УДК 159.922.7(571.12)
БАКИЕВА Наиля Загитовна, аспирант кафедры возрастной физиологии Тюменского государственного университета. Автор 5 научных публикаций
ГРЕБНЕВА Надежда Николаевна, доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной физиологии Тюменского государственного университета. Автор свыше 200 научных публикаций, в т.ч. 4 монографий и 5 учебно-методических пособий
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В статье представлены результаты исследования психофизиологической готовности к систематическому школьному обучению детей предшкольного возраста. Выявлено, что психофизиологическая готовность к обучению в школе имеет половые различия. Отмечено уменьшение средних значений тревожности с возрастом у обследованных дошкольников.
Дети, мышление, память, речь, умственная работоспособность, психоэмоциональное состояние, готовность к обучению
Актуальность исследования. Особого внимания исследователей требуют дети, находящиеся на критическом этапе возрастного развития, в периоде интенсивных морфофункциональных перестроек организма, на этапе подготовки к систематическому школьному обучению и проживающие в неадекватных климатогеографических и экологических условиях Западной Сибири [1]. Готовность к обучению предполагает необходимый уровень морфофункционального и психофизиологического развития ребенка, при котором требования обучения не будут чрезмерными, не приведут к срыву адаптации и нарушению здоровья [2]. Умственные нагрузки в условиях дошкольного обучения не всегда соответствуют психофизиологическим возможностям детей. Известно, что, пока нервная или любая другая ткань организма не достигнет определенного уровня
© Бакиева Н.З., Гребнева Н.Н., 2010
зрелости, бесполезно и даже вредно предлагать ребенку нагрузки, с которыми он еще не в состоянии справиться. Чрезмерные умственные и эмоциональные нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка, могут приводить к переутомлению и комплексу психологических проблем [3]. Поскольку проявление деза-даптивного состояния является следствием несоответствия степени созревания мозговых структур и нервно-психических функций задачам обучения, то определение психофизиологических особенностей возрастного развития у детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.
В связи с этим нами проведено исследование психофизиологических показателей развития дошкольников г. Тюмени - центра крупнейшего нефтегазодобывающего региона Западной Сибири.
Цель исследования: выявить психофизиологические особенности возрастного развития детей 6-7 лет для проведения коррекционных мероприятий и снижения явлений дезадаптации.
Методы исследования. В комплексном исследовании приняли участие 129 детей 6-7 лет (69 мальчиков и 60 девочек) из организованных детских коллективов. С учетом полугодовых возрастных интервалов и пола дети были разделены на группы: I - 6 лет (25 мальчиков и 21 девочка): от 5 л. 9 м. до 6 л. 2 м. 29 дн.; II - 6,5 лет (21 мальчик и 18 девочек) от 6 л. 3 м. до 6 л. 8 м. 29 дн.; III - 7 лет (23 мальчика и 20 девочек) от 6 л. 9 м. до 7 л. 6 м. Для оценки готовности к обучению использовались следующие показатели: степень овладения наглядно-образным (методика «Полянки») и словесно-логическим мышлением («Классификация фигур по форме и величине»); уровень овладения произвольностью психических процессов («Графический диктант»); продуктивность умственной работоспособности (фигурные таблицы); уровень развития памяти разной модальности («Узнавание фигур» и «10 слов»); речевых процессов и мелкой моторики рук («Узоры») с использованием комплекта специальных диагностических материалов [2, 4]. Психоэмоциональное состояние определяли по величине суммарного отклонения от аутогенной нормы и вегетативному коэффициенту (тест М. Люшера), силу и подвижность нервной системы (НС) - по теппинг-тесту.
Полученный материал был обработан на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ «Statistica 5». Для каждого изучаемого параметра вычислялись среднее значение (М) и ошибка средней (т). Достоверность различий признаков в сравниваемых группах определялась по ^критерию Стьюден-та. Различия средних значений считались достоверными при р<0,05 [5].
Результаты и их обсуждение. По результатам исследования установлено высокое представительство речевых дисфункций среди обследованных детей предшкольного возраста. Их общее количество составило 63%, в т.ч. среди мальчиков - 37%, среди девочек - 26%.
