«Проводник». Обеспечит подопечному знакомство с системой данного учреждения «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений организации, рассказать о государственно-общественном управлении. Наставник поможет молодому сотруднику осознать свое место в системе организации, будет осуществлять пошаговое руководство его профессиональной деятельностью. Вклад наставника в профессиональное становление молодого специалиста составляет более 80%.
«Защитник интересов». Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого сотрудника атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет сотрудника от возможных проблем межличностного характера. Наставник может договариваться от имени молодого специалиста о его участии в различных мероприятиях. Вклад наставника в профессиональное становление молодого специалиста составляет 60-80%.
«Кумир». Это пример для подражания, это очень мощный критерий эффективности наставнической поддержки. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого специалиста. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации профессиональной деятельности, стиль общения наставника. Вклад наставника в профессиональное становление молодого специалиста составляет 40-60%.
«Консультант». За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого специалиста составляет 30-40%.
«Контролер». В организованной таким образом наставнической поддержке молодой специалист самостоятельно осуществляет профессиональную деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов [4 с. 45].
Способы воздействия на коллектив или отдельных людей с целью улучшения их нравственных характеристик многообразны: организационно-распорядительные методы предусматривают разработку и утверждение правил поведения, этических норм, этического кодекса, присяги, создание этических комиссий. социально-психологические методы предполагают моральное стимулирование, создание нормального морально-психологического климата, развитие у сотрудников потребности работать в соответствии с этическими принципами. методы воспитания побуждают работника к определенным действиям (убеждение и побуждение), оценивают его деятельность и поступки (поощрение и порицание), обеспечивая формирование у работников моральных качеств, необходимых для эффективного осуществления своих функций и гармоничного взаимодействия с коллегами в процессе работы [5 с.223].
Личный авторитет наставника может покоиться только на фундаменте высокой нравственной культуры в единстве трех ее компонентов: культуры нравственного сознания, предполагающей наличие таких личностных качеств, как честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность; культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, гражданам, окружающим, к самому себе; культуры поведения как воплощения нравственных убеждений и установок в конкретных поступках, в определенных формах этикета, включающих знание правил поведения, умения и ими пользоваться в конкретной ситуации и навыки, доводящие исполнение до автоматизма.
Нравственное наставничество на государственной службе осуществляется в формах организационно-распорядительного, административного, психологического, воспитательного воздействия, в целях обеспечения оптимальной реализации человеческого капитала как важнейшего фактора эффективного функционирования организации, одного из важнейших направлений социальной политики государства.
Требования к содержанию и уровню нравственной культуры специалиста в наставничестве определяются объемом и содержанием функциональных обязанностей, одними из условий успешного выполнения которых являются сформированное нормативное сознание, наличие глубоких этических знаний, убежденность в необходимости повышать уровень этичности молодых сотрудников и совершенствоваться самому, постоянное развитие не только профессиональных, но и личностных качеств, необходимых на всех этапах наставничества как составной части практической реализации кадровой политики на государственной службе.
Литература
[1]. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Указ Президента РФ от 12.08.2002.
[2]. «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника Федеральной миграционной службы». Приказ ФМС РФ от 25.02.2011 № 42
[3]. Административная этика: Учебное пос. / Под ред. В.Л. Романова. - М.: РАГС, 1999. - 366с.
[4]. Антоненко В.В. Наставничество: Рек.библиогр.указ. М.: Книга, 1983. - 45 с.
[5]. Нравственные основы государственной службы России: уч. пос. / Под ред. В.М. Соколова. - М.: РАГС, 2003. - 223с.
THE RELEVANCE OF MORAL MENTORING CIVIL SERVICE
Tazhahmetova Asel Tairovna - Master full-time students, the Department of Psychology and Psychology of professional activity, the Academy RANHiGS; pr. Vernadskogo 84, Moscow, Russia, 117198; e-mail 88899922@mail.ru
Abstract
The article is devoted to the moral mentoring in the public service, ways of interaction between teacher-director and a young officer, only admitted to the public service. It is shown as a moral mentoring influences the activity of all state authority, as well as the relevance of the disclosure of this problem in modern Russia on the basis of the adopted laws and regulations that promote moral mentoring in the public service.
