УДК 159.9
ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ: ОТ ОПИСАНИЯ К ПРАКТИКЕ
Блинков Александр Николаевич — кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); пр. Вернадского, 84, к. 8; Москва, Россия; e-mail: 5780604@gmail.ru
Теоретический анализ проблемы соотношения психологической и акмеоло-гической коррекционной деятельности проводился нами в следующей логике: был осуществлён сравнительный анализ общего и особенного в психологической и акмеологической коррекционной деятельности, включаюший в себя изучение теоретических и практических аспектов акмеологической коррекционной деятельности; выделение акмеоло-гических аспектов деятельности практического психолога.
В основу анализа были положены работы, в которых используется понятие психолого-акмеологической и акмеоло-гической коррекции.
Особенности психолого-акмеологи-ческой коррекции рассматривались в работах С.Е. Заковряшиной, А.А. Тетери-на, А.А. Никольской, Е.А. Синициной, Г.Г. Вербиной [1-5]. Анализ данных работ позволит нам выделить уже изученные аспекты акмеологической коррекци-онной деятельности.
А.А. Тетерин рассматривает психо-лого-акмеологическую коррекцию как компонент психологического сопровождения профессиональной деятельности государственного служащего и понимается как целевое психолого-акмеологи-ческое воздействие на психологические образования личности государственно-
го служащего с целью оптимизации его профессиональной деятельности [2]. По его мнению, акмеологическая суть коррекции состоит в том, что психолог структурирует собственную коррекци-онную деятельность, выбирает те или иные методы психологической коррекции в ответ на происходящие у клиента изменения. Исходя из этого, Тетерин выделяет условия эффективной психолого-акмеологической коррекции: профессиональная компетентность психолога; наличие системного алгоритма его работы; отслеживание динамики изменения сознания и поведения клиента во время проведения коррекционных мероприятий; понимание клиентом (или группой клиентов) причин возникновения сложных профессиональных ситуаций, требующих использования психолого-ак-меологической коррекции [2].
Акмеологическими факторами, оптимизирующими коррекционную деятельность психолога, являются, с одной стороны, факторы, связанные с клиентом (учёт ожиданий клиента от процесса коррекции; осознание клиентом значимости коррекционной работы; содержание и уровень сложности проблем клиента; готовность клиента к сотрудничеству); с другой — факторы, связанные с профессиональной деятельностью психолога (точность диагностики
проблем клиента; адекватный выбор тех или иных методов психологической коррекции на каждом этапе коррекции; прогнозирование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных результатов воздействия; вариативность использования коррекционных методов на разных этапах коррекции).
В работе С.Е. Заковряшиной изучается проблема сопротивляемости клиента в работе с психологом. В качестве клиентов рассматриваются военнослужащие — участники военных действий. Объектом исследования является кор-рекционная работа по преодолению боевого стресса [1]. Автор выделил особенности поведения клиента в преодолении стресса посредством коррекционной деятельности психолога: конструктивную и пассивную. В процессе конструктивной стратегии клиент осуществляет сотрудничество с психологом; анализирует психологические проблемы и способы их преодоления; осуществляет позитивное переосмысление проблем; повышает самооценку и самоконтроль, стремится к дальнейшей самореализации в системе военной службы. Клиенты с пассивной стратегией преодоления стресса фиксируются на негативных переживаниях за счёт ригидности мотива-ционно-смысловой сферы и негибкости социального поведения, что приводит
РЕЗЮМЕ
В статье рассмотрены: 1) актуальность темы исследования, которая определяется недостаточной изученностью и необходимостью научного анализа проблемы общего и особенного в реализации психологической и акмеологической коррекции; 2) проведён сравнительный анализ общего и особенного в психологической и акмеологической коррекции; выделены теоретические аспекты изучения акмеологической коррекционной деятельности; определено содержание акмеологической коррекционной деятельности; выделены существенные особенности акмеологической коррекционной деятельности в их отличии от психологической коррекции — это коррекция психически здоровых людей с целью оптимизации траекторий их личностно-профессионального развития в сложных, экстремальных условиях деятельности.
