Научная статья на тему 'Психологическая адаптация студенток в ходе образовательного процесса'

Психологическая адаптация студенток в ходе образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Журавлева Юлия Сергеевна

В статье приведены результаты исследования психофизиологического состояния организма и определены закономерности развития стадий адаптации студенток в период обучения в Российском университете дружбы народов. Установлено, что в процессе освоения учебной программы РУДН студентки разных годов обучения находятся на различных стадиях адаптации. В статье обоснована целесообразность разработки рекомендаций для создания оперативного мониторинга организма студенток в целях организации мероприятий по совершенствованию методов и средств оптимизации учебного процесса в вузах, поддержанию и сохранению здоровья студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS DURING EDUCATIONAL PROCESS

In the article the results of research of the psychophysiological state of organism are driven and conformities to law of development of the stages of adaptation of students are certain, in the period of educating in the Russian university of friendship of people. It is established that in the process of mastering educational programs of the RUFP students of different years of study are in various stages of adaptation. In the article the expediency of development of the recommendations, with the aim of creating operational monitoring body of students, in order to organize activities for improvement of methods and means of optimization of educational process in universities, maintenance and preservation of health of students.

Текст научной работы на тему «Психологическая адаптация студенток в ходе образовательного процесса»

УДК 159.9.072

ЮС. Журавлева ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОК

В ХОДЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье приведены результаты исследования психофизиологического состояния организма и определены закономерности развития стадий адаптации студенток в период обучения в Российском университете дружбы народов. Установлено, что в процессе освоения учебной программы РУДН студентки разных годов обучения находятся на различных стадиях адаптации. В статье обоснована целесообразность разработки рекомендаций для создания оперативного мониторинга организма студенток в целях организации мероприятий по совершенствованию методов и средств оптимизации учебного процесса в вузах, поддержанию и сохранению здоровья студенческой молодежи. Ключевые слова: психология, психологическая адаптация, адаптация, физическое воспитание, физическое здоровье, студентки.

JuHa aiuravkva PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS

DURING EDUCATIONAL PROCESS

Annotation. In the article the results of research of the psychophysiological state of organism are driven and conformities to law of development of the stages of adaptation of students are certain, in the period of educating in the Russian university of friendship of people. It is established that in the process of mastering educational programs of the RUFP students of different years of study are in various stages of adaptation. In the article the expediency of development of the recommendations, with the aim of creating operational monitoring body of students, in order to organize activities for improvement of methods and means of optimization of educational process in universities, maintenance and preservation of health of students. Keywords: psychology, psychological adaptation, adaptation, physical training, physical health, students.

Насыщение компьютерными технологиями, модернизация учебного процесса, обилие разнообразной информации, повышение ритма жизни, экологические последствия, новые социально-экономические и политические преобразования, усложнение характера взаимоотношений между людьми значительно повысили нагрузку на студента, прежде всего на жизнеобеспечивающие системы его организма [3]. В области теоретических и практических проблем, решаемых психологией и физиологией в процессе обучения студентов в вузе, на сегодняшний день обосновано, что в ключевое место занимает проблема комплексного системного изучения студентов в процессе учебной деятельности. И обязательна оценка их здоровья как результата сложного взаимодействия медико-биологических, демографических, социально-экономических, экологических и других факторов.

Психологическая адаптация - это способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды, когда сталкиваются потребности индивида с требованиями среды. Это процесс, посредством которого достигается состояние баланса. Представление о психологической адаптации лежит в основе концепции здоровья человека, так как диагноз «психическое расстройство» основывается не на субъективном мнении врача, а на объективных признаках низкой адаптации. Проблемные ситуации, возникающие в процессе социализации, становятся пусковым механизмом для формирования защитных механизмов и запуска адаптационных процессов. «Каждый организм представляет собой динамическое сочетание устойчивости и изменчивости, в котором изменчивость служит его приспособительным реакциям и, следовательно, защите его наследственно закрепленных констант» [1].

Оценку адаптационных возможностей организма можно рассматривать как один из важных критериев здоровья. Чем выше адаптационные возможности организма, тем меньше риск возникно-

© Журавлева Ю.С., 2014

вения заболеваний. Систематическая неудовлетворенность результатами социальной деятельности, неуверенность и безысходность в решении поставленных задач, сдерживание эмоциональных проявлений, обусловленные социальными нормами поведения, нередко приводят к тому, что современный человек часто испытывает отсутствие душевного покоя и эмоционального равновесия. Все это приводит к эмоциональным перенапряжениям и стрессам [5]. Теория адаптации неразрывно связана с работами H. Selye [6; 7], посвященными изучению неспецифических адаптационных реакций организма на чрезмерные по силе воздействия (названные им стресс-реакциями) и возникающие при этом функциональные изменения (стресс-синдром) и состояния (стресс).

Целью исследования явилось изучение психофизиологического и нервно-психического состояния организма студенток, занимающихся в основной группе по физической культуре, в процессе занятий физической культурой и разработка критериев прогноза и риска развития у них дезадаптаци-онных расстройств.

