Научная статья на тему 'Проблема профессионального выгорания педагогов высшей школы'

Проблема профессионального выгорания педагогов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1399
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / PRОFЕSSIОNАL BURNОUT / ЕMОTIОNАL BURNОUT SYNDRОMЕ / PRОFЕSSIОNАL DЕFОRMАTIОN / STRЕSS RЕSISTАNСЕ / PЕRSОNАLITY / HIGHЕR SСHООL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маликова Инна Александровна

Статья посвящена диагностике особенностей профессионального выгорания педагогов высшей школы. Представлено теоретическое и практическое исследование проблемы формирования эмоционального выгорания у преподавателей вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the diagnosis of the peculiarities of professional burnout of higher school teachers. It is presented theoretical and practical study in the problem of the formating of emotional burnout in university teachers.

Текст научной работы на тему «Проблема профессионального выгорания педагогов высшей школы»

Маликова Инна Александровна

студентка 1-го курса магистратуры ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

экономический факультет (г. Донецк, ДНР)

УДК 159.944

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ТНЕ РЯОВЬЕМ ОР РКОРЕ88Ю^Ь BURTOUT ОР HIGHER 8СНООЬ

ТЕАСНЕЯ8

Статья посвящена диагностике особенностей профессионального выгорания педагогов высшей школы. Представлено теоретическое и практическое исследование проблемы формирования эмоционального выгорания у преподавателей вузов.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, профессиональная деформация, стрессоустойчивость, личность, высшая школа.

The article is devoted to the diagnosis of the peculiarities ofprofessional burnout of higher school teachers. It is presented theoretical and practical study in the problem of the formating of emotional burnout in university teachers.

Key words: prоfеssiоnаl ЬшпоШ, еmоtiоnаl ЬшпоШ syndrоmе, prоfеssiоnаl dеfоrmаtiоn, strеss rеsistаnсе, pеrsоnаlity, highеr sсhооl.

В процессе выполнения любой деятельности человек испытывает физические и нервно-психические нагрузки. Специфика работы педагогов высших учебных заведений требует от них активизации всех сил, постоянного внимания и напряжения, большого количества контактов с различными людьми, необходимости быть всегда в форме, а увеличение стажа работы и возраста ведет к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышению утомляемости, что в конечном итоге может вызвать эмоциональное выгорание.

Проблема профессионального выгорания и природа его возникновения рассматривалась многими зарубежными и отечественными учеными, такими как О.И. Бабич, Н.Ю. Бузовкина, Н.Е. Водопьянова, И.А. Курапова, А. Ленге, Т.Н. Матвеева, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Е.В. Улыбина, Г. Фрейденберг и многие другие. Однако некоторые аспекты предпосылок формирования синдрома профессионального выгорания требует более детального изучения. Целью данной статьи является исследование особенностей и причин возникновения профессионального выгорания педагогов в высших учебных заведениях.

В 1974 г. Г. Фрейденберг впервые заявил о таком явлении, как профессиональное истощение. В дальнейшем, специалист в области социальной психологии К. Маслач ввела в научный оборот термин «выгорание», под которым она понимала синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Изначально Фрейденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже объединились все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение («человек-человек») [3, с.8].

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы [3, с. 14].

Основными симптомами СЭВ являются: ухудшение отношений с коллегами и родственниками; нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам); злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином; утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины; повышенная раздражительность - и на работе и дома; упорное желание переменить род занятий; часто возникающая рассеянность; нарушение сна; обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня [3, с.15-16].

Синдром профессионального выгорания - это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как усугубляются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится менее энергичным, ухудшается его здоровье. У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшаются качество и производительность труда [3, с. 30].

Эмоциональное выгорание - специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с клиентами и пациентами, при оказании профессиональной помощи [1, с.55]. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью [2, с. 52].