Анализируя результаты обследования состояния речи, можно отметить, что среди мальчиков частота встречаемости речевой патологии более высока, чем среди девочек. Таким образом, в дошкольном возрасте девочки обладают более высоким потенциалом к преодолению или частичной компенсации проблем в речевом развитии, что соответствует известной возрастной закономерности развития о более раннем созревании девочек по сравнению с мальчиками.
При оценке степени сформированности школьно-значимых функций у всех обследованных нами выявлено лишь 10% детей с высокой степенью готовности. Группу «условно готовых», приближающихся к группе «готовых к обучению», составили 77% дошкольников. При этом низкую степень готовности имели 27% детей I группы (6 лет) и 3% - II группы (6,5 лет). Среди детей III возрастной группы (7 лет) выявлено 38% детей с высоким уровнем готовности к обучению. В первых двух группах высокий уровень готовности имели лишь 2 и 5% детей соответственно (рис. 1).
100 80 60
%
40 20 0
Рис. 1. Распределение детей по уровням психофизиологической готовности к систематическому школьному обучению, %
Выявлено, что психофизиологическая готовность к обучению имеет половые различия (рис. 2). Так, 47% мальчиков I группы имели низкую и среднюю (53%) степень готовности, в то время как у девочек наблюдалась обратная картина - у значительной части (83%) был выявлен средний, у 13% - низкий уровень готовности к обучению. А 54% девочек III группы показали более высокий уровень готовности по сравнению с мальчиками (17%).
□ ниже среднего □ средний □ выше среднего
□ ниже среднего
□ средний
□ выше среднего
Рис. 2. Психофизиологические предпосылки готовности к обучению мальчиков (М) и девочек (Д), %
Важным показателем готовности к школьному обучению является умственная работоспособность (УР) детей. При оценке продуктивности работоспособности ^) также были выявлены половые различия. Показатели УР у мальчиков оказались ниже по своей величине и частоте встречаемости безошибочно выполненных заданий, чем у девочек (табл. 1), что соответствует известной возрастной закономерности развития о более раннем созревании девочек по сравнению с мальчиками [6].
Особенно велики между мальчиками и девочками расхождения в величине качественного показателя УР - точности работы, т.е. количества ошибок, допущенных в задании. Это ошибки, обусловленные не только пропусками фигур, но и неправильной расстановкой диффе-ренцировочных знаков. Количество ошибок указывает на состояние активного внутреннего торможения и вместе со скоростью и объемом
работы отражает функциональное состояние ЦНС. Более низкая УР у мальчиков, по-видимому, связана со степенью морфофункционального созревания организма, его недостаточной зрелостью. Известно, что уровень УР коррелирует со многими морфологическими показателями, отражающими функциональное состояние основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста [6]. Коэффициент продуктивности ^) во всех возрастных группах был выше у девочек по сравнению с мальчиками. Годовая динамика УР характеризовалась повышением ее показателей в течение учебного года и увеличением числа среднепродуктивных и высокопродуктивных детей. В ходе исследования выявлена зависимость уровня УР от уровня школьной зрелости. Так, дети, имеющие высокий и средний уровни готовности, обрабатывали в среднем на 30% больше знаков, чем дети, имеющие низкий уровень го-
Таблица 1
ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕВОЧЕК (Д) И МАЛЬЧИКОВ (М) 6-7 ЛЕТ, М±m
Возраст, лет Пол Кол-во (п) Объем работы Количество ошибок Q
6 Д 21 41,20±2,76* 1,41±0,64 4,31±0,35
М 25 31,75±3,65 5,43±3,83 3,31±0,49
6,5 Д 18 63,00±1,87 0,50±0,35 6,21±0,79
М 21 59,00±2,16 0,89±0,62 5,12±0,77
7 Д 20 83,20±2,42** 0,00* 8,07±0,77
М 23 73,30±1,66 2,22±0,98 7,34±0,64
Примечание. * - достоверные различия средних величин между полами, при р<0,05; ** - достоверные различия средних величин между полами, при р<0,01.
