Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Дата публикации: 1.01.2019 № 6 (36). С. 147-154.
УДК 159.923.2 Т. А. Б ЕЗЕНКОВА, С. Н. Испулова, Е. в. ОлЕЙНИК
Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия
В статье рассматривается проблема подготовки наставников к реализации социально-педагогической технологии профилактики семейного неблагополучия. Показана роль наставничества в решении проблем семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проведен теоретический анализ содержания понятий «наставничество», «наставничество как социально-педагогическая технология». Представлена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Взаимодействие наставников с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации». Описаны критерии и показатели готовности наставников, которые стали ключевыми в эмпирическом исследовании. Проведен анализ результатов первичной и вторичной диагностики готовности наставников к работе с семьей и детьми и профилактике семейного неблагополучия. Результаты исследования показали, что реализованная программа позволила повысить социально-психолого-педагогическую компетентность наставников, являющейся необходимым условием успешной реализации технологии профилактики семейного неблагополучия. Полученные результаты подтверждают необходимость развития института наставничества, реализации образовательных программ в области подготовки наставников.
Ключевые слова: наставничество, наставничество как социально-педагогическая технология, наставник, обучение, социально-психолого-педагогическая компетентность, профилактика, семейное неблагополучие
Perspectives of Science & Education. 2018. 6 (36)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-06/ Accepted: 12 November 2018 Published: 1 January 2019
Mo. 6 (3(6). pp. 147-154. TAD C Ml C \ / ^
T. A. Bezenkova, S. N. Ispulova, E. V. oleynik
Tutorship as Social and Pedagogical Technology of Preventing the Family Disadvantages
The article investigates the challenge of tutors training in implementing the social and pedagogical technique to prevent family disadvantages. The role of tutorship is shown in problems solution in families and children occurred in complicated life situation. The theoretical analysis is made of the essence of notions "tutorship", "tutorship as social-and-pedagogical technique". The supplementary general educational program "Interaction of tutors with families and children occurring in complicated life situation" is presented. Criteria and indices of tutors' preparedness are described, which became the key ones in empirical research. The analysis of primary and secondary diagnostic is made on tutors' preparedness to work with families and children and prevent the family disadvantages. The research results showed that the implemented program enabled to increase the social-and-psychological-and-pedagogical competence of tutors, being the necessary precondition to the technique of preventing the family disadvantages successful implementation. He obtained results support the requirement in tutorship institute development, educational programs implementation in the sphere of tutors training.
Key words: tutorship, tutorship as social-and-pedagogical technique, tutor, education, social-and-psychological-and-pedagogical competence, prevention, family disadvantages
_Введение
рактики наставничества имеют долгую историю. Так, в первобытных обществах молодые люди, которые проходили процедуру подготовки к инициации, были под покровительством и контролем старейшин племени.
В СССР наставничество активно применялось в системе профессионально-технического обра-зованияи производственного обучения. В связи с этим наставничество часто рассматривается как форма обучения новичков высококвалифицированными сотрудниками прямо на рабочем месте, целью которого является формирование навыков практической деятельности. В таком случае наставничество осуществляется по схеме: «Расскажи - покажи - сделай» [7].
Применение наставничества в социальной работе начинается с начала ХХ в США. В 1900-х г. создана организация Big Brothers Big Sisters of America, объединяющая добровольцев-наставников для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, дети неизлечимо больных, из неполных семей, несовершеннолетние правонарушители и др.) [15].
В России интерес к наставничеству стал повышаться вновь в 2010-х. Причем, наставничество стали рассматривать не только в контексте профессионального обучения, но и как особые отношения между умудренным опытом человеком и менее сведущим. Процесс их взаимодействия по передаче и освоению опыта, знаний может касаться и определенной профессиональной тематики и широкого круга вопросов личного развития, построения отношений с окружающим миром, людьми и др.
В этой связи применение наставничества приобретает значительную актуальность. Глобализация социально-политических, социально-экономических процессов, компьютеризация повседневной жизни, отчуждение и другие факторы приводят к непониманию, а зачастую и нежеланию понимать тех, кто рядом с нами. Трансформация семейных ценностей, семьи как основного института формирования личности человека, привела к кризису семейных отношений, в котором в особенно тяжелой ситуации оказываются дети. Об этом свидетельствуют и статистические данные. По состоянию на 01.01.2017 г. в г. Магнитогорске на профилактическом учете состоит 479 неблагополучных семей, в которых 848 детей, из них - 132 семьи (220 детей), находящиеся в социально опасном положении - 347 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (628 детей). Основную долю семей социального риска составляют неполные семьи [11].
Целью данной работы является теоретическое обоснование и практическое подтверждение эффективности применения наставничества
как социально-педагогической технологии профилактики семейного неблагополучия.
Задачи деятельности наставника пытались определить ученые, начиная с античных времен: Сократ, Платон, Жан-Жак Руссо и др. С точки зрения Сократа, главная задача наставника состоит в активизации душевных сил воспитанника.
В рассуждениях о воспитании и обучении подрастающего поколения роль наставника Платон отводил мудрому человеку преклонных лет.
Ж.Ж. Руссо рассматривал наставничество как искусство, отмечая, что только тот наставник сможет быть эффективным, который специально ничего делать с учеником не будет.
В настоящее время наставничеству также уделяется большое внимание, как в отечественной, так и в зарубежной науке. Данной проблематике посвящены работы С.Г. Антипина, Е.А. Черниковой, И.Ю. Ерёминой, И.Ф. Симоновой, Ф.А. Джи-оевой и др.
Мы рассматриваем наставничество как социально-педагогическую технологию применительно к профилактике семейного неблагополучия, вкладывая в это понятие комплекс коммуникативных методов, форм взаимодействия наставника с подопечным, морально-этических принципов построения отношений между ними, способствующих возрождению семейных ценностей и традиций, нормализации психологического климата в семье, выхода семьи из зоны неблагополучия. Отношения между наставником и подопечным / подопечными предлагаем выстраивать по схеме: «Расскажи - покажи - сделаем вместе - сделай сам - домашнее задание».
В настоящее время существует множество практик реализации технологии наставничества, в том числе и в профилактике семейного неблагополучия. В г. Магнитогорске в 2018 г. началась реализация проекта «Семейная площадка: благополучное детство», целью которого является профилактика социального сиротства, сохранение и восстановление семейного окружения ребенка, сокращение детского и семейного неблагополучия через формирование социально-нормированного поведения, обеспечение интеграции детей в позитивное устойчивое социальное окружение, сплочение местного сообщества. Для достижения данной цели в рамках проекта разработана концепция подбора, подготовки наставников, которые, взаимодействуя с семьями и детьми, осуществляют профилактику семейного неблагополучия.
_Материалы и методы исследования
Материалами послужили данные, полученные авторами в ходе проведения эмпирического исследования посредством анкетирования и проведения ряда диагностических методик, являющегося составной неотъемлемой частью проекта.
Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 6 (36)
Основным методом нашего исследования стало раздаточное анкетирование. В нем приняли участие 40 наставников: представители учреждений образования, здравоохранения, волонтеры из числа представителей общественности. Это была целевая аналитическая выборка, ее критериями стали: место работы, половозрастная структура, социально-профессиональные характеристики. Основные блоки вопросов касались мотивации наставничества, готовности к роли наставника.
С целью определения исходных качеств, свойств личности, готовности к взаимодействию с подопечными были определены и проведены следующие диагностические методики: «Ценностные ориентации» (Рокич М.), «Диагностика уровня эмпатии» (Юсупов И.М.), «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Додонов Б.И.), опросник на эффективность общения.
_Результаты исследования
Проект предполагает проведение мониторинга показателей и критериев эффективности реализации его мероприятий, в том числе анализ эффективности подготовки и деятельности наставников.
Критерии и направления иссл
Первичная диагностика наставников проводилась на основе разработанных ранее критериях и показателях готовности респондентов к реализации технологии наставничества, которая проводилась в г. Магнитогорске в апреле 2018 г. на базе следующих учреждений:
• МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Орджоникидзев-ского района»;
• МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»;
• МУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Магнитогорска»;
• МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска».
Диагностика включала письменный опрос по следующим группам методик и была направлена на исследование наличия знаний об особенностях работы с семьей и детьми, методах и формах данной работы; уровня сфор-мированности определенных личностных качеств, необходимых для данной деятельности; выявление ценностных ориентаций наставников (см. табл. 1).