Ключевые слова: акмеологическая коррекция, психологическая коррекция, психолого-акмеологи-ческое воздействие, акмеологический тренинг, траектории личностно-профессионального развития.
к невозможности дальнейшего прохождения военной службы.
Алгоритм акмеологической коррекции выстраивается с учётом структуры нарушений психического здоровья военнослужащих после боевого стресса, на основе которой выстраивается индивидуальная стратегии коррекции. К нарушениям психического здоровья относятся: стрессовые реакции; невротические синдромы; экстра-или интропунитивная направленность кульминационной разрядки аффекта; внутриличностная дезинтеграция личности, неэффективные компенсаторные механизмы социальной адаптации.
С.Е. Заковряшина описывает алгоритм составления индивидуальных программ для проведения акмеологической коррекции с учётом уровня совпадения объективной и субъективной оценок психического здоровья военнослужащих, а также с учётом того, в каких сферах проявляются данные расстройства: антиципационной; ау-торегулятивной; эмоционально-чувственной; мотивационно-смысловой; социально-перцептивной; организационно-коммуникативной; организационно-технологической.
Система методов акмеологической коррекции включает в себя подсистемы методов: психологические (методики релаксации, аутогенной тренировки и т. д.), социально-психологические (превентивные меры преодоления стресса в подразделении), педагогические (обучение технологиям сохранения здоровья), аутопсихологические (знание конструктивных стратегий преодоления стресса в рамках своих психологических особенностей) и валеологи-ческие (знание системы поддержания оптимального здоровья) [1].
Г.Г. Вербина в качестве предмета акмеологической коррекции выделяет профессиональное здоровье специалиста. Основной задачей акмеологической коррекции является восстановление целостности психофизиологических и индивидуально-личностных особенностей человека, формирование у него установки на самопознание, самоорганизацию и самосовершенствование [5]. Основной коррекционной технологией является рефлексивная саморегуляция.
А.А. Никольская изучала предпринимательскую деятельность, в рамках которой под акмеологической коррекцией понимается психолого-информационное динамическое регулирующее воздействие для формирования эффек-
тивных взаимоотношений конкурентов в предпринимательской деятельности [3]. Результатом такого коррекционно-го воздействия является оптимизация конкурентных отношений: от «конфронтации» к «сосуществованию», «взаимодействию», «сотрудничеству». Предложенная автором модель коррекции конкурентных отношений предпринимателей включает в себя: акмеологичес-кую диагностику, осуществляемую в режиме мониторинга, анализ, экспертизу, оценку проблемы, разработку программы коррекции (комплекса коррекцион-ных действий), акмеологическое консультирование и собственно коррекцию конкурентных отношений [3].
Проведённый анализ научной литературы позволил выделить наиболее изученные аспекты проблемы акмеологической коррекции: дано определение акмеологической коррекции как системного психологического воздействия на те или иные психологические образования личности с целью её полноценного развития и функционирования; выделены сферы применения акмеологической коррекции: управление, предпринимательство, военная сфера; определены психологические ситуации, в которых используется акмеологичес-кая коррекция, — особые условия деятельности, стресс, конфликтные отношения, приводящие к личностной и поведенческой дезинтеграции человека; разработана система и алгоритм акмеологической коррекции; определены технологии и методы акмеологичес-кой коррекции.
Проблема психологической коррекции изучалась преимущественно в работах медицинских психологов применительно к различным сферам психических нарушений и деформаций [6-9]. Анализ данных работ позволил нам вычленить некоторые аспекты акмеологической направленности в коррекционной работе психолога: комплексность в проведении коррекции, индивидуальный подход к клиенту, работа с целостной психикой — восстановление целостности функционирования личности за счёт коррекции отдельных её частей.
Т.М. Васильева изучала психокор-рекционную работу с Я-концепцией больных шизофренией: описаны психодиагностические методики изучения Я-концепции, а также программа психологической коррекции [6]. На наш взгляд, акмеологические аспекты коррекционной работы, описанные Василь-
евой, состоят в интегративном подходе работы с Я-концепцией, включающем когнитивный, эмоциональный и моти-вационно-поведенческий компоненты Я-концепции. Эффективность такой целостной коррекционной работы состоит в том, что происходит повышение целостности, интегрированнос-ти, и сбалансированности Я-концепции, а отдалённым эффектом является актуализация и задействование творчества, что приводит к развитию целостности личности.