товности. Отмеченная нами зависимость УР от уровня школьной зрелости согласуется с данными Т.С. Копосовой с соавт. [7], которая, анализируя динамику УР у детей 6 лет, установила, что зрелые дети имеют более высокую и устойчивую УР, чем незрелые. УР детей зависит от уровня подвижности нервных процессов. Для определения соотношения детей с различной силой НС по характеру динамической кривой темпа психомоторной деятельности дети были разделены на три группы: с сильной НС, с НС средней силы и со слабой НС. Значительная часть мальчиков продемонстрировала характер кривой темпа деятельности по типу слабой НС, в то время как у девочек наблюдалась обратная картина - у значительной части темп был представлен кривыми по типу сильной НС (рис. 3).
Оценка психофизиологических предпосылок к успешной учебной деятельности у детей разного возраста показала, что в I группе (6 лет) количество детей с низким уровнем сформированности
наглядно-образного мышления составило 42%, что, по-видимому, связано с недостаточностью развития пространственных представлений. В Ш группе (7 лет) их число составило только 7%, что свидетельствует о возросшей функциональной зрелости обследуемых. Среди 6-летних детей наличие высокого уровня сформированности наглядно-образного мышления отмечено только в 12% случаев, а среди детей 7 лет - 50%. Таким образом, количество детей с высоким уровнем сформированности наглядно-образного мышления больше среди 7-летних детей по сравнению с 6летними (рис. 4).
Установлено, что дети 7 лет более точно ориентировались по схеме (методика «Полянки»), лучше умели планировать свои действия, что является важным показателем развития образного мышления и организации деятельности.
Важной предпосылкой для школьного обучения является умение сознательно подчинить действие правилу [6]. Во всех 3-х группах преобладали дети, которые были способны пода-
-♦— 6 лет Д -■— 6 лет М -А— 7 лет Д -•— 7 лет М
слабый
Тип НС
Рис. 3. Распределение детей по типам нервной системы, %
50
40
30 -20 10 0
□ ниже среднего
□ средний
□ выше среднего
6 лет
6,5 лет
7 лет
Рис. 4. Уровень сформированности у детей наглядно-образного мышления, %
вить импульсивные ответы и следовать инструкции, но некоторым приходилось повторять инструкцию многократно. Большее число таких детей отмечалось среди детей I и II групп.
Анализ данных исследования логического мышления выявил, что наиболее низкие результаты свойственны также детям I и II групп (6 и 6,5 лет). У них преобладал уровень «ниже среднего» как среди девочек, так и среди мальчиков. В Ш группе (7 лет) картина была иной: уровень логического мышления «ниже среднего» отмечен у 21% мальчиков и у 14% девочек. Количество детей с уровнем «ниже среднего» уменьшилось среди детей 7 лет на 52%. Высокого уровня развития логического мышления достигли в 7 лет 53% девочек и 43% мальчиков.
В табл. 2 представлены данные о состоянии памяти разной модальности у детей 6-7-летнего возраста. В обеих группах подтверждается общая закономерность, установленная еще П.П. Блонским (1935): наилучшим образом развита зрительная память, а хуже - речеслуховая. В среднем дети воспроизводили на слух в прямом порядке 4,3±0,2 единиц, что соответствует объему речеслуховой памяти 5-6-летних детей в норме, составляющей 3-5 единиц. Анализ продуктивного запоминания позволил определить различия активности слухоречевого внимания и утомляемости у исследуемых групп детей в процессе запоминания 10 слов. Во всех группах наблюдалась сходная тенденция к постепенному возрастанию количества воспроизведенных слов. Вме-
сте с тем между ними имеется отчетливое различие в продуктивности запоминания. Дети 6 и 6,5 лет в среднем запоминают 8±0,37 и 8,25±0,25 слов, а дети 7 лет - 9,4±0,5. Имели место повторы слов и вплетение побочных ассоциаций, что свидетельствовало о признаках недостаточной сформированности слухоречевой памяти. Проведенное нами исследование показало, что наибольшее значение объема слуховой памяти отмечалось у девочек всех возрастных групп. Анализ показателей зрительной памяти обнаружил недостаточно высокие средние значения ее объема как у мальчиков, так и у девочек 6 и 6,5 лет (5,7±1,8 и 5,8±1,7) соответственно, т.е. ниже возрастной нормы.