Таблица 1
>вания готовности наставников
Тип и автор диагностического инструментария (критерии) Направление исследования
Анкетный опрос (на определение наличия социально-педагогических, психологических знаний) Выявление социально-психолого-педагогической компетентности наставников
«Ценностные ориентации» (тест М. Рокича) Выявление ценностей наставника, доминирующих в общей профессиональной направленности, и репертуар его ролевых позиций во взаимодействии с коллегами и клиентами социальной службы
«Диагностика уровня эмпатии» (методика Юсупова И.М.); «Определение общей эмоциональной направленности личности» (методика Додонова Б.И.); опросник на эффективность общения Определение уровня эмпатийности и коммуникативности наставников
Результаты первичной диагностики наставников показали, что наставники в целом обладают теми ценностными ориентациями (в том числе эмпатией), которые необходимы для реализации технологии наставничества. По остальным критериям наблюдалась довольно низкие показатели, свидетельствующие об отсутствии знаний о социально-педагогических и психологических основах работы с семьей и детьми, умений выстаивать целостный процесс наставнической деятельности, навыков эффективного общения.
Для подготовки наставников нами была разработана и реализована дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Взаимодействие наставников с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации», которая была реализована препо-
давателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Целью реализации программы являлась теоретическая и практическая подготовка волонтеров-наставников, совершенствование компетенций, необходимых для осуществления работы наставника с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях муниципальных учреждений образования и социальной защиты населения.
В результате освоения программы наставник должен узнать основы процесса развития и формирования личности, проблемы и особенности семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, этические основы взаимодействия наставников с семьями и детьми, принципы, методы и формы воспитательной работы, основы общения
наставников с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и специфику этого общения. Наставник-волонтер должен уметь проводить диагностику с целью выявления наличия трудной жизненной ситуации в семье, уметь осуществлять коммуникацию с целевой группой и решать психолого-педагогические и социально-педагогические задачи на основе полученных знаний. Кроме того, наставник должен овладеть навыками использования личностного подхода, реализуемого по формуле: «любить - понимать - принимать - сострадать - помогать»; научиться создавать для целевой группы родителей действенных рекомендаций с учетом возрастных и психологических особенностей детей; а также овладеть навыками межведомственного взаимодействия в решении проблем целевой группы.
Общая трудоёмкость программы составляла 60 часов занятий в очной форме.
Программа состояла из двух разделов: «Теоретические основы наставничества в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации» и «Особенности организации работы наставника с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации».
В рамках изучения теоретических основ наставничества в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, была рассмотрена волонтерская деятельность как условие и ресурс решения проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Слушатели познакомились с целью и задачами наставничества, изучили особенности семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и их проблемы. Важное место в программе занимает тема «Особенности деятельности наставника с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации», в которой определены основные направления деятельности наставниками в работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и психолого-педагогические основы этой деятельности. Наставники познакомились с этическими основами деятельности, ценностно-смысловые аспекты деятельности наставника. Немаловажную роль в деятельности наставника играет общение. От того, насколько эффективно умеет общаться наставник с детьми и их родителями, зависит успех всей деятельности. Наконец, наставники изучили психологический тренинг как форму специально организованного взаимодействия участников, его роль в повышении эффективности взаимодействия субъектов.
Во втором разделе «Особенности организации работы наставника с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации» были освоены инновационные и интенсивные технологии в работе наставника, методы и формы воспитательной работы. Слушатели изучили методы диагностики семейного климата, познакомились с психологическими методиками, способствующими выявлению проблем семьи, правилами
проведения психологических исследований. На практических занятиях были освоены стратегии и тактики конструктивного взаимодействия, модели общения наставника с семьей. Было уделено внимание культуре речи наставника, проведен обучающий тренинг «Наставники: не рядом, а вместе!».
В процессе обучения наставники совместно с преподавателями были определены задачи наставника: установление контакта с ребенком/ подростком и его семьей, анализ социальных контактов подопечного, расширение его кругозора, помощь в адаптации и организации досуга, помощь в самоопределении подростка, профо-риентационная работа, помощь в разрешении конфликтов, которые могут возникнуть как в семье, так и в образовательном учреждении.
Поскольку одним из направлений работы наставника является подготовка детей к принятию в свою жизнь нового значимого человека, то в рамках подготовки наставников внимание уделялось тому, как сформировать у детей понимание необходимости перемен и стремления воспользоваться помощью, предоставляемой наставниками, для выхода из проблемной ситуации. Кроме того, наставники знакомились с основами подготовки и реализации различных мероприятий, в том числе массовых, для обеспечения продуктивного общения и взаимодействия пар «взрослый - ребенок». К таким мероприятиям относятся спортивные праздники, мероприятия по командообразова-нию с выездом в загородную зону; с использованием модульного оборудования для проведения командных игр и соревнований. Группа наставников подготовила сценарий массового мероприятия «Защитим планету детства», для обеспечения продуктивного общения и взаимодействия пар «взрослый - ребёнок», было запланировано проведение конкурса «Я и моя семья», подразумевающего создание детьми и родителями фильма о себе и своей семье.