В процессе исследования был определен контингент выборки - студентки РУДН 1-5 курсов, обучающиеся на филологическом факультете по специальности «Психология» и «Журналистика», возраст обследуемых находился в диапазоне от 17 до 23 лет. Студентки были разбиты на группы по 30-35 человек, наблюдения велись в процессе прохождения обучения соответствующего курса вне периода сдачи зачетов или экзаменов, т.е. периода стрессогенного воздействия экзаменационной сессии. Общее число обследованных девушек составило 177 человек.

Определение уровня тревожности определялась по Ч.Д. Спилбергеру, Ю.Л. Ханину, самооценка функционального состояния по В.А. Доскину. Диагностика самооценки психических состояний проводилась по Г. Айзенку. Личностные характеристики психоэмоциональной реактивности оценивались с использованием методики Л.Х. Гаркави и Т.С. Кузьменко по «Опроснику 7-бальной самооценки состояния» (1998). Методика позволяет дать оценку текущей реактивности организма и характеристику стадии адаптации по десяти личностным характеристикам, отражающим субъективную оценку состояния человека (тревожность, раздражительность, утомляемость и т.д.). По методике Басса-Дарка определялись индексы агрессивности и враждебности. По совокупности ответов составляется «патерн» психоэмоциональной реактивности, который отражает стадию (реакцию) адаптации: «тренировки», «спокойной активации», «повышенной активации», «переактивации» и «стресса».

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программ Microsoft Excel XP и Statistica 6.0.

Исходя из результатов изучения психофизиологического статуса у студенток в процессе обучения в вузе следует отметить, что в показателях самооценки своего состояния наблюдались изменения с первого по пятый курсы обучения. Эти изменения представлены в таблице 1. Оценка самочувствия, активности и настроения на 1-2 курсах не имеют достоверных различий. На последнем курсе обучения наблюдались изменения, схожие с результатами на первом и втором курсах.

В процессе прохождения программы обучения у обследуемых выявлена динамика показателей уровня самочувствия: на третьем и четвертом курсах выше, а уровень активности ниже по сравнению с другими курсами, при этом настроение было выше. Также отмечены схожие тенденции в показателях самооценки своего функционального состояния. Выявлено, что эти показатели имели изменения к третьему курсу обучения. Показатели ситуационной тревожности более динамичны, чем личностной, что подтверждается данными о соотношении долей лиц с различными уровнями тревожности в зависимости от периода обучения. Следует подчеркнуть, что обследуемые девушки по уровню ситуационной тревожности имеют более низкие значения на третьем курсе, наблюдаются показатели высокого уровня ситуационной тревожности на первом и пятом курсе. Удовлетворительный уровень личностной тревожности отмечен у студенток третьем курсе. У студенток пятого курса выявлены наиболее высокие результаты, что свидетельствует о подъеме у них степени беспокойства,

озабоченности и нервозности. При этом уровень агрессивности достоверно понижается к третьему курсу, такая же тенденция просматривается и в показателях уровня фрустрации и ригидности. Также выявлен практически неизменный уровень агрессивности, но максимальные значения также были отмечены на первом курсе. Ригидность с первого по третий курс сопоставима, наиболее минимальные величины просматриваются у обследуемых второго курса.

Таблица 1

Показатели самооценки функционального состояния (САН) (М ± т), баллы и самооценки психических состояний у студенток в процессе обучения, (по Г. Айзенку, X ± т), баллы

курс Показатели самооценки, (М ± т)

Самочувствия Активности Настроения

I 5,09 ± 0,17 3,27 ± 0,29 5,66 ± 0,17

II 5,18 ± 0,24 3,29 ± 0,21 5,67 ± 0,28

III 5,63 ± 0,12 + * 2,70 ± 0,92 +* 6,02 ± 0,19 +*

IV 5,54± 0,09 3,12 ± 0,31 5,64 ± 0,52

V 4,57 ± 0,97 +++** ++++*** 3,50 ± 0,21+++* 4,99 ± 0,33 +*;++*;+++***

Показатели психических состояний, (X ± т)

курс Тревожность Фрустуация Агрессивность Ригидность

I 8,01±0,05* 6,98±0,42 9,19 ± 0,53 8,74±0,22

II 6,91±0,73 5,46±0,82 8,19±0,08 8,42±0,28

III 6,78 ± 0,43 5,28 ± 0,12 8,15±0,19 8,59 ± 0,44

IV 7,14 ± 0,43 7,68± 0,77 9,04 ± 0,70 9,73 ± 0,74

V 8,40 ± 0,49 +* 8,72 ± 0,84 +++* 9,16± 0,64 10,29±0,45 +* +++*

Различия достоверны при р< 0,05: + по сравнению с 1 курсом; ++ со 2 курсом; +++ с 3 курсом; ++++ с 4 курсом

Отмечено, что средние значения показателей тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности укладываются в диапазон нормальных величин. При этом выявлен пиковый показатель уровня тревожности на пятом курсе (8,40±0,79*). Высокая личностная тревога свидетельствует о возможности конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и с дезадаптационными психосоматическими расстройствами. Личностная тревожность как черта, свойство, устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему «Я» не имеет различий между обследуемыми. Изменения в данном показателе в целом повторяют таковые для ситуационной тревожности, при этом диапазоны этих изменений укладываются в рамки статистической погрешности. Из выявленных показателей, можно предположить, что третий курс для этих студенток наиболее «комфортен» в аспекте социально-психологической адаптации.