Результаты определения психоэмоционального состояния - суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК) - отражены в табл. 3.
Можно видеть, что по показателям СО отличия между детьми разных возрастных групп отсутствовали, соответствуя эталону нервно-психического благополучия (4-7). В качестве благополучных рассматриваются и вегетативные коэффициенты также в диапазоне 4-7. Дети разных возрастных групп по этому показателю незначительно отличались друг от друга. Таким образом, дошкольники демонстрировали активную позицию и ориентацию на работу и преодоление трудностей. Причем у детей 7 лет значения ВК были ниже на 0,32, т.е. наблюдалось уменьшение
Таблица 2
ПОКАЗАТЕЛИ ПАМЯТИ РАЗНОЙ МОДАЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, М±M
Возраст Кол-во (п) Виды памяти
Слуховая память Зрительная память
Объем Продуктивность процесса запоминания Объем Продуктивность процесса запоминания
6 лет 46 4,03±0,3 8±0,37 5,7±1,8 8±1,37
6,5 лет 39 4,08±0,2 8,25±0,25 5,8±1,7 8,77±0,82
7 лет 43 4,8±1,1 9,4±0,5*(№) 7,2±0,57 10±0,55
Примечание. * - достоверные различия средних величин между возрастами, при р<0,05.
Таблица 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, М±т
Показатели Дети 6 лет Дети 6,5 лет Дети 7 лет
СО 6,40±0,56 6,46±0,38 6,31±,0,37
ВК 5,96±0,49 5,80±0,31 5,64±0,35
средних значений тревожности по сравнению с детьми 6 лет. Возможно, это связано с началом смещения вегетативного баланса в сторону преобладания парасимпатического отдела ВНС, т.к. имеется тесная взаимосвязь характера вегетативного регулирования функций организма с особенностями психоэмоциональной сферы [8].
Таким образом, полученные результаты позволили сделать следующие выводы:
1. Выявлено, что встречаемость речевых дисфункций среди мальчиков выше по сравнению с девочками.
2. Более высокий уровень готовности к обучению отмечен среди дошкольников 7 лет (38%) по сравнению с детьми 6,5 (5%) и 6 лет (2%),
о чем свидетельствуют уровень сформирован-ности наглядно-образного и логического мышления, памяти разной модальности.
3. Показатели готовности к обучению, в т.ч. умственная работоспособность во всех возрастных группах дошкольников выше у девочек по сравнению с мальчиками.
4. Оценка психомоторной деятельности выявила 32% дошкольников с сильной нервной системой и 50% - со слабой. Среди мальчиков преобладал слабый, среди девочек - сильный тип, что соответствовало психоэмоциональному состоянию организма.
5. С возрастом у обследованных дошкольников отмечено уменьшение средних значений тревожности.
Список литературы
1. Гребнева Н.Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области: моногр. Тюмень, 2006.
2. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет / под ред. М.М. Безруких. М., 2006.
3. СонькинВ.Д. Законы растущего организма. М., 2007.
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М., 2008.
5. ЛакинГ.Ф. Биометрия. М., 1980.
6. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. М., 1983.
7. Лабораторный практикум по физиологии нервной системы: учеб. пособие / Т.С. Копосова, Н.В. Звягина, С.Ф. Лукина и др. Архангельск, 2004.
8. Розанова В.Д. Особенности гомеостатических реакций организма в различные возрастные периоды при действии стрессовых раздражителей // Ведущие проблемы возрастной физиологии и биохимии. М., 1966. С. 109-136.
Bakieva Nailya, Grebneva Nadezhda
PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES OF AGE DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN IN THE CONDITIONS OF WESTERN SIBERIA
The research data concerning readiness to the systematic schooling of preschool age children are presented in the article. Psychophysiological readiness to schooling is revealed to have sexual distinctions. The reduction of average values of uneasiness with years is specified in the schoolchildren examined.
Контактная информация: Бакиева Наиля Загитовна e-mail: [email protected] Гребнева Надежда Николаевна e-mail: [email protected]
Рецензент - Морозова Л.В., доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биологии и экологии человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова