Научная статья на тему 'ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ОСНОВА ЕГО БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ОСНОВА ЕГО БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
420
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / PROFESSIONAL TRAINING / PSYCHOLINGUISTIC AND LINGUISTIC KNOWLEDGE / TEACHER-SPEECH THERAPIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грошенкова Виктория Алексеевна

Изучается роль психолингвистической и лингвистической подготовки будущего учителя-логопеда. Определены задачи, которые решаются в рамках учебных дисциплин психолингвистического и лингвистического циклов в системе подготовки студентов бакалавриата и магистратуры по направлению специальное (дефектологическое) образования. Приведены положения, которые учитываются при построении логопедической работы на диагностическом и коррекционном этапах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Грошенкова Виктория Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLINGUISTIC AND LINGUISTIC TRAINING OF A SPEECH THERAPIST AS THE BASIS OF HIS FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY

The role of psycholinguistic and linguistic training of the future teacher-speech therapist is studied. The tasks which are solved within the framework of educational disciplines of psycholinguistic and linguistic cycles in the system of preparation of undergraduate and graduate students in the direction of special (defectological) education are defined. The provisions that are taken into account in the construction of speech therapy at the diagnostic and correctional stages are given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ОСНОВА ЕГО БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ-ДЕФЕКТОЛОГУ

УДК 378.147.88

В. А. Грошенкова

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА КАК ОСНОВА ЕГО БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является в современном обществе одной из актуальных и объективно определяемых проблем. В свете происходящих изменений в области образования профессиональная компетентность педагога рассматривается как социально-личностное качество, включающее творческий потенциал человека, развитие его инициативности, конкурентоспособности, мобильности.

В области профессиональной деятельности учителя-логопеда в качестве одной из ведущих выделяется специальная компетентность, включающая в себя владение современными технологиями, методами и средствами профилактики и коррекции речевых нарушений у детей; достижение стабильных результатов логопедического воздействия и высокого

уровня речевого развития детей в целом [1]. Использование логопедами современных психолингвистических и лингвистических знаний, методов анализа речи детей будет способствовать достижению высоких результатов логопедической работы, а также являться одним из условий развития профессиональной компетентности учителя-логопеда.

На необходимость активного внедрения лингвистических и психолингвистических знаний в теорию и практику логопедической работы, важность усвоения этих знаний студентами-логопедами неоднократно указывали в своих трудах теоретики и методисты отечественной логопедии — Т. Б. Фи-личева, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, Б. М. Гриншпун, Р. И. Лалаева и др. Так, В. К. Воробьевой был сформулирован концептуальный тезис: «Психолингвистика — это методология логопедии» [2, с. 10].

Следует отметить, что накопленный психолингвистикой научный материал о закономерностях формирования и осуществления речевой деятельности, процесса речевой коммуникации, использования знаков языка для осуществления речевой и мыслительной деятельности должен быть достоянием каждого специалиста, занимающегося формированием речи или восстановлением речевой способности (в случае приобретенных нарушений речи).

В связи с этим в программе профессиональной подготовки учителя-логопеда следует особое место отводить таким дисциплинам, как «Психолингвистика», «Основы современного языкознания», «Основы речевой культуры дефектоло-га», «Онтогенез речевой деятельности», «Методика обучения русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья», «Методика развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья» на уровне бакалавриата, «Основы речевой коммуникации», «Лингвистические основы специальной педагогики и психологии», «Психолингвистические основы логопедического сопровождения», «Лингвистика детской речи» на уровне магистратуры по направлению «Специальное (дефектологическое) образование. Данные курсы призваны сформировать у будущих логопедов системные представления о языке и речи, с

закономерностями и механизмами восприятия и порождения речи, познакомить с особенностями становления речи в онтогенезе и ди-зонтогенезе, с перспективными направлениями лингвистики и психолингвистики, традиционными и новыми лингвистическими и психолингвистическими теориями, обобщить и систематизировать сведения по основным разделам языка: фонетике, фонологии, орфоэпии, морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису.

Охарактеризуем основные научные положения, которые позволяют говорить о несомненной значимости лингвистических и психолингвистических знаний в профессиональной подготовке учителя-логопеда.

Во-первых, психолингвистические положения теории речевой деятельности, раскрывающей сущность, виды и механизмы речевой деятельности, основные этапы речевого действия и обеспечивающие умения и навыки в области обучения говорению, слушанию, письму и чтению позволяют грамотно проводить диагностику речевого развития ребенка и грамотно строить логопедическую работу.

Согласно теории речевой деятельности, речь представляет собой специфический вид человеческой деятельности, обеспечивающий создание и восприятия высказываний в устной и письменной форме. Речь существует в

двух формах — устной и письменной; и в четырех видах — говорение, слушание, письмо, чтение. Все виды речевой деятельности развиваются последовательно, в тесной связи друг с другом. Каждый вид речевой деятельности имеет специфический психофизиологический механизм, который требует формирования и тренировки. Причем для овладения устной формой речи нормально развивающемуся ребенку достаточно наличия языковой среды, а письменная речь формируется только в процессе целенаправленного обучения. Поэтому создание письменных высказываний является наиболее сложным видом речевой деятельности, который опирается на все остальные ее виды и имеет собственный сложный механизм реализации. Сформировать этот механизм можно только в результате специального обучения [3].

Во-вторых, психолингвистика помогает логопеду правильно понять место и роль языковой работы в общей системе коррекцион-ного обучения. Она дает представление о том, что языковая способность является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. В связи с этим учитель-логопед должен осуществлять комплексный подход к формированию речи во всех формах её проявления.

В-третьих, в психолингвистике накоплен материал об операцион-

ной структуре, психологических механизмах её осуществления, видах, процессах порождения и восприятия речевого высказывания. На этой основе ученые, в частности, И. А. Зимняя, В. П. Глухов, Т. Н. Ушакова делают выводы о необходимости обучения речевой деятельности с позиции формирования её как самостоятельной деятельности. Так, успешное создание письменных высказываний требует наличия у человека потребности (мотива), определенной информации (мыслей, чувств), которые мы хотим передать другим людям, знания языка, его законов и правил, умения учитывать особенности адресата и ситуации письменного речевого общения, способности связно и последовательно излагать информацию и оценивать (прогнозировать) реакцию адресата. Иными словами, ребенок должен хорошо представлять кому, что и зачем он пишет.

Известно, что, создавая высказывание в рамках какой-либо деятельности, человек последовательно проходит четыре этапа: ориентировка, планирование, реализация и контроль. Первый этап предполагает оценку коммуникативной ситуации и формирование коммуникативной задачи, второй обеспечивает отбор и примерное расположение необходимой информации. На третьем этапе происходит реализация намеченного (создание высказывания), а на чет-

вертом производится его оценка и редактирование с учетом особенностей адресата и ситуации в целом. При сформированности речевого действия отдельные его этапы автоматизируются, время их протекания сокращается и становится возможным их частичное наложение друг на друга. Если же речевое действие только осваивается, все этапы легко отслеживаются, а обеспечивающие их умений и навыки могут формироваться отдельно друг от друга.

Перечислим эти умения.

1. Умение ориентироваться в ситуации общения, то есть осознавать, о чем будет высказывание, кому оно адресовано, при каких обстоятельствах и с какой целью создается.

2. Умение планировать содержание высказывания, осознавать его тему, основную мысль, намечать ход развития этой мысли, отдельные микротемы, их последовательность, примерное содержание каждой части будущего текста.

3. Умение контролировать правильность и коммуникативную целесообразность создаваемого текста, вносить исправления, улучшающие его.

Следует помнить о необходимости формирования умений, обеспечивающих полноценное восприятие чужого текста.

К ним относят [4]:

1. Умение осознавать задачу слушания.

2. По заголовку, началу прогнозировать тему, цель и возможное продолжение воспринимаемого текста.

3. Умение правильно понимать значение слов, смысловую нагрузку синтаксических конструкций, выделять основные микротемы, их последовательность, отделять главное от второстепенного, определять основную мысль текста.