О.А. Шевцова разработала индивидуальный подход к реализации коррекции для сотрудников спецслужб в зависимости от типа расстройств, индивидуальной психокоррекции и разработкой рекомендаций по повышению эффективности профессиональной деятельности, что также отражает акмео-логический аспект в проблеме коррекционной работы [7]. При разработке методики коррекционной работы она учитывала технологическую составляющую — определение эффективных психокоррекционных методик (техники релаксации, аутотренинг, поведенческая психотерапия), кроме того, ею был разработан оптимальный график работы психолога, проводящего психокоррекци-онные мероприятия: не более двух пациентов в день, восстановительная работа для самого психолога.
В исследовании В.А. Олешко изучена комплексная психофизиологическая, фармакологическая, психотерапевтическая и психологическая коррекция нарушенных функций: психоэмоционального состояния, интеллектуально-гностических функций, нейрофизиологических характеристик ЦНС, физической работоспособности, функциональных резервов организма [8].
А.И. Чижова сделала акцент на использовании аутопсихологических технологий самопознания и самокоррекции в процессе коррекции дезадаптивных нарушений психики, вызванных соматическими заболеваниями: тревожно-депрессивных настроений, психосоциальной и личностной дезадаптации, когнитивных искажений, низкого уровня субъективного контроля [9]. Предметом психологической коррекции является, по сути, повышение уровня осознания себя в ситуации болезни: системы отношений, собственных иррациональных суждений. В результате происходит восстановление целостности психики за счёт исключения иррациональных представлений, нормализации
эмоционального состояния, формирования внутреннего локуса контроля.
Таким образом, анализ работ по психологической коррекции показал, что данный вид коррекционной работы используется преимущественно применительно к различного рода расстройствам психики — психическим, невротическим, соматическим. Для разработки акмеологической направленности профессиональной деятельности акмеолога кадровой работы этот опыт может быть использован, во-первых, с точки зрения использования приёмов и методов работы с так называемыми мишенями коррекции: Я-концепция, психоэмоциональное состояние, интеллектуально-гностические функции, нейрофизиологические характеристики ЦНС, физическая работоспособность, функциональные резервы организма, локус контроля; во-вторых, с точки зрения реализации комплексного подхода при реализации коррек-ционных мероприятий, включающего психофизиологическую, фармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекции; в-третьих, использование коррекционных технологий и методов; в-четвёртых, использование организационного алгоритма работы психолога.
Акмеологические аспекты коррекционной работы выделены также авторами, которые занимаются социально-психологической коррекцией в рамках изучения нарушений подросткового поведения, а также тренинговой работы [10-13]. Так же как и при индивидуальной коррекционной работе, акмеологические аспекты социально-психологической коррекции состоят в работе с целостной социальной-психологической системой и использовании комплекса методов. В.А. Янышева, например, при социально-психологической коррекции асоциальной групповой активности подростков использует комплексную коррекционную работу, включающую, с одной стороны, оценку степени энтропии асоциальной группы, с другой стороны, работу по снижению статуса или удаления асоциальных неформальных лидеров, а с третьей стороны — выявление потенциальных про-социальных лидеров среди участников группировок [10]. Она подчёркивает, что оптимизировать социально-психологическую коррекцию девиантного поведения подростков можно за счёт проведения предварительных мероприятий по усилению групповой энтропии
за счёт видоизменения состава подростковой группы.
Акмеологический аспект коррекционной работы представлен в работах О.Н. Сибгатуллиной и О.А. Хашиной. В своём исследовании они разработали технологии социально-психологической коррекции самоотношения и самореализации средствами целенаправленного воздействия психолога и внутриг-руппового взаимодействия. Результатом коррекционной работы является повышение целостности личности, взаимосвязь компонентов сферы «Я», повышение уровня самоактуализации [11; 12]. Индивидуальный подход в данной коррекционной методике представлен с учётом сензитивности каждой возрастной группы. В частности, показано, что ранний юношеский возраст является наиболее продуктивным для социально-психологической коррекции самоотношения личности.