Еще одним важным направлением работы наставника в рамках проекта «Семейная площадка: благополучное детство» является организация и осуществление социального сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи в связи со сложностями социализации детей, угрозой нарушения прав детей. В связи с этим наставники были подготовлены к следующим видам деятельности:
• организация и осуществление социального сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации через цикл занятий в «Школе для родителей».
• организация и осуществление работы «Стационара на дому». проведение цикла превентивных занятий «Здоровье нации начинается с меня».
• проведение цикла психологических встреч «Детская психология. Психофизи-
ологические особенности детей в возрасте от 0 до 18 лет». проведение занятий по программе психологической разгрузки «Тайны сенсорной комнаты»;
• просмотры тематических фильмов и передач об ответственном родительстве, здоровом образе жизни, профилактике жестокого обращения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и т.д. Проведение сетевых встреч со специалистами ОКУ «Центр занятости населения города Магнитогорска», Магнитогорской епархией Русской Православной Церкви, ГБУЗ «Областной наркологический диспансер», учреждениями культуры, здравоохранения, образования, юристами, общественными организациями;
• проведение тренинг-марафона, направленного на сплочение детей и родителей.
В рамках обучающих тренингов были отработаны навыки эффективного общения наставников с родителями и детьми, способствующие нормализации сложившейся ситуации, гармонизации детско-родительских отношений, повышению родительских компетенций, формированию сетей взаимной поддержки с участием наставников.
Результаты исследования ценностных ори-ентаций наставников изменились незначительно, поскольку на этапе первичной диагностики наставники демонстрировали наличие ценностей, необходимых для успешной работы (см. табл. 2).
Таблица 2
Ценностные ориентации респондентов-наставников
Обсуждение результатов
После реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Взаимодействие наставников с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» в сентябре 2018 года была проведена вторичная диагностика готовности наставников. Результаты диагностики показали, что после обучения они демонстрируют более высокие показатели по всем основным критериям. Так диагностика социально-психолого-педагогической компетентности наставников показала, что наиболее сформированными являются умения (см. рис. 1):
• в области приобретения знаний, получения новой информации, обобщения и систематизации передового педагогического и собственного опыта (67,5 %);
• по реализации воспитательного процесса, организации социально-психологической деятельности целевой группы(62,5 %);
• по выбору форм, методов и средств обучения, определению целей обучения, моделированию педагогических ситуаций (47,5 %).
умения по выбору форм, методов и средств обучения, определению целей обучения, моделированию педагогических ситу аций
умения по реализации воспитательного процесса, организацгат социально-психологической деятельности целевой группы
умения в ооластнпрнооретенпя знании, пот' чения новой информации, обобщения и систематизации передового педагогического и собственного опыта
0°о 10°о 209о 30% 409о 509о 60°о 70°о 80°о
Рис. 1 Социально-психолого-педагогическая компетентность наставников
семья 100
жизнь 100
общение 80
нравственность 95
интересная работа 85
ответственность 75
материальное благополучие 60
свобода 45
Вариант ответа %
здоровье 100
Таким образом, мы видим, ценностные ориентации наставников сочетают в себе ценности традиционного и современного общества, что является благоприятным условием для создания среды общения и взаимодействия с целевой группой (семья и дети) и другими участниками проекта.
Изучив коммуникативные и эмпатийные качества наставников мы пришли к выводу, что у большинства респондентов, прошедших обучение по программе, высокий уровень (85 %) коммуникативных и организаторских склонностей, это означает, что они способны отстоять и настоять на своём мнении, проявить инициативу в общении, принять самостоятельное решение в трудной ситуации, организовать мероприятие и т.п. Люди с такими качествами способны увлечься такими делами, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности, при этом будут заниматься этим не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Исследование показало, что у 90 % наставников выявлена способность к сопереживанию, поддержке, созданию благоприятных условий для окружающих. Их внутреннее желание и потребность в оказании помощи на альтруистиче-
ской основе способствует тому, что они могут влиять на других людей, учитывать их особенности, подбирать нужные слова, быть тактичными.
Заключение
Общим результатом обучения можно считать, что респонденты - наставники показали высокую степень готовности к реализации технологии наставничества. Результаты диагностики показали, что наставники, прошедшие обучение по программе:
• обладают знаниями и умениями в области социально-педагогической и психологической работы с семьей и детьми в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;
• освоили методы и формы работы по профилактике семейного неблагополучия;
• владеют навыками эффективного общения.
Таким образом, можно говорить о том, что
у наставников сформирована социально-психолого-педагогическая компетентность, которая является главным условием реализации наставничества как социально-педагогической технологии профилактики семейного неблагополучия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антипин С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: дисс. канд. пед. наук. Нижний Новгород. 2011. 170 с.
2. Байер Е.А., Аваков С.И. Педагогическое наставничество для детей-сирот // Развитие личности. 2017. № 2. С. 211-219.
3. Бородатая М.Н. Наставничество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как технология добровольческой деятельности // В сборнике: Актуальные вопросы социальной работы с различными категориями населения сборник статей IV межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 126-133.
4. Горелова Н.Н. Наставничество как форма воспитания детей в молодой семье // Социальная политика и социология. 2010. № 7 (61). С. 27-31.
5. Долгушева А.Н., Кадневский В.М., Сергиенко Е.И. Наставничество как педагогический феномен: история и современность // Вестник Омского университета. 2013. № 4 (70). С. 264-268.
6. Долгушева А.Н., Кадневский В.М., Сергиенко Е.И. Наставничество как партнёрский стиль взаимодействия подростков // Социальная педагогика. 2014. № 4. С. 68-74.
7. Ерёмина И.Ю., Симонова И.Ф., Джиоева Ф.А. Приоритетность в адаптации, обучении и наставничестве молодых кадров: монография. Берлин, Германия: Изд-во: Lambert Academic Publishing, 2014. 209 с.
8. Ефремова Л.П., Прокопьева М.М. Наставничество как инновационная форма работы с детьми, лишенными родительского попечения в условиях детского дома В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. 2016. С. 94-96.
9. Круковская О.А., Охлопкова Д.К., Понамарева Т.Н. Наставничество как форма передачи опыта и пути его совершенствования // Социальные отношения. 2017. № 1 (20). С. 140-146.
10. Наставничество - современный вектор развития // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. Т. 17. № 1. С. 107-118.
11. Управление социальной защиты населения администрации города Магнитогорска Челябинской области. URL: http://socmgn.eps74.ru/ (дата обращения: 1.12.2018)
12. Халуева С.С. Наставничество как форма организации работы с молодыми педагогами // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 1 (6). С. 211-213.
13. Черникова Е.А. Наставничество как средство сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы: дисс. канд. пед. наук. Волгоград. 2013. 200 с.
14. Чуйкова И.В. Наставничество как процесс сопровождения семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» // В сборнике: Трудовой капитал для модернизации промышленности малых городов России:
Материалы Второй межмуниципальной образовательной конференции. Шадринский государственный педагогический институт. 2013. С. 247-252.
15. Щербакова Т.Н., Щербакова Е.В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 18-22. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (дата обращения: 06.10.2018).
16. Orekhovskaya N.A., Galushkin A.A., Maleko E.V., Bezenkova T.A., Plugina N.A. Globalization and youth: philosophical analysis of challenges and ways to overcome them. XLinguae. 2018. Vol. 11(2). P. 256-264.
17. Potrikeeva O.L., Suprun N.G, Ispulova S.N., Oleynik E.V., Slepukhina G.V., Degtyarev A.A. Social rehabilitation of drug addicts in Russia: Problems of organization at the current stage and prospects for further development. Man In India. 2017. 97 (11): рр. 489-500.
1. Antipin S.G. Traditions of mentoring in the history of national education: Diss. PhD Ped. Sci., Nizhny Novgorod. 2011. 170 p. (in Russian)
2. Bayer E.A., Avakov S.I. Pedagogical mentoring for orphans. Personal development. 2017. no. 2. pp. 211-219. (in Russian)
3. Bearded M.N. Mentoring of orphans and children left without parental care as a technology of volunteering // In the collection: Current issues of social work with various categories of the population a collection of articles IV of the interregional scientific and practical conference with international participation. 2017. p. 126-133. (in Russian)
4. Gorelova N.N. Mentoring as a form of raising children in a young family. Social Policy and Sociology. 2010. № 7 (61). Pp. 27-31. (in Russian)
5. Dolgusheva A.N., Kadnevsky V.M., Sergienko E.I. Mentoring as a pedagogical phenomenon: history and modernity. Bulletin of Omsk University. 2013. no. 4 (70). pp. 264-268. (in Russian)
6. Dolgusheva A.N., Kadnevsky V.M., Sergienko E.I. Mentoring as a partnership style of interaction between adolescents. Social Pedagogy. 2014. no. 4. pp. 68-74. (in Russian)
7. Eremina I.Yu., Simonova I.F., Dzhioeva FA Priority in adaptation, training and mentoring of young personnel: monograph. Berlin, Germany: Publishing house: Lambert Academic Publishing, 2014. 209 p. (in Russian)
8. Efremova L.P., Prokopyeva M.M. Mentoring as an innovative form of work with children deprived of parental care in an orphanage. In the collection: Actual problems of personal development in ontogenesis, materials of the Vth All-Russian Scientific and Practical Conference of Students and Postgraduates. 2016. pp. 94-96. (in Russian)
9. Krukovskaya O.A., Okhlopkova D.K., Ponamareva T.N. Mentoring as a form of transfer of experience and ways to improve it. Social Relations. 2017. no. 1 (20). pp. 140-146. (in Russian)
10. Mentoring - the modern vector of development. Innovative development of vocational education. 2018. V. 17. no. 1. pp. 107-118. (in Russian)
11. Management of social protection of the population of the city administration of Magnitogorsk, Chelyabinsk region. Available at: http://socmgn.eps74.ru/ (accessed 1 December 2018) (in Russian)
12. Khalueva S.S. Mentoring as a form of organization of work with young teachers. Pedagogy and psychology: topical issues of theory and practice. 2016. no. 1 (6). pp. 211-213. (in Russian)
13. Chernikova E.A. Mentoring as a means of accompanying the professional and personal development of a social service specialist: Diss. PhD Ped. Sci., Volgograd, 2013. 200 p. (in Russian)
14. Chuikova I.V. Mentoring as a process of accompanying families and minors of the "special attention group" // In the collection: Labor capital for the modernization of the industry of small cities in Russia: Materials of the Second Inter-Municipal Educational Conference. Shadrinsk State Pedagogical Institute. 2013. pp. 247-252. (in Russian)
15. Scherbakova T.N., Scherbakova E.V. The historical aspect of mentoring as a form of professional adaptation of a young teacher // Theory and practice of education in the modern world: materials of the VIII Intern. scientific conf. (St. Petersburg, December 2015). Saint Petersburg, Own publishing house, 2015. pp. 18-22. Available at: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/185/9138/ (accessed 6 October 2018). (in Russian)
16. Orekhovskaya N.A., Galushkin A.A., Maleko E.V., Bezenkova T.A., Plugina N.A. Globalization and youth philosophical analysis of challenges. Xlinguae. 2018. Vol. 11 (2). pp. 256-264.
17. Potrikeeva O.L., Suprun N.G., Ispulova S.N., Oleynik E.V., Slepukhina G.V., Degtyarev A.A. Social development in the United States. Man In India. 2017, no. 97 (11), pp. 489-500.
REFERENCES
Информация об авторах Безенкова Татьяна Александрова (Россия, Магнитогорск)
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического
образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: bezenkova@yandex.ru
Information about the authors
Tatyana A. Bezenkova
(Russia, Magnitogorsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: bezenkova@yandex.ru
Испулова Светлана Николаевна
(Россия, Магнитогорск) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: sispulova@mail.ru
Олейник Елена Викторовна
(Россия, Магнитогорск) Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: oleynik.ev@mail.ru
Ссылка для цитированияГОСТ_
Безенкова Т. А., Испулова С. Н., Олейник Е. В. Наставничество как социально-педагогическая технология профилактики семейного неблагополучия // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 147-154. doi: 10.32744/pse.2018.6.16
Svetlana N. Ispulova
(Russia, Magnitogorsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: sispulova@mail.ru
Elena V. Oleinik
(Russia, Magnitogorsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: oleynik.ev@mail.ru
For ReferenceAPA
Bezenkova, T. A., Ispulova, S. N., & Oleynik, E. V. (2018). Tutorship as social and pedagogical technology of preventing the family disadvantages. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 35 (5), 147-154. doi: 10.32744/pse.2018.6.16. (In Russ., abstr. in Engl.)