4. Умение осознавать уровень понимания чужого высказывания, использовать приемы его повышения (уточнение непонятных слов и выражений, вопросы, перечитывание или повторное слушание).

В-четвертых, знания о языке как основном средстве осуществления речевой деятельности, в частности, об уровневом строении системы языка позволяют учителю-логопеду определить последовательность, этапы речевой работы по формированию у ребенка языковых представлений и обобщений (В. П. Глухов, И. А. Зимняя). В дошкольном и младшем школьном возрасте следует говорить о формировании соответствующих языковых представлений и «чувства языка».

В-пятых, овладение методикой психолингвистического эксперимента имеет важное значение в профессиональной деятельности логопеда: она позволяет оценить речевое и неречевое развитие детей, создает возможности для разработки схем диагностики все сто-

рон речи ребенка, этапов и методов логопедической работы. К числу методов психолингвистического эксперимента относятся следующие: ассоциативный эксперимент, метод семантического дифференциала, метод дополнения языкового знака (завершения / восстановления речевого высказывания), метод прямого толкования слов, метод классификации, автоматический анализ текста, метод определения грамматической правильности.

В-шестых, лингвистические знания являются базовыми для теории и практики логопедии: кор-рекционно-логопедическая работа всегда опирается на теоретические знания лингвистики, в частности ее разделов — фонетики, лексики, грамматики, лингвистики текста. Например, в качестве лингвистической основы современной методики развития связной письменной речи младших школьников выступают следующие разделы лингвистики: лингвистика текста (теория текста) — учение, объединяющее лингвистические исследования в области связной речи, риторическое учение о типах текста, теория актуального членения предложения, функциональная и жанровая стилистика (М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, И. И. Мельникова).

Под текстом большинство исследователей понимают высказывание, характеризующееся такими признаками: наличие группы предложений, их смысловая и структурная связность. Именно текст должен стать продуктом письменной речи в процессе написания изложения или сочинения.

Таким образом, знания лингвистических и психолингвистических положений составляют основу теоретической и практической подготовки логопеда. Учитель-логопед овладевает основными лингвистическими и психолингвистическими понятиями, осваивает содержание современных лингвистических теорий, владеет нормами русского литературного языка и правилами осуществления коммуникации в образовательном диалоге, знает технологию проведения логопедического и психолингвистического обследования, лингвистического и психолингвистического аспекта проектирования программ развития и коррекции речи детей. Это, в свою очередь, поможет будущему профессионалу качественно провести диагностику речевых нарушений у детей, комплексно подойти к организации и осуществлению логопедической работы, тем самым достичь положительных результатов и высокого уровня речевого развития ребенка.

Коррекционно-педагогическое образование. 2019. № 2 (18) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пономарева Э. Г. Применение психолингвистических технологий анализа семантики речи дошкольников как условие развития профессиональной компетенции логопеда // Использование современных психо-коррекционных технологий в практической деятельности работников общего и специального образования. Мурманск: МПГУ, 2007. С. 94-97.

2. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М.: АСТ: Астрель, 2005. 351 с.

3. Там же.

4. Мельникова И. И. Психолингвистические и лингводидактические основы работы над связной речью детей школьного возраста // Логопедическое сопровождение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы конференции / под ред. Н. В. Новоторцевой. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. 147 с.

REFERENCES

1. Ponomareva E. G. The use of psycholinguistic technologies for analyzing the semantics of speech of preschool children as a condition for the development of the vocational competence of a speech therapist / The use of modern psychocorrectional technologies in the practical work of general and special education workers. Murmansk: MPGU, 2007. P. 94-97. (In Russ.).

2. Glukhov V.P. Fundamentals of psycholinguistics. M.: AST: Astrel, 2005. 351 p. (In Russ.).

3. Tam zhe.

4. Melnikova I. I. Psycholinguistic and linguodidactic basics of work on the coherent speech of schoolchildren // Logopedic support for the education of persons with disabilities: conference materials / ed. N. V. Novotortseva. Yaroslavl: YAGPU them. K. D. Ushinskogo, 2013. 147 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 26.01.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.