И.А. Сальникова разработала комплексную коррекционную методику коррекции неадекватных родительских позиций, включающую в себя: диагностику типа родительской позиции; коррекцию стратегии работы с родителями в зависимости от типа нарушения родительской позиции; оценку эффективности проделанной коррекционной работы [13]. Индивидуализация форм коррекционной работы зависит от типа нарушений родительской позиции.
Таким образом, разработанные на сегодняшний день технологии социально-психологической коррекции позволяют осуществить коррекционную работу в двух направлениях: 1) коррекцию группового неэффективного или асоциального поведения (неадекватные родительские позиции, асоциальные подростковые группы); 2) коррекцию процессов самоотношения, самоопределения средствами социально-психологического тренинга.
Таким образом предметом психо-лого-акмеологической коррекции является коррекция траекторий личностно-профессионального развития на основе выявленных потенциалов развития и задействования самости (мотивации саморазвития, самореализации), что будет способствовать развитию аутопсихоло-гической компетентности личности как интегративной личностной способности, обеспечивающей оптимальную внутреннюю конфигурацию способностей личности в сфере самопонимания и самореализации [14].
ССЫЛКИ
[1]. Заковряшина С.Е. Психолого-ак-меологическая коррекция психического здоровья военнослужащих после боевого стресса: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. — М., 2008. — 25 с.
[2]. Тетерин А.А. Психолого-акмеоло-гическая коррекция деятельности государственных служащих в напряжённых ситуациях: Автореф. дис. . канд. пси-хол. наук — М., 2011. — 25 с.
[3]. Никольская А.А. Психолого-акмео-логическая коррекция отношений конкурентов в предпринимательстве // Акмео-логия, 2012. № 4(44). — С. 104-107.
[4]. Синицина Е.А. Психолого-акмеоло-гические особенности комплексной реабилитации инвалидов: Автореф. дис. . канд. психол. наук — М., 2010. — 22 с.
[5]. Вербина Г.Г. Психолого-акмео-логическая концепция развития профессионального здоровья специалиста: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. — Тамбов, 2011. — 35 с.
[6]. Васильева Т.М. Динамика структуры Я-концепции в процессе психологической коррекции у больных шизофренией: Автореф. дис.... канд. психол. наук, СПб, 2004 — 23 с.
[7]. Шевцова О.А. Психологическая коррекция расстройств невротического уровня у лиц опасных профессий: Автореф. дис. ... канд. биолог. наук. — М., 2010. — 24 с.
[8]. Олешко В.А. Медико-психологическая коррекция психосоматических нарушений у ветеранов подразделений особого риска в отдалённом периоде: Автореф. дис. ... д-ра медицин. наук, СПб, 2007. — 36 с.
[9]. Чижова А.И. Психологическая коррекция отношения к болезни в лечении соматоформных расстройств: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — СПб, 2012. — 22 с.
[10]. Янышева В.А. Системно-психологическая коррекция асоциальной групповой активности подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук, — М., 2008 — 24 с.
[11]. Сибгатуллина О.Н. Социально-психологическая коррекция самоотношения личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Ярославль, 2011. — 24 с.
[12]. Хашина О.А. Социально-психологическая коррекция акцентуаций характера путём формирования личностного самоопределения: Автореф. дис. канд. психол. наук, — Самара, 1998. — 23 с.
[13]. Сальникова И.А. Социально-психологическая коррекция неадекватных родительских позиций: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2010. — 23 с.
[14]. Степнова Л.А. Аутопсихоло-гическая компетентность в контексте изучения механизмов саморазвития личности // Акмеология, 2017, № 2(62). — С. 27-34.
REFERENCES
[1]. Zakovryashina, S.E. Psychological and acmeological correction of mental health of servicemen after combat stress: author's abstract. dis.... kand.psih. Sciences: 05.26.02 / Zakovryashina, Svetlana Evgenievna — M., 2008 — 25 p.
[2]. Teterin, A.A. Psychological and acmeological correction of the activity of civil servants in tense situations: author's abstract. dis.... kand.psih. Sciences 19.00.13 / Teterin, Anatoly Anatolievich — M., 2011 — 25 p.
