Ковров, Г.С. Кожухарь) позволяют провести исследование следующих показателей психологической безопасности образовательной среды учебного заведения:

- референтность, через уровень отношения к образовательной среде учебного заведения;

- удовлетворенность, путем оценки значимых характеристик образовательной среды учебного заведения и уровня удовлетворенности ими;

- защищенность, с помощью диагностики уровня защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Сравнение результатов отдельных показателей психологической безопасности образовательной среды выявило следующее (табл. 1).

Удовлетворенность характеристиками образовательной среды учебного заведения в целом выражают 73 % опрошенных; средняя степень удовлетворенности выявляется у 17 % опрошенных; в небольшой степени удовлетворены 5 % и совсем не удовлетворены характеристиками образовательной среды 2 %.

Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии (табл. 2) составляет среди опрошенных 74 %; незащищенности - 4 %; у 17 % опрошенных выявляется противоречивое отношение (средний уровень).

Таблица 1

Степень удовлетворенности образовательной средой, %

Характеристики образовательной среды Очень большая Большая Средняя Небольшая Отсутствует

Взаимоотношения с преподавателями 43 39 12 4 -

Взаимоотношения с учащимися 22 57 16 4 2

Возможность высказать свою точку 31 50 15 2 -

зрения

Уважительное отношение к себе 32 50 15 2 -

Сохранение личного достоинства 30 52 12 2 2

Возможность обратиться за помощью 34 51 12 2 -

Возможность проявлять инициативу, 29 55 14 2 -

активность

Учет личных проблем и затруднений 23 46 23 5 2

Таблица 2

Уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии, %

Вид психологического насилия Не защищен Средний уровень Защищен Вполне защищен

1.Публичное унижение/оскорбление:

- со стороны администрации 2 20 54 24

- со стороны преподавателей 2 11 57 27

2. Угрозы:

- со стороны администрации 2 14 56 27

- со стороны преподавателей - 10 59 27

3. Принуждение делать что-либо против

желания:

- со стороны администрации 1 1 59 24

- со стороны преподавателей 1 1 72 22

|4. Игнорирование:

- со стороны администрации 4 17 50 26

- со стороны преподавателей 4 12 18 27

5. Недоброжелательное отношение:

- со стороны администрации 1 10 61 26

- со стороны преподавателей 1 5 66 23

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды внутри учебного заведения, а также высокий уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии. В целом по всем субъективным (личностным) и объективным показателям, определяющим состояние образовательной среды исследуемого нами учебного заведения, наблюдается положительная динамика, что говорит о том, что в колледже создана психологически безопасная среда, обеспечивающая обучающимся чувство психосоциального благополучия.

Результаты эксперимента позволяют говорить о том, что психологическая безопасность образовательной среды учебного заведения положительно влияет на развитие индивида, субъекта деятельности, способствует повышению уровня подготовленности личности к социальной и профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонова О.И. Влияние психологических рисков образовательной среды на эмоционально-личностную сферу подростков: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. 19.00.13 // Психология развития, акмеология. - М., 2011. - Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13/dissertaciya-vliyanie-psihologicheskih-riskov-obrazovatelnoy-sredy-na-emotsionalno-lichnostnuyu-sferu-podrostkov#1#ixzz3YKrtVYXC

2. Кисляков П.А. Формирование социальной безопасности личности будущего педагога: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. 19.00.07 // Педагогическая психология. - Н.Н., 2014. -Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com

3. Гурьева Д.Х. Психологическая безопасность личности в условиях образовательного процесса // Наука XXI века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - № 5. - С. 37-40.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

5. Рассоха Н.Г. Представления о психологической безопасности образовательной среды школы и типы межличностных отношений ее участников: Дисс. ... канд. психол. наук по спец. 19.00.07 «Педагогическая психология». - СПб., 2005.

6. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: Монография. - М.: Логос, 2012. - 448 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. http://e-notabene.ru/psp/article_11490.html

8. Проблемы психологической безопасности. - http://studopedia.net/13_76184_problemi-psihologicheskoy-bezopasnosti-lichnosti.html

Поступила в редакцию 10.03.2015; в окончательном варианте 10.03.2015

UDC 159.9

FEATURES OF FORMING THE PSYCHOLOGICAL SAFETY

OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN EDUCATIONAL INSTITUTE

D.H. Gurieva1, E.N Rudneva2

1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University 8, Trubetskaya st., Moscow, 119991

E-mail: dinaxalimovna@mail.ru

2 Samara State Technical University

244, Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100 E-mail: rudneva2005yandex.ru

The article is devoted to the issue of finding out the factors of the psychological safety of the educational environment of an educational institute and the subjects of the education process. The relevance of the topic is shown from the point of view of the ongoing reforms and the modernization of all the levels of education. In the article, an analysis of research literature is given which allowed to single out the main approaches to the definition of the term "psychological safety of the educational environment".

The definitions of the terms "personal safety", "factors of personal safety" were given. Two approaches were presented: the environmental and the personal approach which form the psychological safety of the education environment of an educational institute. The purpose of the research was to find out the possible factors of the psychological safety of the educational environment of an educational institute.

180 people took part in the research, among them the students and the teachers of Moscow medical college. In the research, the methods of "Psychological diagnostics of educational environment safety" (I.A.Bayeva) and "Diagnostics of educational environment psychological safety" (V. V.Kovrov, G.S.Kozhukhar) were used which allowed to define the relation of the respondents to the education environment of the institution, to evaluate the importance of the features of the education environment and how they satisfy the needs of the respondents, and to define the level of imuunity to the psychological violence during interaction.

The results of the research allow to state the importance of the factors of the psychological safety of the education environment and their positive effect on all the participants of the education process of the education institute.

Keywords: factors of the psychological safety of the education environment, factors ofpersonal safety, the environmental and the personal approaches.

Original article submitted 10.03.2015; revision submitted 10.03.2015

Dina H. Gurieva, Magistracy student, chair of nursing management and social work. Elena N. Rudneva, senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogic.

УДК 159.9.07

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КОРРЕКЦИИ ТИПА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Е.Ю. Двойникова

Самарский государственный технический университет 4430100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: dey10@rambler.ru

Рассматриваются приемы и стратегии актуализации лидерского потенциала студентов направления «Реклама и связи с общественностью». Анализируется взаимосвязь особенностей социально-психологической адаптации с эффективностью решений учебно-профессиональных задач. Изучается значение включенности лидерского потенциала студентов в процесс поиска решений учебно-профессиональных задач. Описываются результаты экспериментального исследования, направленного на определение типов социально-психологической адаптации, выявляются структурные показатели самих типов. Приводятся данные об изменениях уровней тревожности, фрустрации и ригидности под воздействием программы формирования конструктивного типа социально-психологической адаптации. Описывается широта исследования феномена социально-психологической адаптации на основе разных подходов в трудах отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих влияние внешних и внутренних факторов на успешность адаптации личности с точки зрения социального самочувствия, ауто-агрессии, педагогического сопровождения, демографических детерминант. Эти вопросы рассматриваются также в контексте результата освоения среды, эффективности обучения и исследовательской деятельности, национальной идентификации, с точки зрения разработки дидактических методов. Обосновывается необходимость актуализации у студентов лидерского потенциала для успеха в профессиональной деятельности путем коррекции типа социально-психологической адаптации. Дается описание профессионального пространства специалистов по связям с общественностью, подчеркивается важность участия в просвещении населения в вопросах отношения к политическим, экономическим, социальным процессам в государстве, правящему кабинету, стратегическому планированию развития общества, создания политических образов лидеров государства. Определяется актуальность деятельности специалистов в области связей с общественностью в современном динамично изменяющемся социальном пространстве, включающем явления социальной напряженности, политических конфликтов, массовых миграций населения на фоне мирового экономического кризиса.

Елена Юрьевна Двойникова, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.