Синдром «эмоционального выгорания» включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4 симптомов [2, с.52-53]:

1) стадия «Напряжение»: неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», переживание психотравмирующих ситуаций, тревожность и депрессия;

2) стадия «Резистенция»: неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей;

3) стадия «Истощение»: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

При синдроме «выгорания» снижается уровень самооценки, появляется негативное отношение к своей профессии, сознательное ограничение своих возможностей [4, с.85-94]. Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации. Выгорание развивается у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми. Установлено, что особенно часто синдром выгорания развивается у специалистов «помогающих» профессий, к которым относятся преподаватели [6, с.45].

Педагог наиболее полно реализует свой внутренний потенциал, обогащая личность за счёт профессии и профессию за счёт личности, если профессиональная деятельность имеет для него смысл; в работе педагог решает «настоящую» проблему. Профессиональная деятельность целостна — не рассыпается на преходящие проблемы. Самоактуализация — не отсутствие проблем, а движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим проблемам [2, с.48].

Деятельность педагога реализуется в постоянной взаимосвязи с педагогическим коллективом, который оказывает существенное воздействие на ее характер, корректирует и в конечном счете, во многом определяет результат труда педагога. Только при наличии рефлексивных пространств, в которых учитель ощущает свою значимость, может открыто говорит о своих достижениях и проблемах, происходит его становление как профессионала [5, с.85-90].

Степень сложности деятельности, ее многогранность, гибкость, непредсказуемость и другие свойства будут соответствующим образом влиять на развитие личности. При этом можно проследить и количественные зависимости между деятельностью и развитием личности.

В исследовании, проведенном автором, приняли участие 45 преподавателей экономического факультета Донецкого национального университета (ДонНУ). Со всеми были проведены первичные консультации, которые позволили оценить важные социально-демографические характеристики. Возраст испытуемых колеблется от 23 до 60 лет. Многие сотрудники пришли работать в вуз сразу после окончания высших учебных заведений, кто-то переходил из одной структуры в другую. Превалирующая часть преподавателей осуществляет соответствующую профессиональную деятельность уже на протяжении 10, 20 и 30 лет. Это внушительный стаж профессиональной деятельности. Их можно отнести к категории «суперпрофессионалов», они прекрасно ориентируются в своей профессиональной деятельности и могут многому научить последователей. Наставничество является их доминирующей характеристикой.

В исследовании применялись следующие психодиагностические тесты:

1. Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко.

2. Оценка нервно-психической устойчивости (НПУ) «Прогноз» в редакции Е. И. Рогова.

3. Методика изучения агрессивности Басса-Дарки.

На первом этапе исследования все испытуемые были протестированы по методике «Нервнопсихической устойчивости».

В таблице 1 представлены индивидуальные результаты исследования преподавателей вуза по критерию нервно-психической устойчивости. Среднегрупповой уровень составил 23.1 балла, что соответствует удовлетворительному уровню НПУ. В исследовании три четверти испытуемых характеризуются высоким, хорошим или удовлетворительным уровнем нервно-психической устойчивости.

Таблица 1 - Распределение испытуемых по уровням нервно-психической

устойчивости

Уровень НПУ Количество (чел.)

Высокий (6 и менее баллов) 3

Хороший (7-13 баллов) 8

Удовлетворительный (14-28 баллов) 22

Неудовлетворительный (29 и более баллов) 12

Четверть испытуемых, которые приняли участие в исследовании, имеют достаточно высокий риск дезадаптации в стрессе в связи с недостаточной нервно-психической устойчивостью. Это говорит о том, что, находясь в критических профессиональных ситуациях или после выхода из таких ситуаций, они не всегда будут способны контролировать себя и действовать адекватно и собранно. Таким образом, в группе испытуемых 76 % (34 человека) имеют благоприятный прогноз и 24 % (11 человек) имеют неблагоприятный прогноз в плане дальнейшей профессиональной деятельности и развития эмоционального выгорания.

Автором также было проведено психодиагностическое исследование уровня агрессивности преподавателей вуза.

Для проверки влияния уровня вида агрессии на проявление синдрома эмоционального выгорания у преподавателей мы протестировали испытуемых по тому или иному критерию.

Норма для показателя индекса враждебности - 7±3 балла. Норма для показателя индекса агрессивности - 21±4 балла.