[3]. Nikolskaya, A.A. Psihologo-Ak-meologichesky correction of relations of competitors in business // Akmeologiya. №4 (44). 2012. — 104-107.
[4]. Sinitsina, E.A. Psychological and acmeological features of complex rehabilitation
of disabled people: author's abstract. dis... kand.psihol.nauk — 19.00.13, / Sinitsina, Elena Anatolievna — M., 2010 — 22 p.
[5]. Verbina, G.G. Psychological and acmeological concept of the development of professional health specialist: the author. dis... dokt.psihol.nauk, 19.00.13, / Verbina, Galina Georgievna — Tambov, 2011 — 35 p.
[6]. Vasilyeva, Т.М. Dynamics of the structure of the self-concept in the process of psychological correction in patients with schizophrenia: author's abstract. dis... can-didate.psich.nauk, 19.00.04, / Vasilyeva, Tamara Mikhailovna — St. Petersburg, 2004 — 23 p.
[7]. Shevtsova, O.A. Psychological correction of neurotic disorders in persons of dangerous occupations: author's abstract. dis... kand.biolog..nauk, 05.26.02, / Shevtsova, Olga Aleksandrovna — M., 2010 — 24 p.
[8]. Oleshko, V.A. Medico-psychological correction of psychosomatic disorders in veterans of special risk units in the long-term period: author's abstract. dis... Doct. medical.nauk, 05.26.02, / Oleshko, Victor Alekseevich. — St. Petersburg, 2007 — 36 p.
[9]. Chizhova, A.I. Psychological correction of the attitude to the disease in
the treatment of somatoform disorders: author's abstract. dis... kand.psihol.nauk 19.00.04, / Chizhova, Alisa Igorevna — St. Petersburg, 2012 — 22 p.
[10]. Yanysheva, V.A. System-psychological correction of antisocial group activity of adolescents: author's abstract. dis.... kand.psihol.nauk, 19.00.05, / Yanysheva, Vera Aleksandrovna — M., 2008. — 24 p.
[11]. Sibgatullina O.N. Socially-psychological correction of self-relationship of the person: the author's abstract. Dis.... Cand. Sc., 19.00.05, / Sibgatullina, Olga Leoni-dovna — Yaroslavl, 2011 — 24 p.
[12]. Khashin, O.A. Socially-psychological correction of accentuations of character by formation of personal self-determination: the author's abstract. dis...kand. psy-chol.nauk, 19.00.05, / Hashina, Olga Alex-androvna — Samara, 1998 — 23 p.
[13]. Salnikova, I.A. Socio-psychological correction of inadequate parental positions: the author's abstract. dis.... Cand.sp.Shol. nauk 19.00.05, / Salnikova, Irina Anatolievna. — M., 2010 — 23 p.
[14]. Stepnova, L.A. Autopsychological competence in the context of studying the mechanisms of self-development of personality // Akmeologiya, 2017, No. 2 (62), P. 27-34.
PSYCHO-CORRECTION IN THE SYSTEM OF ACMEOLOGICAL CONCEPTS: FROM DESCRIPTION TO PRACTICE
Alexander N. Blinkov — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor; Department of Acmeology and Psychology of Professional Activities; Faculty of Psychology; Institute of Social Sciences; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 84/build. 8, Moscow, Russia; e-mail: 5780604@mail.com
ABSTRACT
The article considers: 1) the relevance of the research's topic, which is determined by insufficient knowledge and the need for scientific analysis of the problem of the common and the peculiar in implementation of psychological and acmeological correction; 2) the results of the study: the comparative analysis of the common and the specific in psychological and acmeological correction has been carried out; the theoretical aspects of studying the acmeological correctional activity have been outlined; the content of correctional activity has been determined; the essential features of the acmeological corrective activity have been defined in their difference from the psychological correction — that is the correction of mentally healthy people aimed at optimizing the pathways of their personal and professional development in difficult, extreme conditions of activity.
Keywords: acmeological correction, psychological correction, psychological and acmeological influence, acmeological training, pathways of personal and professional development.