УДК 378.172
СТРЕЛКОВЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СИТУАТИВНОЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В.Д. Паначев - заслуженный работник физической культуры РФ, доктор
социологических наук, заведующий кафедрой физической культуры
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Пермь
SHOOTING TRAINING AS THE WAY OF SITUATIONAL STRESS RESISTANCE FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS
V.D. Panachev - honored worker of the physical culture of the Russian Federation, the doctor of sociological sciences, the head of the physical culture department Perm National Research Polytechnic University
Perm
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: спортсмены-стрелки, нервно-психическое здоровье, дезадаптация, личность, саморегуляция, ситуативная стрессоустойчивость, студенты, стрелковый тренинг.
Аннотация. Анализируется процесс формирования ситуативной стрессоустойчиво-сти студентов с помощью стрелкового тренинга. В работе рассматривается проблема формирования профессиональных компетенций у студентов высших учебных заведений в процессе занятий стрельбой. Полученные результаты позволяют говорить о педагогической технологии, способной эффективным образом воздействовать на ситуативную стрессоустойчивость студентов 19-20-летнего возраста с помощью стрелкового тренинга при обучении и совершенствовании навыков и умений в стрельбе. В работе исследованы адаптационные способности спорстменов-стрелков к стресс-фактору. Экспериментально доказана связь психического здоровья со спортивным успехом и способностью к саморегуляции антистрессового состояния.
Keywords: athletes-arrows, nervously-psychic health, dezadaptation, personality, independent to adjust, situation stress stability, students, training the bullet shooting.
Summary. The process of the shaping situation stress stability student is analysed by means of training the bullet shooting. Problem of the shaping professional competency is considered in work beside student of the high educational institutions in process occupation by bullet shooting. The got results allow to speak of pedagogical technology, capable efficient image to act upon situation stress stability student by means of training the bullet shooting 19-20-year age when learning and improvement skill and skills in bullet shooting. In the work adaptation abilities of sportmen-arrow to stress-factor are explored. Experimental byis proved therelationship of psychic health with atheletic success and abilities to independent adjust antistress conditions.
ВВЕДЕНИЕ
В многообразных ситуациях в спорте, быту, на производстве предъявляются повышенные требования к психологической устойчивости, которая интегрирована во всех других
видах двигательных действий и может проявляться только в связи с другими физическими и умственными качествами. Следует отметить, что в современной теории физического воспитания метод развития физической и психологической устойчивости является наименее разработанным. Вместе с тем с предельной вероятностью можно говорить о положительном переносе качественных сторон двигательной деятельности человека [1-8]. Человеческий фактор является самым трудным критерием в формировании профессиональных компетенций современного бакалавра, магистра и специалиста в вузе. Одной из самых эффективных сторон развития будущей профессионально подготовленной личности выпускника вуза является формирование ситуативной стрессоустойчивости.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Цель нашей работы состояла в создании простой и эффективной методики формирования ситуативной стрессоустойчивости при производстве меткого выстрела из винтовки. Для решения этой задачи были использованы средства специальной физической подготовки стрелков в пулевой стрельбе. Общеизвестно, что спортсмены, владеющие аутотренингом, в стрельбе хорошо и быстро осваивают сложную спортивную технику и показывают высокие спортивные результаты. Фигурное катание на коньках, спортивная акробатика, художественная гимнастика, синхронное плавание и стрельба завоевали мировое признание не только за счет спортивного мастерства, но и за счет использования возможностей управления сложнейшими психологическими процессами во время соревнований. Для оценки уровня психологической подготовленности студентов 19-20 лет, занимающихся пулевой стрельбой, потребовалось теоретически осмыслить и обосновать программу исследования. Эта программа сформирована из четырех блоков (компонентов): физического - характеризует развитие основных физических качеств, характерных для стрелкового спорта; □ функционального - определяет развитие нервно-мышечного аппарата при осуществлении двигательной деятельности; психологического - характеризует состояние и степень сформированности психических функций при формировании двигательных навыков и умений; технического -определяет текущий уровень специальных двигательных