Таблица 2

Изменение соотношения уровня тревожности по Спилбергеру-Ханину у студенток процессе

обучения, в %

курс Ситуационная тревожность Личностная тревожность

низкая удовлетворительная высокая низкая удовлетворительная высокая

I 25 47 28 19 67 14

II 20 67 13 10 64 26

III 5 +* 78 17 4 72 24

курс Ситуационная тревожность Личностная тревожность

низкая удовлетворительная высокая низкая удовлетворительная высокая

IV 14 +* 64 22 2 70 28

V 14+*+++* 53+*; +++* ++++* 9 39+*; +++* ++++*

Различия достоверны при р< 0,05: + по сравнению с 1 курсом; ++ со 2 курсом; +++ с 3 курсом; ++++ с 4 курсом

Также произошло их перераспределение по стадиям реактивности (см. табл. 2). Почти у 30 % девушек отмечались изменения в сторону ухудшения субъективных характеристик: тревожность, агрессивность, утомляемость, снижение работоспособности, и студенты переходили на менее благоприятные для адаптации стадии «стресса» и «переактивации», что можно расценивать как напряжение механизмов адаптации. У 64 % студенток осуществлялся переход только в рамках «благоприятных» стадий («тренировки», «спокойной и повышенной активации»). Результаты исследования показали, что при удовлетворительном течении адаптации преобладало число студентов с ваготоническим (ВТ) типом вегетативной регуляции (ВР) (39,2 %).

Таблица 3

Распределение исследуемых по стадиям реактивности в течение обучения ( % от общего числа студенток на каждом этапе)

стадии реактивности курсы

I II III IV V

«тренировки» 32,1 22,6 20,7 31,6 17,7

«спокойная активация» 28,6 25,8 22,2 20,2 27,9

«повышенная активация» 18,6 18,2 35,6 22,3 28,2

«стресс» 16,7 21,6 21,5 24,9 24,5

«переактивация» 4 11,8 - 1 1,7

Но эта тенденция, изученная по методике Басса-Дарка, не подтверждается данными показателей агрессивности и враждебности. Индексы агрессивности и враждебности практически не изменяются за весь период обучения студенток. У студенток первого курса индекс агрессии составил 62,3±2,6 и пятого курса - 62,6±3,0. Такая же тенденция наблюдается и в показателях индекса враждебности (46,1±3,3 и 46,6±3,0 соответственно). Это можно объяснить тем, что методика Г. Айзенка в основном направлена на диагностику скорее ситуационных колебаний исследуемых качеств, а методика Басса-Дарка позволяет изучать исследуемые качества как врожденные, генуинные черты личности.

Таким образом, в процессе освоения учебной программы РУДН выявлена периодичность в структуре формирования общей адаптации, характеризующиеся двумя «критическими периодами»: начальным периодом адаптации как ответной реакции на новые для студенток условия обучения и предложенной учебной и внеучебной нагрузки и конечным, связанным с завершением обучения в вузе. Установлено, что первый и особенно пятый курсы представляют особый интерес как критические периоды с повышенным уровнем показателей состояний, способствующих проявлению проблем психосоматического характера (тревожности и агрессии). Эти проявления дезадаптации являются следствием формирования психологической устойчивости личности. Периоды 3-4 курса рассматриваются как устойчивая адаптация, которая характеризуется сдвигом общих эмоциональных состояний в сторону их оптимизации. Неспецифические проявления напряженности функционирования по психофизиологическим и физиологическим показателям при этом сводятся к минимуму.

На основании полученных данных рекомендована разработка рекомендаций с целью создания оперативного мониторинга организма студенток. Это, в свою очередь, позволит определить уровень психологической адаптации организма в период обучения для врачебного и педагогического контроля функционального состояния студенток в целях организации мероприятий по совершенствованию методов и средств оптимизации учебного процесса в вузах, поддержанию и сохранению здоровья студенческой молодежи.

Библиографический список

1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем: учеб. пособ. / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1975. - 477 с.

2. Баевский Р.М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / Р.М. Баевский [и др.]. -М.: Наука, 1984. - 221 с.

3. Ияд С.А. Хамад. Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации студентов к процессу обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. биолог. наук - Москва, 2005. - 16 с.

4. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: дисс. ... д-ра биолог. наук. - Томск, 2008. - 263 с.

5. Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологической психологии: учебник / Е.И. Николаева. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003. - 544 с.

6. Суворова В.В. Психофизиология стресса: учеб. пособ. / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1975. - 208 с.

7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: учеб. пособ. / Г. Селье. - М. : Медгиз, 1960. - 254 с.

8. Selye H. Syndrome produce by diverse nouos agent // Nature. 1936. 32 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.