Анализируя результаты, можно отметить, что среднегрупповой уровень враждебности у преподавателей вуза в пределах нормы, а уровень агрессивности - очень низкий (табл. 2).

Таблица 2 - Результаты исследования по тесту Басса-Дарки

Психическое состояние и индекс Средний балл

1 2

Физическая агрессия 3

Косвенная агрессия 2,3

Раздражительность 2,4

Негативизм 2,2

Обида 4,4

Подозрительность 3,2

Вербальная агрессия 3,8

Чувство вины 2,9

Индекс враждебности 7,64

Индекс агрессивности 9,22

Таким образом, видно, что уровень негативизма и обиды значительно превышает все остальные виды агрессии. Для обследованных сотрудников вуза характерен невысокий уровень раздражения, физической агрессии, косвенной агрессии, подозрительности, вербальной агрессии и чувства вины.

С целью определения уровня эмоционального выгорания у преподавателей вуза было проведено исследование при помощи методики «Синдром эмоционального выгорания» В.В. Бойко (табл. 3).

Таблица 3 - Выраженность синдрома эмоционального выгорания

преподавателей вуза в поэтапной симптоматике

Фаза Симптом выгорания Выраженность симптома (средний балл) Выраженность фазы (сумма баллов)

Переживание

Напряжение психотравмирующих обстоятельств 8,8 35,2

Удовлетворенность собой 7,9

«Загнанность в клетку» 9,4

Тревога и депрессия 9,1

Неадекватное

избирательное 8,8

эмоциональное

реагирование

Эмоционально-

Резистенция нравственная дезориентация 10,0 41,8

Расширение сферы 12,0

экономии эмоций

Редукция профессиональных обязанностей 11,0

Эмоциональный дефицит 10,0

Истощение Эмоциональная отстраненность 11,0 39,7

Личностная отстраненность (деперсонализация) 10,0

Психосоматические и психовегетативные нарушения 8,7

Эмоциональный дефицит 10,0

Показатель выраженности каждого симптома по данному тесту колеблется в пределах от 0 до 30 баллов. Таким образом, доминирующим в фазе резистенции является симптом расширения сферы экономии эмоций (12 баллов - среднее значение). Доминирующей в фазе истощения является «эмоциональная отстраненность» (11 баллов). Доминирующим симптомом в фазе напряжения является «загнанность в клетку» (средний балл 9.4). Сотрудники вуза для сопротивления воздействию негативных факторов внешней среды используют доступные им средства совладания с напряжением путем полного или частичного исключения эмоций из профессиональной деятельности и сокращения обязанностей, требующих эмоциональных затрат. Высокие показатели фазы истощения свидетельствует о неэффективности используемых стратегий и больших психофизических и энергетических затрат.

Исследуя влияние личностных и профессиональных факторов на формирование СЭВ, мы сопоставили показатели, полученные в ходе исследования.

В таблице 4 продемонстрирована зависимость возраста и фазы эмоционального выгорания.

Таблица 4 - Профессионально-личностные характеристики как предпосылки

формирования синдрома эмоционального выгорания

Сред Средн ий Индекс Прогноз, %

Фаза ний возра ст враждебн агрессивн благоприя неблагоприя

стаж ости ости тный тный

Фазы нет 35,64 9,07 6,64 10,35 41,17 -

Напряже ние 42,8 17,4 7,2 8,5 26,4 9,1

Резистен ция 42,8 22,7 9,5 8,4 26,4 -

Истощен ие 51,3 27,6 6,3 10,2 3,0 72,7

Сочетан ие фаз 43,3 17,3 12,0 5,6 3,0 18,2

По результатам теста В.В. Бойко, 14 испытуемых, имеющих средний возраст 35,6 лет, не имеют сформировавшейся фазы эмоционального