навыков и умений и эффективность стрелковой подготовки в различных (тренировка, соревнование) условиях. Однако в физическом воспитании столь разнообразные эмоционально насыщенные и очевидно эффективные средства до настоящего времени оказываются невостребованными. Основу экспериментального комплекса составили специальные упражнения на управление физической и эмоциональной устойчивостью - фундамента всего стрелкового искусства: упражнения на расслабления, быстроту двигательной реакции, упражнения на согласование движений различными частями тела, на точность воспроизводства движений по параметрам времени, пространства, силы и мощности, специальные упражнения с вибрационным тренажером, имитирующим тремор и колебания оружия при повышенном сердечном ритме во время соревнований. С целью развития эффективности физической и психологической устойчивости применялось выполнение движений как с открытыми так, и с закрытыми глазами. Осанка и телосложение как морфофункциональная и психологическая основа координации тонких движений при стрельбе из винтовки, определяет эффективность и качество двигательной деятельности стрелка из винтовки. Однако существующие методики не отвечали нашим запросам и мы создали простую и мобильную методику управления своим телом, позволяющую вносить коррекцию в поддержании устойчивости оружия и правильной идеальной техники обработки спуска и производства точного выстрела из винтовки в любых условиях двигательной соревновательной деятельности в условиях стресса.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ При анализе учебно-методической литературы по пулевой стрельбе [1-8] было установлено неточное трактование методики обучения и техники выполнения идеального выстрела при воздействии стрессогенных факторов. По уточненным нами коррективам выполнение техники обработки спуска при сложном координированном управлении устойчиво-
стью оружием во время стрельбы в состоянии психологического стресса с помощью тренинга пулевой стрельбы. По этим коррективам техники идеального выстрела не происходит потери равновесия, лишнего расхода энергии, нерационального продолжительного процесса обучения и отбора в группы спортивного совершенствования. При существующей методике выполнения точного выстрела в стрельбе недостаточно точно скорректирована техника управления физической и психологической устойчивостью. В этой связи была разработана идеальная техника выполнения точного выстрела с помощью электронного комплексного стрелкового тренажера (ЭКСТ). При такой координации опорно-двигательного аппарата стрельба выполняется в управляемом режиме с обратной связью через ЭКСТ и имеет наиболее эффективный результат при стрессе. На этапе констатирующего эксперимента анализ средних значений показателей, характеризующих состояние двигательной подготовленности контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп студентов 19-20 лет, показывает, что полученные данные практически не имеют между собой достоверных различий. Полученное различие мы объясняем индивидуальными особенностями студентов, а также условиями выполнения контрольного испытания. Анализ результатов корреляционного анализа двигательной подготовленности студентов 19-20 лет позволил выделить (по количеству достоверных связей) наиболее и наименее информативные особенности тренинга пулевой стрельбы. Эти данные использовались нами в качестве педагогической оценки осваиваемых двигательных навыков и умений, а также в аспекте контроля и направленности учебно-тренировочных занятий. Наиболее информативными показателями, характеризующими двигательную подготовленность студентов, являются: сила кисти, статическая выносливость, точность пространственных параметров движений, статическая тремометрия, переключение внимания, коэффициент ритмичности, коэффициент стабильности. По результатам наших исследований, к малоинформативным показателям двигательной сферы студентов-стрелков мы отнесли следующие: подвижность суставов, вестибулярную устойчивость, точность мышечных усилий и восприятия времени, объем внимания, коэффициент оптимальности, коэффициент надежности.
Спорт отличается от других видов деятельности человека тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор - соревнование. В силу его изменчивости и непредсказуемости полностью адаптироваться к этому стрессору практически невозможно. Поэтому спортивный успех неизбежно связан с уровнем нервно-психического здоровья. Выход из стрессового состояния связан с адаптационными возможностями конкретного индивида, развитостью его антистрессовых механизмов, его способностью к адаптации в критических ситуациях. Психофизиологическая адаптация человека к экстремальным срессовым условиям сопровождается изменением психологических реакций на границах нормы. Здесь организму приходится жертвовать какой-то одной или несколькими функциями для сохранения более жизненно важных, без которых существование в условиях стесса невозможно.