Tags: mentor, moral mentoring, mentoring in the public service, public service, the credibility of the young officer.
УДК 159.9.
ПСИХОГЕННОЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Терёхина Тамара Вениаминовна (Краснодар, Россия) кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии, Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере.
Аннотация
Статья посвящена ранней диагностике проявлений школьной дезадаптации. Формированию девиантного поведения у подростков и комплексу мер по профилактике.
Ключевые слова: психогенное патологическое формирование личности, школьная дезадаптация, девиантное поведение.
Педагоги образовательных школ с большим опытом практической работы практической работы с горечью отмечают, что каждый год в школу приходит всё большее количество учащихся с проблемами в развитии и поведении.
В чём причина увеличения числа детей с проблемами в развитии и поведении и какие необходимые коррекционные и профилактические мероприятия необходимо предпринимать?
Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни - следствие поражения нервной системы различного происхождения. Вредные факторы, действующие на мозг в различные периоды внутриутробного развития и после рождения ребенка, т.е. в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. На первом году жизни интенсивно формируются двигательные навыки, закладываются основы психической деятельности. Любое патологическое воздействие на мозг и организм ребенка в это время нарушает
процесс его психомоторного развития. Однако диагностика нарушений развития ребенка первого года жизни затруднена и часто своевременно не осуществляется.
Родители нередко не замечают, что их ребенок позднее самостоятельно сел, позже начал ходить, действовать с предметами, позже сформировалась фразовая речь и ее развитие было замедленным.
При определении в детский сад становятся очевидными трудности в усвоении программы: дети плохо запоминают стихи, инструкции воспитателя понимают после нескольких повторений, на занятиях малоактивны, легко отвлекаются и ссорятся со сверстниками, часто плачут. При их обследовании психологом отмечается уровень развития познавательной деятельности и речи более низкий по сравнению с нормой.
Несформированность на дошкольном этапе необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или интеллектуальная неготовность ребенка к обучению приводит к возникновению различных видов школьной дезадаптации, т.е. трудностям и сложным проблемам в учебной деятельности, общении, поведении, особенно часто у тех, которые воспитываются в семьях в условиях гипоопеки и безнадзорности.
Наиболее ярко выраженной вторичной реакцией ребенка на трудности в школе, неспособность к усвоению школьной программы является формирование у него негативного отношения к учебному процессу. Как следствие, он не хочет делать домашние задания, посещать школу. У него исчезает познавательная потребность, причем уже в середине или к окончанию первого года обучения. На втором году обучения происходит становление устойчивости конфликтных отношений дезадаптированного школьника с педагогами. На уроках и во внеурочное время проявляется весь спектр антидисциплинарного поведения: дерзость, неподчинение, агрессия по отношению к соученикам.
Все эти поведенческие девиации, вызванные стойкой школьной неуспеваемостью, продолжают усиливаться в последующие годы. Конфронтация с педагогами, родителями вызывает у неуспевающего ученика формирование таких отрицательных черт характера, как лживость, грубость, лень, негативизм, которые сопровождаются хулиганскими действиями, воровством, активным пренебрежением уставом и порядком школы. Начинает выстраиваться система асоциального поведения. Прогулы занятий приводят неуспевающего школьника на улицу, в общество детей и подростков с отрицательными наклонностями и такими же проблемами, и они легко попадают под влияние старших и более опытных в асоциальном отношении сверстников.
Начинается новая самостоятельная жизнь со всеми ее атрибутами (курение, сквернословие, игра в карты и в другие азартные игры, бродяжничество, мелкие кражи и вымогательства, угоны транспортных средств, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, ранняя половая жизнь и т.д.). Употребление алкоголя, наркотизм и токсикомания достаточно быстро приводят к нарастанию психоорганических расстройств с выраженными нарушениями памяти, склонности к агрессии. Появляются грубые формы социальной дезадаптации со стойким отказом от учебы, тенденцией к бесцельной трате времени, бродяжничеству и кражам.