выгорания. Следовательно, у людей этого возраста менее, чем у людей других возрастных категорий обследуемых, формируется та или иная фаза эмоционального выгорания. Для 9 преподавателей вуза, принявших участие в эксперименте, характерна фаза истощения. Суммарный возрастной показатель этой группы равен 462 баллам, средний возраст - 51,3 лет. Фаза резистенции присуща 9 преподавателям ЭФ ДонНУ. Суммарный возрастной показатель равен 386 баллам, средний возраст этой группы преподавателей - 42,8 лет. Фаза напряжения характерна для 10 испытуемых. Суммарный возрастной балл для них равен 428, а средний возраст - 42,8 лет. Трое из числа принявших участие в исследовании сотрудников характеризуются сочетанием двух фаз профессионального выгорания. Средний возраст данной группы - 42.8. Анализируя влияние возраста на протекание эмоционального выгорания у сотрудников вуза, мы видим, что чем взрослее специалист, тем более высокая и, следовательно, тяжелая фаза эмоционального выгорания для него характерна (рис. 1).

0 ■]-Т-Т-

Фазы нет Напряжение Резистенция Истощение

Фазы эмоционального выгорания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1 - Возраст как предпосылка формирования эмоционального

выгорания

Многие исследователи в области психологии и медицины считают, что стаж профессиональной деятельности серьезно влияет на процесс эмоционального выгорания. В ходе нашего исследования, на этапе математической обработки полученных данных, мы увидели, что действительно по мере увеличения длительности работы увеличивается и симптоматика эмоционального выгорания (рис. 2).

ч

0 1-т-т-

Фазы нет Напряжение Резистенция Истощение

Фазы эмоционального выгорания

Рисунок 2 - Стаж профессиональной деятельности как предпосылка формирования синдрома эмоционального выгорания То, что у сотрудников, чей профессиональный стаж не превышает 10 лет, нет никакой формирующейся или сформировавшейся фазы выгорания, свидетельствует о том, что данный временной промежуток является

безопасным с позиции вероятности возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Таким образом, у всей исследуемой группы без исключения очень низкий уровень агрессивности. Из 34 сотрудников, для которых характерен благоприятный прогноз, 9 имеют сформировавшуюся фазу резистенции (26.4 %), 14 не имеют сформировавшейся резисцентной фазы (41.17 %), 9 имеют сформировавшуюся фазу напряжения (26.4 %). На стадии формирования фазы истощения находится один испытуемый. Для одного преподавателя характерно сочетание двух фаз.

Из 11 преподавателей экономического факультета ДонНУ, для которых характерен неблагоприятный прогноз по тесту нервно-психической устойчивости, 8 человек имеют сформировавшуюся фазу эмоционального истощения по тесту В.В. Бойко, что составляет 72.7 %. Для одного испытуемого (9.1 %) характерна сформировавшаяся фаза напряжения, для двух испытуемых (18.2 %) - сочетание фаз резистенции и истощения.

В результате практического исследования можно сделать выводы:

1. По тесту нервно-психической устойчивости 7 % - испытуемых имеют высокий уровень НПУ, 18 % - хороший, 48 % - удовлетворительный, 27 % -неудовлетворительный. Следовательно, 76 % (34 человека) имеют благоприятный прогноз и 24 % (11 человек) имеют неблагоприятный прогноз в плане их дальнейшей профессиональной деятельности и развития эмоционального выгорания.

2. По тесту Басса-Дарки, уровень негативизма и обиды значительно превышает все остальные виды агрессии. Индекс враждебности в пределах нормы, индекс агрессивности очень низкий.

3. По тесту В.В. Бойко были получены следующие результаты: доминирующим симптомом на фазе резистенции является симптом расширения сферы экономии эмоций (12 баллов - среднее значение). Доминирующим симптомом в фазе истощения является «эмоциональная отстраненность» (11 баллов). Доминирующим симптомом в фазе напряжения является «загнанность в клетку» (средний балл 9.4). Следовательно, 9 сотрудников вуза пребывают в сформировавшейся фазе резистенции; 9 преподавателей имеют сформировавшуюся или формирующуюся фазу истощения; 10 сотрудников находятся в напряжении, у 14 сотрудников нет сформировавшейся фазы, 3 испытуемых имеют сочетание двух фаз эмоционального выгорания.