В заключение мы проанализировали полученные данные с точки зрения модели тренинга пулевой стрельбы. В нашем исследовании с учетом измеренных показателей нервно-психического здоровья правила сигмальных отклонений и достоверности различий установлено следующее. У успешно выступающих спортсменов-стрелков пиком, вершиной тренинга пулевой стрельбы является психическая активность и мотивация (образующие энергичность), а под поверхностью находятся тревога, депрессия, невротизация и астеничность (утомление). У менее успешных спортсменов-стрелков профиль плоский и находится в диапазоне среднего. Кроме того, успешно выступающие спортсмены-стрелки имели достоверно лучшие показатели соревновательной эмоциональной устойчивости, устойчивости к стрессорам внешней значимости и саморегуляции состояния по сравнению с менее успешными спортсменами. У них также оказалась лучше соревновательная надёжность: соответственно 0,998 против 0,996. Заметим, что речь не идет о различиях по квалификации. К успешно выступившим по статистике, отнесены стрелки с разной квалификацией. Однако мы выявили
еще одну закономерность: модели тренинга пулевой стрельбы подчиняется и профиль нервно-психического здоровья спортсменов-стрелков с высокой способностью к саморегуляции состояния.
В исследовании, которое проводилось в течение 6 месяцев приняли участие 100 стрелков в возрасте от 19 до 20 лет. В экспериментальной (ЭГ) и контрольной группе (КГ) было по 50 человек. Время занятий групп выдержано адекватно. ЭГ занималась по разработанной нами программе, КГ- по общепринятой. Статистическим анализом основного эксперимента, который проводился в течение 3 месяцев, было установлено, что в ЭГ произошло значительное улучшение пространственной координационной способности (ПКС) выполнения идеального выстрела, отражающего четкость взаимодействия всех сенсорных (анализаторных) систем и уровня меж- и внутримышечной координации двигательного аппарата. В целом улучшение качества составило 3 % (р < 0,001). В КГ этот показатель понизился до -0,3 % (р > 0,05). В ЭГ ПКС с открытыми глазами составил 5 % (р < 0,001), в КГ 4 % (р < 0,05). ПКС с закрытыми глазами в ЭГ - 3 % (р< 0,001) и в КГ, соответственно, 0,5 % (р > 0,05). ПКС после стандартной нагрузки (которая составляла 20 полных приседаний за 30 с) с открытыми глазами в ЭГ улучшилась на 7 % (р < 0,001), в КГ - на 0,2 % (р > 0,05). С закрытыми глазами эти показатели имели 6 % (р < 0,001) и 2 % (р > 0,05) соответственно. По управлению статической устойчивостью в ЭГ прирост составил 6 % (р < 0,05), по чувствительности вестибулярного анализатора - 7 % (р < 0,001), рефлексометрии - 5 % (р < 0,001. Аналогичные показатели функции в контрольной группе, которая занималась по общепринятой методике, существенно не изменились. Таким образом, проанализировав динамику развития тренинга пулевой стрельбы для формирования ситуативной стрессоустойчивости, можно сделать следующие обобщения: приоритетными направлениями развития тренинга пулевой стрельбы для формирования ситуативной стрессоустойчивости студентов вуза являются инновационные педагогические технологии антисрессового фактора при воспитательной работе учебно-тренировочного процесса, для опережающего развития антистрессовых способностей, разработки стратегии и тактики проведения тренинга пулевой стрельбы целесообразно провести мониторинг запросов и потребностей студентов в сфере физической культуры в вузах, отмечая позитивную тенденцию по разработке и внедрению инноваций в учебный процесс по физической культуре, неразработанным направлением является анти-срессовая деятельность студентов, имеющих отклонение в состоянии здоровья.
ВЫВОДЫ
Главным итогом проведенного педагогического эксперимента явилась научная новизна, заключающаяся в следующем:
1. Разработана система средств специальных упражнений физической и психологической подготовки стрелков с помощью специального стрелкового тренинга для формирования ситуативной стрессоустойчивости. На наш взгляд, физическая устойчивость при стрельбе определяется как комплексная система, состоящая из двух компонентов (тонкая координация мышечной деятельности стрелка и управление рецепторами за счет целенаправленной научно разработанной методики спортивной тренировки, а также индивидуального соревновательного опыта спортсмена, применяющего стрелковый тренинг).
2. Включение в тренировочный процесс стрелкового тренинга, состоящего из специальных управляющих упражнений физической и психологической устойчивостьи и других средств обеспечивает достоверно большой прирост в показателях техники выполнения идеального выстрела, управляемого с помощью ЭКСТ.
3. Определена структура модели стрелкового тренинга для повышения уровня физической и психологической устойчивостью и управления движениями при обработке спуска, позволяющая осуществлять педагогический процесс наиболее эффективно и планомерно целесообразно в личностно-ориентированном содержании и самообразовании. Всевыше перечисленное является инновационным фундаментом современной методики формирования си-
туативной стрессоустойчивостьи будущих бакалавров, магистров и специалистов. Повышая у студентов физическую и психологическую устойчивость в условиях ситуативной стрессо-устойчивости мы закладываем и инновационный фундамент в улучшение их профессиональных компетенций на уровне личностного фактора.
Литература
1. Баранова, М.В. Основы командообразования в гребном спорте / М.В. Баранова // «Ученые записки». № 1 (59). - 2010. - С. 6-9
2. Орехов, Е.Ф. Проектирование основной образовательной программы по направлению «Физическая культура» на основе компетентностного подхода / Е.Ф. Орехов // «Ученые записки». № 1 (59). - 2010. - С. 57-61
3. Анисимова, Е.А. Формирование мышления средствами спортивной подготовки / Е.А. Анисимова // «Ученые записки». № 1 (59). - 2010. - С. 44-47
4. Баринов, С.Ю. Олимпийское образование в процессе воспитания спортивно-гуманистической культуры личности / С.Ю. Баринов // «Ученые записки». № 1 (59). - 2010. - С. 51-56
5. Грузин, ВВ. Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни / ВВ. Грузин // «Ученые записки». № 1 (59). - 2010 год С. 48-50
6. Королева, Т.П. Факторы, обусловливающие нервно-психологическое здоровье спортсменов-стрелков / Т.П. Королева // «Ученые записки». № 1 (59). - 2010. - С. 50-56
7. Григорьев, В.И. Физическая культура глазами студентов / В.И. Григорьев // «Ученые записки». № 1 (59). - 2010. - С. 30-33
8. Мачула, А.Ф. Формирование двигательных навыков и умений в пулевой стрельбе у курсантов / А.Ф. Мачула // «Ученые записки». № 1 (59). - 2010. - С. 34-37
Bibliography
1. Baranov, M.V. BASIS TEAM in rowing / M.V. Baranova // "Proceedings of." № 1 (59). - 2010. - P.
6-9
2. Nuts, E.F. Design of the basic educational program in "Physical Education" based competency approach / E.F. Nuts // "Proceedings of." № 1 (59). - 2010. - Р. 57-61
3. Anisimov, E.A. Formation of thinking means athletic training / E.A. Anisimova // "Proceedings of." № 1 (59). - 2010. - Р. 44-47
4. Barinov, S.J. Olympic education in the process of the pessonality's teaching sports humanistic culture card / S.Y. Gentleman // "Proceedings of." № 1 (59). - 2010. - P. 51-56
5. Georgians, V.V. Organizational and pedagogical conditions of a healthy lifestyle / V.V. Georgian // "Proceedings of." № 1 (59). - 2010. - Р. 48-50
6. Queen, T.P. Factors contributing to the neuro-psychological health of athletes, shooters / T.P. Queen // "Proceedings of." № 1 (59). - 2010. - Р. 50-56
7. Grigoriev, V.I. Physical education through the eyes of students / V.I. Grigoriev // "Proceedings of." № 1 (59). - 2010. - Р. 30-33
8. Machulu, A.F. Formation of motor skills in shooting the cadets / A.F. Machulu // "Proceedings of." № 1 (59). - 2010. - Р. 34-37
Статья поступила в редакцию: 04.02.2013 г.