Таким образом, в процессе безуспешного обучения в школе один круг интересов сменяется другим, и к 14 годам такой подросток приобретает асоциальную направленность личности.
Для профилактики формирования девиантного поведения и труднообучаемости рекомендовано:
Ранняя диагностика нарушений познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер в сенситивные периоды дошкольного детства;
Ознакомление воспитателей, родителей с инициальными признаками нарушений в нервно-психической сфере у дошкольников и на начальном этапе обучения в 1 классе;
Индивидуальная коррекционная работа (развитие познавательных процессов, расширение запаса знаний и представлений, ликвидация пробелов в усвоении учебного материала);
Профилактика дальнейшего формирования патологии личности и смягчение имеющихся проявлений (занятость по интересам, создание ситуации успеха и адекватного психологического климата; соблюдение режима дня; саморегуляция и умение управлять собой; аутотренинг; психодиагностика,
выработка волевых усилий; учет особенностей акцентуаций характера и темперамента в межличностных отношениях «учитель - ученик»).
Список литературы:
[17]. Змановская E.B. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для высш. учеб. заведений. - М., 2007.
[18]. Иакушива O.^ Методы психологического изучения девиантного поведения. - Bоронеж,- 2005.
[19]. Колесникова Г.И., Байер Е.А., Харагезян МЛ. Девиантное поведение: учебное пособие - Ростов-на-Дону,- 2007.
[20]. Федосеенко E.B. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. - СПб, 2006.
PSYCHOGENIC PATHOLOGICAL FORMATION PERSONALITY IN ADOLESCENTS
Terekhina Tamara Veniominovna (Krasnodar, Russia) - candidate of medical fciense, associate professor, clinical psychology Department, Institute of Economics and Management in Medicine and social sphere.
Abstract
The early diagnostics of the school exclusion's manifestations and complex psychology - medical - pedagogical correction of these violations. Preventing the deviant behavioral in adolescents.
Key words: psychogenic pathological personalities formation, school maladjustment, deviant behavior.
УДК 159.9.072.43
СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ*
Ткач Елена Николаевна (Хабаровск, Россия) - кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»; ул. Карла Маркса, 68; elenat3004@mail.ru
Бондарева Марина Юрьевна (Хабаровск, Россия) - аспирант кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»; ул. Карла Маркса, 68; mavi-2011@yandex.ru
*Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта «Су-первизорское сопровождение сотрудников детских домов как условие оптимизации эмоционального здоровья детей-сирот в процессе их подготовки к жизни в замещающей семье», проект № 14-06-00510.
Аннотация
Авторы статьи описывают специфические проявления феномена субъектности в подростковом возрасте. Представлены результаты факторного анализа, позволившие выявить проявления субъектности у подростков с разным содержанием эмоционального благополучия: «эмоционально-неблагополучных», «эмоционально-амбивалентных», «эмоционально-благополучных». Ключевые слова: субъектность, подростковый возраст, эмоциональное благополучие.
В настоящее время не теряет своей актуальности в качестве объекта специального психологического исследования феномен субъектности. Исследователи личности В.И. Сло-бодчиков, А.В. Петровский, А.А. Реан, А.Г. Цукерман, Д.И. Фельдштейн феномен субъектности больше относят к процессу социализации, считая его центральным образованием человеческой субъективности (духовное выражение сущности человека), которая определяется в системе отношений с другими людьми. Тогда как субъективность больше относится к индивидуализации, выражает сущности внутреннего мира человека, то, что находится у основания духовного становления человека [6, 8, 12].
Именно в подростковом возрасте происходит открытие «собственного Я» на социальном, личностном и экзистенциальном уровне. Когда подросток ищет себя в системе человеческих отношений, ощущает себя творцом собственной
1SS