4. Анализируя влияние возраста на протекание эмоционального выгорания у преподавателей факультета, мы видим, что чем старше специалист, тем более высокая и, следовательно, тяжелая фаза эмоционального выгорания для него характерна. Индекс агрессивности у преподавателей низкий на всех фазах эмоционального выгорания.

5. Из 34 сотрудников, для которых характерен благоприятный прогноз, 9 имеют сформировавшуюся фазу резистенции (26.4 %), 14 не имеют сформировавшейся фазы (41.17 %), 9 имеют сформировавшуюся фазу

напряжения (26.4 %). лНа стадии формирования фазы истощения находится один испытуемый. Для одного преподавателя характерно сочетание двух фаз. Из 11 сотрудников, для которых характерен неблагоприятный прогноз по тесту нервно-психической устойчивости, 8 человек имеют сформировавшуюся фазу эмоционального истощения по тесту Бойко, что составляет 72.7 %. Для одного испытуемого (9.1 %) характерна сформировавшаяся фаза напряжения, для двух испытуемых (18.2 %) -сочетание фазы резистенции и истощения.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что у преподавателей высшей школы могут проявляться такие разрушительные симптомы, как агрессивные и упаднические чувства, переживания вины и зависимости, психосоматические недомогания, переживания, бессонница, негативное отношение к работе и другое. Специалист, страдающий от синдрома выгорания, неспособен вести эффективную профессиональную деятельность. Таким образом, профилактика профессионального выгорания приведет не только к сохранению психического и физического здоровья специалистов, увеличению эффективности их профессиональной деятельности, но и оздоровит общество в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. -М., 1984. - 105 с.

2. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / О.И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009. - 122 с.

3. Безносов С.П. профессиональная деформация и воспитание личности. Психологическое обеспечение социального развития человека / С.П. Безносов. - Л., 1989. - 132 с.

4. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора / В.А. Бодров // Психологический журнал. - 1985. - Т.6. - №2. - С.85-94.

5. Ольшевская О.М. Эффективный учитель / О.М. Ольшевская. - Минск: Красико-Принт, 2010. - 173 с.

6. Улыбина Е.В. Проблемы агрессии учителя-профессионала / Е.В. Улыбина // Становление личности учителя-профессионала: проблемы и перспективы. - 2003. - Разд.2. - С.75-76.

Саченко Александр Сергеевич

студент первого курса УВО «Барановичский государственный университет »

(г. Барановичи, Беларусь)

УДК 004.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION

TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS OF TECHNICAL SPECIALTIES FOR SPECIAL VOCABULARY

В статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам студентов технических специальностей. При использовании ИКТ осуществляется принципиально новый подход к обучению иностранному языку, который основывается на реальном общении, свободном обмене мнениями, идеями, информацией, на контактах с культурой других народов, стимулирует развитие речи, способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющей решать профессиональные задачи на иностранном языке.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, программное обеспечение, онлайн, оффлайн, видеотехнология.

The article deals with the peculiarities of the information and communication technologies use in the process of teaching foreign languages to students of technical specialties. When using ICT, a fundamentally new approach to learning a foreign language, which is based on communication in real life, sharing opinions, ideas, information, contacts with the culture of other peoples, stimulates the development of speech, fosters the formation of a foreign communicative competence that allows solving professional tasks using a foreign language.

Key words: information and communication technologies, software, online, offline, video technology.

Социально-экономические условия развития нашего общества требуют от современного специалиста умений грамотно работать с информацией на иностранном и русском языках, осуществлять поиск, оценивать, самостоятельно создавать и передавать сообщения в профессиональной и в повседневной деятельности, осуществлять общение между представителями разных языков и культур.

Целью учебного предмета «Профессионально-ориентированный иностранный язык» является формирование языковой личности, характеризующейся грамотной устной и письменной иноязычной речью, и развитой коммуникативной компетентностью в процессе деятельности будущего специалиста, готового к социокультурному взаимодействию и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.